Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В сборник вошли статьи, посвященные комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям, подросткам и взрослым, имеющим нарушения речи. Представлены теоретико-методологические основания современной интерпретации нарушений речевого развития у детей и взрослых. Особое внимание уделяется мультидисциплинарному подходу к исследованию актуальных вопросов дизонтогенеза, диагностики и вариативных методик логопедического воздействия. Авторами сборника являются преподаватели ведущих педагогических университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Саратова, Казани, Перми, Таганрога, Оренбурга, Ярославля. В сборнике также отражены результаты исследований сотрудников Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта, Федерального научного клинического центра реаниматологии и реабилитологии, Научного центра неврологии, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М Сеченова, Учебно-коррекционно-реабилитационного центра «Lola Muminova» (Ташкент, Узбекистан), а также логопедов образовательных организаций Росссии. Материалы сборника адресованы преподавателям организаций высшего образования, сотрудникам научно-исследовательских институтов, логопедам, дефектологам, психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с лицами, имеющими нарушения речи. Также они представляют интерес для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, изучающих проблемы логопедии и смежных научных дисциплин. Все материалы публикуются в авторской редакции.