Книга Виктор Цой – уста к небу, уста к земле - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Шкляев. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Виктор Цой – уста к небу, уста к земле
Виктор Цой – уста к небу, уста к земле
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Виктор Цой – уста к небу, уста к земле

Опять видим перекличку с песней «Апрель»: «Над землёй мороз, что ни тронь – всё лёд…» Оживает согретый Богом человек, но не механически, а всем существом жаждущий и алчущий быть в Боге. Апостол Павел писал: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19).

И мы знаем, что так было всегда,Что судьбой больше любим,Кто живёт по законам другимИ кому умирать молодым.

Здесь говорится об иных законах. Учёные знают, что в микромире (физика элементарных частиц) есть свои законы, противоречащие законам макромира (физика средних величин), нашего привычного мира. В свою очередь, одновременно эти два вида законов противоречат законам мегамира (физика гигантских, космических величин). Звучит парадоксально, абсурдно, но это факт.

Подобно этому, в трёхсоставном человеке сосуществуют одновременно три вида законов. Физический – закон для тела, душевный – закон межчеловеческих взаимоотношений и духовный – закон духовных взаимоотношений с божественным или демоническим миром.

Виктор Цой поёт о частичном знании им и близким ему по духу людям тайн Промысла Божия. Он споёт следующее: «Судьбой (непостижимыми для человека, далёкого от Бога, судами Божьими) больше любим тот – кому умирать молодым».

Вечно молоды те, кто духом – во Христе. В числе их и сам Виктор Цой. Здесь речь не о биологическом возрасте, а о внутреннем выборе человека: «Быть с Богом вечно молодым, или без Него».

О себе он спел и в песне «Легенда». Он был извещён, что умрёт молодым. Для обычного сознания эти слова – безумие, как и само Христианство. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, (без Меня) тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её», – говорит Христос (Мф. 16, 25).

Разве не «безумны» слова апостола Павла: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1,21). «Имею желание разрешиться (расстаться с палаткой, временным, непостоянным жильём этого тела) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23).

Он не помнит слова «да» и слова «нет»,Он не помнит ни чинов, ни имён.

Эти слова о бесстрастном человеке, герое песни, выросшем на растрескавшейся земле и одновременно ею являющимся. Но согретый, превратившийся в вечно цветущую и молодую личность под светом звезды по имени Солнце.

Бесстрастие – это не стоическое бесчувствие. Бесстрастие – значит отсутствие страстей, свобода от всего демонического, то есть приносящего сердцу (духу) человека страдания.

Такое сердце, слышащее, видящее волю Божью и творящее Её, преисполняется Миром Христовым и беспредельной радостью и ликованием. Слова такого человека исполнены Духом Святым. Имеют Силу и Власть, покоряющие не внешним насилием, но Истиной живой, называемой Любовью. Они «жизненосны» и святы.

Христос учил учеников трезвости, твёрдости и верности Истине, образно высказался так: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Поэтому Цой и спел: «Он не помнит слова «да» и слова «нет»». То есть этот человек не половинчатый, он целостный. Его слово – да-да, или нет-нет. Он не лукав. При таком устроении он словно «не помнит», не внимает что-то значащее для других людей: внешние чины, звания, громкие и славные имена.

Например, пророк Иоанн Креститель или пророк Илия. Они равным образом обличали как простолюдинов, так и самих царей. Оба были нелицеприятными. Для них пустыми звуками были слова царь, царица, вельможи и любое знатное имя. Они были как всецелое служение Богу.

Если человек смотрит не на то, что скажет о нём Бог, а на то – что скажут люди, такой садит сам себя на цепь человекоугодия и сам себя лишает духовного роста. А людям, перед которыми он заискивает, даётся в руки эта цепь для манипулирования человекоугодником.

И способен дотянуться до звёзд,Не считая, что это сон,И упасть опалённым звездой по имени Солнце.

Апостол Павел, говоря о святых, сравнил их со звёздами: «Звезда от звезды разнится в славе» (см.: 1 Кор. 15, 41). Тот, о ком поёт Цой, ищет святости. Святой не значит безгрешный. Только Бог без греха. Святой – значит выделенный из мира зла, он носитель Духа Божьего, он – храм Божий.

Способен дотянуться до звёзд – всё равно, что спортсмен, силой равный олимпийским чемпионам, «звёздам спорта». Но зачем ему это? Его путь – только к Богу, поэтому Цой употребил слово «способен». Способен, но не станет тянуться к «звёздам» земным, к славе земной. Его цель и край желаний – только Бог и исполнение Его воли.

Цой поёт о себе и о тех, кто шли путём, указанным Христом, поёт о святых. Они становились великими мудрецами. С их знанием природы человеческой и Бога они могли стать мировыми «звёздами» в качестве правителей народов, гениальными реформаторами мира сего, величайшими «светилами» науки, медицины, управления и тому подобное. Но они трезво смотрели на жизнь.

Выше я упоминал слова из песни «Группа крови»: «звёздная пыль на сапогах». Всю «звёздность» падшей земли они вменяли в мусор, мешающий идти к Богу. Земную жизнь считали за тяжкий «сон».

Старые люди так и говорят: «Жизнь пролетела как сон». Христос говорил, что «верующие в Него и Пославшего Его (Отца) имеют жизнь вечную». На фоне этих слов земная жизнь без Бога не жизнь, а фальшивка, обман, «издёвка», гниль.

Тот, кто взойдёт на Небо по дару Христа, водимый Духом Святым, не может не ужаснуться своей нечистоты и недостоинства быть с Богом, с бесконечной Любовью. В одной из обширных и глубоких молитв преподобного Ефрема Сирина есть такие слова к Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что удостоил меня пасть на лице свое пред Тобою».

В Священном Писании сказано: «Небо не чисто пред Ним» (Иов. 15, 15). Ужаснётся там каждый святой и упадёт пред Богом в покаянии, благодарности и духовном восхищении. Упадёт опалённый превосходящей всякое разумение Любовью, опалённый Божественным Огнём, уничтожающим всякую нечистоту и усыновляющим человека Богу.

Печаль

На холодной земле стоит город большой.Там горят фонари и машины гудят.А над городом – ночь, а над ночью – луна,И сегодня луна каплей крови красна.Припев:Дом стоит, свет горит, из окна видна даль.Так откуда взялась печаль?И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить.Так откуда взялась печаль?А вокруг благодать – ни черта не видать,А вокруг красота – не видать ни черта.И все кричат «ура», и все бегут вперёд,И над этим всем новый день встаёт.Припев:Дом стоит свет горит…На холодной земле стоит город большой.

Город на холодной земле имеет то же значение, что и в предыдущей песне. Это метафизический холод из-за удалённости мира людей от Бога.

Там горят фонари.

Горящие фонари – душевные ценности, освящающие быт, но не Бытие. Душевность можно уподобить чем-то угасшему, остывшему. Для людей, не знающих Бога, душевность воспринимается как высшая, а не средняя область жизни человека. Для них она – духовность, однако, мутная.

Фонари отчасти имитируют солнце, как поролоновый и ароматизированный хлеб может на время имитировать подлинную пищу. Таким «хлебом» можно наполнять желудок и при этом умирать от голода. Это и происходит с душевными «звёздами». Почти сплошь все эти безбожные «фонари»: эстрады, театра, кино, спорта, иногда политики и бизнеса – спились, опустились на дно, кончали жизнь самоубийством или в психбольницах, тихо сошли с ума.

Это неизбежное следствие безбожного мировоззрения, ведущего в тупик. Утрата Богообщения неизбежно ведёт к аномальному развитию внутреннего человека, его деградации и гибели. Об этих «фонарях» будет сказано ниже, при рассмотрении песни «Сосны на морском берегу».

И машины гудят.

Гудящие машины – образ суеты житейской, громких, гудящих на весь мир проектов или конкретных личностей, двигающихся в потоке внешней жизни. «Гудят» – сигналят другим на дороге земной жизни, указывая всем, кто «хозяин» на дороге, или предупреждая о столкновении. Масштабы и размеры «машин» разные.

Гудят во всех слоях людского общества: от кухонь до высоких трибун. Это «мышиная возня» пред лицом вечности. Безбожные мыши, как и люди, конфликтуют с себе подобными, зачинают и рожают потомство, благоустраивают себе норы, гнёзда, заготавливают зёрна и т. п.

А над городом – ночь, а над ночью – луна.

Как я уже писал, расшифровывая песню «Звезда», ночь есть жизнь без Бога, без Солнца правды – Христа. Луна – спутник. Она светило малое, слабо отражает свет солнца. Луной можно назвать явных или тайных философов, мудрых аскетов, тех, кто, обуздывая посильно страсти, искренно искал Истину, звал её, обращал молву-молитву к Ней. Такие отчасти начинали постигать Бога. Их воззрения, как свет луны, могли, хотя и слабо, светить-отражать Истину.

Святитель Климент Александрийский писал: «Евреям единый Бог дал пророков, а эллинам (грекам) – философов (см.: Климент Александрийский. Строматы). В Успенском храме Троице-Сергиевой лавры, в притворе, изображены древнегреческие философы, своими вопросами «вспахавшие» умы эллинского мира для принятия семени-проповеди христианства.

И сегодня луна каплей крови красна.

В книге пророка Иоиля говорится о Дне Судном, последних временах гибнущего мира. Там мы находим, что «солнце превратится во тьму и луна – в кровь» (см.: Иоил. 2, 31).

В природе красноватой луна бывает видна во время восхода или заката солнца, когда свет солнца проходит сквозь толщу воздуха над горизонтом. Рассматривая слова пророка Иоиля, ясно, что с помрачением солнца, отречением человечества от Христианства придёт Антихрист. Дабы после трёх с половиной лет его правления явилось Солнце Правды – Христос во славе своей – Праведный Воздаятель.

Как при закате и восходе солнца луна бывает красноватая, так и, говоря о времени правления Антихриста, надо сказать о кровавом для христиан времени. Те, на ком будет «знамение» Солнца, как свет на луне, обагрятся кровью, но сохранят на себе Свет Христов.

Они будут ненавидимы всеми за имя Христа, их будут гнать и убивать. Говоря о духовной стороне пророчества, отмечу следующее: сами люди, ненавидящие Истину, своей волей как бы гасят солнце, а точнее, ослепляют себя злом, замазывают грязью и гнилью свои очи сердечные или «выкалывают» себе глаза лукавством и злобой диавольской.

Диавол, искушая Христа в пустыне, показал богатства мира и предложил за поклонение ему дать эти богатства. Невидимо, в сердцах своих, люди кланяются диаволу, люди сами организовывают закат Солнца Правды для самих себя.

Виктор Цой поёт о луне. Она как капля в океане неба, и она кровавая. И она напоминает Цою и всем людям о грядущем конце – в затягивающейся дорожной, временной петле («город в дорожной петле»). Спето, что луна сегодня… красна. Каждый день, прожитый людьми в отвержении – жить по воле Божией, – приближает конец этого мира.

Дом стоит, свет горит, из окна видна даль.Так откуда взялась печаль?

В современном обжитом доме при наступлении ночи включают свет. А где свет, значит там и все электроприборы, созданные для комфорта. Итак, каждый дом в городе комфортен для проживания. Из окна обывательского мировоззрения видна даль – перспективы и планы на будущее земное благоустройство.

Но сердце, ищущее истину, начинает чувствовать и духом видеть. «Земля и дела на ней сгорят» (см.: 2 Пет. 3, 10), – по слову апостола Петра. Царь Соломон в книге «Екклесиаста» написал: «Во многой мудрости (во многом знании) много печали» (см.: Еккл. 1, 18). Виктор Цой, ощущая в себе многое знание, чувствует пришествие печали как о Боге, так и о себе, о людях, о судьбах земли.

И вроде жив и здоров, и вроде жить –                        не тужить,Так откуда взялась печаль?

Опять недоумение «по плоти» – откуда взялась? Вроде всё хорошо. Но что за странное, не от меня, а с другой, неизвестной пока стороны, пришедшее чувство, извещение – печаль?

Печаль есть ощущение тайного сиротства человека от Бога, от Отечества Небесного. Все, ищущие и живущие духовной жизнью, бывают внешне одни. И печаль их – разлучение от Бога, печаль о Боге, печаль-тоска. Об этом я писал выше, объясняя смысл песни «Звезда»: «Ой заедает меня тоска, верная подруга моя».

А вокруг благодать – ни черта не видать.А вокруг красота – не видать ни черта.И все кричат «ура», и все бегут вперёд.И над этим всем новый день встаёт.

Источник Вечной Красоты, Доброты и Благодати – только Бог. А при явлении Бога, Света Истины, бесы-черти исчезают как дым, от того их и не видать. Гнев на них, демонов, духов зла, есть законная реакция нормального, чуткого человека.

В этом смысле Церковь и молится: избавить от гнева, то есть даровать состояние жизни. Тогда не будет необходимости реагировать на приходящих к каждому человеку духов зла и использовать дар Божий, данный для охранения человека, – гнев святой и справедливый.

Слова «гнев», «гнать», «гнушаться», «гнусность», «гной», «гниль» имеют сжатый (без гласных звуков) корень «гн», возможно, от слов: «поганый» или «прогонять». Сам Христос гневался святым гневом. Виктор Цой об этой Благодати, прогоняющей чертей, спел для всех слушающих его.

Контекст песни – печаль. При близости Бога нет места печали. Значит, обстоятельства песни – время мрака. И понятия «благодать и красота» нужно понимать как взятые в кавычки, как ироническую усмешку. Слова «ни черта не видать» означают кромешную тьму, на фоне которой чёрные черти не видны.

При окружающем зловонии почти не ощутим смрад отдельного источника зловония. Будь бы хоть немного света, то черти-бесы были бы видны. Мрак. И в этом безбожном мраке все кричат: «Ура». Бегут вперёд. Христос сказал: «Слепой слепого поведёт, оба упадут в яму». Во тьме, с победным «ура», все без Бога бегут в яму, в беду. И так каждый новый день. Отсюда третий смысл печали: он о судьбах человечества без Бога.

Война

Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,Нарисуй мне портреты погибших на этом пути,Покажи мне того, кто выжил один из полка,Но кто-то должен стать дверью,А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.Припев:Земля, небо.Между землёй и небом война.И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал,Между землёй и небом война.Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь,Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.Где-то есть люди, для которых теорема верна,Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,Под которым дрогнет стена.Припев:Земля, небо…Покажи мне людей, уверенных                        в завтрашнем дне,Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

«Завтра не в нашей власти». «Судьбы Господни непостижимы». «Все надеющиеся на себя – пали», – говорят православные святые. В Евангелии мы читаем притчу о безумном богаче, в безумной самоуверенности и самообольщении надеющемся на свой урожай. Он исключил Бога из своей жизни. Приговор ему от Бога был страшен: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя (истяжут, через истязание вырвут бесы душу твою)» (см.: Лк. 12, 16-20).

Евангелие и жизнь показывают нам таких людей, уверенных в завтрашнем дне. Из своей священнической практики приведу страшную иллюстрацию, раз Виктор Цой просит «нарисовать духовные портреты погибших на этом пути».

Один человек просил меня объяснить следующее. Его дядя, живший в Санкт-Петербурге, был при смерти и находился в больнице. Когда моему знакомому сообщили об этом, то он вылетел к дяде из города Ижевска и прямо из аэропорта поспешил в больницу. В больнице врач сказал, что больному осталось жить 2–3 часа. «Внешне он обездвижен, но он всё слышит, и с ним можно попрощаться», – сказал доктор.

Дядя тот был яростным атеистом и о Боге категорически ничего слышать не хотел. Мой знакомый благодарил дядю, который помогал ему как отец, и умолял хотя бы перед смертью обратиться сердцем к Богу, безгласно, духом своим попросить у Него прощения.

Вдруг дядя телом словно вскипел. Тело его стало вздыматься и проваливаться, одновременно дрожать и извиваться. Его движения и метания были абсолютно противоестественны, даже для здорового человека. Он извивался как змея или червь, проколотый или рассечённый чем-то острым.

Неописуемый, пронзающий ужас, обжигающий холод и жуть охватили моего знакомого, и он бросился прочь из больничной палаты. В коридоре находилась жена дяди. И мой знакомый, запыхаясь, не в силах подобрать слов, мог ей сказать только: «Зайдите скорее, зайдите, там такое, такое»… Жена дяди вошла в палату и тут же вышла, сказав, что он уже умер.

На вопрос ко мне: «Что это было?» – я ответил: «Ваш дядя не отозвался на милость Божию, на Его зов. Бог ему из Ижевска прислал племянника, чтобы через него в последний раз постучаться в его сердце. Да Он и всю жизнь к нему в сердце стучал. Вашу просьбу о покаянии дядя отверг однозначно и необратимо.

Вырвать его душу прибыли демоны, близость которых ощутил ваш дух. Вы не были готовы к такому. Ужас и жуть неописуемая выбросили вас из палаты. Это была милость Божия, чтобы вы не увидели нечто более ужасное и не сошли бы с ума. Вам необходим был такой опыт (от слова – отпыт, пытка), чтоб увериться в истинности Евангельского свидетельства».

В качестве примера, подтверждающего мою версию, я привёл ему фрагмент из зашифрованной сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Там есть такой сюжет. Буратино продал проявление любви папы Карло – букварь – и купил билет на спектакль театра Карабаса Барабаса. Спектакль назывался «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника», по годам жизни Господа Иисуса Христа.

Уничтожить Христа, избить Его до смерти искали с самого рождения. Ирод Великий уничтожает Вифлеемских младенцев в надежде, что среди них будет Тот, кому искали поклониться волхвы.

На сцену вышел Пьеро – образ служения Иоанна Крестителя. И он говорил о любви к Мальвине, девочке с голубыми волосами. Голубые волосы – символ Неба. Сама Мальвина – образ Небесной любви, самой Церкви. За слова любви к Мальвине арлекин бьёт Пьеро по голове, отвешивая подзатыльники и давая пощёчины.

Буратино срывает этот спектакль зла. И в сказке сказано: «…Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от УЖАСА при одном взгляде на него». Это был доктор «кукольных наук» Карабас Барабас. И он сказал Буратино: «Так это ты помешал представлению мой «прекрасной» комедии?»» Люди без Бога становятся куклами в руках этого «доктора кукольных наук». Нечто подобное, встречу с ужасом, давящим и парализующим, пережил и мой знакомый.

Подобное переживал и я, когда люди показывали мне фотографии на сотовых телефонах или томографические снимки с огромной опухолью на шее больного, на которых запечатлелся сверхъестественным образом бес. (Врач больного попросил повторить снимок, и на втором снимке был бес (на месте опухоли). Видимо, это исключение из обычной практики было нужно и врачу, чтобы уверовал в реальности демонического «мира»).

Это был страх не животного происхождения, переживая это, я сам находился на грани сумасшествия от демонического страха и, призвав Бога, получал облегчение. Эти случаи относительно редкие и подаются людям при невозможности иным образом «достучаться» до них.

Покажи мне того, кто выжил один из полка.

Одному, выжившему из полка, никто не поверит. Такому скажут: «Докажи, что ты не дезертировал, не сбежал с поля боя». На поле боя не могут все быть убитыми сразу, потери будут и ранеными в разной степени. Если и отступить пришлось, то отойди с ранеными. Если не удастся найти свидетелей, то трибунал. По законам военного времени посылали таких людей или в штрафной батальон, или на расстрел.

Итак, эти слова Цоя говорят, что в полку «уверенных в завтрашнем дне» погибают все. Но если кто-то говорит обратное, уверяя, что «выжил один из полка», то он лжёт. Покажи мне его, и я скажу ему: «Докажи».

Но кто-то должен стать дверью,А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.

Христос сказал: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (см.: Ин. 10, 9). «Никто не приходит к Отцу как только через Меня» (см.: Ин. 14, 6). Ищущий всерьёз смысл жизни приходит к поискам Бога, слышит глас Христов.

«Гордость есть медная стена между Богом и человеком», – говорил преподобный Макарий Египетский.

Гордость самовлюблённого человеческого ума является тем замком, который препятствует открыть дверь тому, кто идёт к Богу. И только когда человек покорит себя Духу Святому, а точнее отречётся от своего падшего мудрования, своей практической жизнью (возьмёт крест отречения от себя) станет творить волю Божью, а не свою, тогда откроется ему Дверь в Царствие Небесное.

Итак, дверь – Христос. Замок – самовлюблённый и самоослеплённый ум человеческий. Ключ, в песне Виктора Цоя, – правильная христианская жизнь.

Христос сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16, 12). «Утешитель же, Дух святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Из этого следует, как я писал выше, что Евангелие – недовмещённая книга по причине неспособности учеников вместить. Евангелие есть только важный указатель пути. В самом Евангелии мы читаем слова Христа: «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). За исполнение заповедей человеку Христос дарует Духа Святого. Он же, Дух Святой, возводит дух человека к познанию – соединению с Отцом Небесным.

О том же мы читаем в символической сказке «Золотой ключик». Черепаха Тортилла (образ святых) достаёт со дна болота (образ Церкви для внешнего мира – болото) золотой ключик (это крест, образ правильной духовной жизни, соединение духа человека с Духом Святым Божиим). Она говорит следующее: «Это ключ от «сЧАСТЬя» («приЧАСТЬя» Богу), им открывается потаённая дверка (в Царство Небесное)».

Эта дверь одновременно и в сердце, сердцевину человека, образ Божий в человеке. Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 21). Преподобный Исаак Сирин говорил: «Царство Божие и клеть сердечная – суть одно есть. И входя в одну входишь и в другую» (см.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические).

Сам крест, без Христа на нём распятого, ничего не значил для нашего спасения. Виктор Цой спел, что «кто-то должен стать… ключом». Именно Христос, на кресте распятый, и стал «ключом». Он отверг, открыл, обесценил «замок» гордости воли человеческой. Не удивляйтесь одновременной символике Христа. Сам Себя Христос называл «дверью», «пастырем добрым», «сеятелем», «лозой истинной», «светом миру» и другими образами.

Земля, небо.Между землёй и небом война.И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал,Между землёй и небом война.

Повторюсь, в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» есть слова: «тут диавол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Земная, падшая, бесовской нечистотой пропитанная воля человека борется с волей Бога внутри самого человека. Человеческое «Я», объятое духом недоверия – неверия Богу, стремится перечеркнуть в себе волю Божию. Выше я писал о букве «X», что значит перечёркнутость.

Адам и Ева, согласившись с предложением диавола вкусить запретный плод раньше времени, как бы перечеркнули Бога в себе, начертав «X» на «потолке» своего сердца. Каждый из нас своим выбором и внутренней жизнью или стирает над собой эту букву через отвержение своей воли, или ещё раз, но от себя лично, перечёркивает Бога этой буквой. Последним человек говорит: «Да-да, отрекаюсь от Тебя, перечёркиваю Тебя, сам, лично, не даю Тебе места в себе».

Чтобы вернуться к Богу, необходимо самоотречение и следование воле Божией по слову Христа. Нелегко «земле падшей» отречься от земли и стать Небом. Сам Христос с огромными усилиями покоряет свою человеческую волю воле Отца Небесного. В Евангелии мы видим описание ночи в Гефсиманском саду.

Христос как человек боится распятия, молит Отца Небесного: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (см.: Мф. 26, 39). При этом борении, молении, у Него от внутреннего напряжения рвутся кровеносные капилляры, и кровь выступает наружу вместе с потом.

«И был пот Его, как капли крови» (см.: Лк. 22, 44), – сообщает евангелист Лука. Подобное моление о чаше было и прежде. Мы видим, что Христос перед избранием двенадцати апостолов восходит один на гору и молится всю ночь. Это тоже было великое борение с собой и покорение своего ума и воли Отцу Небесному.

Христу надлежит взять в свои ученики не только лучших и средних, но и самого отвратительного – Иуду Искариота, прямого соучастника убийства Спасителя на кресте. Христос прекрасно знает дух каждого ученика. Знает, что Иуда Искариот войдёт в самый глубокий и необратимый брак с диаволом и родит то зло, ради которого Христос скажет: «Лучше было бы этому человеку не родиться» (см.: Мф. 26, 24). Христос прямо сказал ученикам: «Но один из вас диавол» (см.: Ин. 6, 70).