Книга Психология Души - читать онлайн бесплатно, автор Александр Гвардиев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология Души
Психология Души
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология Души

При этом в зависимости от доминирующего уровня сознания, то есть уровня, на котором преимущественно сконцентрировано внимание человека, возможен обратный процесс, когда эмоции и чувства, ощущения или телесные реакции определяют то, какими будут мысли. Поэтому разделение на иерархию уровней во многом условно. Сознание человека – это единый поток, в котором мы можем лишь выделять некие состояния, структуры и давать им определения. Так, например, мысли опираются на следующий уровень сознания:

Убеждения

Мысли контролируются опытом, и его формализованной оценкой – убеждениями. Опять-таки из-за убеждений одна и та же ситуация может вызывать различные мысли. Если в одном случае на основании имеющегося у нас жизненного опыта мы можем предполагать позитивное для нас развитие событий. То при другом жизненном опыте мы можем предполагать негативное для нас развитие событий.

Например, если человека или людей из его окружения уже увольняли, и при этом им удавалось быстро найти работу не хуже или даже лучше предыдущей, или после увольнения знакомые открывали свой бизнес, который становился успешным, то на основании своего опыта потерявший работу человек может рассматривать свое увольнение как возможность, а его мысли будут спокойны и позитивны. И наоборот, если у самого человека или его окружения после увольнения начинались финансовые трудности, проблемы в семье, а поиски новой работы или старт бизнеса заканчивались неудачей, то на основании этого опыта у человека будут формироваться негативные мысли, вплоть до депрессивного состояния.

В эзотерике убеждениям соответствует «каузальный» уровень сознания, иногда его еще называют причинным или кармическим. Считается, что каузальный и последующие более иерархичные уровни сознания составляют бессмертную часть души, в отличии от предыдущих уровней: тело, ощущения, эмоции, мысли, которые погибают после смерти физического тела, а глубокие убеждения таким образом передаются через смерть. С точки зрения психологии то, что в эзотерике называют бессмертными уровнями души, соответствуют подсознанию, то есть неосознаваемой человеком части сознания.

Во многих духовных традициях одна из самых важных практик это остановка внутреннего диалога – непрерывного потока мыслей, так как при достижении этого состояния подсознательные уровни человека напрямую связываются с сознательными (эмоции, ощущения тела), а ментальный уровень сознания становится центром чувств, состояний отчего человек испытывает сердечную радость, духовный экстаз, безусловную любовь, в отличие от обусловленной любви (симпатии), которая формируется через мысли. Мысли препятствуют образованию чувств. Чувства препятствуют образованию мыслей. Поэтому влюбленные не склонны к рациональному мышлению.

Система ценностей

Следующий уровень сознания – это уровень ценностей. Опыт оценивается, структурируется и записывается, формируются убеждения, всё это происходит на основании системы ценностей человека. Событие оценивается на основании того, к какому итогу оно привело, и является ли этот итог для нас ценным, то есть соответствующим нашим ценностям или способствующим приближению к ним.

Например, для одного человека ценностью является помогать людям, он много трудился, чтобы стать врачом. Добившись этого, устроившись на работу врача-ординатора, он чувствует себя нужным и испытывает от своей деятельности позитивные эмоции. Для другого человека помимо ценности помогать людям, важными являются ценности власти и богатства. Он так же много трудился, чтобы стать врачом, с целью хорошо зарабатывать, получить в управление сотрудников и решать судьбы и жизни людей. Помогая и излечивая людей, находясь на той же должности, что и первый врач, второй не чувствует, что реализовался, испытывает негативные эмоции от своей деятельности, потому что его ценности власти и богатства не реализуются.

В итоге у одного человека многочисленные усилия, которые он вложил, чтобы стать врачом, сформируют убеждение, что «трудись и добьешься своего», а у другого, который хоть и трудился не меньше, но в итоге не реализовался в своих ценностях, сформируют убеждение «сколько ни трудись, все равно ничего не получится». Ситуация, позиция, события, деятельность – всё одинаковое, отличаются только ценности. Именно они и формируют оценку опыта.

Большинство людей принимают определенную систему ценностей в процессе воспитания и взросления, например, от семьи, друзей, общественных архетипов, религии, и затем живут с этой системой ценностей всю жизнь.

Личность и свобода выбора

И вместе с тем каждый человек может изменить свою систему ценностей, пересмотреть опыт, начать по-другому думать, чувствовать, заменить эмоции и влиять на ощущения, побороть инстинкты. Это всё возможно, так как совокупность всех уровней сознания формирует личность, которая обладает свободой воли и имеет возможность делать выбор.

Именно свободный выбор в конечном итоге определяет жизнь человека. Наличие и развитие свободы воли являются соответственно аксиомой и целью многих духовных направлений. Особенно в этом качестве выделяется дзен-буддизм. Дабы описать дзен-буддизм можно много рассказывать и не рассказать ничего. Поэтому для иллюстрации ценностей дзен-буддизма будет лучше рассказать притчу о мастере дзен:



Жил-был старый мастер дзэн. Он жил один в хижине у подножья горы. Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, в его хижину ворвался грабитель и, угрожая мечом, потребовал денег.

Не прерывая медитации, Ноноко ответил незнакомцу:

– Все мои деньги находятся в чаше на полке. Можешь забрать все, только оставь мне пять монет. Мне нужно заплатить налоги на следующей неделе. Грабитель сгреб все деньги, а потом кинул в чашу пять монет. Он также прихватил с собой красивую вазу, стоявшую на полке.

– Будь осторожен с вазой, – сказал Ноноко, – она может легко разбиться. Незнакомец обвел взглядом пустую хижину и уже хотел уходить, как мастер сказал: – Ты забыл сказать «спасибо».

– Спасибо, – сказал грабитель и ушел. На следующий день деревня возбужденно гудела. Некоторые крестьяне заявили, что их ограбили. Кто-то обратил внимание, что в хижине Ноноко на полке не хватает вазы.

– Тебя тоже ограбили? – спросили они хозяина.

– Нет, – ответил Ноноко, – я дал незнакомцу вазу и еще немного денег. Он поблагодарил меня и ушел. Он был довольно милым человеком, только немного неосторожно размахивал своей саблей.


В этой притче показывается, что мастерство дзен заключается в умении отключить всякую оценку ситуаций и людей, воспринимать мир без навязанных нашим мнением ролей и масок, в его фактическом проявлении.

С личностью и свободой воли соотносится высший уровень человеческого сознания. Оно объединяет в себя все другие уровни, составляя единое сознание, то, что называется «индивидуальную душу». На этом уровне человеческая структура целостна и завершена. Дальнейшие более высокие уровни сознания выходят за человеческую природу.

Иерархия и взаимодействие уровней сознания

Все аспекты сознания выстраиваются в иерархию, в которой более высокий уровень управляет нижележащими. Но нижние уровни по принципу обратной связи могут воздействовать на более высокие уровни сознания.

Так, например, упоминавшийся выше врач, который выбрал действовать на основании ценности помогать и лечить людей, но не получающий, по его мнению, достаточной для комфортной жизни оплаты труда, может пересмотреть свои ценности, решив, что они не соответствуют реальной жизни, не позволяют ему чувствовать себя комфортно и уважительно.

Таким образом человек не только проявляет себя, но и по принципу обратной связи формирует себя на основании реакции внешнего мира. Но и реакция внешнего мира разными людьми может быть интерпретирована по-разному в зависимости от их эмоционального настроения, жизненного опыта и убеждений, воспринята как случайность, совпадение, закономерность, неизбежность. Таким образом раскрашивание позитивными или негативными эмоциями, интерпретацию, оценку внешнего мира и его реакций делает сам человек.

Этот вывод хорошо можно проиллюстрировать еще одной притчей:

В одной деревне жил очень бедный старик, но даже императоры завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Императоры предлагали ему невиданную цену за коня, но старик не продавал его.

Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся деревня, и люди сказали:

– Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье!

– Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что коня нет на месте, – отвечал им старик. – Таков факт, остальное суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю. Кто знает, что последует?

Люди смеялись над стариком. Но через несколько дней ночью, конь вернулся. Он не был украден, он просто убежал на волю. Он привёл с собой дюжину лошадей. Опять люди собрались и сказали:

– Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было благословение.

– Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Кто знает, благословение это или нет? – спокойно отвечал старик. – Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении. Как вы можете судить целую книгу?

В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он не прав: двенадцать прекрасных лошадей!

У старика был единственный сын, который стал объезжать этих лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги. Люди собрались вновь и опять судили:

– Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный сын потерял ноги, а в твоём преклонном возрасте он – твоя единственная опора. Теперь ты ещё беднее, чем был.

– Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только, что сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или благословение. Жизнь приходит этапами, а большего нам не дано.

Так случилось, что через несколько недель страна вступила в войну, и всех юношей забрали в армию. Остался только сын старика, потому что он был калека. Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее сражение, и они знали, что большинство парней не вернётся. Они пришли к старику и сказали:

– Ты был прав, старик, теперь очевидно, что это было благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда.

Старик вновь сказал:

– Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, что ваши сыновья годны для армии, а мой сын – нет. Только Бог, Абсолют, знает, несчастье это или благословение.


Когда мы высказываем суждение, то мы ориентируемся на шаблоны мышления, но шаблон – это лишь приблизительное понимание устройства мира, ведь ни одним шаблоном невозможно учесть все варианты развития событий. Именно об освобождении от шаблонов мышления и восприятии мира в его фактическом исполнении и говорится устами «старика» в этой притче.

Подводя итог, отметим, что описанное выше деление сознания на уровни является условным. Как и органы в физическом теле человека зависят и влияют друг на друга, так и разные части сознания есть часть единого организма. Некоторые описанные уровни можно объединить или, наоборот, разделить, ведь каждый уровень имеет намного более сложное строение, ответственен за другие многочисленные функции и явления, нежели описанные нами проекции сознания: инстинкты, ощущения, эмоции, мысли-чувства, опыт, ценности, свобода выбора. Но в нашей практике нас интересуют именно обозначенные выше аспекты и возможность влияния на них для психологической помощи пациентам.

В следующих главах вы подробно узнаете о каждом уровне сознания, о проблемах, которые могут возникать на каждом из уровней, о методах устранения проблем, а также на примерах из практики увидите процесс диагностики и лечения конкретных людей. Всего уровней 7 и для каждого уровня вы получите подробную теоретическую и практическую информацию, опираясь на которую, вы сможете или подобрать подходящий метод избавления для вашей проблемы, устранив проблему самостоятельно или с помощью специалиста.

Глава 2. Терапия психосоматических заболеваний

В этой главе мы опишем базовый уровень сознания человека, наиболее плотный и энергоемкий – телесный уровень. Помимо концептуального теоретического описания в этой главе будут приведены практические случаи и показаны конкретные методы лечения пациентов, имеющих физические заболевания, путем применения не физических воздействий, а с помощью психологических и духовных практик.

Физическое тело – сложнейшая саморегулирующаяся система, во многом автономная и независимая от сознания, управляемая генетически, эпигенетически, гормональной, иммунной, нервной системами.

Начиная с 1950-х годов появляется все больше свидетельств того, что центральная нервная система, эндокринная система, иммунная система и практически все другие системы организма функционируют не как отдельные, а как перекрывающиеся подсистемы (Ader, 1981; Solomon, 1990). Проще говоря, эти системы «жестко связаны» (то есть нейронно связаны), чтобы работать вместе, и они также «мягко связаны» через гормоны, нейропептиды и другие нейромедиаторы (например, Rossi, 1993).

Одной из наиболее важных работ, проверяющих эту модель, является работа Pert и ее коллег (например, Pert, Ruff, Weber & Herkenham, 1985), которые идентифицировали рецепторные участки нейропептидов и предположили, что они служат «посланниками» или мостами для связи эмоций и мыслей с телесными процессами, в той степени, что имеет больше смысла говорить о «теле-уме», а не о теле и уме как отдельных сущностях. Психобиологическая гипотеза Rossi (1993) также утверждает, что между разумом и телом нет разрыва и что нейропептиды могут быть психобиологической основой многих плохо изученных форм исцеления. Как утверждал Levin (1996), «как психофизиология, так и… психонейроиммунология продемонстрировала влияние чувств и эмоций на физическое тело " (С. 68).

Из-за этого у тела может быть множество заболеваний, источником возникновения которых являются проблемы во внутреннем мире человека: негативные эмоции, деструктивные мысли, разрушительные убеждения.

Особенно сильно психосоматическая природа телесных заболеваний проявляется в современности, ведь усложняющаяся социальная структура привела к эволюции способности человека контролировать свои инстинкты, но вместе с этим подавление человеком своих инстинктов привело к появлению психосоматических заболеваний.

Например, как это было в первобытные времена, в которые и происходила эволюция взаимосвязи сознания и тела человека. К человеку бежит лев, издавая громкий рык. Зрительный анализатор передает сигналы в головной мозг. В мозге происходит сравнение полученного образа с имеющимися у нас в памяти. Находится похожий образ, который содержит в себе информацию о страхе или опасности. Автоматически даются сигналы гормональной и мышечной системам на необходимые реакции. В организме происходит стресс: выделяется адреналин, напрягаются мышцы ног, рук, живота и др., чтобы человек мог или убежать или драться со львом. Человек или убегает, или дерется со львом, тем самым освобождая мышечное, гормональное, нейронное стресс-напряжение.

А теперь представим, что начальник на работе вбегает в кабинет человека, издавая громкий крик. Зрительный анализатор передает сигналы в головной мозг. В мозге происходит сравнение полученного образа с имеющимися у нас в памяти. Находится похожий образ, который содержит в себе информацию о страхе или опасности. Автоматически даются сигналы гормональной и мышечной системам на необходимые реакции. В организме происходит стресс: выделяется адреналин, напрягаются мышцы ног, рук, живота и др., чтобы человек мог или убежать или драться с начальником… Но!

Человек думает, что не может позволить себе убежать, и тем более драться с начальником. Более того человек считает себя вынужденным сидеть молча и терпеть, подавляя свои эмоции и выслушивая крики начальника, ведь согласно имеющемуся у него опыту и принятым в его рабочей среде правилам так и нужно поступать – так поступают все, и он должен. И что же происходит? Имеющееся мышечное, гормональное, нейронное стресс-напряжение не получает выход. Образуется мышечный зажим, блок. Более того мышечный зажим запоминается в составе цельного образа кричащего начальника вместе с негативными эмоциями, чувствами собственной слабости и вины из-за сомнений в правильности сделанного выбора и невозможности проявить свои естественные намерения.

После этого события в норме этот мышечный зажим релаксирует.

А что если ситуация повторяется? Однажды сформированный имеющийся в памяти шаблон поведения вновь реализуется. Опять образуется мышечный зажим. Опять он не получает естественного выхода.

При таком неоднократном повторении в определенной группе мышц может образоваться постоянное, нерелаксируемое напряжение, которое может возникать, например, как только человек заходит в свой кабинет. Это напряжение отвлекает внимание, мешает работе, ухудшает настроение, ведь оно связано с негативными эмоциями.

Постоянное мышечное напряжение может воздействовать на внутренние органы, образуя уже серьезные соматические заболевания. Вот таким, казалось бы, простым способом стресс проникает вглубь организм, отравляя все вокруг.

Телесно-ориентированная психотерапия

В психологии имеется работающее с такими проблемами направление, которое называется телесно-ориентированная психотерапия. Её принцип прост: при воздействии на сознание, происходит воздействие на тело, при воздействии на тело, происходит воздействие на сознание. Такой механизм заложен в наше тело и эволюционно оправдан, но он же приводит к образованию психосоматических проблем в случае «рассинхронизации» тела и сознания.

Американский психолог и этнограф Джудит Делажье рассказала на одном из семинаров о своей беседе с африканским колдуном.

Колдун спросил ее, чем современный человек отличается от людей его племени.

Джудит ответила:

«Современный человек может чувствовать одно, думать другое, а делать третье».

Колдун долго не понимал, что она имеет в виду. Внезапно выражение растерянности на его лице сменилось ужасом:

«Джудит, никогда так не делай, – сказал он, – болеть будешь».

Как мы видим, африканские колдуны, пусть и отставшие от современной цивилизации, сохранили древние знания и понимание, что физическое здоровье прямо связано с нашим чувствами, мыслями и действиями. И проблемы хоть на одном из уровней могут отразиться на состоянии нашего тела.

В качестве примера по избавлению человека от реальных физических заболеваний методом телесно-ориентированной психотерапии расскажем о пациенте Ольге К. (здесь и далее имена пациентов и некоторые подробности их случая могут быть изменены или упущены для сохранения конфиденциальности).

Клинический случай «Непринятие»

Пациент Ольга К., 28 лет обратилась с болью в желудке: «были невыносимые боли, даже ночью спать не могла, ужасные спазмы, в желудке сворачивалась крючком». Медицинское обследование не выявило каких-то органических повреждений тканей желудка, поэтому Ольга, учитывая свое тяжелое эмоциональное состояние, обратилась за помощью к психотерапевту.

Первое, на что обращает внимание психотерапевт в ходе предварительной беседы – это локализация боли. В зависимости от того, какие чувства подавляет человек, задействуются различные группы мыщц и органы. Например, при подавлении желания кого-то ударить у человека может быть перенапряжение мышц плечевого пояса, при постоянном терпении «непосильной ноши» может заболеть спина и т. д.

Важно отметить, что нет какого-то однозначно четкого и обязательного для всех пациентов соответствия, определяющим является то, какие группы мышц и органы были активны в момент подавления своих инстинктивных реакций. Поэтому важной частью телесно-ориентированной психотерапии является беседа с пациентом, в ходе которой находится центр боли и выясняется с каким эмоциями и переживания ассоциируется эта боль.

Вместе с тем при лечении многих пациентов были обнаружены некоторые закономерности в физическом заболевании и их психологическом состоянии, ведь в большинстве ситуаций люди задействуют одни и те же системы организмы. Эти закономерности, ни в коем случае не обязательные, но могущие натолкнуть на психологическую проблему пациента, требующую решения, приведены в Приложении 1 в конце книги.

У пациента Ольги К. боль была локализована в желудке. Это является косвенным психосоматическим симптомом, что проблема связана с непринятием («неперевариванием») какой-то ситуации. Действительно, в ходе предварительной беседы пациент рассказала, что недавно у нее произошёл тяжелый разрыв с молодым человеком. Определившись с локализацией боли и связанной с ней причиной, можно было приступать к лечению.

В качестве психотерапии психотерапевт провёл с пациентом сеанс-беседу, в ходе которого пациент рассказала, что она всё время думала о произошедшем разрыве отношений, в том числе во время еды, употребление пищи начало причинять ей боль, поэтому она стала мало есть, а употребляя пищу после голода, боль и раздражение в желудке только усиливались.

По итогу сеанса Ольга К. осознала, что ее проблема с желудком связана с тем, что она не может смириться с уходом любимого человека. Совместно с психотерапевтом разобрали ситуацию, наметили пути решения.

Но простое понимание пациентом причины боль в желудке не устранило. В связи с этим психотерапевт решила задействовать веру пациента для скорейшего исцеления. Пациент Ольга К. крещенная в православии, поэтому в данном конкретном случае методы духовного целительства подбирались из христианской и более общей авраамической религиозной традиции. В христианском сознании особое место занимают образы вознесения и исцеляющая сила архангелов.

Сеанс начинается с того, что пациент выражает намерение на подключение к соответствующим силам. В намерении четко указывается к каким конкретно силам идет подключение и какова цель. Психотерапевт, имея необходимые знания и посвящение в эту традицию, выступает как проводник намерения пациента, а также при надобности помогает сформулировать пациенту намерение. Затем пациент некоторое время обычно около получаса-час пребывает в покое, в комфортном положении, сидя или лёжа.

После окончания сеанса пациент и психотерапевт разговаривают об испытанных в теле ощущениях, пришедших в сознание образах, о возникших чувствах. Беседа может быть заменена письменным описанием пациентом своих ощущений.

Пациент Ольга К. так описала свои ощущения о процедуре:

«…после сеанса стало намного лучше, боль стала проходить и стало намного проще дышать.

Благодарю Вас за экстренную помощь, еще разобрали почему это произошло, все боли от нелюбви к себе! Буду работать над собою… Благодарю».

Психотерапевт так охарактеризовала данный случай:

«Было „непереваривание“ ситуации полное, непринятие себя, поднимала причины боли, сканировала участки боли, определялась за что отвечают, исцеляла + давала общее выздоровление. Ну и беседа.»

В ходе дальнейшего наблюдения у пациента полностью прошли боли в желудке, тяжелую личную ситуацию со временем удалось принять.

В данном случае явно прослеживается связь психологических и соматических процессов, а также синергия психотерапии и методов, основанных на вере пациента.

В некоторых случаях психотерапия и духовные методы не имеют такого четкого разделения. В этом отношении примечателен случай Светланы Н.



Клинический случай «Подавление»

Пациент, 30 лет, обратилась с жалобой на маточное кровотечение. Медицинское обследование не выявило никаких патологий матки, причиной кровотечения установлено высокое кровяное давление (систолическое 200), пациент оставлена на стационарное лечение.

В этот же день пациент обращается за помощью к психотерапевту, который дистанционно начинает работу по методу телесно-ориентированной психотерапии.

Локализация заболевания в матке указывает на проблемы, связанные с женской направленностью. Но беседа с пациентом не выявляет каких-либо серьезных проблем в личной жизни и гендерных отношениях. В ходе дальнейшего разговора выясняется, что жизненные приоритеты пациентки сильно смещены в сторону работы, времени на себя и семью практически не оставалось. Пациентка игнорировала недомогания, несмотря ни на что шла на работу, много курила, таскала тяжести. Сама пациентка охарактеризовала ситуацию так: «Что же со мной еще должно случиться, чтобы я могла отдохнуть, лечь на больничную койку что ли?». Проще говоря, образ жизни Светланы Н. практически не включал в себя тот факт, что она женщина и имеет право на отдых.