Книга Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1 - читать онлайн бесплатно, автор Ираида Владимировна Дудко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1
Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1

Так что думаю, не случайно я стал заведующим кафедрой в университете и люблю работать с молодёжью.




Николай Макаровец, живя в Кролевце, учился в разное время – в трёх школах: № 1, № 2 и № 5.

На каждой из этих школ установлены мемориальные доски.

На снимке – доска, установленная на школе № 5.

Часть 2

Институт


Николай Александрович Макаровец – студент тми


В 1956 году, окончив школу с отличным аттестатом, Николай Макаровец также успешно сдал все вступительные экзамены и был принят на машиностроительный факультет Тульского механического института (ныне – Тульский государственный университет).

«Четвёрка» – так называлась специальность – «Двигатели летательных аппаратов». Она считалась «элитной». Из 24 студентов этой группы – 18 были школьными медалистами. И лидером этой группы во все года обучения был – Николай Макаровец.


Николай Макаровец продолжает рассказывать о себе…


– Что мы тогда первокурсники знали о ракетной технике? Очень мало. Самые общие сведения, почерпнутые из газет и рассказов ветеранов о наших «Катюшах», наводивших ужас на врага в годы Великой Отечественной войны.

Особый романтизм профессии, которой нам предстояло обучаться, придавал тогда фантастические описания полетов в безвоздушном пространстве, прочитанные в книгах К. Э. Циолковского и Жюля Верна.

С третьего курса в учебном процессе пошли спец предметы, вот тогда мы в полной мере поняли значение нашей специальности.

Загадочно звучали для нас названия дисциплин: тепловые машины, динамика движения, теория тепловых машин, жидкостные аппараты, аэрогазодинамика…

Наш студенческий труд был тогда очень напряженным: лекции слушались с особым вниманием, подробнейшим образом всё записывалось в конспекты, так как эти записи тогда являлись единственным источником при подготовке к зачётам и экзаменам.

При выполнении курсовых проектов необходимо было провести множество расчётов, составить огромное количество таблиц, построить графики, характеризующие процессы истечения газов, динамического воздействия в различных условиях. Это была трудоемкая работа.

Неделями мы на логарифмических линейках рассчитывали данные, которые нынешние студенты, вооруженные компьютерами, получают в несравненно меньшие сроки.

Но нам постоянно помогали – увлеченность учёбой, настоящая дружба, царившая в группе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Недаром большая часть нашей группы, как правило, человек 15–16, постоянно получали повышенную стипендию.

С особенной теплотой вспоминаю товарищей по группе: Льва Устинова, Владимира Козлова, Юрия Дерябина, Александра Фролова, Олега Исаева, Роберта Ласкаржевского, Валерия Эйхенвальда, Эдарда Эзрина, Бориса Сурова, Дмитрия Дементьева, Михаила Архангельского, Виктора Анципировского и многих других.


Пропуск в общежитие, в котором прожил Коля все годы обучения


Друзья студенческой юности



С сокурсниками на военных сборах

Николай Макаровец – второй с левого края


Николай Макаровец на Первомайской демонстрации 1958 год


Николай Макаровец на Первомайской демонстрации 1958 год


Бывшие однокашники Коли считают, что деловая, доброжелательная атмосфера, сложившаяся в их группе, во многом заслуга старосты – Николая Макаровца. Уже в первые студенческие годы в характере Николая проявились черты лидера.

На III курсе Николая избирают в состав комитета комсомола Тульского механического института, где он становится заместителем секретаря комитета ВЛКСМ.


Годы учёбы в институте совпали с эпохой освоения целинных и залежных земель. В эту знаменательную страницу истории нашей страны советское студенчество вписало яркие строки. И среди первых целинников был возглавляемый Николаем Макаровцем отряд, который работал в Павлодарской области Казахстана. Причём работал так, что неизменно возвращался в институт с Почётным знаменем, а сам командир отряда в 1958 году получил первую в своей жизни правительственную награду – медаль «За освоение целинных земель».




В Удостоверении к медали написано:

УДОСТОВЕРЕНИЕ

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР

От 20 октября 1956 года

Макаровец Николай Александрович

От имени Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За освоение целинных земель»

От имени Президиума Верховного Совета СССР

Медаль вручена 22 сентября 1958 г.


На корочках написано:

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Выдано тов. Макаровцу Николаю Александровичу

В том, что он награждён Комитетом ВЛКСМ значком

«За освоение новых земель».

Секретарь обкома, крайкома комсомола

20 сентября 1957 года………………………..Подпись


Значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель»

Награждаются комсомольцы и молодёжь особо отличившиеся на работах по освоению целинных и залежных земель, а также руководители комсомольских организаций и комсомольские активисты, обеспечивавшие активное участие молодёжи в освоении новых земель, в получении на этих землях высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

(Из Постановления бюро ЦК ВЛКСМ)
БЛАГОДАРНОСТЬ

Макаовцу

Николаю

Александровичу


За активное участие в уборке

Целинного урожая 1958 года

В Кокчетавской области


Кокчетавский ОК ЛКСМ


Г. Кокчетав «6» октября 1958 г.

А что нам расскажет сам Николай Макаровец?


– Целина – особый период в моей жизни, Он запомнился и настоящими «взрослыми трудностями», которые мы научились достойно преодолевать, и тем, что там я, буквально за 2–3 дня, освоил трактор и самостоятельно работал на вспашке зяби, и, конечно, первыми серьёзными заработками, что было немаловажно для тогдашнего, прямо скажем, небогатого студенчества.

Помню, в 1958 году я заработал полторы тонны зерна, о чём получил в в совхозе, где мы трудились, соответствующую справку. Её, по тогдашним законам, можно было превратить в «натуральное выражение» в любом уголке страны. Одна часть моей справки превратилась в корм для скота, который я отдал в домашнее хозяйство своих родственников, а другая – в деньги, на которые купил себе очень приличный костюм.


Николай Макаровец и Юрий Дерябин на студенческой научной конференции. 1960 год.



Но вот институт окончен. Наступила пора распределения.

Многие предприятия, входившие в систему бурно развивавшегося в те годы отечественного ракетостроения, остро нуждались в молодых специалистах по проектированию двигателей летательных аппаратов. Среди них были тульские КБП, ГНПП «Сплав», НПО «Союз» (г. Люберцы Московской области). В эти организации в основном и распределялись выпускники группы, где учился Макаровец.


(Напомню… НПО «Союз» тогда назывался – НИХТИ. Там трудились мы – я (Виктор) и Ираида. Здесь Коля Макаровец проходил преддипломную практику. С этого времени исчисляется наше знакомство с Колей и многолетняя дружба семьями, продолжительностью – всю дальнейшую нашу жизнь.)


Николай Макаровец и его молодые коллеги перед отъездом в Бийск.

Внизу справа – замдекана П. Н. Марков.


Часть 3

Бийск – НПО «Алтай»


Николай Александрович окончил Тульский технический институт, в котором получил первоначальные знания, необходимые будущему специалисту в области создания РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ.


Николай Макаровец, молодой инженер – механик, имевший многочисленные возможности распределения в лучшие НИИ и КБ страны, выбрал Алтайский НИИ химической технологии.


Мереет шагами Макаровец бийские улицы…


В апреле 1962 года Николай Макаровец, получив диплом с отличием вместе со своими товарищами по группе 461, выпускниками Тульского механического института – Ю. Дерябиным, М. Архангельским и супругами Фроловыми приехал в город Бийск Алтайского края на предприятие, которое тогда называлось НИИ-9 (п/я 28 – Алтайский научно-исследовательский институт химической технологии – Научно-производственное объединение «Алтай»).

Этот научно-производственный комплекс был призван принять участие в решении важнейшей на тот момент задачи обеспечения обороноспособности страны – разработки и производства твёрдых топлив и зарядов для баллистических ракет. Именно для таких зарядов Н. А. Макаровец, работая на бийском предприятии в разных должностях, отрабатывал систему прогнозирования внутренних баллистических характеристик.

Сначала этой проблемой занималась специальная лаборатория, затем – отдел, который и возглавил молодой выпускник тульского вуза.

Будучи молодым специалистом, он начинал работу с должности инженера. Далее трудился старшим инженером, руководителем сектора, начальником лаборатории, начальником отдела. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию.



За 7 лет он пробежал вверх по служебной лестнице, поработав на пяти обязательных для карьеры должностях, превратился из молодого специалиста в молодого учёного.

Он участвовал во всех важнейших разработках института.


Основу ракетного щита России в триаде стратегических ядерных сил составляют твердотопливные ракетные комплексы «Тополь» и «Тополь-М» разработки Московского института теплотехники как головной организации – единственного разработчика, специализирующегося только на твердотопливных ракетных комплексах. Появлению этого эффективного оружия предшествовала многоплановая и многолетняя работа ряда предприятий страны, в том числе и ФНПЦ «Алтай», где создаются твердотопливные заряды из высокоэнергетических топлив.


Вспоминает Г. Ю. Шейтельман, главный специалист ООО «Источник», лауреат премии Алтайского края в области науки и техники.


– Макаровец появился в нашей лаборатории в 1964 году. Тогда это был Коля Макаровец – худенький парнишка, перешедший к нам из опытно-конструкторского отдела. Лаборатория считалась в НИИ-9 одним из самых научных подразделений института по основному направлению его работ.

Нам поручили возглавить работы по прогнозу скорости горения крупно-габаритных изделий – очень «неспокойное» направление, так как технология их изготовления только отрабатывалась, были огромные разбросы этого параметра как внутри одного изделия, так и между ними.

Я лично от этой работы отбивался руками и ногами, а у Макаровца выбора не было.

Не знаю, как у него это удалось, но он очень быстро поставил дело, опираясь на широкое применение статистического анализа вместо того, чтобы блуждать в дебрях поисков физико-химических причин значительных отличий прогноза от фактических явлений.

Меньше, чем за год Н. А. Макаровец выделился со своей группой и её проблемами из нашего подразделения в специально организованную лабораторию со значительно более широкими задачами».


Во время работы в Бийске Николай Александрович проявил большие способности, научился чувствовать, на что способен каждый конкретный человек, и сумел собрать вокруг себя квалифицированных, способных и энергичных специалистов.

Не чуждаясь рутинной, но необходимой работы по решению традиционных научно-технических задач, он брался за организацию довольно рискованных исследований, если это было интересно с научно-технической точки зрения.


Директор НПО «Алтай», лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда Я. Ф. Савченко


В становлении Н. А. Макаровца как учёного, конструктора и организатора научно-исследовательских работ важную роль сыграл пример руководителя предприятия Якова Фёдоровича Савченко, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалмстического Труда.

Это был человек с огромным опытом работы на оборонных предприятиях во время Великой отечественной войны. Именно ему было поручено организовать в Бийске научный институт с современным производством.

Опыт Савченко как талантливого организатора, успешно решавшего вопросы создания производственной и социальной базы предприятия, развертывания научных работ, творчески воспринятый Н. А. Макаровцем, в дальнейшем очень пригодился Николаю Александровичу в его деятельности.

Савченко стал не только наставником, но и другом Н. А. Макаровца.


Доктор химичечких наук, академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской в трёх Государственных премий Геннадий Викторович Сакович


Костяк научных кадров в НИИ-9 составляли учёные из Томска, возглавляемые доктором химических наук, впоследствии академиком РАН, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и трёх Государственных премий Геннадием Викторовичем Саковичем (он был первым заместителем Я. Ф. Савченко). Во многом благодаря этой группе учёных в нашей стране появилось уникальное ракетное топливо на основе бутил каучука, масштабное производство которого было организовано в городе Ефремово Тульской области.


Заместитель директора НИИ-9, кандидат технических наук В. С. Быстров 1976 г.


Конструкторское направление работ, проводимых в НИИ-9, возглавляли выпускники московских и ленинградских вузов В. С. Быстров, Л. К. Белецкий и другие. Разработанное этим коллективом учёных и конструкторов топливо было применено в двигателях первой и второй ступеней ракеты РТ-2, которая успешно была сдана на вооружение в конце 60-х годов. Ракету разработали в знаменитом ОКБА-1, которым руководил С. П. Королёв.


Космонавт В. И. Севостьянов и Н. А. Макаровец 1980 г.


С самим Сергеем Павловичем, рано ушедшим из жизни Н. А. Макаровцу не довелось встретиться, но с его заместителями он активно общался и сотрудничал в процессе разработки двигателей для Т-2. За эту работу многие специалисты НИИ-9 были отмечены правительственными наградами, а молодой инженер Николай Макаровец удостоен ордена Трудового красного знамени.



На удостоверении написано:

Тов. Макаровец

Николай

Александрович


Занесён на городскую галерею Почёта города Бийска за самоотверженный труд по выполнению решений XXVI съезда КПСС и большую общественную работу.

Секретарь ГК КПСС__________подпись__________г. Бийск

Редседатель исполкома_________подпись_____________

ПЕЧАТЬ

29 октября 1981 г.


ППО «Катунь» 1981 г., з, 5419, т. 100

Перед отечественным оборонным комплексом встала новая ответственная задача – создать мощную ракету на твёрдом топливе для подводного флота, которая могла бы стартовать из подводного положения и достать любой точки земного шара.

В этом направление мы в то время отставали от американцев, у которых АПЛ уже были вооружены ракетами «Поларис».

Работы по созданию новой ракеты возглавил выдающийся конструктор, основатель отечественной школы морского ракетостроения – дважды Герой Социалистического труда Виктор Петрович Макеев и руководимое им конструкторское бюро в городе Миассе Челябинской области.

А НИИ-9, к тому времени переименованному в НПО «АЛТАЙ», было поручено разработать для этой ракеты самый большой в мире заряд двигателя первой ступени общим весом 49 тонн, второй – 30 тонн, а также заряды для ряда вспомогательных двигателей.


Будни руководителя

Н. М. Макаровец в рабочем кабинете


К тому времени Н. А. Макаровец уже работал заместителем генерального директора НПО «Алтай» по опытно-конструкторским работам и непосредственно отвечал за разработку этих зарядов.


На корабле сопровождения атомной подводной лодки перед пуском межконтинентальной ракеты.

Н. А. Макаровец (четвёртый слева).


Это была напряженная ответственная работа – десятки стендовых испытаний двигателей, заполненных твёрдым ракетным топливом, выезды на испытания в Днепропетровск, Пермь, Миасс и другие города, порой весьма нелицеприятные «разборы полётов» в случае неудач, решение проблем энергетики, баллистики, а также постоянный поиск новых направлений в области материаловедения.

В результате была создана ракета наивысшего по тем временам энерго-массового совершенства. И вклад в эту работу молодого заместителя гендиректора НПО «Алтай» по ОКР Н. А. Макаровца и его коллег был весьма высок. Высоко оценило этот труд и государство, присвоив разработчикам новой ракеты, в числе которых был и Николай Александрович, звание Лауреатов Ленинской премии.


Лауреаты Ленинской премии на главной площади страны

Николай Макаровец – второй справа



ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОГО

КОМИТЕТА КПСС

И совета министров СССР от 19 января 1984 года

ПРИСУЖДЕНА ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ


МАКАРОВЦУ Николаю Александровичу

За работу в области специального

Аппаратостроения


Председатель Комитета по Ленинским

И Государственным премиям СССР………А. Александров

В области науки и техники

При Совете Минстров СССР


Учёный секретарь Комитета по Ленинским

И Государственным премиям СССР

В области науки и техники

При Совете Минстров СССР………………..В. Четвериков


Признание государства



Создатели межконтинентальной ракеты Д-19

Николай Макаровец – 4-й в нижнем ряду справа


Коллектив ведущих специалистов АНИИХ г. Бийск

Николай Макаровец – во втором ряду снизу – второй слева


Придя молодым специалистом в апреле 1962 года на предприятие, которое тогда называлось – НИИ-9 в городе Бийске Алтайского края, и проработав там 23 года, Н. А. Макаовец стал заместителем директора по ОКР предприятия, которое теперь называлось НПО-«АЛТАЙ».

В 1985 году, уже получив звание Лауреата Ленинской премии, приказом министра машиностроения СССР В. В. Бахирева Н. А. был назначен генеральным директором Тульского государственного унитарного предприятия «ГНПП «СПЛАВ».

Пришло время прощаться с Бийском. Назначенный роводителем НПО «СПЛАВ» Николай Александрович Макаровец возвращался в Тулу – город своей юности.

Часть 4

Знакомство

ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА.МОЯ РАБОТА В НИХТИ

1960-ый год памятен многими событиями, и печальными и радостными. Поскольку мы поженились 20-го ноября 1959-го года, шёл первый год нашей совместной семейной жизни. Первые обиды, первые ссоры и примирения…

Всё это было, но было так давно: мы притирались друг к другу.


Две остановки не доезжая до посёлка, был завод – п/я 6. Он выполнял работу для института (НИХТИ), но был на собственном балансе. В состав завода входила строительная организация, проводившая бетонные и другие строительные работы для завода. В этой строительной организации работали я и мой отец.

1 января предприятие п/я № 6 было введено в состав п/я № 14. В соответствии с этим все работающие на предприятии п/я 6 – с 1.01. 60 г. были переведены на п/я 14.

Строительную контору, в которой я работала, расформировали, передав её функции какому-то другому отделу завода. Меня, как и всех, кто попал под это расформирование (практически – сокращение), вызвали в отдел кадров, и мне предложили должность старшего техника в лаборатории № 10, с окладом 800 рублей.

Я согласилась, распрощавшись навсегда с профессией строителя. Так случайно мы с Виктором оказались работающими на одном предприятии – п/я 14.

Я работала теперь в п/я 14. П/Я 14 – это Научно-Исследовательский Химико-Технологический Институт (НИХТИ), занимавшийся разработкой двигателей для ракет различного назначения, созданием твёрдых топлив (порохов) для них и – отработкой технологий изготовления этих топлив, а также испытанием двигателей баллистических ракет.

Располагался институт в посёлке имени Дзержинского. Испытания двигателей проводилось на территории института, находившейся в лесу, сразу же за посёлком. Из-за секретности посёлок считался «закрытой территорией».

Надо пояснить следующее. Испытательный полигон находился в лесу. Эту территорию так и называли – «в лесу». Там было несколько лабораторий и полигон.

Полигон представлял собой несколько расположенных вдали друг от друга бункеров.

В бетонированном помещении, глубоко под землей (на случай безопасности во время возможного взрыва) были установлены рельсы. На них крепился двигатель – стеклопластиковая труба, начинённая порохом, и вся обвешанная датчиками. Двигатель прочно крепился к рельсам. При испытании его «включали» – поджигали. И он начинал метаться на своей опоре, пока не догорал порох.

Если вдруг, он обрывал крепления, то вылетал на площадку перед бункером. Площадка представляла собой дно огромной ямы, вырытой глубоко в земле. Двигатель бешено метался по стенкам ямы, пока не догорал. Бывали случаи, когда он вылетал вверх, и тогда мог упасть где угодно, и не только в лесу. Были случаи, когда обломки долетали до колхозных полей, и падали рядом с работающими на грядках колхозниками, оставляя чёрные следы сажи и гари.

И Я РАБОТАЛА С НИМИ…

Мой муж – Виктор работал на основной территории предприятия, а «в лесу» работал мой брат – Борис.

Лаборатория № 10, в которую меня перевели, находилась на территории опытного завода и входила в отдел, которым руководил известный учёный – Победоносцев.

До завода можно было дойти пешком. Но я, разумеется, выходя из дома, шла направо, на площадь, и ехала две остановки на автобусе, до проходной завода. Кто бы сомневался? Лень раньше меня родилась…

На заводе я работала в отделе Победоносцева, а потом – Путинцева.

Победоносцев – известный учёный, имеющий прямое отношение к созданию «Катюши». Он создал двигатель на твёрдом топливе – основу установки и разработал теорию её функционирования – каппа Победоносцева.

ВИКТОР ДОБАВЛЯЕТ:

Как известно, первые испытания были неудачными: снаряды разлетелись веером и накрыли большую площадь, что очень не понравилось наркому К. С. Ворошилову. Зато это впоследствии считалось большим достижением.


Виктор знал о Победоносцеве ещё во время учёбы в МАИ, а теперь, в НИХТИ их пути пересеклись ещё раз. А мне посчастливилось работать в его отделе.

Юрий Александрович Победоносцев перешел на работу в НИХТИ по рекомендации главного конструктора С. П. Королёва. В его задачи входило – дальнейшее развитие ракетной техники.

Генеральный директор НИХТИ – Б. П. Жуков специально для Ю. А. Победоносцева создал лабораторию по проектированию РДТТ (ракетных двигателей на твёрдом топливе).

И уже через год, в 1959 году, лаборатория провела первое огневое стендовое испытание ракетного двигателя с отсечкой тяги. Для этого – в передней крышке двигателя с помощью детонирующего шнура вскрывались дополнительные отверстия. Результаты были отличные.