Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объемных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, выходит за ее пределы.
Как можно подготовить пластину-основу для лепных картин?
1. Берем глину или размягченный пластилин, раскатываем скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5–1 см и нарезаем на квадраты желаемого размера, например: 10x10; 15x15; 20x20 см. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой – накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).
2. Подбираем какую-нибудь прочную основу в форме квадрата: керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон. Покрываем тонким слоем глины или пластилина – равномерно размазываем по поверхности, разглаживаем влажной салфеткой.
Как наметить композицию?
Если для лепной картины задуман сложный рисунок, выполняем его сначала в виде черно-белого или цветного эскиза, а потом уже переносим замысел в лепку. Эскиз помогает продумать композицию, уточнить форму элементов, наметить цветосочетание. Эскизов может быть несколько, в них не жалко ошибиться или что-то испортить. Еще удобнее наметить композицию прямо на подготовленной пластине – прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы наметить точки будущего узора. На изразцах цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Солнце в центре обычно довольно крупное, но нужно оставить место для лучей.
Если задумана сложная композиция или одним рельефом занимаются несколько детей, желательно определить хотя бы примерную очередность работ. Рельефные картины или панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, каким образом изделие будет прикрепляться или выставляться.
Последующая работа: оформляется выставка портретов весеннего солнышка. Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о Солнце. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своем декоре солярные элементы.
Музыка № 24.1
Задачи:
– учить слышать светлое, радостное настроение музыки «Весенняя»; самостоятельно определять характер песни «Веснянка», рассуждать о ее содержании, сравнивать с предыдущей миниатюрой;
– самостоятельно подбирать музыкальные инструменты, соответствующие музыке, ее настроению;
– легкими, но целеустремленными перебежками отражать желание поймать воображаемого солнечного зайчика.
Содержание
Слушание музыки: В.А. Моцарт «Весенняя»; укр. нар. песня в обр. Г. Лобачева «Веснянка».
Игра на детских музыкальных инструментах: М. Шмитц «Солнечный день».
Музыкальное движение: этюд «Солнечные зайчики» (С. Майкапар «Этюд», М. Шмитц «Солнечный день»).
Развитие математических представлений № 24
Задачи:
– формировать представление об отношениях чисел в числовом ряду, учить определять и называть предыдущее и последующее по отношению к названному числу (числа-«соседи»);
– развивать ориентировку в пространстве, учить определять, кто находится слева, а кто справа;
– упражнять в прямом и обратном счете на предметах (в пределах восьми);
– учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу;
– знакомить с названиями и последовательностью дней в неделе.
Демонстрационный материал: 2 набора цифр от 0 до 8 (для доски или наборного полотна), 8 картинок с изображениями любых игрушек.
Раздаточный материал: набор цифр от 0 до 8.
Содержание
Дети сидят полукругом. Воспитатель выясняет, знают ли они, кто такие соседи.
Воспитатель. Дима, кто твои соседи? (Пауза.) Кто сидит слева от тебя? Кто сидит справа от тебя? Назови их имена.
Аналогичным образом воспитатель опрашивает трех-четырех детей.
Кто хочет назвать своих соседей, сидящих рядом?
Два-три ребенка называют. Остальные проверяют, не ошиблись ли они.
* * *На наборном полотне (на доске) выставлены цифры от 0 до 8. Воспитатель предлагает определить «соседей» того или другого числа. Для этого он дотрагивается, например, до цифры 2.
Дети. Два.
Воспитатель. А «соседи»?
Дети. Один и три.
Воспитатель указывает на различные цифры, например: 4, 6, 3. Дети называют «соседей» этих чисел. Взрослый указывает на цифру 1.
Ноль и два.
Выставленный числовой ряд от 0 до 8 не убирается. Три ребенка выходят на свободное место, держа в руках по одной цифре из второго набора. Например: 1, 2, 3. В середине стоит Никита.
Воспитатель. Кто у него «соседи»?
Дети. У Никиты в руках цифра 2. «Соседи» у него Алена и Маруся, у них цифры 1 и 3.
Подобным образом выходят еще 3–4 тройки детей.
* * *Сидя за столами по 4–6 человек, дети выкладывают на середине стола ряд из цифр от 0 до 8 (общий для всей группы). Затем выбирают любое число и определяют его «соседей». Дети могут выбрать не одно, а 2–3 числа и к ним определить соседей. Затем по просьбе воспитателя каждая компания рассказывает всем остальным о выбранном ими числе и его «соседях».
Игра «Руководи мною»
Воспитатель предлагает детям поруководить ею, ее движениями.
Воспитатель. Я пойду по комнате и остановлюсь по вашему сигналу «Стойте!». Потом вы мне скажете, куда повернуться: направо, налево; в каком направлении идти – прямо, назад, вправо или влево.
Например, получив «приказ» идти вправо, воспитатель движется приставным шагом, боком вправо.
Далее выходит группа из трех-четырех желающих детей. Воспитатель, выслушивая предложения всех о стальных, выбирает одного из них и «дает приказ» двигаться прямо, повернуться направо, идти влево и др.
Всего в игре последовательно участвуют три-четыре группы детей.
* * *Последняя часть занятия проходит в виде беседы. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое неделя; знают ли они, что в ней семь дней; слышали ли они такие слова: воскресенье, вторник, четверг; знает ли кто-нибудь из них, какой сегодня день недели.
Воспитатель. Когда-то давным-давно, когда люди еще не дали дням недели названий, им было очень трудно жить и разговаривать с соседями из других деревень. Они сначала придумали для каждого дня недели цвет. Первый день недели у них был красный, второй – зеленый, третий – желтый. И так все семь дней. А в деревне, куда они ходили в гости, первый день недели был окрашен в желтый цвет, все остальные цвета тоже не совпадали. И людям из разных деревень было очень трудно договориться, в какой день встретиться.
Прошло много времени. И один мудрец предложил людям дать каждому дню название. Первый день назвать понедельник, он первый, он идет по неделе, поэтому понедельник. Второй день – вторник, он второй. Третий день – это середина недели, он – среда. Четвертый день недели – четверг. Пятый день недели – пятница. Шестой день недели – суббота. А последний, седьмой день недели – воскресенье.
Аппликация декоративная «Солнышко, улыбнись!»
Задачи:
– вызывать интерес к созданию солярных образов в технике аппликации;
– учить вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга;
– показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления;
– развивать чувство цвета, формы и композиции.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением солнца и розетковых цветов (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета; подготовка окошек как основы для композиций; обследование формы цветов, вырезанных из картона; рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок, дымковских игрушек, имеющих в своем оформлении солярные знаки; беседа о Солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике).
Материалы: цветная и фактурная бумага, белые и голубые бумажные салфетки, готовые бумажные формы (цветные квадраты разной величины и расцветки), фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, бумажные и тканевые салфетки, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки, старые футболки для переодевания.
Содержание
Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки, песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют «красным» (красный – красивый). Рассказывает потешки и стихи о солнышке, например:
Солнышко, повернись!Красное, разожгись!С весной красною вернись!Красно солнышко,В дорогу выезжай!Зимний холод прогоняй!Педагог рассказывает детям о том, что в изделиях народного декоративно-прикладного искусства можно «разыскать» солнце и как по-разному оно выглядит: в виде точки, круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами – волнистыми линиями, лучами-точками, цветами, бутонами и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского (дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги).
Затем воспитатель предлагает создать свое солнышко-колоколнышко – вырезать из цветной бумаги так же, как дети осенью вырезали цветы, а зимой снежинки, т. е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды по диагонали. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашью). Еще раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии – прямые, волнистые, завитки и сочетания элементов.
Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных дважды по диагонали, и показывает схему с вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать из-за тучек. Предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной салфетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек.
По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает потешки и стихи о солнышке:
Солнышко-колоколнышко,Ты пораньше взойди,Нас пораньше разбуди:Нам в поля бежать,Нам весну встречать!Закатилось красно солнышкоЗа темные леса.В лесу пташки приумолкли,Все садились по местам,По таким же по местечкам, —По ракитовым кустам [14].Последующая работа: дети дополняют портреты солнышка графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и аппликативные портреты.
Занятие физической культурой № 24.2
Задачи:
– обучать равнению в шеренге и круге на вытянутые руки;
– закреплять умение проползать под несколькими препятствиями; ходить и бегать в разных направлениях;
– совершенствовать навык ориентировки в пространстве;
– развивать силу, выносливость.
Содержание
Строевые упражнения: равнение в шеренге и круге на вытянутые руки; проползание под несколькими препятствиями в сочетании с ходьбой и бегом в разных направлениях; упражнения на преодоление веса собственного тела – висы, подтягивания.
Художественная литература «Заклички»
Задачи:
– продолжать знакомить с малыми формами фольклора – закличками;
– дать представление об их традиционном использовании и научить ими пользоваться.
Содержание
Воспитатель сообщает детям, что сегодня расскажет о коротких необычных народных произведениях, которые дошли до нас из прошлого. Называются они закличками. Предлагает послушать несколько из них:
Гром гремучий,Тряси тучи.Дай дождяС небесной кручи!Ветер-ветерцо,Не дуй мне в лицо!А дуй в спину,Чтоб идти было в силу.Радуга-дуга,Отворяй воротаКлючиком, замочком,Шелковым платочком!Поясняет, что слово «закличка» происходит от слова «кликать». Спрашивает, знакомо ли детям это слово. Поясняет, что это старинное слово означает кричать, громко звать.
«Заклички – короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение.
Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет дождливое, холодное лето – не созреет урожай, будет нещадно палить солнце – сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу, будет чем кормиться всю зиму.
Весной люди обращались, например, к птице:
Уж ты пташечка, ты залетная,Ты слетай на сине море,Ты возьми ключи весенние,Замкни зиму, отомкни лето.А затем просили солнце:
Солнышко, покажись!Красное, нарядись!Выйди поскорее,Будь к нам подобрее,Сядь на пенек,Посвети весь денек!»Педагог предлагает детям поиграть в эту закличку: все встают в круг и произносят текст вместе со взрослым, сопровождая его движениями. Например, на первые две строчки руки протянуть вверх, к солнцу; на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» можно сделать русский поклон, а на последние две строчки – похлопать в ладоши. Напоминает, что просить что-либо надо ласковым нежным голосом. Чтобы дети лучше запомнили слова, можно провести небольшое «соревнование»: кто лучше попросит солнце – мальчики или девочки. (Работа над интонацией.)
Дети садятся, а педагог продолжает рассказ: «Лето для русского человека – очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мед, выращивали овощи, пшеницу. К пчелам обращались вот так:
Рой, гуди,В поля иди,С полей иди —Медок неси!Яры пчелки гудут,В поля идут,С полей идут —Медок домой несут» [9].Далее воспитатель рассказывает детям, что когда сажали овощи, то просили: «Матушка, репка, уродись крепка!» Когда урожай поспевал, просили дождик полить его:
Дождик, дождик!На дядину пшеницу,На наш ячменьПоливай весь день!Воспитатель спрашивает детей, знают ли они какие-нибудь заклички-обращения к дождю. Возможно, кому-то из детей будет знакома такая закличка:
Дождик-дождик, посильней!Будет травка зеленей!Дождик-дождик, пуще!Дам тебе гущи!Воспитатель предлагает выучить эту закличку всем вместе и проиграть ее. Движения к тексту заклички могут придумать дети, например: на первые две строчки подпрыгивать на месте, на вторые две топать ногами. Повторяя игру, можно предложить первые строки говорить одной группе детей, а последние – второй (или девочкам и мальчикам).
Дети садятся, педагог продолжает рассказ: «К концу лета созревал хлеб. Во время уборки хлеба работать надо быстро, чтобы успеть собрать урожай до дождей. Обращаясь к дождику, говорили такую закличку:
Не иди, дождик, где косят,А иди, где просят.Не иди, дождик, где жнут,А иди, где ждут.В давние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, ее просили показать свои рожки:
Улитка-улитка, высунь рожки!Дадим лепешки, свиные ножки,Каши горшок, хлеба вершок!А, увидев сороку, говорили ей так:
Сорока-белобока,Научи меня летать,Не высоко, не далеко —Чтобы солнышко видать!А что просят у божьей коровки, если найдут ее в траве?
Божья коровка, улети на небо,Принеси нам хлебаЧерного и белого,Только не горелого!Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая ритм хлопками в ладоши. Сначала произнесем ее тихо-тихо, потом – громче, потом – совсем громко».
В заключение занятия педагог предлагает детям сочинить свои заклички. Если дети сразу не откликнутся, педагог может помочь, предложив первую строчку:
Дождик, дождик, не стучи, (Наших деток не буди.)Дождик, дождик, поливай, (Будет лучше урожай!)Ты мороз, мороз, мороз, (Наших деток не морозь!)Страшный сон, улетай (И Алешу не пугай!)И другие подобные варианты.
Чтобы детям было легче придумать окончание заклички, подбирайте очевидные рифмы.
Последующая работа: в течение ближайшей недели после занятия, обращайтесь к теме закличек в подходящие для этого моменты, например: выходя на прогулку в пасмурный день, предложите детям обратиться к солнышку с закличкой с просьбой выйти и согреть всех. Аналогично можно обращаться и к ветру, и к дождю, и к туче, повторяя выученные заклички или сочиняя новые.
Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Лагздынь «Татьянкина кричалка»:
– Если идет дождик – это туча плачет? – спросила Олю маленькая Татьянка.
– Не знаю… Наверно, плачет.
– А почему тогда дождь не соленый? Вот попробуй! Татьянка высовывает язык. Оля тоже высовывает язык.
– Вы чего языки повысовывали? – спросил пробегающий мимо крыльца Димка. – Жарко?
– Почему жарко? – удивилась Татьянка. – Совсем не жарко, мокро.
– Потому! – крикнул Димка. – Когда Бобке жарко, он всегда язык высовывает!
– Дождь надоел, – сказала Оля. – А солнышко спит.
– Разбудить надо! – предложил Димка, останавливаясь у крыльца.
– А как? – спросила Татьянка.
– Известно как! Покричать!
– Я знаю кричалку!
И Татьянка закричала:
– Солнышко! Солнышко! Погуляй у речки! Солнышко, солнышко! Раскидай колечки! Мы колечки соберем, золоченые возьмем! Покатаем! Поиграем! И тебе назад вернем!
– Вот и дождик пере стал, – удивилась Оля. – И солнце выглядывает.
– А я что говорил?! – засмеялся Димка и побежал дальше.
Рисование декоративное «Солнышко, нарядись!»
Задачи:
– обращать внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна), объяснить символику;
– вызывать желание создавать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам);
– развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству;
– использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, растительные элементы;
– умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
Предварительная работа: знакомство с солярными знаками в произведениях декоративно-прикладного искусства; сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства; создание портретов солнца в лепке и аппликации; показ цветовых моделей «Радуга» и «Цветовой круг» и подбор разных вариантов контрастных цветосочетаний (в цветовых парах – диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий и красный, синий и желтый, синий и оранжевый и др.
Материалы: гуашь, кисточки 2–3 размеров, белые и тонированные листы бумаги разного размера, баночки с водой, палитры, цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг», баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки.
Содержание
Педагог рассказывает детям: «С давних времен, когда даже ваших бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным все самое красивое и доброе: красное солнышко, красный день (праздник), красное слово, красная девица. Даже пословицы сложили, например: “Красна птица пером, а человек умом”. Красный – значит, красивый. Вот и у меня этот цвет самый красивый, самый любимый. Возьмите его себе на палитру и отправляйтесь по красной дуге в Красное Королевство.
Как вы думаете, что увидел Мальчик в Красном Королевстве? Что означает слово “красный”? А “ прекрасный”? О чем и о ком так говорят? Какие цветы красного цвета вы знаете? Что еще бывает красного цвета? Как вы думаете, какой характер (или какое настроение) у красного цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь красное?»
Затем воспитатель говорит детям, что мальчик, который хотел стать Художником, вернулся домой и сразу же нарисовал красивый портрет солнышка. Педагог просит детей нарисовать доброе солнышко – веселое, радостное, улыбающееся и очень красивое по цвету: красное, оранжевое, розовое, желтое, малиновое.
«Давайте и мы с вами нарисуем красно солнышко – яркое, большое, теплое, доброе, красивое. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться».
Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый цвет (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к желтой немного красной). Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на палитре сложный цвет (оранжевый, розовый) и начинают рисовать. Создают солнышко в соответствии с замыслом, самостоятельно выбирая материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. При желании могут объединяться в микро-группы для создания большого по размеру и сложного по техническому решению образа.
В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов веселого солнышка, выглядывающего из-за туч-облаков. Все солнышки помещаются на выставке детского творчества для родителей. Через 2–3 дня дети могут отнести свои работы домой, чтобы подарить родителям, или, оформив рамочкой, украсить свой дом.
Последующая работа: оформление интегрированной выставки детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям (по желанию) составить описательные рассказы о своих солнышках.
Музыка № 24.2
Задачи:
– учить исполнять заклички протяжно, распевая гласные звуки;
– осваивать синкопированный ритм пьесы;
– слышать и отражать в движениях разные оттенки настроений двух музыкальных пьес.
Содержание
Пение: распевка «Солнышко»; заклички «Жаворонушки, прилетите-ка», «Выйди, солнышко» (муз. и сл. Р. Паулса), «Веснянка» (укр. нар. песня в обр. Г. Лобачева).
Игра на детских музыкальных инструментах: М. Шмитц «Солнечный день».
Музыкальное движение: этюд «Солнечные зайчики» (С. Майкапар «Этюд», М. Шмитц «Солнечный день»).
Развитие речи «Медведь и Солнце»
Задачи:
– побуждать к высказыванию личного мнения, рассуждению;
– учить передавать своими словами понравившиеся отрывки из текста;
– обогащать словарь образными словами и выражениями;
– развивать языковое чутье;
– побуждать к речевому взаимодействию со сверстниками.
Материалы: открытки с весенними пейзажами.
Содержание
Воспитатель загадывает детям загадку:
Зазвенели ручьи,Прилетели грачи,В дом свой – улей – пчелаПервый мед принесла.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает?(Весной.) [4]
Воспитатель обсуждает с детьми, почему они думают, что эта загадка о весне. Обращается к детям: «Я принесла вам картинки, на которых изображены весенние пейзажи. Рассмотрите их». (Передает по одной картинке ребенку, сидящему справа. Тот рассматривает картинку и передает ее по цепочке. Таким образом картинки собираются у ребенка с левого края.)
Воспитатель спрашивает, что еще происходит в природе весной, что можно рассказать о птицах, ежике, зайчике, белочке, травке, цветочках.
Далее воспитатель предлагает послушать стихотворение И. Белоусова «Весенняя гостья»:
Милая певунья,Ласточка родная,К нам домой вернуласьИз чужого края.Под окошком вьетсяС песенкой живою:«Я весну и солнцеПринесла с собою…»Затем загадывает загадку:
Зимой спит,Летом ульи ворошит.(Медведь.) [11]
Воспитатель спрашивает, кто это, где спит зимой медведь, когда он просыпается. Предлагается послушать сказку Н. Сладкова «Медведь и Солнце» о том, как медведь проснулся от зимней спячки:
«Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.
– Чтоб ты, слякоть, пересохла! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом: