На нашей старой родине было восемь самых свирепых и уважаемых животных: слон, лев, тигр, лошадь, дикий кабан, боевой петух, буйвол и очень ядовитая змея – кобра. Предки внимательно наблюдали за их движениями и создали восемь видов борьбы голыми руками. И назвали их по названию соответствующего ему животного.
У вас совсем нет приемов с оружием?
Есть и очень много. Когда наш народ переселился в эти места, он перенял все навыки местного населения. Но наше оружие всегда небольшое, легкое и многофункциональное. Велко принеси меч!
Молодой парень бегом принес небольшой меч, форма его показалась казаку странной.
Видишь какой. Собрали в пучок прутья разного железа и проковали. Клинок выдерживали в болоте три года. Потом сковали меч, закалили в медвежьем жире. Отполировали. Разрубает свежую берцовую медвежью кость вдоль! Ручка простая, длинная – можно держать одной рукой, а можно и двумя. Видишь кнопочку?
Вижу.
Направь рукоятку на стену и нажми её!
Муса сделал все, так как велел Яромир. В основании рукоятки открылось отверстие, из которого вылетела маленькая оперенная стрелка. Острый как жало пчелы кончик стрелы впился в бревна стены. Муса хотел выдернуть её из стены, но Яромир остановил его.
Осторожно! Стрела отравлена! Мы покажем тебе все наше оружие и все виды единоборств. Ты должен знать наши возможности. Боги сказали мне, что благодаря тебе мы станем нужными русскому князю. Это значит, что нас перестанут преследовать. Мы многое умеем. Это касается не только боя с прямым контактом. Смотри, такого ты нигде не увидишь!
Яромир пошел к Касиму протянул руку с раскрытой ладонью в его сторону. Касим спокойно смотрел на учителя староверов. Вдруг Муса увидел, как от ладони ведуна оторвался переливающийся синий шар и полетел в сторону царевича. Удивленный Касим застыл как вкопанный. Шар быстро долетел до его тела, превратился в молнию и с треском отбросил молодого воина к соседней стене. Молодой человек упал как подкошенный, глаза его были открыты, но выражение их было совершенно бессмысленно.
Что с ним, Яромир!
Не бойся, через несколько минут он придет в себя. Но…… если бы я захотел……
Ты мог бы убить его на расстоянии выстрела стрелы?!
И даже на гораздо большем расстоянии.
Тогда почему вы не убьете всех своих врагов?
Всё сложнее, чем ты думаешь. Вместо одних врагов придут другие. Они будут придумывать хитрые способы, чтобы узнать наши секретные приёмы и убьют с их помощью много ни в чем неповинных людей. Ты понял меня, сотник Муса?
Понял.
Ну, иди, поешь и отдохни. А твоего друга отнесут в жилище мои люди.
Спасибо тебе, Яромир. Никогда ничего подобного не видел!
Все что мы тебе показали, и что не показали, достигается годами тренировки и полного отрешения от обыденной жизни. Обучение состоит из четырёх этапов. Первый, «детство боя», включает в себя физические упражнения, направленные на развитие силы, реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап – «юность боя» – включает в себя работу с деревянным оружием. Шест длиной около двух метров, с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой. Третий этап – «зрелость боя» – включает в себя работу металлическим оружием. Меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё. «Плеть Стрибога»» – гибкий меч. «Катар» – кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А». Его держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат наручами, защищая с двух сторон предплечье.
На середину зала вышли три молодых парня, поклонились друг другу и начали бой. Двое нападали на одного, причем один из нападавших был вооружен боевым топором, а второй копьём с широким как меч лезвием. Муса, как завороженный смотрел за мельканием оружия в руках нападавших, ежеминутно ожидая, что будет нанесен последний завершающий удар, и обороняющийся боец будет убит. Но этого не происходило. Схватка продолжалась уже десять минут, пятнадцать, двадцать! Наконец, Яромир дал команду: «Стой!» и бойцы, тяжело дыша, замерли на месте. Муса заглянул в глаза Яромиру.
Яромир, твои воины знают секрет замедления времени?!
А ты, казак, откуда знаешь об этом приеме? – на этот раз удивился Яромир
У нас в станице живет китаец Ли Цидань, он научил меня. Открой мне секрет, что за шар вылетел из твоей ладони и свалил Касима?
А никакого шара не было!
Но я сам видел!
Ты видел, только то, что я хотел, чтобы ты видел. Понятно? Я представил себе, что смотрю твоими глазами……… А ударила Касима …….. в общем я представил себе, что из моей ладони выросла ещё одна рука, вот эта рука и ударила его. Тебе ясно, Муса? Этому учатся с самого детства.
Научи меня!
Не могу. Это долго. Зато тебе покажут 50 точек на теле человека, воздействуя на которые можно его убить. А есть удары, которые могут вызвать смерть человека через заданное время. Вечером я пришлю к тебе ведьму, она научит.
Ведьму?
Не бойся. Ведьма – это от слова ведать, знать. Она много знает, много умеет. Когда-то у нас были священные книги, они так и назывались «Веды». Там были описаны все знания наших предков. Мы тогда жили не на болоте, а среди людей. Дружинники московского князя сожгли святые книги, с тех пор нас преследуют несчастья. Мы никогда не показывали постороннему человеку эти пятьдесят точек. Тебе покажем.
Почему ты мне так доверяешь?
Боги сказали – ты принесешь нам удачу.
А они не сказали, как я это сделаю?
Веселый ты казак, сильный и веселый. Я не сержусь на тебя, нет в тебе лжи. А веселье – это от молодости и здоровья. Постарайся остаться веселым, когда молодость пройдет.
Касим пошевелился, сел на циновку, помотал головой, приходя в себя. Потом улыбнулся другу и присутствующим. Все невольно улыбнулись ему в ответ. Молодые староверы проводили друзей к чистому ручью. Там можно было искупаться, постирать одежду и полежать на теплом песчаном берегу. Вместе с потом путешественники смыли с себя усталость последних дней и ночей. Можно было расслабиться, здесь им никто не угрожал.
Глубоким вечером, когда Муса и Касим уже никого не ждали, в дверь тихонько постучали. Огонь в очаге заметался, отбрасывая тени на стены. По землянке, пронеся легкий ветерок, сабли, висящие на стене, закачались, и вошла ………. Муса не поверил своим глазам! Касим смотрел на гостью широко открытыми глазами. Одновременно два друга выкрикнули ……. разные имена! «Майя!» – крикнул Муса, «Гузель!» – крикнул Касим. Девушка весело рассмеялась и, Муса увидел, как его любимая, красавица Майя стала постепенно приобретать черты совсем другой женщины. Густые рыжие волосы незнакомки были стянуты на затылке зеленой лентой, большие миндалевидные зеленые глаза смотрели весело и задорно. Стройная фигура была закутана в балахон неопределенного цвета и формы. Вероятно, Касим увидел ту же картину, что и Муса, об этом говорила выражение его лица. Он повернул голову и посмотрел сотнику прямо в глаза, как бы говоря: « Ну и чудеса у вас на Руси!». Для казака это тоже было чудом.
Здравы будьте молодцы! – сказала вошедшая – меня прислал Яромир, родители назвали Заглядой. А как вы называть будете, вам решать.
Но я же видел, красавицу Гузель, любимую свою, дочь главного кази32 города Самарканда! – сказал Касим – это что, такой фокус?
Никакой это не фокус. Прежде чем войти сюда я представила себе, что каждый из вас увидит свою любимую девушку, так и получилось.
А что ты ещё можешь?
Очень многое. Но сюда я пришла для того, чтобы показать жизненно важные точки на человеческом теле. Трогая и надавливая на эти точки можно избавляться от болезней, плохих воспоминаний. А можно заставить себя или другого человека полюбить кого-то. И, например, можно убить медленно или быстро. Сейчас!
Из глубины своей одежды, девушка достала три пузырька с красной, синей и черной, красками. Три кисточки легли на стол рядом с пузырьками. Муса разделся, благо стеснение перед обнаженным телом казарам было неведомо, и Загляда поставила на его теле пятьдесят точек разными красками. Черная краска означала смерть, синяя – сильное повреждение тела, красная показывала, что, воздействуя на эту точку, можно на время вывести человека из строя. Несколько часов друзья заучивали расположение точек на теле. Потом Загляда показала, как складывать пальцы для воздействия на них.
На черную точку почти всегда достаточно надавить одним пальцем, средним. В синюю нужно ударить пальцами, сложенными наподобие петушиного клюва. Вот так! В красную точку лучше всего ударить кулаком. А теперь подойдите ко мне оба! Смотрите мне в глаза! Вы НИКОГДА и НИКОМУ не покажете того, что показала я вам сейчас! Слышите меня?!
Слышим! – хором ответили воины
Теперь спать! Завтра утром вы проснетесь свежие и бодрые. Наши юноши поведут вас в Москву. Спать!!
Муса и Касим рухнули на свои лежанки как подкошенные. Утром они проснулись в прекрасном настроении и полными сил, позавтракали и вышли на свежий воздух.
Утренний туман расстилался над бескрайним болотом. Первые лучи восходящего солнца золотили верхушки деревьев и заставляли, свежую листву поворачиваться, ловя живительное тепло. Ночные болотные огни и звуки остались только в памяти людей. Начинался новый день, новая жизнь, новые заботы и хлопоты.
Сотник и царевич были одеты просто и удобно, доспехи и оружие сложили в заплечные мешки и крепко привязали за спинами. В руках у них были длинные посохи, вырезанные из прочной осины. Удобные палки в любой момент могли стать оружием. В каждую из них были врезаны короткие мечи. Под одеждой друзей скрывались кожаные кисеты, наполненные меленькими стальными дисками с заостренными кромками. Только на одном краю этого страшного метательного оружия не было яда, остальные были смазаны растительной пастой, вызывающей мучительную смерть при попадании в открытую рану.
Яромир постарался дать своим гостям все, что мог. Не прошло и нескольких минут, как старшина деревни и главный жрец Ярило-Солнца сам появился из-за ближнего дерева. С ним вместе шли два крепких парня, с такими же, как у друзей посохами и с какими-то плоскими, плетенными из ивовых прутьев, твердыми циновками. Яромир сказал:
– Друзья мои! Снежко и Твердята проводят вас до самой дороги к городским воротам. Там же вас ожидают ваши кони. По болоту пойдете в этих «ступнях». Лось в болоте не тонет, потому, что у него копыта широкие, и вы не утонете. Помните все, что мы вам показали, чему научили. Если понадобимся, в Москве есть трактир, держит его наш человек по имени Душан, по христиански – Даниил. Скажете ему тайное: «Меч язвит тело, а злое слово – ум», и он найдет кого надо. Там, в Москве скажете, что мы тоже у Руси в сыновьях! Хотим, полезны быть.
Добро, Яромир!
8
Блажен есть сей, емуже ся случи друг известь
(Счастлив тот, кому повезет с верным другом. Русская поговорка IV в. до н. э)
Снежко жестами приказал Мусе и Касиму одеть «ступни» на ноги и встал во главе отряда. Твердята стал замыкающим. Они двинулись через болото, наступая след-в-след. Любое отклонение было опасно и поэтому, друзья быстро перестали любоваться красотами русского леса. Все их внимание было направлено только на то, чтобы максимально точно ставить ногу в след, оставленный Снежко.
Пение утренних птиц, громкое кваканье лягушек, крики болотных птиц, раздававшиеся время от времени – ничто не отвлекало их от одного желания – не утонуть в этой чавкающей и затягивающей зеленой массе! Один раз Муса неловко поставил ногу на веселую, покрытую зеленой травкой кочку, но………кочка быстро опустилась, под тяжестью ноги сотника и тот почувствовал, что не может сделать ни одного шага. Болото держало его за ногу и тянуло вниз. Идущий сзади Твердята ухватил Мусу подмышки и резко дернул вверх. Муса благодарно улыбнулся своему безмолвному спасителю, но тот посохом показал: «Вперед!». И пришлось продолжить путь.
Через несколько часов они были настолько измотаны, упали около костра, разожженного Снежко и крепко заснули. Их разбудили через час и заставили выпить по чашке бульона сваренного из убитых Твердятой куропаток. Горячее варево дало им силы на борьбу с болотом до самого вечера, опустившегося на опасное разнотравье мягким сумраком. В течение нескольких минут Снежко и Твердята построили шалаш и разожгли костер. Все делалось молча и споро. Касима и Мусу это не удивляло. Они знали, что их провожатые проходят процедуру посвящения в ведуны, и поэтому целый год не могут разговаривать с посторонними людьми.
Зато Касим говорил, почти не переставая. Ему хотелось рассказать своим спутникам, как его Родина прекрасна и удивительна. В самых ярких красках он описывал сверкающие разноцветные купола Регистана в Самарканде. Бесконечные торговые ряды его рынков, где продавалось всё, что только могло делаться или произрастать на Земле.
Если в Самарканде, на рынке, чего-то нет – говорил царевич – значит, этого или не существует, или не должно быть вообще!
Он рассказывал о том, какой добрый и трудолюбивый народ живет на земле Мавераннахра. Какой они выращивают виноград, персики, инжир. Какая душистая трава растет в горах Памира и Тянь-Шаня, и какое вкусное мясо у барашков, пасущихся на склонах этих гор. Снежко и Твердята уже давно спали в шалаше, а Муса внимательно слушал друга. Касим замолчал, а сотник продолжал смотреть на него долгим и слегка отсутствующим взглядом.
О чем ты думаешь Муса? – спросил царевич друга.
Я вспомнил рассказ Ли Циданя, про одного китайского императора которого звали Цинь. Он много воевал в своей жизни, очень много. А у китайцев есть обычай не брать пленных, чтобы ни кого не кормить потом. Поэтому у Циня стало очень много врагов. Несколько знатных родов его противников в борьбе за власть объявили ему кровную месть. Покушения следовали одно за другим. Так было, пока император не придумал одну очень хитрую вещь.
Какую вещь, Муса – царевич Касим явно заинтересовался
Его главный визирь стал разыскивать двойников императора по всей стране. Как только находил, человека сразу же забирали в императорский дворец. Двойников обучали говорить, ходить, смеяться точно так, как это делал император Цинь. Их одевали так же как императора и отправляли на все официальные церемонии. Никто не мог знать, кто сейчас присутствует на параде или суде – император или его двойник. Рассказывают, что двойников у Циня было очень много – несколько десятков. Покушения продолжались, но погибали всегда двойники императора, а не он сам. И, знаешь Касим, он дожил до глубокой старости!
Ты хочешь сказать….?
Именно так, Касим. Как только Тимур узнает о твоем побеге…..
Думаю, он уже знает!
И я так думаю, мы уже порядком крутимся на пути к Москве. Как только он узнает о твоем побеге, сразу же постарается вернуть тебя обратно. А если вернуть не удастся, что сделает?
Пошлет палача с шелковым шнурком. Если я сам не повешусь на этом шнурке, то палач удушит меня им.
У вас так делается?
Именно.
Ну, сюда палача он вряд ли пришлет, а вот убийц к тебе подослать вполне может. Значит нужно перенять полезный опыт китайского императора. На время. Пока Аллах не заберет Тимура в рай. Как это у вас там, гурии, арыки33, текущие вином, что ещё?
Ангелы, поющие прекрасные песни…
Вот-вот, у христиан тоже ангелы, но, вероятно, какие-то другие….
Прошу тебя, не допускай богохульства, друг. Но я тебя понял. Как только получу удел под свой улус, сразу буду искать двойников. Поможешь мне?
Конечно. Двойников нужно как можно больше. Устроим состязание со старым амиром – кто позже окажется в раю! У тебя есть шансы победить!
Друзья веселились от души. Они даже не знали, что их ждет в конце этого импровизированного соревнования. И не могли знать.
9
Трапезу многобрашную вазнь предъставит, удобну же целомудрие. (Трапезу, обильную яствами жизнь предоставит, умеренную же воздержность. Демокрит)
Лес стал более редким, дубы и березы сменили сосны и ели. Наконец Снежко остановил маленький отряд на краю большого распаханного поля. Лагерь ставить не стали. Проводники обняли сотника и царевича, махнули рукой в сторону заходящего солнца и растворились в противоположном направлении. Муса и Касим пошли на запад. На краю поля они обнаружили огороды и вросшие в землю избы.
В надежде на ночлег и еду, путники решили зайти в самую большую, крытую свежей соломой избу. Хозяин, коренастый, длиннобородый, крепкий мужик жестом приказал всем домочадцам вооружится, что они и сделали, не мешкая, похватав для этого подходящий домашний инвентарь. Муса и Касим улыбаясь, показали голые руки. Не опуская вилы и цепы, крестьяне подошли в странникам. Говорил хозяин дома:
Куда путь держим, люди добрые?
В Москву. Вы не знаете, у кого тут можно коней купить? Мы хорошо заплатим. – сказал Муса
А вы, я смотрю, смелые парни!
Не трусы, а почему ты так решил?
Никогда не нужно говорить, что, мол, хорошо заплатить можем. Нас шестеро здоровых мужиков, а вас двое. Налетим, в землю забьём. Все, что ваше было, станет нашим.
Так нельзя. Мы княжеские казаки. Нас разыскивать будут, да и отомстить за нас могут. Так, что насчет коней?
Сейчас приведём. Понравятся, заплатите. Нет, так пешком пойдете. – Хозяин дома махнул рукой своим близким. Те опустили цепы, вилы и дубины и заулыбались Мусе и Касиму. Двое белоголовых подростков молча вывели из сарая… это было просто чудо! Ребятишки вели под уздцы оседланного Тулпара и коня царевича! Побратимы бросились обнимать и осматривать своих любимых четвероногих друзей. Кажется, все было в порядке: лошади были сыты, ухожены и веселы. Ещё два паренька постарше тащили из того же сарая оружие и вьюки. Муса спросил хозяина жилища:
Так что ж ты сразу не сказал, мол, жду вас давно и кони ваши сыты, и сабли целы?
А кто знает, вдруг ошибка выйдет? Мне сказали, что два татарина из леса выйдут, им всё отдать. А на вас казацкая одежда. Среди казаков татар много, кто ж вас разберет.
Как сообразил?
Меня предупредили, что один из татар – синеглазый. Рискнул.
Правильно рискнул. Заплатим.
А вот этого не нужно. Яромировы люди просили, им отказа нет.
Чего так?
Боюсь и люблю. Старых богов боюсь, а староверов люблю. Не дай Бог заболеет кто из моих, они вылечат. Меня Гордята зовут, крещен Федором. Сейчас велю баньку истопить.
Ты, Федор, нам лучше дорогу на Москву укажи.
А вот она дорога, мимо моего двора и идет. Не стоит вам на ночь глядя вдвоем ехать. Шалят там тати. Оставайтесь. Утром поедете.
Хорошо. Бросьте нам сена в сарае, где кони наши. Там спать будем. Утром с рассветом нам ехать нужно, чтобы днем у Боровицкой башни быть.
Идите в дом, поешьте, чем бог послал.
Друзья поели пареной половы и улеглись спать на мягком душистом сене, положив на него плащи. Ранним утром парень-проводник по имени Иван, веселый и разговорчивый повел их к столице княжества, стольному городу Москве. По дороге он болтал с побратимами на русском и татарском языках, не обращая внимания на красоты природы открывающиеся вокруг. К обеду Иван вывел их в берегу реки Москва, показал, где обычно отсиживается перевозчик Богдан и, взяв с Касима слово, что царевич возьмет его в свою дружину, исчез в зеленом сумраке дремучего леса.
Величественное зрелище открылось путешественникам. За рекой возвышалась грозная, в несколько человеческих ростов, каменная стена, укрепленная по углам башнями. За стеной виднелись церкви и монастыри с золотыми головами, а вокруг было видимо-невидимо домов, домишек, церквей с головами попроще.
То там, то тут виднелись следы разрушений и прежних нашествий. Ведь после Куликовской битвы, где погиб цвет русского воинства, передышка случилась совсем небольшая – два года. Прошло всего два года и налетел Тохтамыш, разграбил все, что ещё оставалось ценного. Князь Дмитрий Иванович бежал тогда из Москвы и попытался собрать хоть какое то ополчение, но не смог. И опять стала Русь дань платить ордынцам. Чтобы заручиться дружбой с Литвой, отправил князь туда своего сына Василия. А тот сумел понравиться литовскому королю Витовту. Умен был, не по возрасту серьёзен. Дочь Витовта Софья, тоже заглядывалась на русского княжича. И когда Дмитрий Иванович заболел, не захотел Витовт так просто отпускать Василия. Поставил ему условие: отпустит, если сын московского князя жениться на Софье Витовтовне. Сыграли свадьбу. В Москву приехал княжич уже женатым человеком.
Касиму большие города были не в диковинку, он волновался и думал только об одном: как примет его московский князь. Друзья переехали на другой берег реки и двинулись в сторону Боровицкой башни. По дороге они встречали огромное количество разных людей. Крестьяне везли продовольствие на рынки большого города, ремесленники торопились отправить на продажу в столицу свою продукцию.
Бригада плотников с топорами за поясом, искала подрядчика нанявшего их для ремонта городской стены. А по пути были лавки, лавчонки, лабазы, склады – где покупателю предлагалось все, чем богата русская земля. Разнообразные меха и изделия из них, кожи, ткани, пшеница, посуда глиняная и деревянная. Битая птица, живые овцы, напитки и горячие пироги. Перечислить невозможно.
У Боровицкой башни друзья спешились и пошли, ведя лошадей «в поводу». Касим, более чем Муса привыкший к большим городам, старался найти в толпе хоть одно знакомое лицо и, наконец, локтем ударил в бок Мусу.
Муса-ака, глянь, это случайно не Ицхак?
Точно, он! Пойдем скорее.
Радостный Ицхак уже заметил спутников и бросился их обнимать и хлопать по крутым плечам. После этого он сказал:
Поехали быстрее. Мы лагерь поставили на Воробьевых горах. Приведете себя в порядок и к князю Василию, представляться. От него уже приходили, справлялись, где сотник и ордынский царевич.
И что ты сказал?
А я что? Сказал, на охоту поехали.
А они?
Княжеский человек ругался сильно. Сказал, что казаки слишком воли много взяли. Вместо того, чтобы князю служить – охотятся.
Ещё что?
От митрополита приходили.
А этому что нужно?
Этому нужен только Муса Гирей, сотник казацкого войска, лично.
Вот это да! А ему что сказано было?
Да, то же. На охоте мол, скоро будет.
К кому первым идти, как думаешь?
Кто у нас главнее – князь? К нему первому идти.
Да, задача. Ну, может быть ты и прав.
Они приехали в казацкий лагерь на Воробьевых горах. На большой поляне стояли палатки казацкой сотни. Палатка атамана, как всегда была в центре круга. Вооруженные бойцы несли круглосуточный караул вокруг этого временного поселения. Все было так, как предписывали незыблемые правила. Отступления от них грозили бедой и смертью не только в Диком Поле, но и рядом с большим городом. Муса, больше по обязанности, чем из опасений проверил посты и скомандовал:
Пошлите человека к князю Василию, в посольский приказ! Царевич Касим, потомок Чингисхана, прибыл и ждет, когда князь его примет.
Есть!
Через час вернулся посыльный и привел за собой десяток вооруженных алебардами дворян из Посольского приказа, возглавляемых посольским дьяком.
Господа казаки, кто среди вас Муса по прозвищу Гирей?
Я.
Тебе атаман и господину твоему царевичу Касиму, предписывается прибыть завтра утром, после молитвы, на княжеский приём. Одетым быть опрятно. Людей своих, всех не бери, только десятников. Оружие там сдадите, после приема назад заберёте. Готовься боярин!
Да я не боярин, а простой казак!
А теперь может и боярином станешь. Кто знает? – подмигнул дьяк Мусе – У нас и не такое бывало. Но и по-другому может быть.
Ты, брат не того пугаешь. Понятно все.
Не все тебе понятно казак, утром за вами приду. Будьте готовы.
Утром, чуть свет, сотника и его побратима разбудил неутомимый Ицхак. Муса оделся в традиционный черный казачий бешмет. Из оружия взял только саблю в отделанных серебром ножнах и кинжал-бебут с ножнами такого же рисунка. Черные мягкие сапоги были начищены до зеркального блеска. Черная же каракулевая папаха с красным верхом завершала его наряд.
Царевич переоделся в полосатый халат с золотым шитьем. На черно-белую тюбетейку накрутил красную чалму, а из оружия взял только свою боевую саблю в простых кожаных ножнах. Его сафьяновые сапоги с загнутыми носами, расшитые золотой нитью и жемчугом, ясно указывали, из каких мест прибыл их владелец. Только в славном городе Самарканде, в Мавераннахре, шили такую красивую и удобную для всадника обувь. Подарки для князя Василия и его жены были завернуты в специальную ковровую ткань и навьючены на заводных лошадей.
Десятники были одеты в одинаковые темные бешметы, поскромнее, чем у сотника, и вооружены простым оружием. Казаком человека делает не одежда, а смелость и боевая выучка. На лошади все сидели прямо, с достоинством, левой рукой крепко держа повод. Правая рука упиралась в правое бедро. Знай наших!
Посольский дьяк не опоздал. Оглядел сначала десятников, а потом и Касима с сотником критическим взором, он не стал придираться к мелочам. Махнул рукой, и гости вместе с почетным эскортом двинулись к резиденции московского князя.