– Молчать! – звонко возгласил он. – Молчать, когда царь и великий князь слово молвит!
От неожиданности Андрей Шуйский, несший какую-то ахинею, замолк, с удивлением посмотрев на Иоанна.
А тот, крепнувшим с каждым словом голосом, чувствуя хоть и безгласную, но всем видом демонстрируемую поддержку многих бояр и, конечно, митрополита Макария, заговорил, хоть и звонким пока, не устоявшимся, не набравшим силу государеву голосом, но грозно:
– Молчать, смерд поганый! С кончины нашей матери и до сего времени, шесть уже лет с половиною ты и брат твой творите зло великое и беззаконие.
Он перечислил самые страшные злодеяния Шуйских, те, что твердо запали в его ещё совсем юное сердце, а потом резко повелел, обращаясь к псарям:
– Взять князя Шуйского, – он указал на Андрея, – и отправить в острог, где держать в суровости!
Тишина наступила в столовой палате, где шло заседание.
Псари, которые ещё недавно готовые были исполнить любое повеление Шуйских, быстро смекнули, что власть переменилась, что подал голос государь и возвысил до державных высот его, и более уже не преклонит своей воли государевой.
Грубо схватили они князя Андрея Шуйского, которого слушались не по нутру, а по боязни, потащили прочь в темницу, но до неё так и не довели. Пинали, тумаками награждали, а на полдороге так приложили крепко, что он и дух испустил.
А Иоанн уже приказывал расправиться с главными соратниками Шуйских. И отправились его повелением в ссылку по городам и весям бояре Фёдор Скопин, Фома Головин и прочие.
Но это ещё не было окончанием борьбы, не было обретением власти юным монархом. Сброшено было с плеч его юных иго Шуйских, но тут же подобрали эту власть дядья его родные, братья матушки Елены Васильевны Михаил и Юрий Глинские.
Началась расправа над кланом Шуйских. В опале оказались князья Кубенские, Пётр Шуйский, Александр Горбатый, князь Палецкий и им подобные.
Глинские поначалу были милы Иоанну. Как никак родные братья его матушки. Да и относились они к нему совсем не так, как Шуйские. Всем видом показывали и любовь, и уважение к его сану, да вот только до дел государственных не допускали.
С тревогой наблюдал митрополит Макарий за тем, что происходило. Глинские устраивали охоту, придумывали разные забавы, а когда увидели, что всё это не очень-то интересует юного государя, замыслили новое отвлечение от дел. Вроде как важные, что вполне сходили за государственные – поездки по монастырям, смотры войск, обозрение волостей государства.
Только замыслит государь вникнуть в дела какие, тут уж и выезд важный и необходимый готов. Нужно, ну просто необходимо отправиться на богомолье в монастырь, потому как молитва ко Всемогущему Богу отвратит нашествие иноплеменное. А в другой раз войска сразу как-то к смотру приготовились.
Иоанн был нелицемерно верующим, но митрополит Макарий учил его, что не может быть веры без добрых дел, а добрые дела государя – укрепление Державы и укрепление своей власти в этой Державе.
Только вернётся государь в Москву, только пожелает вникнуть опять в то, что Боярская Дума без него сделала, а тут уж надобно, как оказывается, срочно смотреть укрепления, что на южных рубежах возводятся, да крепости, строящиеся обозреть по линии засечной.
Ну а в дороге и охота по пути, и трапезы богатые.
А в Москве снова встречи с митрополитом Макарием, и беседы о бренности бытия человеческого, о бессмертии души, о долге государя перед землей своей.
Понимал митрополит, что надо как-то сдвинуть всё с мертвой точки. Но не настраивать же Иоанна против своих дядьёв? Он к ним расположен. Да и они играют перед ним свою роль верноподданных.
А дела шли в государстве Московском ни шатки, ни валко. Всегда ведь, во все времена есть люди, которые делают дело, им порученное, не из-под палки, не при постоянных понуканиях, а по совести.
Строились крепости, возводились засечные черты. С древних времён устраивались на Руси засеки на вероятных направлениях действий врага. Их сооружали в древности новгородцы и псковичи, ярославцы и рязанцы, устраивали их и туляки, и калужане.
Засеки просты – наваливали деревья, оттачивая острия, и направляя их в сторону врага. Широкие делались засеки, чтобы время потребовалось врагу, дабы проходы пробить в них. Создавалась сплошная оборонительная система защиты от набегов последышей ордынцев. Особенно преуспел в строительстве таковых засечных линий князь владимирский Иван Данилович. Ещё его государевой волею была возведена линия засек от поймы реки Ока, до Дона и протянулась она к самой Волге.
В лесах и при Иоанне Васильевиче всё так же устраивались засеки, а вот на открытой местности приходилось возводить земляные валы с острожками или городами-крепостцами. Для обороны таковых укреплений создавались особые земские ополчения.
Отец Иоанна Васильевича Василий Третий построил в 20-е – 30-е годы шестнадцатого века города крепости по Оке – Козельск, Калугу, Серпухов, Коломну, Муром, Нижний Новгород и другие. Позаботился он и о передовой линии обороны – засечная линия протянулась при нём от города Новгород-Северский к Путивлю, затем к Мценску и Пронску. Опиралась на эти крепости Большая засечная черта, протяжённостью в несколько сотен километров, вытянувшаяся от брянских лесов до Переяславля-Рязанского. Причём, на некоторых участках она шла параллельно с руслом Оки, как бы дублируя этот водный рубеж.
Эта оборонительная линия имела и отдельные участки, созданные для обороны городов Скопин и Шацк. Созданы были целые линии крепостей Большой засечной черты. В эту линию обороны входили Белёв, Одоев, Козельск, Болхов, Крапивна, Тула, Венёв, Ряжск и Сапожок.
Начал строительство Василий Третий, а заканчивать его довелось Ивану Грозному. Завершилось строительство в 1566 году.
И при всём при этом необходимо было вести постоянную разведку, поскольку одна крепость на пути многочисленного войска не могла представлять серьёзной преграды. Разведку вели и агентурную, то есть с помощью агентов в стане врага и пограничную. Ведь, когда только собиралось войско в стане врага, уже надо было знать хотя бы примерно сроки нападения и направление действий. Сложное это было дело, сложное и опасное.
От внезапных налётов спасали сакмагоны, которые зажигали заранее сложенные копны сена на пути следования вражеских войск и дымы, высоко поднимавшиеся к небу, указывали путь вторжения.
Но мало узнать направление движения врага, нужно найти войска, чтобы усилить крепость, которая оказывалась на пути агрессоров. Создавались резервы в более крупных городах.
Строились и новые города. Они строились всё южнее и южнее, с каждым шагом отодвигались границы от Москвы, от центра земель Русских.
Враг уже не в состоянии был совершать таких походов, как совершал Батый, полонивший Русь и обложивший её данью. Враг имел силы лишь на то, чтобы пограбить и главное взять полон, поскольку русские рабы особо ценились на невольничьих рынках.
Митрополит Макарий частенько напоминал Иоанну о тяжкой доле народа русского, предлагал серьёзно задуматься о том, что настала пора усмирить алчных ворогов, начав с присоединения Казани и Астрахани.
Два великих венчания
Шли годы, Иоанн подрастал. Минуло четырнадцать, пятнадцать. Пятнадцать для отрока державного совершеннолетием считалось. Но до правления государством Московским его так и не допускали.
Но вот уж и шестнадцать минуло. Осенью 1546 года митрополит не раз говаривал, что настало время брать власть в свои руки.
Задумался над этими словами Иоанн. К тому времени он уже многое знал и многое понимал. Книги читал разные, но предпочтение отдавал тем, что советовал, а то и читать давал сам митрополит Макарий.
И вдруг 13 декабря Иоанн не пришёл в монастырский храм за советом сам, как делал то прежде, а призвал к себе митрополита. С радостью отправился к государю Макарий, с радостью и большими надеждами, желая одного, чтобы самые лучшие из них непременно оправдались.
Долго говорили они о великой судьбе государя и великой его ответственности, и митрополит не раз повторял простые истины:
– Помни, твёрдо помни государь, что Царь от Бога пристав. Сердце царёво в руце Божией. Царь земной под Царём Небесным ходит!
А государь не переставал удивлять и радовать митрополита:
– Читал я, да и ты мне, отче, говаривал, что пращуры мои по линии бабки моей, Софии Палеолог, что была племянницей последнего императора Византии Константина Одиннадцатого, на царство венчаны были. Да и сродник наш великий князь Владимир Всеволодович Мономах венчался на царство… Так ведь это, отче?
– Воистину так! – кивнул с отрадою митрополит.
– Хочу и я на царство венчаться, чтобы обрядом этим утвердить право своё на владение землёй, Богом мне заповеданной и народом, руцей Божией в управление вручённым.
«Вот тот важный момент, вот тот рубеж, на котором юный Иоанн сможет переломить всё и вырвать из рук дядьёв своих управление государством, – подумал митрополит, – нет, не напрасны были наши с ним беседы, не напрасно и добрые книги отроком читаны…»
Вышел от государя митрополит Макарий в самом добром расположении духа и тут же послал гонцов за ближними боярами, с которыми Иоанн говорить хотел. Тут уж Глинские слово против того, что услышали, сказать не могли. Как заявить, что не согласны с венчанием на царство? Государю семнадцатый год пошёл. Молод? Ну да ведь молодость не порок.
И объявил государь, что назначает большой съезд к Великокняжескому двору всем знатным князьям, да боярам.
Глинские встревожились. Что ещё там замыслил их державный племянник? Но ведь и у них полной власти не было. Не нравилось многим и очень многим их владычество. Шила в мешке не утаишь. Служили они государству, да так, что от службы той были приращения солидные наперёд к их личным вотчинам, потому уж казне. Множились их богатства.
Собрались в тронном зале приглашённые, замерли в ожидании государева слова. Кто-то дивился, мол, что может изречь отрок, ещё недавно лишь номинально присутствовавший на заседаниях Боярской думы. Правда, памятно было первое твёрдое слово, сказанное в тот день, когда удалил он от себя самозваного опекуна Шуйского. С тех пор опасались бояре поперек молвить, если было это слово против того главного, что провозглашал всё яснее и отчётливее государь не без опоры на митрополита Макария.
Иоанн окинул взглядом собравшихся и начал голосом, непривычным для всех, твёрдым голосом, хотя ещё сохранившим некоторые юношеские оттенки, но звучавшим уверенно, внушая почтение к сказанному.
Начал издалека, начал, как в ту пору начинать было принято, причём, начал, обращаясь к митрополиту и повернувшись к нему с почтением:
– Уповая на милость Божию и Пречистую Его Матерь и Святых заступников Петра, Алексия, Ионы и прочих чудотворцев Земли Русской, имею намерение жениться; ты, отче, благословил меня. Первою моею мыслию было искать невесты в иных царствах; но, рассудив основательнее, отлагаю эту мысль. Во младенчестве лишённый родителей и воспитанный в сиротстве, могу не сойтись нравом с иноземкой, и не будет у нас счастья; и вот я решил жениться в своём Государстве, по воле Божьей и по твоему благословению.
Митрополит встал, при каждой фразе государевой склонял голову в одобрительном поклоне, выражая согласие с тем, что говорил юный Иоанн. А тот продолжал, всё более обретая уверенность:
– По-твоему, отца моего митрополита, благословению и с вашего боярского совета, я хочу перед женитьбой по примеру наших родителей и сродника нашего Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на Царство, так же исполнить тот чин венчания на Царство и сесть на Великое Княжение. И ты, отец мой, Макарий митрополит, благослови меня совершить это.
Государь объявлял о своём решении. Он не просил совета, он излагал свою царскую волю, и бояре поняли, что окончилось отрочество Иоанна, да и юность, хоть он и юн ещё, завершилась в тот важный день, завершилась решением державным, ну а день, который должен был утвердить это решение царское, был уже не за горами.
Венчание на царство было назначено на января 16 дня лета 7055 от Сотворения Мира или года 1547 года от Рождества Христова.
А после венчания на царство в государстве Московском был объявлен смотр невест царских…
Собирали самых красавиц на этот смотр, свозили их со всех уголков Русской Земли, свозили, как тогда говорили «рослых», дородных, чтобы «кровь с молоком» и обязательно «исполненных разума». Те, кто отвечал за смотр, внимательно следили, чтобы слишком бледнолицей не была претендентка, и слишком худощавых на смотр не допускали. Узнавали и из семьи девица каковой. Ежели одна она у родителей – ни братьев, ни сестёр нет – настораживало. Коли в семье туго с деторождением, что от таковой барышни ждать?
Знал Иоанн, что на смотр к отцу его, великому князю Василию Третьему собрали тысячу пятисот претенденток. Привезли их в Москву, но великому князю лишь десятерых из них представили. Забраковала остальных специальная боярская комиссия. Ну а далее этим десятерым обследование учинено было самое серьёзное. Повивальные бабки определяли целомудрие.
И наконец, приглашали в одну из палат Кремля, ставили в одну шеренгу, и царь обходил этот небольшой строй, определяя не только внешние данные, но и заводя беседы с барышнями, чтобы определить, сколь приятны они в беседах и сколь разумны. Ну а, определив ту, что понравилась, государь дарил избраннице своей кольцо и платок, давая понять, что выбор сделан.
Решил юный Иоанн Васильевич повторить обряд и, ровно, как отец, с большим внимание отнёсся к выбору невесты. Сразу приметил девицу красивую, стройную, личико которой отражало ум, а голос звенел как колокольчик. То была Анастасия Романовна Захарьина-Кошкина, дочь близкого ко двору окольничего Романа Юрьевича, к тому времени уже умершего. Знал Иоанн из рассказов митрополита о том, что брат отца девушки, дядя её боярин Михаил Юрьевич Захарьин, был предан отцу и в час кончины его, когда враги Василия Иоанновича пытались помешать ему принять постриг, помог сотворить предсмертное крестное знамение и принять схиму.
3 февраля 1547 года митрополит Макарий обвенчал молодую чету.
Всё произошло стремительно. Большие бояре, рассчитывающие породниться с царём, и глазом не успели моргнуть, как дело свершилось. оставалось лишь шипеть им возмущённо:
– Не жалует нас государь. Бесчестит роды знатные. Женился на ком!? На дочери раба своего! Как нам служить то ей, безродной.
Митрополит Макарий не мог нарадоваться родившейся не без его участия славной семье. И юный государь сразу ожил, сразу повзрослел, да ещё более да посерьёзнел.
Дела же государственные наваливались на юного Иоанна всё в большей степени, хотя всё ещё мешали ему Глинские. Женитьба племянника их совсем не радовала. Вот уж и от охоты отказываться стал, и Москву покидать лишний раз не хотел. Всё с «любой своей», всё с «юной своей», как звал он Анастасию, побольше быть старался. А она поражала всех своей кротостью, своим вниманием, чуткостью, поражала и обезоруживала даже тех, кто косо поначалу на неё поглядывал.
Глинские по-прежнему старались противиться участию государя в управлении, но делать это становилось всё сложнее. Помнили они о том, как Иоанн с твёрдостью небывалой сбросил с плеч своих самозваного опекуна Шуйского, сами ведь благодаря тому власть обрели не мереную. А ну ка и сними так?
По-прежнему они уничтожали неугодных, но теперь стали клеветать и на самого юного государя, распуская слухи, что это он в припадках гнева велит казнить то одного, то другого. И разносили лож в период, когда неспокойно на дальних рубежах Земли Русской и особенно на юге. Собирались злые силы, копили злобу и ненависть к непокорному русскому народу. Тут единение нужно, а Глинские словно и не замечали внешнюю опасность. Им было важно усидеть на вершине власти, не дать юному Иоанну стать государем не только по имени, но и, по существу.
Но у Провидения всегда есть свой ответ на любые дерзновения против правды и справедливости.
Часто говаривал митрополит Макарий Иоанну, что есть истина простая, но истина суровая: «За царские прегрешения Бог всю землю казнит».
– Да в чём же мои прегрешение, отче? – вопрошал Иоанн.
– Ты от Бога поставлен, государь мой, на казнь злым и добрым на милование! – в который раз напоминал митрополит. – Бесчинствуют злые соседи на рубежах государства твоего, бесчинствуют злые бояре-крамольники в сердце Русской Земли, в граде стольном.
Суровы слова митрополита, а ведь государю-то ещё и семнадцати годков не было, только в августе семнадцать должно исполниться, а на плечах уже ответственность за государство.
Тут хоть из палат своих не выходи. Там радость, там любовь, там слова ласковые. И слова то эти у государя находились для любимой и желанной Анастасии, которую он и звал-то не иначе, как юной своей, да любой своей. И она отвечала словами добрыми, нежными, ласковыми.
В столовой же палате недовольство и скрытая озлобленность Глинских. Сдерживали себя, да только как зло не держи, накаляет оно всё вокруг, наполняет сам воздух, и только жди разряда, а там и неведомо, что будет.
Ночью 12 апреля 1547 года центр Москвы осветился внезапно вспыхнувшими пожарами. С чего вспыхнули, кто поджигатель?
Подошёл к окну юный Иоанн с юной своей возлюбленной. Глянули и жутко стало. Не за себя жутко, за народ московский.
– Где горит? – спрашивал государь у слуг.
– Лавки в Китай-городе, да дома тамо же… Да всё горит.
Наутро со всех концов стеклись сведения. Оказалось, что началось всё с того, что вспыхнули лавки, в которых продавались дёготь и краски. Расположены они были в Москательном ряду, что меж улицами Ильинкой и Варваркой. А потом запылало Зарядье, с которого пожар перекинулся на Китай-город, где лавок торговых видимо невидимо. Более двух тысяч их выгорело начисто. Сгорели и жилые дома. и гостиные дворы. Коснулся огонь Богоявленского монастыря, повредил церкви, что у Ильинских ворот, близко подобрался к Кремлю, который постепенно обрастал с годами строениями деревянными. Широким фронтом наступал огонь, спалил Соляной двор и добрался до Никольского монастыря. А сколько домов в пепелище обратилось!
В разгар пожара, когда государь ждал первых о нём сообщений, внезапно тряхнуло стены от страшного взрыва. Оказалось, что взорвалась крепостная башня с порохом в Китай-городе. Раскидало камни из кладки, да так, что запрудили они реку. Рухнула в воду стрельница, обрушилась туда и часть китайгородской стены, а сколько людей при этом погибло и не счесть.
Анастасия всё время была рядом с Иоанном. Старалась подержать государя своего возлюбленного, заговаривала о беде большой людской, о том, что надо узнать, кому помощь необходима. Сколько погорельцев выяснить.
А государь уже отдавал распоряжения по тушению пожара и сыск велел устроить, чтобы причины этой беды прояснить. Поджог ли или что ещё. Ведь чай не лето – это летом можно на грозу списать такую трагедию. Ну что касается тушения, то тут уж разве что монахи могли монастыри свои отстоять с каменными стенами, а дома деревянные вспыхивали как свечки. Только бы ноги унести тем, кого внезапно застала стихия.
Глинские наутро ничуть не перепуганными казались. Всё говорили о том, что бедствие, мол, стихийное приключилось, обычное бедствие, а бедствий таковых не избежать. Эка невидаль, пожар!? Не только Москва, города, где большей частью постройки деревянные, часто в ту пору горели.
Пожар потушили, а где и сам затих, когда пища у огня кончилась. Анастасия, юна милая, занялась оказанием помощи погорельцам, особенно из простого люда, а Иоанн сам пошёл к митрополиту, посчитал, что не след его призывать теперь к себе. Он не чувствовал за собой вины, а всё ж, как человек верующий, покоя на душе и на сердце своём не чувствовал.
Митрополит встретил сурово. Умел он быть и милостивым, и участливым, умел и твёрдым быть, коль нужда к тому принуждала. Начал разговор со слов, уже не раз говорёнными ему. Да, ничто не случаются случайно, особенно такие вот беды народные.
– Прогневили Всевышнего! Прогневили – говорил Макарий, и как бы спрашивал, – А кто прогневил? Каждый по-своему. Бояре крамолами своими, нежеланием встать твёрдо под руку твою государь, метаниями между тобой и Глинскими.
Митрополит дальше видел, нежели миряне, больше понимал, а оттого и суров был. Да, пожары бывают случайными, а бывает, что и нет. Может с огнём кто неосторожность проявил, а может и злой человек запалил лавки в Китай-городе, когда там никого не было, да дома москвичей, близ Кремля.
Неделя прошла. Всё успокоилось. Схоронили и оплакали погибших, расчистили пожарище. Казалось, жизнь стала входить в нормальное русло. А 20 апреля вновь осветилась Москва зловещим светом, снова заплясали над домами и дворцами боярскими языки пламени.
Так вот началось счастье семейное для Иоанна Васильевича. Только ощутил рядом с собой по-настоящему родного и близкого человека, только ощутил тепло, нежность, давным-давно им неведомую, а тут… Одно испытание за другим.
Снова горе и слёзы народные, снова погорельцы, оставшиеся без крова, снова розыск причин, который ничего не дал. Но и это бедствие позади осталось, хоть и не могло выветриться из памяти, особенно из памяти доброй и милостивой Анастасии.
– Кто ж вредит нашему счастью, государь мой милый? – говаривала она, – Кому же оно поперёк горла стало?
– Мы же счастливы! – возражал Иоанн.
– Может ли быть счастье безоблачным, посреди чёрных туч горя людского? – отвечала юная государыня.
Задумывался государь, а не в боярской ли крамоле и вольности дело? Только и мыслят иные крамольники о том, как себе урвать кусок лишний, а государстве не пекутся. Чужды для них интересы государевы и государства Московского.
Отгорели весенние пожары, накрыв горем и бедами москвичей, но не переросли в грабежи и бунты. Отцвела черёмуховым да яблоневым цветом весна, минул июнь, и, казалось, можно было вздохнуть спокойно. Да покоя не ощущалось.
На лето государь перебрался во дворец в село Воробьёво. Он рвался к делам, да по-прежнему не допускали его до них Глинские. Далеко не обо всём, что случалось в государстве, было ему ведомо. Да что там в государстве, в Москве и то, все дела боярские были мраком покрыты.
А тут вдруг стало известно Иоанну, что пришли к нему из города Пскова аж 70 псковичей, чтобы челобитную подать на бесчинства властей. А уж псковские бояре успели упредить Глинских, осыпав дарами, об этом поломничестве. Глинские дождались псковичей, да и повелели схватить их и казнить за бунт против государя.
И свершилось чудо в Москве. Упал с благовестной колокольни большой колокол «Благовестник».
Доложили о том Иоанну верные бояре, да и о том, что Глинские псковичей к нему прибывших, казнить собираются.
– Еду в Москву, в Кремль. Не позволю свершиться злу! – воскликнул царь.
Спасти псковичей успел, да и показал тем самым, что лгут Глинские, будто это именно он повелел казнить народных посланников.
Москва замерла. Люди из уст в уста передавали, что очень дурное, страшное знамение, когда колокол «Благовестник» падает.
А государь, отменив казнь, отправился к митрополиту Макарию. Тот был в тревоге. И колокол тревогу эту вызвал, и казнь, которая едва не состоялась, и то, что Москва слухами полнилась о, якобы, жестокости юного государя.
– Понимаю, отче, всё понимаю. Но как Глинских одолеть, пока не ведаю. Сила у них большая.
– Не только они в Москве, – отвечал митрополит. – Много людей добрых, много людей славных и среди боярства. Только не решаются они голос поднять против Глинских. Ведь Глинские-то дядья твои. Многие думают, что ты на их стороне. Да и сами Глинские слухи таковые распускают. Мол пойдёте против нас, от государя пощады не будет.
– А что же ждать нам, отче? Вот и колокол «Благовестный» взывает к тому, что делать что-то надобно.
– Добрых вестей от меня не жди, – сказал митрополит – Случайностей не бывает. Всё от Бога и случайности его волей святой вершатся. Настало время тебе власть свою обрести…
Бунт, что огонь беспощадный
И вот лёг на землю июль, сильным в то лето зноем. Несмотря на жару, Москва строилась. Холода ведь не спросят, если не поспеть до них, почему не поспели. Необходимо до зимы соорудить жилища и простым, бедным погорельцам, да и зажиточным тоже – зима и мороз не разбирают и снег падает ровным слоем и метели засыпают колючей крупой своей халупы бедняков и боярские дворцы, и подворья в равной степени.
По всей Москве стучали топоры, визжали пилы вокруг, когда юный государь ехал верхом на Воробьёвы горы. Вот и дворец его летний, где его бабка Анна Глинская жила всё лето. Там ждала Анастасия, ждала с нетерпением. Глянула в глаза, спросила:
– Что не весел, государь мой? О чём думы твои тревожные, поделись с любой-то своей?
Хорошо, когда есть рядом человек близкий и родной, хорошо, когда есть вот такая «люба милая».