Тётя Тоня – вторая жена дяди Серёжи. А тётя Таня – жена дяди Пети.
Татьяна (женя дяди Пети) и их три дочки: Таня, Наталья и Галина
Интересная история свадьбы Пети и Татьяны. Пётр долго не женился. И вот однажды родня собралась в гости к Петру, и пригласили с собой незамужнюю учительницу – Татьяну. Познакомили Петра и Татьяну. После застолья объявили им, что никуда их не выпустят, пока они не решатся пожениться, и закрыли их в спальне. А утром сыграли свадьбу.
Интересно, что у тёти Тони было трое мальчишек, а у тёти Тани – три девочки. Но на этот раз к нам в гости в Дзержинку они приехали без детей.
Конечно, мы радушно встретили их, показали им Москву, помогли с покупками, которых им нужно было сделать уйму, чтобы привезти всем подарки.
Мы привыкли, что к нам всё время кто-нибудь из Витиной родни приезжал в гости. А мои родственники всегда останавливались у моих родителей.
13. 10. 72 г. Приехал Коля Макаровец.
Спасение Макаровца. Рейс Ленинград – Москва.
В этот приезд мы пили за чудесное спасение Коли Макаровца.
Он летел из Ленинграда. Почему-то, я теперь уже не помню – почему, возможно, из-за погоды, задерживались все рейсы. Потом объявили, что не улетевших, с билетами на руках очень много. Успокоили всех, что разрешение на полёты получено, но все должны пройти перерегистрацию. У окошечка кассы выстроилась очередь. Билеты компостировались на очередной самолёт, готовый к вылету, затем, когда на него билетов больше не было, ожидали следующий.
Когда подошла, наконец, Колина очередь, ему сказали, что он – последний на этот самолёт. Сзади Коли стояла женщина с маленьким ребёнком на руках. Она стала просить Колю – уступить ей место в этом самолёте. Коля не смог отказать. И, через некоторое время тоже улетел в Москву.
Прилетев, он узнал уже в аэропорту, что предыдущий самолёт, на котором он не улетел – разбился. Погибли все…
Мистическое чудо, спасшее ему жизнь. А той женщине, значит, было суждено погибнуть?
В этот раз Коля приехал к нам с бутылкой Рислинга и мы пили за его чудесное спасение.
За спасение Макаровца мы выпили не одну бутылку…
И ещё одна Колина бутылочка – "OJLASZ RIZLING"
На этикетке та же надпись:
17.10.72 г. ВСТРЕЧА с МАКАРОВЦЕМ.
(Рейс ЛЕНИНГРАД – МОСКВА. 13.10.72 г.)
И даже не одной, а несколькими бутылками «РИСЛИНГА» не запьёшь такое чудо, как второе рождение Николая Александровича МАКАРОВЦА.
Коля до сих пор не мог успокоиться, ещё и ещё раз пересказывая нам о случившемся.
На этикетке – надпись:
18.10.72 г.
Встреча с Макаровцем.
Спасение Макаровца. Рейс Ленинград – Москва. 13.10.72 г.
И ещё одна бутылочка сухого, теперь уже из нашего бара.
KEVEDINKA belo vino YOUGOSLAVIE
На этикетке та же надпись:
18.10.72 г.
Встреча с Макаровцем.
Спасение Макаровца. (Рейс Ленинград – Москва. 13.10.72 г.)
У Коли в Москве продолжалась командировка, начавшаяся в Ленинграде. Поскольку он остановился у нас, мы вечерами за ужином продолжали обмывать его второе рождение.
BAJAI BARSLEBEKU BUDAPEST
Надпись:
06.11.72 г.
Начало праздников.
На этот раз мы в гостях встречали Викторию Ивановну, Викулю – Колину жену, прилет которой совпал с приездом к нам Витиного братишки – Жени Дудко из Минска, где он учился в ВИЗРУ и в этом году оканчивал это училище.
Я думаю, что и на этот раз одной бутылочкой не обошлось, тем более, что наступили ноябрьские праздники.
08.11 72 г.
Окончание праздников у бабушки. Отличный рислинг. Заканчивается «трудное» пиршество. Ира в «раскачке». (Запись сделана рукой Виктора).
"SJWJETISCHER halbtrocken SEKT" sojuzplodimport MOSKAU
Судя по сохранившимся этикеткам, с Колей Макаровцем мы часто продолжали встречаться во время его командировок в Москву. И, как всегда, эти встречи отмечались дружеским ужином и сухими винами.
Надпись: – 16.04.73 г.
Приезд МАКАРОВЦА
"FORTUNA" Budafok
Надпись на этикетке –
23.11.73 г. Приезд Макаровца. Пили шампанское и Рижский бальзам – здорово на всех подействовало.
(по-русски – здорово набрались…)
23–25 11.73 г.
Приезд Макаровца.
Ознакомили его с Ириной статьёй.
"СОВЕТСКОЕ ШАМПАНСКОЕ» полусухое
Московский завод шампанских вин
На этикетке – 8 золотых и 6 серебряных медалей и знак качества СССР.
Надпись на этикетке:
24.11.73 г.
Приезд Макаровца и приход Паладия, принёсшего эту бутылку – первая попытка Паладия уйти – не совсем удачная.
После работы Ириной субботы.
Наверное, ещё много этикеток с записями о том – что пили, когда приезжал в гости Коля Макаровец, осталось «за бортом». Большой пакет с этикетками остался не разобранным. Надо пока на этом остановиться, так как впереди предстоит увидеть этикетки, сохранившиеся после нашего совместного автопробега Москва – Бийск.
Глава 2
История «Москвича 408»
Часть 1
История покупки Москвича 408
История нашего москвича 408 началась за несколько лет до его покупки и называли мы желание иметьсвою автомашину – голубой мечтой. Почему – голубой? Наверное от слов – «на тарелочке с голубой коёмочкой».
Прежде чем мы перейдём к рассказу об отпуске, я хочу вспомнить длинную историю нашей «голубой мечты» о покупке автомашины.
Для этого опять мне придётся позаимствовать наши воспоминания по этому поводу у книг, в которых эти события уже опубликованы. Но мы – же с вами договорились…
Как быстро – даже не верится, что уже пятый год женаты, и что у нас уже почти – двое детей. Многое было за это время достигнуто, и исполнено из того, что мы планировали.
Когда наша семья была ещё совсем молодой, как и у всех наших сверстников, у нас было множество желаний и целей. Ну, конечно, любимая работа и карьера. Затем – детки – мальчик и девочка. Конечно, квартира. В квартиру – красивая мебель.
Сына ещё в этом году должна успеть родить…
Не удалось только одно – купить машину. Очень мечтали о машине… Всего этого нужно было добиваться, иногда, на протяжении многих лет.
Машины свободно в наше время не продавались. В Люберцах была контора, которая вела запись на Москвичи. Записавшиеся ездили туда и периодически отмечались. Когда очередь подходила к концу, объявляли набор на новую запись. Сведения об этом моменте облетала наш поселок Дзержинский за несколько часов. В этот раз Витя записался тоже.
ВСПОМИНАЕТ ВИКТОРМы ещё не успели «опериться» в своей семейной жизни, а уже стали мечтать о собственной машине. По крайней мере, очень хотелось получить права, для чего мы с Сашей Смирновым поступили на курсы вождения, которые окончили в 1960 году, и получили права. Практику вождения мы проходили на грузовой машине ГАЗ-51.
Права были получены, но машины не было и поэтому, чтобы получить навыки езды на машине, я и Ратмир решили взять машину на прокат.
Поехали в Люберцы и по ходатайству предприятия получили абонементные карточки, по которым хотели получить легковую машину в прокат на несколько дней.
Мы с Ратмиром пришли на пункт проката, где нам предложили машину «Москвич».
Дежурный диспетчер – подвёла нас к машине, сама открыла капот, и сказала, чтобы мы щупом замерили уровень масла, чтобы потом не говорили, что его не было. Сначала Ратмир, а потом я безуспешно искали, где же находится этот самый щуп.
(К легковой машине мы с ним подошли в первый раз в жизни!)
Диспетчер, видя наши безуспешные попытки, резко сказала: «Идите-ка вы…!!!», и пошли мы солнцем гонимые…
Впоследствии Ратмир не раз брал машину в прокат, а я так и не решился это делать до приобретения собственной машины.
1963 год
Новый 1964 год, невзирая на чьи-то заботы и радости пополам с трудностями, приближался. Виктор периодически ездил в Люберцы, проверял – как продвигается наша очередь. Она двигалась почему-то медленно. Мы думали, что ждать придётся ещё весь следующий год.
Но вот, как ушат холодной воды на голову зимой, неожиданно, в первых числах декабря нам пришла открытка…
ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКАМОСКВА ЛЮБЕРЦЫ пос. ДЗЕРЖИНСКОГО Ул. СОВЕТСКАЯ 4 кв. 24
ДУДКО ВИКТОРУ АНАТОЛЬЕВИЧУ
«МОСКВИЧ»
ЯВКА НА ПРЕДМЕТ УПЛАТЫ ЗА МАШИНУ 3411 руб.76 коп.
1–3 ДЕКАБРЯ 1963 г. к 11–17
№ 9 0 6 8
Иметь при себе ПАСПОРТ
Военнослужащим – справку с места жительства.
Когда пришла эта вожделенная открытка на получение машины, оказалось, что денег на покупку у нас – ноль.
Стали перебирать – у кого бы занять? Мы развили бурную деятельность. Составили списки, одолжили кучу денег. Но поскольку собственных накоплений не было вообще, нам не доставало очень большой суммы.
У моих родителей были друзья – Долговы. Раньше сам Долгов был директором школы, а его жена – Валентина Ивановна – фельдшер по специальности, работала массажистом. Говорят, мужчинам нравилось, когда она им массировала некоторые ослабевшие части тела. Так вот, Долговы уезжали на работу в Германию и только что вернулись.
Помню, мы попросили родителей, чтобы они перезаняли в долг для нас у Долговых, с которыми папа продолжал «дружить». Родители сами делать это не стали, пригласили Долговых в гости на обед, и нас тоже, с тем, чтобы мы попросили у них денег в долг сами.
Мы по наивности обратились к ним с просьбой одолжить денег на покупку машины… Естественно, они нам отказали. А уже позже, когда мы ушли домой, мама рассказывала, как Долгова Валентина Ивановна возмущалась. Они «потом и кровью» зарабатывали свои деньги за границей, а, приехав обратно в Россию, так и не смогли купить машину, а привезли только из Германии дорогое пианино дочке.
– «Мы, пожившие, заработавшие деньги своим трудом, привезли из Германии только пианино для дочки. Правда, деньги есть… А они! Не оперившаяся голая молодёжь! Ничего в жизни не успевшие повидать, поработать! Ничего не имея… И подай им машину! Мы её не имеем, А…"
В общем, открытку на «Москвича» мы получили, но выкупить его не смогли.
Все деньги, которые нам прислали Витина мама, Рита, тётя Зоя и кто-то ещё, сейчас уже не помню, мы вернули немедленно.
Записи на «Москвичей» продолжались. Мы опять записались. Но на этот раз мы стали откладывать регулярно на книжку деньги, на целевую покупку…
В основном нам это удавалось делать только из квартальных премий.
Я не помню – обращались ли мы к Макаровцам с просьбой одолжить некоторую сумму. Наверное – нет. Почему – не знаю.
В этом 1963-м году кроме родственников, практически ни с кем не переписывались кроме Макаровцев. Они тоже писали нам изредка письма.
Чаще – Коля Макаровец заезжал к нам – направляясь в командировки, или – возвращаясь из них…
Письмо в Москву из Томска.
3.10.1963 г.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИРА И ВИКТОР!Поздравляю Вас с 46-ой годовщиной Великого Октября! Желаю Вам всего наилучшего.
Сообщу кратко о некоторых приятных и неприятных событиях.
Экзамены сдал, зачислен в аспирантуру. Иностранный язык поехал сдавать в Томск (университет). Там же, ещё до сдачи экзаменов, свалился и пролежал в клинике. Подвело сердце, нервы, сказалась работа без отпуска, не очень приятные командировки.
Кое-как подремонтировавшись, сдал экзамен. Сейчас сижу на больничном.
После праздника уеду в отпуск (возможно, в два, я уже могу брать и второй). Вот кратко и всё. Буду ехать домой через Москву. Если всё будет нормально, заеду к Вам.
Привет вашим. До свидания.
НИКОЛАЙ.1967 год
ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА
В этом году мы купили машину – "МОСКВИЧ – 408".
Наконец, подошла наша очередь на машину.
Чтобы купить машину, нам пришлось занять большую сумму денег. И, хотя мы откладывали на книжку все Витины премии
(у меня, во времена работы в НИХТИ, они были мизерными, как у техника), нам для покупки машины не хватало приличной суммы. На этот раз мы решили купить машину, чего бы нам это не стоило.
У нас своих денег было 3200 рублей.
Машина стоила 4661 рубль и гараж за 800 рублей. Нам нужно было занять 2280 рублей.
Для начала мы составили список знакомых, подходящих для того, чтобы просить у них денег в долг. Около каждой фамилии мы проставили реальную сумму, которую по всей вероятности, эти люди могли бы нам одолжить. Хотя, около некоторых фамилий мы для себя помечали, какой могла бы быть эта сумма на самом деле, и помечали – в какие сроки мы с ними можем расплатиться. Естественно, мы понимали, что не все пойдут нам на встречу. Поэтому список составлялся "с запасом".
Вот этот список.
1. Иванова Н. А……..200р.
2. Иванькова…………100р.
3. Андреева………….100р.
4. Николаева…………200р.
5 Фёдоров……………100р……..(150–200 р.) на 6 месяцев
6. Венгерский………..100р.
7. Ульянов…………..100р.
8. Соркин……………100р.
9. Фоменко…………..200р.
10. Липанов…………..200р…….. (200–500 р.) до конца года и 1 квартал 1968 года.
11. Быкова…………..300р………(200–500 р.)
12. Никитин………….100р……..(100–500 р.) до конца года и 1 квартал 1968 года
13. Аксельрод………..100р.
14. Гамий……………100р.
15. Гайнанов………….50р.
16. Ильюшенко………..100р………(100–700 р.) на 6 месяцев.
17. Ваваев…………..100р.
18. Круглов………….100р.
19. Петракевич……….100р.
20. Сафронов…………100р.
21. Гелашвили………..100р.
22. Сологян………… 100р.
23. Юрьев……………200р.
24. Феклисов…………100р.
25. Морозов В. О………100р.
26. Макаров………….100р.
27. Малов……………100р.
28. Савков…………..100р.
29. Русин……………100р.
30 Медведева………….?
31 Устинова…………..?
32 Эпштейн……………?
33. Бастрыгина………..100р. Моя подружка.
34. Филины……………100р. Сокурсник и друг Виктора.
35. Слабковский……… 100р. Родственник.
36. Гера и Аня………..100р. Наши знакомые.
Ну, и, конечно – все наши родители и другие родственники…
Вторым этапом был сам заём…
К Витиным сотрудникам, с которыми мы поддерживали дружеские отношения, такие, как например, с Иваньковыми, которые жили этажом ниже нас, обращаться было легче.
Морально было труднее просить денег у тех, кто мог одолжить, но состоял в числе (не знаю, как правильно выразиться) – людей высшего уровня. Ну, не то, чтобы морально, а мы как-то стеснялись обращаться к людям, с кем не были знакомы близко, например – Ильюшенко, Фёдоров, Кубанцева. Виктор знал их, так же, как их знали все в институте. Они тоже знали Виктора…Но…
Но у нас не было выхода, поэтому, мы звонили тем, к кому мы считали возможным обратиться, просили разрешения зайти к ним домой для личной беседы, потом приходили, чинно и вежливо обращались со своей просьбой. Мы не называли необходимой нам суммы, они называли сами – сколько могут одолжить и на какой срок.
В результате нам удалось набрать в долг необходимую сумму.
У нас сохранился список, кому мы должны были отдать деньги и когда… Это был график отдачи долгов за машину.
Поскольку в текстах книг печатание таблиц не очень предусмотрены и удобны для печати, мы ограничимся только списком тех, кто нам одолжил деньги. Сам график сроков отдачи долга теперь уже значения не имеет. Нужно только сказать, что согласно обязательствам, которые мы на себя взвалили, мы расплачивались с июля 1967 года по май 1968-го включительно. А нашим папам и мамам мы отдавали ещё позже.
СПИСОК ТЕХ, У КОГО МЫ ЗАНЯЛИ ДЕНЬГИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ:1. Смирнов……….100
2. Норд…………..50
3. Соркин…………70
4. Кубанцева………250
5. Иванькова………150
6. Гамий………….100
7. Быкова…………100
8. Иванова………..400
9. Фёдоров………..200
10. Иванова……….200
11. Фёдоров………..80
12. Ильюшенко……..500
– – – – – – —
ИТОГО:…………2 200
Следующий список означает, что мы перезанимали у этих людей деньги, чтобы вернуть первоначальный долг, – в оговоренные сроки всем, у кого заняли в первую очередь.
1. Никитин………500
2. Липанов………500
3. Папа Вити…….300
4. Папа Иры……..200
5. Хохол………..450
6. Мама Вити…….500
7. Мама Иры……..100
8. Соловьёв……..200
9. Папа Иры……..100
Конец таблицы отсутствует. Поэтому, когда мы отдали последние долги – ПАПЕ (БАТЕ), МАМЕ (В.Н.) и папе Иры (В.В.) не известно. Но, конечно, все долги отдали во время, как и обещали – всем.
В конце у Ириных родителей мы занимали деньги повторно, с тем, чтобы отдать кому-то во-время.
Когда мы внесли деньги за машину, наступил торжественный момент – её получения.
ВСПОМИНАЕТ ИРАИДАВыбирать машину мы поехали с хохлом (муж сестры Володи Суховерова – Кати). Хохол – Володя, работал таксистом. Поэтому, мы рассчитывали на его опыт и умение. Но мы наивно думали, что нам дадут выбирать. Машины, предназначенные для продажи, стояли на какой-то площадке у завода. Все, получившие открытки и оплатившие машину, приезжали к этой площадке за своей долгожданной покупкой.
Мы приехали и увидели очередь, состоявшую из таких же, как мы. Москвичи на площадке были все красного цвета. Периодически выкрикивались номера, под которыми значились покупатели (номера очереди, в которой все были зарегистрированы в списках). Запускались на площадку по два – три человека. Я туда не ходила. Володя с Виктором побегали между машинами и какую-то выбрали наугад. Володя сел за руль и они выехали с площадки. Конечно, вся эта процедура была волнительной. Я села к ним в машину и мы поехали домой.
Володя несколько раз нас приводил в ужас. Он включал большую скорость, и машина резко срывалась вперёд. Володя смеялся над нашим «страхами». Конечно, он был опытным таксистом, а нам он объяснил, что машину пробует на разных скоростях. Мы уже прилично отъехали от площадки, когда я, посмотрев направо, обнаружила, что на правой дверке не хватает узкой длинной панели (сразу же под стеклом). Пришлось ехать обратно. Нам её отдали беспрекословно.
Одновременно с машиной, мы купили гараж. Случайно кто-то продавал свой гараж за 800 рублей. Нам просто повезло. Предлагали ещё один – за 1200 рублей, в середине первого ряда гаражей (утеплённый, хорошо оборудованный, с ямой). Но мы почему-то купили за 800 р. (естественно – почему, дешевле всё-таки на 400 рублей). Гараж наш был в том же ряду под № 1, крайний слева.
Всё время, пока мы владели гаражом, Витя за ним ухаживал. Почти каждый год заливал крышу гудроном, чистил всё внутри гаража. Молодец…
Иногда, зная, что Витя «работает» в гараже, (чаще, готовит её к какой-нибудь очередной поездке), я приходила к нему, к гаражу. Помню однажды, когда я ждала Витю на площадке перед гаражами, я увидела наших знакомых ребят из гаражей другого ряда. Я посмотрела на них, поздоровалась, и с удивлением заметила, что они вдруг замерли, и в свою очередь уставились на меня. А потом, вдруг, они дружно «заржали», а я в это мгновенье почувствовала, как по ноге течёт что-то горячее. Оказалось, к моим ногам подбежал щенок, принял мою ногу за столбик, и, задрав заднюю лапу, помочился…
Когда мы в 1976 году переезжали в Москву, перед тем, как продали гараж, его задел кран, проезжавший мимо. Гараж был крайним и кран, разворачиваясь, задел внешнюю стенку. Трещина прошла по стене и крыше.
Мы продали, практически, уже не гараж, а место под него. Хотя при желании можно было починить его. Причём, продали мы его не сразу. Мы уже жили в Москве, и нашу «Волгу», естественно, забрали с собой. Таким образом, в Дзержинском уже не было машины, когда провалилась крыша. Она раздавила кресло и ещё какую-то старую мебель, которую мы не взяли с собой при переезде. Нам потом рассказывали, что налетели «мародёры», я просто не знаю, как их ещё назвать. Они растащили всё, что только можно было унести. А там был и инструмент, и канистры, и много другой нужной всячины, даже со щитка срезали элетросчётчик и забрали пробки.
Но, когда мы пригнали «Москвич», мы сразу же поставили его в новенький гараж.
Машину нашу новую, конечно, мы обмыли…
Машину зарегистрировали. Номер её начинался с букв – Ю А Ф.
Мы шутили – ЮАФ означает, что машина – из Южной Африки…
Первой нашей поездкой было – «кольцо», то есть, окружная дорога.
В выходной день мы взяли с собой детей, и после завтрака, поехали «опробовать» машину, и водителя. А как водитель, Виктор пока ещё был начинающим. Но я как-то сразу поверила ему и до самой первой аварии в 1971-ом году, когда мы перегоняли «Москвич» в Бийск, ездить с Виктором я не боялась.
В общем, в эту первую поездку, мы проехали по всему кругу окружной дороги. В какой-то момент мы обратили внимание, что водители многих машин, обгонявшие нас, оборачивались, и старались что-то рассмотреть внутри нашей машины. Оказалось, что нашим деткам надоело просто ехать и смотреть в окошки машины. Они изобрели новый вид развлечения. Легли на заднем сидении, где они находились и подняли свои ножки вверх. Они мотали ножками, делали какие-то фигуры. Тот, кто нас обгонял, сразу не мог врубиться – что происходит в нашей машине. Я несколько раз оглядывалась назад, но дети, уловив это мгновение, замирали, присмирев, и подобрав ноги под себя. И только тогда, когда я резко повернулась назад, я застала их за "милыми шуточками"…
Проехав по кольцу, мы вернулись в посёлок, и решили сразу же помыть машину. Для этого мы проехали к Москва-реке. Мыли первый раз машину все дружно. Но это было только в первый раз… А потом попробуй-ка заставь кого-нибудь из детей помочь помыть машину. Да мы, в основном, их и не заставляли это делать.
Купив машину, мы были бесконечно счастливы. Этой покупкой мы завершили список приобретений, о которых мы мечтали сразу же после свадьбы, не имея тогда, как говорится – ни кола, ни двора…
Сразу же хотел отметить, что в первую самостоятельную поездку по кольцевой дороге я, как молодой и начинающий автолюбитель допустил обычную ошибку: когда я останавливался на обочине, то обязательно включал, как нас учили, стояночный тормоз, а, начиная двигаться, – забывал его отключать. И как только я не сжёг тормозные колодки! Ведь, я проехал несколько километров с зажатыми колодками. Это ещё не раз повторялось. Так при поездке в Коломну на переправе я остановился и включил ручник, а когда поехал дальше – забыл его выключить (ручку на себя и ручку от себя). И, когда тормоза задымили и обгоняющие меня шофёры махали мне руками, я остановился и заметил свою ошибку. Мы некоторое время постояли на обочине, пока не остыли колодки, и только тогда двинулись дальше.
Часть 2
Верные друзья
Москвичом мы пользовались всего три года. У нас медленно, но всё-таки – двигалась и приближалась очередь на 24-ю волгу. Деньги собирали заранее, поэтому решили продать нашу первую любимицу, чтобы вложить вырученную сумму в стоимость волги.
Но за три года мы поездили на москвиче всласть.
Нашу радость, вызванную покупкой Москвича, разделяли с нами наши друзья.
У Виктора, кроме Коли Макаровца было ещё два друга: Саша Смирнов и Борис Филин. Это не просто – слова. Если я написала слово дружба, я могу утверждать, что оно оправдано всей жизнью этих друзей. Это – Маёвцы.
ВСПОМИНАЕТ ВИКТОРС Сашей Смирновым мы учились в разных группах, но после окончания института попали на работу в одну организацию – НИХТИ в подмосковном посёлке Дзержинском. И долгие годы работали в одном направлении: я занимался программированием, а он – техническим обслуживанием ЭВМ. Дружили семьями.