Книга Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал
Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал

«Понравилась ли вам эта сказка? Что больше всего понравилось? Расскажите, что произошло с цветами в комнате. Придумайте задачку, которую неправильно решил Яльмар, что он написал на грифельной доске и как это исправил Оле Лукойе? (Например, он написал: два и два равно пять. А Оле Лукойе исправил – два и два равно четыре.) Дети придумывают еще несколько неправильно решенных задач.

«Как вы думаете, какие слова были некрасиво написаны в тетрадке у Яльмара, а Оле Лукойе сделал их красивыми? (Педагог демонстрирует детям карточки с различными словами: кошка, заяц, ежик, мишка, слон, жираф и др. Дети их читают.) В какой день недели Оле Лукойе рассказал Яльмару эту сказку? Оле Лукойе приходил к мальчику целую неделю, в какие дни недели он рассказывал ему сказки? Сколько всего сказок рассказал Оле Лукойе? (Столько, сколько дней в неделе – семь.) Хотите, я вам прочту еще одну сказку? (Читает главу «Вторник».) В других сказках Яльмар плавал на корабле по морю, познакомился с аистом, летевшим в Африку, ездил в гости к мышкам и на кукольную свадьбу, слушал рассказы Оле Лукойе о том, как он чистит звезды. Хотелось бы вам побывать в этих сказках?»

Затем педагог предлагает детям придумать себе сны на сегодня (день недели). Желающие встают под цветной зонтик, зонтик кружится, а дети представляют себе сны, которые принесет им Оле Лукойе, рассказывают, что им приснится. Некоторые могут придумать себе сны на несколько дней недели (на завтра, послезавтра, субботу и т. п.).

Музыка № 13.2

Задачи:

– учить вслушиваться в удивительное, сказочное звучание музыки, рассказать о том, что такой ее характер создает волшебное звучание челесты;

– продолжать работу над песней, добиваясь выразительности исполнения;

– самостоятельно подобрать инструменты для оркестровки пьесы;

– добиваться ритмической и динамической слаженности.

Содержание

Слушание музыки: П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» (из балета «Щелкунчик»).

Пение: распевки «Елочка», «Если снег идет» (муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой); повторение новогодних песен предыдущего года.

Игра на детских музыкальных инструментах: П.И. Чайковский «Танец Феи Драже», Д. Шостакович «Полька-шарманка».

Музыкальный досуг по сказке-балету «Щелкунчик»[2] (часть 1)

«Увертюра», «Марш», «Щелкунчик»

Педагог говорит: «Ребята, сегодня я расскажу вам замечательную сказку. Она называется “Щелкунчик”. Сказка эта необычная, музыкальная. Сочинил ее немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, а музыку к ней написал Петр Ильич Чайковский. Это сказка-балет. Кто из вас знает, что такое балет? (Выслушивает ответы детей, а затем продолжает.) Слово “балет”, в переводе с итальянского, означает “танец”. Это танцевальный спектакль, который играют на сцене. Именно в танце рассказывается сюжет произведения. А теперь давайте слушать сказку».

Рассказывает начало сказки: «Было это давным-давно. Жила-была девочка, которую звали Мари, и был у нее маленький брат Фриц. Как и все дети, они очень любили праздники, а из праздников больше всего любили Новый год. Еще бы! Ведь под Новый год в их доме собиралось много гостей, и все поздравляли друг друга, дарили подарки, танцевали, веселились от души! Вот и сейчас важные дамы и кавалеры и, конечно же, шаловливые ребятишки – друзья Мари и Фрица спешили в их дом на новогодний праздник…

Сейчас мы услышим музыку, которая расскажет нам об этом и еще о многом другом. Музыка эта называется “Увертюра”, т. е. вступление. Послушайте внимательно, а потом скажете мне, что вы услышали в этой музыке, какая она по настроению». (Включает аудиозапись).

После прослушивания музыки педагог выслушивает ответы детей и говорит: «Молодцы, ребята. Каждый из вас услышал в музыке что-то свое, но замечательно, что все вы почувствовали, что эта музыка праздничная, светлая, веселая».

«…И вот наконец наступил самый торжественный момент праздника. Двери гостиной распахнулись, и…елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: “Ах, ах!” – замерли на пороге. «Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было!» [8]. Это были подарки для детей.

Хозяин дома взмахнул рукой: “Играйте марш!” Грянула праздничная музыка, и вот уже Мари, Фриц и их гости маршируют вокруг елки, прижимая к груди драгоценные подарки. Сейчас мы услышим этот марш». (Прослушивание музыки.) Педагог спрашивает детей, какой этот марш по настроению, выслушивает их ответы.

Предлагает помаршировать под эту музыку. Дети передают в движениях ее характер.

После этого педагог говорит: «Веселый новогодний праздник в самом разгаре. Мари с братом и гостями резвятся, играют и танцуют. Но вдруг общее веселье смолкло: на празднике появился новый гость – страшный человечек в черной маске, черном плаще и каком-то странном колпаке. Он стремглав вбежал в гостиную, размахивая плащом, как крыльями, и неуклюже путаясь в нем. Но кто же это был? Мари первая узнала его.

– Да ведь это наш Дроссельмейер! – закричала она. И тут все узнали своего старого друга – великого искусника и выдумщика. «Он знал толк в часах и даже умел их делать. Поэтому, когда начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил Дроссельмейер и тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко, но вреда часам он не причинял, наоборот – они снова оживали и принимались весело тикать, звонить и петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у него в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят». Он всегда дарил детям подарки, сделанные его руками. Вот и сейчас он принес с собой огромную коробку, в которой находилось что-то необыкновенное. Это были заводные куклы Арлекин и Коломбина, которые умели вращать глазами, двигать руками и ногами и даже танцевать. Затем Дроссельмейер вытащил из коробки еще одну куклу: страшного Арапа. Мари и Фриц пришли в восторг и хотели поиграть с такими замечательными игрушками, но родители не разрешили. Дети очень огорчились, и добрый Дроссельмейер, чтобы их утешить, подарил им еще одну игрушку: маленького деревянного человечка. Это была замечательная игрушка! Правда, человечек «…был не очень-то складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что этот человек благовоспитанный и со вкусом… Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно».

– Как его зовут и что он умеет делать? – спросила Мари у Дроссельмейера.

– Его зовут Щелкунчик и он умеет разгрызать твердые орехи».

Педагог говорит детям, что сейчас они услышат музыку, которая рассказывает о Щелкунчике. Просит их постараться представить себе, какой это был человечек. (В аудиозаписи звучит фрагмент «Щелкунчик».) Педагог выслушивает высказывания детей, их впечатления о прозвучавшей музыке.

«Да, музыка рассказала о том, что Щелкунчик был очень добрый, славный и немного забавный. Мари сразу же с ним подружилась. Девочка положила ему в рот маленький орешек. Раздался треск: “щелк-щелк”, и белое вкусное ядрышко упало на ладошку Мари.

– И я, и я, и мне! – закричал Фриц и выхватил у Мари Щелкунчика. «Фриц совал ему самые большие и твердые орехи, но вдруг раздался треск – крак-крак! – три зуба выпали у Щелкунчика изо рта, и нижняя челюсть отвисла и зашаталась.

– Ах, бедный Щелкунчик! – закричала Мари и отобрала его у Фрица».

Она приласкала Щелкунчика и стала ласково напевать ему колыбельную песенку.

А о том, что произошло с нашими героями дальше, я расскажу вам в следующий раз».

Рисование «Сказочные сны»

Задачи:

– учить рисовать сказочные сюжеты по замыслу: самостоятельно выбирать сюжет, обдумывать его и характер взаимодействия героев;

– формировать умение планировать работу и определять путь реализации замысла: выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы;

– развивать способности к композиции;

– воспитывать самостоятельность, инициативность и оригинальность в худо-же ственном творче стве.

Предварительная работа: рассматривание сказочных иллюстраций в книжках со сказкой Г-Х. Андерсена «Оле Лукойе».

Материалы: акварельные краски, гуашь на выбор детям, простые карандаши, листы белой светло-голубой и светло-желтой бумаги формата А3, кисти разных размеров, баночки с водой.

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонная сказка» и предлагает нарисовать сказочный сон.

Звездочка в небе колышется кротко.В белом тумане качается лодка.В лодке той теплой – закатные краски,Шепчутся в ней небылицы и сказки.Лодочку ветер легонько качает,Тихие строчки, кружась, уплываютК детям, что слушают сонные сказкиИ закрывают уставшие глазки.

Педагог проводит с детьми краткую беседу о том, что может присниться в сказочном сне. Советует вспомнить или представить один эпизод сна (одну сценку), например: жар-птица летит по ночному небу между разноцветными звездами, аленький цветочек поет песенку в сказочном саду, колобок прячется от лисы, Иван-царевич оседлал Змея Горыныча, Русалочка танцует в морском лесу и т. д. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребенка, какой сказочный сон он хочет нарисовать, тем самым помогает определиться с замыслами и выбрать сказочного героя или сказочный эпизод для своей фантазийной композиции.

Воспитатель советует детям взять листы бумаги большого формата – белого, светло-голубого или светло-желтого цвета; продумать сюжет и подготовить карандашный эскиз – беглую зарисовку на черновом листе или сразу на формате (наметить место для основных действующих лиц и крупных деталей интерьера, возле которых или на фоне которых будут происходить изображаемые события). Показывает варианты эскизов. Спрашивает, как показать, что это сказочный сон, а не что-то настоящее.

Дети выбирают материалы, рисуют по своему выбору красками (гуашью или акварелью), фломастерами, маркерами, цветными карандашами, гелиевыми ручками.

В конце занятия проводится экспресс-выставка детских картин.

Последующая работа: воспитатель может оформить из детских работ общий альбом «Сказочный сон».

Занятие физической культурой № 13.2

Задачи:

– обучать технике прыжков вверх из глубокого приседа (на месте);

– технике ходьбы на месте в колонне, с остановкой по команде;

– развивать ловкость.

Содержание

Ходьба на месте в колонне с остановкой по команде; прыжки вверх из глубокого приседа (на месте); совершенствование функции равновесия – ходьба по ограниченной опоре, по ориентирам, перешагивание через предметы и т. д.

Образовательная деятельность в режиме дня

Организация наблюдений

Наблюдения на прогулках. Дети продолжают наблюдать за зимними явлениями в природе (высотой стояния солнца, ветром, снегом, льдом, температурой воздуха, птицами, растениями). Они внимательно рассматривают почки деревьев, в том числе используя лупу. Воспитатель объясняет, что в почках спрятаны будущие листья. От холода их спасают твердые коричневые чешуйки. Они плотно закрыты, как будто смазаны клеем. Дети трогают почки, гладят их, нюхают. Если есть опавшие веточки, дети берут их в группу, где исследуют более детально: разламывают, находят будущие листочки и т. п. Затем дети таким же образом рассматривают кору. Воспитатель напоминает детям, что кора – это «одежда» дерева, которая защищает его от холода.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду. Дети наблюдают за тем, как ведут себя в первой и во второй половине дня животные, выясняют, есть ли разница в их поведении в разное время суток. Наблюдения ведутся и за растениями, которые закрывают к вечеру цветки. Продолжают ухаживать и наблюдать за обитателями уголка природы.

Наблюдения дома. Дети, у которых дома есть кошка, наблюдают за тем, как меняются ее глаза в темноте. (При ярком свете зрачки этого зверя похожи на узкие щелочки, а в темноте становятся широкими, почти во весь глаз.) О своих наблюдениях дети рассказывают в группе.

Педагогическая поддержка сюжетных игр. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят взаимоотношения взрослых. Они наиболее сложны для самостоятельного понимания детьми и воплощения в игре.

Любая совместная деятельность предполагает понимание партнерами действий друг друга, умение устанавливать между собой содержательные связи.

Чаще всего затруднения вызывает организационный момент игры, когда один из детей предлагает сюжет: «Давайте играть в…». При выборе темы могут возникать разногласия. Один и тот же ребенок может всегда объявлять тему игры и не принимать предложения других детей. Тогда игра либо не состоится, либо «организатор» объединяет вокруг себя тех, кто признает его лидерство и готов выполнять второстепенные роли, аргументируя тем, что «он придумывает интересные игры».

Могут быть разногласия и по выбору ролей. В этих случаях «лидер» заявляет право на главную роль, поскольку он ее придумал, он же «раздает», назначает роли другим детям. Возникает угрожающая ситуация, когда игра может развалиться. Тогда дети, у которых в опыте есть способ выхода из ситуации, используют «нормативные средства» – считалки или жребий (или этот способ предлагает воспитатель). Кроме этого, дети стараются найти пути к урегулированию ситуации и предлагают варианты: «сначала я буду, а потом – ты», а в случае несогласия партнера: «хорошо, сначала – ты будешь, а потом – я» или предлагают парные роли: «я буду воспитательницей, которая в первую смену работает, а ты – воспитательницей, которая работает во вторую смену». Эти способы дети часто используют для поддержания взаимодействия в игре.

Познавательное развитие. Рассматривание коллекции календарей разного вида.

Дидактические игры на освоение явлений контраста (по величине, ширине, цвету, громкости, освещенности и пр.).

Рассматривание иллюстраций с изображением звездного неба.

Индивидуальная работа по формированию математических представлений. Обсуждение правил безопасного поведения зимой на льду (замерзших озере, реке).

Речевое развитие. Индивидуальная работа по развитию речи. Составление описательных и сюжетных рассказов о своих поделках, рисунках. Общение в процессе совместных игр, труда. Развитие связной речи, умения вести диалог (в том числе ролевой) со сверстниками.

Совместная художественно-творческая деятельность. Перед занятием по лепке – рассматривание народных кукол пеленашек. После занятия оформление мини-выставки «Дети спят» из лепных работ.

Самостоятельная художественная деятельность. Оформление общего альбома из детских рисунков «Сказочные сны».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Автор – А. Аркадьева.

2

Занятия-досуги по знакомству с фрагментами балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» проводит музыкальный руководитель. Для прослушивания детям предлагается литературно-музыкальная композиция, в которую органично включены аудиозаписи наиболее ярких фрагментов балета. Курсивом в тексте выделены фрагменты сказки Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Помимо прослушивания литературно-музыкальной композиции следующие музыкальные фрагменты могут быть воплощены и в творческом движении: «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Трепак (русский танец)», «Вальс цветов» и др. Если в детском саду есть видеозапись этого балета, можно предложить детям для просмотра предложенные в занятиях фрагменты.

Праздничная, «новогодняя» (по выражению одного из детей) музыка «Щелкунчика» может быть использована как в процессе подготовки новогоднего утренника, так и на самом празднике. Это будет еще одной радостной встречей с прекрасной музыкой балета П.И. Чайковского.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги