На этапе монтажа фундаментных блоков необходимо заложить гильзы под инженерные сети, а лучше уже на этом этапе сделать прокладку необходимых труб и кабелей сквозь фундаментные блоки. Удобнее всего это делать как раз в местах разрывов блоков, которые в последующем будут закладываться песчано-цементными блоками или кирпичом. Почему я рекомендую на данном этапе заложить необходимые трубы и кабеля? Это позволит вам с двух сторон заделать отверстия и герметизировать сами гильзы специальными водоизолирующими составами, имеющимися в продаже в торговой сети. Такой прием позволит в дальнейшем избежать протечек в местах закладки гильз, которые могли бы усложнить спокойную и счастливую жизнь, ожидающую вас в построенном вами доме.
Обычно особую проблему при строительстве подвала вызывает вывод из строящегося дома канализационных труб. Если вы имеете заглубление фундамента на 2,5 метра относительно уровня земли, да еще и абсолютно ровную, одноуровневую поверхность земли на вашем участке, то с учетом уклона канализационных труб, выведенных из дома, вам придется выходить на уровень ввода трубы в колодец на глубине около 3 метров. Если учесть, что накопительный колодец должен уходить в глубину, ниже этого уровня еще на 3-3,5 метра, канализационный колодец будет заглублен на 6-6,5 метра. Это очень глубоко. Заводской септик в таком случае установить не удастся. Что можно сделать?
Одной из радикальных мер, хоть и не очень удобной при эксплуатации дома является отсутствие канализации в подвальной части дома, если это не противоречит его функциональному назначению. Если же вы планируете в подвальной части размещать зону отдыха, баню и (или) прачечную с ванной, то единственное, что можно порекомендовать – не вкапывайтесь своим фундаментом слишком глубоко в землю. В любой климатической зоне России, за исключением зоны вечной мерзлоты, достаточно углубиться фундаментом на 1,5 метра ниже уровня земли, не больше. Во-первых, на этом уровне находится зимний максимальный уровень промерзания грунта на большей части территории России, а во-вторых, сейчас выпускается и продается в торговой сети масса современных утеплительных материалов, предназначенных для утепления наружных стенок фундаментов. В первую очередь – это экструдированный пенополистирол, марки не ниже 35, который при последующих отделочных работах может оштукатуриваться, и на него можно будет монтировать специальную керамическую плитку или декоративный камень. Как правило, такое утепление пенополистиролом прекрасно сочетается с обмазочной гидроизоляцией наружных стенок фундамента. Это обязательная операция, которая может осуществляться либо по старинке – битумной мастикой, либо современными гидроизоляционными мастиками, которые дополнительно могут служить как клеящий состав для утеплителя фундамента.
Операции по нанесению обмазочной гидроизоляции и утеплению наружных стенок фундамента необходимы не только при строительстве фундамента из фундаментных блоков, но и при изготовлении фундамента методом монолитной заливки бетоном. Если вы не слишком углубляете фундамент в грунт, рекомендую вам в его наземной части сделать небольшие окна. Таким образом, подвал вашего дома превратится в полноценный цокольный этаж.
10. Строительство монолитного фундамента
Для заливки такого фундамента необходимо либо арендовать металлическую стеновую опалубку и опалубку для заливки бетоном перекрытий, либо нанять бригаду, имеющую такую опалубку. Кроме того, учитывая, что подобная опалубка быстро устанавливается и имеет большой вес, для ее монтажа и перестановки периодически будет требоваться автокран, как и в случае монтажа фундамента из фундаментных блоков. На использовании спецтехники, которая эксплуатируется на строительстве фундамента жилого дома необходимо остановиться более подробно. Дело в том, что при неумелом или бесконтрольном ее использовании, стоимость такой техники, подчас возрастает до «космических» размеров. Строителям, которых вы нанимаете, конечно, удобно чтобы спецтехника – экскаватор, фронтальный погрузчик, самосвал или автокран находились у них под рукой в любое время – они ведь за это не платят. Рекомендую вам с самого начала работ совместно с бригадиром нанятой вами бригады или с прорабом составить график использования спецтехники и автотранспорта на строительстве фундамента вашего дома. Кроме того, проверьте, проконсультировавшись с грамотным специалистом, какая конкретно необходима спецтехника именно для вашей стройки. Нужен колесный или гусеничный экскаватор и, какой у него должен быть объем ковша. А может быть вам будет достаточно привлечь мобильный экскаватор – погрузчик. Когда и какой будет необходим автокран и сколько, и какой грузоподъемностью понадобятся самосвалы. Так как за спецтехнику, например, за экскаватор, в большинстве случаев оплата почасовая, сделайте расчет и определите, что вам будет выгоднее – нанять экскаватор с большим объемом выработки и несколько самосвалов с большой грузоподъемностью, чтобы выкопать котлован за один день или взять пару небольших самосвалов и малопроизводительный, но не дорогой экскаватор – погрузчик, и сделать тот же объем работ за несколько дней. Это же касается подъемных кранов. Одним краном можно быстро смонтировать фундаментные блоки или стеновую опалубку с одного места установки крана, но его стоимость, возможно, будет в разы больше, чем стоимость небольшого автокрана с 14-ти метровой стрелой, несмотря на то, что ему будет нужно несколько раз поменять свое местоположение. Посчитайте, что вам выгоднее и удобнее по срокам строительства, ориентируясь исключительно на ваш проект и ваши условия строительства. В данном случае играет роль не только финансовый вопрос, но и природная зона, определенный климат и даже прогноз погоды. Насколько территория вокруг фундамента пригодна для установки того или иного крана и ряд других факторов.
Если вы арендуете за не малые деньги дорогостоящий подъемный кран, постарайтесь его использовать по «полной программе». Рассчитайте так, чтобы в то время, когда у вас будет находиться такой кран, поставщики привезли на ваш объект необходимые крупногабаритные строительные материалы. Например, фундаментные блоки, плиты перекрытий, необходимые прогоны и еще бы параллельно завозился кирпич. В любом случае постарайтесь так организовать работу, чтобы простоя спецтехники и автотранспорта не допускалось.
Перед тем, как приступить к установке стеновой опалубки, проследите, чтобы работающие у вас бетонщики под нивелир выровняли дно котлована и добейтесь его идеально ровного уровня. Делается это вручную, что называется «под лопату». Необходимо убрать все имеющиеся на грунте бугры и ямки. Следующая обязательная операция – заливка подбетонки на дно котлована. Для этой операции возможно использование низкой марки бетона. Почему я акцентировал внимание на идеальном выравнивании подстилающего грунта? Потому, что при заливке любых полов, уровень пола, его уклоны задаются не слоем бетона, а подстилающим основанием. Это строительная аксиома. Тем более, по правилам, подбетонка должна заливаться только на естественный грунт, без выравнивающей подсыпки песка или гравия. Единственное, что вам нужно будет по возможности учесть – это прокладку канализационной трубы-сборника, переходящую в выходную канализационную трубу. Постарайтесь продумать ее установку так, чтобы потом не пришлось долбить подбетонку, а возможно и стяжку полов подвала. Необходимо также учесть, что заливаемая подбетонка должна быть не только шире размера ваших внутренних помещений подвала, но и должна не менее, чем на 50 сантиметров выходить за внешний контур устанавливаемой стеновой опалубки. Помните, что только через несколько дней после заливки подбетонки можно приступать к установке стеновой опалубки фундамента. Правильно начинать с установки одного или двух внешних углов фундамента, смонтировав после этого одну из внешних стенок опалубки. На этой стене монолитчики могут приступать к монтажу и вязке вертикального арматурного каркаса.
Арматурный каркас и его составляющие в деталировке делают проектировщики на стадии разработки проекта вашего строящегося дома. Необходимо лично или через вашего доверенного человека, имеющего необходимые знания, например, прораба, проверить соответствие изготовленного арматурного каркаса проектным данным. В этом вопросе нужно проявить твердость характера и добиться полного соответствия изготовленного армокаркаса проекту. Многие рабочие – монолитчики при проведении указанной проверки любят говорить о том, что проектировщики заложили в проект армокаркаса слишком много армотуры, что с подобного фундамента можно ракеты запускать и так далее. Иногда это действительно имеет место быть, но вопросы экономичности строительства и соответственно количества закладываемой в фундамент арматуры необходимо решать исключительно на стадии проектирования, а не в процессе строительства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги