Камиль Исмагилов
Автопортрет человечества. Энциклопедия в рассказах
Введение
Пока мы не встретились с иным разумом, инопланетной цивилизацией, рассказать о Человечестве может только само человечество. Эта книга излагает самосознание, самопонимание, самоописание и самообъяснение человечества. Поскольку речь идет о совокупности коллективного самопознания, то параметры авторства тех или иных положений опущены (цитаты, указания источников, приоритетность открытий в данном случае признаны несущественными). Сие есть изложение имеющейся и всем доступной информации, новизна не в самой информации, а в системе ее подачи.
Эта книга предназначается для всех, кто хочет в сжатой форме получить целостное представление об обществе, исторических этапах его становления, современной структуре, основных общечеловеческих проблемах и возможных путях их решения.
Это – не повтор и не замена учебников по соответствующим предметам и дисциплинам средней школы, учреждений среднего профессионального и высшего образования. Это – научно-популярный интегративный курс, в педагогически целесообразной целостной системе включающий в себя знания из курсов по философии, экономической теории, социологии, политологии, праву, культурологии и других отраслей науки (антропологии, психологии, истории, религиоведения). Основные философские, исторические, общеэкономические, социологические, политологические, общеправовые, культурологические знания излагаются в минимизированной форме и при этом обеспечивается их логическая и дидактическая взаимосвязь.
Последовательно излагаются обобщенные сведения о:
– основных исторических этапах становления человека и общества;
– обществе как общественно-экономической формации;
– институциональном, нормативном, ценностном и деятельностном измерениях общества;
– многофакторном описании общества;
– характеристике современных вызовов человечеству и возможных путях его дальнейшего развития.
В итоге читатели должны
иметь представление:
– о сложной временной и пространственной структуре общества;
знать:
– основные категории, понятия и концепции, объясняющие и описывающие общество;
– структурные части общества и основные этапы его исторического развития;
– пути дальнейшего приращения знаний об обществе;
уметь:
– описывать общество в целом и в его основных фрагментах;
– соотносить личный опыт, позицию и действия с общественными ориентирами.
Не случайно, что книга имеет подзаголовок «Энциклопедия в рассказах», ибо она:
– полезна для получения первичных знаний и тем, кто еще «не проходил» соответствующие предметы и дисциплины;
– позволит системно ориентироваться в положениях специализированных предметов и дисциплин, которые включены в образовательные программы, тем, кто сейчас в статусе школьников или студентов;
– поможет восстановить и обновить ранее полученные знания и тем, кто находится вне образовательной системы.
И еще два предупреждения от автора:
– в книге сознательно избегаются попытки везде и всюду ссылаться на авторитеты, цитировать известных мудрецов, приводить списки произведений и источников. Во-первых, это, в конечном счете, не докажет нашу правоту и состоятельность. Во-вторых, цитата всегда вырывается из контекста, искажает позицию ее автора. В-третьих, сейчас в интернетную эпоху не столь трудно извлечь любую книгу, найти их перечень, сфокусироваться на любом фрагменте информации (всякие цифровые википедеи, словари, энциклопедии, учебники не зря ведь существуют). Мы не претендуем на раскрытие тайн, открытие неизвестного, установление приоритета. Наша задача – показать связи между известными знаниями, предложить их в одном системном рассказе;
– стиль, язык изложения в ряде случаев покажется, мягко говоря, «негладким». Но здесь шероховатости во многом в роли «лежащих полицейских»: не разбегайтесь, проскочите мимо главной сути.
Итак, мы пытаемся получить целостное представление о нашем «втором теле», об единственной среде, в котором мы можем жить, – об обществе. Как это сделать наиболее эффективно применительно к предлагаемому материалу?
Мы не ставим целью дать полную энциклопедию обществознания, включить сюда все накопленные знания об обществе. Важнее другое – дать целостное представление о том, как само человеческое общество пытается разобраться в себе самом.
Потому не ищите здесь:
– объяснение всему и вся;
– подробного описания всех деталей;
– обоснования и доказательства всех положений.
Мы лишь обозначим наиболее значимые и ключевые точки, предоставив возможность читателям углубиться в заинтересовавшие их детали в иных, более основательных источниках. Нам достаточно, если вы будете знать, что искать и уточнять, а то и опровергать.
И еще: попытайтесь сначала понять положения, а потом уже делать выводы об их приемлемости для вас.
Заранее просим извинить, если где-то будут неточности в деталях.
Напомним известное вам. У Р. Киплинга есть произведение «Рассказы о Маугли». История о мальчике, воспитанном волками и ставшим владыкой среди животных и лидером среди людей. Красивая повесть. Но далекая от истины. Были реальные случаи в той же Индии, когда маленькие дети попадали в животное сообщество и через несколько лет были возвращены в человеческое общество. Так вот эти реальные маугли среди людей, несмотря на усилия лучших ученых и воспитателей, так и не могли научиться ничему, кроме как разве не срывать с себя одежды да есть из тарелки. И вывод такой: человеческий детеныш может стать человеком, только живя среди людей. Т. е. общество – самое необходимое для каждого из нас. Назовем этот вывод «Парадоксом Маугли».
«Парадокс Маугли» подсказывает, насколько важно, жизненно важно для каждого из нас располагать знаниями об обществе. Вы эти знания впитываете с первых дней своей жизни и до самых последних. На этом этапе вашей судьбы поможет вам систематизировать накопленные уже знания, приумножить их и подготовиться к получению новых и эта книга.
В общем виде данная книга – это сплав знаний из различных отраслей науки и тысячелетнего опыта человечества. Здесь фрагменты и из общей философии и его подразделений (гносеологии, онтологии, социальной философии, философской антропологии, этики, эстетики), и из истории, экономических и юридических наук, социологии, политологии, культурологии, религиоведения. Кое с чем вы уже успели познакомиться, что-то будете, может быть, отдельно изучать в последующем. А сейчас все вместе и сразу. Но это не будет «винегрет» из разных составных частей, а все-таки сплав, нечто единое.
Вы пройдете четыре больших разделов, взаимно дополняющих друг друга. Как можно гору рассматривать с южного или северного склона, вблизи и с дальних подступов, снизу и стоя на вершине, так мы и общество рассмотрим с разных позиций.
Первым стоит раздел, посвященный истории становления общества. Он очень важен. Почему? Потому что «все течет, все меняется», нет в мире ничего неизменного. И если мы возьмем застывший момент («остановись мгновение, ты – прекрасно»), то мы многое не поймем. Как явление зародилось, чем оно было, чем стало – и именно через это мы познаем его сущность, ибо сущность явления в его развитии, движении, а без этого – оно мертвый труп, лишь похожее само на себя.
Во втором разделе мы посмотрим на общество, выделяя в качестве главного, определяющего то, чем и как люди трудятся, обеспечивают свою жизнь. В науке это называется теорией общественно-экономических формаций. За последние десятилетия у нас в стране эту теорию очень критиковали, пытались вообще от нее отказаться. И все же оказалось, что она многое правильно и достаточно точно описывает и объясняет про общество. Просто нельзя только ее объявлять единственно верной и нужной, но знать ее необходимо.
Третий раздел поможет вам разобраться с описанием-объяснением общества с помощью выделения иных опорных позиций, чем в теории общественно-экономических формаций (формационном подходе). Хотя здесь не сложились еще законченно сформулированные и общепринятые системы, как при формационном подходе, но есть целый ряд очень интересных и плодотворных концепций. Мы познакомимся с четырьмя группами таких концепций или подходов. Пока только назовем их: это институциональный, нормативный, ценностной и деятельностный подходы к описанию и объяснению общества.
В четвертом разделе будет изложена одна из вариации многофакторного описания развития общества. Эта вариация, возможно, вызовет сомнения в силу ее малой распространенности в литературе. Но позвольте уж автору выбрать именно то, что кажется ему наиболее верным и перспективным. Тем более, что в этом разделе мы подробнее попытаемся разобраться с особенностями современного этапа развития человека и общества. Нам важно будет понять, чем жизнедеятельность современных людей отличается от способа существования прежних поколений, какие ценности и проблемы сейчас вышли на первый план, какие процессы набирают силу в мире людей, в каком направлении может пойти развитие человечества в самое ближайшее время. Это очень важно не только для начинающих свою самостоятельную жизнь.
Когда вы хотите другому человеку сообщить что-то, что вы делаете? Вы издаете звуки, гримасничаете, машете руками или выводите на бумаге или еще на чем-то какие-то каракули. И почему же другой человек, услышав определенные звуки, или увидев ваши нахмуренные брови, жест рукой или какие-то линии и точки, вдруг узнает о чем-то? Да потому, что люди давно уже договорились, что вот эти три линии в таком порядке будут означать звук «А», а эти две линии, поставленные так – «У», а вместе эти два звука будут означать что-то вроде «откликнитесь, люди!» («АУ»). А представьте себе, что такой договоренности нет, или вам об этом не сказали. Поймете ли вы тогда, что вам кричат, показывают?
Вот такие договоренности существуют в каждой науке, дисциплине. И не узнав о них, вы не сможете понять, что же вам хотят сообщить. И разговор учителя и ученика тогда будет напоминать разговор двух глухих бабушек:
– Кума, ты куда? На базар?
– Нет, я на базар.
– А-а-а.… А я думала, ты на базар идешь.
Эти договоренности выражены в тех словах, терминах, которые составляют своего рода алфавит каждой науки и дисциплины. Называются они «понятия». Понятие – это не просто слово или словосочетание, а именно взятое только в определенном, специально обговоренном значении. Среди понятий выделяют особые, главные и называют их «категории». Общая обговоренность понятий фиксируется в их определениях (дефинициях). А какое определение можно дать самому слову «понятие»? Приведу два таких определения, сформулированные в двух словарях – Толковом русского языка и Философском энциклопедическом.
Первый из них объясняет слово «понятие» так: это логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь; представления, сведения о чем-нибудь.
С философской позиции понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Если сравнить эти два определения одного и того же слова, то мы увидим, что одно из них более подробное, углубленное, развернутое. И такое нам будет встречаться часто. И не случайно. Определения отличаются друг от друга, потому что зависят от следующих обстоятельств:
– кому предназначено это определение (одно дело – для всех и каждого, другое – для ученых или специалистов) и для каких целей оно предназначено (для общего употребления или для научных исследований);
– на каком уровне развития наших знаний дано это определение.
Поэтому в нашей книге мы, учитывая эти обстоятельства, попытаемся использовать более простые, вводные к постижению знаний определения. И объясним слово «понятие» так: это знание об общих свойствах предметов и явлений, выраженное в слове или их сочетании или в символе (знаке).
Применительно к нашей книге выделены основные понятия – о них уже было сказано. Какие из них можно обозначить как категории, т. е. как самые главные, с которых и надо начинать чтение книги? Их всего четыре: человек, общество, культура, цивилизация.
Договоримся, что мы будем понимать под этими категориями (вновь предупреждаем: мы сознательно будем выбирать из всего многообразия определений то, которое нам нужно для освоения именно нашего курса).
Из всех выделенных категорий, на первый взгляд, проще всего объяснить, что такое человек. Но это только кажется. Ибо до сих пор идут нешуточные споры вокруг ответа на этот вопрос. Это один из тех «вечных проклятых вопросов», которые мучают людей всех поколений. Но пока не будем вдаваться в этот спор, а договоримся так:
Человек – это особое живое существо. Хотя здесь не обойтись без некоторого уточнения. Когда мы будем выделять особость этого живого существа, отличие от других живых существ – мы вложим в данную категорию фиксацию наиболее общих черт, присущих всем жившим, живущим и еще неродившимся людям. И в этом смысле есть только один человек во Вселенной. Не зря так и не закрепилось в языке множественное число от слова «человек» (человеки).
Когда же мы начинаем отличать людей друг от друга по их непохожести, то мы будем говорить о личностях. Их много, было есть и будет. Но в количественном отношении это не самое большое число применительно к человеку, ибо личность – это носитель конкретных черт, присущих определенной группе людей.
Если же мы попытаемся сосчитать всех людей по одному, тогда надо употребить слово «индивид». Таких индивидов (отдельных особей человеческого рода) по сегодняшний день на Земле жило и живет около 100 миллиардов.
Общество – это совокупность людей, объединенных совместной жизнью и деятельностью. Необходимо уточнить, что мы можем понимать общество столь широко, что оно становится синонимом всего человечества, и достаточно узко (общество друзей-одноклассников), но всегда это не просто скопление индивидов в одном месте и в одно время, а именно их объединение в общей жизнедеятельности, направленной на удовлетворение своих потребностей. Забегая вперед, скажу, что общество может состоять только из личностей, но не из индивидов. Скажем тот же реальный индийский «Маугли» так и не стал членом общества, хотя не называть его особью человеческого рода мы бы затруднились хотя бы по формальным признакам.
Категории «культура» и «цивилизация» столь же широко распространенные, сколь и дискуссионные. И опять же для наших ограниченных целей не будем разбираться, например, в более чем двухстах определениях культуры, а разведем эти категории так:
Культура – это механизм (или определенная совокупность способов) воспроизводства совместного бытия людей.
Цивилизация– это реализация культуры, определенная ступень и выражение ее материализации.
Таким образом, эти четыре категории, взятые в нашем определении, позволят нам идти дальше в описании и объяснении человека и общества. Но уже сейчас, даже только через эти четыре слова мы можем кое-что рассказать.
Уникальное, неповторимое, единственное во Вселенной живое существо совместными усилиями всех особей выработало особые способы удовлетворения своих потребностей и выразило себя в созданных неприродных явлениях. Как же это получилось? Об этом следующие рассказы.
1. Происхождение и становление Человечества
Рассказ первый. Антропогенез
Попробуем представить человека как определенное звено в развитии мира и жизни, в общем сформировать представления и знания о ступенях эволюционного происхождения человека как биологического вида.
Наши знания о Вселенной очень и очень неполны, многие наши представления носят характер догадок, гипотез. И все же мы уже немало знаем о себе и мире. Так, по мнению многих исследователей, наша Вселенная появилась в результате взрыва материи-пространства где-то 10 миллиардов лет тому назад (хотя есть исследования, предполагающие «возраст» Большого взрыва в 14–20 миллиардов, а нашей галактики – 13 миллиардов). И до сих пор, после этого «Большого взрыва» мир расширяется во все стороны. В результате сложнейших превращений вещества, полей, энергии, пространственных измерений и характеристик времени 5 миллиардов лет тому назад образовывается наша галактика «Млечный путь» и на окраинной ее спиралевидной ветви появляется наша звезда – «Солнце» (а первые звезды появились во Вселенной примерно 250–300 миллионов лет после Большого взрыва).
В результате сгущения газопылевого облака под действием сил гравитации вокруг Солнца появляются 9 (или, быть может, 11–15 – Луна, Титан, Фобос и некоторые другие) планет, среди которых и наша – «Земля». Произошло это примерно 4,5 миллиарда лет тому назад.
Первые живые клетки и организмы появляются на Земле 3,5–2,5 миллиарда лет тому назад, а человеку (точнее его прямым предкам) – «всего-навсего» 2 миллиона лет.
Видите, какой масштаб временных отрезков! А теперь возьмем «самый маленький» из этих отрезков – последние несколько миллионов лет.
1 Человек как продолжение эволюции жизниЧто такое жизнь? Это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития и отличающаяся следующими особенностями:
– обмен веществ с окружающей средой;
– раздражимость;
– способность к размножению;
– способность к росту;
– способность к активной регуляции своего состава и функций;
– способность к различным формам движения;
– приспособляемость к среде.
Надо сказать, что в определенной мере зачатки этих свойств есть и у других форм материи (например, кристалл тоже растет, бархан движется и т. д.), но в полной мере они проявляются только в живой природе.
Человек, являясь последним звеном в цепи развития жизни, конечно же, вобрал в себя все эти общие свойства материи, проявляет их наиболее сильно, эффективно и ярко. Но он вобрал в себя и другие, более узкие отличительные черты различных ступеней развития жизни.
Принадлежа к классу млекопитающих, человек обладает такими признаками этой группы живых существ, как:
– внутриутробное развитие плода;
– наличие диафрагмы между грудной полостью и полостью живота;
– наличие млечных желез;
– зубы трех родов – клыки, резцы и коренные;
– три слуховые косточки в среднем ухе;
– ушные раковины.
А как для представителя отряда приматов для человека характерно:
– высокое развитие обоих основных проявлений двигательной активности (передвижение самого себя – локомоция и передвижение посторонних предметов – манипулирование);
– предельная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению сложных хватательных движений;
– бинокулярное (двухглазное, с возможностью видеть мир рельефно) зрение, преобладающее над обонянием и функционирующее в сочетании с движениями передних конечностей и их кожно-мышечной чувствительностью;
– высокоразвитые формы группового поведения и коммуникации.
Таким образом, для определения человека мы можем пойти классическим в науке путем дефиниции: сначала определяемый объект отнести к более широкому кругу объектов, а потом назвать его существенные отличительные признаки (это форма материи, для которой характерно 7 первых признаков – как для живого существа, 6 вторых – из класса млекопитающих и 4 третьих – из отряда приматов). Здесь нам не достает еще признаков, отличающих человека от остальных приматов. Вот они:
– вертикальная походка и разделение функций рук и ног;
– разделение функций правого и левого полушарий головного мозга.
Само это перечисление, хотя довольно схематично, но показывает путь эволюции природы, общую закономерность развития: усложнение на каждой ступени, накопление признаков, свойств и способностей. И человек предстает перед нами как самое сложное явление природы, последняя ступень в ее развитии.
2 Этапы становления человекаПроблема становления человека достаточна сложна. Одни относят появление первых людей на 2-10 миллионов лет назад. Имеются утверждение о том, что первый человек на Земле появился аж 20 миллионов лет до нашего времени. Но другие возражают, считая, что о человеке как таковом мы можем говорить только с рубежа сорокотысячелетней давности, а до этого только о более или менее развитых его предках.
Но мы возьмем наиболее распространенное воспроизведение истории становления человека.
70 миллионов лет назад в классе млекопитающих появляется отряд приматов. Это были полуобезьяны, похожие на ныне существующих лемуров.
Около 18 миллионов лет назад выделяются среди приматов презинджантропы (предшественники «восточноафриканских людей»). Представители – дриопитеки («древесные обезьяны») и рамапитеки («обезьяны царя Рамы»).
Следующая ступень – зинджантропы («восточноафриканские люди»). Существовали примерно в период от 5,5 миллиона лет назад до 1,5 миллиона лет назад.
Представители:
– австралопитеки («южные обезьяны»), 5,5–1,5 миллиона лет назад, объем головного мозга доходил до 450 см3;
– Homo habilis («человек умелый»), 2–1,5 миллиона лет назад, объем мозга до 650 см3, уже начал систематически применять в качестве орудий труда естественные предметы (палки, камни, обломки костей).
Многие высокоразвитые обезьяны (и не только они) способны использовать естественные предметы, например, для добывания пищи (сбить палкой банан с ветки, камнем разбить ракушку моллюска). Но после разового использования этот предмет выбрасывался. А вот однажды подобранную удобную палку не выбрасывать сразу после использования, а понести с собой, предвидя, что она еще может пригодиться в другом месте, где, быть может, и не будет другой палки, – это уже нечто человеческое.
Следующую ступень в эволюции человека ученые называют архантропы («древнейшие люди», другое название – Homoerectus – «человек прямоходящий»). Существовали они примерно в период от 1,6 миллиона лет назад до 200 тысяч лет назад. Объем мозга составлял от 800 до 1200 см3.
Затем пошли палеоантропы («древние люди»). Время их существования примерно в период от 200тысяч и до 35 тысяч лет назад. Объем мозга достигал 1400 см3. Представлены они неандертальцами.
И наконец, появляются неоантропы («новые люди»). Произошло это примерно 40 тысяч лет назад. Среди них – кроманьонцы (ископаемые люди современного вида, вымершие 35 тысяч лет назад) и Homo sapiens («человек разумный»), существующий и поныне. Объем мозга от 1000 до 2000 см3.
Почему же один из представителей отряда приматов вдруг за столь короткое время совершил такой гигантский рывок в своем развитии? Что заставило сделать это? Версий объяснений много, общепринятой нет.
Возможно, не зря старт к Homo sapiens произошел именно в Восточной Африке, ибо здесь проходит тектонический разлом в земной коре. И может быть, в результате выброса из земных недр радиации или химических элементов произошло какое-то изменение в генах некоторых приматов (мутация), родились не совсем нормальные (то есть в чем-то непохожие на родителей) детеныши.
Не все мутационные изменения были на пользу, но у кого-то в результате таких изменений появились дополнительные свойства или способности к выживанию. Или, скорее, наоборот: уменьшились у потомков некоторых «зараженных» биологические способности выжить и тогда они попытались это компенсировать чем-то другим. И этим другим оказались: жить сообща, помогая сородичам; дополнять мускульную силу инструментом; выходить за рамки привычного поведения, ища новые возможности; заполнять свободное от поиска пищи время не сном только, а иными действиями (игры, танцы, ритуалы, рисование) и, таким образом, поддерживать и повышать свою «спортивную» форму.
Известная формула «труд сделал из обезьяны человека». Можно дополнить: и общение, и несъедобные вещи (скульптура, рисунки, мечты, воспоминания). А может быть и обострившее соперничество с себе подобными (разделение по расам и этносам, войны).
3 Этапы расообразованияПоначалу формирование отдельных рас людей – еще процесс биологической эволюции. Занимая все большую территорию, перволюди столкнулись с разными природно-климатическими условиями, их тела начали к ним приспосабливаться. И внутри вида начали образовываться подвиды.
Около 500 тысяч лет назад архантропы, расселившиеся по Африке и Евразии, по мнению ряда ученых, разделяются на два расовых ствола. Западный расовый ствол представлен питекантропом («обезьяночеловек»), восточный – синантропом («китайский человек»).