Книга Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний - читать онлайн бесплатно, автор Ральф Дарендорф. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний
Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний

2

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. VI.

iii

Для обсуждения вопроса о религиозной составляющей тоталитаризма особенно полезна статья: Hans Maier, «Deutungen totalitärer Herrschaft 1919–1989», в Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 3/2002.

3

Отказ от разума (лат.).

b

Артур Кёстлер был членом компартии Германии с 1931 до 1938 г.

4

Цит. по: Рыклин М. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция. М.: Новое литературное обозрение, 2009 (https://www.rulit.me/books/kommunizm-kak-religiya-read-504682-36.html).

c

Манес Шпербер был учеником Адольфа Адлера, его первая научная работа – реферат «Психология революционера».

d

Пьер Паскаль (1890–1983) – филолог-славист, с 1916 по 1927 г. жил в России, вел ежедневный дневник, который и анализирует Фюре в своем очерке. Борис Суварин (1895–1984) – журналист, писатель, основатель Французской компартии. Георг (Дьёрдь) Лукач (1885–1971) – один из основоположников «неомарксизма»», с 1929 по 1945 г. жил в Москве.

5

Из очерка о Пьере Паскале. Ср.: Фюре. Прошлое одной иллюзии (https://russia-west.ru/viewtopic.php?id=1007).

1

Розовое десятилетие (англ.).

2

В этот день президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером Германии.

3

См.: Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике / Пер. с фр. Л. Ларионовой, Г. Абрамова (с небольшими изменениями). М.: Ладомир, 2002 (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/aron-rajmon/memuari-50-let-razmishlenij-o-politike). Далее мемуары Арона цитируются по тому же изданию (без указания страниц).

4

Товарищ по учебе, однокашник (фр.).

5

Научная общественность (англ.).

i

«Мемуары» Раймона Арона (Mémoires, Julliard: Paris, 1983) – неисчерпаемый источник сведений о личности и творчестве автора. Я цитирую эту книгу в основном по (сокращенному) немецкому изданию: Erkenntnis und Verantwortung (Piper: München; Zürich, 1985). Значимые цитаты: S. 169, 55, 37, 123, 38 (в приведенной последовательности). Много полезной информации содержит биография Арона, написанная Робертом Колхауном. См.: Robert Colquhoun, Raymond Aron (SAGE Publications: London, 1986).

ii

Существует много кратких биографий Карла Поппера, но они, как правило, посвящены в основном его творчеству. Лучше понять личность Поппера помогает его собственная статья в книге The Philosophy of Karl Popper (Open Court: La Salle Ill., 1974), vol. 1, цитаты: p. 83, 25, 27. См. также беседу Поппера с Франком Крейцером: Gespräch mit Frank Kreuzer: Offene Gesellschaft – Offenes Universum (Franz Deuticke: Wien, 1982), особенно S. 9 f.

a

См.: Поппер К.Р. Логика научного исследования / Пер. с англ. под общей редакцией В. Садовского. М.: Республика, 2005.

6

Военные усилия (англ.). См.: Поппер К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная биография / Пер. с англ. А. Карташова. М.: Праксис, 2014. С. 124.

iii

Исайя Берлин не оставил автобиографических сочинений, но существует превосходная биография, написанная Майклом Игнатьевым на основе продолжительных бесед с философом: Michael Ignatieff, Isaiah Berlin. A Life (Chatto & Windus: London, 1998). Здесь она цитируется по изданию: Vintage-Ausgabe (2000), см. особенно S. 53, 72.

b

Майкл Грант Игнатьев (род. в 1947 г.) – канадский историк, публицист и политик; биограф И. Берлина. В России изданы две его книги «Русский альбом» (1996) и «Права человека как политика и как идолопоклонство» (2019).

c

Генри Харди (род. в 1949 г.) познакомился с Берлином в Вольфсон-колледже, где изучал философию. Всего под его редакцией вышло восемнадцать томов сочинений Берлина, а также четырехтомное издание его писем.

7

См.: Берлин И. История свободы. Россия / Пер. с англ. В. Михайлина. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 183.

8

Берлин И. История свободы. Россия. С. 184.

9

Колледж Всех Душ (англ.).

d

Оксфордский Колледж Всех Душ существует с 1438 г.; стипендиат колледжа становится одновременно его сотрудником и, получая в течение нескольких лет стипендию, имеет право на бесплатное обучение в любом из колледжей Оксфордского университета.

10

См.: Поппер. Неоконченный поиск. С. 36, 37.

11

Арон. Мемуары.

f

Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) – австрийский философ, экономист, один из ведущих критиков коллективизма в XX столетии, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г.

12

См.: Поппер. Неоконченный поиск. С. 39–40: «Однако потребовалось какое-то время, прежде чем я осознал, что <…> свобода важнее равенства; что попытка реализовать равенство угрожает свободе и что, когда свобода утрачена, не может быть и равенства несвободных людей».

i

Прежде всего я цитирую книгу Four Essays on Liberty (Oxford University Press: London; Oxford; New York, 1969). См. особенно (в приведенной последовательности) p. 122, 127 f., 123, xlii, 132, 125, xlv, 167, 1, 135 ff., xxxlx.

a

Хайек апеллирует к американской конституции, которая понимается «не как установление источников властных полномочий, а как конституция свободы, конституция, которая защитит индивида от любого произвольного принуждения». См.: Хайек Ф. Конституция свободы. М.: Новое издательство, 2018. С. 237.

1

В этом абзаце Дарендорф сжато пересказывает мысли Берлина по поводу позитивной свободы. Говоря о стремлении человека распоряжаться своей жизнью самостоятельно, Берлин показывает, что при этом человек может выделять внутри себя якобы «истинное», «идеальное» или «лучшее» Я – ту моральную инстанцию, которая, как отмечает он сам, далее может подменяться внешней управляющей силой – «трансцендентным контролером». Иными словами, Берлин ясно видит угрозу, сопряженную с понятием позитивной свободы, но, в отличие от Дарендорфа, все же ассоциирует это понятие со свободой.

1

Немецкое Tugend, «добродетель», происходит от глагола taugen – годиться, быть пригодным.

i

Арона я цитирую по его «Мемуарам» (немецкий перевод, S. 493), Берлина – по биографии Майкла Игнатьева (см. главу 5), p. 257–258. Слова Феста о Ханне Арендт приводятся по книге: Joachim Fest, Begegnungen. Über nahe und ferne Freunde (Rowohlt: Reinbek, 2004), S. 178. Эта книга содержит также другие важные для нас биографические сведения: о Себастьяне Хафнере, Дольфе Штернбергере, Голо Манне. Дэвид Рисмен в своей книге «Одинокая толпа» (The Lonely Crowd), изданной впервые в 1950 г., провел различие между внутренне управляемыми и внешне управляемыми (inner-directed и other-directed) ориентациями.

2

Арон. Мемуары.

a

Гумбольдт составил «Литовский школьный план» для будущего университета в сентябре 1809 г.

b

Арон ушел из Figaro в 1977 г. после 13 лет сотрудничества с этой газетой, в течение которых он был ее ведущим политическим обозревателем.

c

Примо Леви (1919–1987) пробыл в Освенциме 11 месяцев. Его автобиографическая книга «Человек ли это?» (1947) ввела в общественное сознание проблематику Холокоста и экзистенциального опыта обреченных на смерть.

ii

О Поппере и Витгенштейне см.: David Edmonds, John Eidinow, Wittgenstein’s Poker (Faberand Faber: London, 2001).

1

Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б. Столпнера и М. Левиной (с небольшим изменением). М.: Мысль, 1990. С. 279.

2

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Пер. с нем. И. Шапиро // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 17, 16–18, 402–403.

3

Общая воля (фр.).

4

Гегель. Философия права. С. 280–281.

5

Кант. Указ. соч. С. 19.

a

Джейкоб Л. Тальмон (1916–1980) увидел в идеях Руссо парадокс свободы: общественный договор и общая воля ведут к «тоталитарной демократии», режиму, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на государственные решения.

i

Конструируемая здесь «дискуссия» между Гегелем и Кантом использует, с одной стороны, гегелевскую «Философию права» (§ 257 и 258), с другой – кантовскую «Идею всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Положение пятое). О симптомах тоталитаризма см.: J.L. Talmon, Die Ursprünge der totalitären Demokratie (Westd. Verlag: Köln; Opladen, 1961). Поппера я цитирую по его книге Open Society and Its Enemies (vol. 1, p. 200) и по автобиографии (см. выше примечания к главе 5), p. 92.

6

Поппер. Неоконченный поиск. С. 125.

7

Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1. С. 247, 248.

8

Немецкое слово gerecht означает не только «справедливый», но и «прямой».

9

Кант. Указ. соч. С. 18.

h

Термин «славное тридцатилетие» введен французским экономистом и социологом Жаном Фурастье в 1979 г. для обозначения периода с 1946 по 1975 г., когда в западноевропейских странах и Японии произошли значительные экономические и социальные изменения, позволившие реализовать идеи социального государства и сформировать общество потребления.

e

Книга Берлина о Марксе: «Карл Маркс: его жизнь и окружающая среда» (1939).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги