Как курсант третьего курса, я мог "напрячь" любого курсанта первого, второго и даже третьего курса. "Напрячь"? Сильно сказанно!Попросить кого-нибудь из них выполнить любое мое разумное задание, не перешагивая через статьи Устава, статьи Уголовного Кодекса или через Общие Правила Поведения в нашем мореходном училище. И как курсант третьего курса, как член комитета комсомола, как заместитель командира роты, я имел очень широкие полномомочия в училище в целом, и как курсант – отдельно. То есть, на самом деле, я просто "примелькался" всюду, и "мой фэйс" был более знаком остальным курсантам, чем я сам об этом думал! Кстати, если кто-то думает, что мои обязанности, как заместителя командира роты, для меня были "неподъемной ношей", то он глубоко ошибается! Мой откровенный "игнор" вышел из довольно неясной истории. Мы (это группа курсантов, отслуживших в Вооруженных Силах) что-то не успевали сделать по учебной части, а потом, нам "на словах", чуть ли не официально, дали разрешение, не присутствовать на некоторых мероприятиях! Круто, да? Например, не посещать занятия ВМП, там ставили отметки всем "автоматом"! Реже строили! А потом, обязанности заместителя командира роты стали не только не обременительными, но и какими-то лишними. Я "знал", что очень скоро, с завершением осеннего призыва, и следующей демобилизацией, наша группа пополнится новыми "армейцами"! Именно тогда появится более достойный кандидат на мое место. На должность заместителя. Некто Паукштис.
Правда, на многое мне можно было даже наплевать, но я такими глупостями не занимался.
– Как он меня нашел? Ну, в смысле, этот курсант.
– Ничего сложного, расписание занятий групп Механического Отделения висит в холле. Номер моей группы известен, наверное, всем членам комитета комсомола. Или записан где-нибудь на видном месте, которое видно из любого угла кабинета.
Ищут, значит, действительно что-то от меня требуется. Я огляделся, до первого этажа было не так далеко. Следовало, спуститься по трапу, пройти пару десятков метров по коридору. Где-то напротив буфета, не доходя до зала столовой, с внутренней стороны здания, находилась дверь кабинета комитета комсомола. Кстати, следующая дверь после буфета, это будущий компьютерный кабинет. Я там очень скоро должен участвовать в изготовлении металлических решеток на окнах кабинета. Хорошо, что вспомнил. Это работенка мне тоже очень нужна по нескольким причинам. Я получу свободный доступ в компьютерный кабинет, и помимо этого преподаватель Макаускас поставит по "сварочному делу" всем участникам "зачет". А этих участников будет на редкость мало. Только курсант Фандеев и курсант Афинский. В принципе, нас должно было быть больше, но все равно, выданные "плюшки" получают не все.
Предмет, который ведут в этом кабинете, пока называется просто "Информатика", но в данный момент курсанты изучают "голую" теорию, переписывая запутанную терминалогию, изучая то, что тогда даже мне казалось почти бессмысленницей! На самом деле, в этом предмете все заложенное могло пригодиться. Например, чуть позже, из "послезнания" я вдруг вспоминал эту самую теорию, понимая, что прекрасно осознаю, почему компьютер или жеский диск очень быстро переполняется. Строение памяти компьютерного аппарата имеет вполне объяснимые подробности, которые нам сейчас буквально "вдалбливает" преподаватель. Это все мы уже целый месяч заполняем в своих конспектах. Оказывается, я их до сих пор почему-то многое помню, особенно то, чего еще не было! То есть, какие-то знания у меня все-таки уже есть!
– Но что там с комитетом комсомола?
– Туда я направился, предупредив курсантов своей группы о том, что могу по уважительной причине, задержаться. Бюро комитета комсомола, это такое "рабочее ядро" училища. Если туда попал, то это надолго. "Рабочее", не просто так, там пашут за троих!
Делать было нечего, любой вопрос по общественной или политической линии следовало решать немедленно, не затягивая. Люди лишний раз ждать не будут, а комитет комсомола у нас очень серьезная пока организация. Кстати, что-то мне подсказывало, что в данный момент она еще имеет какие-то позиции в нашем училище, но в целом, в городе и в республике, дела у нас, у комсомольцев – плачевные! Напомню, что коллектив преподавателей – это школа "старой закалки"! Если, порыться в биографиях самых "матерых" учителей мореходного училища, то там или коммунист и член Коммунистической партии, или другой общественный, ответственный работник!
У меня на форменной "суконке", на груди, висит маленький комсомольский значок, который я ношу в стенах училища. В городе в таком виде появляться пока безопасно! Но кажется, очень скоро, отношение ко всем знакам коммунистического толка изменится! Оно станет не столько отрицательным, но и агрессивным!
Момент был сложный. Все старое сломалось, что-то просто рушилось, нечто росло, а совсем непонятное становилось настоящим кошмаром, в котором приходилось жить. Карточки, очереди за самым необходимым. Ограничения продажи алкоголя и сигарет. Как-то все это заполняло окружающий мир, и при этом ничего особенного не происходило. Все, кто работал, шли на работу, все кто служил, служили, а тем, кому доводилось учиться, спокойно учились, не торопясь, наслаждаясь каждой прошедшей минутой. Чего-то ждали? Конечно. "Мы ждем перемен! Перемен требуют наши сердца!" Республика двигалась к самостоятельности, кто-то все прекрасно просчитал, и нисколько не сомневался, что все будет хорошо.
В полдень местное радио в виде заставки подавали волчий вой. Это считалось наверное, очень впечатляющее. Потом новинки музыки и кино. Музыкальные клипы. Майкл Джексон диктует моду, потом его имя начинают склонять в нарицании, скидывая его с пьедестала. Хулиганская выходка стоила ему карьеры? Обвинения в сексуальных домогательств лишили популярности. Впрочем, рассовый вопрос всех тогда достал по разному. Это в Росссии не было негров и мексиканцев, а в других частях света этого "добра" на всех хватало. Банды, беспорядки. Нечто похожее наблюдалось во Франции, там потомки выходцов из колоний тоже вспомнили о своих "правах".
"Титаник". Все выглядело очень позитивно. Фильм стал бестселлером на многие годы. Хорошие артисты? Леонардо де Каприо? Камерон Круз? Возможно, дело не в этом. Просто время было такое. Надежды, чаяния, а тут такая потрясающая трагедия на воде. Ведь фильмов про катастрофы было много, а "выплыл" именно "Титаник". И дело не в многочисленных номинациях "Оскара". Повторяю, время было такое. Киноиндустрия пересматривала свои возможности. Видеокассеты вот-вот сменятся компакт-дисками. У каждого в семье есть или хороший телевизор, или видеомагнитофон. Что-то хочется посмотреть. Нет, проблем! Видеопрокат! Усиленные возможности.
Патриссия Каас в эфире рвала свои нервы. Молодежь слушала "Депеш Мод", впрочем, не все. Еще не было оголтелой рекламы на улице, но вещи иностранного происхождения давно заполонили и магазинные полки и умы людей. Точнее, полки были частично пустые, но многое можно было достать. Судя по холодильникам, Что-то где-то всегда продавалось.
Переходное училище развивалось между старыми традициями и новыми веяниями. Если с традициями все было понятно, то веяния несли только тревогу. Было ясно, что очень скоро переходное училище перестанет быть советским очагом просвещения. Смена формы принесет какие-то явно глобальные изменения. И дело не в том, что училище откажется от традиционной формы одежды, а в том, что изменятся настроения и обычаи. Точнее, от чего-то новые "отцы-командиры" точно откажутся, запретят, потребуют забыть, а что вместо этого получится, не ясно. Вообще, настрой у преподавательского состава боевой, замахнулись создать на основе простого мореходного училища целую Морскую Академию. Сдавать экзамен сразу на английском языке. Это звучит круто. Вот только простые курсанты далеко не все англичане, чтобы чего-то добиться, планка учебы должна быть намного выше, чем есть. Традиционные построения днем, и проверки личного состава по вечерам. Участие в городских мероприятиях при полном параде, торжественное прохождение маршем в День Победы, строевая подготовка. Это почти замечательно. Патрулирование улиц города в составе добровольной народной дружины. Разгрузка вагонов с углем или другими необходимыми товарами, проводимые железнодорожным сообщением. Уборка улиц от льда! Участие в праздничных концертах, как зрители. Мало ли что входит в простые курсантские будни.
В кабинете бюро комсомола сидел пожилой преподаватель с измененной на литовский лад, фамилией. Соколовский. Именно он меня и вызвал. Мы поздоровались. И тут мне пришлось снять шапку, так как пожилой преподаватель сделал мне замечание. Вот только мой неутешительный вид тут же привел его в ужас. Немного распросив о происхождении швов на голове, сотрудник "вылил" на меня свои "хотелки". Следовало подготовить доклад на "афганскую тему". Участников войны в Республике Афганистан было в училище много. Около пятнадцати человек. Из военного городского комиссариата Клайпеды нам пришло какое-то распоряжение. И теперь кому-то следовало подготовить небольшое торжественное мероприятие, и выступить на нем, от лица нашего училища. Я вспомнил этот момент из своего "послезнания". И ничем особым поделиться на данном этапе не мог. Говорить товарищу Соколовскому о своих каких-то догадках смысла не было. Он дал мне срок, до конца недели приготовить черновик записи доклада. Статистика, история страны, и следовало "высосать из пальца" какие-нибудь обязательства. Последнее, от нас требовалось решительных действий в общественной жизни. При этом, тут же товарищ Соколовский "по-придержал коней".
– Особенных обязательств делать не стоит. Ведь, все это следует выполнять. Зачем, зря, кислород жечь?
Это он правильно подметил. Я с ним как-то мало общался, но человек он правильный! Из-за какого-то несчастного случая, у него имелся небольшой дефект на лице, в результате чего, его глаза смотрели в разные стороны. Это было непривычно при личной встрече, сразу не ясно, куда именно он смотрит, и что в конечном итоге, видит. Преподаватель "тесно" общался с "Индейцем" и с преподавателем по ВМП. Что такое ВМП? Военно-морская подготовка. Это была славная компания, они дружно поклонялись Бахусу, и делали это почти незаметно.
Короче, я успел написать несколько пунктов в черновике. Преподаватель Соколовский, видя, что я вроде все понял, отпустил меня на занятия.
С последней пары я просто отпросился. Преподавателя мне удалось найти заранее, когда он выходил из буфета. Конечно, товарищ Старкус был удивлен моему внешнему виду, но сам был обеспокоен чем-то еще, поэтому как-то через чур, спокойно разрешил мне откланятся, если я возьму заранее домашнее задание.
– Какой предмет я пропустил?
– Термодинамику. Учебник у меня с собой. Отметил нужный параграф. Записал номера задач, подистал книгу. Вообще, это сейчас чуть ли не основной предмет после "СДВС"!
Данная сфера обучения – это фундаментальная область науки, которая изучает взаимосвязи между теплом, работой и энергией . Вообще, морские инженеры широко используют принципы термодинамики для проектирования и эксплуатации морских двигателей, турбин и других систем, преобразующих тепловую энергию в механическую работу. Учебный курс по дисциплине «Техническая термодинамика и теплопередача» составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для обучающихся специальности курсантов. Эксплуатация судовых энергетических установок и стандарта компетентности в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, с поправками (Раздел А – III/1 «Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением»). Курс рассматривает основные параметры состояния жидких и газообразных теплоносителей; общие законы статики и динамики жидкостей и газов; основные понятия теории теплообмена; законы термодинамики; устройство и принцип действия гидравлических устройств; характеристики топлив.
Автор: Ерохин В.Г., Маханько М.Г., Самойленко П.И.
Обложка: Твердый переплет
Издательство: Машиностроение (все книги издательства)
Город: Москва
Страниц: 164
Формат: 60х90/16
Год: 1980
Из рецензии видим, что теплотехника, как наука о законах и способах получения и передачи теплоты, преобразования ее в другие виды энергии возникла еще в начале XVIII в. Потом идут перечисления фамилий, которые в этой стязи чего-либо добились. Есть тут и Михайло Ломоносов, и И.И. Ползунов, и англичанин И.Уайтт со своей паровой машиной. Француз Ленуар, немец Р. Дизель, Г. Бербер, Г. Ловаль, С. Карно, Роберт Майер, Джемс Джоуль, Рудольф Клаузис, Герман Гельмгольц, Виллиам Томсон и другие выдающиеся люди. Эти все фамилии связаны с теми понятиями, которые задели данные исследователи, так что создается целая условная лестница значений, законов, выведенных теорем, правил и созданных благодаря им подопытных моделей и механизмов, которые сейчас представляют современную технику. Но мы то знаем, что наука не стоит на месте, то есть данная "лестница" продолжает расти! Награмождение мезанизмов и приборов продолжается, благо многие из них используют теже самые законы, которые были открыты ранее, так что современным специалистам не так сложно все это запомнить! Достаточно помнить основы, типа важнейшего закона теплотехники, определяющий условия превращения теплоты в механическую работу, что предлогает формулу для определения КПД идеального теплового двигателя и помогает разработать схему работы двигателя внутреннего сгорания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (М. Г. Маханько)
Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (М. Г. Маханько).
Глава 1. Основные понятия и определения
Глава 2. Первый закон термодинамики
Глава 3. Теплоемкость газов
Глава 5. фсцовные термодинамические процессы
Глава 6. Второй закон термодинамики
Глава 7. Энтропия
Глава 8. Водяной пар
Глава 9. Термодинамика влажного воздуха
Глава 10. Термодинамика потока газа или пара
Раздел 2. ОСНОВЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ
Глава 11. Теплопроводность
Глава 12. Конвективный теплообмен
Глава 13. Теплообмен при кипении и конденсации
Глава 14. Теплообмен излучением
Глава 15. Теплопередача
Глава 16. Теплообменные аппараты
Глава 18. Основные понятия. Топливо, процессы горения, топочные устройства
Глава 19. Котельные установки
Глава 20. Паросиловые установки
Глава 21. Установки с двигателями внутреннего сгорания
Глава 22. Газотурбинные установки
Глава 23. Сжатие газов и паров
Глава 24. Современные теплоэнергетические установки
Глава 25. Холодильные установки и тепловые насосы
Короче, я свалил из училища намного раньше, чем планировал. Забросил дипломат в комнату общежития. По пути столкнулся с группой товарищей. "Отцы-командиры" стояли с виноватым видом, впитывали правду-матку, испытывая при этом чудовищный дискомфорт. Уйти нельзя, процесс следовало испытать до самого конца. Что происходило? Начальник ОРСО "распекал" своих подчиненных, поставив их в неудобное положение. Речь шла о ремонте или о каком-то беспорядке. Все курсанты, которые проходили мимо, старались быстрее убраться с глаз долой, так как сам процесс "выемки мозгов" мог перерасти и стать более массовым явлением. Начальник был тучным человеком, имел громовой брызящий голосок. Он явно получал удовольствие от своей работы, поэтому некоторых своих подчиненных он "имел" более тщательно. Возможно, без вазелина. Но вот "полоскание мозгов" прекратилось. Доводы и причины поблекли, Начальник ОРСО покинул коридор, ушел в свой кабинет. Его оппоненты стремительно расползлись по своим углам, и взгляд одного из них обрел человечность. Меня узнали.
Мне пришлось поговорить с товарищем Туранчоксом. С моим командиром роты. Он выглядел теперь вполне адекватно, чтобы с ним разговаривать. Пришлось мне подстраховаться. Утром, в медицинском пункте мне дали направление на дополнительное обследование. Правда, местонахождение, куда мне следовало попасть, я не знал. Именно командир роты в этом случае мне соизволил помочь. Тот факт, что я не дежурю и не прогуливаю занятия, его почти не тревожил. Возможно, он еще внутренне переживал за последнюю трепку. Гладил себя за холку! В этом человека всегда была какая-то излишняя самоуверенность. Возможно, что возомнил себя кем-то еще, а теперь успакаивает сам себя тем, что он находится на своем месте. Но именно это был спорный вопрос. После Лопаткина быть командиром роты – это пустая трата времени. Тот, предыдущий командир был, как настоящий кремень! Боевой офицер! Орденоносец! Капитан танковых войск! Человек – глыба! А этот, чем-то напоминает размытую тень! Да, внешне, это "Мизинец"! Был такой персонаж в "Игре тронов", слишком долго интриговал, но спалился на какой-то мелочи. С товарищем Туранчоксом у меня отношения особо не сложились. Он меня назначил своим заместителем, в силу каких-то "закулисных" событий. Даже моего мнения не спосил. Более того, с первого момента нашего знакомства, им была произнесена следующая фраза:
– Вот, теперь с вами мы будем бороться!
Это, как в произведении Люэса Кэррола "Алиса в стране чудес":
– Алиса, это – пудинг! Пудинг, это Алиса! В чем дело? Вас только познакомили, а ты на него с ножом!
С какой стати он собирается со мной бороться? Да, я тогда только появился в училище! Конечно, он имел в виду совершенно другое, но смысл сказанного был очевиден. Два смысла фразы, и особая косность этого человека сыграли злую шутку. Я его не воспринимал в серьез! Среди наших "армейцев" у него особого авторитета не было! И чем-то заинтересовать нас он не смог, впрочем, и не старался. У нас, у курсантов, было много бытовых проблем и сложностей, в которые этот человек почему-то тоже не стремился вникнуть. Талоны мы получали в кабинета профсоюзов, постельное белье нам выдавала комендант. Все что касалось одежды, обуви и любых предметов учебной формы, все исходило от кладовщика. Зачем только нужен командир роты? Этот вопрос не возникал никогда, скажем два года назад, а сейчас был почти актуальный. Самомнение этого человека было таким, что он до сих пор пытался лично выписывать нам увольнительные на выходные дни!
А это уже был нонсенс! После нескольких приказов по училищу, многие курсанты смело могли ночевать дома. Зачем им чье-то "параллельное разрешение" выходить за ворота учебного заведения, если есть приказ Начальника Училища? Потом, уйти в самоволку, не это ли шик? Впрочем, вру! В училище не работала столовая, там официально шел ремонт. На самом деле, ремонт затянулся. И всем курсантам было разрешенно отлучаться, практически в любое время, чтобы сходить в столовую.
– А командир роты?
– Надобность в этой должности давно отпала, как впрочем, и в моей, в качестве его заместителя. Впрочем, я свои некоторые обязанности еще выполнял. И талоны на продукты забирал, чтобы раздать их курсантам роты. Точнее, я передавал их старшинам групп, если мне их давали на руки. Любые вопросы, связанные с расписанием занятий, с личным временем курсантов, мне приходилось решать без вмешательства командира роты. Я или отправлял вперед курсанта Пинчука, или сам лез, выяснять и как-то "сглаживать" появившиеся "острые углы".
Кстати, сейчас мне все-таки пригодился наш командир роты. Он подсказал, где именно находится то самое медицинское учреждение, куда мне следовало попасть.
– За городом! Две остановки автобусом от площади Победы!
Блин! Пешком довольно не близко.
Вышел из общежития, мелкими улочками пересек весь этот район. Зашел в булочную на улице перед Площадью Победы. Купил стакан сока на разлив, и два коржика с арахисом по семь копеек каждый. Захомячил, но этого было явно мало. Двинулся дальше.
Везде все ухоженно, дома старые, но порядок поддерживается почти идеальный. Холоднова-то. Я одет в форменный бушлат. Шерстянные брюки. Темные ботинки. Вязанная шапка делала из меня на вид какого-то французского моряка. Я немного утеплился за счет вязанной безрукавки, которую не было видно под формой. Тостая тельняка тоже удерживала тепло, жаловаться мне не на что. Ходил без перчаток. Шарф курсантам был не положен, но что-то в этом направнении следовало сделать. Серный или темно-коричневый шарфик легко прятался на шее. Остановка. Народа вокруг не много. Все чего-то ждут. Самому ждать не пришлось. Маршрут самый посещаемый, не успел опомниться, как уже выехал за город. Точно, всего две остановки.
Здание нужного учреждения было обрамленн оргаждением, которое утопало в каких-то могучих кустах. Ветки растений имели острые шипы, и простерались далеко до самой стены и даже до крыши. Плющ? Я в этом толком не разбераюсь, но то, что это не ежевика или не крыживник, это точно!
Дверь старенькая, деревянная. Здание чем-то напоминает древнее крепостное сооружение. Толстые стены, узкие окна с кованными решетками, укрепленные изнутри двери в виде деревянной калитки. Где-то еще рядом должен быть въезд автотранспорта, не иначе, как с другой стороны. Стеклянная вывеска надпись на двух языках. Так и есть, "Министерство Обороны", "Краевой, медицинский центр реабилитации". Под ногами железная решетка, чтобы грязь соскабливать. Продукты отложения должны были оседать в небольшой выгребной яме. Все верно, электрическая кнопка вызова. Не работает. Заперто? Нет, тут используется простая рукоятка с щеколдой. Без усилий, толкнул дверь. Вошел. Скрытый пружинный механизм облегчает движение двери. Узкий проход. И более широкий холл с настоящим "ресеншином". Тут не все такое средневековое, обычный канцелярский стол для бумаг, стойка регистратуры, дальше дверь раздевалки. Меня проверили, оформили, дали в руки "бегунок" с номерами кабинетов для осмотра. Дальше внутри здания все находилось, как бы чуть выше. Освещение электрическое. Первый этаж имел и большие, широкие окна, но, вероятно это только со внутренней стороны этого архитектурного комплекса. Какой-то рыцарский домик или бывшая усадьба немецкого ордена.
Перед дверями нужного мне кабинета меня встретила очередь из безногих молодых инвалидов в серых махровых халатах. Их было трое. Точнее, они просто сидели в разных позах у стены на деревянной лавке, и негромко о чем-то переговаривались. Парни, почти моего возраста, но видно, что они друг друга прекрасно знают, а я тут в центре появился "такой", на двух своих ногах, ну, как лишнее им напоминание! Во взглядах одного читается зло, какая-то печать ненависти. Кажется, тут, буквально, на ровном месте может возникнуть конфликт! Не люблю я такие взгляды! Что мне теперь, испытывать от этой ситуации какое-то неудобство? Это не ко мне! Мне прекрасно ясно, кто эти ребята и откуда. В том, что я вернулся здоровый, моей особой заслуги нет. Я спросил, кто из них последний в очереди.
И тут началось! Как я это ненавижу! Так и есть, один из них буквально зациклен! Через губу! С обильным слюновыделением!
– Последний? Запомни, курсант! Нет такого слова, как последний! Для сержанта Советской Армии!
– Крайний?
– Крайний! Лучше пусть будет крайний! А то…
– Да, не бузи, Серега. Здесь нет очереди! Мы просто ждем процедуры.
Действительно, подъехала обычная эмалированная лежачая каталка на колесах, укрытая белой простыней с клеймом учреждения "МО". Две непростые плечистые тетечки закинули одну безногую тушку наверх. Именно этого Серегу. И вывезли в неизвестном для меня направлении. Остальные парни чесали голые культи ног пальцами, почти весело продолжали беседу. Зло-весело!
– На массаж повезли. После обеда в душ, и в бассейн. Сегодня Вилька прыгать будет. Нужно обязательно посмотреть.
Кто такая Вилька, и на что именно соедует им посмотреть, я не знал, и уточнять не торопился. Из кабинета высунулась женская фигура в белом халате, оценила мое появление, и меня пригласили в кабинет. Осморт терапевта был длительным. Мне пришлось раздеться. Взвешивание, измерение роста. Все вносится в дело.
– Что такой худой? В училище что, не кормят?
– Не кормят. Ремонт в столовой!
– И поэтому ты ничего не ешь?
Я вспомнил, что еще сегодня не обедал. Думал, успею после посещения этого центра. Коржики с арахисом не в счет.
– Где худой? А мускулы?
– Это разве мускулы? Недоразумение одно!
Опрос шел под запись. Женщина-терапевт разговаривала с сильным литовским акцентом. Она сама промерила мое давление. Ее ассистнентка озвучила записи из травмпункта. Потом мы долго обсуждали мое направление. Благо у меня был с собой еще один документ. "Военный билет". И тут, мое положение, как "участника" решало многие проблемы дальнейшей индификации. Опрос повторяю был долгий и тщательный. Причин, по которым я потерял сознание в бане, терапевт не нашла. Все время выпытывала, не имел ли я на службе контузии или ранения в голову. Нет! Я был точно не контуженный! Этого для нее оказалось крайне мало, она стала распрашивать про более далекие события, связанные со школьными годами и с моим детством. Ее интересовала экология! Да, Темиртау – мой родной город, это та еще "экологическая катастрофа", но жаловаться на это самому как-то не приходилось! Терапевт спросила, почему я после службы не прошел обязательную реабилитацию в каком-нибудь медицинском центре. С ее слов, я должен был посетить военный санаторий или быть закреплен за каким-нибудь учреждением. Я что-то промямлил про мореходное училище, куда я в срочном порядке восстановился еще этой весной. По поводу, санатория? Это она круто загнула? На какие "шиши"? Оказывается, для некоторых лиц это даже бесплатно! Женщина достала целую кипу бумаг, где выудила какой-то список по литовской республике. Отдала мне. Затем посмотрела в мой военный билет, и достала что-то по Казахской ССР. Мол, будет желание, изучи. Потом опрос продолжился. Мне выписали кучу бумажек. Нужны были анализы, другие исследования! Стопка бумаг передо мной стремительно росла. Кажется, это на долго!