КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — первичные адаптивные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды.
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАДБАВКА – надбавка к заработной плате, выплачиваемая рабочим в целях компенсации за тяжелые условия труда. Компенсирующая надбавка выравнивает условия труда, повышенный риск потерять работу и т. д.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПРОМИСС:
– урегулирование разногласий путем взаимных уступок;
– решение, которое, по возможности, устраивало бы всех..
КОМПУЛЬСИВНОСТЬ (навязчивая, иррациональная тяга к чему – либо) -это устойчивая схема поведения, заставляющая человека совершать определенные поступки, чтобы предотвратить некое ужасное событие.
КОМФОРТ – оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.
Комфортность среды – субъективное чувство и состояние полного здоровья при данных условиях окружающей человека среды, включая ее производственные, природные и социально – экономические показатели.
КОМФОРТНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
КРИТЕРИИ КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Критерии комфортности жизнедеятельности включают в себя основные параметры нормальной среды обитания человека (показатели энергобаланса, микроклимата, освещения, эргономики, переработки информации, нормирования труда и отдыха). Необходимой особенностью критериев комфортности является максимальная приспособленность параметров среды обитания человека к функциональным и физиологическим возможностям его организма.
Важнейшими критериеями комфортности для человека выступают следующие основные параметры среды его обитания:
– энергобаланс человека с окружающей средой, включающий в себя энергозатраты на выполнение трудовой деятельности и тепловые параметры, определяемые различными видами теплообмена, к числу которых относятся теплопередача, лучистый теплообмен, конвективный теплообмен, теплоотдача испарением;
– параметры микроклимата среды обитания человека, связанные с его энергобалансом и включающие в себя температуру окружающей среды, относительную влажность воздуха, скорость движения воздуха, процентное содержание кислорода в воздухе;
– параметры освещения среды обитания человека, включающие в свой состав уровень освещенности, спектральный состав и уровень пульсации освещения, контрастность объекта наблюдения, пространственное расположение и яркость источников света;
– эргономические параметры среды обитания человека, характеризующие степень приспособленности форм и размеров окружающих предметов в техносфере к размерам тела человека, удобство длительного пользования следующими объектами: элементами городской инфраструктуры, зданиями и постройками, внутренним интерьером помещений, мебелью и посудой, производственным оборудованием, технологическими приспособлениями, рабочими инструментами, транспортными средствами и т.д.;
– параметры переработки информации человеком, характеризующие физиологические возможности человеческого организма к восприятию поступающих из окружающей среды информационных сигналов, а также формированию адекватной ответной реакции на них, причем определяющими факторами являются объем и скорость предъявляемой информации, форма и частота следования информационных сигналов, сложность переработки информации человеком, скорость и форма требуемой ответной реакции на внешние воздействия; —
– параметры труда и отдыха человека в среде обитания, обеспечивающие поддержание его нормального здоровья, активности и длительной продолжительности жизни, высокой эффективности трудовой деятельности, которые включают в себя работоспособность человека в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность рабочего времени, периоды отдыха в течение рабочего дня и рабочей недели, длительность предоставлямых ежегодных отпусков.
Перечисленные выше параметры, являющиеся критериями комфортности, обладают важным свойством компромисса, заключающимся в том, что как чрезмерно малые, так и чрезмерно большие значения этих параметров неудобны или вовсе непригодны для человека. Само состояние комфортности жизнедеятельности человека предполагает максимальную приспособленность среды его обитания к физиологическим и структурным особенностям человеческого организма.
КОНСЕНСУС – согласие, способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы.
КОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США).
Консультирование предназначено для того, чтобы помочь клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться достигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и межличностных проблем.
Консультирование рассматривается как процесс, благодаря которому личность в результате произошедших изменений переходит на более высокую стадию личностной компетентности. В консультировании создаются ситуации, в которых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усиливает «Я» клиента, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личностный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией.
Консультант — советник, который отвечает за качество советов, но не принимает решений об изменениях, не внедряет их и не несет ответственности за их результаты.
Консультация («консалтинг») – вид помощи, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ. (Л. Шульман)
КОНТАКТ:
1.Непосредственное общение с кем – либо.
2.Взаимное понимание, согласованность в работе, в деловых, дружеских и иных отношениях.
Контакт в общении — является обмен коммуникатами, т. е. обмен «знак на знак» от партнера к партнеру. Единичный акт знакообмена (единица общения) принято называть трансакцией (Э. Берн). Трансакция включает воздействующий компонент – стимул и ответный – реакцию (S – R).
При анализе контактов партнеров по общению важно понимать:
– что собой представляет партнер как личность, в каком он состоянии;
– какой информацией обмениваются партнеры;
– почему и для чего это делается;
– к каким результатам это приведет.
Практически любой знакообмен – это сообщение партнеру, содержащее богатую информацию. Каким бы кратковременным не был знакообмен и в какой бы форме не выражался (вербальной, невербальной), всю эту информацию надо уметь прочитать и понять.
КОНТРОЛЬ – деятельность по проверке состояния подготовки, хода и результатов работы исполнителей (организации). Это инструмент анализа, оценок и коррекции делового поведения и действий исполнителей
Г. Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.
Различают контроль:
– по степени охвата объекта контроля: сплошной, выборочный;
– по регулярности: непрерывный, эпизодический;
– по интенсивности: нормальный, усиленный.
Требования к контролю:
– постоянность;
– оперативность;
– объективность;
– открытость;
– экономичность.
Виды контроля:
– Предварительный (оценка готовности исполнителей (организации) к работе:
а) правленческой системы;
б) персонала;
в) материальных и финансовых и других ресурсов.
– Текущий (оценка выполнения текущих планов):
а) стратегический;
б) оперативный.
– Итоговый (оценка сильных и слабых сторон, анализ результатов).
Текущий контроль-это постоянное или периодическое наблюдение руководителя за действиями исполнителя с целью анализа и оценки текущих результатов его деятельности. Он может быть реализован в форме дробного, поэтапного, шагового или непрерывного контроля.
Итоговый (перспективный) контроль -это оценка деятельности персонала по конечным результатам в сочетании с общей оценкой промежуточных результатов.
Данный вид контроля предполагает предоставление персоналу высокой самостоятельности, ориентирован на конечные результаты и проведение обобщенного не детализированного контроля за ходом выполнения им заданий. Такая форма контроля предполагает доверие к компетенции исполнителя, а это возможно лишь при высоком мастерстве персонала, при наличии выраженных профессионально важные качества исполнителей.
Ошибочные формы контроля.
Нецелесообразно и некорректно использовать следующие формы контроля:
– контроль от случая к случаю;
– контроль вдогонку;
– контроль из недоверия;
– контроль ради наказания;
– тотальный контроль;
– контроль-проформа;
– скрытый контроль;
– не информирование о результатах контроля.
Нередко использование таких форм контроля связано с излишней подозрительностью и недоверием персоналу, с определенными психолого – педагогическими проблемами самого руководителя.
Хорошо организованный контроль исполнения решений в организации позволяет накапливать коллективный опыт и использовать его в интересах совершенствования производственной культуры и воспитания персонала. При это ни промахи, ни успехи в работа не должны остаться без внимания руководства.
КОНТРВНУШЕНИЕ — это процесс противодействия внушению.
Выделяют несколько видов контрвнушения (В. Н. Куликов):
– Ненамеренное и намеренное.
– Индивидуальнае и групповое.
– Общее и специальное.
КОНТУЗИЯ – это поражение всего организма пострадавшего вследствие мгновенного и сильного механического воздействия на всю или большую часть поверхности тела при взрыве, падении с высоты и др.
При контузиях чаще всего бывают сотрясения и ушибы мозга, повреждения барабанной перепонок (кровь из ушей), разрывы легких и других внутренних органов.
При легкой контузии наблюдается дрожание конечностей, головы, заикание, пошатывание, понижение слуха.
При средней – неполный паралич конечностей, частичная или полная глухота, нарушение слуха, отсутствие реакции зрачка на свет.
При тяжелой – потеря сознания, прерывистое, судорожное дыхание, выделение крови из носа, ушей и рта, возможны судороги и непроизвольные движения конечностей.
Меры оказания помощи пострадавшему. Контуженным обеспечить покой, расстегнуть стягивающие одежды, остановить кровотечение. Нельзя давать пить и делать искусственное дыхание. Такие пострадавшие нуждаются в срочной медицинской помощи.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ – совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда – технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий. Представления, составляющие содержание К. м. играют роль обобщенных схем деятельности и поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. К. м. характеризуется огромной информационной избыточностью, но актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь оперативные образы и схемы деятельности и поведения, связанные с непосредственно решаемой задачей, которая формируется оператором на основании анализа информационной модели. (В. М. Мунипов.)
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (смысл жизни, жизненная позиция) -это осознание человеком для чего он живет. («кто я?», «что мне нужно в этом мире?», «в чем моя сила?», «в чем моя слабость?», «что я должен делать в жизни?»)
КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит потенциально конфликтная ситуация («потенциальный конфликт»), включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, влечений, желаний, интересов оппонентов и т. п.
Виды конфликтов:
– деловые;
– межличностные;
– внутриличностные (конфликты личности);
– межгрупповые;
– конфликт индивида и группы и др.
Причины конфликтов:
1. Информационные:
– искаженная информация;
– невольная или преднамеренная дезинформация;
– факты (неполные, неточные, умышленное сокрытие, посторонние);
– обнародование (нежелательное);
– репрезентативность (ненадежность экспертов, свидетелей, отсутствие кредита доверия к информации);
– многозначность смыслов информации.
2. Структурные:
– статус, социальные роли (столкновение на почве статусно – ролевых различий или притязаний):
– традиции (столкновение традиционных взглядов, привычек, ценностей, норм, правил);
– ресурсы (столкновение на почве распределения ресурсов – человеческих, материальных, финансовых, информационных и др.);
– услуги и товары (столкновения по поводу качества или цены покупки).
– контракты (столкновения по поводу контрактов, договоров, соглашений о покупке, меморандумов о взаимопонимании и общений);
– техника и эффективность ее использования (столкновения по этому поводу);
– уважение к старшим и другие социальные нормы;
– религия и ритуалы (столкновения на почве нарушения или пренебрежения к религиозным нормам или ритуалам);
– авторитет людей (столкновение на почве пренебрежения к авторитетам).
3. Ценностные:
– ценности (столкновение ценностей – того, что люди считают важным, значимым, ценным для себя);
– этика (нарушение морально – этических норм и правил);
– нужды (ущемление чьих – то нужд);
– нормы (нарушение принятых профессиональных или организационных норм, нарушение трудовой и производственной дисциплины);
– опасения (наличие страхов и опасений, отсутствие доверия);
– справедливость (ущемление справедливости);
– традиции (нарушение принятых традиционных правил, обычно не писанных);
– идеология (нарушение, игнорирование идеологических ценностей);
4. Факторы отношений:
– баланс силы в отношениях (нарушение баланса сил в отношениях);
– ожидания сторон (несоответствие ожиданиям сторон);
– совместимость (нарушение совместимости в отношениях);
– стоимость вкладов в в отношениях (выяснение кто сколько вкладывает в создание, поддержание отношений).
5. Поведенческие факторы:
– агрессивное поведение;
– безответственное поведение;
– властное поведение;
– «глухое», неопределенное поведение;
– демонстративное поведение;
– эгоистическое поведение.
Конфликт потенциальный латентный) – скрытый, неявный конфликт. Это начальная стадия в развитии конфликта, когда есть противоречия, но отсутствуют открытые действия оппонентов.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты, и стрессы. Многие внутриличностные конфликты связаны с так называемым эффектом «борьбы мотивов».
Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация скрытого или открытого противоборства двух ии нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
КОНФОРМИЗМ (влияние большинства) – стремление соответствовать мнению большинства.
Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципность, следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.
КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление различных мнений, интересов, целей.
КОНЦЕПЦИЯ — система взглядов, а также основная мысль человека о чем – либо.
Концепция– система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, ведущая мысль научного труда.
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (смысл жизни, жизненная позиция) – это осознание человеком для чего он живет. («кто я?», «что мне нужно в этом мире?», «в чем моя сила?», «в КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО (ДОПУСТИМОГО) РИСКА. Традиционно техника безопасности базировалась на категорическом требовании обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий. Но любая деятельность потенциально опасна. В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой – в стремлении к малой опасности в данный период времени. При этом приемлемый риск должен сочетать в себе технические, экономические,
социальные и политические аспекты и представлять некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ (К-П). («coping» от англ. «to соре» справиться, выдержать, совладать, coping behavior – совладающее поведение) – это осознанная форма поведения человека, направленная на психологическое преодоление стресса. Это готовность индивида решать жизненные проблемы.
В российской психологии К-П рассматривается как адаптивное, совладающее поведение, или как совокупность стратегий и процессов психологического преодоление стресса.
Изучение феномена К-П начинаются со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин «bewaltigung» (преодоление). Отечественные исследователи понятие К-П интерпретируют как совладающие поведение или психологическое преодоление. К-П подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно – средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.
Первый подход – неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг – процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.
Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.
1. Копинг, нацеленный на оценку, – преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.
2. Копинг, нацеленный на проблему, – совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.
3. Копинг, нацеленный на эмоции, – преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
В третьем подходе К-П выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса.
Активная форма К-П, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации.
Пассивное К-П, пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, К-П выполняет две основные функции:
– регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
– управление проблемами, вызывающими дистресс (К-П, нацеленный на проблему).
Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.
Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения.
Выделяются два вида когнитивной активности – первичная и вторичная оценка.
Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себеугрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.