Книга Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Александрович Дресвянников. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как
Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как

А каких исторических личностей, которые относятся к пассионариям, вы помните?

4. Аффекты являются кратковременными и очень интенсивными эмоциональными состояниями, которые поглощают все внимание человека и, как правило, вызывают физиологические реакции, вплоть до потери сознания (как мы грубо говорим: «Вырубился!»).


Рисунок 11 – Что это? Аффект?

Photo by Icons8 Team on Unsplash


Причины аффектов могут быть внешними, например, опасная для жизни ситуация, но и внутренними, связанными с особенностями психологии и физиологии человека:

– неадекватная субъективная оценка события, ситуации;

– патологические состояния психики и физиологии;

– удар по самолюбию, психическая травма;

– аффективная память.

Говоря о болезненных эмоциональных состояниях, отметим и неврозы – длительные (затяжные) патологические астенические нарушения психики человека, носящие субъективный характер.


Рисунок 12 – Недопустимо такое состояние! Не доводите себя до него!

Photo by Sydney Sims on Unsplash


Причины неврозов:

– сильные стрессы;

– затяжные конфликты – семейные, рабочие;

– значительная, постоянная информационная, интеллектуальная перегрузка;

– постоянный дефицит времени;

– безвыходность ситуации, например, смерть близкого человека.

Предшественник аффектов и неврозов – эмоциональный стресс – это эмоциональное состояние, характеризующееся напряжением, возникающим у человека под влиянием сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.


Рисунок 13 – Ничего не хочу слышать!!! Стресс или что-то другое? Photo by Usman Yousaf on Unsplash


Виды стресса:

– эустресс – конструктивный мобилизующий (стенический) стресс;

– дистресс – деконструктивный демобилизующий (астенический) стресс.

Грань перехода эустресса в дистресс очень индивидуальна и во многом зависит от наших умений управления эмоциями.


Рисунок 14 – Кривая перехода эустресса в дистресс


Не нужно допускать такого психического состояния как депрессия, которую Википедия определяет как «психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония). Обычно также присутствуют некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжёлые формы депрессии характеризуются так называемой „депрессивной триадой“: снижением настроения, заторможенностью мышления и двигательной заторможенностью».

Конечно, депрессию лечат фармакологическими и психотерапевтическими средствами, но и сознательное самоуправление – большое подспорье!


Порефлексируем!

1. Какое настроение характерно для вас? От чего/кого оно зависит? Как, в какую сторону меняется? А вы погодо/сезонно зависимы? Цикличность настроения как-то проявляется?

2. А можете ли определить себя как эмоционального человека? А по трех бальной шкале: эмоциональный, нейтральный (малоэмоцоинальный), неэмоциональный? Хотя, я, наверное, загнул – неэмоциональных людей не бывает? Есть ли такие в вашем окружении?

3. А что вы скажете насчет своей витальности? Обычно вы полны энергии или как-то по-другому? Как? А бывают ли у вас ощущения, что вы заряжаетесь энергией от кого-то? И наоборот – кому-то отдаете свою энергию? А какие события выматывают вас энергетически? А какие – заряжают энергией? Надолго ли?

4. Испытываете ли вы чувство любви? К кому? А ненависти? Или что-то еще? Ваша личная история – вы познакомились с молодым человеком (девушкой) и что? Сразу влюбились? Сначала была симпатия, но со временем она переросла в любовь? Ничего не было – вы заключили брак по расчету? Или у вас было как-то иначе?

5. Во времена оные были люди-пассионарии, а сейчас они есть? Если нет, то почему?

6. Испытываете ли вы аффекты? Ярость? Гнев? Панику? Что-то еще подобное, чему и название-то не подберешь? По отношению к кому? В каких ситуациях? Что-то делаете, чтобы такого не было?

7. Страдаете ли неврозами? Насколько сильно? Как лечитесь? Только ли медикаментозно? Пробовали другие способы? Какие? Как помогло? Что планируете делать с этим в будущем?

8. Насколько стрессовой является ваша работа, жизнь в целом? Где и какие стресс-факторы? Что зависит и не зависит от вас? Как вы снижаете стрессы? А может быть они нужны вам? А для чего? Ну, например, может они активизируют вас – боевое настроение? Переходят ли эустрессы в дистрессы?

Поговорим об управлении эмоциями

Эмоциональный интеллект многогранен, это целый комплекс способностей и функций.

Как мы определили выше интеллект, в том числе и эмоциональный, включает в себя операционный и управленческий функциональные блоки:

1. Операционный – это рабочая часть интеллекта, база: эмоциональное реагирование, эмоциональные состояния, эмоциональные процессы. Коротко можно назвать одним словом – чувствование. Мы живем, и мы постоянно что-то чувствуем и это чувствование очень разнообразно. Когда умрем, то чувствовать не будем. Возможно, наша душа перейдет в другой, параллельный мир и будет тоже чувствовать, но по другому? Не знаю… Не пробовал…

2. Управленческий – это уже надстройка над базой. Она определяет уровень и качество интеллекта. Если она равна нулю – то мы животные, не люди. Чем больше она стремится к бесконечности, тем мы ближе к «богам». И, если операционная часть интеллекта во многом создана нашей телесной природой – генной структурой, физиологией тела и мозга, то управленческая часть – это нами приобретенные знания, умения и навыки. Это – наш эмоциональный интеллектуальный капитал. Если научимся управлять нашими эмоциями, то сможем совершенствовать и операционную часть интеллекта, создавая богатый эмоциональный мир – приращение эмоционального интеллектуального капитала, – обеспечивая себе высокое качество жизни. И это гораздо более ценно, чем деньги, финансовый капитал (Рисунок 15).

Для управления необходимо определить субъект и объект управления. Субъект – это тот, кто управляет. Объект – это тот, кем/чем управляют.


Рисунок 15 – Функциональная структура эмоционального интеллекта


Поскольку эмоции находятся во мне, то я являюсь и субъектом и объектом управления. Но в социуме я остаюсь субъектом управления, а объектом становится другой человек или группа людей. Конечно, и я становлюсь объектом управления со стороны другого.

Но в управляемом объекте, в контексте нашей темы, меня интересует не всё, а только эмоции. Так ведь? То есть, конечный объект управления – это мои эмоции и эмоции другого человека/группы людей (Рисунок 16).


Рисунок 16 – Общая схема управления эмоциями


Но, опять же, меня интересуют не все эмоции скопом, а определенные, те, которые актуальны для меня. Следовательно, их нужно идентифицировать (выделить, распознать, назвать), а затем осознать (понять). После этого можно целенаправленно воздействовать на них. Кстати говоря, вот для чего нужна классификация эмоций – чтобы их идентифицировать!

Возникает вопрос – а что именно можно делать при управлении эмоциями?

Представлю примерный список, а вы можете его уточнить и дополнить.

Управление своими эмоциями:

– идентификация эмоций;

– оперативный контроль эмоций;

– мониторинг эмоций;

– предупреждение эмоций;

– профилактика эмоций;

– подавление эмоций;

– сдерживание внешнего проявления эмоций;

– переход из одного в другое эмоциональное состояние;

– обогащение эмоционального мира;

– исключение ненужных эмоций;

– внешнее выражение эмоций (управление эмоциональным стилем поведения);

– познание себя через эмоциональную информацию;

– эмоциональная мотивация, управление своим жизненным тонусом.

Управление эмоциями других:

– идентификация эмоций;

– эмпатия;

– мониторинг эмоций;

– предупреждение эмоций;

– управление социально-психологическими конфликтами;

– эмоциональное лидерство;

– помощь (сотрудничество, коучинг) в профилактике эмоций;

– помощь в эмоциональных переходах;

– помощь в обогащении эмоционального мира человека;

– помощь в исключение ненужных эмоций;

– познание других через эмоциональную информацию;

– эмоциональное стимулирование, управление жизненным тонусом других людей.

Поговорим о двух последних в этих списках функциях, которые я выделил курсивом.

Эмоции – это:

– информация о себе и других;

– энергетика, жизненный (витальный) ресурс.

Таким образом, если мы обращаем внимание на эту сферу нашей психики, осознаем и управляем ею, то познаем (понимаем) людей (себя и других) и регулируем жизненный тонус (себя и других).

Что касается познания, то нам помогут два умения, которые легко наработать:

– рефлексия – умение взглянуть во внутрь себя, сконцентрироваться на своих ощущениях, переживаниях, мыслях, состояниях;

– эмпатия – умение войти в положение, состояние другого человека, быть с ним в резонансе.

А когда вы получили посредством рефлексии и эмпатии эту очень тонкую информацию, то «включайте мозги» – аналитику, аналитическое мышление. Тогда придет познание.

Кстати, если вы хотите эмоционально познать природу и получить от нее силу, то нужна еще энтелехия – умение переживать ее жизненные процессы, с помощью внимания и воображения перевоплощаться в растения своими телесными ощущениями, переживаниями. Так я делаю на даче. А один мой друг уходит в лес, «общается» с деревьями и заряжается от них.

Для регулирования жизненного тонуса (эмоциональная мотивация) у нас есть три инструмента:

– мысль;

– слово;

– поступок (дело).

Мысль (управляемая мысль, а не скачущие в мозгах «блохи»! ) воздействует на эмоции, направляет их в нужное русло, позволяет регулировать стенизм (энергетику) эмоций. Мыслью мы воздействуем на свои эмоциональные состояния. Мысль имеет форму слова – мысленное проговаривание (я похвалил себя за хороший результат – получил в награду знак «Наследие») и образа – представление (представил, «предвкусил» прогулку в лесу с фотиком на свежем воздухе с фотоохотой на птиц).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги