Стремитесь к свободе, станете рабами своих желаний.
Стремитесь к дисциплине и обретёте свободу.
Эдмонд Уэллс
Введение (Обращение к выпускнику)
Пока ты учился в школе и был учеником, ты числился «ребёнком». Поэтому, по вопросам организации твоей жизни надо было обращаться к родителям. Что я и делала – для родителей я писала и публиковала много статей, выпустила около двадцати книг. Другое дело – читали ли родители эти статьи и книги. Ведь, многие родители убеждены, что вместе с рождением ребёнка им даются знания о том, как формировать из ребёнка человека, личность. Это – глубокое заблуждение. И я могла убедиться в этом, проведя исследование в пятом классе, среди родителей и самих учеников, стоящих на пороге взрослой жизни, в которую ты сейчас уже уходишь, переступаешь её порог.
Почти все родители пятиклассников не имеют чёткого представления о воспитании, об идеях Жизни, о смысле жизни. Могут ли они правильно сформировать личность своего ребёнка, когда сами нуждаются в помощи?
Может быть, ты видел ошибки, которые допускали твои родители в воспитании. Но, был «ребёнком», и не мог давать советы взрослым. Сейчас ты сам стал «взрослым», и тебе необходимы знания, которые помогут начать жить взрослой жизнью.
Эту книгу я написала не для твоих родителей, а для тебя, чтобы ты сам мог взять в руки свою судьбу. В этом и состоит проявление взрослости. Я помогу тебе начать жить взрослой жизнью – дам знания, необходимые для осмысления взрослой жизни, для разработки собственной модели взрослой жизни, подскажу пути и средства сделать свою взрослую жизнь поистине Жизнью с заглавной буквы.
Глава 1. С чем выпускники выходят в жизнь
.
Слово «юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Эта фаза у разных людей бывает разной по длительности: начинаясь в 12-13 лет, она продолжается до 22-23 лет.
Выпускник характеризуется главным признаком этой фазы: он, заканчивая школу, освобождаясь от постоянного присмотра за ним многих воспитателей, остаётся один на один с Жизнью, выходит на простор дорог, которые может выбрать по своему усмотрению. Вот, тут-то, и самое время – проверить, насколько сами выпускники чувствуют свою готовность начать самостоятельную жизнь.
Три года назад мы провели исследование среди выпускников одиннадцатого класса одной из школ города. Всего обследовано было три класса: один класс – профильный (филологический), с высоким уровнем развития, второй – «сборный», в котором учатся школьники – как высокого уровня развития, так и «слабые», в третьем классе подобрались учащиеся, у которых за время обучения в школе сформировалась завышенная самооценка, которые считали себя очень умными (хотя, реально, это не всегда соответствовало истине).
Выпускникам были заданы вопросы:
1. Что такое «самостоятельность»? Кто он – «самостоятельный человек»?
2. Готов ли ты к самостоятельной жизни? Не боишься ли вступать в самостоятельную жизнь?
3 Что ты ожидал от школы и учителей? Оправдались ли твои ожидания?
4. Подготовили ли тебя к самостоятельной жизни родители? Какие ошибки допускали родители в твоём воспитании?
5. Как ты понимаешь «идеального» человека? Какие качества личности ему присущи?
6. Какими положительными и отрицательными качествами личности обладаешь ты?
7. Считаешь ли ты, что будешь совершенствоваться, и что для этого будешь делать?
8. Возникают ли у тебя проблемы, как ты их решаешь? К кому обращаешься за помощью?
Через два года после проведённого исследования среди выпускников школы, мы провели исследование среди учеников 8-х – 11 -х классов – задали один вопрос:
Подглава 1. «Что для тебя обозначает слово «жить»?
Получили следующие ответы.
Ответы, полученные от учащихся 8-х классов
Жить – это существовать, имея какой-либо смысл жизни. А смыслом жизни является твоя семья, люди, окружающие тебя. Это – радоваться жизни, даря и принимая улыбки, хорошее настроения. Жить – это быть счастливым. А счастье – это то, что у тебя есть крыша над головой, есть любящие люди, ты ешь, пьёшь, это всё и есть счастье, а счастье – это жизнь.
Жить – это радоваться встрече со своими друзьями, видеть перед собой дорогих тебе людей, видеть, что они здоровы и счастливы, Жить – это осознавать, что ты – не один, тебя любят, ты кому-то нужен.
Жить – это означает иметь свободу действия, добиваться своих желаний, когда у тебя нет ограничений ни на что.
Жить – это заниматься тем, что тебе нравится, быть здоровым.
Жить – это – многое узнать, обрести много друзей, семью, много достичь.
Жить – это значит общаться с людьми, иногда вступать в конфликты, мечтать, иметь интерес к жизни.
Жизнь – это семья, друзья, моменты, слёзы, смех, знакомства, закаты, небо, природа, открытия, путь к мечте, вера в чудо, в Божью помощь мне навеки.
Жить – это значит избрать профессию, заниматься тем, что по душе, проводить время с дорогими тебе людьми.
Жить – это попадать в интересные ситуации, заводить друзей и веселиться с ними.
Как видно из ответов учащихся восьмого класса, они, в основном, рассуждают, как дети, и, чувствуется, не задумываются над вопросом «для чего человек оказался на земле, для чего он живёт». Можно предположить, что восьмиклассники думают, что живут они – для себя лично, должны смеяться, радоваться, брать что-то у других, и, вроде – бы, им все всё обязаны отдать, а они никому ничего не должны. Среди всех учащихся нашлось два мальчика и одна девочка, которые написали, что «жить – это значит развиваться», хотя, непонятно, для чего этой девочке развиваться, а один мальчик написал: «жить – это – что-то изучать, развиваться, приносить пользу, тем самым, заявляя о своём существовании», другой мальчик (и он – единственный – зрелый, взрослый, умный) написал: «Жить – это значит узнавать что-то новое, развивать свои таланты, передавать свои навыки и всё, чему научился – другим». Именно для того человек и живёт, чтобы способствовать развитию «других», а, для этого, должен посвящать свою жизнь бесконечному развитию, приобретению знаний, навыков.
Ответы учащихся 10-х классов на вопрос о жизни.
Жить – это проводить время с друзьями и близкими – таких ответов 60%, а, ведь, это – ответы десятиклассников. Как могло так случиться, что, дойдя до десятого класса, учащиеся остались инфантильными? Конечно, можно винить родителей и учителей. Но, видимо, надо говорить и об эпохе, хотя, и в наше время попадаются очень развитые, умные, талантливые дети.
Жить – это значит радоваться, любить и ценить близких, путешествовать, чтобы на старости лет было о чём вспомнить (комментарий: в этом ответе – совершенная детскость, не развитость мышления. Неужели человек должен жить только для того, чтобы дожить до старости, и вспоминать друзей, подруг, встречных, которые попадались ему на жизненном пути?)
Жить – значит – идти к цели и мечте (комментарий: тоже – совершенно детский ответ).
Жить – это заводить друзей, радоваться счастливым моментам, помогать людям, создать семью, вырастить детей, встретить старость с любимым человеком, наблюдая, как реализовываются твои дети и как они растят своих детей (комментарий: идиллия, прямо, как в сказке, и, такое могла написать, конечно, только девушка).
Жить – это значит узнавать ДЛЯ СЕБЯ что-то новое, завести кучу увлечений и друзей (комментарий: странно, но, это написала девушка).
Жить – это спокойно засыпать и просыпаться, видеть близких людей здоровыми.
Жить для меня – это находиться в хорошем расположении духа, иметь всегда хорошее настроение, знать, что с близкими и дорогими мне людьми всё хорошо (комментарий: и ради этого стоит жить?)
Жить – это выбрать для себя цель и стремиться достигнуть её.
Жить – это надеяться и дарить надежду другим.
Жизнь – это удовольствие, где есть всё.
Жить – это чувствовать, что ты кому-то нужен.
Жить – это каждый день сталкиваться с проблемами и радоваться их решению и помогать другими их решать.
Видеть себя и своих близких здоровыми, возможность применять свои решения.
Жить – значит делать что-то, что тебе нравится, делать что-то для других.
Жить – это шанс всячески развиваться, радоваться каждому дню, несмотря на трудности (комментарий: можно сказать, что жизнь этой девушки сложится очень успешно, поскольку, она думает не о развлечениях, а о своём развитии).
Жить – это быть личностью, жить во благо миру, стране, во благо всему человечеству (комментарий: такого ответа мы не получали ни от одного ученика, а, тем более, от юноши).
Жизнь – это бесценный подарок, это – ответственность (комментарий: такой зрелости мыслей мы ещё не встречали). Жить – это радоваться каждому моменту, минуте, я поставила перед собой много целей, которых хочу достичь, и, поэтому, для меня важен каждый прожитый день (комментарий: родители могут гордиться своей дочерью и радоваться за неё).
В этом классе нашлись несколько достаточно зрелых девушек, их ответы мы приводим целиком:
«Жить – это чувствовать своё присутствие в этом мире, быть нужной близким, любить людей, окружающих тебя, любить дело, которым ты занимаешься, приносить только пользу от своего существования, заботиться обо всём живом, что тебя окружает, самореализоваться и самосовершенствоваться», «Жить – это любить, приносить другим радость (в том числе и себе), испытать всю палитру эмоций, не стоит жить только для себя, многого не достигнешь, стоит совершать хорошие поступки для кого – либо, ведь, так можно украсить не только свою жизнь, но и подарить кусочек счастья, заботы другому», «Жить надо для других. Когда я помогаю окружающей среде, я становлюсь чуточку счастливее. Надо помогать всем и в ответ все будут помогать тебе», «Жить – одно из самых важных слов на земле. Часто человек задумывается – для чего он живёт, что он должен и что хочет сделать за свою жизнь, какова цель его жизни и предназначение, судьба. Каждому человеку Бог дал жизнь, именно он решил, что я зачем – то нужна на этом свете, и, наверно, мне понадобится очень много времени для того, чтобы понять, для чего я. Жизнь – это дар, которым мы должны воспользоваться с умом и благоразумием», «Я считаю, человек может жить или существовать. И это – совсем разные вещи. Человек, который живёт, наслаждается всем происходящим, радуется каждому дню, приносит пользу, и, самое главное, лично для меня – жизнь – это любовь к людям, когда я живу ради других, а не для себя. Для меня очень важно быть нужной, быть полезной. Ведь, человек, который существует, он принадлежит только себе, его цель – только насыщение собственных потребностей, все дни обыденны и скучны. Я хочу, чтобы после моей смерти, люди вспоминали меня, я хочу принести какую-то пользу, открыть что-то, может быть, какое-то лекарство от болезней, или спасти кому-нибудь жизнь. Для меня это очень важно. Также для меня огромное значение имеет семья. Я действительно мечтаю создать свою семью, хочу иметь детей, хочу любить кого – то, хочу вдохновлять своего мужа, заботиться о нём».
Ответы на вопрос о жизни, которые дали некоторые десятиклассники, особенно, девушки, безусловно, отличаются от ответов восьмиклассников, которые, в основном, жизнь понимают, как удовлетворение своих биологических потребностей, которые считают, что жить – это создавать условия для себя лично.
Что касается ответов учащихся одиннадцатого класса, то, можно сказать, что и они (особенно некоторые из них) недалеко ушли от учеников других классов: жизнь понимают, как удовлетворение своих личных потребностей. Мы выделили из числа ответов на вопрос о жизни два сочинения, которые показались нам достаточно зрелыми. Одно принадлежит юноше, второе – девушке. Юноша пишет: «Жить – это существовать в обществе, где ты испытываешь боль, радость, счастье. Пытаться сделать хотя бы одного человека счастливым. Если такую попытку предпримет каждый – жизнь станет чуточку ярче, и жить сразу станет приятней. Жить – это совершенствоваться в разных направлениях. В жизни надо иметь цель и идти к ней. Жаль, что в нашем мире большая часть людей делает всё только из собственной выгоды. Если каждый будет пытаться делать что-то для других людей, то и жизнь на земле станет лучше». Таких зрелых суждений – мало в результатах проведённого исследования. Этот юноша размышляет о жизни человечества, в целом, переживает за мир, предлагает выход из кризиса, в котором находится в настоящее время человечество.
Девушка в своём сочинении написала: «Жить – это быть опорой для кого – то, дарить любовь тем, кто в ней нуждается, быть нужной кому-то. В современном мире, когда – волна за волной случаи суицидов, хочется сказать, что ЖИЗНЬ НУЖНО ЦЕНИТЬ. Жизнь нам даёт Бог и мы должны быть ему за это благодарны. И не нам распоряжаться концом этой жизни, ни своей, ни, тем более, чужой. Могу с уверенностью сказать: «Моя жизнь – моя мечта! И, чем старше я становлюсь, тем больше в неё влюбляюсь».
Проведённые исследования среди учащихся показали, что среди них достаточно много тех, кто не понимает, что такое жизнь, не представляют, как будут жить дальше. Многих пугает будущее – как отмечают школьники, «поскольку, неизвестно, какие люди встретятся им на пути». Из ответов учащихся вырисовывается картина недостаточной подготовленности девушек и юношей к самостоятельной жизни. На наш взгляд, изменить положение можно только путём обогащения учащихся знаниями – о человеке, о Жизни, о человеческой жизни. Дать эти знания школьникам должна была школа. На сегодняшний день можно констатировать отсутствие таких знаний в науке. До сих пор в психологии нет единого подхода к пониманию личности, нет определения, которое позволяло бы понять человека, как неделимое целое, не говоря уже о том, что в науке не понят человек, как неделимое единство с другими формами Жизни, сотворёнными Создателем, Творцом, Жизнью. Не обсуждена и не принята разработанная «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития», нет исследований по проблеме развития личности. Личность рассматривают, как системное качество индивида, в то время, как личность – это процесс развития материально-энергетически-информационной целостности («Я») с «другими», процесс развития потребности быть.
Мы занимаемся проблемой потребностей больше сорока пяти лет. Изучив информацию, изложенную в Библии, мы поняли, что знания библейские и научные – неделимы, только соединив их, прочитав в едином концептуальном ключе, можно рассчитывать на построение истинной жизни на земле, на формирование истинной личности из каждого человека.
Знания, приобретённые нами в результате многолетнего изучения проблемы личности, её формирования, проблемы потребностей, изложенные нами в книгах, опубликованных в издательстве «Другое Решение», в усечённом варианте, мы решили предложить для изучения выпускникам школ, юношам, вступающим в самостоятельную жизнь.
От выпускников одиннадцатого класса, у которых выясняли их готовность к самостоятельной жизни, мы получили ответы, которые приведём ниже.
Подглава 2.
Что такое «самостоятельность»? Кто он – самостоятельный человек?
Самостоятельность - главный критерий подготовленности человека к жизни. Именно цель формировать самостоятельность ребёнка должны ставить родители, школа, вуз. Развитая самостоятельность предполагает наличие у человека знаний, которые позволят ему принимать самостоятельно решения при возникновении тех или иных проблем, знаний, необходимых для выполнения разных дел, связанных как с удовлетворением своих личных потребностей, так и с удовлетворением потребностей «других».
Так ли понимают самостоятельность выпускники?
Ответы класса, в котором обучаются учащиеся с завышенной самооценкой
Я понимаю самостоятельность – это то, когда родители отпускают тебя, видя, что ты готов к самостоятельной жизни. Просто я не до конца могу дать определение на это существительное. Не могу точно раскрыть эту тему. Самостоятельность – это когда тебя высадили на необитаемом острове одного, а ты выжил. Качества самостоятельного человека – трудолюбие, умение отвечать за свои поступки, духовная красота. Самостоятельный человек должен добиться и достигать в жизни каких-то высот сам, а не надеяться, что ему помогут или за него всё сделают другие. Он должен понимать, что он ни от кого не зависит (комментарий: это – просто поразительно – так думать!) Я понимаю самостоятельность, это когда не только должен быть независимым от других людей, но и содержишь семью, детей и т.п. Самостоятельный человек умеет отвечать за свои поступки. Самостоятельность – умение выжить в трудных ситуациях. Для меня самостоятельность – это когда человек ни в ком не нуждается (комментарий: трудно будет человеку с таким взглядом жить среди людей!) Когда он может делать то, что ему хочется (комментарий: как наивно – так полагать!) Самостоятельный человек должен быть самостоятелен во всём. Самостоятельный человек должен уметь отвечать за свои слова, отстаивать свою идею и мысль, должен быть независим, выполнять свою работу сам, не перекладывая её на других. Самостоятельный человек должен иметь сильный характер, не обращать внимания на глупых и завистливых людей. Самостоятельный человек – это человек ни от кого не зависящий, сам себя обеспечивающий (комментарий: совершенно не подготовлен к самостоятельной жизни!) Самостоятельный человек должен быть ответственным, должен уметь использовать своё мнение, не перекладывая свою работу на других. Самостоятельность – право выбора каждого человека, человек должен делать выбор, чтобы дальше идти по своему жизненному пути. Принимать свои решения, отвечать за свои действия. Самостоятельный человек, прежде всего, должен быть ответственным и честным перед собой (комментарий: совершенно взрослое рассуждение). Самостоятельность – это когда за тебя никто не несёт ответственность, когда тебе самому надо принимать решение во всех ситуациях, в том числе и самых трудных. Самостоятельность – это независимость от всех (комментарий: ещё один «самостоятельный»!) Когда ты не зависим от родителей, от близких и т.д. Когда ты сам принимаешь решения в своей жизни. Самостоятельный человек, прежде всего, должен быть разумным. Самостоятельный человек должен уметь сам за себя постоять, реализовать свои мечты и планы. Это значит, что мы можем сами принимать решения, и нам доверяют. Что ты справишься сам, если уедешь учиться в другой город. Что сумеешь о себе позаботиться, то есть, приготовить еду (комментарий: вот, оказывается, что – самое главное, ну, а тебя научили готовить?). Самостоятельность – это то, что делаешь сам, то есть, зарабатываешь сам, решаешь сам свою жизнь (комментарий: молодец – вот это – супер!). Самостоятельность – это умение человека принимать решения различной трудности обдуманно, с рассуждением, прислушиваясь, но не исполняя советов, придерживаясь своих суждений (комментарий: зачем, тогда, прислушиваться к советам кого-то, если заранее знать, что не будешь их исполнять!) Самостоятельный человек – это тот, который свои проблемы решает сам и не загружает ими никого (комментарий: можно самому и не справиться). Самостоятельность наступает тогда, когда ты начинаешь сам отвечать за себя и за свои поступки (комментарий: совершенно правильно!)
Самостоятельность – когда ты принимаешь сложные решения и не колеблешься в их правильности. Когда ты зарабатываешь деньги сам на свои нужды.
Ответы учащихся профильного класса
Самостоятельный человек – это не тот, кто живёт отдельно, живёт и работает на свою зарплату, а тот, кто умеет управлять собой (комментарий: потрясающе! И это – единственный такой продуманный ответ). Иногда ребёнок в семь лет более самостоятелен, чем человек в 20 лет. Всё зависит от человека, от его характера, как его учили в детстве. Самостоятельный человек – это ответственный человек, который отвечает за свои действия. Когда ты ни от кого не зависишь (комментарий: примитивное понимание «самостоятельности»).
Взрослая жизнь, новые обязанности, новые возможности. Самостоятельный человек должен уметь сам отвечать за свои поступки, сам должен зарабатывать деньги (комментарий: в этом классе многие говорят о самостоятельном заработке), и не должен зависеть от других (комментарий: как это возможно?)
Самостоятельность – когда человек имеет свою работу, свою семью, когда ты сам можешь принимать решения. Но, мы всегда будем обращаться к своей семье, к взрослым людям (комментарий: откуда такое неверие в себя?)
Самостоятельный человек понимает всю ответственность, которую он несёт за что-либо (за детей, за работу и т.д.). Самостоятельность – это когда ты сам можешь принимать определённые решения, когда ты можешь быть ответственным. Самостоятельный человек – это тот, кто может сам принимать решения и отвечать потом за свои поступки. Он должен ни от кого не зависеть. Быть рассудительным, чтобы самостоятельно принимать правильные решения и нести самостоятельно ответственность.
Самостоятельность это, в первую очередь, ответственность не только за себя, но и за окружающих тебя близких людей (комментарий: молодец!) Самостоятельный человек – тот, кто знает не только свои права, но и обязанности (комментарий: очень хороший ответ!)
Обеспеченным (комментарий: главное – материальное!), умеющим отвечать за свои поступки, принимать самостоятельно решения, быть независимым от кого бы то ни было. Быть ответственным, отвечать за свои поступки, не влезать во что-нибудь плохое, должен обеспечить себя материально. Самостоятельный человек должен быть ответственным, думать не только о себе, но и о других, задумываться о семье и о своих родителях (комментарий: очень зрелый ответ). Для меня самостоятельность – это возможность устроиться на работу и найти себя и до возможности найти себя, воплотить свои мечты в жизнь (комментарий: сплошной сумбур!) и возможность попутешествовать по миру. Самостоятельность – это не то, что попросил у родителей денег и сделал с ними всё, что угодно. Самостоятельность проявляется во всём, в каждой мелочи, в каждом твоём поступке. Качества самостоятельного человека – сам заработай деньги, сам добейся поставленных целей, сам прими решение, сам сделай то – то и то – то. Живи, как хочешь, это твоя жизнь, ты сам за себя в ответе. Это основные немаловажные качества самостоятельного человека.
Разумным. Когда за тобой никто не следит, начинаешь делать глупости. Поэтому, нужно следить за своими действиями (комментарий: а лучше – подумать о целях и смысле своей жизни).
Самостоятельность – это огромная ответственность и рассудительность. Самостоятельный человек – это тот, кто сам может решать свои проблемы, бывает надежным и всегда готовым помочь. Ведь, если он способен помогать другим, значит, он способен и помочь себе.
Самостоятельным человек становится не всегда после совершеннолетия. Самостоятельным человек становится тогда, когда сам может принимать трудные решения, строить определённые планы на будущее, а не сидеть в родительском доме, думая, что всё для него сделают.
Независимым. (комментарий: от кого? От чего? Для чего?). Но, независимость должна иметь рамки и границы (комментарий: чего бояться? Какие рамки соблюдать?)
Самостоятельность – это умение отвечать за свои поступки.
Умными. Ответственными за свои поступки.
Самостоятельность – это умение принимать важные решения самостоятельно. Это – отвечать за свои слова и поступки.
Ответы учащихся сборного класса
Самостоятельность – это когда ты не зависишь от родителей, когда ты добиваешься всего сам, когда зарабатываешь собственные деньги. Самостоятельный человек – это человек, который всего добивается сам, без чьей-либо помощи.
Самостоятельность – это, в первую очередь – ответственность. Если человек ответственный, значит, он самостоятельный. Самостоятельность – это умение правильно распоряжаться своим временем.
Мне кажется, что самостоятельный человек должен уметь отвечать за свои поступки, слова, в общем, за всего себя. Он должен уметь принимать свои отрицательные поступки, а потом изменять себя в лучшую сторону, чтобы такого больше не повторилось. Он должен уметь сам зарабатывать на жизнь.
Когда ты не зависишь от людей – тогда ты самостоятельный (комментарий: а, может, когда ты умеешь удовлетворять различные потребности людей?)
Самостоятельность – адекватная ответственность за себя и свои поступки, когда ты полностью можешь себя оценить и понять, где допустил ошибки. Самостоятельных людей порой не встретишь и среди взрослых. Самостоятельный человек – человек, осознающий ответственность перед другими за себя и за тех, кто ему доверился. На этот вопрос можно ещё порассуждать, к сожалению, времени нет (комментарий: совершенно зрелый ответ!)