Проще говоря, стоимость – это, «фундамент», цена – всё «здание» включающее и «фундамент» – стоимость. Стоимость – это лишь фундаментальная составляющая цены. Поэтому цена никогда не возникает на рынке стихийно. Она всегда является на него, имея свою математически четко определённую количественную величину.
Однако именно эту реальную количественную величину сознательно скрывают на рынке, надеясь погреть на этом руки. Ее скрывают еще и потому, что цена, как и стоимость, есть особого рода индивидуальная неотъемлемая собственность человека, реально отражающая его профессиональную пригодность, а, следовательно, ценность. Именно это обстоятельство всегда и во все времена скрывалось самым тщательным образом, подменялось такими мистическими определениями как «себестоимость», «рентабельность», «фондоотдача» и прочая ахинея. Осуществлялось это с единственной целью, не мытьем так катанием отнять у труженика большую часть произведенных им богатств с тем, чтобы и дармоед выглядел особо озабоченным «трудом» в «поте лица своего».
Неэквивалентное, неравновеликое возмещение насильственно или обманом отчужденных от труженика результатов его труда, всегда обставлялось таким частоколом мистифицированных условий и условностей, что за дровами не стало видно леса. А труженику оставили одну возможность – работать до седьмого пота и влачить свое жалкое существование. Но, именно эта мистическая бредятина, всегда и во все времена позволяла всякого рода «благодетелям – радетелям», «хозяевам», «владельцам», «вождям», «генсекам» всю свою жизнь жить в роскоши и блеске. При всем при том, что сами они никогда и ни в какие времена не умели ни трудиться, ни созидать, ни творить. Но зато всегда хорошо умели отнимать либо силой, либо угрозой насилия, либо обманом, что, как мы уже знаем, характерно лишь для зоопитеков (людей – животных), но не для «хомосапиенс» – людей разумных.
Итак, мы закономерно пришли к выводу о том, что индивидуальной собственностью человека является не только его жизнь, не только его психофизическое здоровье, не только его научные и профессиональные знания, профессиональное умение, профессиональное мастерство, материальные и интеллектуальные результаты его индивидуального и коллективного труда, но и стоимость созданная им в процессе труда. А также цена, сформированная на базе стоимости им созданной. Ибо стоимость и цена, всегда и при всех обстоятельствах есть исключительно индивидуальная количественная величина появляющаяся только в процессах производительной деятельности. Только через создаваемую стоимость и формируемую на ее базе цену человек – труженик через посредство трудовых своих действий естественную природную собственность, через социальную и коллективную, превращает в свою индивидуальную, неотъемлемую собственность.
Естественные природные материальные ресурсы, оберегаемые социумом как социальная собственность, с дозволения этого самого социума становятся предметом всеобщего труда и через преобразующие их производительные процессы превращаются в необходимые жизненные средства существования человека. Распределяясь среди всех членов общества путем равновеликих эквивалентных рыночных обменов, они закономерно превращаются в средства личного потребления.
Только через труд они, эти естественные природные богатства, становятся богатством каждого члена социума, то есть его индивидуальной собственностью. И именно поэтому, никогда и ни при каких обстоятельствах естественные природные материальные богатства как естественные природные средства труда не могут быть чьей – либо неотъемлемой частной собственностью, ибо не являются результатом труда человека или даже очень больших групп людей. Они есть результаты производительных усилий природы. И этим все сказано.
Глава вторая. «К вопросу о производстве, обмене и потреблении»
Производство
Одним из способов обретения в свою личную собственность благ дарованных нам природой – кроме, собственно, примитивного присвоения ее плодов, является трудовая деятельность человека.
Трудовая деятельность – это осознанная, целенаправленная сознательная производительная деятельность, устремленная на обретение жизненных благ путем их искусственного сотворения.
Недостаток естественных жизненных благ – пищи, жилья, одежды – в готовом виде, при растущей демографии поставила человека перед необходимостью получения этих благ не путем присвоения отчуждаемых у природы плодов произведенных ею, а путем их целенаправленного расчетливого сотворения. Через осознанный, сознательный и плодотворный добровольный труд.
Однако, первоначальные несистематизированные, спонтанные – от случая к случаю – трудовые действия, не давали и не могли дать необходимого количества жизненных благ. На такое была способна лишь упорядоченная система – непрерывного производства жизненных средств существования. Такой системой и явилась планомерная целенаправленная расчетливая производительная деятельность по производству необходимых жизненных средств в промышленном масштабе. А первоначальным источником производственных средств стали естественные, природные ресурсы нашей планеты, превращенные человеком в предмет его производительных устремлений. Природный материал, будучи вовлеченным, в производственные процессы, стал предметом труда. Форма природного материала, видоизменяемая путем физического воздействия на нее трудовыми усилиями человека с целью превращения ее в форму пригодную для человеческого употребления – есть начальная и конечная цель любой производительной деятельности.
Бесконечное разнообразие жизненных средств, необходимых человеку, вначале породило общественное разделение труда, а впоследствии и его профессионально-ремесленную кооперацию. Само слово «производство» состоит из двух слов – «впрок» и «изводить». Привлекая в производительные процессы природные материалы, человек изводит их с пользой для себя и окружающих, превращая их в средства достойной жизни не только для себя, но и для многих других людей. Стало быть, производить впрок это значит не только изводить природные материалы с пользой, но и с избытком. Ибо слово «впрок» имеет двойное значение – как «польза» и как «запас», «избыток». Таким образом, «производство» – это, всего лишь, сотворение собственным трудом необходимых жизненных средств и с пользой для себя, и с избытком.
Однако, усилия одного человека это далеко не то же самое, что совокупные усилия многих людей. И когда жизненные блага производит не один человек, а многочисленный коллектив производителей, то и сумма произведенных благ, в конечном итоге, оказывается очень и очень значительной. Вовлечение в производительные процессы все большего и большего числа заинтересованных людей, позволило им бесконечно разделяться на разного рода многочисленные профессиональные занятия. А с другой стороны, предоставило возможность заниматься конкретным профессиональным делом целому коллективу производителей, то есть, кооперироваться. Общественное разделение труда и сопровождающая его профессиональная кооперация, обеспечили успешное производство максимального количества достаточных жизненных средств существования.
Общественное разделение труда и профессиональная кооперация разделили труд «вообще», на труд производящий материальные блага и на труд в сфере услуг не характеризующийся созданием материального богатства, но, тем не менее, столь же общественно необходимый, сколь и труд в сфере материального производства. Поэтому, и, в случае с материально производящим трудом, и в случае с трудом не производящим материальные средства жизни, мы, все равно имеем дело с производительным трудом. Поскольку, и мы с вами в этом успеем убедиться, и в том, и в другом случае на труд расходуется биофизическая энергия человека и время, в течение которого трудовые действия совершались. Кроме того, и в тех, и в других трудовых процессах применяются технические средства труда, материалы, энергия природных источников и так далее.
Конечно, ниоткуда ничто не берется. Если естественные природные плоды производит природа, то – и ныне это всем понятно – всё остальное необходимое ему производит сам человек, своим собственным упорным трудом. Тем успешнее этот труд, чем он более индустриализирован. При индустриальных методах производства жизненных средств, роль человека – труженика на первый взгляд значительно умаляется. Кажется, что понятие «человек» исчезает вообще, но на самом деле его роль как раз неизмеримо возрастает, ибо сама индустрия без человека не более чем ноль и даже без палочки. Ведь индустрия – это, прежде всего, совокупная масса сложных технических средств труда управляемых человеком. Без участия человека в управлении ими, эти технические средства превращаются в элементарную груду металлолома и пластика. Технические средства неспособны самостоятельно действовать и мыслить. Действовать осознанно, сознательно и целенаправленно дано лишь человеку в его созидательных устремлениях. И потому, какого бы уровня компьютеризации и автоматизации не достигли бы технические средства труда, необходимость участия человека в управлении этими средствами оставалось, остается и, будет оставаться во все времена.
Исходя из этих предпосылок, мы и будем рассматривать «производство» как непосредственный процесс преобразований форм природных материалов, в формы пригодные для человеческого употребления; и как общественно-созидательное явление. То есть, мы будем рассматривать то, что необходимо для разумного «изводства» естественных, природных богатств «впрок» на пользу человеку.
Производительный потенциал
а) природный
Если основательно погрузиться в глубины данного вопроса, то легко можно понять, что идея творения, идея преобразования одного в другое, бесформенного в форму, бесчеловечного в человеческое, принадлежит только человеку и никому более. Но и самому человеку эта идея не свалилась, словно снег на голову.
Длительные наблюдения, как за самой природой, так и за ее изменениями, привели человека к убежденности в том, что все течет, все изменяется и, что в одну и ту же реку невозможно ступить дважды. Эти же наблюдения подсказали человеку и мысль о том, что при очень большом желании и умении, принимая при этом самое активное участие, можно добиться поставленной пред самим собой конкретной цели.
Наблюдая за тем, как взбушевавшийся ветер рвет с корнями деревья; поднявшаяся от весеннего паводка, или обильного ливня, река разрушает берега; разряд молнии убивает и сжигает все и вся, человек невольно думал: – мне бы столько сил. Откуда было ему знать, что и буйный ветер, и ливень, и молния, и вышедшая из берегов река есть лишь следствие, а не причина тех масштабных преобразований, что происходили у него на виду. Это сейчас мы знаем, что земные природные явления, всего лишь слабое эхо тех гравитационных и энергетических электромагнитных процессов, которые протекают за пределами нашей планеты – в солнечной системе, в нашей галактике и вообще во Вселенной, то есть в необозримом космическом пространстве. Потенциал космоса столь велик, что описать его мы способны лишь одним понятием – бесконечность, или, беспредельность. Как бы и сколько бы не реализовывал себя космический потенциал, он неисчерпаем, потому что корни его в бесконечности пространства и бесконечности времени. И от того потенциал космоса бесконечен, беспределен и безграничен.
Реализуясь, космический потенциал творит звезды и звездные системы; планеты и планетные системы; жизнь на нашей планете и жизнедеятельность организмов обитающих на ней. Отсюда видимо понятно, что любой потенциал есть попросту предрасположенность к каким-то преобразованиям. Однако предрасположенности к преобразованиям у природы и человека различны. Природные силы действуют вслепую, стихийно, хаотично без какой-либо цели вообще и поэтому роль их сводится лишь к разрушению сложившегося порядка. Человек – наоборот беспорядок превращает в разумный порядок, разрушение в созидание, хаос в систему, бардак – в четко отлаженный и бесперебойно работающий механизм.
Природные силы способны разрушить горы, иссушить моря, выжечь растительность, залить водой пустыни, расколоть небо, разрушить планету – таков потенциал слепых природных разрушительных сил. И с этим надо считаться. Но, вероятность вселенской катастрофы столь мизерна, что исчисляется бесконечным рядом нулей после запятой. Поэтому человек спокойно и занимается своим созидательным делом, вовсе не задумываясь о том, упадет ли ему на голову Луна или, скажем, само Солнце. Он считает, что это исключено, и правильно считает.
Тем не менее, и Солнце и Луна обладают огромнейшим потенциалом, проявления которого сказываются не только на состоянии окружающей нас среды, но и на само состояние живых организмов и растений. Так, к примеру, термоядерные реакции различной интенсивности, протекающие на Солнце, вызывают всплески электромагнитных бурь возникающих в магнитном поле Земли. А меняющиеся фазы Луны вызывают приливы и отливы не только на побережье океанов, морей, озер, но и в организме животных и растений. Проявления космического потенциала сказываются и на интенсивности излучения Солнца, которое, в свою очередь, вызывает природно-климатические изменения на нашей планете. Увеличение активности Солнца сопровождается земными бурями, наводнениями, землетрясениями и прочими катаклизмами, пагубно сказывающимися на жизнедеятельности организмов нашей планеты. Космический потенциал в своих проявлениях неуправляем, нецеленаправлен, стихиен и потому в основе своей разрушителен.
Но, как бы непредсказуемы ни были силы природы, человек, как часть естественных сил, как частица этого самого неуправляемого потенциала, все-таки стремится познать силы природы с тем, чтобы если не укротить их, то уж хотя бы смягчить последствия их проявлений. И в этом ему помогают знания, добытые им в результате длительных наблюдений; анализ природных явлений и синтез закономерностей проявляющихся в этих явлениях.
Природный потенциал – это громаднейший запас производительных возможностей, которым человек может воспользоваться, превращая природный потенциал в потенциал производственный во имя созидания, во имя собственного блага, во имя своего достойного настоящего и будущего.
Научный подход к явлениям природы, их беспристрастное изучение, их анализ и синтез даст человеку неизмеримые силы к тому, чтобы, не вторгаясь бездумно в проявления природы, брать от нее максимально возможное. Не истощая ее, но действуя совместно с ней в едином направлении, в направлении созидания и творения. Только так человек окажется способен обеспечить себе достойную жизнь, достойный уровень личного благоденствия, достойный уровень своего человеческого существования.
б) потенциал человека
Если природный производительный потенциал, в конечном счете, бездумная безрассудная, непредсказуемая и потому неуправляемая предрасположенность к стихийному разрушению, которая через чудовищно длительный промежуток времени, может быть интерпретирована как акт некоего творения. То некоторая составная часть этого природного производительного потенциала оказывается способной к реализации своего потенциала не в сфере разрушения и уничтожения прежде сложившейся и потому упорядочений системы, а как раз в противоположном направлении – в направлении творения, созидания, которое мы и называем производством. Такой неотъемлемой и, все же в чем-то, суверенной частью природного производительного потенциала и является человек. Человек, как субъект заведомо предрасположенный к планомерной и плодотворной деятельности. Той его предрасположенностью и является его собственный производительный потенциал, которым он обладает от рождения. Во-первых – это его всеобъемлющая память. Во-вторых, его способность быстро обучаться какому-либо разумному делу. В-третьих, его способность к овладению членораздельной речью как средством общения, средством коммуникации. В-четвертых, его наблюдательность вкупе со способностью рационально и планомерно мыслить и еще многое из того, что собственно и выделяет его из мира высших животных.
Способность к разумным, планомерным и плодотворным действиям, побуждает человека к обретению и усвоению той суммы знаний и умений, что в перспективе дает ему большой шанс в борьбе за выживание и достойное существование. Осознавая тот факт, что он является пусть небольшой, но все-таки органической частью плодотворных сил природы человек предпочитает действовать, прежде всего, разумом, а значит рационально, с заранее известным положительным результатом. Поэтому, потенциально человек-труженик уже несет в себе изначально организующее начало, ибо никакой план нельзя воплотить в жизнь успешно, не организовав систему методов и способов планомерного достижения цели. Широкий спектр производительных возможностей и способностей, позволяет человеку выбрать для себя то профессиональное занятие, которое ему наиболее по душе. Потенциальная способность к овладению практически любой профессией, есть неотъемлемое качество любого, даже, казалось бы, самого «неспособного» человека. Упорство, стремление к достижению поставленной перед собой цели, терпение, желание овладеть недоступный, тоже есть производительный потенциал человека. Все, на что он способен – в самом лучшем смысле этого слова – есть его личный производительный потенциал.
Конечно, предрасположенность к производительной деятельности, к профессиональному труду, не свалилось человеку с неба, как снег на голову. Этот потенциал он накапливал в течение длительного исторического времени собственного эволюционного развития и, потому уже, само наличие этого потенциала говорит нам о том, что способность человека к плодотворной деятельности, явление далеко не случайное. Это закономерность. Более того – необходимость, побуждающая человека к созидательной деятельности.
в) технический потенциал
Однако, весь производительный потенциал человека, вряд ли мог бы быть реализован в его плодотворной деятельности, не будь у него возможности привлекать в орбиту своих производительных действий то, над чем бы он мог трудиться, и то, с помощью чего ему удалось бы это делать успешно. Конечно же, речь идет о потенциале техническом. О тех природных материалах, которые, собственно, и становятся предметом его пристального профессионального внимания.
Окружающий человека мир природных материалов, эта сумма возможных будущих благ. Которая побуждает его, с одной стороны, к присвоению этих благ в свою личную собственность в форме привлекательных предметов годных к человеческому употреблению. А, с другой – подсказывает, как и каким образом а, главное, с помощью чего это может быть осуществлено, и довольно-таки успешно. Так, часть природных, естественных материалов, будучи преобразованы целенаправленными производительными действиями, становятся предметами чисто бытового назначения, то есть пищей, одеждой, жилыми зданиями, различными бытовыми принадлежностями. Другая часть природных материалов, опять же посредством преобразующего их человеческого труда, превращается в орудия человеческого труда, служащими производственным целям и задачам человека-труженика. Но и те, и другие, берут свое начало из естества природных материалов потенциально привлекательных для человека, в каком-либо их будущем назначении. И, прежде всего, как будущие технические средства труда способные взять на себя наиболее трудоемкие производственные операции: например, резание, транспортировку тяжестей и так далее. Вот эта совокупность будущей массы технических средств привлекаемых человеком в производственные процессы и есть технический производительный потенциал. Уже само наличие в естественной природе материалов потенциально годных к тому, чтобы быть искусственно превращенными в технические средства труда – есть технический потенциал. Древесина, камень, глина, кристаллы, металлы, органические углеводороды, как энергоносители – вот неполный перечень тех средств, которые мы относим к нашему техническому потенциалу. И потенциал этот столь огромен, что человеку нет нужды задумываться над тем иссякнет ли он когда-нибудь, или нет. Тем более что многое из того, что мы относим к техническому потенциалу, может быть заново; восстановлено, например древесина Невосстановимый технический потенциал, к примеру, углеводороды, могут быть вполне заменимы кислородно-водородным горючим. Ведь кислород и водород, сгорая в единой химической реакции, превращаются в чистейшую воду, которая, в свою очередь, вновь может быть превращена в чистые кислород и водород, и так до бесконечности. Кончится природный запас металлов, человек к тому времени уже будет способен производить искусственные материалы по своим техническим характеристикам во много раз превосходящие эти самые металлы, даже такие как титан. Но для этого человек должен заведомо знать, как и каким образом, ему упредить дефицит одного искусственным созданием вместо него, другого. Постоянное и достаточное количество и наличие технического потенциала – предмет особого внимания человека трудящегося, человека разумного, человека созидателя, человека творца.
Производительные силы
а) естественные
И, все-таки, как бы ни были разрушительны силы природы, они, в конечном итоге, на какое – то довольно длительное время иссякают, уступая место совершенно иным природным силам, которые плодотворят. Так, вулкан, извергающий огнедышащую лаву, наконец, утихает, а вулканический пепел, обильно усыпавший окрестности вулкана, становится прекрасным средством, улучшающим плодородие почвы, на которой затем произрастают плодоносящие растения, прижившиеся в зоне вулкана.
Однако естественные производительные силы природы проявляют себя, быть может, не столько вообще, сколько в конкретных и непосредственных актах плодотворения или, проще говоря, производительных актах. Естественные природные производительные силы, изначально действуют независимо от воли и сознания человека, не по его указу. Они столь могущественны, что человек просто не в состоянии привлечь их в полном объеме. Но, это вовсе не значит, что они не могут быть привлечены, или вовлечены в производительные процессы, осуществляемые уже не самой природой, а разумно мыслящей ее частью, то есть, исключительно человеком. Правда, в этом взаимодействии человек строго отбирает уже только те природные силы и ровно столько их, сколько он окажется способным контролировать. А разновидностей таких естественных производительных сил, ой как много. Это и ветер, и солнце, излучающее свою энергию. Это и энергия движущейся воды, это и энергия термальных источников, это и энергия расщепляющихся ядерных материалов и это, наконец, «живая», то есть, биофизическая энергия животных, и, конечно же, и, прежде всего, биофизическая, то есть физическая и нервная, энергия самого человека. Кроме того, интеллект человека, как квинтэссенция его высшей нервной деятельности, тоже, и, вне всякого сомнения, есть одна из ведущих природных, или, естественных производительных сил. Более того, естественные производительные силы человека так и не были бы реализованы осмысленно, если бы он не организовал их в систему последовательных, целенаправленных и взаимодействующих «участников» единого производительного процесса. Будучи естественной производительной силой, человек сумел привлечь и стихийные силы природы в свои созидательные устремления, организовав их и сознательно направив на решение своих производственных задач. Организовавшись сам, человек организовал и все вокруг себя. Организовал пространство, организовал время, организовал природную энергию, как естественную производительную силу с тем, чтобы, в конечном результате, получить для себя от природы максимум жизненных средств существования, максимально возможное количество жизненных благ.
б) искусственные
Кроме тех естественных производительных сил, что дала ему природа, человек своим собственным разумением и своим собственным трудом, сотворил такие производительные силы, которые в природе не встречаются вообще и, потому, являются исключительно творением рук человеческих. Речь идет о технических средствах труда, как об искусственно созданных производительных силах. Те первобытные палки, камень, кость, обсидиан со временем были сильно потеснены с пьедестала, а в чем-то и вовсе уступили свое «законное» место, техническим средствам, изготовленным из металла, стекла, пластика. Более того, технические средства труда, оснащенные автономными энергетическими, установками и движителями сами поначалу заменили человеку тягловых животных, а затем в какой-то степени стали подменять самого человека в наиболее трудоемких производственных операциях, оставив ему лишь функции контроля и наблюдения за работой этих самых технических средств. Хотя, конечно же, полностью заменить его они попросту не способны, ибо технические средства, никогда и ни при каких обстоятельствах не «поймут» что такое производственный процесс вообще и зачем это все надо. Такое позволено только человеку.