Экспонат № 1: «Танцуют все!»
«Танцуют все!» Эту крылатую фразу из советской кинокомедии Иван Васильевич меняет профессию с полным основанием мог бы произнести также и Министр танцев из другого не менее известного фильма Золушка. Он был завидно краток, произнеся в затруднительной для короля ситуации одно лишь слово – Танцевать! — и этим словом Министр как бы зафиксировал одну из главных мудростей мироздания:
Танец – это универсальное средство
для решения практически
всех проблем человечества!
Боже, сколько общественных мероприятий во все времена обслуживалось при помощи танцев! Это были празднования особых событий, церемонии, торжественные приёмы, военные учения. Мало того, танец являлся неотъемлемой частью религиозных практик в большинстве религий.
Умный человек по имени Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк пишет в своей книге Жизнь и развлечения в Средние века: «Танец считался дополнением к музыкальному прославлению, – вокальному или инструментальному. Общественные события и светские праздники, которые часто были связаны с религиозными торжествами,также разнообразилисьтанцами, как и официальные церемонии, такие как королевские визиты и коронации. Но это физическое проявление радости и восхваления не было ограничено лишь особыми поводами. Танец был также частью повседневной жизни. Существует множество сообщений о послеобеденных танцах и использовании танцев для создания здорового тела. Это связывало танцы с военными упражнениями, большинство из которых делалось на ногах и требовало не только физической выносливости, но также резвости и быстрой работы ног»[50].
Предвижу вопросы: «Что это Ваши Ударные дни[51] так озаботились танцами? Вот Вы, господин Пекарский, говорили совсем недолго, а умных никому не нужных слов сказали ох как много!»
Я, господин Пекарский, готов к немедленному ответу. Ударные инструменты неотделимы от танца, стихия танца – природа ударных. Этим сказано всё, и довольно об этом! Смущает лишь одно… Вы только послушайте: «У некультурных народов сопровождение танцев ограничивалось ударными инструментами, для ритма».
Не имею никакого желания спорить с господами Брокгаузом и Ефроном: послушать их, так все присутствующие на нашем концерте являются представителями этих самых «некультурных народов»!
… Однако, если захотеть высказаться по сути, то, во-первых, в культурологии времён Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона некультурными считались так называемые первобытные племена, а во-вторых, некультурных народов попросту не существует: просто культура у всех нас разная.
Экспонат № 2: «Врачевание металлом»
Из серии «Musical Medical Service»
Жил да был человек, которого звали Андрей Волконский. Обладатель столь звучного имени был русским князем, Рюриковичем в тридцатом колене, композитором, исполнителем и прочая, и прочая. Родившись вдали от родных для его предков мест, он, тем не менее, немало сделал для музыки своей исторической родины. А до того жил он себе поживал, говорил дома по-русски, а вне его – по-французски, учился музыке и был вполне счастлив. Но однажды по воле своих родителей он переселился в сталинскую Россию, то есть в Советский Союз, где прожил немало лет. Затем взял, да и уехал обратно в места своего детства и обосновался в прелестном университетском Экс-ан-Провансе на юге Франции. В доме, который назывался Тюльпан, князь занимал небольшую квартиру. Однажды я приехал к князю Андрею в гости – но не просто пообщаться и поболтать ото, о сём – нет: мне заказали книгу о нём.
Для моей работы Андрей Михайлович предоставил мне свой кабинет. Рядом располагалась спальня, в которой почивал хозяин дома. Однажды вечером я услышал из спальни стоны. Заглянув в приоткрытую дверь, я увидел чуть ли не плачущего князя: у него болели ноги, – болели нестерпимо… Я был в полной растерянности, не зная, чем могу помочь. И тут под столом я увидел металлическое ведерко для мусора. Перевернув его вверх дном и поместив между своих колен, я начал выстукивать руками разные ритмы. Не на шутку увлёкшись, я не заметил, что барабаню уже второй час. Подняв глаза, я увидел счастливо улыбающегося князя, потому что
звуки ведра-барабана исцелили недуг
А вот ещё одна история. Было время, когда на концерты Ансамбля ударных повадились ходить профессора и преподаватели МГУ. Я узнавал их и раскланивался. В конце сезона несколько человек из этой компании прошли за кулисы и раскрыли тайну своего увлечения музыкой для ударных инструментов: оказалось, что после наших концертов они на несколько дней
избавлялись от хронической мигрени
Теперь я расскажу, какой сон мне показали буквально на днях. Я проходил регистрацию в аэропорту. Вещей минимум: портплед с концертным костюмом.
– А что это за штука? – спрашивает проверяльщик, тыча пальцем в сторону портпледа.
– О, это замечательная сковорода, – расплываясь в сладчайшей улыбке ответствую я. – Это постоянный и надёжный спутник в моих путешествиях. Смотрите, какая она удобная: 28 см в диаметре, а ручка целых 30 см длины!
– Удобная-то она удобная, – в нерешительности говорит проверяльщик, – но пропустить не могу!
– Почему? Ведь это не колющий предмет и не жидкость какая…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Международный фестиваль Декабрьские вечера Святослава Рихтера проводится ежегодно, начиная с 1981 года, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
2
Bakers Biographical Dictionary of Musicians. New York, 1958.
3
Кристи А. Хлеб великанов. М., 2000. С. 79.
4
Там же.
5
Там же. С. 72.
6
См.: Пекарский М. Назад к Волконскому вперёд. М., 2005. С. 7.
7
Рубина Д. Миф сокровенный // Вот идёт Мессия!.. М., 2010. С. 153.
8
НИФИЗДИ – Новый Исторический Факультет Интерпретации Западных и Других Искусств.
9
Эдельвейс альпийский – род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных.
10
Краткий словарь иностранных слов. М., 1984. С. 101.
11
Сейчас Российская академия музыки им. Гнесиных.
12
Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. C.54.
13
Операция [нем.].
14
Задница [нем.].
15
Пекарский М. Назад к Волконскому вперёд. М., 2005. С. 229.
16
Универсальный энциклопедический словарь. М., 2002. С. 601.
17
Туманов А. Беззаконная комета. Андрей Волконский и ансамбль «Мадригал» // Знамя. Ежемесячный журнал литературно-художественный и общественный политический журнал 2014 № 8 (http://magazines.rU/znamia/2014/8/).
18
Сартр Ж.П. Слова. М., 1966. С. 119.
19
Там же.
20
Пастернак Б. Во всём мне хочется дойти до самой сути // Стихи и поэмы. М., 1965. С. 446.
21
Моэм У.С. Подводя итоги. М., 1957. С. 38.
22
Гете И.В. Фауст ⁄ Пер. Н.Холодковского. М., 1973. С. 103.
23
Искусство вечно, жизнь коротка [лат.].
24
Гете В. Фауст. Трагедия ⁄ Пер. в прозе П. Вейнберга с примеч. пер. СПб., 1904.
С. 52. («Давно уже задумал я и начал приводить в исполнение мысль перевести прозою „Фауста“, памятуя между прочим и замечание самого Гёте о преимуществе прозаических переводов перед стихотворными». Там же. С. 1.)
25
Гете И.В. Фауст ⁄ Пер. Н.Холодковского. М., 1973. С. 102.
26
Иванов Г. Распад атома // Эрос. М., 1992. С. 253.
27
Лотман Ю.М. Игра (вид деятельности) // Большая советская энциклопедия. Т. 10. С. 31. Цит. по: Руднев П.А. А.А. Фет: личность, поэзия, поэтика // Фет А. Стихотворения. Петрозаводск, 1986. С. 8.
28
Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижерское исполнительство. М., 1975. С. 12.
29
Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С.422-425.
30
Там же.
31
Там же. С. 484.
32
Кэнко-хоси. Записки от скуки. М., 1970, С. 55.
33
Кафка Ф. Рассказы 1917-1924. Афоризмы. М., 2001. С. 202.
34
Там же. С. 203.
35
Харуки Мураками. Охота на овец. СПб., 2001. С. 440.
36
Демидова А. Заполняя паузу. М., 2007. С. 71.
37
Чехов А.П. Три сестры // Собрание сочинений. Т. 9. М., 1956. С. 401.
38
Чехов А.П. Вишневый сад // Там же. С.450.
39
Ваш добрый гений // Shape, февраль 2002. С. 14.
40
Бунин И. Бернар. М., 1952.
41
Шаг души. Монографическое исследование Валентины Холоповой //Холопова В., РестаньоЭ. София Губайдулина. М., 1996. C.80.
42
Огонь и роза // Русская музыка. Часть 2. Би-би-си, 1990.
43
Э. Денисов. Появления и исчезновения для двух ударников (1986), Crescendodiminuendo для клавесина и 12 струнных (1965).
44
Цветаева М. Час души (1923).
45
БСО – Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Сейчас БСО им. П.И. Чайковского.
46
Барсова И. Симфонии Малера. СПб., 2010.
47
http://www.kabinet-auktion.com/auction/auction4/106_115/
48
Мейл П. Ещё один год в Провансе. СПб., 2009. С.8.
49
Малый энциклопедический словарь. М., 2002. С. 726.
50
Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб., 2003.
51
Ударные дни Марка Пекарского — серия концертов Ансамбля ударных в Рахманиновском зале сезона 2010-2011.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги