Маргарита Давыдова
Музыкальный словарь. Начальная школа
© ООО «ВАКО», 2015, 2021, с изменениями
* * *Предисловие
Дорогие ребята!
На уроках музыки, как и на любых других занятиях, вы встречаетесь с новыми словами (например, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр), знакомитесь с разными музыкальными инструментами (рассматриваете, как они выглядят, и запоминаете их названия).
А ещё, разучивая песню, необходимо знать, как её исполнять – быстро или медленно, тихо или громко. Для всех этих понятий тоже существуют специальные термины, большинство из которых пришло к нам из Италии и Франции.
В словарике вы найдёте толкование слов, которые чаще всего встречаются в работе музыкантов.
Вы также узнаете о творчестве прославленных композиторов и о самых известных их сочинениях.
Материалы словарика можно использовать и при создании школьных стенных газет, посвящённых памятным музыкальным датам.
Толкования слов, которые имеют несколько разных музыкальных значений, приводятся в словаре под номерами. Например:
АДА́ЖИО – 1) медленный темп; 2) название музыкального произведения (или его части), которое исполняется в таком темпе; 3) медленный танец в классическом балете.
Сокращения
англ. – английский язык
венг. – венгерский язык
греч. – греческий язык
исп. – испанский язык
итал. – итальянский язык
лат. – латинский язык
нем. – немецкий язык
польск. – польский язык
фр. – французский язык
чешск. – чешский язык
А
АБСОЛЮ́ТНЫЙ СЛУХ – умение человека узнавать по звучанию (на слух) высоту любого звука, независимо от того, является ли услышанный звук сыгранным на инструменте или спетым голосом.
Точность абсолютного слуха бывает наибольшей в среднем регистре, где звуки более всего соответствуют естественным голосам людей. Труднее всего угадываются самые высокие и самые низкие звуки. Человек с абсолютным слухом может даже воспроизвести на музыкальном инструменте немузыкальные звуки (см. Шумовой звук). Например, если где-то высоко летит самолёт, мы слышим только гул его моторов. Музыкант же с абсолютным слухом воспроизводит эти звуки на рояле совершенно точно.
АДА́ЖИО (от итал. адажио – спокойно, медленно) – 1) медленный темп; 2) название музыкального произведения (или его части), которое исполняется в таком темпе; 3) медленный танец в классическом балете. Такой танец может исполнять один человек, но чаще его танцуют в паре – дуэтом. Поэтому, услышав объявление диктора радио или ТВ: «Адажио из балета “Щелкунчик”», знайте: сейчас зазвучит медленная, но удивительно красивая музыка.
А КАПЕ́ЛЛА (от итал. а капелла – в стиле капеллы) – пение хором без инструментального сопровождения. В древние времена, когда ещё не существовало так много музыкальных инструментов, как сегодня, музыка звучала без инструментального сопровождения, то есть а капелла. Например, дети водили хороводы и пели песни или шли в боевой поход воины и хором исполняли строевую песню.
На школьных уроках музыки часть песен также исполняется без сопровождения. Обычно это произведения народного творчества. Но подобные сочинения создавались и профессиональными композиторами, чтобы подчеркнуть вокальные умения певцов, продемонстрировать красоту хорового звучания. Среди них П. И. Чайковский, С. И. Танеев, Д. Д. Шостакович и др.
АККОМПАНЕМЕ́НТ (от фр. аккомпанье – сопровождать) – музыкальное сопровождение пения, танца или звучания одного инструмента. Аккомпанемент может быть разным. Бывает, что певца-солиста или целый хор сопровождает всего один инструмент – рояль, баян. Так чаще всего исполняют песни на школьных уроках или праздниках. Но если на сцене театра идёт музыкальный спектакль – опера или балет, то ему уже аккомпанируют сразу много инструментов – оркестр.
Аккомпанемент украшает певческую мелодию и подчёркивает её основной характер – весёлый, шуточный, праздничный или, наоборот, серьёзный, героический.
АККО́РД (от фр. аккорд – согласие) – одновременное сочетание нескольких (но не менее трёх) звуков различной высоты. Звучание аккорда может быть приятным слуху человека, тогда такой аккорд называется «консонанс» – согласованный. А если звукосочетание получается резким, «колючим», раздражающим, то он называется «диссонанс» – несогласованный.
АККОРДЕО́Н – клавишный духовой инструмент, разновидность хроматической гармоники. Его корпус состоит из двух коробок, соединительных мехов и двух клавиатур – наборов рычагов, которые следует нажимать для того, чтобы появился звук. Клавиатура для левой руки – кнопочная, для правой – клавишная, фортепианного типа. Подобно баяну, аккордеон обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Кнопочная клавиатура имеет 6 (иногда 7) рядов: в первом и во втором расположены отдельные басовые звуки, в остальных – «готовые» аккорды (отсюда произошло и название инструмента).
АКТ (от лат. актус – действие) – законченная часть театрального произведения (драмы, оперы, балета). Акты отделяются друг от друга перерывами – антрактами (см. Антракт). Иногда акт также делится на отдельные части – картины.
Название школьного зала, в котором проводятся праздники, – актовый зал – тоже произошло от этого слова.
АКУ́СТИКА (от греч. акуо – слышу) – наука о звуке, которая изучает причины его появления и свойства. Кроме того, акустика занимается проблемами распространения звуковых колебаний. Бывает так: послушал человек музыку в одном концертном зале, и она ему понравилась. А потом услышал в другом зале и удивился: и скрипки плохо слышны, и голоса певцов угасают. В чём дело? Музыка-то была одна и та же…
Ответ прост: в первом зале была замечательная акустика, позволявшая расслышать все тонкости музыкального звучания. А в другом зале акустика была плохой, из-за неё и музыка изменилась до неузнаваемости. Поэтому когда возводят концертные залы, принимают в расчёт все детали, чтобы создать наилучшую акустику для прослушивания музыки.
Сравните разную акустику школьных помещений: одна и та же песня может звучать по-разному в обычном классе и в актовом зале.
АКЦЕ́НТ (от лат. акцентус – ударение) – выделение, особенно громкое подчёркивание отдельного звука или аккорда. В нотном письме акценты обозначаются различными знаками: V, sF и др. Эти знаки проставляются над той нотой или аккордом, к которым относятся, или под ними.
Основная мелодия «Арагонской хоты» М. И. Глинки, которую слушают на занятиях в школе, начинается с мощного акцента, его исполняют вместе все инструменты симфонического оркестра.
АКЫ́Н – народный певец и поэт в Средней Азии. Такой музыкант одновременно и сочиняет свои песни, и поёт их, аккомпанируя себе на народном инструменте – домбре или комузе. Для сочинений акынов характерно описание всего того, что они видят вокруг, – природы, животных в степи, действий родных и близких им людей. Существует даже такое понятие – «акынская песня», означающее, что человек нараспев рассказывает обо всём, что находится в зоне его видимости.
АЛЛЕ́ГРО (от итал. аллегро – весёлый, живой) – быстрый темп звучания музыки. Слово можно также перевести как «быстро, скоро». Нередко авторы в начале сочинения пишут этот термин в сочетании с другими. Например, песня «Весёлые путешественники» М. Р. Раухвергера может звучать аллегро скерцо (быстро, задорно). А русская народная песня «Во поле берёза стояла» – аллегро модерато (умеренно быстро).
АЛЬТ (от итал. альто – высокий) – 1) музыкальный инструмент, напоминающий скрипку, только превосходящий её по размеру. Появился в начале XVI в.
В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. Тембр альта – глуховатый, тусклый, но мягкий, выразительный. Альт с давних пор использовали в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии. Интерес к самобытным выразительным возможностям альта как сольного инструмента возник в середине XIX в., в период расцвета романтизма;
2) детский голос. Те, кто поёт в хоре, знают, что вокальные партии для детей делятся на те, что поют первые голоса (сопрано), и те, что поют вторые голоса. Вторые детские голоса (то есть более низкие, плотные) и называются альтами.
АЛЯ́БЬЕВ АЛЕКСА́НДР АЛЕКСА́НДРОВИЧ (1787–1851 гг.) – известный русский композитор, представитель просвещённой части дворянской интеллигенции, участник Отечественной войны 1812 г. Прославился как выдающийся мастер вокальной лирики, главным образом романсов, из которых самым знаменитым является «Соловей» на стихи А. А. Дельвига (посвящённый А. С. Пушкину). Другие его сочинения – «Вечерний звон» (на стихи И. И. Козлова), «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), оперы, балеты, водевили, инструментальные пьесы.
АНА́ЛИЗ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ – разбор средств музыкальной выразительности произведения, к которым относятся мелодика, ритм, гармония, жанр, форма, темп (скорость исполнения), регистр, динамика (сила звука). С помощью такого разбора выясняют, насколько средства выразительности соответствуют передаче основной мысли произведения.
Но анализ музыкального произведения не ограничивается изучением отдельных элементов сочинения – необходимо рассматривать их взаимодействие между собой и учитывать общие особенности конкретного музыкального стиля. Например, жанр песни подразумевает непродолжительность звучания, её может сопровождать всего один инструмент. А симфония должна длиться дольше, и в её исполнении участвует оркестр.
На уроках музыки анализ произведений помогает школьникам лучше понять сочинения композиторов и народную музыку.
АНГЛИ́ЙСКИЙ РОЖО́К – духовой музыкальный инструмент, который относится к группе гобоев, но голос английского рожка настраивается на несколько тонов ниже обычного гобоя, и его легко узнать – он неяркий, слегка меланхоличный. В сочетании с другими инструментами необычное звучание вступлению к знаменитому «Танцу маленьких лебедей» композитора П. И. Чайковского придаёт голос английского рожка.
И ещё считается, что английский рожок отлично передаёт восточный оттенок музыки. Поэтому он использовался композиторами для участия в сценах опер и балетов, где события происходят на Востоке. Например, в сцене восточных танцев оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
АНСА́МБЛЬ (от фр. ансамбль – вместе) – 1) вокальное или инструментальное произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей – двух, трёх, четырёх и т. д. К таким произведениям относятся дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.;
2) коллектив музыкантов, исполняющий такого рода музыку.
В XX в. слово «ансамбль» стало часто применяться по отношению к крупным исполнительским коллективам. Например, ансамбль народной песни и танца «Берёзка», Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова, Ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева и др.
Выражение «хороший ансамбль» указывает на высокую степень слаженности, согласованности в исполнительском искусстве. Например, на уроке музыки приходится неоднократно повторять одну и ту же песню, чтобы её мелодия исполнялась всеми ребятами точно, в ансамбле, и звучание вышло гармоничным.
АНТРА́КТ (от фр. антре – между и акт – акт, действие) – 1) перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. Во время спектаклей антракт нужен, во-первых, для отдыха актёра и зрителей, во-вторых, для перемены декораций, смены костюмов и грима актёров;
2) оркестровое вступление к одному из актов (кроме первого) в любом виде театрального представления – в опере, драме, балете. (Оркестровое вступление к 1-му акту имеет разные собственные названия – увертюра, прелюдия, интродукция.) Широкой известностью пользуется симфонический антракт «Три чуда» в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». При помощи музыки там создаются сказочные образы белочки, поющей песенку «Во саду ли, в огороде», богатырей, мощными шагами выходящих из моря, и прекрасной Царевны Лебеди, – всё то, что увидят зрители в предстоящем действии.
В опере Ж. Бизе «Кармен» антракт к 3-му действию плавный, спокойный, он создаёт атмосферу покоя и тишины дремлющих гор. И когда поднимается занавес, то зрители видят горный пейзаж, только что «прозвучавший» в музыке. Зато антракт к последнему, 4-му акту, – жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами. Он вводит слушателей в атмосферу народного праздника – предстоящего боя быков.
«АРАГО́НСКАЯ ХО́ТА» – сочинение М. И. Глинки для симфонического оркестра, которое было написано в 1845 г. во время его пребывания в Испании. Хота – национальный испанский танец. Своё название пьеса получила от одной из областей Испании (Арагон). Путешествуя по стране, композитор внимательно изучал особенности народных песен и танцев, благодаря которым он создал свою симфоническую фантазию. В её основу легли две мелодии, которые были разработаны с поразительной изобретательностью и мастерством. «Арагонская хота» стала важным этапом не только в творчестве М. И. Глинки, но и в развитии всей русской музыки, явившись примером классического симфонического произведения.
АРИЕ́ТТА (от итал. ариетта – маленькая ария) – небольшая ария, обычно отличающаяся простотой изложения, оживлённостью и песенным характером мелодии. Такой тип «маленьких арий» был распространён во времена французской комической оперы.
АРИО́ЗО (от итал. ариозо – наподобие арии) – небольшая ария, напевная по мелодии, даже порой декламационная (декламация – выразительное чтение). Оперные ариозо обычно имеют лирический характер. В отличие от арий у ариозо более скромные размер и накал страстей. Сравните, к примеру, два музыкальных номера в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», которые исполняет один персонаж – Ленский. В 1-й картине он поёт ариозо «Я люблю вас, Ольга» – лирическое объяснение в любви. А в 4-й картине – знаменитую арию «Куда, куда вы удалились…», эмоционально насыщенную, полную предсмертной тоски.
А́РИЯ (от итал. ариа – песня, воздух, ветер) – законченный по построению эпизод в опере (кантате, оратории), большая песня главного героя. Ария часто начинается с оркестрового вступления, её исполняет певец в сопровождении оркестра.
Чтобы лучше раскрыть образ героя, в оперу обычно вводится несколько арий, различных по образному содержанию. Различается и строение арий. Очень часто применяется трёхчастная форма, в которой третья часть является точным повторением первой. Примером может служить, например, ария Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».
АРПЕ́ДЖИО (от итал. арпеджио – играть на арфе) – способ исполнения аккордов, когда их звуки берутся не одновременно, а последовательно – один за другим. Юные музыканты знают такой вид тренировки беглости пальцев – исполнение арпеджио. Но этот вид техники применяют при игре не только на арфе, но и на фортепиано и других музыкальных инструментах.
АРТИ́СТ – музыкант-исполнитель (певец, дирижёр или инструменталист), постоянно выступающий на оперной сцене или концертной эстраде. В широком смысле слова артистами называют всех деятелей искусства, в том числе композиторов.
А́РФА (от нем. харфе) – струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие арфы были известны ещё в Древнем Египте за три тысячелетия до н. э. В Средние века такая арфа была излюбленным инструментом уличных музыкантов Европы – трубадуров (см. Трубадур) и миннезингеров (миннезингеры – немецкие лирические поэты-певцы).
Современная арфа, более усовершенствованная, с педалями, была изобретена в 1801 г. во Франции. Играют на арфе двумя руками, сидя. Этот инструмент способен издавать нежные переливчатые, «воздушные» звучания. Нередко в опере арфа передаёт звуки гуслей («Садко» Н. А. Римского-Корсакова) или гитары («Алеко» С. В. Рахманинова, «Арагонская хота» М. И. Глинки).
Б
БАЛА́КИРЕВ МИ́ЛИЙ АЛЕКСЕ́ЕВИЧ (1837–1910 гг.) – выдающий русский композитор, педагог, организатор и руководитель прославленного содружества молодых музыкантов «Могучая кучка» (см. «Могучая кучка»). Не получил систематического музыкального образования, но постоянно занимался самообразованием, и это помогло развитию его незаурядного дарования. Большую роль в жизни сыграла его встреча с М. И. Глинкой. Балакирев всю жизнь посвятил выполнению заветов этого основоположника русской классики. В историю мировой музыки М. А. Балакирев вошёл как чуткий специалист, разглядевший огромные способности композиторов-«кучкистов» (Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи) и направлявший их творчество. Помимо сочинений (концертов, увертюр, пьес для фортепиано, романсов и хоров) в его наследии значительное место занимают сборники записанных и обработанных им народных песен.
БАЛАЛА́ЙКА – русский народный щипковый музыкальный инструмент, близкая родственница домры. Состоит из треугольного корпуса и грифа, на который натянуты три струны. Звук на балалайке извлекается рядом приёмов: бряцанием (ударом пальцев при быстрых взмахах кисти руки), щипком.
Большую роль в усовершенствовании балалайки и появлении её в концертах сыграл организатор первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев (1861–1918 гг.). Он же и запатентовал известный ныне вид балалайки – с тремя струнами.
Чтобы помочь распространению балалайки, В. В. Андреев принялся обучать игре на ней солдат Петербургского гарнизона. В те времена солдаты, которые возвращались домой после службы, привозили с собой на родину балалайки.
По инициативе В. В. Андреева были созданы различные типы концертных балалаек. Гастроли его оркестра, исполнявшего на народных инструментах разные сочинения, имели огромный успех в разных странах. Иногда балалайка использовалась в звучании симфонических оркестров для передачи нужных характерных звуков. Так, в сопровождении оперы Д. Д. Шостаковича «Нос» звучали две балалайки.
БАЛЕ́Т (от итал. балло – танец, пляска) – музыкально-танцевальный спектакль. В таком спектакле сочетаются не только музыка и танец, но и, как в любом театральном действии, драматическая игра актёров, пантомима, живописные декорации, костюмы, грим. Балет нередко является частью оперы. Так, в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки целое действие, которое называется «Польское», является балетным. В нём звучат несколько блистательных танцев – полонез, мазурка, краковяк. Независимыми танцевальными сценами являются эпизоды «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина и «Вальпургиева ночь», финал оперы Ш. Гуно «Фауст».
Самостоятельным жанром балет стал в конце XVIII в. Исключительно высокие достижения в балетной музыке принадлежат русскому композитору П. И. Чайковскому, создавшему в конце XIX в. три балета, ставших классическими – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В них композитор отошёл от приёма дивертисментов – номеров, которые лишь формально соединялись для показа отдельных танцев. В балетах П. И. Чайковского присутствовал сюжет, придерживаясь которого он и создавал свою бессмертную музыку.
В XX в. классикой балета стали произведения С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Каменный цветок».
БАЛЛА́ДА (от фр. баллад – народная танцевальная песня) – песня повествовательного склада, связанная с народными преданиями, элементами фантастики или повествующая о событиях прошлого, окрашенная особой эмоциональностью. Жанр баллады достиг расцвета в профессиональной музыке в эпоху романтизма, на рубеже XVIII–XIX вв. Тогда композиторы сочиняли их для пения (вокальные баллады) и для игры на различных инструментах. Впервые термин использовал Ф. Шопен для обозначения крупной фортепианной пьесы. Фортепианные баллады сочиняли и другие композиторы (Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). У М. И. Глинки есть романс – драматическая баллада «Ночной смотр» на стихи И. В. Гёте (в переводе В. А. Жуковского). С. М. Ляпунов создал концертную увертюру «Баллада», которая исполняется на двух роялях. В школьной программе по музыке есть военная песня «Баллада о солдате».
«БАЛЛА́ДА О СОЛДА́ТЕ» – песня композитора В. П. Соловьёва-Седого на стихи поэта-фронтовика М. Л. Матусовского. Эта песня создавалась к фильму о войне «В трудный час». Её главная музыкальная тема несколько раз звучит по ходу картины, а в финале песню поют со словами как гимн солдатскому подвигу. Композитор хотел, чтобы в музыке ощущался мерный солдатский шаг, отражая действия текста – «шёл», «пел», «бил».
«Баллада о солдате» включена в репертуар Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова.
БАРАБА́Н – ударный музыкальный инструмент. Обычно состоит из корпуса в виде цилиндра (чаще всего деревянного или металлического), на который с двух сторон натянуты кожаные или пластиковые мембраны. Разновидности этого инструмента встречаются у многих народов, например односторонние африканские барабаны. Их использовали как сигнальные инструменты, инструменты для передачи информации на расстоянии. Барабанным боем сопровождались ритуалы, религиозные обряды, военные шествия.
Существует несколько способов игры на барабане. Удары (руками, колотушкой, палкой по мембране) или трение (палкой, верёвкой, щёткой по мембране). Наиболее распространён первый способ – удары, поэтому музыкант, играющий на барабане, носит название «ударник».
В современном оркестре чаще всего используются большой барабан и малый барабан. Инструмент под названием «литавры» (см. Литавры) представляет собой целый набор барабанов с разной высотой звука.
Благодаря своим динамическим возможностям барабан способен передать множество состояний: и бурю человеческих страстей, и атмосферу военного похода, и грохот страшного урагана. Многие композиторы, как русские, так и зарубежные, охотно использовали этот инструмент в своих сочинениях.
БАРИТО́Н (от итал. баритоно – тяжёлый, низкий) – мужской голос, по тембру находящийся между басом (см. Бас) и тенором (см. Тенор). Долгое время мужские голоса подразделялись на тенора (высокие голоса) и басы (все, что ниже тенора). Но с XVIII в. в вокальном искусстве стали выделять ещё и средний голос – баритон, для которого написано множество прекрасных партий в операх – от комических до героических. Например, сказочный птицелов Папагено в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, трагический шут Риголетто в одноимённой опере Д. Верди, Евгений Онегин – герой оперы П. И. Чайковского, тореадор Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе.
Обладателем одного из самых выдающихся баритонов мира был русский певец Дмитрий Александрович Хворостовский.
БАРКАРО́ЛА (от итал. барка – лодка) – песня лодочника. Пьесы с таким названием имеют спокойный, певучий характер, аккомпанемент нередко имитирует всплеск волн или покачивание лодки на волнах. Наиболее знаменитые музыкальные примеры – романс «Баркарола» М. И. Глинки, песня Ф. Шуберта «Для пения на воде», фортепианная «Баркарола. Июнь» из сборника «Времена года» П. И. Чайковского, фортепианная пьеса Ф. Шопена, дуэт из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана».
БАС (от лат. бассус, итал. бассо – низкий) – мужской голос, самый низкий по звучанию. Долгое время басовые партии сочинялись для важных оперных героев – царей, королей, богов. Потом использование баса расширилось – обладатель такого голоса мог играть и отрицательных, злых персонажей, и комических, и характерных героев.