Американец в берете местной президентской гвардии – уверенно прошел вглубь ангара, погремел чем-то – и вернулся с добычей.
– Посмотрите, сэр. Если у вас есть деньги – то это лучшее, что я могу вам предложить. Стоит прилично, но оно того стоит… и новое.
Сержант поднял автомат… старый добрый Калашников, но с прикрепленным к цевью гранатометом М203. Приклад скопирован с египетского АК, складной – но усиленный и с русской накладкой, так называемой калошей. Повертел в руках, начал разбирать. Сделано, по крайней мере, не напильником. Попытался по клеймам установить, чье это производство – но так и не понял, хотя явно арабское, там, где должно быть название производителя – арабская вязь.
– Египет?
– Не угадали, сэр. Местное производство.
– Местное?!
– Ну, да. Здесь на оружие большой спрос. Местная государственная оружейная корпорация даже танки капитально ремонтирует. Производит артиллерию, все ходовые типы снарядов, патронов, ракет. А про легкую стрелковку и говорить не приходится. Производство они недавно модернизировали с помощью Белоруссии, производят Калашниковы, Диско[7]… Немецкие G3 и MG-3 они делают на иранских технологических линиях, оттуда же они получили производство РПГ-7, в том числе в коротких версиях. И сами додумались скопировать русские тандемные боеприпасы – а сейчас, говорят, начали выпускать ракеты под РПГ с управляемым временем подрыва, как раз для поражения вертолетов. С востока у нас Сомали, с северо-запада Ливия и Египет, с севера Израиль, где тоже много желающих пострелять. А про факи[8] – здесь и слыхом не слыхивали.
– А по качеству?
– Если не собираетесь воевать годами, то качество вполне приличное, тем более белорусы так и остались на заводе работать. Лучшего я вам все равно не предложу, разве что только Египет – но там только подержанные нормальные. Сейчас с качеством большие проблемы…
Майор разложил приклад, приложился к оружию – развесовка нарушена из-за металлического приклада и тяжелого гранатомета впереди… но так неплохо.
– Еще нужен РПГ. И боеприпасы ко всему этому.
– Если есть деньги – все что изволите. Пристрелять можно за ангарами…
* * *Самолет был тоже местного производства, ESNAD800, копия одной из моделей Цессны. Легкий, шесть мест, то есть как раз – четыре десантника с тяжелым снаряжением, одномоторный высокоплан на укрепленном, выдерживающем посадку на неровную поверхность шасси. На поле таких было немало, на некоторых – на подкрыльевых пилонах висели легкие бомбы. Пилот самолета был не совсем белым… что-то среднее между кавказским[9] и средиземноморским типом. По-английски он говорил чисто. Его подвезли к самолету на одной из машин охраны, когда наемники разобрались с закупками, опробовали оружие и оплатили его.
– Сомали, сэр?
– Точно.
– Опасное место…
Майор показал пачку денег, долларов, сильно истощавшую после закупки оружия
– Получишь по приземлении.
Пилот облизнул губы
– Куда именно?
– Лучше всего – долина Нугаль. Вот здесь…
Пилот посмотрел на карте, достал калькулятор и прикинул расход топлива
– Груз?
– Четыре человека. По восемьдесят фунтов снаряжения на каждого.
– Почти предел… если только с промежуточной посадкой, сэр.
– Где?
– В Йемене.
Майор отрицательно покачал головой
– Парень, ты еще больший камикадзе, чем я.
– Не совсем, сэр. Там есть приличный аэродром, его контролируют дружественные силы. Они знают наши рейсы… проблем не будет, нужно просто заплатить им.
– Сколько?
– Одной тысячи долларов будет достаточно, сэр.
– Горючее сверху?
– Так точно, сэр.
Майор немного успокоился. Не похоже на ловушку – того, кого собираются убить, перед этим не обдирают как липку.
– Затем?
– После дозаправки – нет проблем, сэр. Можно хоть до Могадишо, если напрямую через Эфиопию.
– Бывали там?
– Да, сэр. Возил гуманитарную помощь.
Уж не ту ли, которая в ангарах…
– А то, что там не будет площадки. Я имею в виду в Йемене.
– Это не проблема. В Африке приличная посадочная полоса – исключение из правил, а не правило. Подберем с воздуха.
Майор прикинул – иного пути попасть в Сомали – нормального, быстрого и более безопасного – у них не было.
– По рукам…
Бывший Йемен. Аэродром на соляных полях, Аден. 23 июля 2015 года
Взлетели нормально. Было несколько непривычно – они привыкли летать на тяжелых транспортниках типа С130, иногда военные гоняли такие машины ради перевозки одной только группы. А здесь – крыло, летящая в иллюминаторе неровная полоса бетонки – при взлете самолет чуть заметно, но все же ощутимо подпрыгивает каждый раз, как только попадает на колдобину. Аэродром строили британцы в конце сороковых – и с тех пор его никто так и не ремонтировал. Может быть – на сто тридцатом это и не было бы так заметно – но легкий самолет потряхивало. Пилот был опытным, он уверенно держал полосу и как только они разогнались до достаточной скорости – принял на себя штурвал и самолет легко ушел в небо. Берег почти сразу остался позади – и они полетели над красным от водорослей – его так и называют Красным – морем, по которому один за другим шли танкеры и сухогрузы. На их фоне – серо-стальные, обеспечивающие безопасность судоходства корветы и фрегаты выглядели совсем крошечными.
Майор напряженно размышлял. Он помнил, что творилось в Йемене… верней, там, где когда-то был Йемен. Американцы устроили большую бучу, пример Ирака их ничему не научил – и, как и в Ираке, буча здесь кончилась плохо. После того, как из Йемена (и из Северного и из Южного, тогда их было два) ушли русские – страны начали подумывать об объединении, потому что в новом мире, мире без холодной войны, даже их совместное существование виделось проблематичным, что уж говорить о существовании порознь. Единственным их источником существования мог служить кат, легкий жевательный наркотик, который здесь жевали все, да порт Аден, который во время Великих крестовых походов был ключевым портом региона. Проблема была только в том – на базе какого государства объединяться, на базе Северного или на базе Южного. Южный Йемен был объективно более сильным за счет выхода к морю и более массированной советской помощи в свое время – что-то построить все же удалось. Но незадолго до объединения – президент Али Насер Мохаммед устроил мятеж в собственной стране, перебив весь кабинет министров и убив одного из основателей Йеменской социалистической партии Абдель Фаттаха Исмаила. Тогда же – он отказался от просоветской ориентации и объявил друзьями нового Йемена Саудовскую Аравию и почему то Японию…
Путч этот вылился в настоящую бойню, в столице страны в уличных боях погибли до ста тысяч человек. Армия раскололась по племенному признаку – но большинство не поддержали президента, объявившего войну собственному народу, и он вынужден был бежать. Бежал сначала в Йемен, а затем в Дамаск, где возглавил непонятно на какие деньги организованный Центр арабских исследований. В результате его действий получилось, что страна была ослаблена, а элита страны – фактически перебита в братоубийственной бойне. Поэтому – объединение прошло на базе Северного Йемена и столицей стал не Аден, а захудалая, расположенная в неудобном месте, страдающая от дефицита воды Санаа. Просто потому, что северойеменские элиты не устроили оргии самоуничтожения.
Объединение двух стран, даже в свое время разделенных искусственно – не такая простая задача, как это может видеться: в каждой стране есть свои элиты, деловые и политические и у каждой элиты – свои интересы. Если в цивилизованном государстве обычно удается худо-бедно договориться – то на Востоке, где действует «экономика допуска» и богатыми являются только те, у кого есть какие-то преференции со стороны государства или возможность разворовывать госбюджет. Получив в свое распоряжение целую страну, северойеменские элиты (среди которых было немало представителей наркомафии, кат в основном выращивался в Северном Йемене) начали растаскивать Южный Йемен так нагло, что в девяносто четвертом году началась гражданская война. Армии тогда еще не были до конца интегрированы – и это вылилось в малоизвестную, но кровавую стычку. В ходе этой стычки – обе стороны были вооружены советским оружием, полученным чаще всего бесплатно – произошло крупнейшее танковое сражение со времен второй мировой, по данным некоторых экспертов – даже более страшное, чем бой у Истинг-73[10]. Южный Йемен потерпел поражение – эта война не превратилась в вялотекущий конфликт только потому, что ни одной из сторон не оказывалась помощь со стороны и они очень быстро исчерпали свои ресурсы. По мнению майора – именно так следует поступать и сейчас, не вводить миротворческие силы, не направлять гуманитарную помощь – а блокировать район конфликта и ждать, пока ублюдки перебьют друг друга. После гражданской войны – страны окончательно объединились, южные элиты были подавлены и президентом страны остался Али Абдалла Салех, который был главой Северного Йемена еще до объединения.
Второй акт этой трагедии начался в одиннадцатом году. По странам арабского востока покатились революции. Революции очень странные, без видимой цели, просто восстания разъяренных людей, которые сами не знали, чего хотели. Страны Запада – поддержали эти восстания, в случае с Ливией – даже применением военной силы. Все как обезумели – к власти рвались исламские экстремисты, в той же Ливии вооруженные силы повстанцев, получавшие помощь от НАТО возглавлял Абдель Хаким Бельхадж, исламский экстремист и террорист, начинавший свою карьеру еще в боях против советской армии в Афганистане, а затем – сидевший в Гуантанамо за терроризм. Майор Ральф Хогарт – его и его группу перебросили из Афганистана и направили в Ливию для обучения повстанцев и непосредственного участия в боевых действиях против сил, верных Каддафи – насмотревшись на все это дерьмо после окончания операции Odyssey down подал в отставку и как оказалось – вовремя. Заполыхал Йемен – вожди горных племен и некоторые министры подняли восстание против Салеха, под давлением со всех сторон, раненый во время одного из инцидентов – он был вынужден выйти в отставку. После этого – страну охватил хаос, переходное правительство, составленное из представителей различных племен моментально утратило контроль за обстановкой. ВВС США начали наносить удары по горным провинциям Йемена, в стране активно действовал американский спецназ, на острове Сокотра на территории бывшей базы ВМФ СССР – начли спешно строить базу для спецназа и частей ВМФ США. Появились данные о том, что часть племенных вождей – спешно договаривается с радикальными элитами Аравии с целью сделать в Йемене рассадник исламского экстремизма для всего Аравийского полуострова. В самой Саудовской Аравии уже было очень неспокойно, в любой момент мог последовать взрыв – и в такой ситуации не хватало только голодных племенных орд, вторгающихся из Йемена в богатейшую Саудовскую Аравию. Американцы, уже начавшие понимать, что они натворили – спешно искали хоть какую-то альтернативу, хоть какой-то выход из ситуации. И нашли – в лице бывшего президента Южного Йемена Али Насера Мухаммеда, мирно доживавшего свой век в Дамаске. Этот – уже давно, много лет подавал сигналы, что он на стороне западного сообщества. Его и привезли – в Йемен.
Майор уже был в отставке и не видел того кошмара, который разразился в стране. Американцы приволокли Мухаммеда во взбудораженную и переполненную вооруженными боевиками страну и отдали ему в руки бразды правления. Первым делом Али Насер Мухаммед совершил все ошибки, какие только можно было совершить, и оттолкнул от себя даже тех, кто готов был принять его правление. Он объявил о переносе страны в Аден – тем самым моментально оттолкнув от себя влиятельные деловые и военные элиты Севера, которые контролировали страну. Переехав в Аден и обосновавшись в бывшем здании министерства обороны – он начал разборки с теми, кого считал своими врагами – тем самым показав всем, что они в опасности. Наконец – он пришел к власти на американских штыках – и этого было достаточно для шейхов горных племен, многие из которых были связанными с Аль-Каидой исламскими радикалами. Правление Али Насера Мухаммеда было одним из самых коротких в мировой истории – на двенадцатый день в стране начался вооруженный мятеж.
Большая часть армии моментально примкнула к повстанцам, к спустившемуся с гор вооруженному племенному ополчению. В числе ополченцев были опытные, прошедшие школу локальных конфликтов террористы – но теперь они получили доступ к армейским складам, где были в том числе танки. Тех, кто был против – разорвала толпа, тоже вооруженная и радикально настроенная. Буквально в течение нескольких часов, взяв власть в Сане, старой столице объединенного Йемена – орда боевиков хлынула на юг. Первыми – на их пути попался британский гарнизон, в котором бойцы САС, парашютисты, морские пехотинцы Ее Величества обучали йеменских солдат и одновременно – участвовали в спецоперациях в горных районах. Гарнизон был достаточно укреплен и мог продержаться даже против превосходящих сил противника – но не против ночной танковой атаки. Гарнизон был сметен с лица земли, выжить удалось считанным единицам. Через пару часов подобная же участь ждала польских и американских спецназовцев – но они были предупреждены и успели вовремя эвакуироваться. Остатки сил, верных Али Насеру Мухаммеду и остатки сил НАТО – заняли оборону в Адене, находящемся на берегу моря и прикрытом от остальной территории страны мощными горными, труднопроходимыми хребтами. Им удалось удержать плацдарм – но Али Насер Мухаммед был застрелен одним из бойцов его личной охраны. И в стране – воцарилось безвластие…
Майор отлично понимал: если бы он тогда не подал в отставку – скорее всего, он погиб бы под Саной вместе со своими товарищами. Но он был не рад избавлению – нечему было тут радоваться…
На сегодняшний день – Аден находился под контролем какого-то очередного – внеочередного переходного правительства и это была единственная территория страны, которую оно контролировало. Порт Аден был нужен всем, в том числе и контролирующим остальную территорию страны боевикам, к которым присоединились части распавшейся армии. Нужно было место для отдыха, какого-никакого лечения, место, где можно поменять деньги и купить оружие, наконец, место, куда будет поступать, и где будет складироваться гуманитарная помощь. Аден стал жутковатым гибридом Сайгона и Могадишо, городом, где днем одна власть, а по ночам другая, где действуют шпионы и террористы самых разных стран, где через дорогу от разведпункта американцев – бюро Бейт уль Ансар, Дома Последователей, одного из легальных прикрытий Аль-Каиды, где вербуют молодежь на джихад именем Аллаха. Американцы удержали за собой только Сокотру и еще несколько островов в Красном и Аравийском морях, используя их как передовые плацдармы для сил спецопераций и как так называемые «черные дыры» – места, где находились тюрьмы ЦРУ, никому не подчиняющиеся, никому не подконтрольные, где держали непонятно кого, непонятно за что и непонятно сколько. После серии скандалов, когда журналисты обнаруживали такие тюрьмы в странах бывшего СССР и Восточной Европы – эти тюрьмы были свернуты, а новые организовывались там, куда не каждый журналист сунется…
* * *Взлетная полоса была над самым берегом – и они почти сразу оказались над водой, развернувшись над территорией аэропорта. Движение в этом районе было интенсивным, как в воздухе, так и на воде. В порту – стояли в основном старые, советской, восточноевропейской и китайской постройки траулеры и сухогрузы, они разгружались здесь привезенные товары и шли обратно, иногда – с грузом ката, марихуаны или героина, который здесь начали производить совсем недавно. Здесь же – виднелись и небольшие, похожие на яхты но выкрашенные в черный цвет корабли – это были пираты, пираты часто красят свои суда в черный цвет, потому что выходят на промысел ночью. Первые пираты здесь – появились пару лет назад, они ощутимо уступали сомалийским пиратам численностью и опытом – но сейчас йеменские пираты быстро наверстывали упущенное. Их преимуществом было то, что в стране разошлось по рукам огромное количество мощного армейского оружия, в том числе пулеметов и гранатометов – и они же были ближе расположены к лакомому месту для пиратов, к Ормузскому проливу. Все конвои через Ормуз шли под сильным американским эскортом – но потом, пройдя узилище – конвой распадался. Именно тут – за нужными судами начинали следить, передавая их по цепочке от одного наблюдательного поста к другому. Американские моряки не раз засекали переговоры по спутниковым телефонам с рыбачьих доу, рыбачащих там, где рыбы давно не было из-за сбросов загрязненной нефтью балластной воды из трюмов. Сложить два и два было проще простого – но эти рыбаки не делали ничего противозаконного и если что американцы и могли сделать таким «рыбакам» так это соли на хвост насыпать.
Аэропортов в Адене было аж два – один нормальный, другой – полулегальный на соляных озерах. Место, где добывали соль – отлично подходило для взлета и посадки легких самолетов. И то и другое место – держали криминальные группировки, но криминальные группировки вполне даже благообразные, организовавшиеся из бывших частей йеменской армии. Нормальный аэродром был превращен в оптовый рынок, торговцы работали прямо рядом с аэродромом, покупая оптом привезенное для последующей перепродажи. Там даже работал диспетчер – хотя на его рекомендации едва ли можно было полагаться с закрытыми глазами…
Ориентируясь визуально – диспетчер только говорил, свободна полоса или нет, самолеты в воздухе не разводил – пилот нацелился на короткую полосу аэропорта Адена и красиво, с единственного захода совершил посадку. Порулил к месту стоянки – просто к первому попавшемуся, которое было свободным. Самолет подпрыгивал на неровностях, никто и не думал нормально ремонтировать пострадавшую при обстреле Адена бетонку. Наемники – подозрительно огляделись по сторонам. Чуть в стороне – стояла какая-то машина, старая, с выцветшей краской и срезанным горелкой верхом кабины. Возможно, советский ЗИЛ. Дальше, у здания карго-терминала – стояли самолеты покрупнее, выделялись своими огромными хвостовыми плавниками два Ил-76, ставших в девяностых излюбленными воздушными грузовиками контрабандистов. Были и самолеты поменьше, в том числе – китайские Китайцы – давно оправились от неожиданно пропущенного в одиннадцатом году удара и отлично чувствовали себя в ближневосточном хаосе…
Самолет замер на стоянке – верней, том, что здесь было стоянкой. Просто, где было свободное место.
– Двигатель не глуши.
Майор вышел из самолета, начал оглядываться. Неспешно, несуетно, не пропуская ни одной лишней детали. Диспетчерская вышка со следами от пуль диско, видная даже отсюда. Бывшее здание терминала и суетящиеся рядом с ним вооруженные люди, автомобили – пикапы с крупнокалиберными пулеметами, тачанки пустыни. Рынок – самодельные торговые точки из контейнеров и сваренные кое-как из металлических прутков, тенты от солнца из какой-то дерюги, покупатели. У всех оружие, автоматы, винтовки – здесь без этого нельзя, вооружен каждый.
На них никто не обращал внимания. Здесь никто никому не был нужен, пока не выяснялось, что у человека есть деньги, он неверный или за него дадут солидный выкуп. Тогда – они становились нужны всем…
– Надеть шемахи, лица не показывать, по-английски ни слова – приказал майор – сколько времени надо, чтобы подогнать заправщик?
– Примерно полчаса, эфенди – ответил пилот – надо пойти и поторговаться, они стоят на другой стороне аэропорта. Здесь нет единой службы заправки, каждый заправщик кому-то принадлежит, и все они конкурируют между собой.
– А мы не грохнемся с такой заправки прямо к акулам в гости?
– Нет, эфенди. Я проверю топливо, здесь без этого нельзя.
– Иди – сказал майор – Аллах с тобой…
* * *Заправщик представлял собой старый советский трехосный армейский Зил-157 с небольшой бочкой, он использовался видимо как заправщик бронетехники, но никак не авиационный. Когда-то машина была темно-зеленого цвета, потом ее, как и положено, покрасили в цвет пустыни. Потом – кто-то перекрасил ее в зеленый цвет, но не хаки, а зеленый цвет ислама и написал на дверце – «Хвала Аллаху, с именем которого мы умираем и оживаем[11]». Очевидно, это сделал не нынешний владелец грузовика, потому что надпись выцвела. Одного из стекол (со стороны пассажира) в машине не было и вообще – машина, особенно бочка, облезла так, что ее впору было представлять на конкурс абстрактной структуры. Она попадала и под обстрел, причем не раз. На кабине остались следы от пуль, резина была относительно новой и наверняка китайской, бочку с топливом, очевидно, запаял местный лудильщик, но от тряски часть припоя начала протекать и рядом с машиной отчетливо ощущался запах топлива. Это была бомба на колесах, и оставалось только молиться Аллаху, чтобы она не рванула…
Пилот подъехал на подножке заправщика, кроме водителя, он же, очевидно владелец машины – в кабине сидел молодой парень с автоматом АК-47. Наверняка родственник, возможно гомосексуальный партнер – несмотря на прямой запрет Корана, гомосексуализм в арабских странах из-за практики многоженства и скотского отношения к женщинам – ширился и процветал. Сейчас он, по-видимому, обеспечивал честность торга и смотрел на британцев, закутанных шемахами так, как будто видел перед собой крестоносцев…
Первым делом – пилот и водитель минут пять о чем-то ожесточенно ругались на наречье, которое майор понимал лишь отчасти: арабский в этой стране был очень сильно искажен, до того, что знающему классический арабский здесь приходилось начинать учить язык заново. Он понял, что речь идет о каких-то прошлых то ли делах, то ли долгах и прекратил это, сказав (по-арабски, на иракском диалекте), что спешит и ни про какие старые долги и слышать не желает. Дальше – водитель потребовал показать ему деньги – что майор и сделал, вытащив из-за пазухи (кошельков тут не знали) свернутую трубкой небольшую пачку американских долларов. Пилот что-то накричал на заправщика, после чего началась сама работа по заправке. Первым делом – из длинного, тоже подтекающего шланга с переходников в двухлитровую пластиковую бутылку без этикетки – слили немного топлива (столько же пролив на землю, отчего запахло еще сильнее). Поставили на крыло отстаиваться и снова о чем-то заспорили. Минут через десять – отстоялось и майор увидел, что едва ли третья часть топлива – это обычная, мать ее вода. И куда они долетят на такой заправке – известно одному лишь Аллаху.
Черт бы побрал эту ублюдочную страну…
Майор увидел относительно целое ведро, притороченное к машине. Молча снял его, посмотрел на просвет – хоть и мятое, а целое, не протекает. Посмотрел на цистерну – машина стоит на месте уже полчаса, должно было отстояться…
По-арабски майор объяснил, как именно он хочет заправляться…
* * *Заправка была простой, даже примитивной. Сам майор – наверху черпал из бочки жидкость, которую при некоторой доле воображения можно было назвать авиационным керосином, осторожно черпал, чтобы не зачерпнуть и воды и передавал дальше, по живой цепочке. В бак вставили воронку и осторожно, стараясь не пролить, заливали топливо в бензобак. Владелец заправщика – с видом оскорбленной добродетели стоял и считал, столько ведер передано, делая ножом зарубки на попавшей под руку палке.
Затем – они на руках откатили самолет немного подальше, чтобы не дай Аллах не вспыхнуло от искры – топливом воняло, хоть нос затыкай и запустили двигатель. Двигатель работал…
Майор тщательно, как это и принято в арабских странах, по купюре расплатился. Если просто отдать пачку денег – можно быть уверенным в том, что потом ваш продавец скажет, что ему не доплатили и в пачке купюр не хватало. Вот такие тут были…
– Движение! Снайпер на вышке! – резко сказал Уилкинсон – я видел отблеск
Твою мать…
Оскорбленный в лучших чувствах водитель заправщика – очевидно, как только отъехал – сообщил о подозрительном самолете охране. Или – Аллах знает, кому.
– Запускай двигатель! Готовься к взлету!
Впереди, в мутной дымке пыли было видно, как неизвестно откуда взявшийся там старый советской грузовик выруливает на рулежку…
– Готовность!
Лейтенант Уилкинсон – сосредоточенно собираю свою огромную винтовку, для удобства транспортировки она делилась на две части.
– Где они?!
Ударивший выстрел – видимо с башни – выбил бетонную крошку у самого самолета, почти у ног майора. Снайпер на башне был глуп и вместо того, чтобы стрелять в самолет, стрелял в людей. Если бы он вывел из строя самолет – судьба оставшихся на поле неверных была бы решена, вопрос был бы только в том, сколько правоверных они заберут с собой.
– Контакт! На два часа! Снайпер на башне! Тысяча!
Два автомата Калашникова, уже снабженные глушителями – единственное, чего нельзя купить на Востоке среди трофеев, купили американские, от Red Jacket – ударили по башне.