Средневековая педагогика
Славяне, мусульмане, иезуиты, самураи
Андрей Хуторской
© Андрей Хуторской, 2024
ISBN 978-5-0064-9982-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Институт образования человека
Центр дистанционного образования «Эйдос»
Научная школа А. В. Хуторского
Серия «Высшее образование»
А. В. ХуторскойСредневековая педагогикаУчебно-методическое пособиеВведение
Зачем изучать средневековую педагогику? Конечно, не для того, чтобы сдать экзамен. Возможности истории педагогики гораздо богаче – от овладения личными педагогическими компетентностями до осознания смысла своей жизни и влияния на жизни других. Изучение прошлого позволяет эффективнее решать сегодняшние и будущие профессиональные задачи: своей самореализации, освоения методов обучения и воспитания детей, построения собственной педагогической системы.
Многие педагогические системы прошлого не менее содержательны и актуальны, чем современные. Все они являются достижениями человечества, которые существуют здесь и сейчас, а не остались в глубине веков.
В пособии мы обозначим и рассмотрим наиболее яркие, инновационные педагогические системы средневековой эпохи, которые повлияли и продолжают влиять на образование человека в мире.
История средневековой педагогики представлена в книге четырьмя образовательными системами: древнерусской педагогикой, системой иезуитов, педагогикой ислама, воспитанием самураев. Основоположники средневековых педагогических подходов определили тенденции, которые мы рассмотриваем с позиций человекосообразности – основы научной школы, к которой принадлежит автор данной книги.
История педагогики как учебная дисциплина имеет целью изучить специфику образования человека в разные исторические эпохи и применить наиболее эффективные подходы в современной педагогической деятельности. Многие существующие нынче проблемы образования имеют аналоги в прошлом. История педагогики содержит способы и средства решения таких проблем – как эффективные, так и менее успешные. Изучение прошлого опыта позволяет найти решения проблем настоящего и будущего.
В педагогике как науке не существует строгого распределения ее достижений по времени и территориям. В истории педагогики нет единой эволюционной теории, аналогичной дарвиновской, согласно которой педагогика развивается и меняется по определенным законам. Многие педагогические средства, характерные для разных эпох, сохраняются сотни и даже миллионы лет. Поэтому в данной книге мы рассматриваем не столько хронологию педагогики, сколько её целостные средневековые образцы, каждый из которых имеет свою значимость вне времени.
История педагогики выполняет следующие функции:
– Фиксирует историю выявления и решения проблем образования.
– Представляет вехи в образовании человечества, историю педагогических идей.
– Обозначает основы создаваемых педагогических систем и роль их представителей в образовании людей.
– Раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций.
– Задает критерии достоверности и значимости педагогических теорий в различные исторические эпохи.
– Прослеживает взаимосвязь педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
– Предоставляет инструменты проектирования современного образования, опирающиеся на проверенные временем результаты.
Практикум данной книги позволяет воспроизвести каждую педагогическую систему в собственной деятельности, применить её приёмы и технологии в современной практике.
Главный же результат, к которому позволяет приблизиться история педагогики, – самопознание себя, своего рода, народа, всего человечества в контексте происхождения и продолжения существования. Педагогические основания существования человечества относятся ко всем людям и к каждому человеку персонально.
Данное пособие предназначено студентам университетов, осваивающих профессии, связанные с образованием людей. Пособие пригодится при изучении курсов «Педагогика», «История», «История педагогики», «Этнопедагогика», «Социальная педагогика», «Дидактика». Институт образования человека ведёт курсы, семинары, стажировки для студентов и педагогов по ряду педагогических специальностей.
Присылайте отклики на данную книгу, а также вопросы, предложения. Автор доступен в социальных сетях.
Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека (Москва).
ГЛАВА 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
Педагогика рода
История русского народа началась задолго до образования русского государства. Много тысячелетий назад наши славянские пращуры русы, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды деятельности – изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.
Государств у древних славян не было – была держава, которая держалась мощью родов. Заметим, что одним словом «род» обозначался и бог («Всевышний Род», «Род Небесный») и славянская община.
Род – это семья
Сыновья создают свои семьи – новые роды, и получается, что дети братьев – это уже племянники и племянницы, то есть племя, но все они племянники одного роду-племени. Отсюда известный вопрос: «Какого ты роду-племени?». Когда несколько родов-племен объединяются, получается народ, то есть общность, основанная на родах.
Система управления жизнью и образованием людей была такова.
– Родовой союз (одно древо по отцовской линии) управлялся старцем, то есть самым старшим в роду.
– Племенной союз (объединение родов) управлялся радой, старшие родственники (родовичи) из каждого племени советовались и принимали решения.
– Община управлялась копой (отсюда копное право).
– Народы управлялись устоем (коном).
– Проживали роды и их союзы на одной территории: на хуторе, в деревне, селе, городе, которые объединялись в веси (области).
Каждый род вел свою родословную, имел богов-покровителей и богов-породителей, от которых он произошел. Державой не управляли ни жрецы, ни собор, ни вече. Если надо было решить какой-то вопрос, шли к жрецам, без их слова ни одна дружина или рать в бой не шла. Не требовалось спрашивать у жрецов благословления, только когда на род напали, – старший в роду был одновременно и князем, и жрецом и воеводой, он поднимал дружину. Род мог послать гонца к соседям, и родичи спешили ему на помощь.
Собственность была общей, поэтому каждый, кто что-то добывал на охоте или рыбалке, все отдавал в общий котел и делился с соседями. До сих пор русы отличаются щедрым гостеприимством и обычаем отдавать другим лучшее и последнее.
Род жертвовал богу младшего ребенка – он поступал в обучение к жрецам и становился продолжателем рода, если весь род погибал во время войны. Ребенок изучал наследие своего рода, потом получал чистокровную супругу – и с него род возрождался, при этом он был хранителем и продолжателем родословной своего рода. В славянских семьях было много детей – более 10, а иногда и 20, поэтому выделить одного ребенка для сохранения рода не было проблемой.
Глаголы «родить», вскармливать» и «воспитывать» произошли от одного корня.
С рождения и до 3—4 лет ребенок находился на попечении матери, которая вместе с другими членами семьи обеспечивала уход за ним и его воспитание. Значение славянского слова «дите» исторически восходит к выражению «кормить грудью», а глаголы «родить», «вскармливать» и «воспитывать» произошли от одного корня.
Чадо – так называли сына или дочь до 12 лет, которые находятся под покровительством родителей.
Один из древнеславянских законов гласит: «Родители сотворившие чадо, до 12 лет питают его силой жизни своей». После 12 лет девушка становилась вестой.
Жрицы, помогающие женщинам в чадородный период, жили в капище света (белый храм), которое имело форму пирамиды. При гибели матери во время родов ребенок находился в капище света до 3 лет, потом его забирал отец или представитель его рода, если отец ребенка погиб за отечество. Чада находились в верхней – небесной части капища, жрицы жили в средних (нейтральных) помещениях.
При капищах были сельхозугодья. Детей кормили не коровьим молоком, а козьим, так как оно наиболее близко к материнскому. В гористой местности для капищ света использовались естественные ходы и пещеры в горах, которые расширяли, углубляли, укрепляли и украшали. На нижних уровнях располагались мастерские, хозяйственные помещения, хранилища.
Маленькие дети до той поры, пока у них не развивалось словесное мышление, обучались понимать прямой язык природы – язык птиц, животных, деревьев и даже огня.
Существенную роль в жизни и воспитании играл народный календарь, за соблюдением которого следили волхвы. Уже в IV веке до н. э. на священных календарных кувшинах отмечались даты «священной воды», четыре периода дождей. Были точные сроки появления первых ростков (1—2 мая), начала и окончания жатвы, важные праздники: Ярилин день (4 июня), день летнего солнцестояния – Купала (24 июня), день Перуна (20 июля).
Для фиксации наблюдаемого использовалась особая знаковая система черт и резов. О ней в X веке писал черноризец Храбр: «Прежде убо словене не имеxу къниг, но чрьтами и резами чьтяху и гадааху погани сущее».
Письменность у славян существовала задолго до Кирилла и Мефодия.
Императрица Екатерина II писала: «…что они [славяне] древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены или еще не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» («Записки касательно русской истории»). Имеются данные, что основу письменной грамоты славяно-арийских народов составляли санскрит, влесовица, этрусские (тирренские) письмена, узелковое письмо, руническая письменность.
Получены данные, что уже 7 тыс. лет назад у славян было оригинальное письмо, которым выполнены тэртерийские надписи (V тысячелетие до н. э.), протоиндийские надписи (XXV—XVIII вв. до н. э.), критские надписи (XX—XIII вв. до н. э.), этрусские надписи (VIII—II вв. до н. э.), так называемые германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.
В VII веке у восточных славян было принято детей племенной знати отдавать на воспитание до 7—8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Этот обычай кормильства, или кумовства, препятствовал отрыву знати от основной массы населения племени. Так появилась исторически первая форма обучения и воспитания детей вне родной семьи.
В это же время от славянских общин обосабливаются дружины – группы профессиональных воинов, которые размещались в укрепленных лагерях. С двенадцатилетнего возраста будущие дружинники жили в специальных домах – гридницах и проходили начальную военную подготовку.
Обучение подростков, достигших половой зрелости, завершалось обрядом инициации, в ходе которого они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость, получить статус взрослого человека (аналог аттестата зрелости). Имеются сведения, что инициация могла происходить через символическую смерть: например, подростку отрубали часть фаланги на пальце (отсюда «мальчик-с-пальчик»).
Характер обучения определялся существующей религией. Кстати, язычниками называли не славян, а тех, кто ими не был, то есть другие народы. «Языки» здесь означают народы, племена.
Славянские верования развивались по разным руслам: одни племена верили в силы природы и космоса, другие – в Рода и рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов, четвертые – в тотемных животных-пращуров. В любом случае основой образования детей являлись образы богов, духов, героев, а также различные ситуации, в которых разворачивались события с участием этих персонажей.
Род, родители, родина
Род – древнее слово, означающее главного бога славян – родоначальника всего сущего в мире. Род – это славянский бог-творец. Считается, что от него появились все остальные славянские боги, а от них уже произошли люди. Славянами называют тех, кто славит своих богов.
От имени Рода происходят многие слова, определяющие и сопровождающие образование человека.
– Имена существительные – родина, родинка, родные, родители, родственники, родственничек, родичи, прародитель, прародина, роды, родство, роддом, родовспоможение, родословная, родня, отродье, урод, уродина, выродок, юродивый, порода, богородица, родовитость, родовой, родоначальник, родниться, сродниться, рождение, роженица, зародыш, новорожденный, зарождение, вырождение, возрождение, перерождение, порождение, рождаемость, урожай, урожайность, уроженец, уроженка, инородец, водород, кислород, углерод, плодородие, месторождение, благородие, родник, народ, народоволец, народник, народовластие, народонаселение, природа.
– Имена прилагательные – первородный, благородный, высокородный, родовитый, однородный, родимый, родниковый, родной, родненький, родовой, родственный, безродный, двоюродный, троюродный, породистый, народный, всенародный, международный, инородный, урожденный, однородный, неоднородный, природный, природоохранный, прирожденный.
– Глаголы – родить, родиться, породниться, возродить.
– Наречия – сроду, сродни, по-родственному.
Древний клич одобрения славян – «Урр!», а военный клич – «Урра!» Многие древние русские слова содержали букву «р» и буквосочетания ур = ру; ар = ра; ор = ро; рус = сур.
Устройство человечества таково, что одно поколение сменяет другое. Так происходит в каждом роду. Представители одних поколений передают традиции и заветы своего рода детям и внукам, те – своим. Так продолжается, пока в роду рождаются дети.
Считается, что душа сама выбирает, в какой семье родится, то есть выбирает свой род. А уже потом род задает направление пути человеку.
У древних славян было поверье, что когда ребенок появляется на свет, первый кто его посещает – это мифическое существо рожаница, она глядит на чело младенца, прочитывает его судьбу и записывает ее на специальную дощечку, которая называется нитью судьбы. Затем рожаница, глядя на пророчество о судьбе младенца, запрашивает у бога подходящего этому младенцу ангела-хранителя (духа-хранителя). А уже он сопровождает своего подопечного на протяжении его судьбы. Нить судьбы задана не жестко, она может меняться. От самого человека зависит, выполнит он свое предназначение или нет.
Хранители рода – предки, продолжатели – дети. Каждый человек – это звено в цепи поколений, носитель генетической памяти и особой памяти души. Из глубины рода мы получаем послания и установки, и важно научить ребенка правильно ими пользоваться.
Если человек не помнит и не чтит своих предков, у него нет основы, на которую можно опираться. Он совершает много ошибок, потому что не интересуется опытом предыдущих поколений. Как правило, такой человек агрессивный и бесцеремонный. Люди, которые хранят память предков, знают семейные истории, чувствуют себя более уверенно. Их семьи более крепки и способны выживать в сложных ситуациях.
В старину человека, который не мог назвать своих предков до седьмого колена, считали безродным. Причем, это касалось не только дворянских сословий, но и простых крестьянских семей. Таких называли «без роду, без племени».
Что означает «Иван, не помнящий родства»? В царское время фамилию «Непомнящий» давали переселенцам, подкидышам, людям, которые не помнили своих предков. Сегодня Иваны, не помнящие родства – это люди, которые не знают и не помнят своих предков, теряют силу своего рода. Чтобы такого не случилось, современным ученикам следует предлагать поговорить со своими родителями и родственниками, расспросить их о предках, вместе вспомнить и осознать, что происходило с ними, как они жили, к чему стремились. Полезно выполнить творческую работу «Моя родословная», в которой собрать информацию обо всех своих родственниках.
У каждого человека есть сила его рода. Особенности проявления этой силы до сих пор остаются загадкой. Как человеку реализовать или изменить сценарий жизни, который, возможно, был написан за много веков до его рождения? Поскольку у любого рода есть свой вектор развития, родовая сила ищет себе подходящие звенья для того, чтобы это развитие реализовать. Поэтому, когда человек приходит в род, он это делает ради более великого, нежели личные потребности. Так возникают миссия человека, его цели.
Род как особый организм способен привлечь в себя такого человека, который поможет ему не только развиваться, но и выровняться, если есть отклонения от курса. Для этого в роду может появиться конкретный ребенок либо в род принимается человек, рожденный в другом роду, через мужа или жену. Отсюда возникает задача добиться совместимости родов. Например, в славянской традиции издавна было принято при создании новой семьи тщательно подбирать род, чтобы его идея развития совпадала с идеей своего рода. Род – та самая сила, которая позволяет определить, тот ли человек рядом с вами.
Человек может общаться со своим родом, просить у него совета и получать помощь. Такое вполне возможно, например, если в самые трудные моменты мысленно искать ответ, обращаясь ко всем предкам, начиная от самого дальнего.
Если вектор внутреннего развития ребенка совпадает с вектором родовой силы, ему есть на что опереться, куда вернуться. Ощущение, что он является представителем рода, дает ребенку чувства самоуважения и гордости. Их он переносит в окружающий мир, транслирует другим людям, которые в результате воспринимают его как представительного человека. Если же человек отсекает связь с предками, он лишает себя поддержки.
«На роду написано» – так формулируется заказ рода человеку на его образование. Каким образом определить, что именно «написано на роду»?
Замечено, что в семьях существуют наследственные жизненные программы, неосознанные повторения. События, которые происходили с нашими предками, оставляют эмоциональные отпечатки на энергетике всего рода, задают бессознательные установки. Родовая информация зашифрована в поведении, эмоциональном настрое, в пословицах и поговорках, которые употребляют в семье. Например, в одной семье говорят: «Каждый сам кузнец своего счастья», в другой: «Что ж, значит, не судьба».
Родословная – это программа образования
Начиная со стародавних времен семьи гордились древностью рода. Традиционно род изображают в форме дерева. Есть корни, ствол, ветки, листья – прошлые поколения и настоящие – это одно целое. Родовое дерево обеспечивает человеку питание, опору и защиту.
Чтобы ребенок воспринимал заказ рода на образование, создается прочная связь поколений. Для детей и их родителей действуют заветы, соответствующие древним славянским традициям.
– Помните о предках – рассказывайте семейные истории, ищите в предках сильные положительные качества. Это поддерживает связь с прошлым вашего рода.
– Поддерживайте отношения с живыми родственниками, чаще общайтесь с ними. Кровные узы питают нас сильной энергией.
– Чаще бывайте в том месте, где вы родились, даже если там уже никто не живет и если даже нет дома. Сама земля в этом месте питает вас энергией, ведь это ваша родина.
Исследователи считают, что у каждого рода имеются определенные программы. Они закладываются двумя способами:
– посредством эмоционального всплеска, когда произошло очень сильное эмоциональное подкрепление какого-либо события, например, у человека возникла обида на всю жизнь;
– с помощью повторения, когда несколько поколений делали одно и то же, в результате чего в роду возникла привычка. Далее каждый род, его представители осознанно или неосознанно реализуют родовую программу.
Если род заинтересован в каких-то программах, человек не сможет от них отказаться. Однако он может не только завершить программу, но и переписать ее, перепрожив изнутри. Считается, что в роду люди просто так не появляются, они приходят со схожими программами, для того чтобы их видоизменить, улучшить или завершить. Если человек не реализовал программу, она переходит к его потомкам.
Таким образом, не только род влияет на человека, но и человек реализует задачи рода. Для человека предлагаются следующие принципы.
– Позитивную силу рода всегда нужно приумножать.
– Любую программу, которая начата в роду, даже позитивную, важно закончить.
– Если программа негативная, ее нужно изменить.
В силах каждого человека повлиять на развитие своего рода. Для одних людей это приумножение накопленной благости, для других – исцеление рода. В результате человек получает для себя и своих потомков свободу выбора, свободу творчества и успешную самореализацию.
Ребенка необходимо учить прислушиваться к себе, всматриваться в свой род внимательнее, для того чтобы понять, с какой целью он пришел в родовую систему. А осознав свои задачи – воплощать их. Тогда род отблагодарит человека сторицей.
Каждого человека необходимо научить быть благодарным своему роду за свою жизнь, за полученные возможности. Наши дети должны понимать, что их предки сделали все, чтобы их образование и судьба были лучшими. Для этого нужно приложить свои усилия, соединенными с силами рода.
Реализация собственной родовой программы – фундаментальная основа образования каждого человека. Представления древних славян о смысле и образе жизни помогают выстраивать образование ученика сообразно его роду.
Практикум
1. Запишите всех своих родственников. Чем больше их вы вспомните, тем сильнее станете. Вы это почувствуете – ощутите прилив сил, уверенности в себе.
2. Нарисуйте восходящее или нисходящее родословное древо своего рода, укажите на нем всех известных вам родственников.
3. Опросите живых родственников, особенно старших, о тех предках, которых они помнят. Запишите истории или события, связанные с предками. Начните составлять свою родословную, например, с помощью сайта FamilySpace (familyspace.ru) или myheritage.com.
4. Составьте семейный фотоальбом. Поместите в него старые и новые фотографии. Отсканируйте имеющиеся бумажные фотографии и подготовьте фотоальбом в электронной форме.
5. Соберите и отсканируйте бумаги и документы ваших бабушек и дедушек и те, которые им достались от их родственников, предков: похвальные листы, грамоты, благодарности, трудовые книжки, мемуары, письма, автобиографии, дневники, паспорта, удостоверения, свидетельства. Сфотографируйте медали, ордена, семейные реликвии, предметы коллекционирования. Сделайте опись бумаг и предметов – перечень и краткое описание каждого элемента.
6. Соберите творческие материалы, созданные вашими родственниками, – стихи, статьи, книги, детские рисунки, фотографии картин, изобретенных приспособлений, выращенных уникальных цветов, овощей и фруктов, построенных домов и т. д.
7. Составьте архивы семейных видео- и аудиоматериалов – празднований дней рождения, Нового года, рождения ребенка, свадеб, других праздников и событий.
8. Воспользуйтесь сетевыми ресурсами и архивами для поиска родственников: «Всероссийское генеалогическое дерево» (vgd.ru), «Поиск людей» (poisk-ljudej.ru), «Мемориал» (obd-memorial.ru) и др.
Литература и видео
– Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII веков / Сост. С. Д. Бабишин, Б. М. Митюров. – М.: Педагогика, 1985.
– Велесова книга. Все дощечки. Аудиокнига. [Видеозапись] / Читает ЯРАлик. Россия. 2019. – 7 ч 04 мин. https://youtu.be/wZ_CpVHpdgQ.
– Громов М. Н. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. – М.: Изд. АПН СССР, 1983.
– Капище в Красотынке. Часть первая. [Видеозапись] / Родноверие. ССО СРВ. Россия, 2013. 20 мин. https://youtu.be/HA_e2B1W5tc
– Клесов А. А. ДНК-генеалогия славян. Происхождение и история. СПб.: Питер, 2019. – 397 с.
– Лекции школы «Русская традиция». [Видеозаписи] // Русская традиция. – 2009. https://slavtradition.com/video/shkola-russkaya-traditsiya.
– Максименко Ю. В. О древнейшей истории России // «Академия тринитаризма». – М. – Эл №77—6567, публ. 20766. – 24.06.2015. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/1141-mks.pdf.
– Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э. Д. Днепрова. – М.: Педагогика, 1989. – 480 с.
– Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608 с.