– Это посылается Творцом, – сказал мудрец, вспомнив все, что знал. – Ибо сами по себе радость и страдание – лишь формы движения Силы в душе человека, а Сила исходит от Творца.
– Да, – сказал Первый Ум. – Значит, ангелы пьют то, что дал людям Творец. Тем они и живут, оба воинства, что крадут не принадлежащее им. Творец же, глядя на то, как люди кормят собой ангелов, лишает людей силы, чтобы не потворствовать злу. Поэтому всякий, кто кормит собой ангелов – тем или иным способом, – в конце концов лишается милости Творца и сил от Него.
– Тогда, – спросил мудрец, – не следует ни радоваться, ни страдать? Так учат некоторые мудрецы, но я не верил им. Теперь я вижу, что они правы, ибо радость и страдание кормят ангелов.
– Нет, – сказал Первый Ум. – Все движения силы в душе естественны. Не нужно только кормить ангелов. Это в силах человеческих.
Тут мудрец попытался спросить, как же это возможно, но тут огромная стая черных и белых теней окружила его, и черные запечатали его слух, а светлые заградили уста, так что мудрец не смог ни спросить, ни услышать ответ.
О чистых руках
Давным-давно в земле Уц, что в стране Нод, в отдаленном селении жил осторожный человек. Был он от природы наделен умом и добротой, так что в другом месте и в другое время мог бы прослыть праведником. Но жители земли Уц презирали ум и добро, а восхищались лишь темными пророчествами и бессмысленной жестокостью. Поэтому они гнушались умными и добрыми людьми, а если те были слишком назойливы – изгоняли их в пустыню Гад.
Осторожный человек не хотел стяжать на себя ненависть и презрение ближних. Еще больше он боялся пустыни Гад. Поэтому он каждый день говорил какую-нибудь смешную глупость и делал какую-нибудь мелкую гадость. Но этого не всегда хватало, и время от времени приходилось творить настоящее зло. Однажды близкий друг сказал ему: «Ты чересчур умен», и человеку пришлось на его глазах задушить нищенку и украсть ее медяки, чтобы очистить себя от подозрений. В другой раз женщина сказала ему: «Ты слишком добр» – и ему пришлось у нее на глазах изнасиловать ребенка, чтобы восстановить спокойствие в семье. Но вообще-то он старался жить тихо и незаметно, не делая большого зла и не привлекая излишнего внимания.
Однажды в страну Нод пришла болезнь. Люди умирали от страшной боли в желудке, а лица их становились синими. Никакие лекарства от этой хвори не помогали. Напрасно жрецы закалывали на алтарях юных дев и истязали юношей, вымаливая у богов пощаду и милость. Болезнь свирепствовала, трупы гнили в канавах, трупы лежали на улицах, и смрад разлагающейся плоти накрывал города.
Дошла болезнь и до земли Уц, добралась она и до селения, где жил осторожный человек. В селении начали умирать люди. Умерла и жена осторожного человека, его дети умерли тоже, у него на глазах. Умерли и все его друзья, и все недруги тоже умерли, один за другим.
И осторожный человек впал в отчаяние и забыл свою осторожность. Он обратился с мольбой к богам земли Уц – пусть они укажут средство от болезни.
В ту же ночь ему явился бог. Лик его был светел, а рога сияли, словно Утренняя Звезда и Вечерняя Звезда, за спиной же его реяли грозные сонмы ангелов.
Осторожный увидел бога и заплакал о своей участи.
– Тебе ведомо, – сказал он, глотая слезы, – я просто хотел прожить свою убогую жизнь спокойно. Но у меня больше нет сил смотреть на страдания людей. Укажи мне средство от болезни, и я стану проповедовать его, и пусть меня считают мудрецом и праведником, будут презирать и смеяться надо мной, а потом изгонят в пустыню Гад.
Бог расхохотался.
– Что ж, – сказал он, отсмеявшись, – слушай: болезнь заводится от мельчайших существ, невидимых глазу, которые живут в гнилом и тухлом. Но для того, чтобы заразить человека, они должны попасть в желудок. Достаточно хорошенько вымыть руки перед едой, и вредоносные существа не войдут в тебя. Также нужно мыть руки после туалета, чтобы испражнения не проникли в рот: в них тоже есть невидимые существа. Иди и проповедуй это людям. Они тебя услышат и поверят тебе. – И он опять рассмеялся.
Человек поблагодарил бога за великую милость и пошел проповедовать мытье рук. Сначала, как обычно, его не слушали, но страх заставляет людей хвататься за любые средства. И некоторые стали мыть руки перед едой и не заболевали. Когда это выяснилось, руки стали мыть и другие, а потом и все. Болезнь иссякла, и трупов на улицах не стало.
Однако, как уже было сказано, человек тот был умен и осторожен. И когда он увидел, что эпидемия пошла на спад, он продал свой дом и пашню, хорошенько запрятал деньги, а сам бежал в пустыню Гад, в которую до сих пор никто не уходил по своей воле.
Там он прожил десять лет, надеясь, что за такой срок его забудут и он снова сможет вернуться в землю Уц.
И по прошествии десяти лет он вернулся. Был он опален солнцем и изможден, так что узнать его было невозможно. Но он все же опасался случайных встреч и поэтому избегал торных дорог, а пробирался окольными тропами.
Как оказалось, страхи его были не напрасны. Первое же селение, которое он увидел, было разрушено и сожжено, а тела жителей лежали на площади перед храмом богов, и у всех были отрублены руки.
Осторожный осмотрел тела и нашел одного живого. Тот истекал кровью и умирал, но осторожный успел спросить его, что произошло.
– Нас истребили умывающие руки трижды, – прошептал умирающий, – за то, что мы омывали руки всего лишь дважды.
В другом селении, тоже сожженном и разграбленном, все жители были посажены на колья, а с рук содрана кожа.
Осторожный нашел последнего живого, в муках извивающегося на колу, и спросил его, кто и почему с ним так поступил.
– К нам пришли омывающие руки четырежды, – прохрипел тот, – и истребили нас за то, что мы омываем руки только трижды.
Осторожный шел от селения к селению, и все они были разрушены, а жители истреблены. Иногда он видел живых, но старался скрыться незамеченным – он был достаточно умен, чтобы не попадаться на глаза омывающим руки дважды, трижды или четырежды.
Родное его селение тоже было разрушено. Клад его, однако, остался нетронутым, так что он выкопал деньги и пошел дальше.
Однажды ему встретился отшельник. Изможденный, с безумными глазами, он сидел над ручьем и тер пемзой руки, сплошь покрытые кровоточащими язвами. Увидев осторожного, он вначале испугался, но осторожный обратился к нему ласково и пообещал не причинять вреда, если тот расскажет ему, что происходит.
Отшельник рассказал ему, что по всей стране бушует война – люди считают друг друга разносчиками болезней и убивают целыми селениями тех, кто, по их мнению, недостаточно тщательно моет руки. Только в столице земли Уц, городе Дите, и ее окрестностях царит мир, потому что тамошний правитель следит за порядком и не допускает кровопролитий. Он же сам ушел из Дита, потому что там слишком много неправедных, которые только делают вид, что моют руки, а на самом деле не совершают и десятка омовений в день. Он же сам дал обет вымыть руки десять тысяч раз, даже если сотрет кожу до костей, чтобы только очиститься навсегда и навеки.
Осторожный поблагодарил отшельника и отправился в Дит, чтобы своими глазами увидеть, что там творится.
Когда он подошел к воротам Дита, стражники потребовали от него вымыть руки сто раз и заплатить за воду для омовения десять монет. Осторожный человек, однако, хорошо знал жителей земли Уц и предложил им две монеты, и стражники пропустили его.
В городе было сыро и грязно. Всюду стояли чаши с мутной водой, и везде текли канавы, а жители стояли перед ними на коленях и непрерывно мыли руки. Богатые мыли руки в чистой воде, а бедные – в сточных водах, потому что чистой воды не хватало на всех. Повсюду ходили стражники, следящие за совершением омовений, и били палками тех, кто брезговал сточной водой.
На площадях Дита проповедовали мудрецы, и каждый учил совершать омовения особенным образом, утверждая, что только его способ истинный. Когда осторожный проходил мимо одной из площадей, два мудреца вцепились друг другу в седины, потому что один учил, что сначала нужно мыть левую руку, а другой – что правую.
Но все-таки это было лучше, чем колья и содранная кожа, так что осторожный человек решил, что останется в столице и попробует найти работу. Выяснилось, что для пришлого человека без связей проще всего устроиться на кладбище могильщиком. Половина жителей города умирала от желудочных заболеваний, так что мертвецов хватало.
Однажды на кладбище пришли стражники и сказали, что умер любимый сын правителя и похоронить его нужно срочно и в большой тайне. На это отрядили нескольких человек, и осторожный попал в их число.
Когда он переступил порог дворца правителя, то увидел потеки на мраморном полу и испачканные стены. Люди в золотых одеждах марали свои лица нечистотами, а прекрасные дамы обсасывали грязные пальцы. И повсюду висели картины. На них были изображены какие-то мерзкие существа с рогами, клыками и зубами, одно страшнее другого, а под картинами стояли золотые блюда с гнилью, в которой копошились черви и зеленые мухи. Вонь стояла такая, что осторожного чуть не стошнило.
Сын правителя лежал в ванне с гнилой кровью. У трупа было синее лицо и раздутый живот, и осторожный понял, что он умер от желудочной болезни.
Тогда он обратился к одному из носителей золотых одежд и, почтительно кланяясь, осведомился, отчего здесь такая грязь.
Человек в золотых одеждах улыбнулся.
– Высшее наслаждение властителей, – сказал он, – самим делать то, что мы запрещаем подданным. Вы, рабы наши, постоянно моете руки и даже убиваете друг друга из-за неправильного мытья рук. Мы, владыки, презираем это глупое учение и тайно наслаждаемся грязью и испражнениями. Кроме того, – показал он на картины, – мы поклоняемся невидимым существам, живущим в гнилом и тухлом. Есть мудрецы, которые зрят их в снах и видениях и изображают для нас, а мы приносим им жертвы. Скоро ты узнаешь об этом гораздо больше, – пообещал человек в золотых одеждах и снова улыбнулся.
Осторожный понял, что после похорон его убьют, как и остальных могильщиков, чтобы они не проболтались о том, что видели во дворце. Тогда он бросился на человека в золотых одеждах и свернул ему шею, а сам переоделся в его платье и скрылся.
Точно неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба осторожного. Некоторые думают, что он снова ушел в пустыню Гад, где и умер. Некоторые – что он тайно вернулся в Дит и проповедовал там истинное учение. Утверждают также, что он постиг настоящую природу людей и утопился в самом грязном нужнике, какой смог сыскать в городе.
Иные же рассказывают, что он покинул пределы земли Нод и, странствуя, добрался до державы ромеев, где благодаря своей осторожности вошел в милость к кесарю Тиберию и был им возвышен до префекта земли Иудейской. Говорят, он и там проповедовал мытье рук, но не был понят.
О дарованиях
Однажды царь страны Нод плыл через великую реку в лодке.
С ним был художник, которого царь вез во дворец, чтобы тот нарисовал его портрет. Из жалости царь также взял с собой трех бедолаг, которые просились в лодку. Один был пьяница с опухшим лицом, второй – простой человек, ничем не примечательный, а третий – бродячий дервиш в тряпье, которого почитали за святого.
В лодке царь и художник разговорились, и царь сказал, что Бог дает каждому по делам его. На это художник возразил, что Бог вначале одаривает людей способностями и спрашивает лишь за те дела, которые человек был способен осуществить. Пьяница хихикнул и сказал, что у него есть лишь один талант – пить вино – и он старательно следует своему предназначению. Простой человек пожал плечами и ответил, что он лишен и этого дара и поэтому живет жизнью, ничем не примечательной. Святой промолчал.
Вдруг началась буря, и молния поразила лодку. Все погибли в один миг, а души их отправились к Богу на вышний суд.
Первым к Богу подошел пьяница, и Бог сказал ему:
– Я наградил тебя рождением у хороших родителей, дал тебе блестящие способности, богатство и удачу. Ты же не совершил ничего великого, да что там – хотя бы достойного. Ты увлекся вином и дурной компанией и провел жизнь за чашей. Как ты думаешь, что ты заслужил после этого?
– Я мерзкий слизняк, я обманул твое доверие и заслуживаю ада, – сказал пьяница, и Бог бросил его душу в ад.
К Богу подошел царь, и Бог сказал ему:
– Я дал тебе рождение в простой семье, незнатной и небогатой. Да, я дал тебе способность властвовать, но сделал я это на тот случай, чтобы было кому заменить законного правителя Голконды, если с ним что-нибудь случится. Ты же составил заговор, убил законного царя и правил сам, жестоко и надменно. Временами совесть беспокоила тебя, но ты гнал прочь мысли о своей вине. Как ты думаешь, что ты заслужил после этого?
– Я действовал без твоего благословения, я гордец и заслуживаю ада, – признал царь, и Бог бросил его душу в ад.
К Богу подошел художник, и Бог сказал ему:
– Я не дал тебе способностей к живописи, ты же возжелал рисовать. Ты научился кое-как малевать, мучая учителей и незаконно занимая место того, кто был талантливее тебя. Твои картины стали знамениты благодаря рекламе и иным хитростям. Шедевры же, которые могли бы создать другие, остались несозданными. Как ты думаешь, что ты заслужил после этого?
– Я погубитель прекрасного, враг искусства и заслуживаю ада, – заплакал художник, и Бог бросил его душу в ад.
К Богу подошел обыватель, и Бог сказал ему:
– Я не дал тебе никаких дарований, но ждал, что ты поднимешься над собой хотя бы на ступеньку – скажем, научишься петь или напишешь хотя бы одно стихотворение. Ты же жил тупо, как скотина, жующая траву, и ни разу не попытался выйти за пределы предначертанного. Как ты думаешь, что ты заслужил после этого?
– Я скотина, жевавшая траву, я ничтожество и заслуживаю ада, – прошептал обыватель, и Бог бросил его душу в ад.
К Богу подошел святой, и Бог сказал ему:
– Я вижу, ты смиренный человек, а смирение – это согласие с тем, что ты заслуживаешь только ада. Не будем терять времени.
– Прежде чем ты бросишь меня в ад, – сказал святой, – объясни мне свой суд. Ты покарал пьяницу за то, что ты дал ему дарования, а он их пропил. Царя ты осудил за то, что он воспользовался своими дарованиями, но ты усмотрел в этом зло. Художника – за то, что он, не имея дарований, попытался что-то совершить и тоже принес зло. Обывателя же ты наказал за то, что он, не имея дарований, и не пытался ничего сделать. Скажи, что же нужно делать, чтобы избежать ада?
Бог улыбнулся и сказал:
– Это моя тайна, и если ты ее узнаешь, я испепелю твою душу, чтобы томящиеся в аду не узнали того, что я тебе скажу.
– Что ж, – сказал святой, – конечное уничтожение – куда лучшая доля, чем вечные терзания в аду. Скажи мне свою тайну, Боже, и сотри меня, как след на песке.
– Я смог создать мир, я смог создать жизнь и даже смог создать человека, – признался Бог. – Но человек, каким я его создал, не может быть доволен и счастлив нигде и никогда, а где он находится долго – туда приходят страсти и муки. Если человек живет с людьми, он начинает мучить их, а они – его. Если он один, его терзает одиночество. Всякое удовольствие вам рано или поздно приедается, и только муки ваши вечны. Вы мерзки сами себе и друг другу, и лишь глупость и неумение читать в сердцах останавливают вас от того, чтобы не истребить немедля друг друга, как гнуснейших из тварей. Это свойство вашего ума и сердца, и я не смог ничего с этим поделать – у меня не хватило способностей. Нет никакого рая, ибо я не смог создать его. Есть только ад. Единственное утешение, которое я могу дать людям, – это мысль о том, что их справедливо судили и наказали за дело. Возможно, это хоть как-то их утешает среди страданий, и это все, что я могу сделать для вас.
– Это все неудивительно, – сказал святой, – ведь ты создал людей по своему образу и подобию, так что они малы, как ты, и мерзки, как ты. Одного я понять не могу: почему ты не уничтожишь мир и людей? Неужели у тебя совсем нет жалости?
Тогда Бог сказал:
– Что ж, открою тебе и это. Я не хочу уничтожать творение, потому что это единственное, что у меня получилось за все века и эоны. Я даже и сам не знаю, как это у меня вышло, и боюсь, что не смогу ни повторить свое деяние, ни тем более его улучшить. Этот мир с его звездами, деревьями и людьми – единственное, что тешит мое жалкое тщеславие. А теперь… – Бог выдохнул, и молния обрушилась на святого.
Но она не убила его – он очнулся все в той же лодке. Он был единственным, кто выжил: все остальные были мертвы.
И святой взял царские одежды, а когда доплыл до берега – выдал себя за царя Голконды. Правил он жестоко и надменно и, как все по-настоящему жестокие тираны, дожил до глубокой старости. Умер же он от смеха, читая донос, в котором сообщалось, что некто назвал царя «бездарным и малоспособным».
Об исполнении желаний
Относительно недавно в земле Уц, что в стране Нод, в отдаленном селении жил бедный человек по имени Уюй.
Бедным он был оттого, что не имел ни богатых родственников, ни своего хозяйства, ни работы. Жил же он потому, что богатое правительство страны Нод опасалось бедняков, которые могли устроить беспорядки. Поэтому оно платило бедным по пятьсот насатов в месяц – за то, что они ведут себя тихо.
Пятьсот насатов по местному валютному курсу были равны примерно тридцати американским долларам. На эти деньги в земле Уц можно было круглые сутки сидеть в кофейне и пить крепкий кофе с кардамоном и есть баранину в лаваше. Кроме того, Уюй смог накопить на кожаные туфли и сотовый телефон. Но телефон его был «самсунг», а не «айфон», как у его дружка Момо, а туфли – черные, а не белые, как у его дружка Дуда. Поэтому его дружки Момо и Дуда насмехались над Уюем и говорили ему, что он нищеброд.
В конце концов Уюю надоело быть нищебродом. Тогда он пошел в пустыню, где, как известно всякому мужчине в земле Уц, живет Азазель – демон, который никогда не лжет и всегда держит слово.
Уюй шел и шел и, наконец, пришел в середину пустыни. И там его встретил демон Азазель.
– Чего ты хочешь? – спросил он пришедшего.
– Мне надоело быть нищебродом, – сказал Уюй. – Теперь я хочу стать богатым, чтобы купить белые туфли и айфон. Помоги мне.
– Ты хочешь не этого, – заметил демон. – Но я могу сделать тебя богатым, если ты пожелаешь.
– Да, – сказал Уюй.
– В таком случае, – сказал демон, – оглянись.
Уюй оглянулся и увидел огромного черного козла.
– Если ты вылижешь его задницу, – сказал демон, – то скоро сможешь купить много белых туфель и много айфонов.
– Каким образом? – не понял Уюй.
– Я никогда не лгу и всегда держу свое слово, – сказал демон. – Или принимай мои условия, или возвращайся к своей бедности.
Уюй подумал и решил, что ради того, чтобы стать богатым, можно немного и потерпеть. Он сделал с козлом все, что велел ему демон, и собрался идти прочь.
– Подожди, – сказал ему демон и показал небольшую кинокамеру. – Я заснял все, что ты делал. И если захочу, то сделаю ролик и пошлю его в интернет, а также отправлю на телефоны Момо и Дуда.
– Ты обманул меня! – закричал Уюй.
– Нисколько, – сказал демон. – Я не обещал, что не буду тебя снимать. Но вот что я обещаю твердо: если ты через неделю принесешь мне сто насатов, я подожду с рассылкой этого ролика. Иначе – и это я тоже тебе обещаю твердо – я его разошлю. Теперь иди.
Через неделю Уюй принес сто насатов, которые он сохранил, перестав ходить в кафе. Демон забрал их. И потребовал еще сто через неделю.
К тому времени у Уюя осталось всего тридцать насатов. Поэтому ему пришлось наняться переносить грузы. Это было ужасно тяжело, так как Уюй никогда не работал. Но он все-таки таскал мешки – и заработал за два дня шестьдесят насатов. Десять он занял у Момо. И демон забрал все эти деньги, а через неделю потребовал еще сто.
Чтобы расплатиться с Момо и с демоном, а также купить себе еды, Уюю пришлось работать всю неделю. Он проклинал демона и свою глупость, но выхода не видел.
К счастью, один из тех, с кем он вместе носил мешки, посоветовал ему обратиться на фабрику, где нужно перебирать апельсины. Там было душно и скучно, потому что работать надо было целых четыре часа подряд. Но за это платили в два раза больше.
Однако денег все-таки не хватало, и Уюй стал искать работу получше. Где-то через месяц ему повезло: на фабрике освободилась вакансия надсмотрщика, и Уюя поставили присматривать над тремя рабочими, которые перебирали апельсины.
Это оказалось ужасно трудно. Рабочие не хотели работать, и ленились, и совсем не слушались Уюя. К концу первого дня Уюй решил, что, пожалуй, ему уже все равно, что подумают Момо и Дуда, увидев видео с козлом. Но на второй день он все же пришел на работу и заставил рабочих работать. Ему это даже понравилось – заставлять людей работать.
Дальше дело пошло в гору, и Уюй стал получать все больше и больше денег за труды.
Через полгода Уюй заявил демону, что больше не будет ходить к нему сам, а будет посылать человека. Потому что ему надоело каждую неделю бегать в пустыню с небольшой суммой. Если же демона это не устраивает, то он может выложить ролик в интернет – ему теперь плевать на мнение Момо и Дуда, которые ему давно уже не друзья, а на мнение остальных ему, в общем-то, тоже плевать.
Азазель выслушал его, после чего отдал ему все деньги. И спросил, исполнил ли он свое обещание – сделать его богатым.
И тогда Уюй вдруг осознал, что он богат. Ну, по крайней мере, так богат, как ему хотелось, когда он сидел в кофейне, пил крепкий кофе с кардамоном и ел баранину в лаваше. И что у него уже есть два айфона и много туфель.
Однако тут ему в голову пришла одна мысль.
– Да, ты исполнил обещание, – сказал он. – Ты пообещал мне, что я стану богатым, если вылижу козлу задницу. Но ты не ставил никаких других условий. Что, если бы я не стал носить тебе деньги и ты выложил бы ролик?
– Ты все равно стал бы богатым, – сказал демон, – только гораздо быстрее, и денег у тебя было бы гораздо больше.
Азазель взмахнул руками, и Уюй увидел, как его бывшие дружки Момо и Дуда смеются, просматривая на ютубе ролик «мужик лижет жопу козлу».
Потом Уюй заметил, что на счетчике просмотров значится цифра 50 000. И на глазах она стала расти, расти и расти. И когда она достигла цифры в миллион, он увидел множество экранов, на которых сменялись надписи:
«Ролик с козлом взорвал интернет».
«Власти тринадцати стран требуют запретить ролик с козлом, как непристойный».
«Гринпис требует наказания для человека, совершающего непристойные действия с козлом».
«Ассоциация „Врачи без границ“ готова оказать психологическую помощь герою ролика с козлом».
«„Это очень одинокий человек“ – слова Опры Уинфри о герое ролика с козлом».
«Человек с Козлом найден: он простой житель бедной страны».
«Человек с Козлом согласился дать интервью „Дейли Кроникл“».
«Человек с Козлом назвал причиной своего поступка бедность и безысходность».
«Рэпер „50 Cent“ перевел половину гонорара за выступление на счет Человека с Козлом».
«Рэпер „50 Cent“ объяснил свой поступок: „Этому парню хуже, чем мне когда-либо было“».
«Международный фан-клуб Человека с Козлом заявляет: Человек с Козлом нуждается в психологической и финансовой помощи».
«Власти страны Нод угрожают Человеку с Козлом уголовным преследованием».
«„Он опозорил нашу страну“ – заявление президента Нод о Человеке с Козлом».
«В Париже прошла манифестация защитников Человека с Козлом, требующих предоставления ему политического убежища в Европе».
«Человек с Козлом намерен выпустить книгу»…
– Понятно, – сказал Уюй. – Но неужели достаточно вылизать козлу задницу, чтобы стать богатым?
– Нет, конечно, – сказал демон. – В тот момент тем, кто правит миром, нужно было медийно прикрыть два неприятных банкротства, четыре сомнительных закона, одну отставку – ну и, как обычно, кое-какие политические интриги. Для этого нужен был яркий информповод, и ты с козлом как раз подошел бы на эту роль. Теперь момент упущен, так что будь доволен тем, что получил за честный труд.
– Но ты же сначала сказал, что я хочу не этого, – вспомнил вдруг Уюй. – Так чего же я хотел на самом деле?
– Ты хотел и дальше сидеть в кофейне и пить крепкий кофе с кардамоном и есть баранину в лаваше, только с айфоном и белыми туфлями, – ответил Азазель. – И ты был прав, так как в этом и состояло твое счастье. Но теперь оно недоступно для тебя, потому что теперь тебе будет казаться, что тебе нужно еще больше денег, туфли белее и айфон дороже. Хотя и на этот раз ты на самом деле будешь хотеть не этого.