Роль речи в «социальном альпинизме»
Многим людям случается становиться лидерами и обзаводиться капиталом, даже если они изначально не склонны к этому. Мир все еще устроен по принципу пирамиды – решения принимаются на верхних ступенях социальной лестницы. Информация и инициативы с нижних этажей социума проходят на верхние с перебоями и искажениями.
Если вы хотите изменить мир или хотя бы собственную жизнь, то, очевидно, рано или поздно столкнетесь с необходимостью повысить свой социальный статус. Вскарабкаться на следующий уровень социальной пирамиды. Чтобы изменить к лучшему свою жизнь, вам придется заняться социальным альпинизмом. Речь – это крюк на конце страховочного троса, который вы забрасываете наверх, чтобы взобраться на вершину.
Как избавиться от акцента? Мы приобретаем тот или иной акцент в процессе копирования чужой речи. В детстве, когда только учимся говорить, мы копируем речь окружающих. Теперь надо сменить образец для подражания. Но, пожалуйста, возьмите за эталон лучшее: великих артистов, великие тексты!
Упражнение №4. Избавляемся от акцента
Вам потребуется видео спектакля/фильм по классической пьесе, текст пьесы и диктофон. Например, великолепный кинофильм «Гамлет» Г. Козинцева со Смоктуновским в главной роли, а также томик Шекспира и функция диктофона в смартфоне. Если вы не читали «Гамлета» – очень советую прочесть его для начала. Потом посмотреть фильм. А затем снова взять текст шекспировской пьесы и читать его вслух, на диктофон.
Теперь прослушайте обе записи. Сравните, КАК говорят Смоктуновский или Вертинская и как говорите вы. Внимательно слушайте! Каждый звук! А потом полностью сосредоточьтесь на собственном произнесении звуков. Только не нужно изображать Гамлета или Офелию! Ваша задача – максимально точно воспроизвести интонации и ритм речи великих актеров.
Скорее всего, сначала у вас не получится. Вполне возможно, что некоторые звуки вам просто не под силу произнести. Потому что вы их никогда толком и не произносили. Вы скрадывали их несовершенство удачным звучанием других звуков, общим напором и веселостью речи. Что ж, вы молодец! Только теперь нужно постараться и хорошенько поработать над их произношением.
Попробуйте изобразить звук больших напольных часов. Часикам некоторые из нас подражали в детстве. Этому нас научили родители или старшие дети. Но как человек, с детства тикающий «часиками», я с удивлением обнаружила, что большинству моих слушателей эта забава незнакома, более того – недоступна! Надеюсь, вы не из их числа.
Упражнение №5. «Часики». Тренируем нёбо
Плотно закройте рот. Сглотните слюну. Постарайтесь присосать к верхнему небу язык, особенно его корень. Как будто вы пьете, но с закрытым ртом. Создайте вакуум во рту, в том числе за счет мягкого нёба. Язык прилипнет достаточно крепко. Теперь оторвите язык от верхнего нёба. Он оторвется с характерным цоканьем, действительно похожим на тиканье большого механического будильника. Получилось? Тогда двигайте язык во время приготовления к щелчку по пространству нёба, по-разному присасывая его, добиваясь тем самым разной высоты и силы звука.
А теперь прощелкайте ритм. Сначала ровный, как стучат часы, потом любой музыкальный. У вас должны неимоверно устать корень языка, нёбо и гортань. Это хорошо. Значит, вы все сделали правильно.
Это упражнение, как говорит одна моя знакомая, врач, очень хорошо помогает избавиться от храпа. Не знаю, насколько помогает. Но точно знаю, что страдающие от храпа люди не в состоянии воспроизвести нечто даже близко похожее на «Часики». Видимо, их мягкое небо настолько вялое и рыхлое, что просто не способно участвовать в производстве таких звуков. Во сне оно совсем расслабляется, временами полностью перекрывает путь воздуху. Возникает храп или даже так называемое «апноэ сна», смерть сна, когда человек во сне вовсе не дышит несколько секунд или десятков секунд, или даже до 2-х минут. Человек и спит, и не спит. То есть он спит, но физиологические процессы, которые должны протекать во сне, происходят неправильно или не в полном объеме. Такой человек не высыпается и не способен выспаться.
Так, может быть, все-таки попробовать «потикать»?
Упражнение №6. «Лошадки». Тренируем язык
Это умеют делать практически все. Почти все в детстве цокали языком, изображая лошадку. Здесь, так же как в «Часиках», язык слегка присасывается к небу, но несколько ближе к зубам. Рот же при этом открыт или приоткрыт. Нижняя челюсть может опускаться вниз для громкого щелчка. Можно чуть напрячь губы, вытянув их вперед. Принцип звукоизвлечения тот же самый, но звук различается.
Щелкайте громко и тихо, равномерно и в музыкальном ритме. Вершина мастерства – прощелкать с помощью обоих приемов вперемешку какой-нибудь сложный современный ритм.
«Лошадки» делать гораздо легче, чем «Часики», – язык меньше устает. Но оба этих упражнения очень полезны для развития речевого аппарата, для тренировки мышц, задействованных при четком и ясном произнесении звуков и слов.
Упражнение №7. «Покажи язык»
Просто высуньте язык вперед, насколько сможете. Направьте его вверх, потом вниз. Затем попробуйте показать язык тому, кто стоит у вас за спиной, справа или слева. Направьте язык направо и налево. Вытягивайте его изо всех сил!
ИЗ ПИСЬМА ИРИНЫ С.: «…ближайшие задачи, которые планировала по выступлениям, я уже выполнила… А настроиться помогали скороговорки и «часики» – пока едешь в метро, бубнишь про себя, поскольку в шуме тебя никто не слышит, а вполголоса – уже по дороге от метро до дома, 15 минут. Дома до сих пор пробка от шампанского лежит на видном месте – для «наки-нуки». Нет-нет, да уделяю пару минут. А еще в метро делала упражнения для языка…
Юлия, спасибо за Ваш семинар. Действительно, совсем пропал страх перед аудиторией. Чувствую себя гораздо спокойнее, увереннее. Но открылись новые проблемы, над которыми надо работать: не хватает дыхания на окончание фразы. Конец предложения пропадает, такое впечатление, что я сказала и потом засомневалась. Что-то с этим надо делать. На коротких выступлениях это не заметно, а на длинных…».
МОЙ ОТВЕТ ИРИНЕ: «…Насчет дыхания: очевидно, у Вас зажимаются межреберные мышцы, и во время выступления Вы набираете в легкие недостаточно воздуха. Накануне выступления расслабьтесь, положите руки на живот и подышите „в живот“, чтобы лежащие на животе руки пришли в движение. Потом положите ладони на нижние ребра и подышите так, чтобы ребра раздвигались, а руки уходили в стороны. Затем проделайте то же самое, положив ладони на ключицы, чтобы при дыхании они поднимались вверх. Запомните, как это происходит! Перед самым началом выступления сделайте глубо-о-окий вдох, мягко выдохните. Реанимируйте тем самым свои воспоминания. В любом случае полезно – мозг „проветрится“, будет работать лучше».
Как правило, в повседневной жизни мы почти не пользуемся всем объемом легких. Мы мало двигаемся, сидим, согнувшись и зажав свои легкие, избегаем долгой ходьбы, очень редко кричим и громко поем. Мы уже не чувствуем, не осознаем,
как в нас поступает воздух и как он выходит наружу. Наши легкие месяцами пребывают в сморщенном состоянии, в их нижних отделах накапливается бог знает что! С этим нужно бороться!
Упражнение №8. «Дыши глубже». Тренируем легкие
Все именно так, как я описывала Ирине.
7 дыханий «животом». Стоя перед зеркалом, контролируйте руками глубину вдоха. Следите, чтобы руки, положенные на живот, двигались вперед и назад. Можно повернуться к зеркалу боком – так будет легче понять, правильно ли вы делаете упражнение. Грудь не должна уходить вверх. «Надувается» за счет нижних отделов легких только живот. Дышим носом, выдыхаем с силой, шумно.
12 грудных дыханий. Вдыхаем и одновременно распахиваем руки, словно хотим обнять кого-то большого и очень любимого. Воздух наполняет средние и верхние отделы легких. Живот же, наоборот, слегка поджат. Дышим и носом, и ртом, как удобно.
6 ключичных дыханий. Кладем руки на ключицы и даже шею, крест-накрест. Медленно втягиваем воздух носом в самые верхушки легких. Спокойно выдыхаем. Грудь и живот при этом не движутся. Воздух, так нам должно казаться, уходит в спину, под самые лопатки. Меняем крест рук. 3+3.
После этого полезно сделать «Черепашек».
Упражнение №9. «Черепашки». Делаем шею гибкой
Стоим прямо, опустив и расслабив плечи и руки. Затем представляем, что наша голова – это голова большой и старой черепахи, которая вытягивает ее из-под панциря. Сначала вперед, потом вверх и обратно. При этом ваш подбородок должен описать овал, если смотреть сбоку. Потом черепаха сначала вытягивает голову вверх и вперед, потом опускает ее вниз и прячет.
Измученная долгим сидением перед компьютером, ваша шея может болезненно ныть и устрашающе хрустеть. Не пугайтесь! Замрите, успокойтесь и продолжайте! Плавно! Черепаха старая и осторожная…
Откуда берется голос
А теперь пора петь! Уже пора! У вас нет голоса? Не беда! Вообще-то никто не знает, откуда берется голос. Серьезно! Рассказывают страшную историю: физиологи подкупили патологоанатомов, те взяли труп, вырезали голосовые связки и стали прокачивать через них воздух. Звук получился, но скорее похожий на шум, чем на человеческий голос. Загадка голоса так и не была разгадана…
Певцы уверяют, что для голоса важен весь дыхательный аппарат и все мышцы груди, начиная с диафрагмы. Поверим певцам. Ведь они поют, а физиологи – нет!
Отдельные особо продвинутые педагоги по вокалу говорят, что даже гладкая мускулатура низа живота, а именно та самая мышца, которая у хвостатых млекопитающих отвечает за движение хвоста, участвует в подаче воздуха через дыхательный аппарат. Хвост у человека давным-давно отпал (может, зря, – представьте, как можно было бы им обмахиваться в жаркую погоду, красить его в разные цвета, декорировать украшениями; можно было бы придумать особую систему убеждающих движений хвоста при продажах…). Но он все-таки отпал, а вот мышца, которая им когда-то вертела, осталась. Самое интересное, что ее можно почувствовать. Попробуйте представить себе, что хвост у вас остался (он великолепен!). А теперь представьте, как вы поджимаете его, например, проходя через вращающуюся дверь. Почувствовали? Некое особое, очень легкое напряжение где-то там внутри и внизу живота и еще немного в копчике? Оно самое! Так вот, представьте, голос может зависеть и от этих мышц!
От диафрагмы он точно зависит. Это доказано всей певческой школой.
Справка «Диафрагма – это плоская мышца, натянутая, как батут, по краю реберной дуги. Основная функция диафрагмы – активное дыхание. Межреберные мышцы представлены несколькими слоями мышц, посредством которых верхние и нижние края соседних ребер соединяются. Как правило, данные мышцы участвуют в глубоком вдохе и затяжном выдохе. При вдохе происходит ряд одновременных движений, которые приводят к активному нагнетанию воздуха в воздухоносные пути. При сокращении диафрагмы она уплощается. В плевральной полости создается отрицательное давление благодаря вакууму. Отрицательное давление в плевральной полости передается тканям легкого, которое послушно расширяется, создавая отрицательное давление в дыхательных и воздухоносных отделах. В результате атмосферный воздух устремляется в область пониженного давления – в легкие. При глубоком вдохе происходит расслабление определенной части косых межреберных мышц и сокращении перпендикулярно расположенной порции мышц, что увеличивает межреберные расстояния, повышая объем грудной клетки. Потому появляется возможность на 20—30% увеличить объем вдыхаемого воздуха. Выдох – в основном пассивный процесс. Спокойный выдох не требует напряжения каких-либо мышц – требуется лишь расслабление диафрагмы. Легкое, благодаря своей эластичности и упругости, само вытесняет основную часть воздуха. Лишь при форсированном выдохе могут напрягаться мышцы живота, межреберные мышцы. (www.tiensmed.ru)
Иными словами, наш организм представляет собой небольшой орган. То есть, сложный музыкальный инструмент, в котором мышцы растягивают легкие (они же – мехи), за счет смены давления втягивают в них воздух, а потом, расслабляясь и сокращаясь, выталкивают его через дыхательные пути (они же – трубы). Различные препятствия на пути воздуха (голосовые связки, язык, зубы и т.д.) регулируют высоту и характер звука. Звуки усиливаются головным и грудным резонаторами, особыми полостями, заполненными воздухом – тремя гайморовыми пазухами, трахеей и крупными бронхами.
Мы можем быть маленьким музыкальным инструментом или большим, но мы не можем не звучать. У нас не может не быть голоса, если все наши основные органы на месте и в полном порядке.
Но нам может не нравиться собственный голос. Мы сами можем его расценить как противный, тонкий, скрипучий, сиплый. Еще большая проблема, если он не нравится нашим близким. Они могут твердить, будто мы напрочь лишены музыкального слуха и нам ни в коем случае не следует петь, дабы не позориться…
В самом деле, музыкального слуха у вас может и не быть. Это зависит как от строения уха, так и от степени развития способностей вашего мозга воспринимать и анализировать поступающие звуковые сигналы. И ухо может быть не изысканным, и с мозгом неполадки. Однако это вовсе не значит, что петь вы не можете. Можете, но делать это вам лучше в одиночестве.
К счастью, большинство людей поют, как умеют, и им самим это нравится. Рекомендую вам присоединиться к этим достойным людям. Потому что пение – это лучшее упражнение для развития голоса. В основной массе люди даже не знают, какими возможностями обладает их голосовой аппарат. Нередко только в процессе тренинга его участники с удивлением узнают, что у них бас или меццо-сопрано, даже близкое к контральто. Оказывается, до сих пор они не использовали в полной мере возможности своего голосового аппарата, точно так же, как и дыхательного. Другими словами, не задействовали большие трубы встроенного в них природой музыкального инструмента, довольствуясь малыми. Но те быстро выходят из строя, потому что не приспособлены для непрерывного использования: ткани воспаляются, отекают, голос сипит или пропадает вовсе.
Как найти свой голос?
Что же делать? Искать свой настоящий голос и исполь- зовать его во всей полноте диапазона! Особое внимание обратите на низкие тона. Без низких бархатных звуков, без грудного резонирования настоящему оратору просто не обойтись. Смешно выглядит женщина, которая высоким, резким, прерывающимся голосом вещает какие-то важные вещи. Сначала из вещей уходит важность, потом пропадает голос у женщины. Неприятно, даже как-то небезопасно слушать мужчину, который срывается на дискант, форсируя силу звука.
Отступление IV
Она, пожалуй, – одна из самых выдающихся женщин, с которой судьба свела меня на жизненном пути. Она обладает невероятной способностью не только начинать, вести, но даже завершать самые разнообразные проекты в области искусства – от художественных экспозиций до строительства грандиозных выставочных комплексов.
Но слушать ее я не могу. Я ей не верю. Мне не нравится ее голос, высокий до свиста в ушах. «Это просто какой-то рыбный рынок», – говорю я ей, имея в виду пронзительные крики торговок. Иной раз она со мной соглашается; порой, перед важными выступлениями на ТВ, прислушивается к моим советам. Но ничего не хочет менять. Ее пока все устраивает. Я же просто уверена, что многие вещи в жизни дались бы ей проще и легче, если бы она что-то поменяла в своей манере речи. Я жду. Ведь даже Маргарет Тэтчер далеко не сразу пришла к необходимости говорить иначе. У великой женщины все еще впереди…
Упражнение №10. «Голова»
Помните «Руслана и Людмилу» Пушкина? Помните, как Руслан сразил Голову и завладел заветным мечом? «Над мрачной степью возвышаясь, / Безмолвием окружена, / Пустыни сторож безымянной, / Руслану предстоит она / Громадой грозной и туманной». Представьте себя той самой Головой и спросите Руслана: «Куда ты, витязь неразумный? / Ступай назад, я не шучу! / Как раз нахала проглочу!». Потом добавьте: «Чего ты хочешь от меня? / – Нахмурясь, голова вскричала. – / Вот гостя мне судьба послала! / Послушай, убирайся прочь! / Я спать хочу, теперь уж ночь, / Прощай!»
Ведь на последней фразе вы понизили голос, не правда ли? Опустили до предела, и все-таки он продолжал звучать? Запомните это ощущение. Это и есть ваш нижний голосовой предел.
Упражнение №11. «Птичка»
Теперь вы – птичка. Тот самый египетский бегунок, который добывает себе пропитание в пасти крокодила. Он ведь тоже издает какие-то звуки. Какие? Как вы их себе представляете? Попробуйте воспроизвести. Прикажите крокодилу: «Раскрой пасть! Немедленно! Не шевелись!»
Это — ваш верхний голосовой предел. Затем постарайтесь отыскать между ними средний регистр. А теперь найдите самое красивое звучание вашего голоса. Скорее всего, оно окажется не посередине, а где-то ближе к нижней его границе.
Нам нравятся низкие голоса. Чем больше тестостерона, тем ниже голос, крепче мышцы, агрессивней поведение. Мы хотим слушать сильных. Даже больше, чем умных. Мы встречаем оратора по движению и голосу. До сути услышанного мы доходим позже или не доходим вовсе, отключая внимание, если звучание его речи нам неприятно.
Упражнение №12. «Я звучу»
Закройте уши руками. Закройте глаза. С закрытым ртом пропойте один простой звук. Что-то вроде: «М-м-м…». Теперь меняйте амплитуду звука. Раскачивайте ее снизу до самого верха, упираясь в шипение вместо звука внизу и в молчание – вверху. Теперь проанализируйте степень комфортности своих ощущений. Где, на какой высоте вам комфортнее всего звучать? Какой именно собственный звук вам больше всего нравится? Какой высоты звук вытекает из вас легко и почти без усилий?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги