Мы в наших различениях бездны и хаоса, тем не менее, правы, ибо хаос для нас – это прежде всего возможность осуществления двух динамичных функций: становления и преображения. Когда мы говорим «возможность», то мы указываем прежде всего на свободное волеизъявление человека. Человек может воспользоваться этой возможностью, а может и нет. Если хаос хранит в себе творческую потенцию, то бездна – это сама деструктивность, Ничто, ад.
Внутренняя жизнь человека часто являет собой именно этот хаос – безобразный и безобразный. И наша личностная задача претворить его в космос красоты и гармонии. Этому будут мешать и наш собственный «ветхий человек», и провокации демонических сил.
Хаос и бездна реалии одной природы. Но один человек преображает свой хаос и освящает бездну. А другой отождествляется с бездной и погружается в нее.
* * *Существует и четвертая область – область некой индивидуальной данности греха, низости, несостоятельности, немощи. Это та данность, которая венчает, к сожалению, конечно, уникальность личности, отличает ее от других.
Так на фоне естественной характерной медлительности и тугоподвижности у одного человека постепенно формируются лень и безответственность. А живость и высокая степень переключаемости формируют у другого гневливость и раздражительность…
Должно пройти время, пока, пусть не в полноте, человек будет узнан самим собой, проявит недовольство, поймет совершенную невозможность с «понедельника начать новую жизнь». Тогда же ему откроется психосоматическая греховная дебелость, несостоятельность его индивидуации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
И уж конечно, такое понимание антиномии ничего общего не имеет с идеями гностичесской секты антиномистов.
2
Эта христология рождена из рефлексии трагического опыта Церкви. Как известно, она отлита в формулу: «Во Иисусе Христе соединяются два естества – Божественное и человеческое – не слитно, нераздельно, неизменно».
3
М. Ю. Лермонтов. Собр. соч. в 4-х томах, т.1, стр. 89.
4
А.С. Пушкин. «Что в имени тебе моем?..» – Собр. соч. в 10-ти томах. М. 1975. Т. 2, стр. 216.
5
Да не найдется тот, кто обвинит нас на основании этих простых слов в «имябожестве»: Не надо!
6
У. Шекспир. Ромео и Джульетта. – Собр. соч. в 8-ми томах. М. 1992. Т. 6, стр. 67.
7
Ф.И. Тютчев. Лирика. – М. 1965. Т. 1, стр. 163.
8
С.С. Хоружий. Диптих безмолвия. – М. 1991. Стр. 65–66.
9
Б. Пастернак. Стихи. – М. 1966. Стр. 269.
10
О. Мандельштам. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. – Тбилиси. 1990. Стр. 182.
11
Там же, стр. 53.
12
Б. Пастернак. «Давай ронять слова…». – Стихи. М. 1966. Стр. 101.
13
И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. – М. 1993. Стр. 42.
14
О. Мандельштам. «Мне жалко, что теперь зима». – Стихотворения… Стр. 131.
15
Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы». – М. 1958. Т. 1.
16
Цит. по: Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. – М. 1994. Стр. 254.
17
О. Мандельштам. «Дано мне тело…». – Стихотворения… Стр. 42.
18
И. Анненский. «Двойник». Избранное. М. 1987. Стр. 24.
19
С.С. Хоружий. «Диптих безмолвия». М. 1991. Стр. 69.
20
Цит. по: Г.В. Флоренский. «Восточные отцы IV века». – Париж. 1931. Стр. 164.
21
А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10%ти томах.—М. 1974. Т. 2. Стр. 537.
22
А. Блок. Собр. соч. В 4-х томах. – Л. 1960. Т. 1, стр. 211.
23
Там же, т. 1, стр. 298.
24
Там же, т. 2, стр. 249.
25
О. Мандельштам. «Рождение улыбки». – Стихотворения… Стр.222.
26
Ф.И. Тютчев. Лирика. – М. 1965. Т. 1, стр. 20.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги