Воззрение жентонг в изложении Джецуна Таранатхи
Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“»
Перевод с тибетского Дмитрия Устьянцева («Сущность пустоты-от-другого», «Двадцать одно различие относительно глубокого смысла», «Украшение мадхьямаки-жентонг») и английского Вагида Рагимова («Сутра сердца праджняпарамиты», «Краткий комментарий к „Сутре сердца“»)
© Перевод. Дмитрий Устьянцев, 2021
© Перевод. Вагид Рагимов, 2010
© Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“», 2022
© ООО ИД «Ганга». Оформление, 2022
Издание посвящается:
Памятная круглая дата – 660 лет со дня ухода Всеведущего Долпо Сангье и 730 лет со дня его рождения
Выражаем сердечную благодарность досточтимому Ламе Йонтену Гиалтсо за то, что он выступил инициатором перевода этой книги, оказывал всяческую поддержку и давал ценные консультации переводчикам и редакторам.
Благодарим за спонсорскую помощь Тимашкова Василия, чья щедрость позволила выйти этой книге в свет и открыла возможность чтения и изучения драгоценного текста традиции Джонанг впервые на русском языке.
Джецун Таранатха, над головой которого восседает Долпопа Шераб Гьялцен
Биография Джецуна Таранатхи (1575–1634)
Джецун Таранатха обрел рождение в Караге в 1575 году в роду великого тибетского переводчика Ра Лоцавы Дордже Драга. При рождении ему было дано имя Кунга Ньингпо. В возрасте одного года он заявил:
Я – мастер Кунга Дролчог.
Но это несколько лет держали в тайне, и только в возрасте четырех лет его привезли в монастырь Кунги Дролчога – Чолунг Джангце, где он был официально признан его воплощением. Затем начались годы интенсивного обучения и практики под руководством великих мастеров, многие из которых были учениками Кунги Дролчога.
Под руководством Джампа Лхундруба Таранатха изучал и осваивал различные дисциплины сутры и тантры. От Доринга Кунги Гьялцена он получил множество тантрических учений и посвящений, главным образом традиции Сакья раздела ламдре. Драгтопа Лхаванг Драгпа передал Таранатхе много тайных наставлений, в том числе шесть йог и махамудру, в результате чего в уме юного Таранатхи возникло высшее изначальное осознавание. Джедрунг Кунга Палзанг, племянник Кунги Дролчога, унаследовавший монастырский комплекс Джонанг, передал Таранатхе учения Калачакры и защитника Дхармы Махакалы, которые получил от дяди. От Лунгрига Гьямцо Таранатха получил множество передач, в том числе посвящение и объяснение Калачакра-тантры, тайные наставления по шести йогам Калачакры согласно традиции Джонанг и собрание сочинений всеведущего Долпопы Шераба Гьялцена. После чего Таранатха достиг высших результатов в практике шести йог.
Когда Таранатхе было четырнадцать лет, в Тибет прибыл индийский йогин Буддагуптанатха, впоследствии ставший одним из основных учителей Таранатхи. Сам Таранатха говорил, что своим пониманием учений Тайной мантры обязан лишь доброте Буддагуптанатхи. В те времена Тибет посещали и другие буддийские и небуддийские индийские йогины и ученые, такие как Балабхадра, Нирванашри, Пурнананда, Пурнаваджра, Кришнабхадра и другие. Некоторые из них даровали Таранатхе глубинные наставления, обучили его науке и перевели вместе с ним на тибетский язык санскритские рукописи. Часть переводов Таранатхи включена в тибетские канонические собрания кангьюра и тенгьюра.
В 1588 году Джедрунг Кунга Палзанг передал Таранатхе трон держателя традиции Джонанг, хотя официальная церемония возведения состоялась только в 1595. Таранатха принял на себя ответственность возрождения и распространения глубинных учений всеведущего Долпопы. Он был полон решимости защитить от опасности исчезновения бесценную линию передачи.
Хотя в то время в Джонанге пользовались руководством по практике шести йог Калачакры, составленным учеником сердца Долпопы, Чогле Намгьялом (1306–1386), лишь немногие понимали глубину философских взглядов Долпопы и его духовных сыновей. Таранатха считал изложенное Долпопой воззрение жентонг тайным, глубинным учением всех будд и бодхисаттв. Хотя сам Таранатха не признавал какой бы то ни было возможности опровергать другую философскую систему, он чувствовал потребность защитить истинные взгляды Долпопы путем опровержения ошибочных воззрений и утвердить правильное толкование согласно линии преемственности Долпопы.
В тот период учитель Таранатхи, Джампа Лхундруб, посоветовал ему восстановить большую ступу Джонанг Кумбум, построенную Долпопой около 260 лет назад. Таранатха с большим усердием приступил к этому проекту.
Однажды утром перед окончанием реставрационных работ у него возникло чудесное видение: земля и небо были заполнены бессчетным множеством людей, которые двигались в одном направлении. Вместе с ними он пришел в красную треугольную долину, в центре которой находилась невероятно красивая хрустальная гора. Гора была наполнена ступами различных размеров, и в каждой из них бессчетное множество будд и бодхисаттв проповедовали Дхарму. С неба падали цветы, и возникали другие чудесные знамения. Все люди совершали подношения хрустальной горе и в унисон повторяли молитвы. Исполнившись благоговения, Таранатха спросил, что это за гора, и получил ответ, что это ступа Дханьякатака, где Будда впервые даровал Калачакра-тантру. Позже Таранатха пришел к выводу, что это видение было обусловлено интенсивной работой многих людей над восстановлением ступы Джонанг Кумбум.
В 1604 году разразился крупный политический конфликт между областями Джанг и Цанг. Монастырь Джонанг был в непосредственной опасности нападения. Медитируя у ступы Джонанг Кумбум, Таранатха пришел в отчаяние, видя, что все его усилия по возрождению учения Джонанг могут оказаться напрасными, а традиция может быть уничтожена. В силу чего Таранатха пожелал удалиться в ретрит, подальше от всех проблем, создаваемых заблуждающимися, охваченными страстями людьми. Но ему явился Долпопа и вдохновил на продолжение работ, заверив, что его усилия не будут напрасны.
Следующей ночью Таранатха обратился с молитвой к Долпопе, и ему явился Бодхисаттва, который произнес особое четверостишие. В результате Таранатха осознал истинный смысл учения жентонг Долпопы, и все его сомнения рассеялись. Он почувствовал, что теперь в его руках великий ключ, которым можно отворить двери всего Учения Будды.
Свое постижение Таранатха выразил в тексте «Украшение мадхьямаки-жентонг» – одном из его важнейших трудов, полностью посвященном разъяснению воззрения. По словам Таранатхи, он получил несколько пророчеств от Долпопы и лицезрел его много раз как наяву, так и во сне.
– Я, знаток воззрения великого всеведущего Долпопы, сохраню его истинные намерения, —
сказал он.
Так в 1618 и 1619 годах он неоднократно видел дворец правителей Шамбалы в Калапе и самих царей, а также слушал их учения. Он полагал, что эти видения – результат его веры в то, что абсолютным взглядом всех сутр и тантр является мадхьямака-жентонг. Немного ранее, в 1615 году, могущественный правитель Цанга, Деси Пунцог Намгьял, предоставил земельный участок и все необходимое, включая рабочих, для начала строительства монастыря, который должен был стать центром учений окончательного смысла доктрины Будды. Этот монастырь, строительство которого было завершено в 1628 году, стал резиденцией Таранатхи, названной Тактен Дамчо Линг.
Незадолго до ухода Таранатха назначил своего ученика Сангье Гьямцо преемником в монастыре Тактен Дамчо Линг и сделал много предсказаний касательно традиции Джонанг и серьезных политических конфликтов, которые охватят Тибет. К несчастью, Сангье Гьямцо ушел вскоре после Таранатхи. Тогда другой ученик великого мастера, Кунга Ринчен Гьямцо, был назначен главой монастыря и возглавлял традицию Джонанг в течение следующих пятнадцати лет.
О тексте «Сущность пустоты-от-другого»
Долпопа Шераб Гьялцен и Джецун Таранатха – выдающиеся представители традиции Джонанг. Долпопу обычно называют Всеведущий (Кункьен), а Таранатху – Превосходный (Джецун). Долпопа написал фундаментальный труд о воззрении жентонг «Горная Дхарма: Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление»[1]. В этом трехтомнике, описывающем воззрение с позиции Основы, Пути и Плода, он установил истинность доктрины пустоты-от-другого посредством цитирования многочисленных индийских письменных источников, а также привел убедительную аргументацию на возражения оппонентов и тем самым обосновал пустоту-от-другого (жентонг), а не пустоту-от-себя (рантонг) в качестве окончательного воззрения.
В своем сжатом тексте «Сущность пустоты-от-другого» Джецун Таранатха провозглашает жентонг в качестве наивысшего из воззрений четырех буддийских философских школ и проводит сравнение воззрений различных школ буддийской мысли относительно статуса дхарматы и дхармы, где основная тема – установление истинного в каждой из этих школ. Школа обширного изложения утверждает, что все явления истинно установлены, но лишь отдельные мельчайшие частицы и отдельные моменты сознания истинно существуют, в то время как грубые объекты, состоящие из частиц, а также потоки ума, состоящие из моментов сознания, истинно не существуют. Школы сутры, только ума и срединного пути не проводят различия между истинным существованием и истинным установлением. Школа срединного пути также делится на обычный и великий срединный путь. Школа обычного срединного пути отрицает даже истинное установление абсолютного, дхарматы. В великом срединном пути утверждается, что абсолютная истина (самовозникающая изначальная мудрость, татхагатагарбха и т. д.) является истинно установленной.
О тексте «Двадцать одно различие относительно глубокого смысла»
В «Двадцать одном различии относительно глубокого смысла» Таранатха представляет взгляды выдающегося ученого XV века Шакья Чогдена, принадлежащего к традиции Сакья, а затем приводит опровержения этих взглядов на основе воззрений великого мастера традиции Джонанг Долпопы Шераба Гьялцена.
Исходя из важности фигуры Шакья Чогдена в XV‑XVI веках и его несогласия с воззрением Долпопы Шераба Гьялцена, Таранатха смоделировал диспут между этими учителями. Таранатха объясняет, что, согласно Долпопе, самовозникшая изначаль-ная мудрость является неизменным и постоянным базовым элементом, свободным от измышлений и непостоянных функционирующих явлений.
О тексте «Украшение мадхьямаки-жентонг»
«Украшение мадхьямаки-жентонг» содержит краткие, но невероятно глубокие наставления Джецуна Таранатхи о воззрении. В этом тексте приводится аргументированное и ясное объяснение такой сложной для понимания темы, как отсутствие противоречий относительно трех поворотов колеса Дхармы в контексте условного и безусловного смысла, а также установление того, почему третий поворот является наивысшим. Джецун Таранатха разделяет школы читтаматра и мадхьямака и объясняет последнюю в традиции пустоты-от-себя (рантонг) и пустоты-от-другого (жентонг).
Более того, у тех, кто недостаточно хорошо понимает воззрение жентонг, может возникнуть ложное представление о том, что оно схоже с небуддийскими учениями. Таранатха и здесь дает исчерпывающие обоснования. Также автор объясняет, как воззрение рантонг на самом деле устанавливает воззрение жентонг.
О тексте «Краткий комментарий к „Сутре сердца“»
Заключительный текст сборника посвящен комментарию Таранатхи на «Сутру сердца» – фундаментальный труд по воззрению пустоты. Хотя традиционно «Сутру сердца» рассматривают с позиции только второго поворота колеса Дхармы и общего срединного пути, Таранатха указывает сущност-ные моменты текста, в которых говорится о воззрении великого срединного пути – жентонг.
Джецун Таранатха
Сущность пустоты-от-другого gzhan stong snying po
Монограмма Калачакры по линии Джецуна Таранатхи
Ом свасти
Здесь мы исследуем сущность Великой колесницы[2] срединного пути безусловного смысла[3]. Этот текст состоит из трех частей:
I. Описание общего представления философских воззрений[4];
II. Исследование воззрения срединности;
III. Устранение ошибок впадения в крайности, приписываемых другими относительно срединности.
I. Описание общего представления философских воззрений
Традиции небуддийских воззрений
Взгляды и воззрения других небуддийских традиций[5] не имеют пути к Освобождению[6], тогда как наши буддийские взгляды и воззрения обладают связью с путем Освобождения. И хотя небуддисты не имеют пути к Освобождению, некоторые из них обладают, а некоторые не обладают учениями [для достижения] высших состояний[7] [внутри циклического существования сансары]. Нигилисты, такие как «далеко заброшенные»[8] и прочие, которые отрицают действия и их результаты и т. д. и которые проповедуют вредоносные действия[9] в качестве своего главного учения, не имеют даже чистого пути к высшим уровням. Однако перечисляющие[10], обнаженные[11], некоторые следующие высшему божеству или медитирующие небуддисты обладают путем к высшему состоянию, поскольку они рождаются людьми или богами Сферы желания[12] посредством отказа от порочного и совершения добродетельного, рождаются в Сфере форм[13] посредством развития медитации четырех медитативных погружений[14], а также рождаются в Сфере без форм[15] посредством развития четырех бесформенных медитативных сосредоточений[16].
Причина, по которой небуддисты не обладают путем к Освобождению, состоит в том, что они не избавляются от разума[17], который воспринимает «я» как самость[18], от так называемого восприятия индивидуальной самости. Дело в том, что
• кроме наличия устойчивого представления, воспринимающего «я» как самость, непрерывно происходящую из безначального цикла существования, в своих философских трактатах они утверждают, что именно эта самость-я существует со многими различными атрибутами, и медитируют на ее смысл;
• они не обладают никаким противоядием от такого восприятия самости[19] и вследствие этого не могут избавиться от него;
• а также это восприятие самости является причиной для всех остальных беспокойств[20].
Однако лучшие из небуддистов все же имеют путь к высшим состояниям, поскольку у них также есть истинные взгляды, медитация и поведение:
• медитация на грубом непостоянстве рождения, старения, болезней, смерти и т. д.;
• знание этой жизни и всей Сферы желаний как страдания;
• утверждение того, что грубые явления, такие как материальная форма, не обладают истиной;
• малые желания и знание допустимого;
• любовь и сострадание;
• невозмутимая медитация на равенстве врагов и друзей и т. д.;
• избавление от четырех корней [падения в низшие миры][21] и т. д.
Традиции буддийских воззрений
Традиции буддийских философских воззрений делятся на четыре части: школа обширного изложения, школа сутры, школа только ума и школа срединного пути. Первые две относятся к традиции Малой колесницы слушателей, а вторые две – к традиции Великой колесницы. Что касается позиционирования их как «малой» и «великой» колесниц, то они называются так вследствие принятия собраний текстов Малой колесницы как окончательных слов Будды и принятия как окончательных слов Будды собраний текстов Великой колесницы [соответственно]. Таким образом, согласно тому, что они известны как традиции Малой колесницы и традиции Великой колесницы, их [приверженцев] называют «последователями Малой колесницы» и «последователями Великой колесницы».
Однако что касается позиционирования отдельных индивидуумов как принадлежащих к Малой колеснице или к Великой колеснице, то четкой определенности относительно традиции философских воззрений нет. Поскольку
• те, кто зарождают в своем потоке ума мысли и действия, связанные с Великой колесницей, являются последователями Великой колесницы;
• а те, кто зарождают в своем потоке ума мысли и действия, связанные с Малой колесницей, являются последователями Малой колесницы;
• если же в потоке ума не зарождается ни того, ни другого, тогда какие бы тексты ни читали и за какие бы писания ни держались, не являются последователями ни Великой колесницы, ни Малой колесницы.
Кроме того, имеются случаи:
• когда придерживаются воззрений Великой колесницы, но вступают на путь Малой колесницы;
• когда придерживаются воззрений Малой колесницы, но вступают на путь Великой колесницы;
• когда придерживаются Великой колесницы и вступают на путь Великой колесницы;
• когда придерживаются воззрений Малой колесницы и вступают на путь Малой колесницы.
Кроме того, имеется большое количество тех, кто придерживается воззрений, но не вступил на путь, и нет никого, кто бы вступил на путь, но не обладал воззрениями.
Школа обширного изложения (вайбхашика)
Среди четырех традиций буддийских философских воззрений школа обширного изложения утверждает, что:
• два [аспекта] сознания – ум[22] и ментальные факторы[23];
• десять объектов[24] – форма и т. д., [то есть видимая форма, звук, запах, вкус, обоняемое, осязаемое, а также чувственные способности глаза, уха, носа, языка и тела];
• несоотносимые формирующие факторы[25], такие как порождение и разрушение;
• три несоставных [явления][26] – пространство[27] и т. д.;
• прошлые и будущие явления[28] субстанциально установлены[29], и каждое [явление] обладает факторами истинного установления[30].
Они утверждают, что грубые явления и явления, являющиеся непрерывными потоками, истинно не существуют[31].
Они говорят[32], что сознание происходит из истинно установленных объектов и чувственных органов[33] и что глаз действительно видит форму[34].
Среди них те, кто придерживаются лучших воззрений, кашмирские последователи вайбхашики и другие, утверждают, что все составные[35] явления являются непостоянными в том смысле, что они распадаются на моменты, а также они утверждают, что индивидуальная самость[36], кроме того, что является лишь приписываемой сознанием, не существует субстанциально[37]. Сторонники худших воззрений, такие как саммитьи и другие[38], утверждают, что хотя составные явления непостоянны вследствие конечного разрушения, они не распадаются на моменты.
Поэтому они утверждают, что все виды функционирующих явлений являются длящимися[39]. Они утверждают, что хотя постоянная, единая и независимая самость, какой ее представляют небуддисты, не существует, в общем, простая самость-я является субстанциально[40] и истинно установленной.
Хотя на самом деле и не обладают путем к Освобождению вследствие ошибочного воззрения относительно самости, они обращаются за прибежищем к Трем драгоценностям и соблюдают нравственность, побуждаемые стремлением к Освобождению, а также [практикуют] слушание, размышление и медитацию, и тем самым постепенно становятся обладателями удачи достижения Освобождения.
Последователи обширного изложения утверждают, что семь разделов «Ясного знания»[41] являются словами Будды.
Однако они говорят, что многое в собрании сутр обладает скрытым смыслом и требует истолкования.
В итоге они утверждают, что воззрения и практики следует принимать в соответствии с системой, имеющейся в шастре «Разъяснение подробностей» Васумитры[42].
Школа сутры
Последователи школы сутры утверждают, что среди вышеперечисленных явлений:
• Несоставные [явления] и несоотносимые формирующие факторы являются «номинально существующими»[43], то есть приписываются сознанием и, следовательно, истинно не существуют.
• Потоки материальных частиц и потоки сознания не являются истинно установленными.
• Прошлые и будущие явления также являются лишь номинально существующими.
Лишь мельчайшие материальные частицы и моменты сознания настоящего момента времени являются неделимыми и истинно установленными.
• Глаз не видит визуальную форму.
• Даже сознание глаза не видит непосредственно форму. То, что воспринимается сознанием глаза, является возникновением проявления формы, являясь сознанием в аспекте формы. Однако, чтобы этот аспект возник, есть внешний объект, видимая форма и т. д., которые проецируют свой аспект [для сознания].
• Семь разделов «Ясного знания»[44] и т. д. – это не слова Будды.
• Поскольку такие трактаты, как «Разъяснение подробностей» [Васумитры], содержат ошибки, философские воззрения должны [выстраиваться] в соответствии с собраниями сутр[45]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эта книга издана на русском языке в трех частях издательством «Ганга» и Местной религиозной организацией «Буддистский центр „Калачакра“».
2
Махаяна.
3
Нитартха, nges don.
4
Сиддханта, grub mtha’.
5
Тиртхакара/тиртхамкара, mu stegs byed; этимологически этот термин означает «переходящие вброд к Освобождению». В данном случае термин указывает на всех небуддистов.
6
Мокша-марга, thar lam.
7
Абхьюдая, mngon par mtho ba. Это возвышенные счастливые состояния людей и богов (включая полубогов), в некоторой степени животных, голодных духов и существ ада в пределах пяти видов живых существ циклического существования.
8
Чарваки, rgyang ’phen pa.
9
Вихимса, ‘tshe ba.
10
Самкхья, grangs can pa.
11
Ниргрантха (gcer bu pa), или джайны (rgyal ba pa).
12
Кама-дхату, ‘dod khams.
13
Рупа-дхату, gzugs khams.
14
Дхьяны, bsam gtan.
15
Арупа-дхату, gzugs med khams.
16
Самадхи, ting ‘dzin.
17
Буддхи, blo.
18
Атман, bdag.
19
Атма-граха, bdag ‘dzin.
20
Клеши, nyon mongs.
21
Убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение и ложь.
22
Читта, sems.
23
Чайтта, sems byung.
24
Вишая, yul.
25
Випраюкта-самскара, ldan pa ma yin pa’i ’du byed. Это дхармы, не являющиеся ни формой, ни сознанием и, таким образом, представляющие собой отдельную категорию, получившую свое название вследствие отсутствия соотнесения (випраюкта, ldan min) с умом или ментальными факторами.
26
Асамскрта,’dus ma byas.
27
Три известных несоставных явления – это несоставное пространство, аналитическое прекращение и неаналитическое прекращение. Неаналитическое прекращение происходит в результате неполноты условий для произведения чего‑либо, например, отсутствие чувства голода во время увлеченной беседы. Когда этот момент проходит, тот факт, что в это время не хотелось есть, никогда не изменится, поэтому такое прекращение считается постоянным. Аналитическое прекращение является таким состоянием уничтожения препятствия, когда оно уже не появится впредь, как в случае полного прекращения определенного вида желания в результате медитации на четыре благородные истины.