Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе
Олег Иванов
Александр Кузнецов
Александр Портнов
© Олег Иванов, 2021
© Александр Кузнецов, 2021
© Александр Портнов, 2021
ISBN 978-5-0055-5432-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Авторы-составители:
Иванов О. Н.,
к. п. н., доцент МГАФК, заслуженный тренер РФ
Кузнецов А.А,
инструктор-методист, заслуженный тренер РФ
Портнов А. В.,
к. п. н., профессор МГАФК
Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе
Рецензенты:
Б. Е. Лосин, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, д. п. н., профессор
А. Е. Власов, технический директор – руководитель Департамента подготовки резерва РФС
Д. В. Акуненко, директор ГБУ г. Москвы «Спортивная школа олимпийского резерва №27 «Сокол» Москомспорта
Д. В. Никитин, начальник отдела спортивной подготовки ФК «Росич» (МБУ «ЦСМ»), кандидат педагогических наук, доцент
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы спортивной подготовки мальчиков и девочек по футболу на спортивно-оздоровительном этапе (5—6 лет) и этапе начальной подготовки (7—9 лет). Работа выполнена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (утвержденного Приказом Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. №880 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол»).
Учебно-методическое пособие подготовлено на основе Типовой программы спортивной подготовки по виду спорта «футбол» для групп начальной подготовки (мальчики и девочки 5—6, 7—9 лет). Программа рекомендована Экспертным методическим советом ФГБУ ФЦПСР Министерства спорта Российской Федерации.
Пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 49.03.01 «Физическая культура», преподавателей, тренеров при изучении теоретико-методических основ футбола и спортивной тренировки.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка юных футболистов – очень важное направление в работе Министерства спорта, Олимпийского комитета России, Федерального центра подготовки спортивного резерва и Российского футбольного союза, поскольку от этого напрямую зависит будущее отечественного футбола.
Актуальность. Учебно-методическое пособие предлагает современный инновационный подход к подготовке юных футболистов, основанный на концепции сенситивных периодов развития детей и представляет собой систематизированный материал, основанный на блочно-модульном принципе построения тренировочных циклов.
Цели и задачи. Помочь тренерам спортивных школ и организаций отобрать, спрогнозировать и заложить основы начальной подготовки совместного обучения мальчиков и девочек (5—9 лет), дать перечень основных принципов построения тренировочной работы, основных средств и методов, на основе которых возможно составление тренировочных заданий по блочно-модульному принципу, а также построение системы комплексного контроля и коррекции управления тренировочным процессом.
Учебно-методическое пособие предназначено для тренеров-преподавателей, руководителей образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности действующей системы дополнительного образования детей. Оно раскрывает комплекс параметров тренировки на начальном этапе подготовки в спортивной школе. Для восприятия предлагаемого материала и качественного проведения тренировочного процесса тренеры должны иметь определенный уровень подготовленности и знаний.
В основе пособия — нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ, а также основополагающие принципы физического воспитания и спортивной подготовки, теория и практика современного спорта.
Пособие представляет собой систематизированный материал, основанный на блочно-модульном принципе построения тренировочных циклов, и предлагает современный инновационный подход к подготовке юных футболистов, основанный на концепции сенситивных периодов развития детей.
Работа выполнена с учетом федерального стандарта, утвержденного Приказом Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. №880 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол». Учтены методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации и профессиональные стандарты «Спортсмен» и «Тренер» (2014), нормативные документы, регламентирующие работу спортивных школ и других организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и приказы Министерства спорта Российской Федерации.
Использованы данные научных исследований подготовки спортивного резерва, передовой опыт тренировки футболистов, практические рекомендации спортивной медицины, физиологии, педагогики, психологии, а также материалы программ для спортивных школ по футболу, изданных в 2007—2020 годах. Учтен также и многолетний личный опыт тренерско-педагогической работы авторов.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативно-правовое обеспечение подготовки спортивного резерва
Нормативно-правовое обеспечение подготовки спортивного резерва в России составляют:
– Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
– Приказ Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. №880 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта „футбол“»
– Приказ Минспорта России от 30.09.2015 №914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта»
– Приказ Минспорта России от 30.10.2015 №999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»
– Приказ Минтруда России от 07.04.2014 №186н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортсмен»
– Приказ Минтруда России от 07.04.2014 №193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер»
– Приказ Минтруда России от 08.09.2014 №630н «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист»
– Приказ Минтруда России от 18.02.2016 №73н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по антидопинговому обеспечению»
– Требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации разработаны во исполнения пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
Правила игры на начальных этапах
Цель подготовки юного футболиста – в развитии тех качеств, которые в наибольшей степени ему необходимы. Эти качества развиваются в игровых ситуациях. Сложность в том, что при недостаточном уровне подготовленности полноценные игровые упражнения могут быть ему недоступны. При недостаточной подготовленности начинающих спортсменов игровые упражнения необходимо упрощать. Тренер должен уметь это делать как при планировании тренировки, так и в процессе проведения тренировочного занятия.
При проведении игр среди детских команд большое значение имеют размеры игрового поля и количество футболистов, принимающих участие в матче.
Методические рекомендации по размерам полей:
– чем ниже уровень подготовленности детей, тем больше должны быть размеры поля для игр
– с повышением уровня подготовленности юных футболистов размеры поля для игр постепенно уменьшаются
– при проведении игр тренер обязательно должен следить за наступлением утомления у детей, своевременно делать паузы отдыха для восстановления
Методические рекомендации по количеству футболистов, принимающих участие в игре:
– чем ниже уровень подготовленности детей, тем меньшее количество футболистов должно участвовать в игре
– с повышением уровня подготовленности детей количество футболистов, участвующих в игре, постепенно увеличивается
– при проведении игр тренер обязательно должен следить за наступлением утомления у детей и своевременно делать паузы отдыха для восстановления.
Площадка для игры
Размеры. Площадка (поле) для футбола – прямоугольной формы. Длина боковой линии превышает длину линии ворот.
Длина. Максимум – 55 м, минимум – 30 м.
Ширина. Максимум – 30—40 м, минимум – 15—35 м.
Разметка. Поперек поля проводится средняя линия, на ней отмечается центр, из которого проводится круг радиусом 6 м. Дополнительная (временная) разметка на футбольном поле выполняется пунктирными линиями с помощью легкоудаляемых средств: фишек, мела и т. д.
По углам поля и с каждой стороны поля (против средней линии, на расстоянии от боковой линии не ближе 1 м) размещаются флаги с незаостренными древками (не ниже 1,5 м). Боковые флаги допустимо заменять фишками.
Разметка на стандартном футбольном поле площадки для игры и тренировок юных футболистов
Примечание: размеры футбольных полей, рекомендованные в данном пособии, могут быть изменены в сторону уменьшения в исключительных случаях, когда инфраструктура спортивных сооружений для проведения соревнований не позволяет выполнить эти требования.
Штрафная площадь
Из точек на расстоянии 6,5 м от внутренней стороны каждой стойки ворот, под прямым углом к линии ворот, вглубь поля проводятся две линии, которые на расстоянии 9 м соединяются третьей линией, параллельной линии ворот. Зона, определенная этими линиями, а также самой линией ворот, и является штрафной площадью. Здесь голкипер имеет право ловить и отбивать мяч руками. (Допустима разметка штрафной площади также дугой радиусом 9 м, проведенной из точки центра ворот.)
Напротив середины ворот, на расстоянии 9 м от линии ворот, наносится отметка 9-метрового удара.
Площадь ворот и угловой сектор особо не размечаются, однако для младшей группы подготовки на линии ворот, в 3 метрах от боковой линии, может ставиться отметка углового удара.
Ворота
Ворота в футболе представляют собой две вертикальные стойки, расположенные в 5 м одна от другой и на равном расстоянии от угловых флагов. Стойки соединены горизонтальной перекладиной на высоте 2 м от поверхности поля.
Мяч
Мяч для игры в футбол – сферической формы, произведен из кожи или иного водостойкого прочного материала. Для игр и тренировок в младшей группе подготовки используются мячи №3 и №4 (см. рис. 2).
Мяч №3 используется в детском футболе до 8 лет. Стандартный вариант: 62—63,5 см и 330—360 г; облегченный (тренировочный): 62—63,5 см и 270—290 г. На время игры следует обеспечить наличие не менее 3 штук.
Мяч №4 используется в детском футболе начиная с 8 лет. Стандартный вариант: 63,5—66 см, вес 350—390 г. Призван оберегать юных игроков от неоправданно высоких нагрузок, обеспечивая при этом возможность развивать техническое мастерство.
Число игроков
В младшей возрастной группе команды выставляют не более 5—7, а в средней возрастной группе – не более 9 игроков (в том числе вратаря). Общий состав команд – по 14 юных футболистов. На этом этапе допустимо неограниченное количество замен во время остановки игры, включая обратные замены.
Футболисты 5—7 лет играют по схеме 3х3; 8—9 лет – 5х5 (4+1).
Экипировка
Футболка, трусы, гетры, щитки и специальная обувь – обязательный комплект. Цвет экипировки голкипера отличается от цвета экипировки полевых футболистов, а также футбольного судьи. Игрок не должен дополнять экипировку тем, что может в процессе матча или тренировки помешать либо причинить вред ему и/или другим футболистам (например, ювелирные украшения).
Судья/судьи
Судейство соревнований на начальных этапах обучения в целом осуществляется согласно общим правилам игры в футбол, за исключением офсайда (не фиксируется).
Продолжительность игры в данный период подготовки соответствует нормативам, указанным в таблице 4. Между таймами обеспечивается 10-минутный перерыв.
Таблица 4. Продолжительность игры
Начало и возобновление игры
До начала игры осуществляется жеребьевка. Вытянувшая жребий команда выбирает ворота для себя и соперника, а соперник производит в матче начальный удар. Во втором тайме они меняются воротами, а начальный удар выполняет первая команда.
Мяч не в игре
«Вышедшим из игры» считается мяч, пересекший линию ворот или боковую линию (как по земле, так и по воздуху), а также если матч останавливается судьей. Во всех иных случаях мяч считается находящимся в игре, пока он остается в поле, – в том числе отскакивает от стойки либо перекладины ворот, углового флага, попадает в судью и т. д.
Вбрасывание мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии двумя руками из-за головы производится, если мяч пересекает боковую линию (как по земле, так и по воздуху). Таким образом возобновляется игровой процесс. Если после вбрасывания мяч попал в ворота, не коснувшись ни одного игрока, гол не засчитывается. Вбрасывание производится с места, где мяч пересек боковую линию, соперником игрока, который коснулся мяча последним.
9-метровый удар
Производится с 9-метровой отметки. Назначается за нарушения правил, совершенные футболистом защищающейся команды в пределах ее штрафной площадки, а также в случае ничейного результата в основное время в играх плей-офф (до выявления победителя). Все игроки кроме голкипера и футболиста, наносящего удар, должны находиться за пределами штрафной площади на расстоянии не ближе 6 метров от 9-метровой отметки.
Удар от ворот
Мяч помещается в произвольную точку в пределах вратарской площадки и выбивается ударом ноги футболиста защищающейся команды за границы штрафной площади. До удара игроки команды-соперника пребывают за пределами штрафной площади, не ближе чем за 6 метров от расположения мяча.
Угловой и штрафной удары
Футболисты защищающейся команды при этих ударах не могут пребывать ближе чем 6 м от мяча до того, как мяч будет введен в игру.
Специфика организации тренировочного процесса
В футболе, как и в других видах спорта, наблюдаются единые закономерности и принципы подготовки резерва, на основе которых и должен строиться учебно-тренировочный процесс:
Комплексность – единство компонентов (физическая, технико-тактическая, психологическая, теоретическая подготовка, воспитательная работа, восстановительные мероприятия, педагогический и медицинский контроль).
Преемственность – верная последовательность подачи учебного материала, задач, средств и методов подготовки, объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, обеспечивающая нужную динамику подготовленности.
Вариативность – применение разнообразного набора упражнений и тренировочных нагрузок для эффективного решения всех стоящих перед тренером и подопечными задач.
Возрастная адекватность – соответствие применяемых средств и методов подготовки как морфофункциональным, так и психологическим возможностям занимающихся. Тренер должен помнить, в частности, что процесс формирования двигательного аппарата в дошкольном и младшем школьном возрасте пока не завершен, из чего следует осторожность при дозировании физических нагрузок, в т.ч. на выносливость, а также ограничение занятий по времени.
Тренеры спортивных школ и организаций готовят юных футболистов к соревновательной деятельности на профессиональном уровне. Чтобы эта подготовка была эффективной, нужно прогнозировать, каким станет футбол в перспективе, и учить нужным элементам с детства.
Большинство теоретиков и практиков сходятся в том, что данный вид спорта становится все более скоростно-силовым. Основным фактором решения игровых задач, в первую очередь – успешного (голевого) завершения атаки, все чаще становится быстрота. Число игровых эпизодов, когда футболисты вынуждены действовать (с мячом и без мяча) в условиях жесткого противостояния, увеличивается, а время на принятие оперативных решений – сокращается. Игроки все чаще стараются сорвать атаку соперника уже на начальной ее фазе и перехватить мяч. Возрастает эффективность как групповых действий, так и персональной игры, особенно в пределах чужой штрафной площади.
Таким образом, в современном и будущем футболе для игроков наиболее важны скорость передвижения по полю, взрывная сила и координация движений. Отсюда ясна роль скоростной техники и физической подготовленности футболистов с упором на быстроту реагирования (принятия решений) в сложных и динамично меняющихся ситуациях.
Отметим, что футбол – командно-игровой вид спорта, однако на начальном этапе многолетней подготовки самое главное – индивидуальное развитие координационных способностей и обучение техническим приемам. Особо востребованными являются те игроки, чье индивидуальное технико-тактическое мастерство позволяет эффективно играть при активном противодействии соперников.
При обучении техническим приемам важно помнить, что в их основе – отличная внутримышечная и межмышечная координация. Ее развивают и совершенствуют путем многократного повторения одного и того же технического приема с постепенным усложнением. Так и формируется целостная система команд центральной нервной системы и верной реакции мышц спортсмена (напряжение и расслабление) – т.н. образ технического приема, закрепляемый в процессе повторений. Перерывы между повторениями не должны быть длительными, иначе этот образ (нервно-мышечная память) разрушается.
Тренеру нужно научить юного игрока соединять разные технические приемы в связки и комбинации, благодаря которым решается та или иная задача на поле. Собственно, игра (матч) и складывается из набора задач, решаемых в соответствии с выстроенной тренером тактикой и стратегией.
Основные нормативные требования на начальных этапах спортивной подготовки в футболе
Таблица 5. Продолжительность, возраст лиц для зачисления и их количество
Таблица 6. Режимы тренировочной работы в группах
Примечание: федеральный стандарт устанавливает минимальный возраст набора детей в группы начальной подготовки по футболу с 7 лет.
Таблица 7. Примерный план тренировочной работы
Примечание 1. Указаны максимальные параметры недельного режима. В реальности он устанавливается соответственно периоду и задачам подготовки, однако общегодовой объем тренировочной работы допустимо сокращать не более чем на 25%.
Примечание 2. Четкий план тренировочной работы на спортивно-оздоровительном этапе (5—6 лет) пока не предусмотрен федеральным стандартом. В этот период (с 5 до 6 лет) идет общее развитие организма, укрепление здоровья; даются простые упражнения на развитие гибкости, ловкости, координации, больше игровых упражнений из различных видов спорта.
Недельная тренировочная нагрузка варьируется в рамках общегодового плана спортивной подготовки. В частности, в период каникул и пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, а также на сборах тренировочная нагрузка может быть увеличена с тем, чтобы осуществить весь запланированный объем спортивной подготовки.
Каждый год во время каникул разрешается проводить оздоровительный сбор из расчета 3 недели по 18 часов. Для групп 3-го года подготовки возможны еще 2 тренировочных сбора сроком 21 день.
Таблица 8. Тренировочные сборы на этапе начальной подготовки
Виды подготовки и соотношение их объемов в структуре тренировочного процесса
Таблица 9. Соотношение видов подготовки в структуре тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Примечание. Соотношение видов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе (5—6 лет) пока не определено федеральным стандартом. В этот период еще нет четкого разделения по видам подготовки. Акцент на простые упражнения для развития гибкости, ловкости, координации, игры, игровые упражнения.
Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях
Лица, проходящие либо осуществляющие спортивную подготовку, направляются соответствующей организацией на спортивные соревнования в соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях. Обязательные требования:
– соответствие возраста, пола, уровня спортивной квалификации нормам Положения (регламента) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта «футбол»
– выполнение плана спортивной подготовки
– прохождение предварительного отбора
– наличие медицинского заключения о допуске
– соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями
Таблица 10. Требования к объему соревновательной деятельности
Годовой план спортивной подготовки
В организации, ведущей спортивную подготовку, тренировочный процесс осуществляется согласно годовому тренировочному плану (52 недели).
Годовой план содержит тематический план учебно-тренировочной работы, как правило, разделенный на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Конкретизация годового плана – это месячные планы, на базе которых и создаются конспекты отдельных занятий.
Этапное планирование – составление рабочего плана подготовки в одном из периодов.
План подготовительного периода включает почасовой объем тренировочных занятий различной направленности, число контрольных игр, а также предположительную динамику нагрузки.
План подготовки в соревновательном периоде регламентирует чередование микроциклов (это зависит от календаря соревнований), содержание и направленность тренировочных занятий в межигровых циклах.
План переходного периода подготовки в первую очередь содержит почасовой объем восстановительных тренировочных занятий, а также объем и содержание индивидуальных тренировок футболистов с учетом нагрузок прошедшего сезона.
При подготовке юных футболистов на начальных этапах данная периодизация затруднена, поскольку в это время учебно-тренировочный процесс, направленный, с учетом возрастных особенностей детей, на развитие физических качеств, приобретение умений и навыков, юных футболистов, имеет непрерывный характер.
Оперативное планирование – т.н. рабочий план подготовки команды на срок от недели до месяца. Таким образом уточняется содержание тренировочных и соревновательных микроциклов, динамика нагрузки и т. д.
Текущее планирование – конкретный план на тренировочное занятие, учитывающий возрастные особенности, физиологическое состояние занимающихся, динамику нагрузки в микроцикле и т. д.