После 8 хода Черных Белые на перекрестке многих дорог. Перед выбором дороги, одной из многих, по старинному русскому обычаю нужно сесть и посидеть, задуматься … 9) e4 секундное желание. До сих пор партия развивалась по заданной программе для белых. Они получили устойчивый перевес в пространстве. Что можно предложить? Давайте подумаем … и ход 9) е4 просится к исполнению. Есть в психологии такой термин «первый взгляд – самый лучший», или «быстрый верный взгляд», на котором основана методика скоростного чтения.
Себя всегда надо слушать, ты сам себе лучший друг, хотя ошибку может совершить каждый человек, но всегда совершённую ошибку полезно проанализировать и понять, почему ты её сделал, на основании чего ты ее сделал, и после проделанного анализа не повторить её в дальнейшем. Только так мы продолжаем свой рост в выбранном деле (шахматы как имитация любой профессиональной работы). Однако, сейчас Белые могли пропустить мгновенный контрудар в центре: 9)…d5 (с примерным вариантом, 10) ed Cc5, 11) Фf4 cd, 12) K:d5 K:d5, 13) C:d5 Ле8+,14) Крf1 (+0,75), который вблизи оказался не таким уж и страшным, как представлялось издалека.
9) …Kb6. У Черных такой же взгляд на позицию. Правильная реакция первого впечатления, правильное поле, только неправильная фигура на этом поле (белый ферзь занимает уникальную позицию в центре доски и обязательно должен быть разменян, или хотя бы, отодвинут с поля d4). Этому требованию отвечал ход «9) …Фb6». 10) Kf3 Cg4,
11) h3 C:f3, 12) C:f3 Лe8. Перед нами перекресток множества путей, и большая вероятность пойти не туда (диаграмма 30). Что можно порекомендовать Читателю? Учитывая пешечное расположение Черных, можно с большой долей вероятности предположить, что Черные атаковать на королевском фланге не будут, вернее, при помощи своих пешек не будут, а для чёрных фигур нет пространства для разбега. С этой точки зрения стоило предпочесть ход 13) 0–0. (С возможной дальнейшей игрой на 100 ходов, с перевесом). 13) 0–0–0 Белые хотят не просто выиграть, а сокрушить соперника. Похвально, но обычно влечёт такую психологическую ошибку, как недооценку сил, а главное, возможностей соперника, и дает встречную игру Чёрным. Например, 13) …а5, 14) …а4 и полное равенство, причем приятнее играть как раз Чёрным. Но они медлят 13) …Фс7, и Белые идут дальше, 14) g4. Уже сейчас я понял, что мату на h8 быть. 14)…Cf8. На самокате 15) g5 Kfd7. Сделанный ход 16) Ch5 (по меньшей мере, самобытен), но перевес уменьшает (диаграмма 31); (простой же ход 16) h4, с опережающим простым накатом h5-h6 —
– мат на h8 выглядит просто и эффективно).
А, уменьшает, опять-таки, из-за простого наката, но уже черной пешки: а7-а5-а4. Драка, из одностороннего избиения, превращается во встречное сражение. При этом, очень кровопролитное. 16) …Ke5.
И снова промедление.
– Немного странно, конечно, накат пешкой, занимающий три темпа (…ab плюсуем к пробегу-a5-a4), это не потеря времени. А ходы конём – потеря?» – удивляется Привереда.
– Ходы чёрного коня только способствуют тому, что пешки белых продвигаются вперед с темпами, нападая на него, – комментирует автор. 17) f4 Kg6, 18) Лhf1. На поле f1 становится именно ладья Белых с поля h. (На линии h столпотворение белых фигур.)
Диаграмма 30
Диаграмма 31
18) …d5. Без комментариев. Нервы не выдерживают. Позиция на диаграмме 32.
Диаграмма 32. Ход Белых
И Белые его делают. Но не тот. К сожалению, начинает поджимать время. Вернее, его отсутствие. У Белых оставались секунды, отсюда досадные помарки. Конечно, в другой ситуации таких помарок бы не было. Вместо этого последовал ход 19) cd. Пока не ошибка, но звонок к ней. Обычно, как понял, Читатель, все начинается с первого шага. В том числе и ошибка. Но, 19) …cd? Теперь уже черные не заметили 19) …Лad8 с проступающей контригрой. 20) С:g6. Видится химера. Простое взятие на d5(ed), и иллюзий бы не было, впрочем, как и красивейшего финала, случившегося в партии. 20) …hg. 21) Крb1 (?) (Гримаса цейтнота 21) ed) 21) …de, 22) K:e4 Ле6.
«Все. Заметил соперник»! – С досадой подумал автор, но продолжил. «23) f5 gf, 24) Л:f5 Лae8». – «Поздно метаться».
25) Кf6!!! Где-то сейчас в небе громыхнул гром, и БОГ в голове автора подумал: «Катастрофа неминуема, спасения нет, БОГ соперника ничего не слышит»). 25) …Л:f6. Этот ход, робкая попытка выбраться из волны мирового потопа. 26) gf. Но, могучим ураганом всё учтено. 26) …g6. Последнее волевое усилие не утонуть, пресекается на корню.
27) Лg1 Крh7. И ФИНАЛ 28) Фh4+ Крg8, 29) Л:g6+ fg, 30) f7+(!!!!) Ф:f7, 31) Фh8#.
Диаграмма 33. Финал
Привереда поет: «Лапти буду-дай, Лапти-буду-да!!»… И соло на барабане!
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала1. Перечислите, пожалуйста, какие препятствия вы знаете.
2. Расскажите о препятствиях, о которых вы узнали из содержания урока.
3. Представьте картинку такого содержания: вы на поле сражения. У вас волшебная аптечка препятствий для соперника. Выберите или наберите ряд препятствий для него. Любая ваша фантазия будет вам в помощь.
4. Возможно ли бесконтактное действие?
5. Назовите или идентифицируйте его.
6. Возможен ли интенсивный бесконтактный боевой прием?
7. Если да, то какой, и можно (возможно) ли перевести его в системное, раз от раза повторяющееся действие?
8. Вы работаете волшебником: выберите, пожалуйста, нужное для вас из следующего меню «сотворить»:
А) дерево желаний;
Б) золотая рыбка;
В) волшебная палочка для мелких нужд;
Г) кольцо всевластия;
Д) замысел творца.
8а. К сожалению, после получения желаемого из предыдущего меню работать волшебником вы перестанете. Есть смысл подумать.
Назовите критерий вашего выбора. Назовите смысл, по которому вы пришли к этому критерию.
Глава 8. Я мыслю, или Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь, или Просто продолжение физики этого мира 2, или Сдвоенный взгляд преодоления препятствия
«Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно».
(бессмертное латинское утверждение)«Хорошо, когда зажигается звезда и, конечно, лучше, когда зажигаются три, а ещё лучше, когда пять».
(Исповедь глубоко увлечённого астронома из кинофильма «Карнавальная ночь»)Согласись, мой юный читатель, хоть раз в жизни, ты бы хотел стать космонавтом.
И если ты подумаешь, что автор не прав, эту книгу тебе прочитать тем более необходимо, ибо с фантазией своей ты не дружишь. А если с фантазией своей не дружить, не поливать, не растить, значит, прощай детство, и здравствуй, беспросветная унылость текущего мира, где тебя мало что радует, или тем более вдохновляет. На ВЕЛИКИЕ дела ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ТОЛЬКО НА КРЫЛЬЯХ ФАНТАЗИИ, КОТОРАЯ ИНОГДА ПРИТВОРЯЕТСЯ ВДОХНОВЕНИЕМ.
В этой главе мы будем говорить об искусственном сдвоении, сдвоении, как осознанном приеме жизнебытия при преодолении препятствия. Ведь препятствие, это – недружелюбное к тебе материальное или нематериальное действие. И преодолеть его лучше живым, и, желательно, без потерь. Скажи, пожалуйста, читатель, кто, в нашей истории, придумал скафандр? И, главное, когда придумал? Ответ за таблицей.
Небольшая таблица «Приёмы сдвоения»* Интерпретация – другое прочтение действия.
** «Друг кочегара» – приспособление для автоматического наполнения парового котла и поддержание в нём воды на определённом уровне.
И обещанный ответ о скафандре[35]. Автор – изобретатель, французский аббат Ла Шапель, в 1775 году предложил пробковый костюм солдату французской армии для преодоления рек.
Человечество всегда показывает себя предприимчивым коллективным создателем и моментально быстрым пользователем нужной для него вещи или процесса, что очень верно подмечено великим американским писателем Робертом Хайналайном в его едва ли не первом романе «Есть скафандр, будь готов к путешествию».
В общем, было бы что (предмет или вещь или процесс), а человек к этому что, быстро приделает всё, что ему интересно и в интересном для него направлении.
– Я готов к путешествию! – доносится из внешнего динамика космического скафандра, в котором находится Привереда.
– Тогда отправляемся! – говорит Автор, также находясь в скафандре высшей защиты, – и, перед нами, шахматная партия Рамешбабу Прагнанадха (Индия) – Уэсли Со (США). Рапид 25 минут + 10 секунд добавления за каждый сделанный ход. 2019.
У партии имеется небольшая предыстория. Малыш Рамешбабу уже успел в блице пару раз «дернуть» шахматистов калибра Уэсли. Поэтому Уэсли Со уже понимал уровень соперника и соответственно подготовился. Партия шла по его высшей планке уровня понимания игры или силы игры. Уровень Уэсли Со заоблачный, что автор доносит до читателя сразу, это уровень первой десятки людей в мире однозначно. И малыш Рамешбабу понял, что кое-чего он еще не знает. И как ему узнать было до партии, он же не «взрослый» человек.
1) e4 e5, 2) Kf3 Kc6, 3) Cc4 Cc5, 4) 0–0 Kf6, 5) d3 0–0, 6) a4 h6,
7) h3 d6, 8) c3 a5, 9) Ле1. Как уже понимает читатель, Рамеш почему-то питает необьяснимое пристрастие к этому ходу, а ведь выбор есть. Надо признать, привычки чисто человеческие в шахматах скорее минус, чем плюс. И снова «попадание» в дебюте, как с Мамедьяровым. Симптоматично, что удар пропускают белые, на фоне совершенно бесцветно сделанного хода. 9) …Се6, 10) С:e6 fe.
– Ничего себе удар, – ворчит Привереда, – я – то в скафандре, – а вот черные, похоже, сами себе избивают лицо. Сдвоенная пешка – это сплошной пассив. Главный минус – было две нормальные пешки, а стало – пара «дров». Позор и только. – Так же думает и юный индиец, – комментирует автор. И продолжает:
– Плюсы у хода тоже присутствуют. Давайте их обозначим:
1) ладья с поля f8 включается в игру без дополнительного движения и сразу производит будущее опосредованное давление на «свинку», пешку f2 (+1 темп);
2) Чёрные убрали своего белопольного слона, при этом захватив два шикарных поля в центре доски;
3) теперь два поля в лагере Чёрных – d5 и f5 – обрели своего защитника;
4) это неплохая карьера для пешки f7;
5) повысилась устойчивость всего пешечного фронта у Чёрных.
– Полегче, пожалуйста, – вступает Привереда, – я болею за молодость. – А я за объективность, – объясняет автор, – оценка друга (2750) (=0,11).
11) Безусловно, сильнейшее продолжение Се3 С:e3 натыкается на собственный затык 12) Л:e3. Вместо в сделанного в партии, конечно, белые были обязаны взять на e3 пешкой. В таком случае, после примерного продолжения, 12) fe d5,13) Kbd2 Kh5, 14) Kh2 Фe8, 15) Kg4 на табло голые баранки: = 0,00 (оценка компьютера).
Конечно, Рамеш это видел, но 0,00 в дебюте? Скучно. Грустно. На этом, и играет хитрый Уэсли; 12) …Фe8. И в дальнейшем на протяжении всей партии Рамешбабу ничего сделать не смог, потому что Уэсли продемонстрировал технику чемпиона мира. По крайней мере, автор не смог найти никакого изъяна в его ходах до 47 хода включительно. Сделать 35 ходов в силу компьютера. Это что-то. Если бы автор сидел в шляпе, а не в скафандре, голову пришлось бы обнажить, но каждый из вас читателей обязан поучиться технике Уэсли.
13) Kbd2 Kh5, 14) g3 Фf7, 15) Фе2 Лad8, 16) Kh4 d5! Очень идейно!
17) Лаf1 Kf6. Конь отошел, но пообещал вернуться! 18) Фd1 d4, 19) cd ed. Пешки черных раздвоились, а вот поле e5 Чёрные оставили, присвоили себе. 20) Лее1 g5 белый конь получает направляющий импульс в филейную часть, который приводит его в офсайд[36] 21) Kg2 и положение после 21-го хода белых на диаграмме 34. В этой, безусловно, интересной позиции, Уэсли применяет типовой план (конструкция второго порядка). И звучит он так: В ПОЗИЦИИ БЕЗУСЛОВНОЙ СОБСТВЕННОЙ ДОМИНАЦИИ сбрасываются (размениваются) все фигуры, не имеющие преобладания перед фигурами соперника[37]. В этой конкретной позиции такая фигура у чёрных только одна – Ферзь.
Диаграмма 34. После 21 хода Белых
Поэтому; 21) …Фh5. Приходится 22) Ф:h5 K:h5, 23) Kc4 Kf6.
24) Лс1 Kd7. Чёрные захватили ключевое поле e5. 25) Ka3 Kde5,
Диаграмма 35. После 25-го хода Чёрных
26) Лfd1 Лd7, 27) Kc4. (Поменяемся?) Kf3 (конечно, нет!)
28) Крf1 Л7 f7, 29) Лс2 Kрg7, 30) Ke1 Kfe5, 31) K:e5 K:e5, 32) Лdc1 c5, 33) Лсa1 b6, 34) Kрg1 h5, 35) Крg2 Крf6, 36) Ла3 Кре7, 37) Лb3 Kd7, 38) Лe2 Крd6, 39) Kc2 Крc6. Конь освободился от защиты пешки b6, и сейчас эту функцию взял на себя король Черных. 40) Ka3 Ke5, 41) Kc4 K:c4, 42) dc g4, 43) hg hg, 44) Лd3 Лh8, 45) Лd1 Л7h7, 46) Лg1 Лh2, 47) Крf1 Лf8?48) e5 Лf3. Финал. Оставшиеся 10 ходов, – Рамешу можно было и не делать. И автор их не будет показывать. Финал должен быть эстетичным.
Позиция на диаграмме 36.
Диаграмма 36. (0–1) Финал
1. Вопрос из логики. Наша Вселенная или метавселенная, или ряд метавселенных, проходит, по мнению ученых, этап расширения. Расширение закончится, на твой взгляд, читатель, потому что:
А) закончится объём для расширения;
Б) закончится время для расширения;
В) закончится материя для расширения.
2. Вопрос из логики. Если присутствует расширение, то, значит, где-то идёт процесс сужения:
А) два потока идут одновременно;
Б) движение – это протожизнь.
3. Вопрос из логики. Верно ли утверждение:
А) движение – это протожизнь;
Б) если движение это жизнь, то мы находимся в движении к другому качеству жизни, ибо движение идёт к чему-либо или кому-либо.
4. Массивные объекты могут искривлять движение пространства – времени. Значит ли это, что:
а) теоретически цикл жизни можно превратить в круговое движение?
б) сделать его теоретически бесконечным?
в) практически бессмертную жизнь?
г) практически Бога?
д) возникает вопрос практического размера бога?
е) и где он находится, во времени (растворен во времени)? или во времени-пространстве (растворен во времени-пространстве? Или, – вне времени-пространства (находится за гранью времени-пространства (на границе в-вне)?
5. Попробуйте выработать собственное видение мироздания: cводный ответ на логические предпосылки, обозначенные в четырех пунктах.
6. Если предположить, что наше тело лишь очередная оболочка, то что тогда наше «истинное ТЕЛО»?
7. Возможна ли двухслойная оболочка человека (человек в человеке), Читатель? Надо посмотреть биологию человека (подсказка). И где тогда предел человеческих жизней, по-твоему мнению? Фантазия читателя должна себя проявить.
8. Оценку за домашнюю работу должен поставить ты сам, читатель.
Глава 9. География с биологией не только этого мира, или Вопрос сдвоения в степени, или Пропасть перешагнуть можно не только за два шага, её можно перейти, не перешагивая
«– Двери гномов невидимы, когда закрыты.
– Да, Гимли, даже их создатели не могут найти их, если их секреты забыты.
– И почему это меня не удивляет?»
(«Хранители кольца» Д. Р. Р. Толкиен)«Невозможное не может вменяться в обязанность»[38].
(Латинское крылатое выражение)В этой главе, читатель, мы с тобою пойдем под землю.
– Нам что, на поверхности было плохо? – заволновался Привереда, – В прошлой главе мы были в другой Вселенной, а теперь под землю? Под землю не хочу.
– А придётся, – стоит на своём автор, – начало жизни растет в земле.
– Или в воде, – подключается Привереда.
– Или в земле, но одновременно и в воде, – подхватывает автор, – в общем, при обязательном наличии этих двух начал или их переходных состояний.
– А как понять переходное состояние? – говорит Привереда, – Это что-то новенькое.
– Например, и на камнях растут деревья, – делится мыслями автор, – «я знаю точно невозможное – возможно». (Цитата из песни).
– Это вы серьезно сейчас? – удивляется Привереда.
– Даже целые леса, – продолжает автор, – и это абсолютная норма биологической системы. Там, где деревья, там жизнь. ВО ВСЕМ ЕЁ МНОГООБРАЗИИ: птички, змеи, крабы, рыбы, черепахи, водоросли. Лишайники, грибы, сколопендры[39], гекконы[40], олени (!), крокодилы, даже кенгуру (!!). Иногда в отдалении мелькают кокосовые пальмы, растут как низкорослые кустарники, так и шестидесятиметровые деревья.
– Все смешалось в доме Облонских, – задумывается Привереда, – впрочем, понятно, куда клонит автор. Кокосовые пальмы – это к дождю (шутка). Кокосовые пальмы и рыбы вместе встречаются только в двух местах: на обеденном столе аборигена[41] или в коралловом рифе, причем достаточно большом (возрастном, или как синоним[42], старом). Рыбы в коралловом рифе – это лагуна[43] внутри рифа. И кокосовая пальма, видимо, находится на берегу кораллового рифа.
– А леса, которые я имел в виду, – добавляет автор, частично соглашаясь с Привередой, – заросли мангровых[44] растений. И они встречаются не в молодых коралловых рифах, что также имеет место быть, а преимущественно, в узких местах встречи двух стихий: океана и земли. НЕОБЯЗАТЕЛЬНО КОРАЛЛОВОГО РИФА, ДОСТАТОЧНО РАЗРУШЕННОГО ВОДОЙ МИЛЛИОНОЛЕТНЕГО КАМНЯ – ПЕСОЧКА НА ДНЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. Мангровые леса обладают удивительной особенностью, чрезвычайно сложной корневой системой. И даже не классической сложностью корневой системы. «Я предупредил вопрос Привереды, – тут же поясняет автор, – а корнями, обладающими способностью фильтровать морскую соль от тела растения, иначе растение просто погибло бы достаточно быстро. Причем эти же корни удерживают дерево в океанском приливе-отливе в жестком вертикальном положении. Называются они пневматофоры.
Мангровые леса выполняют одну главную вещь – они образуют плодородную почву.
– Ура!! Мы не идем под землю. Мы на солнышке, – радуется Привереда.
– Туда мы пойдем попозже, не в этой главе[45], – вдохновляет Привереду автор.
– Я уже в образе пневматофоры. Готов, – заявляет Привереда, абсолютно игнорируя последнее высказывание автора.
И перед нами обещанное продолжение эпической партии
Рамешбабу Прагнанадха – Шахрияр Мамедьяров, начавшейся в главе 3 нашей книги, в которой, Рамешбабу начал совершать периодически невероятные вещи типа пешего прохода в два шага через пропасть алгоритма событий.
Позиция на диаграмме 37. Ход Черных, и наши новые открытия в шахматах не заставят себя долго ждать.
Диаграмма 37. Ход Чёрных
Автор еще раз напоминает Привереде о том, что Привереда сейчас не Привереда, а воздушный корень (пневматофора), главная цель которого отфильтровать поваренную соль от воды. В шахматном смысле отбросить рутину вариантов и найти конструкцию второго порядка и желательно, конечно, её осознать или увидеть в большой череде событий, происходящих на шахматной доске. Прямо сейчас компьютер оценивает позицию (минус плюс столбик с приговором: 2,62 лишних пешки в пользу Чёрных).
Позиция потихоньку начинает напоминать сумасшедший дом, где кто во что горазд.
Поанализируем с пневматофорой, несъедобная соль в одну сторону, пресная питьевая вода в другую (будет обозначаться знаком чёрной пешки
). Сейчас съедобный вариант был следующий:16) …d3, 17) Ka3 0–0–0, 18) Kc4 C:b5, 19) K:e5 de, 20) C:f6 Ф:f6,21) Лb1 c6, 22) Л:b5 cb, и воображаемая диаграмма 0.
Диаграмма 0. Ход Белых. С небольшой временной компенсацией за отданный материал
Шахрияр же делает человеческий ход, сохраняющий преимущество примерно за 2 секунды реального времени. Какой класс игрока! 16) …с6 (-2,51), 17) bc bc, 18) Cb3 d3. Оказывается, мудрый Шахрияр сыграл еще лучше, чем компьютер. 19) Фе3. Белые «подкручивают» уровень трудности позиции. 19) …h3, 20) Kg3 Лh7. Пневматофора работает точно также, как и Шахрияр, и цепляется за каждый миллиметр пространства. В каких-то отдаленных вариантах нужно будет поддержать узловую пешку f7.
21) Сf4 и ясно одно: лишняя пешка есть лишняя пешка.Оценка позиции по-прежнему в пользу Черных (-1,74). Хотя странным образом при развитии позиции у компьютера оптимизм падает до (-1,00). И это основание для автора дать столь неконкретную оценку позиции в конкретном комментарии.
21) f4 gf, 22) gf Кризис в партии. И диаграмма 38. Отдельная мысль не связанная с материалом главы.
– В шахматах, как и в жизни, мой уважаемый читатель, бывают кризисы. Отдельно о событии поговорим в главе 14.
Пневматофора работает по полной программе. И в конце концов совпадает с мнением компьютера.
Диаграмма 38. Ход Чёрных
Ход Чёрных:
22) …Ce6! 23) Ka3 Фc7, 24) Л:d3 Ch6.Выделяем стандартный (типичный) план. Слон против активного слона, Второй активный слон становится против второго активного слона в рекордно быстрое время. Активность белых слонов уничтожена. Активность черных коней выигрывает партию. Более широко эта Идея уже сформулирована Автором в главе 3, подсказка D, страница 30.
Шахрияр сыграл эффектнее: 22) …Kfg4 и провел разменную операцию. 23) fg Ф:g5, 24) Ф:g5 Kf3+ 25) Крf1 K:g5, 26) Л:d3 C:g4, 27) Kd2 Ce5, 28) Kc4 Лh6, 29) K:e5 de, 30) Крg1 Лad8, 31) Л:d8 Крd8, 32) Cd1 Cd7, 33) Крf2 c5, 34) Крe3 Крc7, 35) Cb3 Лf6, 36) Лf1 Л:f1, 37) K:f1 a5, 38) Cd5 Cc6? (И теперь простой размен на с6. 39) С:c6 Кр:c6, 40) a4 фиксировал ничью). И через 40 ходов смог «замучить» мальчика, что опять-таки, не умоляет уже достигнутого уровня игры юным вундеркиндом.
– Типичный план я записал, – заключил Привереда, – а о кризисе, ты умолчал, автор, – crede experto (верь опытному – глава 14), – ответил автор.
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала1. Похожа ли шахматная партия на мангровый лес?
Варианты ответа: a) да;
б) нет;
в) она гораздо сложнее;
г) я думаю, что шахматная партия может быть такого уровня трудности, какой я могу придумать, не запутавшись, при этом сам.
2. Прочитайте, пожалуйста, материалы про мангровые леса.
3. Посмотрите, пожалуйста, видеоматериалы о мангровом лесе.