СМИРНОВ – Много здесь людей?
ВИТЯ – Много. У нас конечно побольше, но и в Малых катакомбах есть люди, и в Багеровских, тут каменоломни тянутся на десятки километров. В них в степи сотни входов и выходов через расщелины. Ну, вот мы пришли. Вы идите, а мне некогда. Вот вам лучина и спички.
Витя убегает.
СЦЕНА 33 ИНТ. КАТАКОМБЫ.
Смирнов заходит в небольшую комнату, отгороженную от катакомб брезентом. В комнате стоят несколько юношей с окровавленными губами. Екатерина мажет одному из них губы йодом, он кривится от боли, Катя дует на его губы.
ЛЕВШИНА – Потерпи Коленька, уже все. Нужно обработать, что бы инфекции не было.
СМИРНОВ – Можно войти?
ЛЕВШИНА – Входите Петр, познакомьтесь с нашими героями. Ребята, а это Петр который спас знамя полка.
Петр пожимает ребятам руки. Садится, смотрит, как Катя мажет ребятам губы йодом.
ЛЕВШИНА – Ну, все. Всем сутки отдыхать.
Ребята выходят из комнаты.
СМИРНОВ – Катя, а что это с ними? Это болезнь какая-то?
ЛЕВШИНА – Нет Петр. Эти ребята изо дня в день совершают подвиг. Вы знаете, что у нас в катакомбах нет воды и добывать ее приходится из колодцев ценой человеческих жизней. А эти ребята высасывают из влажного песчаника воду потом она фильтруется и мы ее пьем. Они это делают ежедневно часами, и их губы постоянно порезаны острым песчаником и кровоточат. Благодаря им многие еще живы.
Петр нахмурился.
ЛЕВШИНА – Что с вами Петр?
СМИРНОВ – Они настоящие герои. Выписывайте меня Катюша, я должен сражаться, хватит бока отлеживать.
СЦЕНА 34 ИНТ. НЕМЕЦКИЙ ШТАБ
В помещении штаба на стене висит карта, возле нее стоить полковник немецких войск Август Нойман. Напротив него сидят высокопоставленные офицеры немецкой армии.
НОЙМАН – Господа, хочу вас уведомить, что буквально на днях к нам прибудут из Одессы три специальных автомобиля с нервно – паралитическим газом и опытными специалистами. Они хорошо показали свое мастерство в Одесских катакомбах. Мы закачаем газ в катакомбы и передушим там всех этих русских крыс. И еще, Гельберг…
Встает офицер.
НОЙМАН – Почему вы до сих пор не уничтожили этот колодец возле катакомб? Если нужно подключите танковую дивизию. Колодец уничтожить и заварить трупами мертвых!
СЦЕНА 35 ИНТ. КАТАКОМБЫ.
В катакомбах стоят гражданские люди, напротив них стоит комиссар Литвин.
ЛИТВИН – Товарищи, я хочу обратиться к вам за помощью. Как вы знаете, запас питьевой воды кончается. Мы хотим пробить колодец в песчанике, но не знаем где проходят водяные пласты. Здесь почти все керчане, может кто-нибудь сможет помочь, или знает того кто мог бы помочь в этом?
Из толпы поднимается рука.
ТЮРИН – Я знаю!
Из толпы выходит ТЮРИН Сергей Михайлович (50 лет).
ЛИТВИН – Все товарищи расходитесь.
Литвин подходит к Тюрину.
ЛИТВИН – Пойдемте, поговорим. Как Вас зовут?
ТЮРИН – Тюрин Андрей Семенович, бывший инженер.
ЛИТВИН – Ну, а я Литвин Игорь Васильевич комиссар отряда.
Они пожимают друг другу руки.
СЦЕНА 36 ИНТ. ШТАБ. КАТАКОМБЫ.
За столом сидит командир отряда Ильин, рассматривает что-то на карте. Входят Литвин и Тюрин.
ЛИТВИН – Разрешите Иван Сергеевич?
ИЛЬИН – Да входите, присаживайтесь.
ЛИТВИН – Это Тюрин Андрей Семенович, инженер у него для нас есть информация о том
как найти подземные источники воды.
ИЛЬИН – Рассказывайте все, что знаете Андрей Семенович.
ТЮРИН – В Керчи живет краевед, некто Дьяков Тимофей Борисович, учитель. Многие
считают его чудаком, но он настоящий знаток природы Керчи. Поверьте мне при его участии выкопано много колодцев в нашем районе. У него свои, какие-то нестандартные методы розыска воды. К тому же он очень хорошо знает местные катакомбы.
ИЛЬИН – А как его найти?
ТЮРИН – Он живет на улице Приречной 23, недалеко от моего дома.
ИЛЬИН – Спасибо Андрей Семенович вы нам очень помогли. А скажите как настроение среди гражданских?
ТЮРИН – Будем стоять до конца товарищ командир. Если нужно будет возьмем в руки оружие, в гражданскую у нас воевали многие, руки еще помнят.
ИЛЬИН – И за это спасибо. Вы идите, отдыхайте, если вы нам понадобитесь, мы вас пригласим.
Тюрин уходит.
СЦЕНА 37 ИНТ. КАТАКОМБЫ
В одной из комнат катакомб лежит беременная женщина Нина у нее сильно болит живот. Ее за руку держит ее муж Анатолий.
АНАТОЛИЙ – Ниночка, ну потерпи родная, еще немного и у нас родится мальчик. Женщина качает головой.
НИНА – Нет. Я хочу девочку.
АНАТОЛИЙ – Хорошо родная, пусть будет девочка.
Женщина слабо улыбается сквозь боль. К ним подходит Матвеевич, в руке у него кружка.
МАТВЕЕВИЧ – На ка вот выпей родненькая. Это молоко. Козье молоко оно дюже полезное.
СЦЕНА 38. ИНТ. ШТАБ. КАТАКОМБЫ
За столом сидят командир отряда и замполит.
ИЛЬИН – Кого будем посылать на розыск Дьякова?
ЛИТВИН – Город оккупирован, на улицах патрули досматривают всех без исключения. После комендантского часа, стреляют на поражение.
ИЛЬИН – Нам рисковать нельзя, возможно это наш единственный шанс. К тому же нам нужно пока просто найти Дьякова. Если найдем, то организуем транспортировку в катакомбы.
ЛИТВИН – А если наших детей подключить? Они местные, город хорошо знают, документы им не нужны. К тому же в пригороде есть два выхода из катакомб в которые могут протиснуться только дети. Может рискнем?
Командир обдумывает предложение.
ИЛЬИН – Я думаю, что это задание смогут выполнить Витя Донцов и Надя Егорова. Мальчик и девочка, идущие по улице не вызовут интереса у патрулей.
ЛИТВИН – Согласен. Только их нужно хорошо отмыть от копоти и вычистить одежду.
Ильин окликает часового.
ИЛЬИН – Марченко!
Входит часовой
ИЛЬИН – Марченко найди Витю Донцова и Надю Егорову, они в госпитале доктору
помогают и приведи их сюда.
МАРЧЕНКО – Есть!
Часовой уходит.
СЦЕНА 39. ИНТ. КАТАКОМБЫ.
В одной из комнат сидит Катя Левшина, при свете свечи она читает книгу. В комнату входит Петр Смирнов.
СМИРНОВ – Можно войти?
ЛЕВШИНА – Конечно Петр, входите, присаживайтесь.
Петр садится.
СМИРНОВ – Что читаете?
Катя смущается.
ЛЕВШИНА – «Война и мир», это моя любимая книга.
СМИРНОВ – Мне она тоже очень нравится.
ЛЕВШИНА – Правда? А кто ваш любимый герой?
СМИРНОВ – Андрей Волконский. Это единственный человек в романе который от начала и до конца своей жизни был одинок. Не пускал посторонних людей в свою душу. Он был единственным героем имевшим свое мнение и твердую позицию.
ЛЕВШИНА – Вы хотите быть похожим на него?
СМИРНОВ – Наверное да. А вам очень подходит образ Наташи Ростовой, в вас есть сострадательность и самопожертвование.
Катя смущается, а потом смеется. Петр недоуменно смотрит на нее.
ЛЕВШИНА – Что-то мы с вами таким правильным литературным языком заговорили, так
и хочется сказать «Ну право сударь вы меня удивляете. Катя и Петр весело смеются.
СМИРНОВ – А может для простоты перейдем на «ты».
ЛЕВШИНА – Я не против. Так куда тебя назначили?
СМИРНОВ – В разведку. Сан Саныч лично ходатайствовал перед командиром. Места мне известные, я здесь в декабре прошлого года воевал. А ты местная?
ЛЕВШИНА – Да. Родилась в Керчи, закончила школу, медицинские курсы, работала в местной больнице, вот и вся биография.
СМИРНОВ – А родители?
ЛЕВШИНА – Папа на фронте, а мама еще до войны умерла.
СМИРНОВ – А я родом с Туапсе, километров двести отсюда, небольшой приморский городок. Родители живы, работают в порту.
ЛЕВШИНА – Ну, вот и познакомились.
Катя смотрит на часы.
ЛЕВШИНА – Пора на смену.
Петр встает.
СМИРНОВ – Катя можно я тебя провожу?
ЛЕВШИНА – Конечно можно.
СЦЕНА 40. ИНТ. КАТАКОМБЫ.
Катя и Смирнов идут по катакомбам, навстречу им идет несколько красноармейцев. Один из них ЛЯХОВ СЕМЕН (30 лет) пристально всматривается в лицо Смирнова.
ЛЯХОВ – Петька ты?
Смирнов узнает красноармейца Ляхова, с которым они лежали вместе в госпитале.
СМИРНОВ – Семен!?
Красноармейцы обнимаются. Смирнов «ойкнул» от боли. Ляхов отстраняется от Смирнова, видит его бинты.
ЛЯХОВ – Да ты опять ранен браток?
СМИРНОВ – Ерунда, скоро заживет. Катя познакомься, это Семен Ляхов, мы с ним в Керчи в госпитале по ранению лежали. Ты в каком отряде
ЛЯХОВ – Во второй роте. Я сейчас в караул, после разыщу тебя, увидимся. Ты в госпитале?
СМИРНОВ – В разведке у Сан Саныча.
ЛЯХОВ – Понял. Ну, я побежал, а то старшина навставляет.
Ляхов убегает в темноту.
СМИРНОВ – Огонь человек, настоящий артист, он нам такие песни под гитару исполнял заслушаешься. Зазноба у него была там из местных Марусей звали, так у них любовь была как в романе, весь госпиталь за этим наблюдал.
ЛЕВШИНА – И чем это все закончилось?
СЦЕНА 41 ИНТ. ПАЛАТА ГОСПИТАЛЬ ДЕНЬ. ФЛЭШБЭК
В госпитальной палате на кровати сидит Ляхов, он играет на гитаре, вокруг него сидят раненные красноармейцы и Смирнов входит медсестра ПРЕНКО МАРИЯ (20 лет).
ЛЯХОВ – А ну братва раненая расступись, дайте сестричке место.
ПРЕНКО – Нет, спасибо, у меня еще дел много.
ЛЯХОВ – Ну присядьте Маруся, на минуточку, я специально для вас хочу песню спет.
Красноармейцы уступают место, и Маруся садится на кровать.
ЛЯХОВ – Маруся, я сейчас вам спою замечательную песню.
Ляхов играя на гитаре, поет «Черные глаза».
ЛЯХОВ – «Был день осенний и листья грустно опадали. В последних астрах печаль хрустальная жила. Грусти тогда с тобою мы не знали, Ведь мы любили и для нас весна цвела. Ах! Эти черные глаза меня пленили..»
Маруся зачаровано смотрит на Ляхова.
СЦЕНА 42 НАТ. ПАРК ГОСПИТАЛЬ. НОЧЬ. ФЛЭШБЭК
Смирнов прогуливается по тропинке госпитального парка. Через кусты он видит скамейку и целующуюся парочку Ляхова и Пренко. До него доносятся обрывки фраз «Я тебя люблю! Больше всех на свете!» «Я тоже тебя люблю любимая!» Смирнов улыбается и уходит.
СЦЕНА 43. ИНТ. КАТАКОМБЫ.
По катакомбам идут командир отряда Ильин, Надя Егорова и Витя Донцов. За ними идут разведчики. Двое из них несут длинную лестницу. Они подходят к узкой расщелине, которая ведет вверх, в конце расщелины виднеется свет. Разведчики приставляют лестницу к стене катакомбы. Верхняя часть лестницы упирается в начало расщелины. На детях одеты специально сшитые для них комбинезоны, чтобы они не запачкали одежду. Командир осматривает детей.
ИЛЬИН – Витя, все запомнил? Вопросы какие-нибудь есть? Витя кивает головой.
ВИТЯ – Вопросов нет товарищ командир, все понятно.
ИЛЬИН – Когда вылезете из расщелины и снимите комбинезоны, внимательно осмотрите
друг друга, чтобы не было следов известняка на одежде. На улице постарайтесь договориться с какой-нибудь женщиной что бы она вас проводила к дому Дьякова. Со стороны будет казаться что вы семья. Понятно?
Дети кивают головами.
ИЛЬИН – Лыков, начинайте.
Старшина поднимается по лестнице к расщелине, за ним поднимается Витя. Лыков обвязывает вокруг пояса Вити веревку и Витя начинает ползти по расщелине вверх.
СЦЕНА 44 ИНТ. РАСЩЕЛИНА. КАТАКОМБЫ.
Витя с трудом протискиваясь ползет по расщелине вверх.
СЦЕНА 45 НАТ. ПРИГОРОД КЕРЧИ ДЕНЬ
Витя вылезает из расщелины, внимательно оглядывается по сторонам, дергает веревку, через некоторое время, держась за веревку из расщелины вылезает Надя. Витя вытаскивает веревку к которой привязан холщовый мешок. Дети снимают комбинезоны, прячут их в расщелине и осмотрев друг друга идут в сторону домов.
СЦЕНА 46 ИНТ. КАТАКОМБЫ.
В катакомбах стоят разведчики и командир отряда.
ИЛЬИН – Сан Саныч, я назад в отряд, а ты с ребятами постарайся как можно больше расширить расщелину, чтобы детям было легче возвращаться.
ЛЫКОВ – Все сделаем товарищ командир.
Командир отряда вместе с сопровождающим его разведчиком уходят.
СЦЕНА 47 НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ
По улице идут, взявшись за руки Витя и Надя. Навстречу им идут люди, проезжают военные немецкие автомобили, мотоциклы. Из двора выходит ЖЕНЩИНА, Витя и Надя подходят к ней.
ВИТЯ – Здравствуйте тетенька.
ЖЕНЩИНА – Здравствуйте дети.
ВИТЯ – Тетенька, вы не могли бы нам помочь?
ЖЕНЩИНА – А что у вас случилось?
ВИТЯ – Мы идем к своему учителю на улицу Приречную за учебниками, не могли бы вы нас проводить, а то нам страшно.
ЖЕНЩИНА – А родители ваши где?
ВИТЯ – Папка на фронте пропал, а мама болеет.
ЖЕНЩИНА – Хорошо пойдемте, я вас провожу, тут недалеко.
ВИТЯ – Можно мы вас за руки возьмем?
ЖЕНЩИНА – Конечно можно.
Витя и Маша взяв женщину за руки идут по улице проходя мимо немецких патрулей. Один из патрульных машет им рукой знаками показывая, что бы женщина с детьми подошла к нему. Женщина подходит к патрульному. Немец покопавшись в карманах, достает две конфеты и дает их детям. «Кушай, кушай». Дети берут конфеты и продолжают свой путь.
СЦЕНА 48 НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ
Витя и Маша, взяв женщину за руки, идут по улице.
ЖЕНЩИНА – Вот улица Приречная, вам какой дом нужен?
ВИТЯ – Спасибо Елена Петровна, дальше мы сами.
ЖЕНЩИНА – А домой, как же вы пойдете?
ВИТЯ – Нас учитель проводит. Спасибо вам. До свидания!
ЖЕНЩИНА – До свидания дети!
Женщина уходит.
СЦЕНА 49 НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ
Дети идут по улице, разглядывая номера домов, они останавливаются у дома №23 и заходят в калитку.
СЦЕНА 50 НАТ. ДВОР ДОМА ДЕНЬ
Витя подходит к двери дома, стучит. К забору разделяющему дома подходит СТАРУШКА.
СТАРУШКА – Чего стучишь малой, кто тебе нужен?
ВИТЯ – Тимофей Борисович Дьяков, мне нужен, учитель.
СТАРУШКА – Нет его.
НАДЯ – А где он бабуля?
СТАРУШКА – Немцы всех наших мужиков забрали на работу в крепость Тотлебен,
что-то строить.
ВИТЯ – Давно?
СТАРУШКА – Почитай уж неделю, ироды проклятые, маво Терентия тоже забрали. Какой
из него работник, в болячках весь.
ВИТЯ – А их домой отпускают?
СТАРУШКА – Нет, так в крепости и живут.
НАДЯ – Спасибо бабуля. А вы не могли бы нас немного проводить, а то мы немцев боимся.
СТАРУШКА – Нечисть то поганая, тьфу. Конечно, провожу родненькие, мне все одно на рынок идти.
СЦЕНА 51 НАТ. ДВОР ДОМА ДЕНЬ.
Витя и Надя ждут Старушку возле ее калитки. Старушка выходит к детям разворачивает платок, в нем два кусочка сахара.
СТАРУШКА – Вот держите гостинца.
Дети благодарят старушку и взяв ее за руки идут по улице.
СЦЕНА 52 ИНТ. ШТАБ. КАТАКОМБЫ.
В штабе возле стола стоят командиры подземного гарнизона. Совещание проводит командир отряда Ильин.
ИЛЬИН – Вы все уже знаете результаты разведки проведенной нашими детьми. К сожалению, они не радуют. Нужный нам человек, а именно Дьяков находится на сооружении оборонительных укреплений в крепости Тотлебен. Какие будут предложения?
БЫКОВ – Может, возьмем ее штурмом? Я думаю сейчас охрана там небольшая.
Охраняют только рабочих. Ночью выйдем из катакомб скрытно подойдем к крепости и возьмем ее штурмом.
ИЛЬИН – Георгий Ефимович мы все помним что ты в гражданскую служил у Буденного. Шашки наголо и вперед! Ну, возьмем мы эту крепость, а дальше что? Мы даже не знаем жив ли Дьяков. А отходить как будем? У нас до ближайших катакомб километров пять. Немцы нас оттуда не выпустят. И людей погубим и дела не сделаем. Нам нужен человек хорошо знающий крепость Тотлебен.
ЛЫКОВ – Разрешите товарищ командир?
ИЛЬИН – Да Сан Саныч, слушаем вас.
ЛЫКОВ – Наш новенький Петр Смирнов, служил в крепости Тотлебен, может позвать
его?
ИЛЬИН – Конечно, сходите за ним и по пути объясните задачу. А мы пока другие вопросы обсудим.
СЦЕНА 53 ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ. КАТАКОМБЫ.
В помещении сидят разведчики, каждый занимается своим делом. В помещение входит Лыков.
ЛЫКОВ – А где Смирнов?
РУДЕНКО – Ясное дело где, у Катюхи, любовь у них.
СЦЕНА 54 ИНТ. ШТАБ. КАТАКОМБЫ.
В помещения штаба входят Лыков и Смирнов.
ЛЫКОВ – Разрешите товарищ командир?
ИЛЬИН – Да, входите. Петр подойдите к карте.
Смирнов подходит к столу.
ИЛЬИН – Вам задачу рассказали? Вы служили раньше в Тотлебене?
СМИРНОВ – Так точно товарищ командир. Проникнуть в саму крепость не проблема, там сотни сообщающихся между собой помещений на нескольких уровнях и в том числе и под землей, и я не думаю, что бы немцы все перекрыли. Мы с этой задачей справимся, только как нам найти среди тысячи рабочих нужного нам человека?
ИЛЬИН – У нас есть такой человек, он пойдет с вами. Будете возвращаться, мы вас прикроем. Лыков начинайте готовиться к заданию.
СЦЕНА 55 ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ. КАТАКОМБЫ.
Вырубленное в песчанике помещение наполнено гражданскими людьми. Их лица покрыты копотью, их организмы обезвожены они не в силах двигаться от упадка сил. Мать держит в руках чашку с водой и чайной ложкой поит девочку.
МАТЬ – Не торопись Любочка, не торопись.
Девочка жадно глотает воду.
ЛЮБОЧКА – Мамочка я еще хочу, ну, пожалуйста.
Мать плачет, по ее лицу текут слезы, она поит ребенка последней водой. Воды больше нет. В комнату входит Витя Донцов.
ДОНЦОВ – Тетя Надя вы что плачете?
ЛЮБОЧКА – У нас водичка закончилась.
ДОНЦОВ – Я с вами поделюсь.
Витя достает фляжку и переливает половину воды в чашку.
ДОНЦОВ – Смотри, что у меня еще есть.
Витя достает кусочек сахара который ему дала старушка.
ДОНЦОВ – Ты только понемножку лижи его, а то после него сильно пить хочется. Хорошо? А вечером я вам жареных летучих мышей принесу, меня их ловить один сержант научил. Вкуснятина. Ладно, я побежал.
МАТЬ – Спасибо тебе Витя.
СЦЕНА 56. НАТ. НОЧЬ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ
По степи в направлении крепости «Тотлебен» идет группа разведчиков, вместе с ними инженер Тюрин. Разведчики спускаются в водоотвод ведущий к крепости.
СМИРНОВ – Саныч, вы ждете нас здесь, а мы в «Тотлебен». Если что прикроете.
ЛЫКОВ – Давай Петя, осторожней там.
СЦЕНА 57 НАТ. КРЕПОСТЬ «ТОТЛЕБЕН». НОЧЬ.
Смирнов и Тюрин ползут по водоотводу подсвечивая фонарем. Они спрыгивают в какое-то помещение.
СМИРНОВ – Дальше идем очень осторожно. Я впереди вы за мной, дистанция десять метров. Если что уходите к нашим, я прикрою.
СЦЕНА 58 НАТ. КРЕПОСТЬ «ТОТЛЕБЕН». НОЧЬ.
Смирнов выползает из какого-то тоннеля. Рассматривает местность в бинокль. Следом за ним выползает Тюрин.
СМИРНОВ – Судя по охране рабочие находятся в казармах. Туда есть несколько проходов. Я сейчас проведу вас туда. Вы утром выйдете на работу вместе со всеми и постарайтесь найти Дьякова. Завтра ночью я приду за вами.
ТЮРИН – А если я не найду Дьякова?
СМИРНОВ – Тогда вам придется задержаться, поискать местных жителей, которые смогут подсказать, где в районе катакомб можно взять воду.
СЦЕНА 59 НАТ. КАЗАРМЫ. КРЕПОСТЬ «ТОТЛЕБЕН». НОЧЬ.
Через воздуховод в казармы спускается Тюрин. Он тихо проходит в одну их казарм. На полу лежат пленные, они спят. Он ложится на пол между пленными.
СЦЕНА 60 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ «ТОТЛЕБЕН» НОЧЬ
Возле крепости «Тотлебен» пленные строят укрепления. Одни из них роют окопы, другие носят носилки с породой и камнями. Тюрин таская носилки рассматривает пленных. Он видит ДЬЯКОВА (60 лет) с большим трудом копающего окоп. Тюрин подходит к нему.
ТЮРИН – Тимофей Борисович, здравствуйте. Продолжайте работать. Вы узнали меня?
Дьяков кивает.
ТЮРИН – Нам нужно поговорить. Давайте во время обеда.
ДЬЯКОВ – Хорошо.
СЦЕНА 61 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ «ТОТЛЕБЕН» ДЕНЬ
На строительстве укреплений возле крепости «Тотлебен» обед. Пленникам выдают по куску хлеба и кружке воды. На земле сидят Дьяков и Тюрин.
ТЮРИН – Мы погибаем без воды Тимофей Борисович. Вся надежда на вас.
ДЬЯКОВ – Вода под катакомбами есть, и я ее найду, только как мы отсюда выйдем?
ТЮРИН – Нас уже ждут Тимофей Борисович.
СЦЕНА 62 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ «ТОТЛЕБЕН» ДЕНЬ
На одной из стен крепости «Тотлебен» лежит Петр Смирнов, он наблюдает в бинокль за беседующими Тюриным и Дьяковым.
СЦЕНА 63 НАТ. КРЕПОСТЬ «ТОТЛЕБЕН». НОЧЬ.
На полу лежат пленные, они спят. По казарме проходит полицай, осмотрев помещение уходит. Тюрин и Дьяков лежащие на полу поднимаются и идут по коридору казармы. Внезапно из-за угла выходит полицай.
ПОЛИЦАЙ – Ей, вы куда? Стоять!
Тюрин и Дьяков замирают на месте. На полицая сзади нападает Смирнов и убивает его кинжалом.
ТЮРИН – За мной быстро!
Тюрин и Дьяков бегут за Смирновым.
СЦЕНА 64 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ «ТОТЛЕБЕН». НОЧЬ.
Из водоотвода вылезают Смирнов, Тюрин и Дьяков. К ним подходят разведчики. Лыков подходит к Смирнову и обнимает его.
ЛЫКОВ – Чертяка! Вот чертяка, получилось.
Лыков обращается к Дьякову.
ЛЫКОВ – Тимофей Борисович, вы нам очень нужны, дети без воды умирают.
ДЬЯКОВ – Найду я воду товарищи, обязательно найду. Только мне несколько молодых
виноградных лоз нужно.
ЛЫКОВ – Каких лоз?
ДЬЯКОВ – Виноградных! Сейчас долго объяснять, но они мне очень нужны.
СМИРНОВ – Сан Саныч, я знаю, где взять, вы идите я все принесу.
ЛЫКОВ – Возьми с собой Расула. Мы вас ждем возле второго входа в катакомбы.
СЦЕНА 65 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КЕРЧИ НОЧЬ
Смирнов и Мамедов идут по улицам Керчи, прячась при появлении патрулей осматривая дворы.
МАМЕДОВ – Виноградник во дворе.
Разведчики пробираются во двор. Мамедов срезает ножом несколько виноградных лоз.
МАМЕДОВ – Пошли!
Лыков видит куст цветущей сирени и срезает несколько веток.
МАМЕДОВ – Ай джигит, ай красавчик! Для Кати?
Смирнов кивает. Они слышат немецкую речь, и прячутся в кустах. Из дома выходят два пьяных немецких офицера. Один из них подходит к кустам, где прячутся разведчики и начинает справлять нужду. Разведчики смотрят друг на друга. Мамедов показывает рукой движение по горлу, Смирнов кивает. Мамедов выскакивает из кустов и одним движением перерезает горло офицеру. В это время Смирнов метает нож в другого офицера и убивает его. Разведчики тихо входят в дом.
СЦЕНА 66 ИНТ. ДОМ. ОКРЕСТНОСТИ КЕРЧИ. НОЧЬ.
Разведчики осторожно входят в дом. На диване дремлет офицер. Мамедов подходит к нему выхватывает подушку у него из-под головы и стреляет из пистолета сквозь подушку в голову офицера. Смирнов видит портфель, стоящий возле стола забирает его. Мамедов подходит к столу, на котором лежат сладости, закуски, сгребает это все вместе со скатертью.
МАМЕДОВ – Детям возьму, порадую.
Разведчики выходят из дома.
СЦЕНА 67 НАТ. СТЕПЬ. ОКРЕСТНОСТИ КАТАКОМБ НОЧЬ
В складках местности прячутся разведчики. Навстречу к ним выходят Смирнов и Мамедов.
ЛЫКОВ – Все нормально?
СМИРНОВ – Да. Вот виноградная лоза и портфельчик с немецким документами прихватили.
ЛЫКОВ – А это что?
СМИРНОВ – Сирень для Кати.
Лыков вдыхает.
ЛЫКОВ – Молодежь. Ладно, пошли.
СЦЕНА 68 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КАТАКОМБ. НОЧЬ.
Разведчики подходят к одному из входов в катакомбы. Они смотрят в бинокль и видят вдалеке, в степи, стоят какие-то автомобили возле них суетятся немцы.
СМИРНОВ – Сан Саныч, что это?
ЛЫКОВ – Не знаю, немцы что-то мудрят, пускаемся.
Разведчики спускаются в катакомбы.
СЦЕНА 69 НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КАТАКОМБ. НОЧЬ.
Возле одной из расщелин, ведущих в катакомбы, стоит автомобиль оборудованный бочкой, в которой нервнопаралитический газ. Немецкие солдаты опускают шланги в расщелины. Невдалеке от автомобиля стоят немецкие офицеры.
ГЕЛЬБЕРГ – Вы уверены Вилли, что они там все подохнут?
МИЛЛЕР – Не волнуйтесь Ганс, мы в Одессе наработали колоссальный опыт. Местные партизаны дохли как мухи. Мы пустим газ одновременно в три расщелины, а дальше внутренние потоки воздуха сделают свое дело.
ГЕЛЬБЕРГ – Вилли, а теоретически спастись можно?
МИЛЛЕР – Теоретически да, все зависит от того насколько быстро выветрится газ. Еслибы эти крысы находящиеся внизу знали о нашей химической атаке, то они наверняка приняли бы какие-нибудь меры, но у нас есть фактор внезапности, а поэтому я думаю, что потери будут колоссальными.