И жаль, что был я атеистом много лет.
Надеюсь, что таких сейчас немного,
И шлю сейчас им пламенный привет!
В общем, за стол сели около 21:30 и я был дико голодный. Кормили там изумительно! Спасибо нашему повару Берлу!
Неосторожно я спросил у раввина:
– А всегда так поздно кушать дают?
Он зло посмотрел на меня и сказал:
– Мы сюда молиться приходим, а не кушать!
После такой отповеди вряд ли когда-нибудь пришел бы туда снова.
В тоже время, надо отдать должное нашему повару, которые вкладывал душу в свои блюда. Даже не блюда, – а творения. Потому что это были настоящие шедевры кулинарии!
На свете счастья очень мало,
Еды всю жизнь мне не хватало,
Сейчас я сыт, едва дышу,
От радости стихи пишу!..
Вкуснейшая рыба под маринадом.
Остра, хороша и другой мне не надо!
Ещё подают чуть картошечки к ней,
Пусть станут все люди на свете добрей!..
Воздал я должное еде,
И вешу сотню килограмм.
Еда дороже мне везде,
И за неё я жизнь отдам!..
Прелестны баранины тонкие ломти,
Но съесть её только не поспеши.
От поедания трупов – увольте,
Полезны лишь овощи мне для души!..
Как замечателен кус-кус!
Прекрасен вид, прекрасен вкус.
Он превосходнейший искус,
Набью я им свой жадный пуз!..
Пусть буду толст, и буду глуп,
Но только дай куриный суп!
Заменит он деликатес,
И станет жизнь мне в интерес!..
Воистину прекрасен соус белый!
И остротой своей и белизной.
Скажу я робко Вам, скажу несмело –
Люблю его я летнюю порой!..
Неисповедимы пути Господни! Через неделю единственный раз на Песах(праздник такой) в общину приходил мой сын и спросил меня:
– Ходишь в общину Среди своих?
– Был один раз, да с раввином характером не сошелся.
– А он сейчас в отпуск уехал в Израиль.
Ну я в общину на шаббат и пошёл. Кушать то хотелось!
Набежали свинцовые тучки,
Мне взгрустнулось немного к ночи.
Не прожить бы мне жизнь старым трутнем,
Не молчи, боль моя, не молчи.
Как не хочется быть бесполезным,
Как не хочется мне умирать.
Так хотелось кому-то любезным,
Стать и славы посильной сыскать.
Говорит мне Господь Всемогущий,
Что полезен я был небесам.
Заслужил, видно, райские кущи,
И за это спасибо стихам!
В период отпуска раввина там был другой товарищ – рав Шимон.
Он подошел ко мне во время трапезы и попросил прийти в понедельник на миньян(так называется молитва у евреев) – сказал что им не хватает кворума. Оказалось, что для полноценной молитвы в понедельник и четверг необходимо минимум 10 евреев, и им не хватало десятого.
Я человек благодарный и пришел с удовольствием. Был как раз десятым!
Перед молитвой рав Шимон предложил мне надеть тфиллин.
Примечание: тфиллин(филофактерии), – это элемент молитвенного облачения иудея, пара коробочек из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных. В них содержатся написанные на пергаменте отрывки из Торы. Коробочки повязывают на лоб и руку.
Хорошая новость для тех, кто меня обожает:
Я просто простыл, и нормально с утра мне сейчас.
Душа моя в вышних мирах тут от счастья летает,
Хочу еще жить и порадовать творчеством Вас!
Пишу с удовольствием я и с надеждой на вечность,
Хочу я прославиться здесь и сейчас на века,
Мешает немного природная лень и беспечность,
А также, что текст набирать чуть устала рука.
На все воля Божия, даже на тщетную славу,
И если не сбудется, я не расстроюсь ничуть.
И Вам я желаю признания в жизни по праву,
Так пусть же счастливым и радостным будет наш путь!
Я немного испугался и спросил:
– А меня молнией не ударит?
Рав Шимон, который уже надел филофактерии, резонно заметил:
– Нас же не ударило.
Это было логично.
С некоторой опаской я повязал тфилин на руку, и – удивительное дело – током не убило!
Тут надо сказать, что у меня психиатрический диагноз, – маниакально – депрессивный психоз, или как сейчас говорят, – биполярное расстройство личности.
Для окружающих я не опасен, но для меня это означает очень сильные эмоциональные качели: по пять-десять раз на дню может бросать из депрессии в эйфорию и обратно. Золотой середины – душевного покоя – нет совсем. Причем падения в депрессию продолжительные – минуты и часы, а эйфорийные состояния по несколько секунд.
После работы по шагам я научился выражать свои чувства, которые из страхов скрывал ранее, и эмоциональные качели уменьшились, но не ушли полностью. Переживать их было весьма мучительно.
Душа никогда не знала покоя!
О, Боже, пусть я никогда не перестану,
Творить, и в том Тебе уподобляться.
И пользу творчеством нести я людям стану:
Другим и мне стихами наслаждаться!
Так вот: после молитвы в тфиллине весь день мне было настолько спокойно на душе, что я был просто в восторге!
Но во вторник и среду эмоциональные качели вернулись. После дня покоя переживать эти спады и подъемы стало особенно неприятно. И в четверг я прибежал в общину на молитву уже сам, без всякого приглашения.
Весь четверг мне опять было хорошо и спокойно.
Я стал ходить постоянно и через некоторое время периоды спокойствия растянулись на всю неделю.
И это было замечательно!
Кроме того, я стал испытывать некоторую радость от самой молитвы, чего никогда не было в других местах.
Она была не очень сильная, и после молитвы сразу затухала, но у меня вообще радостей по жизни мало, так что стимул ходить на молитвы усилился.
Хочу принять я этот мир всерьёз,
Всем пожелать свободы и удачи!
Мне Бог на днях благую весть принёс,
От счастья я сейчас смеюсь и плачу:
Кто целиком сумел принять мир и людей,
Тому в раю уже места готовы.
Осталось лишь принять процентов семь,
И в рай помчусь, чтобы родиться снова!
Кроме этого, я постоянно ходил на шаббаты и меня там вкусно кормили. После окончания шаббата(вечер субботы) можно было забрать остатки еды, и давали много: по 6 – 8 судочков и хватало надолго.
И – как апофеоз всех чудес – я устроился на работу в Музей Москвы, где и проработал два года.
Это было воистину замечательно!
Более того, наши отношения с раввином общины стали просто великолепными, и он часто подвозил меня утром на молитву от моего дома на своей машине. До общины недалеко – 1,5 километра, но у меня диабет, лишний вес, больные ноги, преклонный возраст(тогда мне было 50 лет), так что его доброта мне очень помогала.
У евреев есть такая обязанность перед Богом – делать младенцем обрезание, а я в детстве обрезан не был. Раввин и некоторые члены общины периодически уговаривали меня на эту процедуру, но я очень боялся и отнекивался.
Когда закончу повесть я резонно,
Здоровы будут даже и враги,
Прошу у Господа я вкусной каши пшенной,
И стать с Тобой друзьями помоги!
Хотел бы понимать Твою я волю,
И исполнять её хоть иногда,
Хотел бы не испытывать я боли,
И пользу людям приносить тогда.
Хотел бы я, чтоб радостны все были,
Чтобы в молитве зажигать свечу,
И чтобы не страдали, а любили,
Но, может, очень многого хочу?
Потом меня уволили из музея Москвы в связи с преклонным возрастом по собственному желанию и набрали молодежь.
Держаться за эту работу я не хотел, так как она была невыносимо скучная.
Потом три месяца я отработал там же в гардеробе, но это было физически тяжело и оттуда тоже пришлось уйти.
Далее месяц отработал в другом музее в гардеробе, но это оказалось еще сложнее: там поток посетителей был в два раза больше и меня просто попросили уйти по собственному желанию.
Через какое-то время один из посетителей нашей общины взял меня в свой частный детский сад в отдел контроля за работой воспитателей, и там продержался два месяца. Я сочувствовал воспитательницам и писать на них докладные за их огрехи не хотел.
С тех пор пять лет совсем не работаю.
Не одиноки мы, когда мы с Богом,
Он дополняет нас повсюду и везде.
Он убирает беды и тревогу,
Он – лучшее, что есть в моей судьбе!
Моя задача – не терять Его и верить,
И возвращаться, если уходил.
Он мне духовный путь к Нему доверил,
Он хочет, чтобы я стихи сейчас творил.
Я в творчестве уподобляюсь Богу,
Конечно, я поменьше буду, чем Творец.
Но счастлив я стихи творить помногу,
И с Богом я поэт и молодец!
Тем временем у нас сменился раввин и новый товарищ опять стал уговаривать меня на обрезание.
Но об этом – в следующей главе…
Глава 3. Обрезание
Страшно пенис обрезать,
Можно ведь счастливым стать!
На самом деле сильно завишу от чужого мнения, потому через некоторое время согласился на уговоры нового раввина. Тем более, он купил меня фразой:
– Обрезание – это договор с Богом. Если сделаешь шаг к Нему, очень вероятно, что и Он выполнит твои просьбы.
Мне же давно хотелось обрести работу(не любую, а в удовольствие и по силам) и женщину для любви. Женщины только для секса меня уже не устраивали. Да и возраст весьма преклонный – 52 года, как-никак.
В то же время одолевала куча страхов и сомнений – гарантий же никто не давал!
Сейчас сомнения на сердце и уме,
Хотел бы я избавиться от них.
Помедитирую в хрустальной тишине,
Ко мне придёт живительный родник.
Господь – источник жизни всем вокруг.
Направит Он и в вере укрепит.
И для меня – спасательный Он круг,
На творчество Он твердо вдохновит!
Но если вдруг от Бога отойду,
И затеряюсь в суете печальных дней,
Недолго я на свете проживу,
И станет мне на сердце лишь темней.
Но я вернусь и примет Он меня,
При жизни, после смерти и всегда,
Счастливей буду с Ним день ото дня,
Любви и творчеству скажу я твёрдо – да!
Сразу скажу, что ни работы, ни женщины я так и не получил(данные на июнь 2024 года), но Господь усмотрел кое-что получше… Но об этом позже.
На тот момент мне надо было выбрать еврейское имя.
А тут как раз у знакомого из общины рождается сынок, которого он называет Ашер.
Меня заинтересовало это необычное имя и оказалось, что в переводе с иврита оно означает – счастливый!
Меня как молнией с неба ударило. Это мое имя!!!
Давно верю: как вы лодку назовете – так она и поплывет. Если назовусь счастливым – то и буду счастливым!
Папа просил назвать себя в честь его отца, моего деда – Давидом, но Ашер мне нравилось больше.
Но тут в общину пришел новый юноша, который представился, как Иммануил Давид.
Оказалось, что у евреев можно брать сразу два имени. Это был второй инсайт, или молния с неба – как хотите!
И я решил стать Ашером Давидом. Это было превосходно…
По одной из версий Давид в переводе значит: любимый. Это меня тоже устраивало.
Господь разумно мир сей сотворил,
И хорошо мне в этом мире жить.
И правильно меня Он не спросил,
Как управлять им, сеять и творить.
А то бы я такого накрутил,
Что не исправить и за тыщу лет,
Всю Землю бы в пустыню превратил,
И отменил противный интернет.
А так – цветут сады, леса растут,
И в интернете публикую кучу строк.
Прославлюсь, может, я стихами тут,
В безвестности ведь сильно изнемог!
Итак, пришла пора сделать эту волнительную операцию.
Страхов было немеряно. Приходилось все время молиться, чтобы не сбежать перед началом.
Так как я поэт и привык выражать чувства в стихах, то сочинил стих:
– Я передумал, – крикнул Вадик,
– А поздно, всё, – сказал моэль!
Примечание – моэль это хирург, делающий обрезание.
Моэлю мой стих не понравился.
Но Бог помог мне через него: он стал рассказывать смешные случаи из его богатой практики, я отвлекся, забыл о страхах и хохотал всё время операции.
Как будто побывал на концерте Жванецкого!
И это был первый подарок от Бога за обрезание.
Через 10 минут спохватился, спросил: а когда же отрежут. Оказалось, что давно отрезали и зашивают. Я ничего не почувствовал! Такова была милость Божия и результаты анестезии…
После операции мы вкусно поели в ресторане и это был второй подарок от Бога за обрезание.
Третий – полное отсутствие боли после того, как анестезия закончилась.
Четвертый – все легко зажило за две недели вместо положенного месяца.
И это было более чем превосходно!
А четвертый, наверное, самый значимый, – то, что я на молитве стал получать намного больше благодати, чем ранее.
Это было просто восхитительно!
Как я уже говорил, радости у меня всегда было маловато. Так что еще одна пришлась ко двору на все сто!
Когда я задаю вопросы Богу,
Он отвечает просто и понятно:
Через людей и книги понемногу,
И жизнь моя становится приятной.
Когда бывает грустно и тоскливо,
То значит, Божью волю не исполнил.
И я стараюсь честно, не спесиво,
Искать её и тщательно запомнить.
И выполняя то, что должен сделать,
Я становлюсь счастливым и свободным.
И мне не надо мучиться и бегать,
А можно жить спокойно и вольготно!
И еще один, пятый, подарок проявился не сразу, а в течение следующих недель.
Много лет ходил на уроки по изучению Торы(основная религиозная книга у евреев), практически ничего не понимая. Каким-то необъяснимым образом, смысл ускользал от меня.
Вскоре после обрезания, до меня постепенно стало доходить то, что раньше не открывалось. Это было весьма приятно.
Но не буду скрывать: был и один неприятный момент.
После обрезания меня стало пучить и поносить от некошерной пищи. Я понял: коли я уж заключил договор с Богом, то надо и заповеди соблюдать!
А у евреев некошерную пищу есть нельзя.
Примечание: кашрут – термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения законов Торы.
Ничего не боюсь и не жду,
Потому что я к Богу иду.
Но пока я далек от Него,
Грустно мне иногда оттого!
Но не буду я долго рыдать,
Буду людям всегда помогать,
И поступком, и словом с добром,
И весёлым задорным стихом.
И воздаст мне Господь за труды,
Чтобы не было в жизни беды.
У меня и народа всего,
Так давайте стараться за то!
В общине знали, что я очень боялся обрезания и после операции чествовали меня, как героя. Это тоже было весьма приятно. Потом целый месяц сидел на почетном месте рядом с раввином. Меня стали вызывать читать Тору(необрезанных евреев не вызывают).
На самом деле читает то раввин(иврита не знаю, да и написана она без огласовок), я же просто рядом стою. Но все-таки приятно и некоторые приветственно шипят – так у нас выражается уважение.
И в довершение всех подарков от Бога – в нашей общине была организована религиозная школа под названием колель.
Это было восхитительно!
Но об этом – в следующей главе…
Бывает стыдно мне за то, что я несовершенный.
Но я такой, каким меня Господь создал.
Освобождаюсь от дефектов я степенно,
Мне Бог для этого давно возможность дал.
И с Божьей помощью я совершенней стану,
Бояться буду меньше и страдать.
Но только Вам стихи писать не перестану,
Не перестану Вас любить и обожать!
Книга 3. Колель(религиозная школа)
Приходи в колель, дружище,
Будут знания и пища!
Глава 1. Знакомство и Талмуд
Привел меня голод в колель драгоценный,
И пендель от Бога весьма был бесценный!
К тому времени я опять давно не работал, крохотные сбережения мои закончились и передо мной нависла тень нищеты. Благодаря общине еда, хоть и в малом количестве, была – и спасибо Богу за это, но есть же и другие траты, например хозяйственные.
Поэтому, когда я помолился и мне открылся путь в колель – воспрял духом. Занятия были утром, с 7 до 11ч. Это было очень хорошо, так как я жаворонок и утром наиболее дееспособен.
Но первый раз шел с большой опаской – школа вроде бы для юношей, а мне уже далеко за 50… Но оказалось, что был там единственным постоянным посетителем.
Как много мне стихов любезных,
На ум сегодня вдруг пришло.
Хочу я людям быть полезным,
Чтоб солнышко быстрей взошло.
Чтоб град с дождём остались в прошлом,
И впереди – тепло с жарой.
Быть остроумным и не пошлым,
Позволит мне Господь благой.
Ещё немало мудрых строчек,
Вам напишу, наверно, я.
Благословит Господь нас точно,
И будем с Вами мы друзья!
В подарок от Бога нас кормили очень вкусными разнообразными кашами, сваренными в мультиварке.
Но больше всего мне понравился наш единственный, но великолепный преподаватель – рав Михоэль.
Трактат Кидушин, который мы изучали, был мне непонятен от слова совсем.
Приведу описание трактата с сайта Толдот.ру:
В трактате обсуждаются законы Устной Торы в отношении браков и семейных обязательств супругов.
Основной тематикой Трактата Кидушин является изложение правил обручения – «посвящения» (кидушина) женщины будущему супругу.
Совсем безразличны мне прежние музы вдруг стали,
И страсть истощилась, и нету энергии той.
Что голову мне много лет так кружили, летали,
Куда всё ушло этим летом и этой весной?
И сердце моё подготовилось к новым полётам.
Мне женщину надо, чтобы вдохновляла меня.
На труд, на стихи, ведь добытчики мы и пилоты,
Ведём самолет к трудным радостям нового дня.
Забыта уж страсть, и Господь открывает страницу,
Для новых свершений, для долгой и верной любви.
И скоро появятся в жизни прекрасные лица,
И счастье такое, что мы угадать не могли!
Трактат Кидушин состоит из четырёх глав.
Первая глава рассматривает формы обручения, а также разрешения от брачных уз, способы приобретения еврейских раба и рабыни и освобождения их, способы приобретения и освобождения нееврейского раба и рабыни.
Рассматриваются также способы приобретения движимого имущества (преимущественно скота), способы приобретения недвижимости, правила мены и посвящения вещи Богу.
В главе также приводится классификация религиозных предписаний относительно их обязательности для женщин, классификация религиозных предписаний относительно обязательности их в Земле Израиля и вне её, а также различные положения морально-этического характера.
Уединение – есть выбор мой сознательный,
Хочу я, как Всевышний, быть один.
За счастье в одиночестве признателен,
Всевышнему сейчас и до седин.
И если грустно одному опять вдруг стало мне,
Я вспоминаю боль прошедших дней,
Когда был в отношениях безжалостных,
И Бог меня из них изгнал взашей.
Свой опыт никому я не навязывал,
И спорить не о чем сейчас, здесь и тогда,
Кому приятно браком быть повязанным,
Пусть будет счастлив в паре навсегда!
Во второй и третьей главах рассматриваются правила обручения и разбираются различные частные случаи обручения, а также правила обручения через уполномоченное лицо.
В четвёртой главе разбираются положения о генеалогической чистоте семейств в плане отсутствия запрещённых связей, рассматриваются действия, которые могут ввести в соблазн и запрещённые законом как мера ограждения против безнравственности.
Завершают главу различные житейские рекомендации – обучение детей ремеслу и т.д., приводится характеристика нравственного достоинства различных групп людей в зависимости от их профессии.
Шаббат приходит, я вздохну беспечно,
А что работы нету – то фигня.
От голода я не умру, конечно.
Господь с общиной точно за меня.
Пусть будем мы чисты и беспристрастны,
Чтоб не болели вирусом совсем.
А вот стихи мои пусть будут страстны,
И для сюжетов будет больше тем.
Ещё желаю счастья и удачи,
И деньги чтобы шли издалека.
Ну а враги пусть чаще горько плачут,
Хотя врагов и нет у нас пока!
Примечание: шаббат – суббота(иврит).
Сразу возникает множество вопросов: при чем тут к женитьбе рабы, животные, поля и прочие неожиданности? Зачем вообще изучать трактаты, написанные 2 300 лет назад? Как это все может пригодиться в современной жизни?
Все эти вопросы я задал раву Михоэлю.
Ответы меня потрясли: изучение Талмуда, как оказалось, помогает развивать логику и предусматривать грядущие события.
Как простейший пример приведу погоду: если на небе грозовые точи и сверкают молнии, вполне естественно ожидать, что сейчас пойдет дождь и взять с собой зонтик.
Более сложный пример с той же погодой: если все время идут дожди, люди активно пользуются зонтами и близлежащему магазину стоит заказать побольше зонтов.
Говоря научным языком, изучение Талмуда(любого трактата), простраивает в мозгу новые нейронные связи, отвечающие за логику.
Когда печаль нахлынула весною,
Когда идут на улице дожди,
То к Богу мы пойдём вечернюю порою,
И радость встречи ждёт нас впереди.
Уже доеден винегрет прекрасный,
Салата из моркови тоже нет,
Но я скажу – да разве в этом счастье?
И разве в радость стал нам интернет?
Нет – счастье в Боге и в общении с любовью,
Прекрасно видеть блеск огромных глаз.
Приди ко мне под солнцем и луною,
И будет сам Всевышний рад за нас!
То же самое относится к общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в обычной школе: вряд ли кому-нибудь в жизни, кроме поэтов, пригодились знания о ямбах и хореях, изучаемых в литературе, или, кроме математиков, синусы и косинусы. Но для развития логики это ценный материал.
Это только птица говорун отличается умом и сообразительностью(цитата из фантастической повести Кира Булычев – Тайна третьей планеты), а сам я весьма недогадливый человек.
Очень долго, наверное, месяца три, я не мог понять логику мудрецов Талмуда. Рав Михоэль повторял свои объяснения по пять раз. Не знаю, как он выдержал мою непонятливость.
Помню, как впервые до меня дошло и я аж закричал от радости: понял!
Уж лучше одному, чем лишь бы с кем,
Уже лучше голодать, чем есть отбросы.
Давно мне ясно: лучше быть никем,
Чем быть замешанным в дерьме и перекосах.
Уж лучше умереть, чем скучно жить,
Влачить бессмысленное существование.
Но можно с головою мне дружить,
И понимать основы мироздания.
Когда я с Богом – это ведь про то,
Что жизнь наполнена и смыслом, и свободой.
И с Богом не помеха мне ничто,
А счастье не зависит ведь от моды.
Всевышний пусть душой руководит,
Он лучше знает, что и как мне делать.
Всевышний мне всегда благоволит,
Подарит радость, творчество и смелость…
Потом еще долго с переменным успехом – то понимал, то не понимал трактат. Даже сейчас иногда доходит с большим трудом. Но факт – новые нейронные связи простроились и с логикой стало намного лучше.
И спасибо за это Всевышнему и терпеливому преподавателю!
Глава 2. Почему страдает праведник, а злодей процветает
Мораль главы сей такова:
Что мне без Бога враз хана!
В колеле мы также изучали книгу рава Деслера: Письмо Элиягу. В ней рассказывается об этике и морали иудаизма.
Сразу скажу, что мое понимание Бога и этой книги резко отличается от главного течения в иудаизме.
Главное отличие: для меня Бог любящий, а не карающий.
Бог есть источник жизни, и когда я удаляюсь от него, то сам себя караю, лишаясь Его благ.
Спорить об этом ни с кем не собираюсь, так как это личное дело каждого – какого Бога выбирать.
Я выбрал любящего!!! И ни о чем не жалею…
Желал бы, чтобы люди всё давали,
Что я хочу, особенно красотки.
Но, видимо, возможно, то едва-ли,