Книга Психология Души - читать онлайн бесплатно, автор Александр Гвардиев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология Души
Психология Души
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология Души

В данном случае психотерапевт решила использовать метод «Темная ночь души» Хиро Миядзаки. Метод является частью традиции тета-хилинга, основанного на приведение мозга в тета-состояние, соответствующее глубокому расслаблению непосредственно на границе сна и бодрствования. Если рассказывать очень кратко, то Хиро Миядзаки, создавший этот метод, более 10 лет помогал людям избавиться от психологических проблем, но «Темная ночь Души вошла и в мою жизнь, сделав ее несчастной…»:

«Не важно, как долго Вы работаете над собой при помощи духовных практик, терапии или коучинга, Темные ночи возвращаются. И Вы вините себя за то, что вы постоянно недостаточно счастливы и удовлетворены. Вы чувствуете безнадежность, бессилие, одиночество и теряете смысл жизни. Вы можете даже почувствовать готовность расстаться с этой жизнью.»

Хиро Миядзаки

В попытке самоисцеления Хиро Миядзаки разработал метод, который позволил ему завершить свою «Темную ночь Души» и теперь помогает другим людям пережить это состояние.

В соответствии с методом психотерапевт предложил пациенту отправиться в сердечное пространство, в образ его внутреннего мира. Часто бывает, что при погружении во внутренний мир эмоции и чувства, вызвавшие болезнь, проявляются сразу. Если же пациент не может осознать вызвавшие боль реакции, то психотерапевт называет различные чувства и состояния, например гнев, страх, ненависть и т.д., и просит пациента говорить о своих ассоциациях и возникающих образах. Рано или поздно пациент находит образ, воспоминание, ситуацию или переживание, соответствующие его болезни.

Следующим этапом является совместная работа психотерапевта и пациента над проявившимся образом, разбор связанных с ним воспоминаний, ситуаций и переживаний, запрос к образу кто виноват и что делать, и последующая трансформация образа в желанное состояние.

Психотерапевт описал сеанс следующим образом:

«В ходе сеанса эмоционального исцеления была выявлена огромная усталость организма, преобладание мужских энергий над женскими. Матка буквально рыдала кровавыми слезами об отрицании женской сущности.

После работы и беседы давление нормализовалось до 130. Кровотечение закончилось».

На следующий день пациент выписался из больницы, оставив следующий отзыв о сеансе с психотерапевтом:

«В воскресенье прошла сеанс «Эмоциональное исцеление». Очень мягкое погружение, внезапные картинки эмоций, приятный путь к знакомству с ними в том виде, в каком они существуют не зависимо от меня. Поменяла взглЯд на них, конечно. А после сеанса и практика не заставила себя ждать: ситуации выстроились так, что мне было необходимо погружаться в те состояния, которые мы прошли с целителем, снова и снова, чтобы выйти с наименьшими потерями.

Весь сеанс был очень мягкий, уютный, домашний!

Огромное спасибо за полученный опыт!!!!!!»

Подводя итог, еще раз отметим, что тело и сознание крепко связаны обратной связью. В случае психосоматических заболеваний это связь играет против пациентов, у каждого человека появляется еще одна форма ответственности перед своим телом за свои мысли, эмоции и чувства. И вместе с тем ответственность всегда шагает рядом с возможностями. Если мы можем заболеть из-за наших мыслей, то значит мы и можем выздороветь, используя тот же механизм. И если рассматривать любое заболевание как сигнал сознания через тело, то совмещая медицинские, психологические и духовные методы, у каждого пациента есть потенциал к выздоровлению, нужно лишь его активировать. Потенциал, когда сознание и тело существуют в гармонии.

Глава 3. Лечение нервных расстройств

В этой главе мы расскажем про второй уровень в иерархии сознания человека – уровень ощущений, связанный с нервной системой человека. В эзотерической, религиозной и духовной направленностях уровень ощущений часто представляется как энергетическое тело человека. И в зависимости от традиции энергетической субстанцией этого тела может быть прана, ци, эфир, мана, жива и другие описания внутренней энергии человека. Путем сравнения научного и духовного описаний мы покажем сходства и различия в понимании этого уровня сознания. На примерах из практики расскажем о заболеваниях на этом уровне сознания и методах лечения.

Объясняли как могли

Поскольку системы здравоохранения социально сконструированы, их наиболее полезно изучать в связи с их культурным и историческим контекстом (Kleinman, 1980, стр. 33—35). Есть многочисленные свидетельства о неожиданных исцелениях от серьезной болезни, которые, если это правда, имеют мало или вообще необъяснимы в контексте официальной медицины. Чтобы просто описать (а тем более объяснить) эти события, западные исследователи иногда используют терминологию, с которой они знакомы, и накладывают ее на ситуации, с которыми они не знакомы (Gergen, 1985, с. 266). Примеры терминологии с очевидной предвзятостью: «знахарь», «лечение вуду» и «магическое мышление». Shweder (1990) высказал мнение, что такая западная терминология представляет редукционистский культурный империализм, который предполагает «психическое единство» среди человечества, не обращая внимания на различные способы, которыми люди функционируют (и дисфункционируют, то есть болеют) в разных времени и местах. Есть много версий реальности, в которых общество может жить, и эти «расходящиеся рациональности» демонстрируют, что не каждый рациональный процесс является универсальным (Shweder, 1986, стр. 191).

Так, например, затяжная депрессия у человека в древнем племени могла считаться признаком вселения в него злых духов, и шаман с помощью специальных ритуалов изгонял духов. В древней Индии болезнь воспринималась как проявление дисбаланса составляющих человеческое тело первоэлементов, а значит требовалось убрать лишние или напитать человека веществами, которых ему не хватает. В христианском мировоззрении это могло быть карой господней за грехи человека, которые человеку было необходимо искупить своими молитвами и благими действиями. В современности психотерапевт, обладая знаниями о химических взаимодействиях в мозге, может прописать пациенту антидепрессанты.

То есть получается, что одна и та же проблема/ситуация описывалась разными людьми в разное время по-разному в зависимости от их мировоззрения, понимания устройства мира, убеждений и культурного контекста. Это значит, что многие древние мистические описания и современные научные знания на самом деле описывают одни и те же явления просто на разных языках.

Weston (1991) в своей книге о так называемых чудесах исцеления утверждал, что «и религия, и наука описывают реальность». Мы предполагаем, что религии дают модели, которые являются закрытыми, в то время как наука (в лучшем случае) предоставляет открытые модели, которые строятся на накопленных данных и ищут способы добавления новых данных.

Мы исследовали как древние сакральные, так и современные научные знания и нашли в них ряд сходств, которые наглядно показали, что действительно люди в разные эпохи говорили по сути об одном и том же строении человека, сознания и явлениях внутреннего мира. При этом люди основывали свои умозаключения и действия на гео-социо-культурной среде своего времени, проще выражаясь «объясняли как могли»2. Тем более это «объясняли как могли» касается случаев адаптации знаний для «масс», когда в каждой традиции существовал внутренний круг, в котором посвященные имели достаточно полную картину мира, основанную на традиции, и внешний круг, где многие знания утаивались, а адептам открывались только поверхностные сведения.

Например, в древней ведической традиции существует учение о 5 первоэлементах, из которых состоит всё сущее: огонь, вода, воздух, земля, эфир.



Сейчас обычному человеку может показаться непонятным такое разделение, и едва ли кто-либо в здравом уме будет настаивать, что, например, человеческое тело действительно состоит из этих элементов. Но стоит только вспомнить, что древние люди «объясняли как могли», и мы легко найдем соответствие этим первоэлементам из школьного курса физики. Для этого достаточно расположить эти первоэлементы в немного другом порядке: земля, вода, воздух, огонь, эфир, и сразу становится понятно, что 4 из 5 первоэлементов соответствуют 4 агрегатным состояниям вещества: твердое, жидкое, газообразное, плазма, а 5-й первоэлемент – эфир – это пространство, в котором пребывает материя и из которого зародилась материя.

Такая картина мира уже хорошо соответствует современному физическому пониманию, в рамках которого из-за эффекта поляризации вакуума из пространства действительно может зарождаться материя. А вся материя изначально зародилась из так называемого ложного вакуума в процессе Большого Взрыва, по сути возникнув из пространства.

В процессе адаптации некоторых знаний использовались аналогии и использование объектов и явлений из обыденного опыта людей. Например, практически все религиозные воззрения о сотворении мира опираются на одну и ту же схему: в начале не было ничего или был хаос, из ничего (хаоса) появляется нечто (порядок), нечто (порядок) принимает разные формы звезд, планет, растений, животных, человека и т. д. При этом сотни разных традиций рассказывают эту идею сотней разных способов: от рождения бога солнца Ра с головой сокола до жертвы первочеловека Пуруши, из частей тела которого произошли все объекты мира.

Еще одним примером может служить исповедь, искупление грехов в христианстве. По сути это прекрасная психотерапевтическая практика, в результате которой человек перестает зацикливаться на своих прошлых поступках, прощает себя и начинает жить настоящим. Но в христианских обществах эта практика не могла появиться без соответствующего религиозного контекста – «объясняли как могли», используя понятный для людей христианского мировоззрения язык. В современной же психотерапии прощение себя имеет вполне понятный для современного человека психологический лечебный контекст, и Бог, привлекаемый конкретно для этой практики, является по принципу бритвы Оккамы лишней сущностью.

Ритуал и цель

Более того, даже верные знания об устройстве человека, окружающего мира и духовных практиках могли строиться на догматах и основанных на их базе традиций.

В качестве примера в буддизме рассказывается одна история о монахах и кошке.

В одном из буддийских монастырей жила кошка и каждый раз, когда начиналась молитва, она заходила в зал и отвлекала монахов. Учитель, заметив это, на время молитвы стал запирать кошку в клетку. Так он запирал ее каждый день на протяжении многих лет.

Тот учитель умер, а ученики, не зная об истинной причине, так и продолжали следовать традиции и каждый раз перед молитвой в качестве ритуала запирали кошку в клетку. Потом эта кошка умерла, а ученики продолжали закрывать уже других кошек, считая это частью необходимого ритуала.

Получилось, что в отсутствии рационального понимания действия приобрели ритуальный характер. Таким образом, необходимо отделять ритуальный, обусловленный географическими, социальными, культурными условиями и целевой (на что направлено?) аспекты действия.

Психология как наука также подошла к необходимости такого разделения. Так, например Glik (1993) дифференцировал лечебные мероприятия (то есть, результаты лечения) от опыта исцеления (то есть, субъективные аспекты лечения, в том числе приписываемые ему значения, его ритуальный контекст и ощущения клиента).

При этом даже ритуальные аспекты, например, молитвы могут быть связаны с успешным опытом исцеления.

Примером исследования молитвы является 10-месячное исследование Byrd (1988) с участием 393 пациентов. Byrd попросил добровольцев, которые называли себя «рожденными свыше христианами», попытаться совершить заступническую молитву за половину пациентов с ишемической болезнью сердца (представляющих несколько христианских конфессий), которые были случайным образом распределены в группу молящихся или не молящихся. «Молящихся людей» просили молиться каждый день, но не давали инструкций, как молиться, за исключением того, что они должны были просить о быстром выздоровлении без осложнений. Каждый пациент в молитвенной группе имел от 3 до 7 человек, молящихся за него или ее; пациенты были известны молящимся только по их именам и медицинским диагнозам. Ни врачи, ни медсестры не знали, за кого молятся. Члены молитвенной группы показали значительно лучшие результаты по нескольким показателям: у них реже развивался отек легких, не требовалась эндотрахеальная интубация, и они реже нуждались в антибиотиках. Различия в смертности не достигли значимого уровня.

Вариаций ритуалов и того, во что верят люди, может быть несметное количество. Вариации же научного знания ограничены практическим соответствием реальности и экспериментальной проверкой.

В таком контексте мы можем посмотреть на древние знания о душе (сознании) человека с точки зрения практического применения и попытаться найти общие пересечения с современным научным пониманием. Ведь, как и сейчас, древние люди основывали свои знания на понимании реальной природы человека, просто понимание природы тогда и сейчас является разным. Такой подход позволяет не только получить целостный взгляд на историческое развитие концепций об устройстве внутреннего мира человека, но и найти в местах пересечения новые знания, которых нет по отдельности ни в одной традиции.

Праническое тело и нервная система человека

Посмотрим, например, что традиция йоги рассказывает о строении человека. В некоторых источниках упоминается прана – тонкая форма энергии, которая предположительно существует во всех живых существах. В йогической литературе термин «прана» переводится по-разному, жизненная сила, тонкая энергия, жизненный воздух, жизненная энергия, витальная энергия и т. д. (Анантхападманабха, 2000).

Нади (санскр. – канал, трубка, вена, пульс) – система каналов (шротов), по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется прана.

Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными: ида, пингала и сушумна. С позиции йоги нади (каналы) не являются нервными волокнами, лимфатическими сосудами, жёлчными каналами либо кровеносными сосудами, питающими ткани. Все нади находятся в пранамайя коша (энергетическом теле человека).

Сушумна – центральный нади (канал) энергетической системы человека. Этот энергетический канал проходит через внутреннюю часть позвоночного столба. Сушумна берёт начало у основания позвоночника, проходит вдоль спинного мозга и заканчивается на макушке головы. Рядом с Сушумной есть два других канала – Ида и Пингала, обвивающиеся вокруг Сушумны слева и справа соответственно.

Попытаемся найти аналогии с позиции физиологии для трёх главных каналов: Ида, Пингала и Сушумна.

Центральный канал

Первой и очевидной аналогией является Сушумна – «центральный канал», который так называется как в неврологии, так и в йоге. Центральный канал находится в сером веществе спинного мозга. Он является остатком полости нервной трубки, содержит спинномозговую, или цереброспинальную, жидкость.

Заметим, что в физиологии функция центрального канала до конца непонятна. В утробе матери ребенок поэтапно проходит несколько стадий своего развития. Формирование головного и спинного мозга – это очень сложный процесс и на одном из его этапов у человеческого эмбриона по всей длине спинного мозга имеется щель (центральный канал). После рождения ребенка центральный канал постепенно зарастает, темпы и полнота заполнения центрально канала существенно могут отличаться у различных людей. С помощью МРТ можно наблюдать у некоторых взрослых людей остатки центрального канала, но у большинства их нет.

Подводя промежуточный итог, заострим внимание, что и с позиции физиологии, и с позиции йоги у человека имеется центральный канал, по которому согласно воззрениям йоги движется прана.

Левый и правый каналы

А теперь вернемся к двум другим каналам, проходящим согласно воззрениям йоги слева и справа от центрального канала.

По обе стороны от спинного мозга проходят два нервных тока, или нади. Левый называется идой, правый – пингалой.

Ида охлаждает, пингала нагревает. Ида проходит через левую ноздрю, пингала – через правую. Дыхание в правой ноздре горячее, а в левой ноздре – холодное. Энергия, которая течет в правой ноздре, повышает температуру в теле. Это – диссимиляция, центростремительная, ускоряющая энергия для органов тела. Энергия в левой ноздре имеет охлаждающий эффект. Это – ассимиляция, центробежная (выводящая) энергия и тормозящая для органов тела. Она увеличивает питание и силу.

Один канал отвечает за проявления сознания в нашем теле, то есть той субстанции, которая воспринимает, но ничего не делает. Второй канал отвечает за проявления нашей энергии, наши действия. И получается, что эти два канала обеспечивают как бы функции энергии и сознания (Бегунова, 2012).

Такому духовному описанию, очевидным образом соответствуют материальные нервные волокна в теле человека: восходящие (для Ида), отвечающие за передачу сигналов в головной мозг, и нисходящие (для Пингала), принимающие сигналы от головного мозга и отдающие «приказы» органам, нервные пути.

Восходящие нервные пути обеспечивают различные виды чувствительности, проводя в высшие отделы ЦНС импульсы от рецепторов наружной поверхности тела, двигательного аппарата и внутренних органов.

Одна часть нисходящих систем обеспечивает быстрые (фазные) двигательные реакции и представлена толстыми проводящими волокнами, берущими начало от больших пирамидных клеток коры. Другая часть пирамидной системы регулирует тонические реакции скелетной мускулатуры. Это влияние осуществляется, в основном, по тонким волокнам (Бабенко, 2016).

Помимо этого, Ида и Пингала соответствуют парасимпатической и симпатической нервным системам, которые осуществляют торможение и возбуждение соответственно.


(Изображение взято с сайта: https://na-nervah.ru)


Как можно заметить нервная система с позиции физиологии и пранические каналы с позиции йоги как понятия очень связаны. Йоги контролировали потоки праны, концентрируясь на ощущениях в тех или иных частях тела, например следя за своим дыханием. А если предположить, что под движением праны в древних писаниях могло подразумеваться электричество (электромагнитное излучение) (Параклет, 1998), а нервные волокна проводят электрический ток и совпадают по расположению и функциям с праническими каналами, то вполне может быть что древние исследователи «объясняли как могли» устройство нервной системы человека, основываясь на тогдашнем миропонимании. И методы, практикуемые в йоге, направлены в том числе на получение сознательного контроля над своей нервной системой, своими ощущениями.

Вообще нервная система является связующим звеном между сознанием и телом, ведь именно с помощью нервной системы мы можем ощущать внешний мир и действовать в нем. Интересно, что в эзотерике таким посредником является эфирное тело, которое также связывает душу с физическим телом. В эфирном теле есть каналы и меридианы, по которым движется прана, благодаря которой в теле происходят все жизненные процессы.

С этим пониманием мы подходим к тем проблемам, с которыми работает психология, а именно проблемам, связанным с ощущениями человеком своего тела и окружающего мира: неврозы, фантомные боли, анорексия, аноргазмия, заболевания органов чувств и др.

Рассинхронизация ощущений

Причинами некоторых таких заболеваний могут быть органические повреждения вследствие, например, нейродегенеративных заболеваний или неблагоприятных факторов внешней среды. Но, если медицинская экспертиза исключила эти влияния, то психотерапевт может прийти к выводу, что проблемой пациента является именно нарушения в ощущениях человеком своего физического тела, то есть «рассинхронизацией» между физическим телом и тем, как человек ощущает своё тело.

Как это вообще возможно, чтобы наше тело и наш образ тела были неидентичны?

Дело в том, что человеческий мозг состоит из двух полушарий: левое полушарие отвечает за абстрактный образ мира, в том числе нашего тела; правое полушарие отвечает за чувственный, то есть воспринятый органами чувств, образ. И когда эти два образа расходятся, то есть воспринимаемая реальность отличается от идеала, то единый человеческий организм начинает противоречить сам себе, что может вызывать различные заболевания как психические, так и физиологические3.

Чтобы избежать этой рассинхронизации в йоге имеются упражнения как статические, так и динамические, как в стоячем положении, так и сидячем, лежачем.

Существует многочисленные методы нетрадиционной медицины, эффективность которых исследована в рамках научных исследований:

■ биоэнерготерапия (Adamenko, 1970; Benor, 1992, стр. 44))

■ направленная молитва (Dossey, 1993a, стр. 105—106)

■ исцеление верой (Haynes, 1977)

■ исцеление на расстоянии (Remen, 1996)

■ ходатайственная молитва (LeShan, 1976)

■ возложение рук (Grad, 1967)

■ магнитное исцеление (Bendit, 1958, стр. 54—56; Edwards, 1953)

■ психическое исцеление (Solfvin, 1984)

■ метафизическое исцеление (Bird & Reimer, 1982)

■ бесконтактное терапевтическое прикосновение (Krieger, 1979; Schouten, 1993)

■ нелокальное лечение (Levin, 1996)

■ оккультная медицина (Shealy, 1975)

■ паранормальное исцеление (Worrall, 1970)

■ пси-исцеление (Benor, 1992, стр. 11—12; Stetler, 1976)

■ психическое исцеление (St. Clair, 1974; Wallace & Henkin, 1978)

■ психическая хирургия (Benor, 1994, стр. 53)

■ шаманское исцеление (Hamer, 1980, стр. 44)

■ духовное исцеление (Edwards, 1953; Weston, 1991, стр. 38).

Краниосакральная терапия

В качестве практического примера расскажем случай, в котором для лечения пациента был использован метод нетрадиционной медицины – краниосакральная терапия.

Виктория Т., 44 года. Обратилась с жалобами на память, неподвижность шеи, онемение рук, ног, боли в позвоночнике, крестце, тревожность, страхи, панические атаки, плохое настроение. Медицинское обследование выявило нарушения в снабжающих головной мозг сосудах, вызывающие недостаточное кровоснабжение мозга, бляшки и сужение венозных сосудов, вегетативно-сосудистую дистонию.

Проблемы с памятью сильно затрудняли пациенту работу, так как в ее творческой профессии необходимо учить много текстов и быстро соображать. Пациент собирался отправиться на госпитализацию в клинику неврозов, но по совету друзей обратился к психотерапевту.

Специалист, изучив локализацию симптомов, решил применить метод краниосакральной терапии (КСТ).

К краниосакральной системе (от латинского cranium – «череп», латинское сочетание os sacrum означает «святая кость», «крестец») относятся череп, центральная и периферическая нервные системы (включая головной и спинной мозг и нервы), спинномозговая жидкость (включая твердую мозговую оболочку и крестец). КСТ была разработана доктором Сатерлэндом (1873—1954), учеником доктора Стилла, в 30-е годы XX века.

Краниосакральная система основывается на следующем наблюдении доктора Сатерлэнда: спинномозговая жидкость, омывающая головной и спинной мозг, ритмично пульсирует. Эти ритмичные колебания (8—14 раз в минуту) могут происходить только в том случае, если черепные кости обладают определенной эластичностью, которая позволит им следовать жидкостным фазам наполнения и опорожнения (лишь при незначительных перемещениях жидкостей). Череп тоже «дышит»: буквально на несколько миллиметров расширяется и сжимается 6—10 раз в минуту. Этот феномен был назван краниосакральным ритмом. Если он нарушен, страдает самочувствие и возникает целый «букет» болезней.

Дополняя естественные процессы оздоровления, КСТ используется как профилактическая мера здоровья для поддержания сопротивляемости болезням, повышения эмоционального и психологического состояния, улучшения функционирования центральной нервной системы.

Используется для широкого спектра проблем, связанных с болью и дисфункцией, а именно: последствия натальной травмы черепа, позвоночника и нервной системы; минимальная мозговая дисфункция; посттравматическая энцефалопатия; эпилептический синдром; задержка психомоторного и речевого развития; синдром вегетативно-сосудистой дистонии; гипертензионно-гидроцефалический синдром; головные боли различного генеза; посттравматические гемо и ликвородинамические нарушения; хроническая вертебрально-базилярная недостаточность; церебрастенический синдром; нейропатии черепных нервов; бронхиальная астма; ЛОР-патологии; синдром височно-нижнечелюстного сустава; идиопатические сколиозы; задержка консолидации переломов; вегетативно-висцеральные синдромы; дискогенные ирритативно-рефлекторные синдромы с локальной болью на уровне шейных позвонков (цервикалгия) и поясничных (люмбалгия).