Книга Куда уходят чувства - читать онлайн бесплатно, автор Павел Павлович Кравченко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Куда уходят чувства
Куда уходят чувства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Куда уходят чувства

Возвращаясь к книге. Структура книги до банального проста. В ней опубликованы мои письма (первая часть), которые я писал к будущей жене во время учебы в мореходном училище г. Владивостока. Описанные события относятся к периоду между 1988 и 1991 годами.

Во второй части книги были представлены два последних из написанных мной писем Президенту России В. В. Путину (2013 год). Чтобы читатель не подумал, что я помешан на экономических вопросах и проблемах человечества в целом, было добавлено письмо мэру Москвы С. С. Собянину, в котором речь идет о не менее важных проблемах России – частичной утере индивидуальности людей, проживающих на огромной территории. Я очень рад, что, по сообщению СМИ, предложенная мной идея по созданию парка русских сказок будет воплощена в жизнь на территории Новой Москвы. По всей видимости, некоторым российским гражданам так понравилась «Поляна сказок» расположенная в Ялте, что было принято решение, что уникальное место (в том числе и сам Крым) должно находиться на территории России. Во втором издании вместо данных писем я включил два своих интервью и сборник стихов «Возрождение». Логика простая. Интервью кратко повествует о дальнейшей судьба одного из персонажей книги. Сборник стихов частично отвечает на вопрос, куда же уходят чувства.

В письмах главного героя можно отчетливо проследить развитие отношений и формирование сильного чувства, которое многие люди называют любовью. В русском языке слово «любовь» несколько затерто и используется в различных случаях. Что не совсем верно. Но так у нас сложилось. С моей точки зрения, высшая степень близости двух людей имеет несколько иное название и другие критерии, характеризующие эти взаимоотношения. Я размышлял, как правильно назвать подобные чувства. И после длительных раздумий пришел к выводу, что в русском языке наиболее подходящее слово – «обожание». Оно с виду несколько неуклюже, но зато имеет глубокий смысл. Я так думаю. Как правило, в большинстве случаев обожание идет со стороны женщины. То есть это женщина обожает мужчину. Самое главное – это чувство должно быть обосновано. А именно, за что человека обожают. Например, за талант, поступки, позицию и тому подобное. Очень близко по смыслу слово «восхищение». Но оно в русском языке тоже довольно затерто. Поэтому больше подходит именно обожание. Подобные отношения я наблюдаю у своих родителей. Когда женщина обожает, это видно сразу. Такое чувство может быть только у людей, у которых основные (по большей части христианские (божественные)) ценности находятся на первом месте. Все мирское – это вторично. Есть мирские блага – хорошо, нет их – а много ли для счастья человеку нужно? Вероятнее всего, именно подобное состояние приближает людей к счастью.

Почему именно женщине присуще в большей степени это свойство (в случае достижения такой силы взаимоотношений)? Ответ прост. Так устроил Бог. Эмоции и, возможно, природная глубина чувств, в том числе все, что связано с продолжением рода человеческого, внутренним устроением семейных взаимоотношений, включая базовое воспитание и ухаживание за потомством и т. д. То есть, по моему мнению, вся энергия (существенная часть) женщины должна быть (обязана быть) направлена в семью (не всегда так бывает – по разным причинам: нет потребности, понимания значимости процесса в целом и своей первоочередной функции, обязанности). Соответственно, основная часть энергии мужчины направлена на окружающее. На решение не только самых простых функций и примитивных задач, но и на стратегическую экспансию в целом. Кроме этого исходя из Священного писания женщина является помощницей мужу, а не наоборот.

Если в Библии не говорится, что у женщины есть душа (упор сделан на том, что у мужчины она есть), то, возможно, Бог наделил вторую половину именно более глубокими чувствами. Насчет души это некая шутка. Что может позволить себе женщина в этом плане (выражении чувств), не всегда позволительно мужчине, так как он обязан сдерживать свои эмоции. Возможно, у него их существенно меньше? Такова его сущность и данная Богом роль. Возможно, это как ошибочное понимание людьми власти и денег распространенного греческого изречения относительно того, что позволено Юпитеру и не позволено Быку. Они, как наивные дети, трактуют это изречение в свою пользу. И понимают дословно. Что позволено «нам, избранным, наделенным властью и так далее», не позволено вам – народу. На самом же деле смысл этого изречения совершенно в другом: что позволительно простолюдину (в хорошем смысле слова) недопустимо (не дозволительно) для человека, имеющего власть и деньги. Так как власть и богатство накладывает в первую очередь обязательства и ограничения. Поэтому и Юпитер, понимая, что будет осужден, если он снасильничает над девушкой, был вынужден превратиться в быка. Мало того, люди которые наделены властью, или обладатели значительных денежных сумм, должны всегда помнить слова из Священного писания: «…И кому много вверено, с того больше взыщут» Новый Завет Евангелие от Луки, гл. 12 ст. 47, 48.

По моему мнению, немаловажной причиной, которая препятствует приближению человека к счастью, является непонимание определенной частью людей того, что есть любовь. Разумеется, я не владею истиной в последней инстанции, но в моем понимании (склоняюсь к тому, чтобы считать, что оно достаточно близко к правильному), основной признак любви – самопожертвование. То есть когда интересы любимого человека (страны, народа) существенно важнее, нежели личные. Один из участников такого состояния старается сделать всё возможное для того, чтобы другая половинка была счастлива. Даже в том случае, если это счастье не будет совместным. Всё остальное – это пустая болтовня, эгоизм и потребительские чувства, не имеющие ничего общего со столь высоким чувством. На этом горят многие (как правило, даже не понимая этого). Произносят одни слова, при этом действия и поступки соответствуют совершенно другим смысловым значениям. По моим наблюдениям любовь в современной интерпретации это в большей степени переодетый эгоизм. Это относится и во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, между родственниками, между гражданином и страной и т. д. В этом плане люди должны знать и помнить, что говорит Божественное откровение, про что есть любовь. Данное откровение мы находим в словах святого апостола Павла. Эти слова не мешало бы глубоко осмыслить не только обыкновенным людям, но и высоким руководителям страны, от которых в той или иной степени зависит будущее благополучие России.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

В книге представлены письма одной стороны. Письма, которые были написаны героиней, не сохранились из за сложности хранения их в экстремальных курсантских условиях. После прочтения их приходилось уничтожать. Естественным образом развитие отношений представлено однобоко и не отражает всю палитру обоюдных чувств.

Некоторые особенности тех лет, а также детали курсантского быта могут быть непонятны читателям. Им помогут отступления и примечания.

Важная деталь – текст писем. Несмотря на сложную и своеобразную стилистику автора он остался прежним, за исключением орфографической правки. Я считаю, что именно при таком подходе сохраняется уникальность текста – выражение мыслей и чувств именно в период, когда они наиболее эмоционально окрашены. По истечении определенного времени прошедшие события можно изложить в более красивой форме, но это уже будет другая история, не имеющая отношения к реальным, документальным событиям. Так же убежден, что значимыми тексты становятся только тогда, когда они имеют документальную основу (подлинную историю событий).

Всего я написал тогда примерно восемьдесят – девяносто писем. Все они хранились в одной из тумбочек, аккуратно сложенные. В час размолвки (много лет назад) несколько писем было уничтожено (около десятка). Именно после этого случая я считаю, что «контрольный пакет акций» на данный материал принадлежит именно мне. Также согласен, что у Светы формально существует «блокирующий пакет акций» на решения о публикации нашей переписки. Но поскольку мы живем в России, где права миноритарных акционеров нарушаются без зазрения совести, то мое поведение полностью соответствует российской практике по специфическому соблюдению прав миноритариев. Никто из разумных людей не будет спорить, что среда обитания частично влияет на обитающего в этой среде индивидуума.

Более правильно было бы получить согласие на их публикацию, но так как существовал риск, что Света не одобрит этого, я принял решение опубликовать их без обоюдного согласия. Я придерживаюсь эгоистической точки зрения, которая заключается в том, что когда принято решение (осмысленное), нет надобности задавать вопрос, на который можешь получить отрицательный ответ. Как в таком случае поступать? Следовательно, лучше сделать, не спросив согласия, чем сделать по своему, когда другая сторона не совсем с этим согласна. Если перевести на русский язык, то это звучит так: «Зачем задавать вопрос, если есть риск получить не нужный для тебя ответ». Следует добавить, что над этим вопросом я думал довольно долго.

Все опубликованные здесь письма являются документальными и оригинальными с точки зрения не только самого текста, но и происходивших событий, не менее чем на девяносто девять процентов. В некоторых местах пришлось сделать редакторскую правку, так как не всегда отчетливо понятно, что имеется в виду, и о чем идет речь. Также в книгу добавлены записи из личного дневника, который я недолго вел в то время. По моему мнению, текст из дневника позволяет полнее раскрыть происходившие события не только в области чувств, но и ситуацию в целом.

Предисловие

В качестве предисловия необходимо остановиться на основных действующих лицах и краткой хронологии событий.

Кравченко Павел Павлович (я, автор данного творческого произведения).

Родился в Крыму, в п. г. т.[1] Ленино, четырнадцатого мая тысяча девятьсот семьдесят первого года. До одиннадцати лет жил в курортном городке (опять же п. г. т.) Черноморское (на западном побережье Крыма). Когда мне было одиннадцать лет папу перевели на работу в Симферополь. После восьмого класса(1986 г.) я поехал поступать в мореходное училище в Ростов-на – Дону. Двойка за диктант. В 1987 м (после окончания девятого класса) решил поступать во Владивостокское мореходное училище (за десять тысяч километров от Крыма). Дубль номер два. Был зачислен на специальность «радиотехник».

Николавцева (Кравченко) Светлана Гедальевна. Родилась в Москве десятого сентября тысяча девятьсот семьдесят третьего года. Жила с мамой. Отец умер когда Светлане было восемь лет.

Первая встреча между молодыми людьми состоялась в июле восемьдесят восьмого года в Черноморском. Светлана с мамой приехала на отдых (это было их не первое пребывание в тех краях) и остановилась у общего (как потом выяснилось) знакомого (снимали комнату).

После окончания первого курса мореходного училища я приехал в отпуск в поселок своего детства, где постоянно проживала моя старшая сестра. Отпуск длился три месяца. Свободное от работы время («шабашки» – строительство дач, ремонтные работы, и т. д.) проводил время с товарищами. Иногда помогал сестре по хозяйству.

Знакомство со Светланой произошло вечером, перед очередным походом на дискотеку. Мне не так давно исполнилось семнадцать лет. Светлане еще не было пятнадцати.

Первый период романтических отношений продолжался не больше десяти дней. Потом Светлана с мамой уехала в Москву.

Вторая встреча произошла через месяц полтора в Москве (сентябрь восемьдесят восьмого). Возвращаясь на учебу во Владивосток, я на три дня остановился у товарища, который тог да учился в Москве.

В следующий раз мы смогли встретиться только спустя девять месяцев (когда я окончил второй курс). В июне тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. Вместе в Москве провели не больше пяти дней.

Летом тог же года Светлана с мамой вновь приехала в Черноморское где я проводил очередной четырехмесячный летний отпуск.

Зимой (в январе тысяча девятьсот девяностого года) мы были обручены. В следующем месяце была сыграна свадьба. В то время я учился на третьем курсе мореходного училища, и мне было восемнадцать лет. Светлана заканчивала десятый класс средней школы (ей было шестнадцать лет).

После окончания учебы в тысяча девятьсот девяносто первом году я приехал на постоянное место жительство в Москву.

В девяносто восьмом году родилась первая дочь Мария. В две тысяча шестом – вторая дочь, которую назвали Елизавета.

Глава 1

Крым. Лето 1988 года

После одиннадцати месяцев, проведенных вдали от дома, сдав досрочно все зачеты и экзамены, отработав при этом летнюю практику зимой, я вернулся в родные края. Настроение было приподнятым. С одной стороны, меня ожидала долгожданная встреча не только с родителями и сестрами (Ириной, Натальей и Светланой), но и некоторыми школьными друзьями товарищами. С другой стороны, впереди были три месяца заветного летнего отпуска. Тем людям, кому не довелось служить в армии или находиться длительное время (относительно длительное) далеко от родных мест, сложно понять и оценить, насколько это важное событие – увидеть родных и близких, провести три месяца лета в Крыму.

Несмотря на то что год, проведенный в мореходном училище, делает из подростка что то вроде начальной стадии мужского подобия, некоторые сентиментальность, романтичность и многие другие черты характера, присущие с рождения, остаются на всю жизнь. В определенных обстоятельствах они могут уйти глубоко внутрь человека, но чтобы испарились и выветрились вовсе – событие, как правило, маловероятное.

После долгого перелета Владивосток – Симферополь (через Москву) самолет совершил посадку в пункте назначения приблизительно в пять часов утра. Точную дату своего приезда я не сообщал никому, посчитав, что более романтичным будет, если я «свалюсь как снег на голову». Позднее, прожив тридцать лет на белом свете, я пересмотрел общепринятую точку зрения на предоставление громадной радости родным и близким от внезапного приезда своих отроков. Сегодня я твердо убежден, что, как правило, люди живут ожиданиями. Именно в них и есть сама жизнь (значительная ее часть). Именно на этих особенностях существенной части населения играют и естественным образом злоупотребляют ими политики разного калибра. Их конструкция взаимоотношений с народом напоминает историю с осликом.

Кому приходилось сталкиваться с этим своеобразным животным, знают его сложный, но при этом вполне разумный характер, правда, не всегда имеющий рациональное объяснение. Иногда для того, чтобы он двигался в необходимом направлении, к палке привязывают морковку и выставляют перед его мордой. Ослику хочется кушать, и он, пытаясь дойти до этого лакомства, начинает целенаправленное движение. Чтобы получить вожделенный продукт, ему приходится преодолеть внушительное расстояние (не исключаю, что это просто фольклор). Подобным образом на протяжении длительного времени вводили в заблуждение основную часть советского народа, да и не только ее. Я помню детские разговоры с товарищами о скором наступлении коммунизма. Даже сегодня определенная часть граждан попадается на подобные обещания высших руководителей страны. Причина одна. Характер, особенности, нравы людей. За несколько тысяч лет человек практически не изменился. Когда читаешь Библию, отчетливо понимаешь, что люди остались такими же. Появилось много чего интересного, но человеческая суть не меняется. Всегда есть и будут подлецы, лжецы, коррупционеры, продажные судьи и прочие и прочие. Я все больше придерживаюсь той точки зрения, что во все времена существует определенная доля людей с положительными качествами и с отрицательными. Крайние точки этого распределения – не более двух процентов населения (в 2017 году я думаю, что полярное значение – не более одного процента населения). При любых обстоятельствах они будут себя вести так, как заложено в их генетическом коде. Среда, уровень жизни, жизненные обстоятельства особой роли не играют. Значительная часть народа будет склоняться в ту или иную сторону в зависимости от поведения публичных людей (государственной идеологии в целом), особенно если они наделены властными полномочиями и частично формируют поведенческие установки. Но я также убежден, что в каждом народе существует некий базовый генетический код, который в конечном итоге пересилит и переломит поток бестолковщины и глупости. Именно поэтому я считаю, что в конечном итоге Россия станет страной, где будет возрождена монархия и в качестве государственной религии установится православие. Вероятнее всего, придется избирать нового монарха и создавать новую династию. Создание православного государства, где божественные ценности будут выше светских законов, – это и есть национальная идея российского народа, которую так долго пытаются найти и сформулировать многие российские граждане.

В повседневной жизни, когда известна конкретная дата определенного (значимого) события, люди испытывают положительные эмоции в течение всего периода ожидания. Хороший пример – ожидания Нового года. Даже когда дети становятся взрослыми, общие ощущения остаются прежними.

Вернусь в то ранее утро моего прилета. Я решил, что будить семью ранним приездом не стоит (с учетом транспортной доступности мог бы оказаться дома самое большее через полчаса). Было принято решение пару часов поспать на лавочке в аэропорту.

Дома я был в восемь пятнадцать утра. По реакции домочадцев, вероятнее всего произошла утечка информации. Меня ждали.

Пробыв в Симферополе не больше семи дней, я поехал к старшей сестре, которая осталась коротать свой жизненный путь в Черноморском. Именно в этом городке жила и вся наша большая семья до тысяча девятьсот восемьдесят первого года.

Старшая сестра Ира это особый разговор. Ее безграничная любовь к нам (в первую очередь к своим сестрам и брату) не имеет границ. Естественно в хорошем смысле слова.

Так как в шестнадцать лет я считал себя полностью независимым человеком, необходимо было задуматься о «финансовом благополучии». Свое пропитание я оставил на совести родителей и старшей сестры (а кто не был эгоистом в шестнадцать лет). Относительно остального текущего потребления мной было принято решение возложить данные заботы на собственные хрупкие курсантские плечи.

В Крыму, на берегу моря, где постоянно кто то что то строит, решить вопрос с подработкой было не так сложно. Этот вопрос легко решился, так как мой старинный приятель, которого звали простецким русским именем Вася, с удовольствием взял меня в напарники (подсобным рабочим). Практически всегда, когда слышу это незамысловатое имя, я вспоминаю достаточно забавный анекдот, который нам в училище рассказал один из преподавателей (Яков Моисеевич). «В еврейской семье купили маленькому мальчику котенка. Он подходит к дедушке и спрашивает: "Дедушка, я долго думал, как назвать котенка, и думаю, что ему подойдет кличка Изя". Дедушка оторвался от книги и говорит: "Яшенька, разве можно называть животных, хоть и домашних любимцев, человеческими именами? Категорически нельзя этого делать. Пойди и подумай еще. Если ничего не придумаешь, то можешь назвать его просто Васей"».

Но если говорить по большому счету, то именно Вася в большей степени повлиял на мое будущее. Именно он, старый «мореман» (правда по профессии механик), рассказывал мне о море и моряках в таком ракурсе, что любая «сухопутная крыса» (по натуре), скинула бы свою мышиную оболочку (образ мышления) и старалась бы стать настоящим моряком (в полном смысле слова). Но так как я был моряком с рождения (с одного года рос у самого синего моря (дом находился за сто метров от берега моря)), то трансформироваться из «сухопутной крысы» в настоящего моряка, у меня не было особой необходимости. Но то, что я буду именно моряком (по профессии), полностью его заслуга. За что я ему благодарен.

Парень я был достаточно физически развитый и мог долго выполнять работу, которая не подразумевала особой квалификации, но в то же время требовала определенного здоровья и выносливости. Рабочий день начинался с восьми тридцати утра и заканчивался в восемь часов вечера. Так как у моего товарища (Васи) была и основная работа, где он был занят сутки через трое, то мой рабочий график был, соответственно, – трое суток работы и сутки отдыха. Моя зарплата составляла двадцать – двадцать пять рублей в день. Если перевести на современный лад, такую сумму можно приравнять к нынешним шести – семи тысячам (цены 2013 года). Когда пытаются перевести заработки советского периода к теперешнему уровню, необходимо делать некоторые допущения, без которых очень сложно точно привести доходы разных периодов к одному знаменателю. Например. В советское время вся одежда стоила дорого. Импортные вещи стоили безумных денег. Очень хороший пример с джинсами. Джинсы советского производства (из тонкой ткани), стоили десять – двадцать рублей. Я помню, как я сделал из советских джинсов за двадцать рублей моднейшие штаны, смотревшиеся на все сто пятьдесят (внешний вид). Что я сделал? Взял металлическую молнию, разрезал ее на две части, и одну часть пришил собственноручно по краю штанин металлическими зубцами вниз. Получились моднейшие штаны со змейкой. Мне говорили несколько человек, что подобные джинсы видели на страницах западных журналов. Импортные джинсы стоили от ста двадцати до двухсот рублей. Таким образом, чтобы купить джинсы, необходимо было потратить шесть – восемь рабочих дней (моих). При прочих равных условиях подобные штаны сегодня стоят не дороже десяти тысяч рублей. То есть, в пересчете на трудодни, – два дня работы. Но если добавить существенный факт – ассортимент, то нормальные джинсы можно купить и за три тысячи. Если оценивать по другим предметам одежды, картина аналогичная. Автомобиль. Новый автомобиль на черном рынке (он так назывался) стоил пятнадцать – двадцать тысяч рублей. Это ВАЗ 2106. Возможно, ВАЗ 2107. Получаем, что стоимость нового автомобиля в советский период – тысяча моих трудодней. Сегодня такой автомобиль (или подобный) стоит не дороже двухсот шестидесяти тысяч рублей. Получаем максимум пятьсот трудодней.

Чтобы не заострять на этом вопросе внимания, приведу некоторые цифры.

1988 г. Средняя зарплата 150 рублей в месяц; колбаса 1,2–1,8 руб./кг; пепси кола 0,42 руб.; минеральная вода 0,2 руб. за бутылку 0,5 л; пустая стеклянная бутылка 0,12 руб./шт.; мясо на рынке 3,5 руб./кг; мороженое 0,06–0,28 руб./порция. Что касается мороженого, но кто бы и что бы сейчас ни говорил, в советский период оно существенно отличалось по вкусу от современного продукта. Естественно, в лучшую сторону. Оно было просто вкусное. И вопрос не в том, что кто-то был моложе, а в том, что качество было существенно выше. По всей видимости, это именно та печаль, с которой приходиться мириться в настоящий момент (2017 год) и по всей видимости именно та неизбежность (плата) человечества, которую приходится платить за технический прогресс и рост численности населения.

Наиболее показательный пример (как обобщающий пример для понимания ситуации) это вкус многих овощей. В 2017 году общее кол-во населения Земли до семи с половинной миллиардов человек. По моим расчетам к две тысячи сорок пятому году общее количество населения Земли будет десять миллиардов человек. И всю эту «ораву» необходимо накормить, одеть, дать жилье и самое основное дать возможность трудиться. Уже сегодня (беру пример Крыма) помидоры (в сезон (лето)) имеют вкус настоящего помидора не более 25–30 % от всех продающихся помидоров на рынке. Основная масса это тепличный продукт. Почему именно тепличный продукт, особых вопросов нет. Вопрос себестоимости и жизненного уклада (в широком плане) современного поколения. С точки зрения бизнеса, оптимальнее всего выращивать помидоры в теплицах (общий объем производства выше, сохранность урожая). Результат – ультрафиолет не проникает, и вкус в результате этого теряется. Общий результат, потеря значительным количеством граждан истинного вкуса продукта. Думаю, что через 10–20 лет, того вкуса помидора (и многих других овощей) который знал я (поколение в целом) вряд ли кто будет помнить. Естественным образом, будет потерян семенной фонд. Возможно, он останется, но данный продукт (в широком плане) будет доступен для одного – двух процентов населения страны.

Завершая тему, мне хотелось бы рассказать один случай. Это событие не принципиальное, но очень существенное, так как характеризует некоторые жизненные аспекты того периода времени.