Летом 1902 года протоиерей Иоанн Кронштадтский совершал традиционную поездку на север, на свою родину в Суру. Одним из спутников о. Иоанна был художник, журналист С. В. Животовский. В поездке С.В. Животовский со спутниками посетили 17-го июня 1903 года Холмогорский Успенский женский монастырь Архангельской губернии: «Из мастерских монастыря за поздним временем нам удалось посмотреть только иконописную, большая светлая комната была сплошь уставлена мольбертами с начатыми и частью уже законченными работами монахинь. На длинных деревянных столах лежали рисунки, сделанные с гипсовых масок и частей тела». В этом кратком отчете обращает на себя внимание, что работа и, возможно, обучение рисованию в монастырской иконописной мастерской велось с использованием пособий, характерных для академической школы живописи- гипсовых масок и частей тела. [27, с.62]
Как было отмечено выше, работа насельниц Леушинского монастыря в иконописании и стенной росписи храма, впервые была отмечена в связи с росписью Похвальского храма в Леушинской обители. Проведенные исследования позволили установить, что Похвальский храм был не единственным, расписанным насельницами Леушинского монастыря, а их работа по росписи храмов и написанию икон продолжалась в течении многих лет. Ими были написан иконостас и расписан домовый храм Подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге, выстроенный в 1893-1894 годах: «СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА. 7-го июля 1910 года мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежащих Подворью Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго женскаго монастыря 2-го благочинническаго округа, в г. С.-Петербурге, по Бассейной ул. под №31-м. При осмотре строений оказалось, что Подворью Леушинскаго женскаго монастыря принадлежатъ нижеследующия строения: Номер строения по порядку: 1. Подворье Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго Первокласснаго женскаго монастыря Новгородской губ., Череповецкаго уезда, выстроенное в 1894 году, состоит из каменнаго 3-х этажнаго с Церковью дома… Домовый храм во имя св. Ап. Еванг. Иоанна Богослова с приделом Великом. Варвары 3-х главый, занимает весь верхний этаж дома. Иконостас в нем резной… Иконы в нем писаны своими сестрами, в нижнем ярусе 9 икон в серебряно-позлащенных ризах, венчики на них украшены драгоценными камнями. Извнутри Храм и паперть оштукатурены и начиная от нижняго этажа и по всей лестничной клетке выкрашены масляною клеевою краскою и расписан стенною живописью». [28]
В 1903-м году, посетивший Леушинскую обитель о. Протоиерей Иоанн Кронштадтский совершил закладку зимнего храма. В 1905-м году храм был оштукатурен внутри и закончен, а в 1906-м году 18 мая главный придел его во имя Живоначальной Троицы был освящен высокопреосвященным Гурием, Архиепископом Новгородским. А в июле того же года, в день празднования иконы казанской Богоматери, прибывший в монастырь о. Протоиерей Иоанн Кронштадтский освятил и придел храма во имя Преп. Серафима Саровского. Согласно описания храма «Иконостас здесь не золоченый и не предполагается быть золоченым; он прекрасной тонкой резьбы и для прочности и простоты его предположено выкрасить белилами под мрамор. Иконы, как в иконостасе, так и повсеместно писаны своими сестрами-живописицами. Особенно замечателен по редкости образ над Царскими вратами, изображающий Таинственное значение Божественной Литургии (копия с запрестольной иконы св. горы Афонской)». [29, с.116].
Инокинями и послушницами Леушинской обители была расписана каменная колокольня, построенная в Савинском скиту Леушинской обители: «СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА. Октября 7-го дня 1914 года мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений принадлежащих Иоанно-Предтеченскому Леушинскому женскому монастырю Череповецкаго уезда, Новгородской епархии, Благочиния Тихвинскаго Большаго монастыря, настоятеля Архимандрита Антония. При осмотре строений оказалось, что Иоанно-Предтеченскому Леушинскому женскому монастырю принадлежат нижеследующие строения: А.) Савинский Кладбищенский Скит. 6. Каменная надвратная «Колокольня», выстроенная в сем 1914 году. С правой стороны к Колокольне пристроена каменная же «Часовня», во имя Св. Благов. Князя Александра Невскаго… Иконостас в ней одноярусный в 6 икон, писаных на золоченых чеканных досках, масляными красками своими сестрами». [30 л.78]
Иоанно-Богословский храм: «Иоанно-Богословский скит Леушинскаго женскаго монастыря. СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА. ...... дня 1910.... года. 1. Деревянный, на каменном фундаменте крытый железом храм во имя Св. Апостола Евангелиста Иоанна Богослова выстроен в 1898 году. … Иконостас в нем с резьбой, выкрашенный под мрамор, в 2 яруса, высотою 4 арш. 10в. на протяжении 3-х саж. стоимостью с иконами, писанными своими сестрами- 500 рублей». [31, л.82]
Сретенский храм в Череповце: «СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА. 13 и 14-го июня 1910 года мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащих Лушинскому подворью в г. Череповце Крестовой улицы 39-м квартале, благочиния Тихвинскаго Большаго монастыря Настоятеля Архимандрита Иоанникия, Череповецкаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что Черепиовецкому Леушинскому подворью принадлежат нижеследующие строения. 1. Деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом Храм. В честь «Сретения Господня», выстроенный в 1894 году… Иконостас в нем с резьбою, в 2 яруса на протяжении 4-х саж. высотою 5 арш. стоимостью вместе с иконами писанными своими сестрами- 500 рублей». [32, л.95]
Храм во имя Святителя Николая в Череповце: «СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА. Сентября 22д. 1914 года мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежащих Иоанно-Предтеченскому Лушинскому монастырю благочиния Тихвинскаго Большаго монастыря Настоятеля Архимандрита Антония, Череповецкаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что Иоанно-Предтеченскому Леушинскому женскому монастырю принадлежат нижеследующие строения. 7. Новый Храм на станции Север. Жел. дор. город Череповец «Во имя Святит. Николая», выстроенный в память 300-летия благословеннаго Царствования Дома Романовых в 1914 году, деревянный, крытый железом, на 76 каменных столбах под углами и балками, односветный, одноглавый. Иконостас двухярусный, с резьбою, прямой без выступов, высотою 5 арш. 11 верш., во всю ширину Храма, на протяжении 4 саж. 6 вер. В немъ 15 икон на чеканных золоченых доскахъ писаных масляными красками сестрами монастыря». [33, л.98]
Леушинские инокини и послушницы писали иконы в ознаменование самых важных, сакральных для Леушинской обители событий. Для Леушинской обители важно было иметь в храме мощи святых угодников. Как пишет автор описания Похвальского храма Леушинского монастыря, в 1891 году «Новгородское духовенство, всегда сочувственно относившееся к трудам и заботам Игумении Таисии, и на этот раз отозвалось к ея просьбе и постановило уделить Леушинскому монастырю Части Св. Мощей трех Угодников Божиих: Святителей Новгор: Иоанна и Евфимия, и Преп. Антония Римлянина. … Игумения Таисия поспешила заказать Раку деревянную, вызолоченную, с резьбою по сторонам и с накладным крестом на крышке ея. Верхняя крышка Раки дубовая, и на ней своими сестрами живописицами написана икона сих трех Угодников Божиих имени Св. Мощей». [34, с.15].
В июне 1911 года производится торжественное восстановление Черноезерской женской пустыни, окормление которой было поручено Игумении Леушинского монастыря Таисии. Церемония проходит с участием новгородского губернатора и архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения. В ходе церемонии «Владыка освятил икону преподобного Антония (Черноезерского) прекрасной работы инокинь Леушинской обители и вручил ее Игумении Таисии в благословение на зачатие дела возсоздания святой Черноезерской обители». [35]
В своем стремлении развивать дело иконописания, Игумения Таисия была не одинока. Своя иконописная мастерская была организована, например, во Владычном Серпуховском монастыре игуменией Митрофанией (1861-1874), «… которая, желая обучить иконописанию своих инокинь, устроила даже в монастыре и свою иконописную школу, снабдив ее всем нужным для обучения». [36, c.3]
Иконопись женских монастырей в конце XIX- начале XX века была заметным явлением, вызывавшим многочисленные, иногда полярные по своим оценкам отклики. В этом отношении интересны материалы Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари, проходившей в феврале-марте 1904 года в Санкт-Петербурге. О значении, которое придавалось выставке ее устроителями говорит место ее проведения- Таврический дворец. Интересен и состав участников выставки- в выставке приняли участие 78 русских православных обителей и 70 из них- это женские монастыри и общины со всех, в том числе самых дальних областей обширной Российской Империи. [37]
Как отмечено было в Вестнике (№1) выставки, «Последними представлены разнообразныя коллекции работ инокинь по художественной живописи и по всевозможным женским рукоделиям. Здесь собраны: иконы, разныя художественныя картины, церковныя вещи, шитыя шелком и золотом, вышивки, подушки, полотенца, покрывала, ковры, накидки, салфетки, одеяла, и проч. Многия предметы выделяются своею художественною отделкою и могут несомненно служить прекрасными образцами для тех или иных рукодельных работ». [38, №1 с.9]
По материалам, представленным в Каталоге выставки видно, что иконописание было для женских монастырей делом не случайным и довольно широко распространенным. В описании представленных женскими монастырями работ, иконы и живописные работы отмечены во многих монастырях и общинах: «Иоанно-Предтеченский Леушинский первоклассный женский монастырь, Череповецкаго у., Новгородской губ. настоятельница игумения Таисия. Художественныя картины. №28. Сретенский девичий монастырь, г. Кашин Тверской губ. Настоятельница игумения Иннокентия. Картина: «Вид монастыря»– работ. из пробки. Икона: «Ангел Молитвы». №31. Второклассный Иоанно-Мариинский женский монастырь, в г. Ставрополе. Настоятельница Игумения Аполлинария. … писанки, икона и др. №44. Козьмодемьянский Троицкий женский монастырь, в г. Козьмодемьянске, Казанской губ. Настоятельница Игумения Варвара. Образ Св. Живоначальныя троицы; №50. Каменский Успенский женский монастырь, Черниговской губ., Новозыбковскаго уезда, Ст. Новый Ропск. Настоятельница игумения Маргарита. Две серебряныя, фольгой отделанныя иконы. №62. Московский Рождественский женский монастырь, Настоятельница Игумения Ювеналия. Икона Богоматери, … 2 иконы чеканныя и 1 живописная. №93. Василиско-Златоустовский женский монастырь. Сухумской епархии, Сухум-Кале. Настоятельница Анна. Икона, подушка и полотенце. №100. Царевококшайский Богородице-Сергиевский общежительный женский Черемисский монастырь, гор. Царевококшайск, Казанской губ. Настоятельница игумения Магдалина. Образ «Явление Божией Матери преп. Сергию Радонежскому Чудотворцу»– живописной работы; №108. Киево-Покровский женский общежительный монастырь, гор. Киев. Настоятельница игумения Мелитина. Две иконы. Портрет основательницы монастыря Е.И.В. Великой Княгини Александры Петровны.
Виды больниц при монастыре. №129. Казанский женский общежительный монастырь, гор. Вышний Волочек, Тверской губ. настоятельница игумения Досифея. Икона. №132. Балашовский Покровский женский монастырь, г. Балашов Саратовской губ. Настоятельница игумения Мария. Художественныя картины. №183. С.-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный женский монастырь. Забалканский, №90. Настоятельница монаст. Игумения Валентина. Образа: «Нерукотвореннаго Спаса»; «Св. бл. кн. Александра Невскаго» и «Святителя Николая». №186. Севский монастырь Орловской губ. Писанки». [39]
Вторым отделом выставки являлся отдел церковной утвари и живописи и церковных предметов. В отделе свою продукцию представляли свыше 40 экспонентов, были представлены иконы большого числа профессиональных иконописных мастерских России. Но и на этом фоне изделия женских монастырей не затерялись. [40, №1 с.9]
Как писал в своей работе о старых русских иконописцах В.И. Успенский, «В своих работах эти простые и благочестивые люди поражают нас умилением, нравственною чистотою, горячею верою, часто религиозным экстазом,– чувства, навеваемые зрителю иконы. В иконе заметны важность и святость, так что внушается невольное благоговение, чувствуется близость Божества. Икона является незаменимым средством для возбуждения лучших чувств и в этом отношении имеет величайшую цену». [41, с.20].
Судя по отзывам Петербургской прессы, иконопись женских монастырей рассматривалась и особо ценилась именно за обращение к своим истокам, к традициям старых русских иконописцев, возродившихся в русских женских обителях: «Многочисленные художники- живописцы, резчики, литейщики и все вообще художественные ремесленники направляют свой талант и искусство на изготовление икон и предметов церковной утвари. Но в этом деле, в художественном украшении храмов Божиих, мало одного таланта и искусства. Весь душевный склад художника всегда воплощается в его произведениях, душевное настроение, помыслы, склонности и образ мыслей его неминуемо отражается в его работе. Поэтому-то, в благочестивое старое время иконописцы и все вообще труженики в деле украшения храмов Божиих, приступая к своей работе, прежде всего, подготовлялись к ней долгим постом, воздержанием, молитвенными размышлениями, назидательным чтением и созерцанием святынь. Очищенные помыслы, возвышенное настроении и дух, освобожденный от земных стремлений и забот,– все это воплощалось и увековечивалось в произведениях таких художников. По той же причине и в наши дни так умилительны и глубоко проникнуты молитвенным настроением произведения художников- монахов. Иноки и монашенки- затворники глухих обителей- трудятся над созданием предметов богослужения. Их чистые помыслы переходят на дело их рук. Спокойное созерцание природы передает безыскусственную красоту сделанным предметам. От икон добровольных затворников веет миром, теплом и любовью». [42, №2 с.3-4].
Монастыри, как центры иконописания- виделись многим почитателям русской иконы: «…желательно было бы поощрять в первоклассных обителях занятие самою иконописью, а равно и всеми мастерствами, к иконописи прикосновенными… Нашим монастырям образцом пусть послужат великия Северныя обители и русский монастырь св. великомученика Пантелеймона на старом Афоне, этот великий пчелиный улей, в котором всякий монах, кроме молитв и церковной службы, обязуется перед общиною и особым, им избранным «послушанием», т.е. работою, и в котором столь процвело за какие-нибудь десять лет иконописание, что монастырь наш разсылает изделия своего мастерства по всей России». [43, 43-47]
1. РГИА СПб. Ф. 1286 оп.35 д.209. Дело Департамента Полиции Исполнительной. По отношению Обер-Прокурора Св. Синода об учреждении женской общины во имя Крестителя Господня Иоанна в Череповецком уезде Новгородской губернии, в имении Максимовой. 1874 года.
2. Историческое описание Иоанно-Предтеченскаго первокласснаго Леушинскаго женскаго монастыря Череповецкаго уезда, Новгородской губернии. Издание третье дополненное. С.-Петербург. 1907.
3. Историческое описание Иоанно-Предтеченскаго первокласснаго Леушинскаго женскаго монастыря Череповецкаго уезда, Новгородской губернии. Издание третье дополненное. С.-Петербург. 1907.
4. РГИА СПб. Ф. 803 оп.5 д.2 Училищнаго Совета при Святейшемъ Синоде Дело. О второклассной женской школе при Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре, Череповецкаго уезда Новгородской епархии. 1896-1898.
5. Историческое описание Иоанно-Предтеченскаго первокласснаго Леушинскаго женскаго монастыря Череповецкаго уезда, Новгородской губернии. Издание третье дополненное. С.-Петербург. 1907.
6. РГИА СПб. Ф.835 оп.1 д.534 1909г. Леушинская женская церковно-учительская школа Череповецкого уезда Новгородской губ. Проект. Фасад, разрез, планы. Архит. Дьяков.
7. РНБ. Отдел рукописей. Ф.102 оп.1 ед. хр. 380. Фонд Бриллиантова. Таисия, игумения, настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Письмо Ивану Ивановичу Бриллиантову.
8. РГИА СПб. Ф.835 оп.1 д.533 1907г. Леушинская женская церковно-учительская школа Череповецкого уезда Новгородской губ. Проект. Фасад, разрез, планы. Архит. Козлов.
9. Краткия сведения о сооружении каменнаго трехпрестольнаго Соборнаго Храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре. Череповец. Уе. Новг. Епар. С.-Петербург. 1891.
10. Краткия сведения о сооружении каменнаго трехпрестольнаго Соборнаго Храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре. Череповец. Уе. Новг. Епар. С.-Петербург. 1891.
11. Академик Н. Кондаков. Записка об издании Лицеваго Иконописнаго Подлинника по древним образцам. СПб. 1899г.
12. РГИА ф. 802 оп.5 д.8561 1847г. Об открытии класса иконописания в Кавказской семинарии.
13. РГИА СПб. Ф.802 оп.16 д. 52 1851-1853г. О преподавании иконописания и рисования в Петербургской и Иркутской духовных семинариях.
14. РГИА СПб. Ф.515 оп.3 д.258 1856г. Дело Канцелярии Министра Уделов. Об учреждении при Академии Художеств класса Православнаго иконописания.
15. В.Н. Успенский. Очерки по истории иконописания. Санктпетербург. 1899.
16. Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. ч.II.СПб. 1861.
17. Молчанов А. Во Владимирской губернии. «Новое Время». №1181 14 июня 1891г. Отдел рукописей РНБ. Фонд Собко Н.П. д.747. Иконопись. Материалы к истории.
18. Молчанов А. Во Владимирской губернии. «Новое Время». №1181 14 июня 1891г. Отдел рукописей РНБ. Фонд Собко Н.П. д.747. Иконопись. Материалы к истории.
19. Hermann Roskoschny. Das arme Russland. Ein Beitrag zur Kenntniss der wirthschaftlichen Lage des russichen Reiches. Leipzig. 1889.
20. ГАНО. Ф.480.оп.1.д.3935 Ведомость Леушинского монастыря за 1913 год.
21. ГАНО. Ф. 480. оп. 1. д. 3976. Ведомость Леушинского монастыря за 1914 год.
22. РГИА СПб. Ф.789 оп.11 д.74 1886г. Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Сироткина Прасковия Федоровна.
23. РГИА СПб. Ф.789 оп.11 д.74 1886г. Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Сироткина Прасковия Федоровна.
24. РГИА СПб. Ф. 797 оп.28 д.20 отд.2 ст.2 1858г. Канцелярия Обер-Прокурора Святйшаго Синода. По определению Св. Синода Об отправлении в Петербург четырех сестер Дивеевской женской общины для обучения иконописи и мозаическому искусству.
25. РГИА СПб. Ф.789 оп. 11 д.25б ч.2 1885г. Дело Канцелярии Императорской академии художеств. О приеме академистов и вольнослушающих и об их исключении.
26. РГИА СПб. Ф.789 оп. 11 д.25б ч.2 1885г. Дело Канцелярии Императорской академии художеств. О приеме академистов и вольнослушающих и об их исключении.
27. Животовский С.В. На север с отцом Иоанном Кронштадтским. СПб. 1903г.
28. РГИА СПБ. Ф.799 оп.33 д. 1370 Петербургская епархия. С.-Петербург. Округ 2-й. (Благочинническаго округа). Документы о страховании зданий. 1910-1912
29. Историческое описание Иоанно-Предтеченскаго первокласснаго Леушинскаго женскаго монастыря Череповецкаго уезда, Новгородской губернии. Издание третье дополненное. С.-Петербург. 1907.
30. РГИА СПб. Ф.799 оп.33 д.1057 Епархия Новгородская. Уезды: Череповецкий, Тихвинский, Устюжский. Округ Благочиния Архимандр. Иоанникия. (Антония) 1910-1916.
31. РГИА СПб. Ф.799 оп.33 д.1057 Епархия Новгородская. Уезды: Череповецкий, Тихвинский, Устюжский. Округ Благочиния Архимандр. Иоанникия. (Антония) 1910-1916.
32. РГИА СПб. Ф.799 оп.33 д.1057 Епархия Новгородская. Уезды: Череповецкий, Тихвинский, Устюжский. Округ Благочиния Архимандр. Иоанникия. (Антония) 1910-1916.
33. РГИА СПб. Ф.799 оп.33 д.1057 Епархия Новгородская. Уезды: Череповецкий, Тихвинский, Устюжский. Округ Благочиния Архимандр. Иоанникия. (Антония) 1910-1916.
34. Краткия сведения о сооружении каменнаго трехпрестольнаго Соборнаго Храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре. Череповец. Уе. Новг. Епар. С.-Петербург. 1891.
35. РГИА СПб. Ф. 796 оп. 442 д. 2467 Отчет о состоянии Новгородской Епархии за 1911г.
36. Иконостас Смоленскаго собора Московскаго Новодевичьяго монастыря. Образцовый русский иконостас XVI-XVII веков, с прибавленнием истории иконостаса с древнейшихъ времен. Тренев Д.К. 115 хромолитографий. Литографий и фототипий и 100 цинкографий в тексте.
37. Вестник Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904г. Таврический дворец. №1-13. СПб. 1904г.
38. Вестник Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904г. Таврический дворец. №1-13. СПб. 1904г.
39. Каталог. Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной Утвари. 1904 год. Таврический дворец. С.– Петербург. 1904г.
40. Вестник Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904г. Таврический дворец. №1-13. СПб. 1904г.
41. В.Н. Успенский. Очерки по истории иконописания. Санктпетербург. 1899.
42. Вестник Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904г. Таврический дворец. №1-13. СПб. 1904г.
43. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. Комитет Императорскаго Общества Любителей Древней Письменности. СПб. 1901г.
Глава третья
В первых главах данной работы мы опирались на сведения об истории Леушинской обители, приводимые Игуменией Таисией. Ниже приведена информация о Леушинской обители, выявленная в архивных фондах Санкт-Петербурга. Временной период- с конца XIX века.
С начала XX века Леушинская обитель упоминается в изданиях, посвященных русским монастырям. Описан монастырь следующим образом: «Новгородская губерния. Череповецкий уезд. №596. Леушинский Иоанно-Предтеченский общежительный (с 1885г.) женский монастырь, в 29 вер. от у. г. Череповца, при деревне Леушино (Замошье), при речке Илосе. Основан в 1875г. под именем женской общины в имении С.-Петерб. купеческ. жены Пелагеи Максимовой, при приходской церкви, построенной в 60-ых годах прошлаго столетия, с укреплением за общиною жертвуемаго Максимовой недвижимаго имущества, состоящаго из 803 дес. земли, усадьбы и дома с хозяйств. постройками. В 1885г. община переименована в общежительный мон-рь. При монастыре имеется училище и приют для сирот и престарелых вдов. Игумения. Монахинь 57, послушниц 40». [1]
В архивах история обители прослеживается с конца XIX века. В Сведениях о состоянии Новгородской Епархии за 1896 год, приведена информация в основном по монастырям еперхии в целом: «Управление. Новгородская епархия в прошлом 1896 году состояла под управлением Высокопреосвященнейшаго Феогноста… Монастыри. Всех монастырей в епархии, включая архиерейский дом, 38, в том числе 24 мужских и 12 женских, и две женския общины. Храмы Божии содержатся в монастырях въ подобающем благоустройстве и благолепии, а также содержатся, по возможности, в исправности и прочия монастырския здания; Богослужение совершается везде неопустительно, неспешно и во всем согласно с церковным уставом, при чтении и пении самихъ братьев и сестер, а где есть школы, то при участии и обучающихся в них детей; братья и сестры к богослужениям ходят, по возможности, неопустительно, и долг исповеди и Святаго причастия во все четыре поста исполняют неуклонно; в свободное от богослужений время занимаются хозяйственными по монастырю работами, а по келлиям каким нибудь ремеслом и рукоделиями; … Вообще благосостоянием обителей епархии поддерживается их высоконравственное значение для окружающаго их православнаго населения. Есть, конечно, среди монашествующихъ люди со слабою волею, но есть и отличающиеся строгою подвижническою жизнью». [2, c.1-3]
В части информации о Леушинской обители, указан размер капитала, как можно заметить, небольшой: «Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь- в 29.938 рублей 16 копеек». Отмечено также, что «… имеется женская учительская школа при Леушинском монастыре, существующая на средства, ежегодно отпускаемыя Святейшим Синодом». [3, c.4]
Сведения о состоянии Новгородской Епархии за 1903 год: «Управление. Новгородская епархия в прошлом 1903 году состояла под управлением архиепископа Гурия; Монастыри. Всех монастырей в епархии, включая Архиерейский дом, сорок, в том числе двадцать пять мужских и пятнадцать женских. Монашествующих в епархии положено по штату 566 человек обоего пола и такое же число послушников и послушниц, в наличности же состоит 707 монашествующих, 876 послушников и послушниц и сверх сего 1927 проживающих на испытании по паспортам и другим документам. … Капитал… Леушинский женский монастырь в 59315р. … при Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре находится женская учительская школа, существующая на средства, ежегодно отпускаемыя Святейшим Синодом, а частию на средства монастыря по содержанию бедных учениц». [4, c.1-3об.]
В отчете Новгородской епархии за 1904-й год мы можем почерпнуть более подробные сведения о Леушинской обители и ее Игумении: «Сведения о состоянии Новгородской Епархии за 1904 год. Управление. Новгородская епархия в прошлом 1904 году состояла под управлением архиепископа Гурия; Монастыри. Всех монастырей в епархии, включая Архиерейский дом, сорок один, в том числе двадцать пять мужских, пятнадцать женских и одна община, которая учреждена по Указу Святейшаго Синода от 31 Июля 1904 года в селе Парфенове, Череповецкаго уезда. … в Ферапонтовом монастыре, вновь возстановленном в 1904 году вакансия Настоятельницы пока остается незамещенною и монастырь временно управляется Игумениею Леушинскаго монастыря Таисиею (чрез доверенную монахиню)». [5, c.2]