«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня; Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и Он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда, не Искариот, говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» (Иоанн, 14, 1-14, 15-31).
Комментарий. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфей, 11, 28-30). Коротко и ясно сказано. Учитесь у меня, берите с меня пример, становитесь такими, как я, и вы обретете покой, и вам станет легко жить…
Так как Иисус начал свою проповедническую деятельность после смерти своего отца плотника Иосифа, никто из его учеников не видел отца Иисуса и ничего не знал о нем, и Иисус сообщал некоторые сведения о нем во время своей проповеднической деятельности: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоанн, 5, 26-27). А вот фраза: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанн, 14, 20-21) раскрывает всю суть духовной жизни, скрытой от глаз людей. Только самые близкие люди: отец и друг могут быть посвящены во все тайны духовной жизни. Но для этого надо стать по отношению друг к другу такими же, как Сергей Есенин по отношению к своему другу Григорию Панфилову, а Григорий Панфилов по отношению к Сергею Есенину, чтобы сказать друг другу: «Я есть ты. Я в тебе, а ты во мне»2! Никто из учеников Иисуса и других людей, с которыми сводила его жизнь, не видели и не слышали его отца – плотника Иосифа. И в этом он прав, не лукавил перед ними.
Иисус говорит Иудеям: «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Иоанн, 10, 25)! Дела!!! А какие дела творят нынешние священники, во имя кого, и о чем они свидетельствуют? Они построили на Учении Иисуса из Назарета православную религию, на которой хорошо зарабатывают и безбедно живут. Живут религией только ради себя и во имя себя. И свидетельствуют они только о том, что исказили Учение Иисуса из Назарета, приспособили его под свой бизнес и увели верующих от истинного понимания смысла Учения Иисуса, подчинив своей воле, своему меркантильному интересу. При этом некоторые из священников честно называют себя первыми грешниками. И наивные верующие идут к этим грешникам, несут им свои грошики и надеются, что те грешники имеют связь с Богом и помогут им искупить их грехи перед Ним одними покаяниями, при этом забывая, что исправляться надо деланием добрых дел, самоисправлением, самосовершенствованием. А для этого ни священники, ни храмы, ни обряды не нужны!
А вот слова: «Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоанн, 14, 30) говорят сами за себя. Не Бог Саваоф правит миром, а сатана Денница, о чем мы уже говорили при обсуждении фрагмента об Искушении Иисуса дьяволом. И Иисус ничем сатанинским не заразился от него, ничего не перенял, ничем не соблазнился. И Бог Саваоф не вмешивается в дела сатаны, и, более того, позволяет ему испытывать людей на прочность, на преданность, на отношение к ближнему, на человечность… Ведь в религии изначально заложена борьба противоположностей (Бог Саваоф и сатана Денница – две стороны одной медали), борьбы добра со злом, в которой каждый индивидуум должен победить в самом себе и в своем окружении дьявола, который ежедневно, ежечасно искушает его и искривляет пути человека…
Пришел, чтобы послужить…
«И восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Челвеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступили к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит Им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышавши се, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так-как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей, 20, 17-28; Марк, 10, 35-45).
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, когда брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
Иисус пришед нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати, и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, пришед туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его! А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты усышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него; а некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Иоанн, 11, 1-10, 11-16, 17-46).
«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда» (Иоанн, 12, 1-9).
Комментарий. Протекционизм, просьбы о своих детях, чтобы были пристроены лучше других, имеет свои корни, стало быть, в православной религии. Фраза: «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Матфей, 20, 23) противоречит приведенной этим же автором чуть выше: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфей, 19, 28). И получается, что правая рука апостола не ведает о том, что пишет его левая рука? Если хочешь поссорить друзей, дай им должности разного достоинства…
Иисус воскресил Лазаря «к славе Божией» (Иоанн, 11, 4). А кроме того, любил он их: Лазаря и его сестер. Но сразу не поспешил на помощь, а «пробыл два дня на том месте, где находился» (Иоанн, 11, 6)? Не всех же умерших он воскрешал… Если бы он начал исцелять и воскрешать всех подряд, то не было бы сомневающихся в его божественной миссии.
Почему Марфа была уверена, что Бог даст Иисусу всё, что он попросит? Не потому ли, что Иисус был продолжателем дела Бога, дела повышения уровня человеческой зрелости и сам достиг, если не высшего, то не менее среднего уровня, позволяющего обращаться напрямую к Богу и просить его о находящихся на земле людях и душах, отошедших к Богу? Предположить, что смерть и воскрешение Лазаря были инсценировкой, тоже можно, но это слишком упростит развернувшуюся перед читателями драму. Поэтому оставим эту сцену такой, какой она представлена апостолами.
Фраза: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Иоанн, 11, 45) свидетельствует о том, что без чудес верить в пророка и религию нельзя! Именно чудеса являются свидетельствами истинности религии и Бога. Нет чудес – нет религии и Бога! А книги царей и пророков, вощедшие в Библию, представляют собой трактаты по философии о жизни и смерти, и по воспитанию из человекообразного животного Человека.
Иуду сегодня назвали бы бухгалтером или казначеем Иисуса. Иоанн показывает, что не было дружбы между апостолами, между двенадцатью избранными Иисусом учениками, которых он вознамеревался посадить по правую и левую руку от себя, чтобы судить двенадцать колен Израилевых! Даже среди его ближайших учеников была зависть, желание быть первыми, то есть чувства, присущие большинству смертных. И не понимали они многое из Учения Иисуса, о чем он неоднократно говорил им и растолковывал не понятые ими притчи. Лучше ли этих двенадцати нынешние пастыри церкви Христовой? Понимают ли они Учение Иисуса и отказались ли они от мирских почестей и чинов? Или также соревнуются друг с другом в первенстве?
О воскресении
«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: первый женившись умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и вторый, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскесении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божей; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матфей, 22, 23-32; Марк, 12, 18-27; Лука, 20, 27-33).
«Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На то некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (Лука, 20, 34-40).
Комментарий. Верующие надеются на воскресение из мертвых во время второго пришествия Христа, и некоторые представляют, что вновь станут такими же, как и во время земной жизни, и продолжат её, только будут жить более счастливо и беззаботно… То же самое демонстрировали в стародавние времена и саддукеи, которые были наиболее просвещенными, по сравнению с остальным народом. Как ни странно, в наш просвещенный век граждане, охваченные обязательным средним, а некоторые и средним специальным и даже высшим образованием, считают так же, как и более 2000 лет назад! О чём это свидетельствует судите сами.
Гонение на пророков
«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Матфей, 23, 34-36).
Комментарий. Иисус предупрежает своих учеников, что их миссия по распространению христианской религии и его Учения не только ответственна, но и опасна для жизни. Всё новое, особенно в вопросах религии, внутренней и внешней политики государства, во все времена встречалось в штыки и подвергалось не просто критике и попытке опровергнуть в споре, дискуссии, а чаще всего жетоко подавлялось физическим насилием. То же самое делали реформаторы, предлагавшие новые религии, новые идеологии и политические решения. Пророки и апостолы, начиная с пророка Ильи, а затем Петра и Андрея Первозваного, казнили языческих пророков, разрушали капища и насаждали новую религию, которой успешно пользовались для устрашения народов Богом Саваофом не только священники, но и цари.
О разрушении храма
«И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матфей, 24, 1-2).
«И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так-что не останется здесь камня на камне» (Марк, 13, 1-2).
«И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лука, 21, 5-6).
«Улицы города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откровение, 21, 21-22).
Комментарий. Согласно Учению Иисуса Христа, для следования его Учению храмы, священники и обряды не нужны. Всякий верующий, принявший его Учение, должен следовать его заветам: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфей, 6, 5-6). Иисус в своих поучениях нередко повторяет, что всё, что ты делаешь, ты должен делать тайно: не быть лицемером, не афишировать себя и свои дела… В этом одна из главных отличительных черт его Учения и основанной им, а вернее первосвященниками, «Церкви Христовой»!
Предсказание войн и гонений
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и земетрясения по местам; все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу; ибо тогда будут великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матфей, 24, 3-22).
«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совериться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней.