И хотя уклонение и дезертирство не были массовыми, комдезертиры, поскольку они находились в начальной стадии организации, а местами существовали пока только на бумаге, не могли справиться с этими «контрреволюционными» явлениями. По оценке Пермской губЧК (сентябрь 1918 г.), «местная и военная власти не в состоянии справиться» с бегством красноармейцев с фронта192. А между тем антисоветские восстания разрастались и угроза занятия губернии белыми усиливалась. Это заставило органы большевистской власти прибегнуть к репрессивным мерам в соответствии с объявленным ВЦИК красным террором.
Так, в Оханском уезде председатель Верещагинского районного военно-революционного комитета Горшечников 22 октября заявил: «Учитывая то положение, что контрреволюционеры зверски уничтожают всех советских работников и их семейства, то в целях гарантии за более спокойное житье граждан в занятых местностях белогвардейцами, предлагается сейчас же взять с каждой волости заложников: из буржуазии, кулаков, правых эсеров и меньшевиков под усиленным караулом. При случае эвакуации волостных исполкомов – увозить их с собой, причем объявить гражданам волости, что при случаях контрреволюционных выступлений и выдачи белогвардейцам советских работников – все заложники будут расстреливаться»193.
18 ноября отделение Пермского губернского ревтрибунала «за злостное и неоднократное дезертирство из рядов Красной армии, оказавших вооруженное сопротивление, участвовавших в восстаниях и расстрелах советских и партийных работников» приговорило: П.И. Ушакова и Г.И. Ушакова, жителей Степановской волости Кунгурского уезда; Ф.А. Рычкова и А.И. Мальцева, жителей Пермско-Останинской волости, – к расстрелу; П.М. Рычкова и Е.Н. Черепанова, той же волости, к 10 и 15 годам (соответственно) принудительных работ с заключением в рабочий исправительный дом; С.Е. Беляева, жителя Усольского уезда Крохалевской волости, – направить с первой маршевой ротой на фронт194.
Далее следовало предупреждение, оповещавшее, что каждого красноармейца, дезертировавшего из войсковой части, эшелона, сборного пункта или не явившихся по мобилизации, а также дезертиров труда ожидает наказание, а семьи их будут наказываться штрафом, конфискацией скота, надела, движимого и недвижимого имущества. Помимо этого наказанию в виде конфискации имущества и предания суду трибунал угрожал подвергнуть волостные и сельские власти и население за укрывательство дезертиров и отказ вести с ними борьбу195.
* * *Строительство центрального аппарата и всероссийской системы комдезертиров началось с разработки, с учетом опыта губернских и военных властей, и принятия постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 25 декабря 1918 г., которым, с учетом первого опыта работы подобных комиссий в губерниях, была образована Центральная временная комиссия по борьбе с дезертирством (Центркомдезертир). В самом ее названии подчеркивалось, что существование ее будет временным. Центркомдезертир являлась высшим органом, которому предоставлялось право учреждать и контролировать местные комиссии по борьбе с дезертирством, разрабатывать и издавать постановления и распоряжения по борьбе с дезертирством, с правом наложения дисциплинарного взыскания в отношении служащих местных комиссий. Ее распоряжения были обязательны для выполнения всеми без исключения местными комиссиями.
Центркомдезертир состояла из председателя, назначаемого приказом РВСР, представителей Всероглавштаба, Политуправления РВСР и Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. К совместной с ней деятельности привлекались представители других учреждений, необходимые по ходу работ комиссии, с правом совещательного голоса. Постановления комиссии выносились простым большинством голосов и публиковывались в установленном порядке. В случаях, затрагивающих компетенцию других ведомств, требовалось предварительное соглашение с последними.
При Центральной комиссии создавалось Управление делами (секретариат), на которое возлагались выработка и представление на утверждение комиссии проекта мероприятий по борьбе с дезертирством; организация ее заседаний; ведение протоколов; проведение в жизнь ее постановлений путем их издания, опубликования и поддержания связи с соответствующими учреждениями. Управление делами (секретариат) должно было сноситься с окружными, столичными, губернскими и уездными комдезертирами196.
Председателем Центркомдезертира был назначен И.Л. Дзевялтовский – польский революционер, участник Октябрьской революции, комиссар Всероглавштаба.
Распоряжением Центркомдезертира в январе 1919 г. учреждались полевые, губернские и уездные комиссии по борьбе с дезертирством.
Полевые комдезертиры должны были создаваться при штабах фронтов, армий и дивизий в составе представителей особых отделов, политотделов и комиссаров штабов. В прифронтовой полосе для борьбы с дезертирством создавались заградительные отряды. Организовывались также пункты принятия жалоб красноармейцев на плохое снабжение продовольствием, обмундированием, недостаточное обеспечение их семей пособием. Полевые комиссии подчинялись реввоенсоветам армий и фронтов и носили временный характер.
Тем же распоряжением учреждались окружные комиссии (окркомдезертиры) при окружных военных комиссариатах в составе председателя – представителя окружного военкомата, представителя культурно-просветительного отдела окружного военкомата, представителя отдела управления губисполкома. Представители утверждались Центркомде-зертиром197. При окркомдезертире находился секретариат, в функции которого входило инструктирование всех низших комиссий с правом наложения на них взысканий за «неправомерные действия»198.
Окружная комиссия должна была распубликовывать по округу распоряжения Центркомдезертира, инспектировать и инструктировать все нижестоящие комдезертиры, с правом наложения на них дисциплинарного взыскания за бездействие или неправильность действий, предоставлять Центркомдезертиру периодические сводки работы по борьбе с дезертирством по губерниям округа199.
Губернские комиссии (губкомдезертиры) должны были создаваться при губернских военкоматах в составе председателя – представителя губернского военкомата, представителя культурно-просветительного отдела губернского военкомата, представителя отдела управления губисполкома. Представители утверждались Окркомдезертиром. Губкомдезертиры издавали постановления и распоряжения.
Губкомдезертиры должны были проводить в жизнь все постановления центральной и окружных комдезертиров, руководить работой уездных и волостных комиссий с правом наложения на них, в особых случаях, дисциплинарных взысканий200. В функции губернских комиссий входили также наблюдение и инструктирование эшелонов при отправке их на фронт. В целях агитации с эшелонами отправлялись коммунисты.
На губкомдезертиры возлагалась непосредственная борьба с дезертирством губернии, проведение в жизнь постановлений и распоряжений Центркомдезертира и Окркомдезертира, руководство работой уездных и волостных комиссий.
Меры, применяемые губкомдезертиром, разделялись на предупредительные и карательные. Предупредительные меры включали в себя развитие и углубление политической сознательности и общего культурного уровня рабоче-крестьянских масс, главным образом красноармейцев, путем пропаганды и агитации о вреде дезертирства и невозможности для дезертиров скрываться, посредством устройства митингов и лекций. Карательные меры включали в себя производство облав в домах, местах скопления и увеселений, в волостях и селах, высылку пикетов для проверки документов, проверку отношения к отбыванию воинской повинности служащих в учреждениях и предприятиях, в подотделах учета и распределения рабочей силы. Карательные меры осуществлялись при содействии местных властей, команд, милиции, войсковых частей ВЧК и других воинских сил.
Губкомдезертиры должны были ведать разбором дел дезертиров, установлением дезертиров злонамеренных и по слабости воли, с направлением последних в запасные штрафные части и с передачей дел о дезертирах, признанных злонамеренными, в подлежащих случаях, ревтрибуналам; наблюдением и инструктированием эшелонов при отправке их на фронт путем посылки с эшелонами совместно с губкомами партии агитаторов для агитации в пути и путем вливания коммунистических частей в маршевые роты, равно принятием других мер в пределах инструкции Центркомдезертира.
Губкодезертиры должны были осуществлять наблюдение и контроль за местными учреждениями Народного комиссариата социального обеспечения и Народного комиссариата земледелия в части исполнения ими декретов об обеспечении семей красноармейцев и о запашке и засеве их полей, привлечение в необходимых случаях уездных и волостных комиссий к дисциплинарной ответственности за бездействие или неправильное действие с наложением на них дисциплинарных взысканий201.
Уездкомдезертиры должны были учреждаться при уездных военкоматах в составе председателя – представителя уездного военкомата и членов – представителей отдела управления уездного исполкома и культурно-просветительного отдела уездного военкомата, утверждаемых губкомдезертиром.
Волостные комдезертиры создавались при волостных военкоматах.
Губернские комиссии подчинялись окружным, уездные – губернским, волостные – уездным комиссиям. При комиссиях, как правило, создавались отряды, целью которых было непосредственное задержание дезертиров. Для налаживания взаимодействия комдезертиров с местными партийными органами и советскими учреждениями в губерниях учреждались «четверки», состоящие из председателя губкомдезертира, представителей губкома партии, губЧК и губернского военкомата. В уездах создавались «тройки» из представителей уездного исполкома, уездной комдезертир и уездного военкомата202.
Общее руководство комиссиями должна была осуществлять Центркомдезертир. Состав каждой нижестоящей комиссии определялся вышестоящей, перед которой и производился регулярный отчет.
Состоялось три заседания Центркомдезертира: 24, 25 и 27 декабря 1918 г. Первое, подготовительное, заседание открылось 24 декабря.
В заседании 25 декабря приняли участие представители народных комиссариатов юстиции, продовольствия, труда, путей сообщения, социального обеспечения, агитационного отдела Бюро военных комиссаров и Военного отдела издательства ВЦИК, Московского Окружного комиссариата по военным делам. На этом заседании было принято постановление о принятии срочных мер: поручить агитационно-просветительному отделу Бюро военных комиссаров принять немедленные меры к борьбе с дезертирством посредством печати, представив к следующему заседанию доказательства выполнения этой задачи; привлечь через Народный комиссариат просвещения художников к составлению плакатов, иллюстрирующих дезертирство и борьбу с ним, представив к следующему заседанию список художников; поручить издательству ВЦИК составить для распространения брошюру о дезертирстве; сообщить в партийные комитеты об устройстве в ближайшие дни митингов на тему о дезертирстве и борьбе с ним. Указанные пункты было предложено выполнить представителю Бюро военных комиссаров203.
Представитель Всероглавштаба должен был предложить округам выработать в окружных совещаниях меры борьбы с дезертирством и о принятых решениях сообщить комиссии; выработать проект приказа Реввоенсовета Республики об отпусках военнослужащих Красной армии, о порядке снабжения военнослужащих удостоверениями в случае утраты отпускных документов, об обязанностях военнослужащих предъявлять предписания и отпускные билеты в комендантские управления, о предоставлении органам военного управления права привлечения к ответственности сельские советы и домовые комитеты в случае обнаружения в состоящих в их ведении населенных пунктах дезертиров, а также о принятии местными органами военного управления самых действительных мер надзора за регистрацией всех военнослужащих, прибывающих в пункты расположения названных учреждений, об учреждении распоряжений окружных комиссариатов трехчленных комиссий для выяснения состояния здоровья военнослужащих, находящихся в лечебных заведениях для испытания, а также для надзора за порядком приема поступающих в эти заведения204.
Всероглавштаб должен был выработать проект приказа Реввоенсовета республики об отпусках служащих Красной армии, о порядке снабжения военнослужащих удостоверениями в случае утраты отпускных документов, об обязанностях военнослужащих предъявлять предписания и отпускные билеты в комендантские управления, о предоставлении органам военного управления права привлечения к ответственности сельские советы и домовые комитеты в случае обнаружения в состоящих в их ведении населенных пунктах дезертиров. Кроме того, на местные органы военного управления возлагалась обязанность следить за регистрацией всех военнослужащих, прибывающих в пункты расположения названных учреждений. Для выяснения состояния здоровья военнослужащих, находящихся в лечебных заведениях, и для надзора за порядком приема поступающих в эти заведения создавались комиссии из трех человек205.
Начальники гарнизонов должны были следить за деятельностью всех врачебных комиссий, свидетельствовавших о состоянии здоровья призванных военнослужащих в пути, проверять документы, пресекать попытки красноармейцев к побегу, разработать проект анкеты для опроса пойманных дезертиров, предоставлять в Центркомдезертир справку о количестве призванных в ряды Красной армии возрастных групп. Военнослужащие, уволенные на определенный срок, не имели права поступать на службу в другие учреждения. Руководители последних, в свою очередь, не должны были их арестовывать. По истечении отпуска военнослужащие обязаны были возвратиться в часть, из которой увольнялись. В случае, когда военнослужащий все же поступал на службу в другую организацию, ее руководитель подлежал привлечению к ответственности.
Московскому окружному военному комиссариату было предложено к очередному заседанию представить разработанный план облавы на дезертиров в Москве. В заседании 27 декабря Московскому окружному военному комиссариату было предложено переработать план облавы на дезертиров в кратчайший срок.
Представителям народных комиссариатов социального обеспечения, продовольствия и путей сообщения было предложено представить перечень мер, которые эти ведомства считают необходимыми немедленно провести в жизнь для борьбы с дезертирством – первым двум к 3 января, последнему к 30 декабря. Народному комиссариату внутренних дел было предложено разработать проект приказаний домовым и сельским комитетам о том, кто считается дезертиром и какие срочные меры борьбы надлежит принимать против них.
Главному военно-санитарному управлению было предложено представить к следующему заседанию доклад о составе при госпиталях медицинских комиссий и об их деятельности. Потребовать от Народного комиссариата труда и издательства ВЦИК обязательного присутствия делегированных членов комиссии, а также сообщения о причинах отсутствия этих членов. Потребовать от всех указанных выше учреждений сообщений к 3 января через делегированных ими членов комиссии, что ими осуществлено по вопросу о борьбе с дезертирством206.
Под руководством Центркомдезертира, при участии представителей Всероссийского главного штаба, Центрального управления военных сообщений, Высшей военной инспекции и Политуправления РВСР, была разработана инструкция о посадке в эшелоны и перевозке эшелонов по железной дороге. Главное внимание при отправлении маршевых рот обращалось на политическую работу. Их начальники, по прибытии на фронт, обязаны были отчитаться перед вышестоящими инстанциями, указывая при этом все факты задержки эшелонов и причины: отсутствие приготовленной пищи, халатное отношение со стороны железнодорожных и военных властей207.
Необходимость разработки этой инструкции диктовалась тем обстоятельством, что случаи дезертирства из маршевых рот не были редким явлением. Еще по пути на фронт многие разбегались. Кроме вышеуказанных причин задержки эшелонов существовали еще проблема с транспортом и кадровая проблема. Иногда эшелонам приходилось ждать отправки по нескольку часов, что создавало благоприятные условия для намеревавшихся дезертировать. В результате часть мобилизованных разбегалась, а проследить за всеми не представлялось возможным.
* * *Таким образом, ход и результаты мобилизаций в Пермской губернии во второй половине 1918 г. непосредственным образом связаны с событием, получившем в большевистской России, «Совдепии», и, соответственно, в советской историографии трагичное название – «Пермская катастрофа». В советской историографии утвердилась точка зрения, что отступление Красной армии и сдача Перми были вызваны в том числе и «массовым дезертирством». Та же точка зрения продолжает существовать и в современной российской исторической литературе208.
Однако документы, выявленные нами в пермских государственных архивах, содержащиеся в них статистические данные, по нашему убеждению, опровергают это общепринятое мнение. На наш взгляд, нельзя говорить о «массовости» дезертирства, поскольку военкоматы Пермской губернии еще не приступили к проведению действительно массовых мобилизаций, а точная система учета уклонившихся и дезертиров не была создана ими.
Конечно, сохранившиеся за вторую половину 1918 г. документы отрывочны и не дают полной картины уклонения и дезертирства в Пермской губернии в это время. Сведения о количестве дезертиров мы находим лишь в переписке между военными учреждениями или сводках губЧК, что не может нам дать полной картины.
Вместе с тем согласно выявленным нами документам, мобилизации, по данным Осинского уездного и Пермского губернского военкоматов, проходили в целом успешно.
Одновременно со строительством регулярной Красной армии, наряду со всеобщим воинским обучением и мобилизациями большевиками проводилась жесткая политика продовольственной диктатуры, у крестьян реквизиции подлежало всё, чего недоставало армии в боевых условиях. Помимо зерна, скота и другого продовольствия забирали лошадей и перевозочные средства, так необходимые в хозяйстве крестьян. Все это вело к росту недовольства в деревне и уклонению от призывов, особенно в период летне-осенних полевых работ в 1918 г.
Кроме того, волостные и уездные военные комиссары не имели еще опыта проведения массовых мобилизаций, им явно не хватало организованности в приеме мобилизованных и их отправке в действующую Красную армию. Губернскими властями не был твердо решен и проведен в жизнь вопрос о мобилизуемых возрастах и вопрос о социальном происхождении подлежащих мобилизации.
Хорошо зная об антивоенных и антибольшевистских настроениях значительной части сельского населения Пермской губернии, партийные комитеты и советские учреждения делали упор на мобилизацию рабочих и крестьянской молодежи, а главное – на пополнение Красной армии добровольцами. И в этой работе они добились очевидного успеха. Следует считать очевидным, что число уклонившихся и дезертиров вполне компенсировалось, а скорее всего – даже с лихвой превышалось числом добровольцев.
С учетом этой ситуации очевидно, что Ижевско-Воткинское и другие антибольшевистские и антисоветские восстания имели сугубо социально-экономические причины. Мобилизации в Красную армию являлись сопутствующим фактором и сами по себе не могли служить причиной столь масштабных восстаний и повстанческих движений.
Наконец, как только начались уклонение от мобилизаций и дезертирство из маршевых рот при их движении на фронт, пока еще в относительно небольших масштабах, военкоматы и исполкомы местных советов начали борьбу против этих явлений, грозящих срывом пополнения Красной армии, защищающей Советскую власть в непосредственной близости от Пермской губернии и отчасти уже на ее собственной территории. Самым первым и естественным шагом стало создание губернской, уездных и волостных комиссий по борьбе с дезертирством. Другим шагом стало применение репрессивных мер против уклоняющихся и дезертиров.
Образование Центркомдезертира в самом конце 1918 г. должно было по замыслу руководства Советской России привести к быстрому строительству государственной системы борьбы с дезертирством сверху донизу и тем самым усилить действенность мер по борьбе с дезертирством.
Примечания1 Анишев Ан. Очерки истории Гражданской войны 1917–1920 гг. Л., 1925. С. 24.
2 Международный круглый стол «Русское крестьянство и Первая мировая война» // Новый исторический вестник. 2014. № 2 (40). С. 8–89.
3 Асташов А.Б. Членовредительство и симуляция болезней в русской армии во время Первой мировой войны // Новый исторический вестник. 2012. № 4 (34). С. 6—18.
4 Асташов А.Б. Русский фронт в 1914 —начале 1917 года: военный опыт и современность. М., 2014. С. 466–515.
5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 325. Оп. 2. Д. 56. Л. 13.
6 Декреты Советской власти. Т. II. М., 1959. С. 156.
7 Пермский государственный архив социально-политической истории (ПГАСПИ). Ф. 90. Оп.4. Д. 886. Л. 8.
8 Декреты Советской власти. Т. II. М., 1959. С. 334.
9 Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России (1917–1920 гг.). М., 1987. С. 121.
10 РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 46. Л. 4.
11 Сборник статистических сведений по Союзу ССР: 1918–1923 гг. М., 1924.
12 Обухов Л.А. Прикамье в огне Гражданской войны // Гражданская война на востоке России. Пермь, 2008. С. 214.
13 ГАПК. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 1. Л. 2об.
14 Там же. Ф. Р-358. Оп. 1. Д. 158. Л. 240, 240об.
15 Там же. Д. 10. Л. 25.
16 Там же. Л. 27.
17 Там же. Л. 31.
18 Шевырин С. Забытый герой // Ретроспектива. 2008. № 5. С. 61–65. ГАПК. Ф. Р-358. Д. 10. Л. 46об., 47.
19 Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 2. Л. 11, Иоб„12.
20 Там же.
21 Там же. Д. 1. Л. 2об.
22 Там же. Л. 3.
23 Там же. Л. 4.
24 Там же. Л. 8.
25 Там же.
26 Там же. Л. 15об.
27 Там же.
28 ГАПК. Ф. Р-358. Оп. 1. Д. 268. Л. 7.
29 Гражданская война в Прикамье: май 1918 – январь 1920 гг.: Сборник документов. Пермь, 2008. С. 137.
30 ГАПК. Ф. Р-358. Д. 10. Л. 46 об. 47.
31 Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 1. Л. 18.
32 Там же.
33 Там же.
34 ГАПК. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 162. Л. 141.
35 Там же. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 4. Л. 27.
36 Там же. Ф. Р-358. Оп. 1. Д. 158. Л. 322об„323, 323об.
37 Там же. Д. 157. Л. 256, 258.
38 Там же. Ф. Р-657. Оп. 1. Д. 10. Л. 34об.
39 ПГАСПИ. Ф. 90. Оп. 4. Д. 882. Л. 18.
40 Васъковский О.А. Проблема расстановки классовых сил в деревне в период обороны Урала от белогвардейцев и интервентов // Вопросы историографии Гражданской войны на Урале. Свердловск, 1967. С. 96.
41 Васъковский О.А. Проблема расстановки классовых сил в деревне в период обороны Урала от белогвардейцев и интервентов // Вопросы историографии Гражданской войны на Урале. Свердловск, 1967. С. 96.
42 Обухов Л.А. Прикамье в огне Гражданской войны // Гражданская война на востоке России. Пермь, 2008. С. 216.
43 ПГАСПИ. Ф. 90. Оп. 4. Д. 882. Л. 29, 30.
44 Там же.
45 ГАПК. Ф. Р-656. Оп. 1. Д. 30. Л. 2.
46 Обухов Л.А. Прикамье в годы Гражданской войны // Гражданская война на востоке России. Пермь, 2008. С. 219.
47 ПГАСПИ. Ф. 90. Оп. 4. Д. 882. Л. 18об.
48 Там же. 19об.
49 Там же. Л. 21.
50 Там же. Л. Поб., 12.
51 Там же. Л. 27, 27об.
52 Там же. Л. 71.
53 Там же. Л. 45.
54 Иголкин А.А. Военный коммунизм: политика против экономики // Гражданская война в России, 1917–1922. М., 2006. С. 255–318.
55 Карпенко С.В., Крушелъницкий А.В. Обострение Гражданской войны в 1918 г. и интервенция // История России: XX век. М., 2010. С. 187–190.
56 Карпенко С.В. Белое движение: экономика, политика и стратегия // Гражданская война в России, 1917–1922. М., 2006. С. 379–384.
57 Ефимов А.Г. Ижевцы и воткинцы //1918 год на Востоке России. М., 2003. С. 355–356.
58 ГАПК. Ф. Р-358. Оп. 1. Д. 181. Л. 30, ЗОоб.
59 Там же.
60 ГАПК. Ф. Р-418. Оп. 1. Д. 60. Л. 3, Зоб., 4.
61 Там же. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 4. Л. 49.
62 Там же. Д. 2. Л.157.
63 Там же. Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 36. Л. 16.
64 Там же. Ф. Р-371. Оп. 1. Д. 201. Л. 122.
65 Там же. Л. 75, 75об.
66 Там же. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 4. Л. 291.
67 Карпенко С.В. Белые генералы и красная смута. М., 2009. С. 182–310.
68 Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 2012. С. 179–220.
69 ГАПК. Ф. Р-418. Оп. 1. Д. 60. Л. 12.
70 Там же. Л. 13.
71 Там же. Ф. Р-371. Оп. 1. Д. 201. Л. 60.
72 Там же. Ф. Р-418. Оп. 1. Д. 60. Л. Поб.
73 Там же. Ф. Р-371. Оп. 1. Д. 201. Л. 56.
74 Там же. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 4. Л. 32.
75 Там же. Л. 27, 27об.