Андрей усмехнулся.
– Ты ведь не тужишь без машины времени?
– С мобильником и теплым унитазом? Нет.
– Пожалуй, – засмеялась Таня. – Не нужно забывать, что Веронезе жил в XYI веке, когда властвовала инквизиция. По сути своей художник произвел революцию в иконографии. Ему пришлось объясняться перед трибуналом инквизиции, которому он дал свой знаменитый ответ: «Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, которые позволяют себе поэты и безумцы». И его оставили в покое. А картину на этот сюжет ему заказала община бенедиктинового монастыря Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции. Полотно писалось для трапезной монастыря и там висело 235 лет, пока Наполеон не увез его во Францию. Так картина оказалась в Лувре.
– А что ж итальянцы? – тут же последовал провокационный вопрос Ильи. Он спрашивал не потому, что не знал, а чтобы покуражиться над мнением политиков, упрекающих Россию в отказе передать исторические ценности, находящиеся в стране после последней войны.
– Итальянцы приезжают в Париж, приходят в Лувр и смотрят на нее, как и на все другие полотна, незаконно вывезенные французской армией Наполеона, – последовал спокойный ответ Андрея. После небольшой паузу с восхищением в голосе он спросил:
– Таня, ты все это помнишь? Помнишь все, чему учили в университете?
Та подняла руки вверх.
– Ну, допустим, так подробно нам не рассказывали об одной картине. И потом здесь нужно знать не только саму живопись, но еще и историю, а это уже больше исследовательская работа. Веронезе была моя дипломная работа в университете, а затем я защищала кандидатскую о Венецианских художниках эпохи Возрождения. И, некоторое время, жила и работала в музее Венеции.
– О-о! – Илья положил голову на ладонь левой руки, упирающейся локтем в стол. На лице была ухмылка, а в глазах плясали чертики. – А ларчик просто открывался. Тебя можно считать специалистом по художникам Эпохи Возрождения?
– По венецианским – да можно. Я перелопатила кучу материала о Веронезе, Тициане и их современниках. Посмотрела все его картины, которые было возможно посмотреть, но именно эта картина меня заворожила. Только из-за нее, я дважды прилетала в Париж и подолгу рассматривала ее. Все 130 фигур просмотрела, разбираясь, кто есть кто. Затем я, по следам Веронезе, полетела в Венецию только с одной целью, чтобы посмотреть на расписанные им потолки и стены дворцов. Это время для меня было таким чудесным. Я столько узнала, а главное, прониклась восхищением к Веронезе. Вот и весь мой секрет. Так что если меня разбудить ночью и спросить, кто изображен в левой части картины, сидящим за столом в чалме, я отвечу: Сулейман Великолепный – десятый султан Османской империи.
– Это бородатый мужик в желтом и в чалме с каменьями? – спросила Ольга.
Таня кивнула.
– А рядом с ним? – засмеялся Илья.
– Ты имеешь в виду женщину, жующую кончик пера или ручки?
– Да-да. Именно эту уверенную женщину. Кто она?
– О! Эта женщина – поэтесса Виттория Колонна. Колонна древнейший итальянский род, представители которого и сегодня известны в Италии и занимают почетные должности в Европе. Судьба самой Виттории тоже интересна и стоит того, чтобы ознакомиться с ней.
– А мне папа сказал, что незачем зубрить, если все можно найти в интернете, – подняв головку с замысловатой прической из золотистых волос, Ольга, с распахнутыми глазами, ждала ответ.
– Безусловно. Это именно так, как говорит твой папа. Но нужно понимать, что есть такие категории, как информация и знание. Так вот: информация в книгах, интернете, а знания – в голове. Каждый выбирает свое. Любознательный человек – информацию, которую быстро забывает, оставляя свою голову пустой, профессионал – знание. Поскольку мы с вами работаем или проводим время, кто как, в издательстве, издающем печатную, а сегодня уже не только печатную, продукцию об искусстве и людях искусства, то подразумевается, что мы должны быть профессионалами. По-видимому, из этого и нужно исходить. Я так считаю.
– У тебя такой умный папа, – хмыкнул Илья и опустил голову под пристальным взглядом Тани. – Молчу, молчу.
Андрей хмыкнул в кулак и тихо сказал:
– Этот юноша точно знает,…
– … что он не знает, чего хочет, – продолжила за него Таня. – И это знание он, как никто другой, пытается сообщить девушке, которой оно касается.
– Вы это обо мне? – развел руками Илья. Но ни Андрей, ни Таня не стали отвечать на его вопрос.
– Можно вопрос? – задумчиво спросила Ольга и Таня поняла, что та по-настоящему задумалась. Думать и мыслить об искусстве – не были уделом Ольги, тем дороже любое их проявления.
– Почему ты спрашиваешь? Если возникает вопрос, так задавай его.
– В мире столько галерей, музеев и там толпами бродят туристы, которым подчас нет дела до картин. Они там топчутся только потому, чтобы потом хвастаться перед друзьями. А это не вредно ли для картин? Они же шедевры. Ведь подобная эксплуатация может закончиться тем, что мы потеряем их навсегда.
– Отличный вопрос, Оля. Сегодня только за один год живописное полотно поглощает столько же света, сколько в былые времена накопилось бы за пятьдесят лет.
Ольга изумленно развела руками.
– Ах! Так нужно что-то делать, спасать шедевры.
– Их спасают реставраторы, специальные службы следят за температурой и освещением.
– Этого мало. Нужно их убрать от туристов.
– Ты предлагаешь их спрятать и никому не показывать? Так тогда зачем они нужны? Проще их упрятать в подвал и забыть, и все дела. Но ведь художники создают картины, чтобы на них смотрели, писатели пишут книги, чтобы их читали, поэты сочиняют стихи, чтобы они звучали…. Это их потребность поделиться своими чувствами со всеми нами. Писать «в стол» – это тяжесть для души, это мука и глубокое разочарование для творца.
– А если его творение, совсем не творение, а так – чепуха?
– Для него, это попадает в разряд – горе!
Андрей тяжело вздохнул.
– В чем-то Оля права. В результате, выставленные для многочисленных просмотров, картины теряют блеск, тем расточают свою жизненную силу, в конце концов, медленно умирают.
В комнате наступила тишина.
– Как и все в этом мире, – тихо произнесла Таня и отвернулась. – Я вижу, что вы уже наелись моей болтовни. Больше не буду злоупотреблять вашим вниманием, тем более что все это вы проходили в университете или сами интересовались. И Оля нам подсказала, что можно посмотреть в интернете.
– А мне можно вопрос? – спросил Илья, словно ученик в классе. Таня, почему то заволновалась. «Это неспроста», – подумала она и с трудом взяла себя в руки.
– Задавай свой вопрос, – с улыбкой произнесла она.
– Является ли оргазм мифом или реальностью?
– Ух, ты? – выдохнул Андрей и покраснел, словно это он произнес такие слова.
У Тани, почему то сильно заколотилось сердце. Что это? Илья решил ее загнать в тупик? Зачем ему это нужно? Все молчали и смотрели на нее.
– Это вопрос лично ко мне? – Она вдруг покраснела. – Но почему?
Илья пожал плечами, в затем закатил глаза.
Таня уперлась в стол локтями и сцепила пальцы, как будто собралась помолиться. Возможно, ей даже хотелось это сделать, а уже затем попытаться ответить на провокационный вопрос. Конечно, можно назвать его невоспитанным кретином и на этом закончить. Кто-то так и сделал бы, но не она.
– Почему? – Илья пожал плечами и улыбнулся своей лукавой улыбкой. Он продолжал молчать, и Тане ничего не оставалось, как попытаться разрядить сгущающуюся тишину.
– Я думаю, что это как раз тот вопрос, который можно задать интернету или медику, а поскольку я, как и ты, заканчивала в университете другой факультет, то мои знания не профессиональные, а скорее субъективные. Это всегда был злободневный вопрос – это правда. Но эпоху Возрождения я изучала под другим углом…. И потом, он больше интересовал женщин, чем мужчин. Хотя… хотя хороший любовник должен тоже этим озадачиваться…. В постели двое, а это значит…. – Таня, так и не решилась сказать, что это значит. – Но почему ты решил, что я могу ответить на него? И потом, твоим вопросом я очень озадачена, скажи мне, пожалуйста, это мой рассказ о Виттории Колонна побудил тебя к таким мыслям?
– Каким мыслям? – прервал свое молчание Илья. – И потом рассказа о Виттории Колонна не было. О ней только было упоминание. – Теперь Таня пожала плечами и посмотрела на Андрея, а тот тут же опустил глаза, как ученик, не выучивший урок. – Хорошо. Я отвечу: для меня реальность, но это и прекрасный миф, который не мешает испытать на себе. Это очень индивидуально и это лишь мои ощущения и мои слова, но существуют другие ощущения и другие слова. Англичане даже на эту тему сняли телевизионный фильм. Фильм забавный. Там все серии пытались замерить силу оргазма. А что касается поэтессы Колонны, то вы сами можете о ней узнать, как советует Олин папа, из интернета, правда он – интернет – подчас врет. Судьба Виттории необычная и связана с историей страны, да и сам род Колонна именит и сегодня, ее предки живут в Италии. Но об этом я уже говорила.
– Замерили? – спросил Андрей.
– Ты о чем?
– О сериале?
– О сериале? – переспросила она. – Не знаю. Я его так и не досмотрела. Было скучно и не интересно. Это мое мнение, а если тебе интересно, посмотри и нам расскажешь.
– Ну, уж нет, – засмеялся Андрей. – Нам вполне достаточно одного выступления на эту тему. Потом у меня, в отличие от Ильи, так конкретно и четко не получится. И вообще, по этой теме у нас с женой все в порядке.
– Это ты так считаешь или жена? – с сарказмом спросил Илья. Андрей покраснел, но отвечать не стал.
– Я должна с тобой согласиться, – утвердительно кивнув головой, без сарказма и шутки в голосе сказала Таня. – Только жена может это подтвердить, а муж – понять, если она не прекрасная актриса. Это тоже может быть. Нет, чтобы сказать мужу, чтобы она хотела испытать, жены подчас начинают играть в секс, обкрадывая себя и мужа, ссылаясь на свою застенчивость, но при этом оголяются и…. – Она сглотнула и не стала заканчивать фразу. – Однако есть и мужья, которым этого не нужно и для них чувства жены утомительны, а жены их в этом поощряют. Каждая пара эти вопросы решает сама или с помощью специалиста. Но и специалист появляется по решению пары. – Она не смотрела на Андрея, но тот чувствовал, что говорит она ему. – Илья умеет хорошо формулировать свои вопросы. Это отличное качество и говорит оно о ясности и четкости мысли. Такие люди, как правило, становятся хорошими писателями или журналистами, а журналисты бывают талантливыми и некорректными одновременно.
Илья покачал головой. Он явно был растерян, почувствовав в Таниных словах подвох.
– Не забывайте, что я еще здесь, – буркнул он недовольно. – Таня, прости, что я это спросил. Я, почему-то решил, что ты не станешь на него отвечать.
– Надо полагать, что с твоей стороны это была провокация? Не считаю подобные выходки достойными. Так это была проверка на мою выдержку? – Таня засмеялась. – А я подумала, что это вопрос взрослого серьезного мужчины. Но почему об оргазме? Так просто он не мог возникнуть. Если у тебя появятся подобные вопросы, лучше их спрашивать тет-а-тет и не у меня, а у специалиста в этой области. Единственное, что я могу откровенно сказать, то этот вопрос достаточно серьезный, чтобы хихикать. Я знаю женщин, – молодых и не очень, – которые не испытывали этого чувства и мне, честно и откровенно, их жаль. Секс, как правило, становится счастьем для женщины, когда мужчина ее любит. Не зря ведь говорят, что нет плохих любовниц, но есть плохие любовники.
– Почему? – громко спросила Ольга.
– Что почему? – не поняла Таня.
– Почему с мужчиной, который ее любит? А с другими мужчинами, значит, нет?
– Оль, можно мне на твой вопрос не отвечать? Все, что я сказала – это сугубо субъективно, считай, что это мои мысли вслух и не во сне, а наяву.
– Я тоже об этом задумывалась и решила…
У Андрея округлились глаза и он, словно в омут бросился, поспешив перебить Ольгу:
– Не спеши. Ты об этом лучше расскажешь потом, Тане.
– Почему? – Ольга гневно взглянула на него. – Вы несете тут разную, пардон, пургу, а мне нельзя спросить? Ты же слышал, что Таня сказала. Нужно спрашивать своего мужчину.
– Вот и спроси у своего папы или жениха. – Илья со свойственной ему прямолинейностью, все представил грубо и схематично, но в принципе правильно. Таня с улыбкой опустила голову.
– Папа мне не жених, не муж и не любовник, а просто папа, – парировала Ольга. – Спрашивать у него нет смысла, да и не прилично. А у жениха? Уверена, что мой жених в это не врубится. Лучше поговорить с подругами.
Андрей громко рассмеялся и подмигнул Ольге.
– Подруги – это наши университеты! – Затем повернулся к Илье. – Илья, ты валишь со своей собственной больной головы на здоровую голову.
– Минуточку! – Илья протестующим жестом поднял руку. – Это у кого здоровая голова?
Ольга бросила на Таню взгляд, полный страдания.
– В данном случае это не твоя, поскольку ты затеял некорректный спор. И потом, мне кажется, разминка на злословие прошла весьма интересно и с большим преимуществом девичьей половинки. Вы же не будете отрицать, что счет: 2:0 – в нашу пользу?
– Я восхищаюсь твоей смелостью, Таня. Если честно, то я посрамлен, а, что касается остального, лучше промолчу, – Андрей тихонько вышел из комнаты.
«Спасовал, отличник», – весело подумала Таня. Андрей ей нравился. Сдержанный, хорошо воспитанный, умный и вдумчивый, он вселял уверенность, что на него можно положиться, и он сумеет достойно представлять фирму. Но в нем не было того, что так отличает от всех Илью. Хваткий, быстро реагирующий на неординарную ситуацию, дерзкий, с подростковым хамством, но это должно со временем пройти, любознательный, что эффективно подстегивает его к работе. Он вмещал в себя знания с азартным любопытством и страстью человека, которого долгие годы отлучали от источника познания. Но все его качества: и хорошие и не очень, не могли оправдать подобного рода вопросы. Таня решила, что к этому вопросу лучше не возвращаться и впредь от подобных тем ей лучше уклоняться.
Бросив взгляд на телефон, она закусила губу. Звонков было много, но ни одного от Кирилла. У нее снова закружилась голова, и она стала сопротивляться упадку сил. Сделав пару глубоких вздохов и медленных выдохов, она вопросительно посмотрела на Илью. Ей вдруг вспомнилась фраза Хемингуэя: «На самых важных перекрестках нашей жизни нет дорожных знаков». Да. Их действительно нет. Хемингуэй не входил в перечень ее любимых авторов, но сейчас его слова были очень даже к месту. Она могла подписаться под каждым его словом. Перед глазами возникло поле и две пересекающие пыльные дороги, образующие крест, в центре которого стоит она и не знает, куда ей идти.
– Все, что ты сейчас рассказываешь, – задумчиво произнес Илья, словно только секунду назад не было их веселой перепалки. – Я как будто когда-то слышал, на лекции, наверное, но если честно, то это в одно ухо влетело, а затем вылетело. А возможно когда-то читал или был там, в прежней жизни. – Танины губы тронула легкая улыбка, и, заметив ее, Илья поднял брови. Это был тихий разговор между ними, когда и тот и другой понимают друг друга. – В центре стола сам Иисус с нимбом, апостолы, а дальше…. У Веронезе с библейскими героями соседствуют его современники. Этакая смесь религиозного и светского. Лихо. А я ведь был в этом шестом зале галереи Демон и видел эту картину, но быстро прошел мимо. Толпа раздражала у Лизки. Лучше бы ее поместили в отдельный зал. Пусть себе толпятся, фотографируются, только зачем они это делают? Есть прекрасные альбомы….
– По-видимому, для подтверждения, что там были и прикоснулись к великому.
– А кто сказал, что именно это великое?
– Уволь меня. Но в это обсуждение я не ввяжусь.
– Но почему я не остановился у картины Веронезе?
– Лучше позже, чем никогда. Для нашей профессии это актуально. Ты увидел и понял самое главное в картине. Сочетание персонажей, далеких даже для Веронезе, начала христианской эры и его современников. Обратил внимание, что на столе накрыт десерт: фрукты, орехи, сыр и, благодаря Иисусу, вино? И еще посмотрите на распорядителя трапезы. Спуститесь вниз. Он изображен в нижней части картины, стоящим в профиль слева от музыканта в белой одежде. Оля, нашла?
– Ой, сейчас. Нашла-нашла. Он в зеленой одежде. Правильно?
– Именно в зеленой. А до последней реставрации он был в красной накидке. Я нашла записи, что когда реставраторы убрали верхний слой краски красного цвета, то ниже оказалась зеленая краска. А теперь самое интересное. Во всяком случае, мне это доставило удовольствие. Может и вам понравится. Итак. Обратите внимание на группу музыкантов в нижней части картины. Оля, нашла?
– Да-да. Я нашла и внимательно слушаю. Ух, я еще так картины не смотрела.
Илья громко рассмеялся и откинулся на спинку кресла. В этот момент открылась дверь и Таня вздрогнула, но, увидев, что вошел Андрей, с облегчением выдохнула. Он хотел что-то сказать, но Илья, нахмурив брови, как на нежданную помеху, приложил палец к губам, а затем замахал на Андрея руками. Тому ничего не оставалось, как только прошествовать к своему столу и плюхнуться в кресло.
– Ничего, – улыбнулась Таня, обращаясь к Ольге. – Это пробный шар. Если понравится, то всегда будешь так внимательно смотреть. Так вот. Среди музыкантов, слева, одетый в белое изображен сам Веронезе играющий на виоле. Двигаемся слева на право, как обычно. Рядом с Веронезе художник Бассано, с корнетом, затем изображен Тинторетто, о котором я думаю рассказывать не нужно, с малой виолой и четвертый музыкант, с бас виолой в руках – официальный художник Республики, Тициан. Все эти изображенные великие художники были соперниками. Правда, когда картина была написана, Тициана уже не было среди живых. Он умер от холеры, прожив длинную и плодотворную жизнь.
Дверь комнаты резко открылась и Юлия быстрым шагом направилась к окну. То, как она вошла, как держала гордо голову и, как долго, с напряжением во всем ее поджаром теле, смотрела в окно, говорило, что она очень не довольна.
– Надеюсь, Татьяна Владимировна закончила свою лекцию о великом художнике Веронезе? Она у нас умная и может вещать часами и, практически, на любую тему. Такая она у нас, особенная. Мы ей не чета.
Все это Юлия произнесла громко с надрывом, и театрально разводя руками, как бы говоря, что тут ничего не поделаешь. Таня, как и другие в комнате, понимала, что та издевается.
– Как у вас, господа, душно. Мне позволительно открыть окно? – продолжая ерничать, Юлия стала открывать створку окна. – Коллеги, пробелы в образовании нужно ликвидировать самостоятельно. Здесь не аудитория учебного заведения, а место вашей работы. А уважаемой Татьяне Владимировне, следует обратиться в какой-либо дворец творчества и читать лекции пенсионерам
Таня разрывалась между «Спасибо за совет» и «Пошла ты к черту», но помолчав пару секунд, в качестве компромисса прохладно улыбнулась и сказала:
– Чтобы закатывать истерики на публике, нужна дерзость, а дерзости тебе не занимать. Любому фору дашь! Но чтобы их не закатывать, нужно мужество, а вот мужества тебе как раз недостает. Ты должна была это уже понять, но «мы не спешим верить в то, во что верить не хочется».
– Как всегда твои умные слова, в кавычках, за которыми ничего не стоит, – с ехидной улыбкой сказала Юлия, собираясь сесть в кресло.
– Слова, за которыми ничего не стоит, не мои, а Овидия.
Юлия так и осталась, стоять молча, словно онемев. На лице отпечаталась растерянность. В комнате было тихо. Затем скрипнуло кресло, и снова воцарилась тишина.
Таня молча смотрела в экран компьютера, затем, резко повернувшись, посмотрела на Юлию, словно впервые ту увидела, и ей на ум пришла мысль, что в той привлекает незаурядный ум, смелость суждений и она, как и многие другие, бабочкой полетела на огонек. Потом нарочитая Юлина бестактность, ошарашила ее настолько, что она на время потеряла ориентир. Кирилл, его дружба с сестрами Вележевыми с одной стороны, и эта бестактность на гране наглости, окончательно, оттолкнула ее от Юлии. Почему Кирилл не видел этого? Сейчас, глядя на нее Тане вспоминались студенты, с которыми ей пришлось учиться, с виду робкие, а дочери и сыновья состоятельных родителей, пользуясь их тактичностью, своим поведением бессознательно, а возможно и сознательно, причиняли боль и унижали своих товарищей по группе. Вот и сейчас Юлия взглянула на Ольгу с откровенной неприязнью. Ольга, заметив ее взгляд, съежилась и замерла.
– Согласен, – громко сказал Илья. – Это не класс и мы не ученики, поэтому не следует из себя изображать строгую учительницу. Кстати, ты ее изображаешь весьма не убедительно, я бы сказал, даже пошло и омерзительно. И потом тебе нужно определиться, мы или господа, или коллеги? Это я так, для куража. А по поводу нашего крутого образования не тебе судить, Юлия. Твоя манера всех унизить уже достала. – Илья резко встал и вышел из комнаты, громко хлопнув дверью и даже не подозревая, на сколько позиций поднимается при этом к верхним строчкам весьма короткого списка людей, которые Тане нравятся.
– Мы скоро останемся без двери, – весело изрекла Ольга и села на стул рядом с Таней.
Юлин призыв к сплочению рядов не оказал подбадривающего эффекта, на который она рассчитывала, и ее победная улыбка увяла.
– Негодяй! Он еще об этом пожалеет. И тебе, – обращаясь к Тане, – не следовало читать мне нотации. Не по рангу, милая. Ты в последнее время делаешь много ошибок.
Юлию бил озноб, зуб на зуб не попадал. Этого она явно не ожидала. Раньше подобные выпады у нее проходили на ура.
Глава 3
Мысли о Кирилле не покидали ее весь день. Моментами ей казалось, что она отвлеклась от них. Картина Веронезе подвернулась очень даже кстати. Еще несколько минут и Юлия начала бы провоцировать ее вопросами о нем. И это тоже была одной из причин, почему она так взбесилась, когда все внимание присутствующих переключилось с Ольги на Таню. Было заметно, как все кипело у нее внутри, когда она покидала комнату. Илья и Ольга не стали даже об этом задумываться – Юлия такое проделывала так часто, а Таня, зная причину, про себя с облегчением вздохнула. Когда в комнату вошел Платон, она не удивилась его приходу, поняла, что статья Андрея была лишь предлогом, чтобы зайти в ним и самому убедиться по выражению ее лица правду ли рассказала ему Юлия об уходе Кирилла, точнее, о том, что тот бросил ее. То что, Юлии были известны, подробности их ссоры, у Тани не было сомнения. Но она знала то, чего не могла знать Юлия,… тогда не могла, а сейчас? Сейчас – если только Кирилл не посвятил ее в то, чего не знает сама Таня – возможно знает. Что же знает, эта чертова Юлия? И почему не знает она? Спазм перехватил горло, и ей стало больно. Заплакать бы, и сразу стало бы легче, как в детстве. Но слезы, предатели, не хотели литься, за то возникла пугающая мысль: у них не было ссоры… это не ссора, это скорее побег, побег Кирилла от нее, побег, как избавление от тяжкого груза, от ее присутствия в его жизни, от усталости от нее. Она вспомнила, как на даче у Юлии ей в голову пришла шальная мысль: Кирилл, возможно, взвешивает в уме ее качества и сравнивает их с Лидией, как бы прикидывая, чье общество было бы для него менее тягостным. Тогда эта мысль показалась ей забавной, но теперь…. Теперь это было то самое, когда хочется спрятаться ото всех, забившись в угол. Да-да, он просто устал от нее и ей необходимо взять себя в руки и смириться этим. В конце концов – это его право. Разве? Солгав, не позвонить и не вернуться – это норма? Чего он боялся? Что она броситься ему в ноги? А она бы бросилась? Не в первый раз с ней такое случается. Тогда не бросилась и по сей день жалеет об этом. А сейчас? Ответить однозначно она не смогла. Голова раскалывалась. Пережила же она ту катастрофу, переживет и эту. Ой, ли?
Этими мыслями Таня пыталась успокоить себя, но из этого ничего не получалось. Юлии Кирилл наверняка звонил, но если не он ей, то она, уж это точно. Она ждала его и сегодня дома, но он не пришел. Ей только казалось, что на работе не вспоминала о нем. Но это было не так. Она весь день думала о Кирилле и мысленно умоляла его позвонить, но день был уже на исходе. Звонка от Кирилла не было, хотя телефон звонил чаще, чем ей бы хотелось. Каждый раз, отвечая на звонок, ей приходилось брать себя в руки и ровным спокойным голосом отвечать так, чтобы собеседник на другом конце провода не заметил, как ее сердце рвется на части. По опыту она знала: трудно понять, что творится в голове у других людей, и еще труднее предсказать их действия. Но к Кириллу это не относится. Он не способен лицемерить, такое не в его характере. Красивый и талантливый, он, взращенный родителями, особенно матерью, с синдромом единственного-и-неповторимого, получился вопреки всему добрым, честным и совестливым. По своей сути он – глубоко порядочный человек. Если он уехал из дому,… то, возможно, когда-нибудь, она узнает почему. Он обязательно откровенно во всем ей признается. Уверена? Нет. Не уверена, что это будет им обоим необходимо. Только если…. Они уже давно понимают друг друга без слов. Она смотрела, как Кирилл слушает, и понимала, что происходит у него в голове. Именно в такие моменты отчетливее проявлялась их связь. В окружении друзей и коллег он разговаривал, слушал, кивал головой, затем делал паузу, поворачивался, чтобы найти ее и, встретившись с ее взглядом, нежно улыбался. И это было как удар током, как прикосновение к сердцу. Но тогда… чем еще объяснить его молчание? Теперь она не могла понять его, знакомого незнакомца. В то утро он не поднимал на нее глаз. «Что вообще, черт возьми, происходит?» – раз за разом спрашивала она себя, и в голове возникали всевозможные жуткие предположения. На протяжении всего кошмарного, утомительного дня Таня постоянно прокручивала в голове утро его отъезда. Она пыталась себя уговорить, что это, возможно, ничего не значит, а она попусту накручивает себя. Вот сейчас прозвонить телефон и…. Потом сердце ухало вниз, и она с ужасом понимала, что тут действительно нечто более сложное, чем просто стечение обстоятельств. У нее возникло странное чувство, что этого момента она ждала уже очень давно, но боялась себе в этом признаться. Ее мутило, ее мучили дурные предчувствия и она, вспомнив, что сегодня ничего не ела, прошла в кухню и открыла холодильник. Есть не хотелось, а очень хотелось пить, но не воды. Сока? Увидев бутылку кефира, она обрадовалась ей. Сев за стол, Таня с таким наслаждением пила кефир, еще и еще наливая его в стакан, словно это был неведомый доселе ей напиток. Он и, правда, удалил мучащую ее жажду. Погрузившись в такую всепоглощающую апатию, она остро чувствовала одиночество. Наедине с собой ей не нужно было делать вид, что у нее все в порядке, что все идет своим чередом, и она сосредоточена на работе. Побег Кирилла, беременность, одиночество, страх от постоянно снившегося ужасного сна и необходимость принятия решения… повергали ее в отчаяние. Все в внутри протестовало…. Жалость к себе самой мешала ей сосредоточиться и найти точку опоры. Чего-то не хватало в ее нынешней жизни без Кирилла, что делало ту особенной в последние годы. Да-да! Поцелуй в щеку при расставании и встрече. Всегда, при любых обстоятельствах и в любом месте, где бы они ни находились: в общественном транспорте, офисе, торговом центре, театре, на улице, среди толпы людей, или на приеме. Неизменный поцелуй при встрече и расставании, даже если это только на короткое время, который не превратился в некий рутинный знак, а продолжал волновать ее. Вспомнив вечер накануне приема, нежные объятия Кирилла и их любовь, у нее перехватило горло. Она вспомнила ночи, когда Кирилл будил ее поцелуями и со страстью любил ее, и тут же снова почувствовала вкус родных губ и тяжесть родного тела. Вся, съежившись, она закрыла глаза и тихо застонала. Кириллу нравилось подойти к ней сзади, обнять ее, погладить ее бедра, поцеловать шею и прошептать на ухо, что он хочет ее. Жажда ее обладания была в нем не иссекаемая и с каждым годом становилась все сильнее. Может быть, она становилась раскованной в постели и ему это нравилось? А может ей это только казалось? И вот его нет, и она словно потеряла что-то важное в своей жизни. «Я ощущаю себя голой на виду у всех! Мне холодно и страшно!»