Ну, а поскольку мы – люди, то поднимаясь над физиологией нервной системы, мы осознаем проявление деятельности нашей нервной системы – психику и целенаправленно с учетом наших потребностей начинаем ее использовать в своей жизни – это собственно интеллект (осознанный интеллект). Степень осознания (осознанности, просветления) у разных людей разная.
Далее применим функциональный подход исследования (надо же – наука!) и выделим в интеллекте три функции (Рисунок 6):
1. Операционная (производственная), которая крупно включает в себя субблоки: познание, обучение, применение знаний. А субблоки включают в себя блоки – восприятие информации, память, мышление…, и отдельные процессы – концентрация, деконцентрация внимания, запоминание, забывание, припоминание, анализ, синтез … – такая вот иерархия. Результат операционной функции интеллекта – определенный нематериальный (информационный) продукт. А какого он вида и для чего предназначен – это зависит от специализации деятельности человека: у инженеров свой, а у художников свой в соответствии со спецификой операционного блока интеллекта.
Часто интеллект ограничивают операционной функцией. Но есть еще две.
2. Управляющая 1 рода (административная). Представим себе завод, производящий какую-то материальную продукцию, например, кастрюли (или другую по вашему выбору). Хозяйственная деятельность завода состоит из двух частей: производственная (ее осуществляют цеха) и управленческая (администрация завода). Без второй первая превращается в хаос. Это еще древние люди заметили в своем домохозяйстве. А Фредерик Тейлор создал современную научно-практическую промышленную базу (вот здесь можно про него почитать URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Тейлор,_Фредерик_Уинслоу).
Также и в нашем «ментальном заводе (психо-заводе) – интеллекте – осуществляется управление операционной (производственной) деятельностью: выбор на чем сосредоточиться (ее направление, объект и предмет) рассредоточиться, переключиться, охватить; что запомнить, забыть; о чем помыслить… Мы осуществляем контроль, мотивацию операционной интеллектуальной деятельности, прогнозируем и планируем ее. В какой степени? Это другой вопрос – уровень развития интеллекта индивида.
3. Управляющая 2 рода – метакогнитивная (мышление о мышлении). Это следующий уровень осознания своей психики – управление технологией, методами, способами, стилями интеллектуальной деятельности (как операционной, так и управленческой 1 рода).
Рисунок 6 – Схема функционального строения интеллекта
Если рассмотреть реальный завод, то управляющая интеллектуальная деятельность 2 рода на нем проявляется как управление технологиями – методами, способами, приемами, ноу-хау работы, как операционной, так и управляющей. «Как делаем?» – это основной вопрос. И понятно, что соответствие применяемых технологий предмету нашего производства («как делаем» должно соответствовать тому, «что делаем»), совершенство (качество, степень умения) их применения, поддержание технологий производства и управления на современном уровне обеспечивает качественный и экономически эффективный результат. В противоположном случае – моральное устаревание производства и печальный результат.
Так и в интеллектуальной деятельности – «обмозговывая» что-либо, нужно мониторить ментальный процесс и включать в него наиболее подходящие методы, способы работы с информацией, переходить от одной технологии мыслеработы к другой, совершенствовать их применение, создавать ноу-хау. Тогда качество и производительность интеллектуальной деятельности будут высокими, а интеллектуальный продукт – тот, что нужно, т.е. он будет соответствовать нашим потребностям, целям, развивать первоначальную идею до совершенства. Такие ментальные умения – это высокая степень осознанности интеллекта, это значительный наработанный ментальный опыт.
Рассмотрим и другой пример. Предположим, что я – поэт Печкин. Написание стиха – операционная деятельность. Управленческая – выбор темы, формы (стишок – поэма, серьезный – юморной), вида стихотворного размера (ямб, хорей…), вида рифмы, управление вхождением в творческое состояние. А вот третьей функции интеллекта может и не быть (впрочем, и второй, если стих пришел в голову сам). А если она есть, то я управляю мыследеятельностью: как, каким способом сформировать метафору, сравнение, гиперболу… То есть я осознаю как я мыслю в стихосложении и как можно еще это делать по другому и, соответственно, перехожу в другой способ мышления.
Инструментом метагокнитивной интеллектуальной деятельности является рефлексия – умение отстраниться от себя, посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои ментальные (психические) процессы.
В итоге получается, что интеллект – это способности нашей психики выполнять ментальные функции (иначе говоря, интеллектуальную или ментальную деятельность) трех видов:
– операционную – производство информационного продукта;
– управленческую 1 рода – управление производством информационного продукта;
– управленческую 2 рода – управление технологиями (методами, способами, приемами, умениями, навыками) операционной и управленческой первого рода функций интеллекта.
Поработаем!
1. Сосредоточьтесь и подумайте – применяете ли вы рефлексию, т.е. способны ли осознавать свои психические процессы – ощущения, переживания, чувствования, состояния, мысли.
2. Порефлексируйте. Как долго вам удалось удержать внимание на своем внутреннем мире?
Эмоции – дадим понятие и покажем разнообразие
В чем заключаются функциональные особенности эмоционального интеллекта?
Сейчас много говорят об эмоциональном интеллекте. А в Америке вообще зациклились на этом – тренинги проводят для студентов, чиновников, военных, врачей, учителей, менеджеров, …, домохозяек. Неохваченными остались только бомжи.
Считаю, что это правильно – каждый из нас это индивидуальный (не всегда приятный для себя и окружающих) набор эмоций, а часто – эмоциональная бомба, которая взрывается где ни попадя.
В предыдущем разделе представлены функции интеллекта как системы. Посмотрим их особенности в эмоциональном интеллекте.
Операционную функцию эмоционального интеллекта удобно разделить на две: познавательную (когнитивную), продукционную (творческую, созидательную) – сначала познаем, потом – творим, созидаем.
Познавательная функция очень важна – это то, для чего интеллект, в принципе, сформировался в процессе эволюции. Поскольку эмоции – это информация, то, безусловно, эту информацию нужно использовать. Ну, а поскольку эмоции есть как у нас самих, так и у других, то через них познаем внутренний и окружающий нас мир.
Тут есть одна фишка – интуиция, которая никак не связана с рациональность, жесткой логикой, а связана с эмоциями. Но для этого нужно установить связи с подсознанием, активизировать работу правого полушария, работающего с образами.
2. Продукционная функция – это формирование своего эмоционально мира. Его основу составляет настроение, красочные оттенки – различные эмоции, связанные с … (да много с чем – событиями, людьми, увлечениями, природой…), устойчивые и сильные эмоции – чувства.
В эту функцию входит и то, как мы внешне проявляем, выражаем свои эмоции. В связи с этим можно выделить различные эмоциональные стили поведения, например, экспрессивный, невозмутимый, атакующий, защитный, ригидный (негибкий), гибкий, открытый, закрытый… Конечно, внешнее выражение эмоций во многом является генетически заданным, определяется темпераментом и характером человека, но, приложив усилия, можно перейти от ригидности (однотипности, упертости) к гибкости выражения эмоций с учетом характеристик сложившейся ситуации. Эмоциональный стиль поведения связан с физиологией, кинестетикой тела, мимикой лица, он определяет индивидуальные особенности эмоциональных выразительных средств. Хорошим подспорьем в формировании личного эмоционального стиля поведения является актерская практика.
Безусловно, если интеллект есть, то он формирует стенический мир – тот, который мотивирует, энергетически поднимает, насыщает положительными эмоциями. А что тогда? Тогда много полезного, в частности:
– повышение качества жизни – не серенькая, а красочная;
– гармония в социальных отношениях;
– оздоровление организма (сомы, тела).
В конечном итоге, формируется, так называемый, эмоциональный интеллектуальный капитал – неосязаемый актив, работающий на вас всегда и во всем.
Продукционная функция эмоционального интеллекта продолжается в креативном интеллекте – креативные эмоции (любопытство, интерес, удивление, вдохновение…) работают на творчество, стимулируют его и, кстати, открывают «канал» подсознания.
Управленческая функция 1 рода эмоционального интеллекта проявляется как управление своими эмоциями и эмоциями других людей (продолжается в социальном интеллекте) как мотивов, средств достижения целей – осознание, контроль, оценка эмоций, их регулирование. Общая цель – повышение эффективности любой деятельности – рабочей, домашней, творческой, учебной…
Управленческая функция 2 рода (мышление над мышлением) – это управление технологией управления эмоциями, используемыми методами, способами, приемами, умениями, навыками, т.е. мыслим о том, как мы мыслим, когда управляем своими и чужими эмоциями.
Потренируемся!
1. Задайте себе вопросы:
– Что для меня значат эмоции?
– Использую ли я эмоции как информацию? О чем они мне говорят – состояние здоровья, отношение к себе, событиям, людям, ожидание чего-либо…
– Как мои эмоции влияют на … (работу, отношения с близкими, начальником, на достижение поставленных целей).
– Могу ли я произвольно сменить эмоциональное состояние, например, настроение? Вспомните случаи, когда это вам удавалось? Каким способом?
2. Попытайтесь в течение дня или в ходе какого-то события отследить свои эмоции, например, при беседе с кем-то, при выполнении работы…
История понятия «эмоциональный интеллект»
Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1964 году в работе Майкла Белдока (Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication), а затем в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера (Emotional intelligence and emancipation).
Значительный вклад в развитие этого научного направления был сделан Х. Гарднером, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Внутриличностный интеллект понимается им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [4]. Соответственно межличностный как способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
П. Сэловей и Д. Мэйер определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [цит. по 17, с. 30 – 31]. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
При этом каждую составляющую конструкта они делили на две компоненты: первая была связана со своими, а вторая с чужими эмоциями.
М. К. Смиз определяет: эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [26].
По его мнению, через эмоции можно определить потребности и мотивы людей – что ими движет, что они хотят. А это очень важно для понимания их поступков и поведения.
В середине 90-х гг. американский журналист Дэниел Гоулман по максимуму постарался популяризовать теорию эмоционального интеллекта. И это ему удалось!
Почитайте (вот сколько натворил!):
1. Гоулман Д. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе – М.: «АСТ: CORPUS», 2015. – 384 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – С. 560.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – С. 512.
Его книга «Эмоциональный интеллект» продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.
В России большой популярностью пользуется книга А. Алешиной и С. Шабанова «Эмоциональный интеллект. Российская практика».
Поскольку эмоции – это ооооочень древние (и достаточно быстрые, эффективные) инструменты психики человека, помогающие ему адаптироваться и выжить в мире полном опасностей и угроз, то они настолько укоренились внутри нашего мозга, что живут в нем сами по себе и проявляются как хотят. Вот в чем сложность управления эмоциями. Как говорит моя супруга в моменты эмоциональных вспышек: «Я не машина, чтобы меня включить и выключить!».
Как определили С. Дж. Стейн и Г. Бук, эмоции связаны с подсознательным в нас, с интуицией: интеллект «… является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [22].
Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам, формированию которых уделяют в настоящее время большое внимание при развитии персонала фирмы. Считается, что карьерная административная успешность сотрудника (рост его как начальника) во многом результат его не профессиональных, а психологических и социальных качеств – темперамента, характера, умений срабатываться с людьми, управлять собой, своими эмоциями…
Хотя, по правде сказать, до сих пор многие ученые (и неученые тоже) в принципе не признают эмоциональный интеллект интеллектом, т.к. считают, что главное в интеллекте – это рациональность, а какая может быть рациональность в эмоциях (ха-ха!). Еще американец Д. Векслер разделил все способности человека на две группы: «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних относятся и связанные с эмоциями.
В моем авторском изложении в содержание понятия «эмоциональный интеллект» включаются только собственные эмоции человека и умения управлять ими. Управление чужими эмоциями включено в понятие «социальный интеллект», как часть социальных отношений. Хотя, конечно, два этих множества – «эмоциональный интеллект» и «социальный интеллект» являются пересекающимися и имеют общие части.
Ваше мнение?
Корректно ли использование словосочетания «эмоциональный интеллект»? Может быть, дать другое название, например, – «эмоциональная грамотность»? Или…
Что такое эмоции?
Наша жизнь пронизана эмоциями, мы постоянно испытываем их, но, как правило, не осознаем (не идентифицируем). А что такое эмоции?
Термин «эмоция» произошел от латинского «emoveo» – потрясаю, волную. Действительно, это то, что волнует, а иногда и сильно трясет нас. Получается, что физиологически эмоция – это действие в нашем теле (иногда это сильный выброс – «о ужас!») гормонов. Отсюда влияние эмоций на наше здоровье, на работу сердца, почек, печени, мозга…
Древние китайцы хорошо разбирались в этом и говорили, что здоровье человека во многом определяется его доминирующими эмоциями (эмоциональным ядром). Они отмечали и избирательность действия эмоций: гнев – печень; страх – почки; тревога, беспокойство – желудок… Конечно, положительные и отрицательные эмоции влияют по-разному, но об этом дальше.
Эмоции – это специфические психические состояния человека, проявляющиеся через переживания и являющиеся следствием его вероятностной, субъективной оценки (субъективизма):
а) объектов, процессов, ситуаций, событий внешнего реального мира – как мы относимся к внешней реальности;
б) собственных мыслей, линии поведения, поступков, а также внутренних состояний (эмоции как реакция на эмоции) – как мы относимся к самому себе, к тому, как чувствуем, мыслим, действуем;
в) степени удовлетворения индивидуальных потребностей – в какой степени получаем то, что хотим, желаем, о чем мечтаем.
Эмоции – это очень индивидуальные колебания психики (образно – цветовых волн ауры). Субъективизм (наше ЭГО, иначе говоря) определяет, как именно они проявляются, а субъективизм, в свою очередь, зависит от ценностей, принципов, нравственных установок нашей культуры, мировоззрения (это говорит о тесной взаимосвязи эмоционального и социально-культурного интеллекта).
Эмоции как психические состояния проявляются через переживания (до чего мы переживательные люди!) и, следовательно, управление эмоциями фактически есть управление переживаниями. А все пережитое обязательно оставляет след в нашей жизни в сознании или в подсознании и влияет на наше мышление.
Общая схема сказанного дана на рисунке 7.
Рисунок 7 – Влияние эмоций на тело и психику человека
Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель сказал: «Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали – остается».
Ваша забота состоит в том, чтобы ваши эмоции:
– усиливали энергетику тела, укрепляли его органы, повышали иммунитет – положительное влияние эмоций на организм;
– мотивировали ваше мышление, творчество, социальную активность – положительное психическое влияние эмоций на психику.
Кстати, Артур Конан Дойл в своем детективе «Знак четырёх» устами Шерлока Холмса выразил такую мысль: «Эмоции враждебны чистому мышлению». Насчет того, что они могут дополнять, обогащать его за счет интуиции, творческих озарений он, по-моему, ничего не сказал. А зря…
Подумаем!
1. Эмоции – результат субъективной оценки значимого в этой жизни для нас. А что для вас наиболее значимо и вызывает сильные переживания? А что малозначимо и вы относитесь к этому спокойно или, даже, равнодушно?
2. Замечаете ли вы, что после эмоциональных всплесков что-то произошло в вашем теле (напряжения, болевые ощущения, слабость…)? После каких и что именно?
3. Очень ли вы переживательны относительно своих мыслей, высказываний в чей-то адрес, поступков, образа жизни, отношений..? Или основной источник ваших переживаний находится во вне?
4. А как проявляется субъективизм в ваших эмоциях? В чем своеобразие по сравнению с другими? Что-то вас в этом беспокоит? А что-то радует?
5. А кто из вашего ближнего окружения влияет на ваши эмоциональные состояния? В чем именно? В какую сторону? Сильно ли вы зависимы от него?
6. Для чего важно для вас научиться управлять своими эмоциями:
– для укрепления здоровья;
– для гармонизации отношений с другом, в семье, на работе…;
– для мотивации вашей профессиональной деятельности или какой-то другой деятельности;
– для того, чтобы жизнь стала более интересной, красочной…;
– для чего-то еще…
Классификация эмоций
Эмоциями нужно управлять, просто необходимо. Но как! С чего начать?
Поскольку человек – существо говорящее (часто – чересчур), то используем здесь свои вербальные способности. Давайте дадим эмоциям имена (идентифицируем их). Сначала дадим имена всем эмоциям. А потом?!
А потом каждый, имея этот список, понаблюдает за собой, повспоминает себя в разных ситуациях и воскликнет радостно (а может быть и горестно): «Вот они – мои эмоции! Они меня устраивают (не устраивают, частично устраивают)!» А дальше дело техники, точнее – технологии управления эмоциями.
Для того, чтобы составить этот поименный список эмоций, лучше всего их «разложить по полочкам» (классифицировать).
Все эмоциональные состояния (коротко будем говорить – эмоции) делятся на виды:
1. Настроения – являются достаточно продолжительными эмоциональными состояниями с низкой интенсивностью их проявления. Это эмоциональный фон жизнедеятельности человека, который определяется генетической заданностью, жизненным опытом человека, сложившимся характером, качеством здоровья, мировоззрением, текущими условиями жизнедеятельности.
Продолжительность настроений может быть разная и измеряться в часах, днях, неделях. Настроения с большим периодом имеют, безусловно, нестабильный характер, т.е. имеются отклонения от доминанты (базовой линии) в положительную или отрицательную сторону. То есть настроение – это полустохастический процесс, т.к. эти отклонения могут быть или не быть закономерными. Например, они могут быть связаны со временем суток, года, физиологическими процессами в организме и, соответственно, носить цикличный характер.
Рисунок 8 – Какое у вас настроение сейчас?
Photo by Tengyart on Unsplash
2. Оперативные эмоции менее продолжительны, чем настроения, но более интенсивны, являются реакциями на действие каких-то факторов (стимулов), и отражают их субъективное значение для человека. Они являются переключателями настроения, например, от спокойного настроения к тревожному под воздействием эмоции страха, которая в свою очередь вызвана какой-то внешней угрозой.
Рисунок 9 – А сейчас?
Эмоции проявляются как реакции лимбической системы мозга на внешние и внутренние стимулы, причем в момент действия стимула эти реакции практически нерегулируемы.
Эмоция возникает быстро, доходит до пика и ослабевает. Исследования показывают, что максимальная длительность эмоции порядка 12 минут. Хотя в последующем мы можем припоминать и переживать ее. Думаю, что это каждому знакомо.
Эмоции сильно связаны с телом, телесными ощущениями – организмом, процессами и уровнем его жизнедеятельности в целом – витальностью.
Витальность (от лат. vitalis – «жизненный») – это та жизненная сила, которая наполняет вас, от нее зависит ваша жизненная активность и, во многом, успех. Мы говорим: «Он весь светится!» или «Он как-то потух», т.е. оцениваем витальность человека. С теми, которые «светятся» нам хочется общаться, быть к ним поближе, мы заряжаемся от них энергией, положительными эмоциями, энтузиазмом. Люди с высокой витальностью – «доноры», с низкой – «вампиры». Современное понятие «витальность» имеет древние корни, это практически синоним древним понятиям «ци», «прана» восточных учений и религий.
3. Чувства являются гораздо более продолжительными и глубокими, чем эмоции и отражают субъективное значение для человека конкретных субъектов, объектов, образов, представлений, например, любовь к конкретному человеку, к Родине, к жизни.
Переход от эмоции к чувству – это насыщение ее духовным содержанием, например, от эмоции сексуального влечения к чувству любви.
Чувства сильно связаны со стратегическим восприятием реальности – мироощущением, мировоззрением – и со стратегическим мышлением.
Чувства формируются и социальными отношениями человека, специфичны с учетом его социальной среды, воспитания, образования, культуры.
Чувства дают нам большую и более устойчивую, длительную энергетику и подвигают на социально значимые поступки – подвиг, подвижничество…
Чувства формируют пассионарность – способности человека, заряженного идей, преодолевать значительные трудности, увлекать за собой людей, жертвовать собой во имя этой идеи и за этих людей. Именно пассионарии, по теории Гумилева, ломают старое, консервативное и стимулируют революционные преобразования в обществе (увы, не всегда приводящие к общему благу). А прообразом пассионария, как говорят, была испанский коммунист, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны (1936 – 1939 гг.) Долорес Ибаррури, которую товарищи называли «Pasionaria» – страстная.
Рисунок 10 – Долорес Ибаррури – «Pasionaria»
Вопрос.
Вы заметили, что Ибаррури стара телом, но молода душой? У нее очень высокая витальность!