Известные оперные партии для баса – величественный царь Борис и комический персонаж Варлаам («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), коварный хан Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина).
Наиболее ярким образцом баса был голос знаменитого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина.
БАХ ИОГА́НН СЕБАСТЬЯ́Н (1685–1750 гг.) – великий немецкий композитор и органист. Несколько поколений его предков были музыкантами. Иоганн с 10 лет прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре, сочинял первые пьесы. Но при жизни Баха почти ничего из его сочинений не было напечатано, он умер в бедности и безвестности. Со временем почти все его музыкальные сочинения оказались забытыми. Следующее поколение музыкантов, например В. А. Моцарт, знало музыку Баха хуже, чем мы с вами. И только спустя 100 лет, в XIX в., композиторы-романтики отыскали в архивах и исполнили сочинения И. С. Баха. Его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир.
Несмотря на тяжёлую жизнь, у композитора бывали и весёлые минуты. Вероятно, в один из таких моментов он и сочинил свою «Шутку» – пьесу для флейты в сопровождении камерного оркестра. Для того чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки, И. С. Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутку» исполнить не так-то просто. С ней может справиться только настоящий виртуоз.
И. С. Бах сочинил множество маленьких лёгких пьес для детей, которые разучивают на клавире и органе – «Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах», сборники сюит.
Гений И. С. Баха заложил основы европейской музыкальной классики, его творения отмечены красотой и совершенством формы, он открыл новую эпоху в мировой музыкальной культуре.
БАЯ́Н – клавишный духовой инструмент, получивший массовое распространение в России с конца XIX в. Улучшенная разновидность гармоники. Название инструмента произошло от имени древнего русского певца-сказителя Баяна (или Бояна).
БЕЛЬКА́НТО (от итал. бель канто – красивое пение) – манера пения, возникшая в Италии в XVII–XVIII вв. Певцы, овладевшие приёмами бельканто, отличаются особым изяществом звучания голоса, красивой и насыщенной окраской звука, ровностью голоса на высоких и низких звуках, виртуозной техникой. Именно такие голоса требовались для исполнения партий в операх многих композиторов.
К концу XIX в. в оперу приходит новый вид сочинительских приёмов и постановок спектаклей. Так, в операх Д. Верди красивое пение перестаёт играть главенствующую роль, на первый план выходит стремление к передаче характеров героев в единстве музыки и сценической драматургии.
БЕТХО́ВЕН ЛЮ́ДВИГ ВАН (1770–1827 гг.) – великий немецкий композитор. Родился и вырос в Германии в семье музыканта, зрелые годы провёл в Вене (Австрия), где сочинил гениальные произведения. В 12 лет он был вынужден пойти работать, чтобы прокормить семью. В это же время начал сочинять музыку.
В 22 года Людвиг приехал в Вену и сначала покорил этот город как блестящий пианист, но затем публика признала его и как выдающегося композитора. Его имя ставят в один ряд с Й. Гайдном и В. А. Моцартом.
В середине жизненного пути композитора настигло страшное несчастье – глухота, которая год от года усиливалась. Но Л. Бетховен продолжил сочинять музыку. Известны слова Л. Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».
Композитор усовершенствовал много музыкальных жанров. Например, он сочинил 32 сонаты, которые считают энциклопедией школы пианистов. Самые знаменитые – № 14 («Лунная соната»), № 8 («Патетическая»), № 21 («Аппассионата») – являются вершиной мировой музыки.
Творчество Л. Бетховена пронизано героикой и насыщено драматизмом. «Через борьбу – к победе» – таков был его девиз, он не согнулся под тяжестью навалившихся на него бедствий и сумел подчинить себе свою судьбу.
На склоне дней Л. Бетховен создал удивительную симфонию – 9-ю. Она необычна тем, что в ней поют: в финале хор исполняет оду поэта Ф. Шиллера «К радости». Величественная музыка напоминает гимн, обращённый ко всем людям земли.
На уроках музыки в начальной школе ребята слушают сначала простую музыку Л. Бетховена – песню «Сурок», пьесу «Весёлая. Грустная». А потом знакомятся с более сложными произведениями – со знаменитой «Лунной сонатой», увертюрой «Эгмонт».
БОЛЕРО́ (от исп. болеро) – испанский народный танец, который обычно исполнялся в сопровождении гитары или пения. В болеро многократно повторяется одна и та же ритмическая фигура, которая отстукивалась кастаньетами (см. Кастаньеты) или щелчками пальцев.
Болеро часто встречается в операх и балетах, такие пьесы есть у Ф. Шопена, Г. Берлиоза, М. И. Глинки, Р. Шумана, Д. Верди. Широко известно «Болеро» композитора М. Равеля, сочинённое как балетная музыка.
БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР – старейший русский театр, основанный в Москве в 1776 г. специально для постановок музыкальных спектаклей – опер и балетов, главный музыкальный театр России. Здание театра всемирно известно своим обликом – на портике его фасада установлена особая скульптурная группа: четвёркой коней управляет греческий бог искусств Аполлон. Архитектор здания – Осип Бове. Автор конной скульптуры – Пётр Клодт.
Театр знаменит тем, что на его сцене впервые были показаны многие музыкальные спектакли, ставшие потом классическими образцами, в том числе балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
БОРОДИ́Н АЛЕКСА́НДР ПОРФИ́РЬЕВИЧ (1833–1887 гг.) – выдающийся русский композитор, участник кружка «Могучая кучка». Известен тем, что достиг выдающихся успехов сразу в двух областях деятельности – как музыкант и как учёный-химик. В Медико-хирургической академии, где работал профессор, восхищались научной широтой его знаний. А друзья-музыканты из «Могучей кучки» не уставали удивляться его композиторскому таланту. В историю музыки А. П. Бородин вошёл как создатель произведений, рассказывающих о военной мощи России, её богатырях и защитниках. Таковы его 1-я симфония, написанная под руководством М. А. Балакирева, и знаменитая 2-я симфония, которой критик В. В. Стасов дал меткое название «Богатырская».
Мировое признание получила опера «Князь Игорь», написанная А. П. Бородиным по мотивам древнерусского сказания «Слово о полку Игореве». Сюжет был подсказан В. В. Стасовым, А. П. Бородин сам сочинял либретто для неё. «Князь Игорь» – выдающееся достижение русского оперного жанра, образец героической музыкальной драмы. Главная идея – патриотизм народа, борющегося за своё Отечество. Следуя традициям М. И. Глинки, А. П. Бородин создал не только поразительной красоты вокальные партии, но и целое действие посвятил танцевальной восточной музыке («Половецкие пляски»). К сожалению, А. П. Бородин не успел довести работу над оперой до конца, завершили её Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.
БУ́БЕН – ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянный обруч, обтянутый кожей, на который прикреплены стальные колокольчики. Играют на нём, используя два приёма – удары и встряхивание. Широко распространён в Испании и Италии. Для создания музыки, имеющей сходство с подлинными испанскими или итальянскими напевами, композиторы других стран не забывали включать в неё партию бубна. Так, у русского композитора М. И. Глинки есть симфоническое произведение «Арагонская хота» (см. «Арагонская хота»). Для подчёркивания сходства своего произведения с истинной музыкой Испании Глинка написал и включил в хоту партию специально для бубна.
В балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» есть момент, когда главный герой – принц выбирает себе невесту и перед ним несколько девушек из разных стран исполняют свои танцы. Так, для невесты из Италии композитор сочинил виртуозный «Неаполитанский танец», в котором также использовал голос бубна.
БЫЛИ́НА – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах героев-богатырей, о былых временах, выдающихся событиях народной жизни. Былина носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи, иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах. Былины исполнялись сказителем, который должен был иметь отличную память, поскольку тексты сказов достигали нескольких тысяч строчек.
В былинах не было одной, закреплённой мелодии, при повторениях былинный напев варьировался, изменялся в зависимости от развития поэтических образов.
Многие былинные напевы были записаны и изданы в сборниках русских народных песен, составленных Н. А. Римским-Корсаковым, М. А. Балакиревым, А. К. Лядовым.
Былины оказали большое влияние на русскую классическую и современную музыку. Былинные напевы использованы в ряде произведений российских композиторов (оперы «Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского).
В
ВАЛТО́РНА (от нем. валтхорн – лесной рог) – медный духовой музыкальный инструмент, который действительно произошёл от старинного охотничьего рога. Валторна представляет собой длинную трубку, свёрнутую спиралью. Её тембр – мягкий, певучий. Сразу три валторны изображают появление волка в сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Здесь композитор определил характер звучания валторн как «зловещее». «Чтобы было страшнее», – пояснял сам композитор.
ВАЛЬС (от фр. вальс, нем. вальцер – раскатывать) – один из популярнейших бальных танцев, во время которого танцующие плавно кружатся в парах. Возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Вот как описывает его характер в своём романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин:
Однообразный и безумный,Как вихорь жизни молодой,Кружится вальса вихорь шумный,Чета мелькает за четой.Темп вальса бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер – трёхдольный.
Вальс называют «королём балов», но в России этот танец некоторое время был запрещён. В начале XIX в. в России его знали, но воспринимали неодобрительно. Русская знать, привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем слишком вольным. Подумайте сами: во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за талию! При императоре Павле I даже было выпущено строгое полицейское предписание, в котором говорилось: «Запретить на балах употребление пляски, вальсом именуемой». Хорошо, что потом этот запрет всё-таки был отменён.
Множество красивых вальсов написано разными авторами в разных странах! Существует шуточная пьеска для фортепиано, которую умеет играть каждый начинающий музыкант, – «Собачий вальс». Но не все знают, что её сочинение приписывают Ф. Шопену. Удивительной мелодичности вальсы создали М. И. Глинка («Вальс-фантазия»), П. И. Чайковский («Сентиментальный вальс», «Ната-вальс»), Г. В. Свиридов (вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»), Ф. Шуберт, Д. Д. Шостакович («Вальс-шутка»).
Австрийский композитор И. Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство из которых – вальсы, за что и был удостоен титула «король вальсов». Он родился и жил в столице Австрии Вене, но стал известным, когда почти 10 лет жил и работал в Петербурге.
Жанр вальса композиторы часто используют при написании опер, балетов, симфоний. Широко известны вальсы из опер «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно. В балете С. С. Прокофьева «Каменный цветок» звучит «Вальс алмазов».
В ритме вальса написаны некоторые оперные арии (знаменитая «Песенка герцога» в опере «Риголетто» Д. Верди), романсы («Средь шумного бала» П. И. Чайковского), отдельные части произведений (3-я часть 5-й симфонии П. И. Чайковского). Вальсами являются многие популярные песни. Так, у композитора И. О. Дунаевского есть «Лунный вальс» (из кинофильма «Цирк») и «Школьный вальс». А во время учёбы ребята ещё знакомятся с вальсами-песенками Д. Б. Кабалевского «Школьные годы» и «Наш край».
ВАРИА́ЦИЯ (от лат. вариацио – изменение) – 1) многократное повторение основной мелодии с некоторыми её изменениями. Причём первоначальная тема всё время обогащается, украшается, становится всё более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. Проследите, как изменяется сопровождение песни «Полюшко-поле» Л. К. Книппера, которая звучит на уроках музыки.
Но может меняться не основная мелодия, а только её сопровождение. Такую музыкальную форму придумал русский композитор М. И. Глинка, поэтому она названа в его честь – «глинкинские вариации»;
2) сольный танец в классическом балете. Например, «Вариация феи Сирени» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
ВЕ́НСКАЯ КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА – название творческого направления, которое сложилось в Австрии в конце XVIII – начале XIX в. Столица Австрии – Вена, поэтому музыкальное направление и получило такое название. В это время в Вене творили три величайших композитора – Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. В своих сочинениях они не только использовали и обобщили много музыкальных достижений, сделанных до них в разных странах Европы, но и сочинили пьесы, которые стали новаторскими почти во всех основных музыкальных жанрах. Можно сказать, что именно в этот период начался расцвет жанров симфонии и оперы, сонаты и концерта, квартетов и вокальной музыки. Этим и ценится Венская классическая школа. Она оказала колоссальное влияние на всё последующее развитие музыкального искусства. А творчество композиторов венской школы остаётся одной из вершин мировой музыкальной культуры.
«ВЕ́ЧЕР НА РЕ́ЙДЕ» – одна из любимых лирических песен в годы Великой Отечественной войны. Была создана в начале войны в Ленинграде, композитор В. П. Соловьёв-Седой, автор слов А. Д. Чуркин. Как и все ленинградцы, авторы песни рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. Однажды летним вечером, работая в порту, они присели отдохнуть и были поражены окружающей их тишиной, словно и не было войны. Волны чуть слышно плескались, залив был окутан синей дымкой, а с корабля, стоящего на рейде, доносились звуки баяна. «Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, – рассказывал В. П. Соловьёв-Седой, – и меня охватило горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Композитор, полный впечатлений, за несколько часов сочинил песню, припевом которой стали слова «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».
ВИОЛОНЧЕ́ЛЬ (от итал. виолончелло, уменьшительное от виолоне – контрабас) – крупный струнный смычковый инструмент, включённый в состав симфонического оркестра. Виолончель больше скрипки и альта, но меньше контрабаса. Появилась в начале XVI в. Играют на виолончели сидя, установив её корпус на специальную металлическую вертикальную подставку – шпиль.
Голос виолончели, или, точнее сказать, её тембр, тёплый и выразительный, часто сравнивают с человеческим голосом. Для виолончели написано много выдающихся музыкальных произведений. Всемирной известностью пользуются концертные Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского. Концерты для виолончели с оркестром также сочиняли А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Боккерини, Р. Шуман, К. Сен-Санс, А. Дворжак, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.
ВИРТУО́З (от итал. виртуозо – доблестный, мужественный) – музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом. Когда играет или поёт виртуоз, то делает это легко и непринуждённо, с блеском преодолевая любые технические трудности. Когда хотят сказать о каком-то человеке, что он настоящий мастер своего дела, то обычно произносят: «Виртуоз!» Это высшая похвала таланта и трудолюбия.
От этого слова произошло немало других, например виртуозность – мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Или виртуозная музыка – музыка, чрезвычайно трудная для исполнения, наполненная техническими неудобствами, но требующая блестящей, эффектной игры.
ВОЕ́ННАЯ МУ́ЗЫКА – музыка, исполняемая во время военных парадов (и других торжественных военных церемоний), строевых занятий, походов и т. п.
Основным жанром военной музыки является марш. На уроках музыки школьники разучивают и исполняют народный военный марш «Солдатушки, бравы ребятушки». Нигде в мире, кроме России, нет профессиональных музыкальных коллективов для исполнения военной музыки – ансамблей песни и пляски, духовых оркестров военных округов, военных хоров. Самый знаменитый из них – Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова – был создан в 1928 г. Во всех странах, где проходили выступления этого ансамбля, газеты с восторгом писали о его великолепной технике и виртуозности, о том, как должна гордиться Россия подобными исполнителями.
Военная музыка в нашей стране появилась в XVI в., во времена Ивана Грозного, который начал проводить в жизнь военную реформу и подписал документ о создании команд военных музыкантов – ватаг.
В начале XVIII в. его дело продолжил Пётр Первый, издав специальный устав, по которому в штат каждой воинской части вводился духовой оркестр.
Оркестры должны были играть на балах, ассамблеях, обедах и на больших празднествах. Тогда же был заведён обычай отмечать победы русского оружия под фанфарную, торжественную музыку.
Для военных оркестров создавали произведения М. И. Глинка, А. А. Алябьев, Н. А. Римский-Корсаков. П. И. Чайковский в ознаменование победы русских моряков написал «Скобелев-марш». Причём композитор отказался от гонорара за него, а на обложке нот было написано: «Весь сбор назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров».
Военные оркестры известны по парадам на Красной площади. Все торжественные события, особенно парады в честь Дня Победы 9 мая, проходят под звуки этих оркестров, чаще всего в такой праздник звучат знаменитые произведения – марш композитора В. И. Агапкина «Прощание славянки», песня Д. Ф. Тухманова «День Победы».
Военная музыка во все времена дисциплинировала, поднимала боевой дух армии, умножала наступательную силу полков. Армейские музыкальные коллективы играли на полях сражений против панов и немецких баронов, против Наполеона и турецких орд. Победно раздавались русские боевые марши под Полтавой и у Измаила, на полях Гражданской войны и в поверженном Берлине.
ВОКАЛИ́З (от лат. вокалис – гласный звук) – вокальное упражнение для голоса или музыкальная пьеса, специально написанная для её исполнения одним голосом, без слов, с помощью распева звуков. Обращаясь к жанру вокализа, композиторы сочиняли выразительные мелодии, которые и без текста заставляли слушателей любоваться их красотой. Таковы, например, вокализы русских композиторов М. И. Глинки, С. С. Прокофьева («Пять мелодий без слов»), Р. М. Глиэра (Концерт для голоса с оркестром). В школе на уроках ребята слушают «Вокализ» С. В. Рахманинова. Отрывок из этого сочинения звучит в самом начале известного фильма «Сказание о земле Сибирской», когда герой, приехавший с фронта, попадает на концерт в консерваторию.
ВОКА́ЛЬНАЯ МУ́ЗЫКА (от фр. вокал – голосовой) – музыка, предназначенная для пения, – сольного (когда поёт один певец), в ансамбле или хорового, а также с сопровождением или а капелла. Самый распространённый вид вокальной музыки – песня. К вокальной музыке также относятся романсы, разные ансамбли, хоры, кантаты, оратории.
ВОКА́ЛЬНЫЙ ЦИКЛ – несколько романсов или песен, объединённых одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3–4 до 20 и более романсов или песен. Первый вокальный цикл «К далёкой возлюбленной» создал Л. Бетховен. Романсы П. И. Чайковского объединены в циклы по стихам, принадлежащим одному автору (А. Н. Апухтин, Д. М. Ратгауз и др.). Несколько циклов созданы М. П. Мусоргским («Детская», «Песни и пляски смерти»).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги