Совместная работа – это Божие повеление, и у нас нет иного выбора, как его исполнять.
• Команда способствует развитию христианской любви
На тайной вечере Христос особенно ярко запечатлел ее важность. Он омыл ученикам ноги и сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). Слабость и ограниченность личности очень хорошо заметны в команде. И они могут быть в ней обличены и оставлены.
• Команда эффективней в молитве
Бог обещал дать ответ на молитву команды (Мф. 18:19).
Замечательный служитель Божий Карл Станиславович Седлецкий из-за преследования властей решил оставить Черновцы и искать пристанище в другом городе.
«Мы узнали, что в Павлодаре уже довольно долго существует баптистская церковь. И много лет она была терзаема разногласиями и разделениями. Несомненно, в этом активно участвовали и внешние силы. Даже в 1968 г., когда в жизни христиан уже многое изменилось в лучшую сторону, представители местных властей посещали в Павлодаре почти каждое богослужение, ревниво наблюдая за тем, чтобы в доме молитвы не было детей и никакой евангельской активности не проявлялось, особенно среди молодежи. Церковь же просто не знала своих прав. У нее в то время не было даже пресвитера. Однако павлодарская община усиленно постилась один день в неделю – до тех пор, пока Бог не пошлет им Своего служителя, который выведет церковь из плачевного состояния. Такое решение было принято за пять с половиной месяцев до нашего переезда, и оно безоговорочно выполнялось.
Господь не замедлил с ответом и начал удивительным образом открывать общине Свою волю. Одна уважаемая старица увидела во сне брата, который, по воле Божьей, вскоре должен стать у них пресвитером. Это был некий молодой человек в сером костюме. Войдя в дом молитвы, он сразу же начал расставлять по своим местам разбросанные вещи и мебель и таким образом вскоре навел порядок… Братский совет не обратил особого внимания на сновидение старушки. Однако спустя некоторое время уже диакон церкви рассказал совету свое необычное сновидение, которое произвело на братьев довольно сильное впечатление. Диакону приснилось, будто все члены церкви оказались внутри железнодорожного состава, который вдруг сошел с рельсов. Началась паника, стали искать человека, который смог бы вернуть поезд на свой путь. Наконец, откуда-то появился молодой мастер в сером костюме и согласился помочь в беде. Каким-то чудом он поставил вагоны на рельсы, и непродолжительное время сам управлял поездом. Проехав вместе с членами церкви несколько станций, таинственный помощник исчез, и тогда составом стали управлять уже другие братья.
Ничего не зная о положении дел в этой церкви, вскоре после переезда я впервые пришел на богослужение. Особого выбора у меня не было, и я надел свой обычный… серый костюм. Едва я вошел в дом молитвы, церковь пришла в движение; все как-то по-особенному смотрели на меня. Братья сразу же предложили мне проповедовать. Уже в конце собрания некоторые члены церкви стали открыто прославлять Бога за услышанные молитвы о служителе.
Меня пригласили для беседы и подробно расспросили о том, кто я и как оказался в их городе. После этого братский совет не медля вынес необыкновенное решение: принять верою как ответ на пост и молитву церкви, что приезд брата из Черновцов – от Господа, и на предстоящем утреннем воскресном богослужении представить меня как нового пресвитера павлодарской церкви…
Имея опыт познания воли Божьей, я решил убедиться, действительно ли Господь призывает меня на пресвитерское служение. И когда я получил положительный ответ от Бога, то решил с радостью принять это служение, хотя в душе, конечно, были сомнения и переживания».
За пять лет служения брата Седлецкого церковь окрепла, умножилась, в ней появились дети и молодежь.
• В команде формируются новые служители
Павел привлек на служение Тимофея. Сначала Тимофей смотрел, как Павел работает, потом помогал ему в служении, затем сам трудился, а Павел наблюдал. И, наконец, пришло время Тимофею кое-где заменить Павла на самых сложных участках служения. Время спустя Тимофей работал самостоятельно в духе и силе Павла.
• Третья цель избрания – сохранение единства церкви
Кто-то справедливо заметил: всякое новое учение в церкви – ересь. Чтобы церковь избежала этой опасности, Христос избрал апостолов. На их авторитетном слове она должна утверждаться и к нему возвращаться для оценки верности своего курса: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тим. 3:14–17). Эти слова Павла верному ученику Тимофею очень важны! Апостол предписывал своему преемнику не развивать и не дополнять дарованное ему учение согласно запросам времени, но сохранять его в первозданном виде. Учение апостолов верно и применимо для всех времен и народов. Оно хранит ее единство. Об этом Тимофей и все христиане должны помнить. Выше этого авторитета в церкви ничего не должно быть.
Вышеупомянутый К. С. Седлецкий вспоминал:
«Еще раз я убедился в воле Божьей тогда, когда вся церковь – около 800 человек – единогласно проголосовала за мое избрание. Мое решение было таким: если при моем избрании будет хотя бы один голос “против”, тогда я буду вторым. И такой опыт избрания служителей я считаю библейским – на основании Книги Деяний апостолов. Когда в первоапостольской церкви избирались служители, Дух Святой давал единодушие в сердцах верующих. Ведь как может трудиться пресвитер, если в церкви есть люди, голосовавшие против него? Даже если один человек против, то он должен объяснить церкви, что именно он имеет на этого служителя. И если это серьезная причина, например, открывается какой-то грех, то может случиться так, что вся церковь присоединится к этому единственному голосу “против”. Когда я трудился старшим пресвитером в Молдавии, за 19 лет моего служения было рукоположено 426 пресвитеров и диаконов. И никогда мы не рукополагали, если хоть один член церкви был против. Дух Святой, избирая братьев на служение, давал единство церкви».
Дело Божие больше всего страдало от самозванцев, вообразивших себя «пророками» или новаторами, чем от явных врагов. Так истинному пророку Илии противостояло четыреста пятьдесят лжепророков Ваала и четыреста пророков дубравных (3 Цар. 18:19), Михею – четыреста лжепророков! Все они были повинны в крови тех, кто им поверил. В христианской истории дело обстояло аналогичным образом. В течение веков под влиянием религиозных новаций свершался отход от крещения сознательно уверовавших к крещению младенцев, от простой формы служения – пения гимнов и псалмов, проповеди и молитвы – к сложной литургии, от простой формы взаимоотношений «брат-сестра» к иерархической – «ваше святейшество», «ваше преосвященство», «ваше высокопреподобие», от негосударственной церкви – к государственной. Церковь первого века никак не похожа на церковь двадцать первого. Вернуться к первоначальному образцу препятствуют не только сила привычки, но страх перед распадом религиозной системы, построенной на человеческом творчестве, получившем статус неприкосновенного.
Реформационные движения были вызваны желанием обрести вновь утраченные сокровища ранней церкви – апостольское учение и настоящую духовную жизнь, но они наталкивались на яростное сопротивление приверженцев традиции. Замена апостольского правила «епископ должен быть одной жены муж» на обязательное безбрачие священников повлекла за собой неисчислимое количество преступлений на сексуальной почве не только со стороны рядовых священников, но священников высшего ранга. Педофильские скандалы сотрясают католическую церковь, жертвам насилий выплачиваются миллионные суммы компенсаций, авторитет церкви падает, однако возвращения к первоначальной норме женатого духовенства не происходит: мешает мощное сопротивление традиционалистов. Лечение им кажется хуже самой болезни. Французский журналист Фредерик Мартель в книге «Тайны Ватикана: власть, гомосексуальность, лицемерие» утверждает, что восемьдесят процентов населения Ватикана – гомосексуалы. Знакома эта проблема и православной церкви. Упомянутый выше М. В. Ломоносов предупреждал: «монашество в молодости не что иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет». К великому ученому никто не прислушался. До сих пор. Вот какую высокую цену приходится платить только за одно отступление от апостольского стандарта! А их накопились десятки! Это серьезный урок евангельскому движению в России: оно наступит на те же грабли, если позволит себе уклониться от учения апостолов.
3. Проповедь о великом счастье и несчастье
Всякий человек стремится к счастью. И, поскольку представления о счастье различны, каждый пытается достичь счастья на свой лад. Для одних счастье – когда тебя понимают, для других – хорошая семья, для третьих – если каждый день болит в другом месте, для четвертых – когда все задуманное свершается наилучшим образом. Однако это бытовое счастье так же хрупко, как первый лед в лужице в морозное утро: чуть ступишь на него, и он крошится на мелкие осколки. Прав был писатель В. Г. Короленко: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»! Нам не оставалось бы ничего другого, как согласиться с ним, если бы не Иисус Христос – великий учитель и знаток человеческих душ.
«И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:17–20).
Согласно евангелисту Луке Христос выразил идею евангельского счастья в четырех максимах. Они прозвучали на фоне интенсивного поиска Израилем физических благ: «Если бы мы имели здоровье и свободу от бесов, мы были бы невыразимо счастливы! Лучших благ быть не может!». Однако от подлинного счастья они находились дальше, чем от Рима. Господь направил мысли людей к настоящему блаженству.
Счастье нищеты духа«Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».
Мы, во-первых, познакомимся с характером нищих духом, во-вторых, исследуем, в чем состоит их счастье.
• Характер нищих духом
Несомненно, Нагорная проповедь Христа изложена евангелистами конспективно – Христос сказал народу намного больше. Поэтому нам придется обратиться за толкованием к другим новозаветным текстам, освещающим вопрос нищеты духа.
• Духовно нищий человек разочарован в своих возможностях достичь Божьих стандартов святости
Он перестал быть героем в своих глазах, потому что осознал бессилие победить грех. Вот как описано в Библии мироощущение просвещенного Законом Божьим грешника: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19–20). Грех нанес катастрофическую нравственную порчу человеку. Его разум и чувства осквернены и развращены. Его воля порабощена злу. Человек не только бессилен себя изменить, но и не хочет попросить об этом всемогущего Бога. Трудно найти более сильное свидетельство порочности человеческой природы, чем это: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Грозные предупреждения о Божьем суде и перспектива вечного и мучительного пребывания в озере огненном не останавливают людей в свершении греха. Они находят удовольствие в нем.
Но даже если ценой невероятных усилий кто-то и победил бы свои злые наклонности, то и это не помогло бы ему войти в Царство Небесное. Его прошлые грехи остались бы неискупленными. К сожалению, этого многие не понимают. Как-то информагентства поведали о монахе-отшельнике, который поселился в Грузии на неприступном утесе высотой в сорок метров. Пищу ему подают сердобольные люди с помощью лебедки. Прошло двадцать лет, а монах не покидает своего пристанища, продолжая искупать молитвами грехи молодости – пьянство и наркоманию. Многие испытывают уважение к мужеству этого человека, отказавшемуся от всех мирских благ и самого главного из них – человеческого общения, и полагают, что такие подвиги с лихвой искупят грех. Однако Библия говорит иное: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога́ цена искупления души их» (Пс. 48:8–9). Если грех искупается подвигом, то напрасно умирал Христос! Духовно нищий человек не полагается на свои силы в достижении Божьих стандартов святости. Он молит: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду» (Иер. 17:14). Именно таким нищим духом вменяется белоснежная праведность Христа.
• Духовно нищий человек не ищет удовлетворения запросов души в этом мире
Он на своем опыте узнал, что мир – величайший обманщик. Он возбуждает живущие в человеке страсти, чтобы с их помощью погубить душу. Апостол Иоанн указывает на главнейшие из них: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).
Похоти плоти. Апостол Павел дает их страшный перечень: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21). Душа нищего духом никогда не найдет удовлетворения в плотских похотях! Ее влечет духовное наслаждение!
Похоть очей. Это греховное любование красивым, это суждение о человеке по тому, как он выглядит, а не по тому, какой он есть. Если бы не похоть очей, не было бы прелюбодеяний, разбитых семей, осиротевших детей, одиноких мужчин и женщин, назойливой рекламы, переменчивой моды. Если бы не похоть очей, Голливуд давно бы обанкротился, а поставщики «клубнички» в интернете пошли бы подметать улицы. Но эксплуатация греховных похотей помогает им жить припеваючи. Духовно нищий человек не будет довольствоваться яркими картинками плоти. Он желает видеть красоту Бога и святой жизни.
Гордость житейская. Она отмечена погоней за похвалой или признанием. Она движет всеми людьми и не дает им познать Бога. Господь спросил иудеев: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Ответ ясен – гордыня мешает довериться Богу. И кто ей чужд? Чем талантливей человек, тем больше одержим он этой страстью.
• Духовно нищий человек испытывает абсолютную зависимость от Бога.
Единственное, что может удовлетворить духовно нищего человека – Бог и Его воля (Пс. 41:1–4). Бог придает жизни смысл, неуничтожимый смертью. Он поддерживает в скорбях, врачует раны души, прощает согрешения, определяет, где человеку жить и чем заниматься. Как физически нищий всегда нуждается в простых благах, всегда просит о них и благодарит за оказанную помощь, так и духовно нищий человек ищет в Боге восполнение своих нужд: «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли» (Пс. 69:6). Счастливы те, кто поняли свою отчаянную нужду в Боге!
Награда нищим духомНекоторые толкуют речение Иисуса «Блаженны нищие духом» странным образом: счастье заключается в материальной нищете. Если бы нищета приносила счастье, тогда всех людей следовало бы обобрать до нитки! Но во время раскулачивания крестьян в годы советской власти никто, в том числе и верующие, не ликовал из-за потери своего хозяйства. Лишение материальных благ приносит не счастье, а горе. Иначе праведный Иов, в одночасье лишившийся имущества и детей, не разодрал бы одежд и не посыпал голову пеплом. Материальный достаток – благословение Божие. Но не в нем счастье. Счастье нищих духом в обладании Царством Небесным! Оно их чудная награда! Что такое Небесное Царство? Как оно выглядит? Чем заняты его обитатели? Увы, мы не в силах дать исчерпывающие ответы на этот вопрос, потому что это вне пределов нашего опыта. Мы можем лишь в самом общем виде описать его.
Во-первых, это вечное Царство. Его правителем будет любящий и справедливый, мудрый и могущественный Божий Сын Иисус Христос, а подданными – абсолютно святые люди. Совершенный правитель и совершенные подданные – вот уникальный потенциал Небесного Царства, обеспечивающий его стабильность.
Во-вторых, это Царство изобилия. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (Пс. 30:20). Небесные блага превзойдут все очень смелые ожидания.
В-третьих, это будет Царство святой любви. Там не будет сереньких людишек невзрачной внешности и средних способностей. Там нет места диктаторам и пронырам, жестоким конфликтам и жарким политическим баталиям. Там не будет позорной эксплуатации человека человеком. Любовь – вот славная и упоительная атмосфера небес!
В-четвертых, это Царство великих возможностей. Бог непрестанно творит все новое (Отк. 21:5). Небожители не будут тратить силы и время на пустые или вредные вещи. Они будут с радостным интересом исследовать новые дела Бога. Мудрость Христа станет их мудростью, и сила Его станет их силой.
В-пятых, это Царство неописуемой красоты. Даже мудрейший апостол Павел, побывавший в раю, не смог о нем сколько-нибудь поведать! «Неизреченно!» – единственное слово, которое он произнес, вернувшись на землю. В Послании к евреям 11:10 сказано, что Сам Бог является архитектором и строителем райской столицы. Если земля, созданная Им за шесть дней на скорую руку, необыкновенно прекрасна, что сказать о небесных обителях, которые украшаются Им вот уже 2000 лет? Разве это малая награда для нищих духом?
Дорогой друг! Неужели есть смысл держаться за земное, пренебрегая небесным? Почему не стать нищим духом, чтобы взамен получить несметные богатства? Ведь нам рано или поздно придется расстаться с земным царством – промежуточной станцией на пути в вечность. И только нищие духом будут счастливыми, а о прочих стоит горько сожалеть.
Счастье праведности«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6:21).
Существует два истолкования этих слов Спасителя. Первое: Иисус имел в виду физическое чувство голода, которое естественно возникает у благовестников Евангелия, когда им в условиях гонений приходится недоедать и недосыпать. Второе: Лука приводит сокращенный вариант Нагорной проповеди, и для верного понимания ее следует соотнести с более подробным повествованием евангелиста Матфея. Матфей же говорит об алчущих праведности. С ним и следует согласиться.
• Достижение праведности
Провозгласив: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь», Господь указал на истинно счастливых людей, жаждущих праведности так, как голодный жаждет хлеба и жаждущий воды. Даже ночью он не прекращает этот поиск: «Голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща… жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис. 29:8). Практическое возрастание в праведности называется освящением. Огромную роль в этом процессе играют правильные побуждения. От них зависит удача или поражение в достижении цели. Хорошей и поучительной иллюстрацией этой истины служит сотый псалом с его уникальной «программой освящения».
«Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: “когда ты придешь ко мне?”» (Пс. 100:1–2).
К борьбе за святость Давида побуждала милость Бога. По милости Бога он уже в ранней юности одерживал удивительные победы над львом и медведем (1 Цар. 17:34–36). По милости Бога Давид стал царем и сделал государство настолько могущественным, что мог по праву сказать: «Иноплеменники ласкательствуют предо мною; по слуху [обо мне] повинуются мне» (2 Цар. 22:45–46). По милости Бога Давид имел большую семью, и его сын Соломон прославился на века непревзойденной мудростью (3 Цар. 4:29–30). Но, самое главное, по милости Творца Давид стал пророком и составителем псалмов, которыми прославляли Бога и утешались все поколения верующих. Милость Божия достойна того, чтобы ею дорожить и ее воспевать. И как можно огорчать греховной жизнью Того, Кто проявил к тебе невероятно много милости? Нужно быть сыном погибели, Иудой Искариотом, чтобы не ответить на Божью милость праведной жизнью.
Второй мотив, побуждавший Давида к освящению, – Божья справедливость. Бог нелицеприятен и наказывает за грех как нечестивых, так и святых. Божья розга не раз прохаживалась по Давиду, и опыт наказания предостерегал его от повторных прегрешений. После кары за грех с Вирсавией Давид остерегался с вожделением смотреть на женщин. После моровой язвы, посланной за исчисление народа, он и думать не смел утешать себя статистикой. Оглядываясь назад, он мог с благодарностью сказать: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117:18). Можно ли с упоением грешить, зная, что пламень гнева Божьего до волдырей обожжет душу?
Мотивы освящения Давида – милость и справедливость Бога – применимы в полной мере и к нам, тем более что мы имеем больше благ, чем ветхозаветные праведники. Бог через Христа дал нам выдающееся откровение Своей любви: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). И в отношении справедливости Бога у новозаветных верующих нет никаких сомнений: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы те́рпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр. 12:6–7).
Далее Давид обнародовал практическую программу достижения праведности, в которой было пять важных решений, впоследствии претворенных в жизнь.
Быть праведником дома. «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего». Решение непростое, но верное! Дома человек как на ладони, и его недостатки, благополучно скрываемые от людей, – жадность, лень, неряшливость, гневливость – вылезают наружу. Это давно подметила народная мудрость: «В гостях Илья, а дома свинья» или: «В людях Ангел – не жена, дома с мужем сатана». Быть праведником дома – заповедано Писанием как служителям, так и простым членам церкви. Это не роскошь, а необходимая обязанность, без исполнения которой невозможно считаться христианином. Апостол Павел не оставил в этом никаких лазеек: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Не оказаться рабом вещей. «Не положу пред очами моими вещи непотребной». Царь Давид мог бы позволить себе наслаждаться роскошью: «Одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» (Лк. 7:25). Клайв Льюис верно заметил: «Наш стандарт – стандарт правящего класса, у которого роскошь превращается в потребность так же быстро, как свинина превращается в сосиски. Богатые не могут вспомнить, откуда пошли их потребности, и не могут положить им предела». Им нужны все новые яхты, дворцы, земли, украшения, вечеринки, экстравагантные затеи. Так жене гаитянского диктатора Дювалье заблагорассудилось устроить во дворце комнату с минусовой температурой, чтобы в условиях тропиков наслаждаться прогулками в дорогих шубах. Деньги, потраченные на роскошь, – это кровь бедняков и боль страждущих. Давид принял верное решение ограничить себя разумным набором жизненных благ и не поддаваться искушению материального стяжательства. Он стремился к нетленным, духовным сокровищам – общению с Богом и познанию Писания.
Отказ от несправедливости. «Дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне». Зачастую цари земные сами себе закон. При неограниченной власти этот закон становится беззаконием. Русский царь Иван Грозный, по словам посла Даниила Принца, был «так склонен к гневу, что, находясь в нем, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных». Он с садистской жестокостью изобретал способы казни и нередко во время церковной службы отдавал приказания подвергнуть того или другого человека истязаниям.
Давид принял решение руководствоваться в своей государственной деятельности принципами Божьей справедливости. Он помнил повеление Моисея царю: «Чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля» (Вт. 17:16–20).