Причина 3. У вас есть установка «мечты не сбываются», «мечтать бессмысленно/нельзя».
Ко мне приходят клиенты, которые боятся мечтать. Часто приходят клиенты, которые боятся, что их дети начнут мечтать о том, что не смогут реализовать. На мой взгляд, мечтать можно и нужно. Научить не только мечтать, но и реализовывать свои мечты – бесценный дар родителя своему ребенку. Умение добиваться поставленной задачи – один из главных навыков, который очень помогает в жизни. Мечты действительно могут не сбыться или сбыться не так, как вы себе это представляли. А вот цели, построенные на базе этих мечтаний, имеют шанс быть реализованными. Часто проблемой становится установка, которая идет следом, – поиск одного-единственного секрета успеха на всю жизнь. Моя любимая «серебряная пуля» (я еще не раз упомяну о ней в книге). Или есть более «стратегическая» мантра: «Если я реализую эту мечту, что делать дальше?» Насладиться тем, что вы смогли сделать, и думать о следующем шаге. Вы ведь теперь со сбывшейся мечтой совсем другой. Вам и захочется чего-то другого. Это нормально. Мечты, цели и стремления нам нужны. Хотеть – это не вредно. Вредно – больше ничего в этой жизни не хотеть.
Причина 4. Ваши цели не скоординированы с действиями и запланированными рисками, жертвами.
Вы осознали желание, но не поменяли действия, не начали формировать вокруг себя новое окружение, у вас нет понимания, чем вы готовы пожертвовать для того, чтобы получить желаемое. Используя прежние способы, невозможно прийти к другому результату. Наверное, эту избитую фразу многие слышали и уже как сигнал к действию не воспринимают. В то же время это действительно важный момент в планировании любых изменений: новые действия и определенные жертвы или риски, которые нужно принять.
Сюда же я отнесла подвид этой причины: вы ищете работу в своей голове, а не на рынке труда. По сути, все ваши действия сконцентрированы на поиске той нужной «мысли» или «требования», которые уж точно приведут вас в нужное место, но нет действий, которые направлены на получение нужной вам информации, в том числе о вашей востребованности и реальной стоимости. К этому же пункту относится бесконечное обсуждение с психологом, не обладающим знаниями о рынке труда, ваших желаний, их «выпиливание» в вашей голове и обсуждение.
Помимо действий, важно всегда планировать, чем вы в данный момент готовы пожертвовать. Этот пункт мало кто в своих методах описывает, не очень хочется склонять людей к мыслям о плохом. Но я не считаю, что четкое осознание определенной жертвы относится к «плохим» вещам. Например, сейчас я сижу и пишу эту книгу, а могла бы после эфира на радио купить вкусных и свежих продуктов, поехать домой и ждать мужа на ужин. Я понимаю, как здорово было бы это осуществить прямо сейчас. Но я поставила себе цель и сразу же определилась с тем, что я выведу на второй и третий планы в момент реализации этой задачи. Муж, кстати, тоже был предупрежден. Расстроен в какой-то мере, но с пониманием терпит. То же самое с освоением новой специализации или так называемым разворотом на 180 градусов. Сколько разочарования я рождаю у людей своими алгоритмами, где всегда приходится чем-то жертвовать.
Ожидать безоблачного пути в направлении своей цели – это детская позиция. Возможно, в вашей ситуации стоит, например, снизить требования в отношении зарплаты, для того чтобы оказаться в нужной индустрии, но вы этого делать не хотите. Например, когда ваша профессия уже точно умирает, а вы не желаете ничего менять (читай: жертвовать); вы упорствуете и ждете, чтобы с золотым браслетом и той самой цифрой в оффере. Ваши ожидания похожи на «скомканную» картинку/монтаж («быстро, как у блогера»). Время диктует свои правила и свои идеалы. В наше время идеальный успех – это быстро и легко. Сколько карьер на моих глазах ломается и летит в тартарары из-за установки на то, что «твое» придет быстро и легко.
Сюда же отнесем вариант: вы знаете свои желания, но не умеете договариваться о реализации своих целей (в том числе про деньги) с будущим/текущим руководителем через решение задач компании (и его личных задач в том числе) или другими окружающими, от которых зависит реализация вашего желания. Опять же забегу вперед: ваши желания и цели реализовываются по большей части через других людей, поэтому из этой конструкции вам их не выкинуть, увы. Значит, придется этому учиться.
Например, часто сотрудники считают, что жалобы, наезды или манипуляции (например, как бы невзначай сказанное «эх, увольняться пора») – лучший способ поднять себе зарплату. Я считаю, что такие методы в некоторых случаях работают, и я их наблюдаю даже в современных компаниях. При этом я также понимаю, что взрослая партнерская коммуникация с соблюдением интересов обеих сторон – это высший пилотаж в таких переговорах. Наверное, это вторая по степени глобальности проблема на рынке труда – неумение договариваться и стыковать свои цели с окружающей тебя системой.
Причина 5. У вас есть требование к работодателю, чтобы он предоставил «работу мечты».
На самом деле в наш век безумных скоростей, изменений и неопределенности, если у вас с работодателем совпали два-три ключевых фактора, это можно уже считать успехом. Вопрос в том, что человеку бывает очень сложно эти два-три фактора выделить. И начинается некоторый паралич в размышлениях, в том числе на консультациях: «Ксения, а скажите, что важнее – деньги или задачи?» Моя позиция на этот счет следующая: никто не может сказать, чего вам нужно захотеть и что для вас в текущий момент может стать главным. Ни один психолог или психотерапевт также не ответит вам на этот вопрос. Потому что за этот ответ вам нужно взять ответственность на себя. Зайти в лодку, а не стоять одной ногой на берегу и думать, что вы теперь умеете ею управлять и понимаете, что такое ходить под парусом. Сложно? И да и нет. Не сложно, если вы перестанете хотеть прожить идеальную жизнь без ошибок и промахов. Тогда и тестировать гипотезы (таким образом узнавая себя) будет проще, быстрее и веселее.
Я могу сказать, для кого есть работа мечты. Работа мечты есть для специалиста, и этой работы много. Там более четкие зоны ответственности, есть понимание, что нужно делать. Во многих крупных компаниях, особенно связанных с IT или производством, куда очень многие люди хотят попасть, для специалистов все более-менее понятно, прозрачно, есть крутой соцпакет, хорошая коммуникация с сотрудниками, потому что все с уровнем интеллекта выше среднего и все на одной волне, – да, там классно. Но как только вы поднимаетесь на уровень руководителя, и тем более топ-менеджера, вы попадаете в сферу очень высокой неопределенности, так что искать работу мечты на таком уровне, ожидая наличие готовой конструкции обязанностей, является утопией.
Приходя даже на позицию линейного руководителя, вы для себя зону ответственности начинаете собирать чаще всего самостоятельно, со всех руководителей, там, где ваши зоны пересекаются или вступают в конфликт. Власть и влияние вам не дают, вы начинаете их забирать и показывать, что способны с этим сделать. Поэтому на рынке труда мы ищем работу, но не ищем работу мечты. Мы ее формируем сами и сами начинаем влиять на ДНК системы, ДНК компании. И если вам что-то не нравится, вы можете задать себе вопрос: «Я в силах это изменить? Мне это нужно для того, чтобы стать более сильным менеджером/специалистом и иметь это достижение в своей копилке?» Если в силах и имеете соответствующую мотивацию, то вы начинаете с этим работать. Кстати, если вы считаете, что руководящие позиции созданы только для счастья, я хочу вас сильно расстроить.
Причина 6. Вы не умеете искать варианты развития на текущем месте.
Эта причина уходит корнями в большое количество дипломов по менеджменту и отсутствие хоть каких-то реальных знаний о том, что происходит в компании, индустриях и экономике в целом. Навыки исследования компании, в которой вы находитесь, и умение видеть системы, их проблемы и учиться эти проблемы решать с пользой для системы – это нужно вам в современном мире. Уровень вашей рабочей зрелости, а также менеджерского развития определяет не то, как вы умеете продавать себя, а то, как вы понимаете бизнес и свое место в нем. Любая компания постоянно развивается: если вы говорите на собеседовании, что вы сделали на прошлом месте все, что могли, значит, та компания уже должна быть мертва. Эта причина ухода на самом деле не является реальной, это новая, модная, социально желаемая отмазка. В бизнесе, который завтра не собирается умирать, задачи есть всегда. Вопрос в том, умеете ли вы их видеть и отвоевывать влияние, чтобы этими задачами заниматься. С какого-то момента вам действительно прекращают подкидывать задачи на выбор. Внутренний «поисковик» задач должен развиваться у вас внутри.
Многие в этот момент начнут со мной спорить и торговаться: мол, а что мне это даст, я же не договаривался решать эти задачи. Да, не договаривались. Но тут уже встает вопрос ваших целей. Хотите дальше расти и претендовать на позиции руководителя, топ-менеджера? Тогда такое мышление должно стать само собой разумеющимся. Хотите больше полномочий и больше возможностей увеличивать свой доход? Тот же ответ. Да, возможно, ответная реакция в виде новой красивой должности не прилетит сразу же. Возможно, новые погоны, как и новая зарплата, придут только на следующем рабочем месте. Но у вас к этому моменту в копилке будет главное: умение эти задачи решать. Ваша должность по большей части не имеет значения, так как определяется наполнением задачами и реальными результатами. Одна из выигрышных стратегий роста из специалиста в руководителя – сначала брать понемногу задачи руководителя и учиться с ними справляться. Если вы придете на собеседование с записью в трудовой книжке «специалист отдела маркетинга», но в резюме будут указаны задачи исполняющего обязанности руководителя или зама, то претендовать на вакансию уровня выше вам будет проще, нежели вы придете с пустым списком таких задач. Мы становимся руководителями не тогда, когда нам дают погоны или новую зарплату. Мы становимся руководителями, когда научаемся успешно справляться с задачами менеджера.
Примерно 20—30 процентов моих клиентов жалеют хотя бы об одном эмоциональном увольнении, когда, с их слов, они не смогли проанализировать происходящее из точки своей ответственности и, например, самостоятельно инициировать нужные разговоры с вышестоящим руководством, внести изменения в коммуникации со смежниками, а иногда и уволить своих собственных сотрудников, которые не справляются сейчас и вряд ли будут делать свою работу лучше. Конечно, бывают ситуации, когда нужно вставать и уходить. Но в этом и заключается мудрость менеджера – в умении отличить одно от другого.
Причина 7. Вы ищете виноватых.
Тут руководитель виноват, там среда – прости господи – токсична, все вам где-то не так, и любая система вам кажется странной. Умение интегрироваться в разные системы – значит быть успешным не только в одной компании или системе, где все делают так, как вам комфортно. Некоторые руководители, например, построив карьеру в одной компании, могут дальше годами искать работу, перебирать варианты, не оставаясь долго на одном месте, и постоянно говорить о том, что компании сейчас «не те». Компании действительно меняются и порой быстрее, чем нам хотелось бы. Но если у вас такая позиция, значит, скорее всего, вы отстали в своем понимании происходящего, ведь не могут, как в анекдоте, по встречке ехать тысячи машин.
В этой книге мы не будем искать виноватых, а постараемся выработать привычку задавать вопросы себе: «Что я могу в этой ситуации сделать, какую пользу принести? Как я могу настроить систему, чтобы было комфортно и мне, и окружающим?» Чтобы расти вертикально, вам практически на каждом новом витке нужно менять ваше мышление и отношение к происходящему, спрашивая себя о том, как должны измениться вы, чтобы быть успешным. Часто руководители не могут пробить стеклянный потолок и пройти в топ-менеджеры именно по этой причине. Нужно понимать, что у топ-менеджеров совсем другое мышление, другой подход, основанные на анализе своего умения влиять на происходящее: словами, действиями и другими способами. Чем выше вы поднимаетесь, тем меньше красных ковровых дорожек, тем больше пахоты, препятствий и неудач. Вопрос в том, какова будет доля в этом удачи, радости и удовлетворения.
Причина 8. С вами некомфортно как с человеком.
Знаете, это самый сложный пункт для объяснения. Потому что он весьма субъективный. Вы приходите на собеседование и вроде бы осознаете, что подходите на позицию идеально. Вы отвечаете на все вопросы, решаете кейсы, улыбаетесь и стараетесь быть понятым, но что-то идет не так. Вам постоянно отказывают. Значит, нужно копать в самое больное место – какое впечатление вы производите. С этим начинают разбираться и работать единицы, но такая проблема действительно существует. По этой причине люди, которые рвутся в компании определенного уровня, после первого интервью постоянно получают отказы. Одна из вариаций этой причины: с вас не считывают, что вы «свой» или «своя» именно в таких компаниях, с такой ДНК. Об этом редко говорят кандидату напрямую, обычно придумывают какое-то иное объяснение или просто отвечают: «Мы приняли решение в пользу другого кандидата». И я понимаю подобную уклончивость, ведь можно сломать человека, состояние которого в момент поиска работы и так неустойчиво. Я помню, как откачивала клиентку 30 лет, которой сказали на предыдущей консультации, что ее карьере конец, а уж в те компании, куда она хочет, она никогда не попадет. Ну что ж, уже почти пять лет она работает именно в этих компаниях. В ее списке, как сейчас помню, было пять или шесть компаний. В двух она успела поработать, а от третьей был оффер, но на тот момент она отказалась.
К этому пункту можно отнести и такой вариант: вы представляете собой этакого «профсоюзного» сотрудника, который находится в конфликте с самой сущностью бизнеса и работы на систему. Вам всюду мерещатся нарушения ваших границ, неправильные слова или действия со стороны руководителя. Вы старательно ищете подвох во всем происходящем, пытаетесь вывести людей на чистую воду и постоянно анализируете их слабые стороны. Вам кажется, что только вы способны навести порядок внутри и установить «реальную» справедливость. И не думайте, что на собеседовании такие ваши качества не увидят.
Это болезненная ситуация для человека, потому что она связана не с его профессионализмом, а с личностными особенностями, и быстро не решается (иногда вообще не осознается или не хочет осознаваться). У компаний, которые находятся в авангарде индустриального движения и у которых сильный HR-бренд, требования к личности особенно высоки. Нужно помнить, что здесь оценивают не только ваши профессиональные качества.
Важно отслеживать свою востребованность как специалиста для тех компаний, которые интересны вам. Вся механика этого процесса описана в книге. Наверное, самый сложный и болезненный пункт, который мало кто признает открыто и сразу, – это как раз вопрос востребованности в тех системах, куда интересно попасть человеку. «Я долго не могу найти работу», «Я все перепробовал (-а), везде отказы на разных этапах», – конечно, в таких ситуациях важно разбираться, и могут быть совершенно разные причины, но иногда ответ простой и очевидный: рынку, на который вы вышли, вы пока что не интересны. И чем раньше вы признаете этот факт и перестанете придумывать тысячи других причин, тем быстрее начнете «переобуваться» и искать реальные способы строить свою дальнейшую судьбу.
Причина 9. Для реализации ваших желаний наемный труд как инструмент уже не подходит.
Работа – это инструмент реализации целей индивидуума. Работа становится нашим инструментом сатисфакции в отношении этого мира в тот момент, когда проблема выживания перед человеком уже не стоит. Предпринимательская деятельность – это та же работа, только уже с другими обязанностями, возможностями, недостатками и рисками. Иногда наши цели меняются таким образом, что в наемном труде нет возможности их реализовать. Мои наблюдения за стартапами, клиентами, которые переходили в свое дело из найма, показывают, что планирование старта не работает. Работает, простите, достаточное количество самоуверенности и в некоторой степени дури в хорошем смысле этого слова.
«Вижу цель, не вижу препятствий!» – таким может быть лозунг начинающего. Такому человеку нужен не жесткий план, который он или она будут соблюдать, а та самая пробивная энергия, которая сможет помочь тогда, когда компания впервые столкнется с долиной смерти, например. А она (компания) обязательно с этим столкнется. Выйти из этого пике по плану опять же не получится, каждый предприниматель внутри этой болтанки должен выучить свои уроки. Или не выучить и вернуться в наемную работу.
Причина 10. У вас нет знаний о том, как сейчас искать работу на рынке труда.
90 процентов информации, которой я делюсь с клиентами на персональных консультациях, как раз про чистую механику. Эти знания часто размазаны по источникам. Там нет никакой магии, они очень простые. Как только вы прочитаете этот материал, вы подумаете: боже мой, ну почему я сам об этом не догадался. Вся книга посвящена тому, как, собственно, выстроить процесс менее болезненно и максимально продуктивно.
А иногда бывает просто не время.
Это реальная причина, и я действительно процентов 20—30 клиентов отправляю просто отдыхать, решать какие-то другие проблемы. Если состояние не ресурсное, если человек находится в разложенном, разобранном состоянии, невозможно начать поиск работы, невозможно начать заниматься такой энергозатратной задачей, как поиски себя, а уж тем более своего предназначения – для этого действительно нужен сильный рывок и ресурс.
Что такое поиск работы и вообще пересбор своей деятельности под названием «Что же я хочу дальше»? Это колоссальные затраты энергии. Вам нужно собрать свою успешность, научиться презентовать себя компании, доказать, что вы можете, что вы в состоянии решать эти задачи, прийти, пройти испытательный срок. Представьте, сколько нужно на это ресурса. Но люди приходят иногда в совершенно неготовом состоянии. Они пытаются пинками и утверждением «мне надо» довести себя до какого-то результата. На самом деле результат получается чаще всего нулевой либо некий промежуточный, и на этом этапе вы опять-таки будете просто восстанавливаться. Что ж, это тоже вариант. Ничего плохого в нем нет. Но если у вас есть возможность восстановиться и привести себя в состояние, в котором вы не будете от каждого отказа плакать и хотеть уйти в монастырь, пожалуйста, используйте ее. У человека, который себя из последних сил толкает якобы в «созидание» и «на работу», на лице написано другое – «я не хочу работать».
Все эти причины, безусловно, перекликаются между собой, и, как правило, у человека отнюдь не один «диагноз».
Устранив препятствия, перечисленные в этих пунктах, вы повысите свои шансы в поиске и получении желаемой для вас работы. Замечу сразу, мы не говорим о том, что вы эту работу гарантированно получите. На выбор в пользу того или иного кандидата влияет тысяча и один фактор. Поверьте мне как человеку, который работал с самыми разными заказчиками, в том числе из продвинутых компаний. Предугадать, от чего в той или иной компании будет отталкиваться руководитель, невозможно. Наша с вами задача – научиться проактивному поиску и максимальному донесению информации о себе, о том, какой вы кандидат для рынка и почему компании стоит обратить на вас внимание, через всевозможные точки контакта (резюме, сопроводительное письмо, интервью, обратная связь и др.). Без вранья, без преувеличения, но с позиции сопряжения с целями бизнеса.
Глава 2. Ваши реальные желания и цели:
как определять и реализовывать?
Для чего нужны цели и почему книги, публичные выступления пестрят яркими заголовками и лозунгами про желания, цели и мечты? Я думаю, что это связано с тем, что теперь мы живем в мире, где люди хотят знать о себе больше, понимать свои реакции и действия, хотят управлять своей жизнью или хотя бы попробовать такое управление настроить.
Работа больше не цель, а инструмент.
Меняется мир, меняются люди. То, что еще несколько лет назад было самоцелью (например, наличие работы), в наши дни стало инструментом достижения собственных разнонаправленных целей. Просто наличие какой-либо работы как факта нам стало недостаточно, особенно людям с интеллектом и амбициями выше среднего.
Понимание именно этого изменения очень сложно дается многим работодателям, которые все еще считают, что людям просто нужна работа и заработок, а они, владея всем этим, являются благодетелями. Теперь работодателям, если им необходимо большое количество сотрудников с интеллектом выше среднего, придется не действовать методом отсева, а продавать вакансии согласно другим смысловым уровням. Это теперь не монолог, а полноценный диалог с кандидатом даже на этапе описания вакансии. Этот диалог – про цели кандидата – стал местами важнее вопроса про деньги.
Людям нужны новые смыслы работы и понимание себя внутри этого процесса. Им нужно понимать, какие свои цели, в том числе вообще не связанные с рабочим процессом, они смогут реализовать в новой компании, а какие нет. Кем они станут после работы на этой позиции. В каком-то смысле люди хотят научиться мыслить на несколько шагов вперед и делают определенные движения в этом направлении.
Если у людей появилось столько вопросов к работодателям, значит, они захотят выбирать. Но выбирать как раз мы не умеем исторически. Слишком долго за нас выбирали другие люди, и слишком долго мы существовали в парадигме, что нам кто-то и что-то должен. К такому резкому скачку своей ответственности за жизнь, самореализацию и пенсию мы не были готовы. Многие сумели адаптироваться и занять ту самую пресловутую проактивную позицию, а многие не понимают, как к этому прийти. В первую очередь изменения проявились в отказе от откликов на вакансии, которые человеку не интересны. Происходит переход к более высокоуровневому пониманию того, что на своих желаниях необходимо основывать поиск работы и саму работу на новом месте. Это сложно. Но, повторюсь, без этого люди с интеллектом выше среднего уже не могут.
Цели нужны для того, чтобы понимать, куда «плыть».
Почему книга начинается с разговора о целях, желаемом образе жизни и аудите установок? Я считаю, что бессмысленно выходить на рынок труда или каким-то образом делать level-up, если вы не понимаете, куда его сделать. Поняв уровень ваших притязаний, можно сформулировать, какой формат работы вам нужен. Но одних притязаний или требований мало – давайте разбираться.
С процессом анализа и постановки именно целей возникают сложности – мы не умеем этого делать, нас этому не учили. Нас скорее учили действовать по каким-то групповым алгоритмам либо ждать чуда (магическое мышление в нашей культуре – отдельное явление). К примеру, выбор образования. Очень часто это групповая динамика в чистом виде: нужны экономисты – все пошли в экономисты, и это только один из жизненных примеров. Вообще, групповая динамика у нас только сейчас начинает перерастать в индивидуалистскую, но для индивидуалистской истории у нас не хватает инструментов. Всем сказали жить по «своим законам», но мало кто объяснил, как это совместимо с жизнью в обществе, где все такие же, с надетыми надувными кругами-границами, отстаивают свои права. В связи с этим и к целям у нас отношение сложное, потому что целеполагание для многих – это боль, страдание, злость (на кого же еще злиться?), попытки отрицать процесс как неработающий и многие другие реакции. При этом все равно хочется научиться ставить эти пресловутые цели. Ведь не зря же про них так много говорят!
Из этой книги вы узнаете, что постановка целей – это всего лишь инструмент, которым можно научиться пользоваться для собственного блага. Не для развития у себя таланта предсказателя, хотя именно оно является следствием того, что человек учится цели не только формулировать, но и реализовывать. Такое следствие вполне объяснимо: у человека копятся алгоритмы, знания, понимание своих возможностей, так что он может действовать исходя из этой совокупности ресурсов. Не мечтать, не гадать, а действовать.
Цели – это уважительное и серьезное отношение к своей жизни.
Я считаю, что нам нужны цели в первую очередь для уважительного отношения к своей жизни. Чем глубже и серьезнее я отношусь к себе, тем больше хочу успеть, тем больше хочу познавать себя и эту жизнь. Если я ставлю себе цели, я меньше хочу обнулять то, что делаю, а стараюсь поступательно складывать это в копилку своего опыта. Через три года я стану другой и, возможно, будет совершенно другая история, другие цели.
Обратите внимание, очень часто люди, имеющие цели и осуществляющие целенаправленное движение в каком-то выбранном деле, бессознательно вызывают уважение. Про такого будут говорить «какой сильный человек», «целеустремленный человек», «собранный». Люди считывают, что у человека есть цель, фокус, тот самый стержень.