Для спасения человека необходимо единение со всеми Лицами Святой Троицы. Без этого Бог не может быть познан как Любовь. Ведение (знание) Его возможно в круге Святой Троицы, где центром круга назначен Им человек.
Христос говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (см.: Ин. 14, 6). «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (см.: Мф. 11, 27). Кому изволит? Тому, кто возьмёт крест и за Христом пойдёт!
Крест берётся духом и волей человеческой. Ибо он, прежде всего, духовный. Он есть слушание (послушание – действие после слушания) и творение воли Отца Небесного, с отвержением своей воли, своего самовлюблённого ума.
Священники при подготовке служить Таинству Тела и Крови Христовых молятся словами святителя Амвросия из Милана. И там есть такие прошения относительно некоторых духов: «Отними от меня, Господи, и от всех рабов твоих, духа гордыни, тщеславия, зависти, ярости, блуда, нечистоты, неверия и хулы».
В чине Таинства Крещения есть прошения к Богу изгнать («изжени» – обратное действие по отношению к женитьбе) из человека, принимающего крещение, «духа прелести, лукавства, лжи и нечистоты». Даже и внешне требуется «дунуть и плюнуть» на диавола.
С самого раннего детства мы «пунктирно» вступаем в брак с диаволом. Уже с двух-трёх лет дети начинают обманывать, злиться, бить других детей и отбирать у них игрушки. С садика уже воруют, создают прообразы банд, вымогают деньги, терроризируют слабых и застенчивых.
Из маленьких преступников вырастают большие преступники. Бесы, невидимые духи, «прыгают и передом, и задом» перед нашим сознанием и чувствами, чтоб нас соблазнить отпасть дальше от Бога через соединение с ними.
Слова «соблазнить», «заблудить», «изблевать» в древности употребляли через букву «я». Было даже выражение «блядословить» (говорить, утверждать заблуждение). Говорили: «Заблядиться в лесу». «Соблязниться, – с духом зла зачать и родить зло (приставка «со» – совместно)». «Изблявать (извергнуть заблуждение, забляждение)». Последнее происходит в Таинстве Исповеди.
Священник уподобляется государственному регистратору в ЗАГСе, который уполномочен – но не именем Российской Федерации, а Богом – «зарегистрировать», засвидетельствовать то, что человек разрывает свой брак с духами зла и ищет сочетания с Богом.
Священник, накрыв голову кающегося «гербовой бумагой» – священной одеждой, епитрахилью, ставит на ней «печать» – крестное Христоименитое знамение. Последнее – подобно штампу в нашем паспорте. Есть у нас и «духовный паспорт». В нём – печати Божии или диавольские. Их ставим мы своей свободной волей, отозвавшись на зов Неба или на зов ада.
Виктор Цой в последней строке спел: «Но высокая в небе Звезда (Христос), зовёт меня в путь…» Путь этот – в сердце человека. Виктор Цой чувствует свою неотмирность, некое неформальное иночество (от слова иной). У иеромонаха Романа Матюшина-Правдина есть строки о Духе Святом и о душевных людях:
Иного Гостя привечая, что светел, радостен и тих,Душа (дух) уже с людьми скучает, хотя и молиться о них.Для Виктора Цоя приоритетно следовать зову Звезды, чем оставаться с душевными людьми, не знающими о жизни духа и не стремящимися всерьёз к Богу. У иеромонаха Романа есть и такие слова:
Человек без Бога – полубес.По более глубокому замечанию преподобного Серафима (Романцова), старца Глинской пустыни: «Человек согрешающий – хуже бесов. За нас Христос пострадал и кровью, жертвой Своей искупил нас, а за бесов Он не распинался»…
Удивительно и одновременно понятно то, что сам Виктор Цой, по свидетельствам знавших его людей, не объяснял, о чём его песни. Возможно, и для него они имели внутреннюю загадку.
Звезда
Волчий вой да лай собак,Крепко до боли сжатый кулак,Птицей стучится в жилах кровь,Вера да надежда, любовь.«За» голосуют тысячи рук,И высок наш флаг.Синее небо да солнца круг,Всё на месте, да что-то не так.Припев:В небе над нами горит звезда,Некому, кроме неё, нам помочь,В тёмную, тёмную, тёмную ночь.Ночь прошла, а за ней – гроза,Грустный дождь, да ветер-шутник.Руки в карманы, вниз глазаДа за зубы язык.Ох, заедает меня тоска,Верная подруга моя.Пей да гуляй, пой да танцуй,Я с тобой пока.Припев:Волчий вой да лай собак.Это ассоциируется с описанием мест лишения свободы. С грехопадением первых людей. Земля стала местом ссылки, большой тюрьмы для Адама и его потомков.
Тело – это инструмент, средство проявления воли, средство для приобретения опыта («от-пыта», от слова «пытка») и проявления внутреннего самоопределения нашего духа. И этот инструмент (тело) в своё время отойдёт в землю на хранение, на склад (кладбище) до Воскресения и Страшного Суда.
Представьте исправительную колонию, территориально граничащую с лесом. Здесь слышен вой волков и ответный, трусливый лай-скулёж собак.
Один очень обеспеченный человек сказал, что при всех внешних благах он приходит домой и «волком воет» от того, что ему чего-то не хватает. Хотя семья, дети и деньги у него есть. (Дух его тосковал по Богу).
И в зоне, при вое волков, собаки лают от страха и слабости, зовя людей себе на помощь, им плохо. Но и волки воют, хотя они и на свободе, но им плохо, и они от «сиротства и горечи» воют. Плохо человеку и в зоне, и на свободе. И там, и там люди заходят в «тупик» и по-разному кончают жизнь самоубийством. Это звучит как диагноз человеку без Бога: всюду тебе, человек, плохо, хоть вой, хоть лай…
Крепко до боли сжатый кулак.Это образ собранности всех чувств и сил человека в экстремальных ситуациях и при серьёзном служении кому или чему-либо. Расслабленная, распущенная рука небоеспособна. А Виктор Цой – воин. Он поёт о брани (войне) духовной с духами зла.
Птицей стучится в жилах кровь.Это образ нашего духа, который бьётся и стучится как птица, знающая свободу, но посаженная в клетку жил, в тело. И бьётся наш дух, исполненный Духом веры, надежды, любви. Бьётся, стремясь к Бытию подлинному, в Боге. Как кровь в организме несёт питание и кислород всем клеткам организма, так и Духом Божиим всякая душа и дух человеческий живёт подлинной, а не фальшивой жизнью.
Вера да надежда, любовь.О значении последних слов писал выше. Такое определение «родства» добродетелей, как бы звеньев в цепи, находим, прежде всего, у апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). И Виктор Цой осознанно пишет под «диктовку» Небесную и проговаривает через эти слова авторство Того, Кто говорит с нами через его песни.
«За» голосуют тысячи рук,И высок наш флаг.Думаю, это сказано о том времени, в котором жил Виктор Цой и вся наша страна. Гигантское, но сгнившее внутри «дерево» – политико-экономическая система СССР – вот-вот рухнет. Но по инерции тысячи рук вновь голосуют за безальтернативную правящую партию КПСС. Флаг СССР ещё высок, но скоро развалится страна и рухнет её флаг.
Хотя земной смысл соответствует тексту, но ведь Цой не о политике пел. Здесь есть глубинный смысл. Аналог погибшего СССР есть образ безбожного и внутренне необратимо гибельного мировоззрения, которым мы все в разной степени заражены. Поэтому Виктор Цой, не лукавя, спел: «И высок наш флаг».
То есть все люди как бы находятся под знаменем духа неверия, недоверия Богу. Святые отцы силу убийственности этого духа уравнивают с другими злыми духами: гордостью, завистью, блудом, ропотом, хулой, унынием, тоской, убийством и самоубийством.
Их много, и не все их возможно озвучить в силу их синтеза. Из Гадаринского бесноватого, по свидетельству Евангелия (см.: Лк. 8, 26–39), вышел легион бесов (от двух до пяти тысяч). «Имена» этих бесов-страстей невозможно озвучить в силу их множества и скудости языка. И за этот дух безбожия продолжают безумцы поднимать «за» тысячи рук, лишая себя спасения.
Синее небо да солнца круг.Здесь прямой и буквальный смысл.
Всё на месте, да что-то не так.Если смотреть на этот трёхмерный мир (длина, высота, ширина) обычным плотским взглядом, то кажется, что всё хорошо. Но внимающий себе и Богу начинает чувствовать некий очень тайный подвох в этом мире. Это чувствует дух. Он распознаёт, ощущает, что в этом мире присутствует диавол.
В зашифрованной сказке о духовной жизни и брани – «Приключение Буратино, или Золотой ключик» есть подобный сюжет. Буратино своим длинным носом протыкает холст на стене с нарисованным на нём кипящим котлом с мясом. И обнаруживает через образовавшуюся дыру потаённую дверь.
Эта сказка про нас. Длинный нос – это образ пытливого и голодного до Истины некоего «всезнайки». Это образ любознательного, ищущего правду и Истину «носа».
Нарисованный, кипящий котёл есть образ человеческой жизни без Бога. Кипит и бурлит внешне, варится некое блюдо. Но дух человеческий этим не насыщается, он мучится от голода. У духа – своя пища, она не земная.
Нарисованным котлом директор кукольного театра Карабас Барабас замаскировал узкий вход в иной мир (в Царствие Небесное). С тюркского языка Карабас – чёрная голова, а Барабас – это имя разбойника Варавы (Барабы) из Евангелия. Он был мятежник и убийца. Всерьёз задумывающиеся о сути земной жизни люди с Виктором Цоем и Буратино скажут: «Здесь что-то не так».
О каком-то неправильном, изуродованном состоянии мира пел и Владимир Высоцкий в песне «Кони привередливые». Это был крик его души и духа – «всё не так, как надо», «мне ж, как птице в клетке». И о болезни церковных людей он спел: «Эх, и в Церкви всё не так, всё не так, как надо». Последнее высказано от боли, от чувства того, что в Церкви одновременно соприсутствует и властвует ложный, лицемерный «двойник» Церкви.
По сути, это «лжецерковь», которая стремится упразднить, уничтожить Церковь изнутри. Это люди, которые имеют тот же дух сатанинский, что обитал в Иуде Искариоте и в тех, которые требовали распять Христа. При этом формально, «по букве», они были очень правоверными людьми. «Мир лежит во зле» (см.: 1 Ин. 5, 19). Мы все инфицированы злом. О том, что «что-то не так», мы слышим и в других стихах Цоя.
А мне приснилось: миром правит любовь,А мне приснилось: миром правит мечта,И над этим прекрасно горит звезда,Я проснулся и понял – беда!Во всех песнях Виктора Цоя звезда – образ Христа.
В небе над нами горит звезда,Некому, кроме неё, нам помочь,В тёмную, тёмную, тёмную ночь…Рассматривая текст формально, мы видим смысловое противоречие в песне. «Синее небо да солнца круг», – всё светло и прекрасно, светит солнышко, и вдруг это называется… трижды (многоступенчатая) – тёмная ночь.
По сути, здесь нет противоречия, так как речь идёт о метафизической ночи греха. При светящем, привычном для нас солнце и чистом небе одновременно соприсутствует господство зла в мире людей, в их духе и душах – тёмная, тёмная, тёмная ночь.
Земную жизнь без Бога святые отцы сравнивали с блужданием в ночи. Христос говорил: «Я Свет миру» (см.: Ин. 8, 12). Пребывая телом на земле, человек внутренне, духом своим идёт либо к Богу, либо от Бога. Творит волю Божью или диавольскую. Последнее определяет вечную участь человека.
Поэтому Виктор Цой возглашает о Христе как о помогающей Звезде, освящающей заблудшим путь в ночи греха: «Некому, кроме Неё, нам помочь». У ночи есть и иные толкования, которые прозвучат в других песнях Виктора Цоя.
Ночь прошла, а за ней гроза.В жизни каждого человека есть «ночь» греха. И днём, и ночью тёмные тучи, образы духов зла, стремятся закрывать Солнце Правды – Христа. Но в грозу, во время смятения, хмурое небо озаряют блистания молний. Грозу, «гнев» Божий на свой брак с диаволом, на свои грехи, «призывает» и обрушивает на себя некающийся человек.
О такой грозе, где гром, как глас Божий, «гневается на злую серость» и молниями Небесного света освящаются ум и дух человека, поёт Виктор Цой. Его самого, тайно ищущего Бога, озаряют некие частные божественные откровения. Отсюда и его таинственные стихи-песни.
Грустный дождь да ветер шутник.Это вновь образы нечистых духов-искусителей. Они мешают войти в глубины познания себя и Бога. Взгляните на канонические иконы «Рождества Христова». Там, с краю, есть образ грустящего и погружённого в раздумья Иосифа Обручника.
К Иосифу склоняется лохматое существо и что-то ему говорит. Это образ беса-искусителя, который склоняет Иосифа выдать Богородицу на побиение камнями, убеждая, что зачала она от прелюбодеяния.
Цой поёт о подобном, когда бес шепчет: «Небесных молний не было, тебе показалось, не думай о них, живи, как прежде, с серой внутренней тоской, грустным дождём внутри (в сердце – духе)». В песне «Подросток» Виктор Цой так сказал: «Попробуй спастись от дождя, если он внутри (тебя)».
В напарники в мошенничестве первому духу-искусителю является бес «легкомыслия» – «ветер-шутник». Он с озорством подскакивает к мыслителю и панибратски говорит: «Хватит, Витя, грузиться философией. Пойдём, выпьем, развлечёмся. Давай фактически реализуем сюжеты лихой песни «Мама – анархия, папа – стакан портвейна…» или песни «Прохожий».
Руки в карманы, вниз глаза.Руки, образ внешней деятельности, прячутся внутрь карманов. Это места для ценных вещей, это сокровищницы, хранилища. Туда, внутрь себя, переносит Цой свою деятельность. Руками закрываются карманы от внешних «карманников» (бесов и людей, ими водимых, как куклы), ненужных визитёров, лезущих в дух и душу.
В карманы прячутся руки и во избежание рукопожатий, даже с формально близкими людьми. Для глубоких раздумий требуется уединение от всех, кроме Бога. Человеку нужна внутренняя «пустыня» от постороннего людского присутствия. Глаза также прячутся вниз во избежание внешних, мешающих впечатлений и развлечений. Глаза – только на дорогу, чтобы не упасть в яму.
Христа ради юродивый, Афанасий Андреевич (Сайко), из города Орла, поговорками учил. Одна из них: «Глаза как тормоза, нос как паровоз, губы как трубы». «Глаза как тормоза», – глаза надо придерживать, чтобы не бегали по сторонам.
«Нос как паровоз», – паровоз не сворачивает с намеченного пути, так как идёт по рельсам, если он с них сойдёт, то это может обернуться катастрофой. Так и в жизни нельзя сворачивать с избранного пути, с пути Божьего. «Губы как трубы», – чтобы воспевать и восхвалять славу Божию.
Так в своих псалмах говорит царь Давид: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» (см.: Пс. 150). Виктор Цой спел о том же: «Глаза – тормоза. Вниз глаза» (Не глазей по сторонам, не развлекайся, не рассеивайся на пустое).
Да за зубы язык.Для внешних – нет слова, да и они не поймут. Надо внутри себя разобраться, осознать глубины, приоткрывающиеся в себе. Слова мешают, нужна молитва при молчании ума. Нужно частное откровение Бога духу и уму человеческому. Нужен Утешитель с Небес, и любой «третий» (человек) здесь будет лишним.
Ох, заедает меня тоска, верная подруга моя.Пей да гуляй, пой да танцуй, я с тобой пока.Тоска и печаль бывают двух видов: греховная и не греховная. Первая – от действия на человека особого демона. Это очень опасное состояние, и нельзя себя отдавать ему. Вторая Тоска – печаль по Богу – также может иметь значение как общая и тайная характеристика общества.
Тоска – верная «подруга», неизбежность, которая мучает, заедает тех, кто ещё не нашёл Бога. Поэтому она – в кавычках подруга. Слово «подруга» в древности звучало как другиня (другая, как я). Отсюда же и слова «друг», «дружина».
Далее опять диалог с внешним человеком, подобный тому, что описан выше, в песне «Группа крови»: «Я хотел бы остаться с тобой». Этот диалог, как маска, для маскировки от внешних наблюдателей своего внутреннего поиска Звезды – Христа.
Виктор Цой в этом фрагменте поёт для людей, не способных понять его внутренние переживания, успокоительное для нихуверение: «Пейдагуляй, пой да танцуй, (отвлечение от гнетущей и заедающей внутренней тоски), я с тобой пока». Именно – пока!
Слово «пока» выдаёт тайные намерения автора уйти с маскарада псевдо-счастливых и духовно беззаботных людей и идти к Звезде по имени Солнце, Звезде Правды и Любви, ко Христу.
Звезда по имени Солнце
Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле,Одеялом лоскутным на ней город в дорожной петле,А над городом плывут облака,Закрывая небесный свет, а над городом –Жёлтый дым, городу две тысячи лет,Прожитых под светом звезды по имени Солнце.Две тысячи лет – война, война без особых причин.Война – дело молодых, лекарство против морщин.Красная-красная кровь –Через час уже просто земля,Через два – на ней цветы и трава,Через три – она снова живаИ согрета лучами звезды по имени Солнце.И мы знаем, что так было всегда,Что Судьбою больше любим,Кто живёт по законам другимИ кому умирать молодым.Он не помнит слова «да» и слова «нет»,Он не помнит ни чинов, ни имён,И способен дотянуться до звёзд,Не считая, что это сон.И упасть опалённым звездой по имени Солнце.Звезда по имени Солнце – это Христос.
Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле.Описываемые вещи – символическое описание земным языком райской катастрофы, следствие грехопадения. Во-первых, если снег белый, то почему лёд серый? Здесь есть глубинный подтекст. В обычной природе, в экологически чистых местах, снег белый, Лёд в тех же местах чистый и прозрачный с голубоватым отливом, а в тексте Цоя лёд серый.
При бурении вечных полярных льдов учёные обнаружили слой льда, серый от пепла и вулканической пыли. Это след планетарной катастрофы, какого-то мощного взрыва, вызвавшего выброс в атмосферу земли огромного количества пыли и вулканического пепла.
Последнее стало препятствием для солнечных лучей согревать землю, что привело к резкому изменению климата на земле, к похолоданию, большому обледенению полюсов, к гибели многих видов животных и растений. Итак, белый снег лежит на посткатастрофном льду а лёд – на растрескавшейся земле. Земля трескается только при её глубоком промерзании или засухе.
Виктор Цой этими символами описывает природу человека после грехопадения. Между людьми царствует холод и «лёд», отчуждение, вражда, злоба. Людей, крайне озлобленных и цинично жестоких, называют «отморозками».
Одеялом лоскутным на ней город в дорожной петле.Одеяло лоскутное есть образ Православной Церкви, сравниваемой с лоскутами, поместными Церквями, находящимися на земле. Но и «лоскутами» в нас находится доверие Богу.
По мере серьёзного и чуткого нашего стремления жить по воле Божьей, лоскуток «нитками» скорбей, трудностей и радостей, молитв и постов «пришивается» к «одеялу» веры более прочно. Одеяло – согревающая одежда, под его покровом немного отогревается земля, сердце (дух) падшего и повреждённого человека. Сердце, обогретое благодатью, становится способным рождать святой плод духовный.
Одеяло отождествляется одновременно с «городом в дорожной петле». Город – огороженное людское поселение. Церковь огорожена оборонительной от ересей стеной – догматическим учением – «Символом веры». Почему речь идёт о Православной, а не о Католической Церкви, не говоря о протестантских, у Виктора Цоя будет сказано ниже. Это слова о двух тысячах лет войны и о возрасте города.
Католическая Церковь была первое тысячелетие Православной, но к десятому веку по ряду духовных причин, прежде всего безумной гордости, властолюбию, славолюбию Римских первосвященников, отпала от духовного предания Православия. Последнее привело к мутации (аномальному отклонению от нормы) в духовно-нравственном и догматическом отношении.
В десятом веке произошёл необратимый разрыв Католичества с Православием. Католичество стало стремительно разлагаться, что привело к появлению в Западной Церкви в 16 веке протестантизма, а затем на территории западной Европы – материализма, атеизма и сатанизма. Православие же существует, условно говоря, две тысячи лет.
Петля в этом стихе Цоя есть образ времени. Свойство его, как и петли, – сокращаться. Православие, по слову Христа, будет со временем уничтожаться повсюду. Христос, говоря о времени своего Второго Пришествия и времени Страшного Суда, вопрошал риторически: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Найду ли Я веру (в Меня и Пославшего Меня) на земле???
А над городом плывут облака, закрывая небесный свет.Христос говорил: «Я свет миру» (см.: Ин. 8, 12). Христос и есть тот Небесный Свет в тексте Цоя. Облака и тучи, в системе символов Виктора Цоя, как я писал выше, есть образ демонических сил, стремящихся закрыть от людей Спасителя. «И стена из кирпичей-облаков крепка», – из песни «Странная сказка». «Но я вижу, как тучи режут солнечный луч», – из песни «Место для шага вперёд».
А над городом – жёлтый дым, городу две тысячи лет,Прожитых под светом звезды по имени Солнце.Жёлтый дым бывает от химических и металлургических производств. Это образ еретических, псевдоцерковных и оккультных учений, стремящихся отравить, исказить, вызвать мутацию Православия внутри города.
У Цоя жёлтый дым именно над городом, а не вне его. Город прожил две тысячи лет под светом Звезды – Христа. Цой опять уклоняется писать о жизни вне города, тем утверждая, что вне света «Солнца-Звезды» жизни нет.
Там нечто другое, имитация жизни, душевность вместо духовности. Подлинное Христианство – Православие, оно есть жительство по Духу Святому. По Духу Христову, вне Света Христова горение духа человеческого всерьёз невозможно.
И две тысячи лет война, война без особых причин.Эта война духовная, особая. Внешний мир причины понять не может. Да и духовной войны особо не замечает, по причине духовной слепоты, привыкнув к видению только войн в физическом смысле: за территории и ресурсы.
Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал о жизни человека на земле: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца (дух, средоточие жизни) людей». Виктор Цой споёт в песне «Война»: «И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал – между землёй и небом – война»…
Война – дело молодых, лекарство против морщин.Виктор Цой вновь использует контрасты для привлечения внимания к скрытому подтексту. Реальные войны всех уровней – это не шутки и весёлая игра молодых, это жёсткая схватка зрелых мужей, независимо от биологического возраста. Виктор Цой говорит о молодых в переносном смысле, о тех, кто верит в воскрешавшего мёртвых Христа. И именно Им, поэтому они вечно молоды.
Подтверждение тому следующие слова Виктора Цоя о лекарстве против морщин. Масло и крема на его основе препятствуют старению кожи. Масло – символ духовной пищи и лекарства.
Греческий язык богаче славянского. И в молитвах, там, где мы говорим: «Господи, помилуй (Господи, амнистируй нас и излей милости Твои на нас)». Там греки скажут: «Кирие елейсон» – «Господи, умасли, то есть напитай нас благодатью, смягчи и исцели раны греховные».
В земных войнах люди быстро взрослеют. У детей войны детства не было, они резко все повзрослели. Воины, находясь под палящим солнцем, жестоким ветром, дождями и снегом, глядя в прицелы, выходя в дозоры, в разведки, быстро обзаводились морщинами. Но Виктор Цой поёт о лекарстве против морщин духовных. Это лекарство – благодать, даруемая тем, кто воюет с диаволом в себе самом.
Красная-красная кровь – через час уже просто земля,Через два – на ней цветы и трава.Здесь речь идёт о крови мучеников. Двойное, через дефис, упоминание о крови означает прямой, и одновременно переносный, и усиленный смысл. Красным славяне называли красоту: красная горка или площадь, красный молодец, или красна девица.
Источник вечной красоты – Бог. Кровь, за Него пролитая, имеет Христову красоту. «Кровь мучеников – семя христианства» (см.: «Аполагетик», 50, 13), – писал учитель Церкви и апологет второго века Тертуллиан. В истории Церкви мы видим, что там, где проливалась кровь святых, вскоре снова, как удобренные, произрастали духовные цветы и трава. Всё это происходило, если люди не угашали в себе своего духа, «пламенеющего» к Богу.
Через три – она снова жива,И согрета лучами звезды по имени Солнце.В псалтири мы видим сравнение человека с травой: «Дни человека – как трава, как цвет полевой, так он цветёт» (Пс. 103, 15). Милость же Господня от века и до века на боящихся (отпасть от Него) Его» (Пс. 102, 17). Святым Духом всякая душа живится, угасшее воспламеняется. Согревается Солнцем духовным сердце человека – земля, растрескавшаяся, обезвоженная, замороженная и обожжённая морозом.