Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Сурикова:
Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится…Воспитатель. Представьте себе, будто идет белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным одеялом. Он ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, все вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным – таким же белым, как эта бумага (показывает лист белой бумаги), таким же пушистым, как эта вата или мех. (Показывает комочек ваты или кусочек белого меха.)
Затем педагог демонстрирует подготовленную заранее незавершенную композицию «Домик на лесной опушке» и просит детей подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами), что на этой картине тоже был снегопад – долго-долго шел белый пушистый снег (Дети предлагают свои решения.) Воспитатель обобщает предложения (можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской, изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами и др.). Затем берет белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика. Вместе с детьми удивляется и радуется тому, что домик сразу преобразился. Спрашивает, как станет выглядеть домик после долгого снегопада: какими будут стены, окошки. Показывает прием обрывания и выщипывания бумажной формы, подсказывает, что весь домик можно сделать из кусочков белой бумаги, но в этом случае нужно подобрать для фона бумагу яркого или темного цвета.
Дети выбирают материалы и создают свои «заснеженные» картины.
Музыка № 13.1
Задачи:
– учить определять настроение музыки, рассуждать о ее содержании;
– исполнять новогодние песни легким и светлым звуком;
– воспроизводить в движениях приподнятый, праздничный характер музыки.
Содержание
Слушание музыки: «Новогодняя сказка» (муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова).
Пение: распевка «Елочка»(М. Красев); «Вот какая елочка» (Т Попатенко); «Новогодний хоровод» (муз. Т Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Елочка» (муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой); «Снежинки» (польск. нар. песня).
Музыкальное движение: «Новогодний хоровод» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой).
Познание окружающего мира «Календарь»
Задачи:
– формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам;
– учить ориентироваться в прошедшем и ближайшем будущем времени;
– формировать представление о круглом годе, названиях месяцев;
– знакомить с разными свойствами предметов и материалов;
– знать свой день рождения, знакомить с разными видами календарей.
Предварительная работа: составление «коллекции» разных календарей (отрывные, настенные, карманные, перекидные, ежедневники); беседа о том, для чего нужны календари, что в них отмечают; рассматривание настенных календарей с пейзажами родной природы.
Материалы: разные виды календарей, картинки-символы каждого месяца (январь – санки, февраль – военный самолет, март – сосульки, апрель – мать-и-мачеха или другой первоцвет, май – ландыш, июнь – пушистый одуванчик, июль – земляника, август – яблоки, сентябрь – школьный портфель, октябрь – осенние листья, ноябрь – снежинка, декабрь – новогодняя елка).
Содержание
Воспитатель спрашивает у детей, какие названия месяцев им знакомы; какой месяц сейчас, какой был до этого, какой будет следующим. Рассказывает, сколько месяцев в году, как они называются.
Объясняет, что одни и те же месяцы повторяются в одном и том же порядке каждый год, а смена одного года другим происходит на Новый год. Рассматривает вместе с детьми календари с пейзажами родной природы: какое изображение какому месяцу соответствует.
Воспитатель читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Круглый год» (месяцы с января по октябрь) и М. Садовского «Двенадцать братьев» (ноябрь и декабрь) со слов: «Черный лес / Неотразимый / Прорисован до корней…» до слов: «Чтоб всех на свете пригласить / На праздник новогодний!».
Обсуждает с детьми, что происходит в каждом месяце, уточняет, поняли ли они, какой зайчик бегает в марте «по парте и по карте на стене», почему в ноябре лес назван черным, а сам месяц – предзимьем и т. п.
Обсуждает, какая картинка-символ подойдет для определенного месяца, и вместе с детьми раскладывает их в правильном порядке.
Воспитатель рассказывает, что раньше у нас в стране месяцы называли по-другому, например: лютый, цветень, травень, грозник, грязник, листопад, студень. Обсуждает, какие месяцы могли так называться, и предлагает придумать свои названия месяцев, например: снежень, капельник, ягодник и т. д.
Воспитатель обсуждает с детьми, какие дни в календаре выделены (обычно красным цветом): праздники, субботние и воскресные дни. Почему?
Рассказывает, что в группе детского сада можно отмечать в календаре не только погоду, но и дни рождения, праздники. Делать это можно с помощью условных знаков (например: торт со свечками – день рождения, украшенная елка – новогодний праздник, веточка мимозы – праздник мам и бабушек и т. п.).
Читает детям стихотворение Э. Мошковской «Какие бывают подарки»:
В подарокможно дудеть.Подарокможно надеть.Подарки вкусные есть.Мне шоколадка нравится:можно подарок съесть,золотая бумажка останется.Подарокможет взлететь.В клетке сидетьи петь.Подарокможет ползти.Плыть.Плавниками грести.Но каждый, наверно, хочетподарок,который ходит!Который хвостом виляет!И лает…Каждый желает!Задает вопросы о том, кому что дарили на день рождения, какой подарок был самым прекрасным, кому дети делали подарки своими руками, что это было. Обсуждает с детьми, как лучше выбрать подарок для своих друзей и родных, что надо обязательно подумать, какой именно подарок может порадовать именинника, что один из самых приятных подарков, подходящих для людей любого возраста, – цветы.
Подводит детей к мысли о том, что самое главное – хорошее отношение и внимание к тому, кому преподносится подарок. Любой, даже самый простой, подарок становится необыкновенным, если дарит его празднично одетый человек кому-то, кто тоже нарядился для праздника, если звучит радостная музыка, если подарок красиво оформлен.
Примерные правила дарения подарков
• Когда даришь подарок, нужно думать о том, кому ты его даришь: что ему может быть интересно, нужно, полезно.
• Нельзя говорить, сколько стоил подарок, а ценник следует снять.
• Подарок будет особенно приятным, если его завернуть в красивую бумагу или положить в специальный подарочный пакет. Подарок перевязывают красивой тесьмой или ленточкой. К нему можно приложить красивую открытку с добрыми пожеланиями, например, сделанную своими руками.
• Принято открывать подарки сразу, иначе можно обидеть дарителя.
• За подарок надо вежливо поблагодарить («Как ты угадал! Это именно то, чего мне хотелось», а не: «Спасибо, у меня уже три такие игрушки») и т. п.
Последующая работа: на занятии по рисованию дети делают странички для календаря группы, на каждую страницу наклеиваются фотографии детей, которые родились в этом месяце. В течение недели воспитатель обсуждает и напоминает каждому ребенку, когда у него день рождения.
Конструирование из бумаги
«Новогодняя гирлянда “Круглый год”»
Задачи:
– развивать умение участвовать в совместной работе, помогать приобретать навыки сотрудничества;
– способствовать освоению нового способа работы с бумагой (надрезание листа, сложенного пополам, на полоски одинаковой ширины);
– с помощью созданной поделки образно продемонстрировать цикличность смены времен года.
Материалы: листы мягкой бумаги разных цветов и оттенков, размером в *Л альбомного листа, тонкие полоски белой бумаги для ручек фонариков, ножницы, клей.
Содержание
Воспитатель напоминает детям о том, что все люди готовятся к встрече Нового года, украшают города, улицы, свои дома; предлагает тоже украсить группу красивой новогодней гирляндой. Обращает внимание, что группа очень большая, поэтому и гирлянда должна быть длинной. Ставит перед детьми задачу: как же быть? Чтобы сделать каждому такую длинную гирлянду, придется потратить много времени, и тогда дети не успеют погулять. Педагог выслушивает предложения детей. Возможно, кто-то догадается, что каждый может сделать небольшую часть гирлянды, а потом все части можно соединить, получив длинное украшение. Если дети такой вариант решения проблемы не предложат, воспитатель делает предложение сам.
Педагог показывает небольшой кусочек готовой гирлянды, сделанной, например, из фонариков. Предлагает посмотреть, как можно сделать основной элемент гирлянды, и объясняет: «Полосу яркой бумаги сложите пополам; с противоположной стороны от сгиба отогните небольшой отворот, примерно шириной в свой палец. Далее от линии сгиба до отворота нарежьте узкие полосы, затем аккуратно разверните лист, придайте ему форму цилиндра и склейте, слегка нажав на полученный цилиндр с боков; получим фонарик. Из небольшой полоски бумаги сделаем ему ручку. Каждый следующий фонарик будет с помощью своей ручки прикрепляться к предыдущему». (Показ сопровождается пояснениями.)
Воспитатель предлагает детям занять места за любым из четырех столов. Разделив детей на четыре подгруппы, предлагает назвать гирлянду «Круглый год» и каждой подгруппе дает свое задание: «Ваш стол будет делать зимнюю часть гирлянды. Какие цвета в природе чаще всего встречаются зимой? (Белый, голубой.) Делайте ваши фонарики именно из таких цветов бумаги». Для осенней части гирлянды выбираются другие цвета – красный, оранжевый, желтый и т. д. Среди общих выбранных тонов могут встречаться и другие, например желтый для весенней части гирлянды, если ребенок поясняет, что весной много желтых одуванчиков в траве.
По мере изготовления, дети каждой из подгрупп соединяют свои фонарики в единую цепочку. Так получаются четыре части, соответствующие сезонам года: зимняя, весенняя, летняя и осенняя.
Далее педагог обсуждает с детьми, с какой части следует начать собирать общую гирлянду: с осенней или весенней, с летней или зимней. Выслушивает рассуждения, напоминает детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Круглый год», в котором говорится о январе.
Воспитатель говорит, что начинается каждый новый год с зимних месяцев: января и февраля. Спрашивает детей, делающих эту часть гирлянды, почему они взяли бумагу для фонариков именно такого цвета? (Дети могут давать неожиданные ответы. Например: «Я сделала красный фонарик, потому что снеговику делают нос из красной морковки». Принимается любой, обоснованный ответ.) «Посмотрите, какая красивая зима у нас получилась!» – говорит воспитатель.
Подобным образом рассматриваются и другие части гирлянды, присоединяя к зимней части весеннюю, затем летнюю, затем осеннюю. Соединив все поделки в общую цепочку, воспитатель, показывая на край «осенней» ее части, спрашивает детей: «А что же будет потом, после осени?» (Приходит опять зима, за ней весна, ее сменяет лето, а затем осень.) При этих словах педагог замыкает гирлянду в круг. Еще раз движением руки показывает цикличность, повторяемость смены времен года, называя и их последовательность (сначала зима, потом… затем… и т. д.).
Воспитатель советуется с детьми, где разместить гирлянду, чтобы украсить группу. Предлагает рассказать дома родителям, почему наша гирлянда называется «Круглый год» и что это обозначает.
Примечание. Для создания гирлянды может использоваться и другой тип поделки. Так, если у детей вашей группы слабые навыки работы с бумагой и ножницами – используйте более простые элементы, например: бантики из бумаги, сложенной гармошкой, или просто колечки из полосок бумаги (рис. 1).
Занятие физической культурой № 13.2
Задачи:
– разучивать выполнение поворотов на месте переступанием;
– совершенствовать умение ползать по гимнастической скамейке;
– развивать быстроту, ловкость, силу.
Содержание
ОРУ на выполнение поворотов на месте (налево, направо) переступанием; ползание по гимнастической скамейке различными способами.
Художественная литература «Двенадцать месяцев»
Задачи:
– учить вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем;
– обогащать нравственные представления о человеческих качествах и отношениях.
Предварительная работа: накануне детям читается первая часть словацкой сказки в переводе С. Маршака «Двенадцать месяцев» до того момента, как девочка возвратилась с подснежниками домой.
Содержание
Воспитатель говорит детям, что сегодня они узнают, чем же завершилась сказка «Двенадцать месяцев». Но прежде вспомнят, что произошло вначале ее: «Как случилось, что девочка оказалась в лесу зимой? Почему девочка плакала, когда шла в лес? Кто ей встретился на поляне? Что сделали братья-месяцы, когда узнали, что девочку прислала мачеха за подснежниками? Как вы думаете, почему они решили ей помочь?»
Рис. 1
Воспитатель читает детям окончание сказки и проводит завершающую беседу по ее содержанию: «Вспомните, что сказали девочке сестры и мачеха, когда она вернулась? Удалось ли мачехиной дочке получить подарки от братьев-месяцев? Как вы думаете, почему братья-месяцы не одарили ее?» (Дети размышляют и высказываются.)
Педагог подводит детей к пониманию, что мачехина дочка требовала подарки, а сама и «доброго слова не сказала». Поясняет, что у русского народа есть пословица «Как аукнется, так и откликнется». Другими словами можно сказать: хочешь, чтобы люди к тебе относились хорошо, заботливо, по-доброму – сам так же к ним относись, будь внимательным и вежливым.
Воспитатель предлагает вспомнить: в какое время года появляются в лесу подснежники? а ягоды и грибы? В какое время года опадают с деревьев листья? Когда «трещат морозы»?
Затем зачитывает небольшие отрывки из текста, предлагая детям отгадать, какой из месяцев говорил данные слова – зимний, весенний, летний или осенний.
…Не трещите, морозы, в заповедном лесу,У сосны, у березы не грызите кору!..…Разбегайтесь, ручьи! Растекайтесь, лужи!Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!..…Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!.. [11]Воспитатель каждый раз спрашивает детей, как они догадались, что это зимний (весенний) месяц; какие слова им это подсказали.
Завершая занятие, воспитатель интересуется, понравилась ли сказка; хвалит за то, что дети внимательно слушали, рассуждали.
Рисование с элементами аппликации «Наш календарь»
Задачи:
– учить составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года;
– создавать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе;
– упражнять в технике рисования гуашью (смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние» и «осенние» цвета и оттенки), свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом;
– вызывать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь;
– развивать чувство цвета.
Предварительная работа: рассматривание картин, репродукций, фотографий, художественных открыток с изображением природы в разные времена года; подготовка дидактического пособия «Краски природы», включающего четыре абстрактные цветовые композиции: «Зима» (бело-сине-фиолетово-голубая), «Весна» (нежно-зелено-бело-розово-голубая), «Лето» (зелено-салатово-красно-желто-голубая), «Осень» (желто-оранжево-красно-коричнево-серо-голубая).
Материалы: 12 листов бумаги одного формата и размера, разного цвета, создающего ассоциации с временами года; 12 одинаковых силуэтов деревьев (ствол и ветки без листвы); гуашь, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры (блюдца, керамические или пластиковые плитки), баночки с водой; 3–4 настенных календаря с красивыми видами природы.
Содержание
Перед занятием воспитатель размещает на доске или на свободной стене 12 листов цветной бумаги для изготовления настенного календаря, сгруппированных по сезонам года. На столе у каждой пары детей, кроме материалов и художественных инструментов, лежит один силуэт дерева, вырезанный воспитателем (все силуэты одинаковые).
Воспитатель показывает детям 3–4 календаря, желательно с красивыми пейзажами, и сообщает, что сегодня они создадут необычный календарь «Времена года».
«В нашем календаре будут картины про все времена года. Как вы думаете какие? (Дети вспоминают и называют времена года.) Но расскажут странички календаря про одно и то же дерево: как оно спит зимой, просыпается и цветет весной, угощает нас вкусными плодами летом, радует яркими листочками осенью. Поэтому картины будут и похожи и не похожи друг на друга. Дерево у каждого из вас будет вот такое. (Показывает вырезанный силуэт и предлагает сравнить с теми, что лежат на столах у детей.) Пусть это будет яблоня (груша, вишня). Как вы думаете, что случится с яблоней весной? (На ветках появятся маленькие, светло-зеленые листочки и бело-розовые цветы.) Как изменится яблоня летом? (Листочки станут больше, ярче, темнее, цветы опадут и появятся плоды – спелые яблоки.) Как будет выглядеть яблоня осенью? (Литья пожелтеют и начнут опадать, яблоки соберут люди.) А как изменится яблоня зимой? (Голые ветки покроются снегом.)
Сейчас мы договоримся, как работать. Сколько времен года всего? (Дети отвечают.) Правильно, четыре, поэтому нам нужно распределиться ровно на четыре группы».
Дети работают в парах, вместе выбирая листок для одного месяца. В то же время все пары распределяются на четыре группы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и размещаются соответственно.
(Воспитатель помогает детям распределиться, учитывая сложившиеся взаимоотношения и уровень художественных способностей, чтобы все сезоны в календаре были представлены хорошо.) «Кто знает, сколько месяцев в каждом времени года?» (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает на примере прошедшей осени – сентябрь, октябрь, ноябрь, – чтобы они на слух подсчитали количество.)
Затем воспитатель обращает внимание на 12 цветных листов, размещенных на доске, и поясняет, что это странички календаря, которые своим цветом подсказывают время года и что-то напоминают. Включает детей в обсуждение характерной цветовой гаммы каждого сезона (это весна, она нежная, со светло-зелеными листочками, теплым желтым солнышком, цветущими ветками…), предлагает группам выбрать по три листочка календаря и удобно разместиться для работы по парам (в отдельных случаях по тройкам).
«Дети, договоритесь, кто с кем вместе будет делать одну страничку – один месяц календаря. Наклейте дерево так, чтобы оно росло снизу из земли, а не висело в воздухе. И нарисуйте картину про это время года. Группа «Осень», как вы представляете свою картину, какого цвета будут листочки на ветках, что еще вы хотите нарисовать? Кто из вас делает страничку про начало осени (сентябрь)? Не забудьте, что в это время на яблоне еще много зеленых листьев и даже осталось немного яблок. Кто занимается вторым месяцем осени? В это время осень не случайно называют золотой. А кому попалась страничка про ноябрь – последний месяц осени? Видите, она такая серо-голубая, как небо в это время года. Наверное, на вашей картине пойдет дождь, подует ветер и сорвет с яблони последние листочки?
Группы «Зима», «Весна» и «Лето», вы тоже постарайтесь показать, как изменится наша яблонька. Придумайте, что или кто еще появится на ваших картинах».
По ходу работы воспитатель поощряет детей к экспериментированию с цветом, советует расширить цветовую гамму создаваемой картины. Детям группы «Осень» показывает на палитре, как можно получить разные оттенки желтого цвета, добавляя по капельке красной, оранжевой и зеленой краски. Группе «Зима» советует получить разные оттенки голубого, смешивая синюю и белую гуашь в разных пропорциях (чем больше белого, тем светлее оттенок). Группе «Лето» задает вопрос о размере и степени спелости яблок в разные сроки сезона.
Последующая работа: в самостоятельной художественной деятельности во второй половине дня или на свободном занятии в пятницу дети оформляют календарь «Времена года» – располагают картины-страницы в нужной последовательности, наклеивают или вписывают с помощью воспитателя названия месяцев, вклеивают фотографии именинников.
Музыка № 13.2
Задачи:
– учить слышать ласковое, нежное настроение музыки «Василиса-краса», представлять образ волшебной красавицы; вспомнить знакомую «Новогоднюю сказку», ее сюжет, сравнить с предыдущей пьесой;
– воспроизводить равномерный ритм на детских ударных инструментах (палочках, треугольниках, бубнах и др.);
– работать над свободой и выразительностью движений в танце.
Содержание
Слушание музыки: «Василиса-краса» (Е. Ботяров); «Новогодняя сказка» (муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова).
Игра на детских музыкальных инструментах: «Марш» из балета «Щелкунчик» (П.И. Чайковский).
Музыкальное движение: танцы «Идем на елку» (П.И. Чайковский «Марш»); «Вальс снежных хлопьев» (П.И. Чайковский, из балета «Щелкунчик»); «Танец белочек и зайчиков» (Н. Вересокина).
Развитие речи «Когда это бывает?»
Задачи:
– вовлекать детей в диалог;
– побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры, объединяя их в короткий текст, рассуждать;
– уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ч], [щ];
– учить различать их на слух, подбирать слова с этими звуками. Материалы: картина, фонарик.
Содержание
Воспитатель вывешивает картину. Дети окружают ее, переговариваются. Воспитатель предлагает занять свои места на стульях и спрашивает: «Удивительная картина? Что вас в ней поразило?» (Дети высказываются.)
«У меня веселый фонарик. Можно взять его в руки, посветить на картину и сказать: так бывает или нет? Что перепутал художник? (Вызывает всех желающих. Что не заметили дети, указывает фонариком воспитатель.)
Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? (Дети рассуждают. Педагог подводит к идее, что одновременно изображены все четыре времени года. Задает наводящие вопросы.) В какое время года бывает снег и дети катаются на лыжах? Когда появляются подснежники, а птицы вьют гнезда? Когда дети загорают на солнышке, а медведи бродят по лесу и едят малину? В какое время года листва на деревьях становится золотой, поспевают яблоки? Сколько времен года изобразил художник?
Давайте пофантазируем: если бы я был веселым художником, что бы я нарисовал?» (Дети фантазируют.)
Вот какую веселую картину нарисовал поэт Я. Бжехва:
Взлетела сорока высоко.И вот тараторит сорока,Что сахар ужасно соленый,Что сокол не сладит с вороной,Что раки растут на дубе,Что рыбы гуляют в шубе,Что яблоки синего цвета,Что ночь наступает с рассвета,Что море сухо-пресухо,Что лев слабее, чем муха,Всех лучше летают коровы,Поют же всех лучше совы,Что лед горячий-горячий,Что в печке холод собачийИ что никакая птицаВ правдивости с ней не сравнится!Стрекочет сорока, стрекочет —Никто ее слушать не хочет:Ведь в том, что болтает сорока,Нет никакого прока! [3]Воспитатель спрашивает детей: «Какие небылицы вам запомнились? Что настрекотала сорока?» (Дети отвечают.)
Педагог предлагает послушать еще стихотворение и догадаться, когда это бывает.
Через чащу ручеекВ речку Щекотинку тек.В речке плещутся щучата —Это щучкины ребята.Ярче, чище серебраБлещет щучек чешуя! [4]Педагог спрашивает детей, заметили ли они, что в этом стихотворении часто повторяются два звука.
«Какие это звуки? ([Ч], [щ].)» Просит детей назвать слова со звуком [ч] ([щ]). Воспитатель объясняет детям, что он будет произносить звуки [ч], [щ] и слова с этими звуками: когда они услышат звук [ч] – нужно будет хлопнуть в ладоши; [щ] – поднести палец к губам. (Ч, ч, щ, ч, щ, щ; щука, щенок, ручей, щуренок, плещутся, чешуя.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.