Книга Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе - читать онлайн бесплатно, автор Олег Иванов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе
Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе

В годичном цикле построение учебно-тренировочного процесса в значительной степени определяется календарем соревнований.

Пример годового плана-графика спортивных школ см. в Приложении 8.

Календарный тренировочный график

Согласно рекомендациям специалистов, на начальном этапе следует проводить в неделю два учебно-тренировочных занятия и один игровой день. Продолжительность занятий – не более 1 часа.

(В общеобразовательной школе, куда дети поступают в возрасте 7 лет, урок физкультуры по нормам проводится дважды в неделю. С учетом 3 занятий в футбольной школе выходит 5 занятий по физической подготовке, что обеспечивает приемлемый уровень нагрузки.)

Медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия

Указанные мероприятия (средства) бывают педагогическими, психологическими, гигиеническими и медико-биологическими.

Педагогические средства – считаются основными, поскольку восстановление спортсмена и рост спортивных результатов становятся возможны исключительно при верном построении тренировки, когда объем и интенсивность нагрузок соответствует функциональному и психофизиологическому состоянию занимающегося. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение как каждого тренировочного занятия, так и системы таких занятий в микроциклах, а также на отдельных этапах тренировочного цикла. Важным нюансом здесь является необходимость варьирования как нагрузок, так и условий проведения тренировок, регулярного чередования видов деятельности, перемежаемых фазами т.н. активного отдыха с отдельным набором упражнений.

Психологические средства снижают психологическое утомление спортсмена, обеспечивают его эмоциональную стабильность и благоприятную среду для реабилитации, ускоряют и улучшают восстановительные процессы.

Гигиенические средства:

– условия быта, учебы, тренировочного процесса и спортивной деятельности, соответствующие санитарным нормам

– режим дня

– личная гигиена

– режим питания

– закаливание

– специфические гигиенические мероприятия в особых условиях (акклиматизация и т.д.)

Все это требует участия тренера, медицинских работников и самих подопечных, а также их окружения (родители, прочие родственники, приятели и т.д.), способного оказать на психическое состояние юного спортсмена как положительное, так и отрицательное воздействие. Тренеру следует знать и контролировать социально-гигиенические факторы этой микросреды, принимать все доступные меры для ее улучшения путем педагогических и иных воздействий.

Личная гигиена – рациональный режим дня, уход за телом, отказ от вредных привычек и т. д. В этом плане важно:

– выполнять различные виды деятельности в четко определенное время, оптимально чередуя учебу, тренировочные занятия, отдых

– питаться регулярно и правильно

– высыпаться

Время тренировочных занятий выбирается с учетом суточной динамики работоспособности, конкретных задач периода подготовки, предстоящих соревнований и др. Наиболее оптимальным для тренировок, по мнению теоретиков и практиков спорта, является время дважды в сутки – от 10:00 до 13:00. и от 16:00 до 20:00.

Питание организуется с учетом тренировочных и/или соревновательных нагрузок, индивидуальных особенностей юных спортсменов, а также климатогеографических факторов.

Медико-биологические восстановительные средства – витаминизация, а также физио- и гидротерапия. Дополнительная витаминизация производится в случае необходимости – как правило, в зимне-весенний период, а также при особо напряженных тренировках и соревнованиях. Дополнительный прием витаминов обычно назначают в дозе, не превышающей половины суточной потребности, во избежание интоксикации организма.

Средства физио- и гидротерапии – это различные виды ручного и инструментального массажа, души, ванны, сауна, локальные физиотерапевтические средства воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.). Чрезмерное количество и интенсивность физиотерапевтических процедур способны возыметь негативный эффект, поэтому в младшем школьном возрасте не рекомендуется более одной процедуры за один сеанс и более одного сеанса в течение суток. Средства общего воздействия (массаж, ванны и т. д.) применяются по медицинским показаниям, однако не чаще 1- 2 раз в неделю.

Все вышеперечисленное назначается и контролируется только квалифицированным медиком.

– Требования к мероприятиям, направленным на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним

Тренер, работающий с детьми, должен быть ознакомлен в том числе и с положениями статьи 26 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – «Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним».

Допингом признается субстанция и/или метод, официально запрещенные для использования в спорте. Борьба с использованием допинга осуществляется в соответствии с антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, а также международными антидопинговыми организациями.

Уже с начальных этапов спортивной подготовки тренеру следует воспитывать юных подопечных в духе нетерпимости к применению допинга.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учет сенситивных периодов

При планировании и реализации объемов физической нагрузки тренеру всегда следует ориентироваться на выявленные учеными периоды, наиболее подходящие для развития определенных физических качеств и способностей (см. таблицу 11).


Таблица 11. Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В. П., Гужаловскому А. А., Волкову В. И., Ляху В. И.)


Итак, развитие физических качеств не происходит одновременно.

Быстрота двигательной реакции формируется в первую очередь, достигая «взрослого» уровня к 8—10 годам. Скорость и частота движений достигают предельных величин чуть позже.

Силовая выносливость к работе динамического характера у девочек младшего школьного возраста достигает пика одновременно со скоростными качествами: согласно тесту «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», она возрастает по сравнению с дошкольным периодом более чем на 60%. При этом общая и статическая выносливость достигают предельных величин лишь к 13—15 годам (независимо от пола ребенка).

Собственно-силовые качества с 7 до 10 лет прирастают быстрее у девочек (на 40%) по сравнению с мальчиками (на 20%). В этом плане мальчики начинают стремительно опережать девочек только с 13 лет (прирост на 50%).

Скоростно-силовые качества особенно активно развиваются у девочек 9—13 лет (прирост 70—80%), и достигнутый в этом возрасте уровень существенно не изменяется до 16—17 лет. У мальчиков развитие скоростно-силовых качеств происходит в течение всего школьного возраста более равномерно.

Статическое равновесие – качество, важное для развития ловкости, – особенно интенсивно развивается у девочек с 8 до 11 лет (прирост около 70%) и впоследствии меняется слабо.

Гибкость в указанный период развивается интенсивно (прирост до 70% у мальчиков и до 85% – у девочек), и этот процесс длится до 15—16 лет.

Итак, младший школьный возраст отлично подходит для развития скоростных качеств, силовой выносливости, статического равновесия. Средний школьный возраст – это время развития собственно- и скоростно-силовых качеств, гибкости.

Применительно к футболу теория сенситивных периодов выражается в том, что юный футболист проходит четыре стадии своего развития:

– «МЯЧ»

– «МЯЧ + ВОРОТА»

– «МЯЧ + ВОРОТА + СОПЕРНИК»

– «МЯЧ + ВОРОТА + СОПЕРНИК + ПАРТНЕР»



Дети на этапе «Мяч»:

– хотят только владеть мячом, не умеют играть в пас, не понимают групповых взаимодействий

– цель во время игры – добраться до мяча и ударить

– сохраняют концентрацию на очень короткое время, понимают только самые простые команды тренера («Стой!», «Повторяй за мной!» и т.п.)

Методические закономерности

Дети на этапе «Мяч+ворота»:

– по-прежнему хотят только владеть мячом, не понимают командной игры, не умеют играть в пас

– осознают, что цель игры – забить мяч в ворота

– добравшись до мяча, уже не бьют куда попало, а стараются осознанно выбирать позицию и направление

– понимают только самые простые правила игры

Дети на этапе «Мяч+ворота+соперник»:

– в большинстве ситуаций действуют индивидуально

– различают соперников и партнеров

– сближаются с соперником, вступают в отбор (т.е. проявляют зачатки индивидуальных тактических действий в обороне)

– не умеют осуществлять групповые и командные взаимодействия

– понимают основные функции игроков обороны и атаки

Дети на этапе «Мяч+ворота+соперник+партнер»:

– действуют не только индивидуально, но и в пас

– умеют взаимодействовать в малых группах (парах)

– знают основные функции игроков разных амплуа

– понимают основы командных атакующих взаимодействий

Учет половых различий (диморфизма)

Мировой опыт свидетельствует, что на начальном этапе подготовки мальчики и девочки могут заниматься футболом в смешанных группах, поскольку физическая подготовленность разнополых детей примерно одинакова до 12—13 лет, до начала т.н. пубертатного скачка. Половые различия в плане физического развития у мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки начиная с 5 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам-ровесникам, но к 10 годам эти показатели, как правило, выравниваются, что сохраняется вплоть до периода полового созревания (12—14 лет).

Иное дело – психофизиологические различия. Правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Им, как правило, легче проследить траекторию движущегося объекта (мяча). Девочки склонны действовать «кучно» (группироваться вокруг мяча). Поэтому при тренировке девочек-футболисток уже с этапа начальной подготовки необходимо обращать особое внимание на позиции и роли игроков, их место на поле, индивидуальные действия. Рекомендуются задания и мини-игры, развивающие индивидуальность и пространственное мышление: «Поменяйся местами», «Твоя миссия», «Разыграй мяч», «Далеко-близко» и т. д.

При совместном обучении футболу мальчиков и девочек педагог (тренер) должен учитывать:

– Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, а девочки справляются с параллельным решением нескольких задач

– Девочки лучше воспринимают вербальные (словесные) инструкции, а мальчики – визуальные образы

– Мальчики меньше, чем девочки, нуждаются в контакте с педагогом «глаза в глаза» (это даже может их раздражать)

– Мальчики лучше выявляют те или иные закономерности

– Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители

– Мальчики более напористы, склонны к соперничеству, риску, негативнее воспринимают запреты

– Девочки лучше понимают сложные инструкции, успешнее действуют согласно образцу

– Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, чем мальчики

– Девочки несколько лучше запоминают учебный материал

Спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки

Общая характеристика тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе (возраст 5—6 лет)

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

– Привить детям любовь к футболу, убедить, что футбол развивает необходимые для жизни качества и способности

– Сформировать уважительное отношение к руководству, тренерам, клубу.

– Систематически вести воспитательную работу, наладить сотрудничество с родителями

– Научить основам техники футбола

– Работать над укреплением здоровья, общим всесторонним развитием ребенка

– Начать формировать элементарные основы групповых действий, сохраняя при этом индивидуальность юного спортсмена

– Научить детей систематически тренироваться, правильно выполнять упражнения

Учет индивидуальных особенностей

Паспортный и биологический возрасты человека, особенно ребенка, далеко не всегда совпадают. Это следует принимать в расчет, планируя тренировочные нагрузки, состав, объем, интенсивность которых должны быть адекватны как требованиям игры, так и подготовленности юных игроков. Нужно выявить лучшие качества конкретного юного спортсмена, определяющие степень его даровитости в футболе, а в дальнейшем – развивать их и совершенствовать.


Мотивация

Большинство начинающих футболистов стремится не учиться футболу, а играть в него. Однако невозможно обучить детей лишь за счет игры: нужны упражнения с многократным повторением элементарных приемов.

Таким образом, при планировании тренировки на начальном этапе важно соблюсти оптимальное соотношение между игрой в футбол (самой интересной для детей частью занятия) и упражнениями специальной и общей подготовки (которые кажутся детям скучными, особенно на первых порах). Поскольку многократные повторения в этом возрасте особенно утомительны, следует разнообразить процесс, балансируя между стандартными и ситуационными упражнениями.

Футбол для детей – это в первую очередь радость. Тренеру нужно стремиться, чтобы юные футболисты получали удовольствие от занятий и ждали каждую тренировку как маленький праздник.

Типовая структура тренировочного занятия

– подвижные игры с мячом и без мяча

– элементарные эстафеты, «веселые старты» с выполнением несложных заданий

– оздоровительные упражнения, развитие базовых физических качеств

Занятия проводятся единым циклом в течение 45 минут – 1 часа. Акцент делается на различные подвижные игры, включая собственно футбол.

Требования к детскому тренеру

– Может быть «отцом», «советником», «другом», «образцом».

– Может эффектно и понятно показать технический прием

– Умеет слушать и слышать подопечных, разрешать возникающие в детском коллективе конфликты

– Если что-то обещает, обязательно выполняет обещанное

– Знает, как осуществить свои идеи

– Стремится к достижению побед в соревнованиях, но не любой ценой

– Занимается со всей группой, но внимательно относится к каждому

Тренер не должен:

– Быть грубым

– Делить группу на «любимчиков» и «изгоев»

– Относиться к детям как к взрослым

– Долго и занудно разъяснять и комментировать выполнение упражнений

– Длительное время заставлять монотонно выполнять одни и те же двигательные задания

– Постоянно, каждые несколько секунд, прерывать занятие, чтобы «одернуть и поправить» учеников

Основы подготовки детей 5—6 лет

Дети попадают в футбол по трем основным причинам:

– Ребенок является «прирожденным футболистом», мечтающим об этом виде спорта

– «Все играют – и я буду!»: футбол как средство завоевания места в детском коллективе

– Родители мечтают вырастить из ребенка выдающегося футболиста, приводят в спортивную школу и ждут быстрого и наглядного результата

Так или иначе, дети 5—6 лет пришли в футбол, ничего толком о нем не зная, и нужно с первых дней так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы по-настоящему их увлечь. Отсев неизбежен, но важно, чтобы прошедшие его выросли в квалифицированных игроков.

Для начинающих футболистов/футболисток основными тренировочными средствами являются игра и игровые упражнения. Оптимально, если все это будет происходить в трех местах: дома, во дворе и собственно в футбольной школе.

Дома: по утрам – упражнения на гибкость, занятия с маленьким мячом (теннисным или резиновым): жонглирование, ведение и т. п.

Во дворе: футбол с приятелями-ровесниками на небольшой безопасной площадке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги