Книга Россия, вперёд! или Манифест рядового человека - читать онлайн бесплатно, автор Борис Михайлович Щурихин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Россия, вперёд! или Манифест рядового человека
Россия, вперёд! или Манифест рядового человека
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Россия, вперёд! или Манифест рядового человека

А от себя по дорожной технике в народное задание предлагаю прописать:

восстановить в стране производство дорожной техники в объеме, как минимум, времен СССР – РСФСР.

Восстановить производство дорожной техники в требуемом объеме: где – скажите вы, а как, за счет чего – пусть обеспечат, организуют власти всех уровней. Например, "уговорят" соответствующих не бедных россиян меньше гнать прибыль за рубеж в офшоры… Когда люди идут во власть, они, как правило, много всего обещают: и Президенту, и обществу. Вот пусть и делают реальные дела, в том числе, по народному заданию.

Отступление

Считается, что во власти – самые умные, самые деловые, самые патриотичные люди. А тех, кто не такой, отслеживают прокуратура и другие правоохранительные органы. И эти люди во власти могут все. Вот пусть и обеспечивают в России строительство двухполосных дорог в одном направлении между всеми областными центрами и хороших дорог внутри регионов. И пусть обеспечивают восстановление мощной высокотехнологичной промышленности. Нет денег! Ищите! Но не "дно" в бюджете, а деньги для России. Вы же из благих побуждений идете во власть? Это относится и к депутатам как правящей, так и неправящих партий. Меньше слов – больше дела! Сложно? Но вы же взялись. И в отдельных направлениях есть отдельные успехи.


Глава 8

Содержание национальных проектов, нацеленных на экономический рост

Тоже очень объемный вопрос. Непосредственно по развитию, росту промышленности, в том числе по тяжелой промышленности, машиностроению, национальных проектов нет. Не буду вдаваться в удивление: как так, почему? Пока просто констатация – нет. Но есть четыре проекта, связанных с промышленностью или имеющих отношение к промышленности. Привожу их (из открытых СМИ, кое-где в сокращенном виде, но без потери сути) для понимания что есть, а что нужно добавить, изменить:

первый, "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной препринимательской инициативы",

второй, "Цифровая экономика",

третий, "Производительность труда и поддержка занятости" и

четвертый, "Международная кооперация и экспорт".

По первому проекту необходимо достичь целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателй, до 25 млн. человек. Данный проект должен решить следующие задачи (кратко):

– улучшение условий предпринимательской деятельности …,

– создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности …,

– совершенствование системы закупок …,

– упрощение доступа к льготному финансированию …,

– создание системы акселерации субъектов малого и среднего препринимательства, включая индивидуалных предпринимателей, …,

– модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов …,

– создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации …,

– обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения …

Общий бюджет данного нацпрооекта составляет 481,5 млрд. рублей, из которых 416,2 будут направлены из федерального бюджета.


Целями национального проекта "Цифровая экономика"являются:

– повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников … не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом,

– создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных …,

– использование преимущественно отечественного программного обеспечения …

Нацпроект "Цифровая экономика" должен решить следующие задачи:

– создание системы правового регулирования цифровой экономики …,

– создание глобальной конкурентноспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок,

– обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики,

– обеспечение информационной безопасности …,

– создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок,

– внедрение цифровых технологий и платформенных решений …,

– преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений,

– создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий …,

– разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Бюджет данного проекта – 1634,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1099,6 млрд. рублей.


Целями национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" являются:

– рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год,

– привлечение к участию в реализации указанной национальной программы не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно,

– вовлечение в реализацию указанной национальной программы не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики.

Данный проект должен решить следующие задачи:

– стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов …,

– сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест,

– формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предпроиятиях,

– формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

Расходы федерального и региональных бюджетов РФ на реализацию данного проекта должны составить 49,5 млрд. рублей.


Целями национального проекта "Международная кооперация и экспорт" являются:

– формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентноспособных не сырьевых секторов, общая доля экспорта товаров, (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта стрвны,

– достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) не сырьевых не энергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения – 50 млрд. долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса – 45 млрд. долларов США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год,

– формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами – членами Союза не мене чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.

Данный проект должен решить следующие задачи:

– ориентация промышленной, аграрной и торговой политики … на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг)…,

– сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли,… организация (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна",

– завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки,

– устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта…,

– создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом,

– завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве…

На данный нацпроект предполагается выделить 956 млрд. рублей, в том числе из бюджета на развитие промышленности – 350 млрд. рублей и на развитие агропромышленного комплекса также – 350 млрд. рублей.


Глава 9

Размышления и предложения по составу национальных

проектов, нацеленных на экономический рост


Ознакомление с составом вышеприведенных 4-х национальных проектов создало у меня двойственное мнение: с одной стороны, серьезный объем работ по всем 4-м проектам, с другой стороны, – мало и в общем говорится о промышленности. Упор делается на малое и среднее предпринимательство, на самозанятых (до 25 млн. человек). Это хорошо. Но где остальные десятки миллионов рабочих мест? Есть очень хороший целевой пункт о росте производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год. Думаю, многие согласятся со мной, что это один из самых ключевых пунктов экономических нацпроектов. Кто его вписал – молодцы! Хорошо бы еще там же в тексте нацпроекта по производительности труда дать ссылку на методику, а лучше конкретно привести саму методику, по которой считать рост производительности труда, и отправные цифры по производительности труда в 2018 году. Зачем это? Чтобы не было лукавых отчетных цифр, так как проверить достигаемую в 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годах производительность труда без исходных четких цифр трудно.

Также кто-то молодец, кто включил пункт о вовлечении в этот нацпроект 10 тысяч средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики. Если все эти предприятия будут повышать производительность труда по 5 процентов в год, то можно только порадоваться и войти (стране) чуть ли не в четверку, а позднее и в тройку экономик мира. Это главное, что позволит повысить заработные платы огромному числу трудящихся без роста инфляции. Нужно обязательно выполнять этот нацпроект по росту производительности труда в 5 процентов в год! Корректировки в меньшую сторону приравнять к государственным промахам! Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Чтобы поднимать производительность труда на такие весомые проценты – нужны вложения и вложения. Как известно, производительность поднимается, в основном, (в основном) за счет более совершенных машин и оборудования (а, значит, и новых технологий на их основе). Те 49,5 млрд. рублей, которые заложены в проекте, предназначены не для обновления основных фондов (здания, оборудование и т.п.) предприятий, – да и их совершенно недостаточно. Тогда остается предположить и, собственно, другого нет, что повышать производительность труда предприятия должны за счет своих или заемных средств. По моим очень приблизительным оценкам (исходных данных мало) для достижения 5 процентов роста производительности труда в год на обновление основных фондов стране потребуются триллионы, если не десятки триллионов рублей. Где их взять? На несырьевых предприятиях – или от государства, или за счет банковских дешевых кредитов. Но дешевых банковских кредитов нет (по крайней мере, сейчас). Поэтому предлагаю от себя в нацпрект по производительности труда вписать:

Предложение в нацпроект по производительности труда:

– обеспечить средним и крупным предприятиям несырьевого сектора экономики льготное или безвозмездное финансирование закупок современных оборудования, машин и технологий, в том числе обеспечить ставку банковского кредитования не выше двух процентов.

А еще лучше ставку банковского кредита снизить до нуля и совсем было бы хорошо государству хотя бы частично профинансировать обновление основных фондов и технологий, в первую очередь, машиностроительных предприятий. Вот тогда можно говорить о производительности труда, о реальной заинтересованности государства в росте этой производительности труда. То есть не только очень приличными суммами помогать некоторым банкам (кстати, в широком доступе не нашел – а что дальше банки делают с этими деньгами), но и реальному сектору экономики – предприятиям.

Отступление

Данный абзац пишу уже в начале 2021 года (несколько месяцев вношу поправки и редактирую), когда обратил внимание на высказывание миллиардера Олега Дерипаски в отношении политики Центрального банка России. Я не очень большой поклонник миллиардеров, но жизнь такова, что социализм, к сожалению, не удержался, а капитализм держится. Поэтому хотим или не хотим, но к мнению таких людей стоит прислушаться. В частности, О.Дерипаска считает, что "ЦБ слишком внимательно следит за инфляцией и мало участвует в развитии российской экономики и создании выгодных финансовых условий для российского бизнеса. … " (далее миллиардер говорит так, что даже партии КПРФ или "Справедливая Россия" не всегда выговаривают, поэтому дальше цитировать не буду).

К месту или не к месту напомню, что Россия всегда управлялась и управляется волевым порядком – директивно. Цари, императоры, генсеки, президенты. И все в стране более-менее их слушались и слушаются. Сейчас вроде как рынок, который вроде все решает (в экономике) сам. Но раз Россия при этом рынке не стала ведущей экономической державой мира, следовательно, рынку, экономике надо помогать. Как помогать? Конечно, мудрой продуманной финансовой и налоговой политикой и … директивно.

Поэтому можете крутить пальцем у виска, но считаю, что было бы целесообразным по инициативе Президента, Правительства страны внести в Государственную Думу законопроект о запрете руководителям предприятий покидать рабочие места до тех пор, пока их предприятия не достигнут по производительности труда мирового и выше уровня. Пусть ночью спят в кабинетах, в цехах. В обоснование законопроекта сослаться на санкции со стороны "партнеров", на другие трудности, назвать этот период развития страны особым, – да и " времени на раскачку", действительно, нет. Отпускать этих руководителей домой, а тем более в отпуск, только с разрешения, например, представителей Президента в федеральных округах. Уверен, что производительность труда начнет расти на удивление быстро, да и руководители и их подчиненные будут потом перед внуками вспоминать этот период с особой гордостью – как они старались для России!

Только высвобождающихся работников обязательно трудоустраивать, а если вынужденно увольнять, то с "парашютом", минимум, в 5-10 миллионов рублей. Но со стороны государства предприятиям должна быть помощь в объеме значительно большим, чем 49,5 млрд.рублей. А где найти деньги на обновление вышеупомянутых основных фондов и высвобождающихся работников – говорилось выше и будет говориться ниже. Да и власти, на то они и власти, что где взять деньги прекрасно знают, – прежде всего, прекратить отток за границу. На телевидении в последних известиях наряду с погодой сообщать сколько за день и куда, кому и почему "ушло" денег за границу. Конечно, с оттоком денег за границу – сложный вопрос, если не махать шашкой, а внимательно анализировать и продуманно "оптимизировать" этот отток (конец отступления).

Теперь, как относиться к сумме в 50 миллиардов долларов США, которую должен согласно национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" достичь наш ежегодный экспорт продукции машиностроения. Моя оценка экспорта продукции машиностроения России в 2018 году в стоимостном выражении (согласно статданным по реакторам ядерным, котлам, их частям; электрическим машинам и оборудованию, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре; железнодорожным локомотивам, подвижному составу, путевому обрудованию; средствам наземного транспорта; судам, лодкам и плавучим конструкциям; инструментам и аппаратам оптическим и другим…) составляет около 23 млрд. долларов США. То есть предусмотренный в нацпроекте рост до 50 млрд. долларов солиден. Тем более,что указанные статданные охватывают все группы товаров, и в них по экспорту из России за 2018 год есть все товары, начиная с одного млн. долларов США (например, зонты, кнуты для верховой езды, пробка, перья и пух и т.п.), а вот тракторов, автомобилей, станков, пассажирских самолетов, кузнечно-прессового оборудования, робототехники и многих других видов техники, что составляет экономическую основу развитого государства, – нет или есть, но не экспортируется. Поэтому машиностороение надо развивать и развивать, вкладывать в него и вкладывать. О деньгах основной разговор дальше, но сейчас отметим, что согласно отчету Счетной палаты (А. Кудрин) только за 2019 год (то есть до коронавируса!) недоосвоено около одного триллиона бюджетных средств. Как, почему, кто – вопрос в воздухе? Это потенциально могли быть десятки вновь построенных заводов, тысячи километров дорог и десятки, если не сотни тысяч единиц высокотехнологического нового оборудования. Скажут, что не продадут – санкции! Фиг с ними с санкциями – давайте делать свое! Мозги и руки есть – есть, нефть есть – есть, руда, кокс есть – есть, желание власти (прежде всего Президента – очень хочется верить в его желание) сделать Россию Великой есть – есть! Что еще? А еще нужна помощь от всех нас!

Отступление

Может показаться, что о санкциях говорю легкомысленно. Но, согласитесь, что наши ученые, инженеры, изобретатели не хуже других. Ну создайте им условия! Воздайте им почет и уважение, придайте один из высших государственных статусных рангов (как у госслужащих), – и они разработают и сделают лучшие технологии и лучшие машины! Но, чтобы руководили ими высокие профессионалы, а не только "эффективные менеджеры". Кстати, считаю, что надо прекратить назначать на высокие государственные посты и в руководство организаций с государственным участием непрофессиналов и людей без высоких достижений в соответствующей отрасли. В порядке редкого исключения назначать непрофессионалов и людей без реальных достижений только после широкого обсуждения их кандидатур с профессинальным сообществом и вплоть до согласования с Государственной Думой и Советом Федерации. Это я говорю исключительно из соображений развития России, а не неприязни к тем или иным деятелям из юристов, финансистов или менеджеров (конец отступления).

Другие цифры по экспорту (250, 45 и 100 млрд. долларов США -см. выше) пока комментировать не буду. Скажу только, что, на мой взгляд, цифры серьезные и по ним, что нужно сделать для их реализации или больше, – предлагайте в виде дополнений в нацпроекты и наказов в народное задание.

О малом и среднем предпринимательстве, индивидуальнвых предпринимателях и самозанятых. Надеюсь, что свои предложения по этому пласту нашей экономики сформулируете и подадите в нацпроекты и народное задание вы, так как здесь много своих особенностей. Я же отмечу, что многие задачи в этом нацпроекте сформулированы без цифр, в общем виде.

В частности, "улучшение условий предпринимательской деятельности, совершенствование системы закупок, упрощение доступа к льготному финансированию, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" – все это нужно и важно, но нет четких критериев. Поэтому надо бы или назвать какую-то страну, к подобию которой в малом и среднем предпринимательстве мы стремимся, или назвать цифры поддержки, которыми государство будет помогать. Например, всем (всем) начинающим фермерам выделять определенную невозвратную сумму на начало деятельности без требования с них кучи бумаг и справок. Деньги же для некоторых банков находятся, и пишут ли они под эти деньги длинные обоснования?. Да, кто-то из фермеров не справится-разорится, кто-то из чиновников скажет, что государственные деньги на них, вроде как, истрачены зря. Но таких будет мало – это естественный процесс. Люди, в основном, не будут начинать бизнес, не надеясь на успех. А мошенников вообще мало. Я как-то по просьбе одного активного знакомого попытался помочь ему в оформлении заявки на конкурс на получение фермерского гранта. Осталось тяжелое впечатление от обилия бумаг как на оформление заявки, так и последующие требования по отчетности. Кстати, денег на начало бизнеса тот фермер так и не получил по причине, что на всех не хватает. А времени и нервов истратил уйму. Так что предлагайте, требуйте, что подправить в отношениях между малым и средним предпринимательством, индивидуальными предпринимателями и государством.

В идеале, кроме тех мероприятий, которые приведены выше, я бы при необходимости видел помощь государства малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям так. Начинающий бизнесмен, предприниматель берет листок бумаги (или садится за компьютер), пишет слово заявление, указывает свои фамилию, имя, отчество, пишет чем он намерен заняться и отдает (отправляет) заявление а администрацию или в многофункциональный центр. И все. К нему в согласованные сроки приезжают специалисты из местной администрации и на месте смотрят какая этому бизнесмену, предпринимателю нужна помощь. И дальше эти специалисты все, что нужно, оформляют сами или с помощью заявителя. А бизнесмен, предприниматель начинает работать. Ведь его дело – работать, а не писать бумаги. Каждый должен делать свое. Конечно, дальше бизнесмен, предприниматель ведет учет результатов своей деятельности сам. Деньги на этот проект заложены очень приличные – свыше триллиона рублей. Поэтому по малому бизнесу и индивидуальному препринимательству предлагаю следующее.

Предложение в нацпроект по малому и среднему предпринимательству … :

– разработать и внедрить алгоритм действий местных администраций и структурных подразделений органов государственной власти на местах (налоговой и других органов) по максимальной помощи начинающим бизнесменам и индивидуальным предпринимателям в оформлении требуемых документов, помещениях, инженерной инфраструктуре, землеотводе, лесоотводе, финансах и другом; ввести жесткую ответственность за неоказание такой помощи; прописать в законодательных актах, касающихся надзирающих органов, соответствующие нормы по контролю за оказанием такой помощи.

По среднему предпринимательству, хотелось бы, чтобы включились те, кто реально работают в этом тоже важном секторе экономики и предложили, внесли в нацпроекты и народное задание свои предложения или требования.

По нацпроекту "Цифровая экономика".

Раздумывая над этим проектом, я так и не определился – нужен ли он отдельно с очень весомым финансированием свыше 1,6 триллиона рублей (в том числе из бюджета свыше триллиона). Или же должен быть в составе нацпроекта по производительности труда и других нацпроектов. Ведь сама по себе "цифра"– это всего лишь дискретный (сформированный по амплитуде и длительности) электрический сигнал. Это сигнал, несущий информацию, управляющий сигнал, коммуникативный сигнал и т.п. Я застал еще АСУ ТП – автоматизированные системы управления техпроцессами. На перфокартах. Там сигнал модерировался через отверстия на перфокартах, и основные отличия от современной электронной техники были в объеме памяти и быстродействии. И даже эти АСУ серьезно способствовали росту производительности труда практически во всех отраслях экономики СССР. Но ни перфокарты, ни современные компьютеры не заменили и вряд ли заменят реальное производство что в металлургии, что в машиностроении, что в сельском хозяйстве и т.д. То есть "цифровизация" – это только инструмент или составная часть материального производства и удобный помощник в здравоохранении, образовании и других нематериальных сферах. Но не самоцель и не заменитель реального производства.

В свое время французский президент Шарль де Голль высказался, что "Самое главное для государственного деятеля – чтобы он не считал важными те дела, которые важными не представляются". Это не к тому, чтобы бросить сомнение на "цифровую экономику" и на тех, кто ставит ее в приоритеты, – это к тому, что и другие отрасли важны и нужны. Поэтому создание, обеспечение, внедрение цифровых технологий и платформенных решений – нужное дело, но только с привязкой к росту производительности труда в промышленности, к более совершенному диагнозу "болячек" в здравоохранении, росту уровня знаний у школьников и студентов в образовании и т.д. , а не только и не столько для баз данных и искусственного интеллекта.