Эффективные стратегии развития горнолыжной индустрии: анализ и рекомендации
Кармен-София Риофрио-Солнцева
Редактор Елена Алексеевна Макарова
© Кармен-София Риофрио-Солнцева, 2024
ISBN 978-5-0064-9413-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Об авторе
Кармен София Риофрио Солнцева является высококвалифицированным топ-менеджером и признанным экспертом в области развития туристической горнолыжной индустрии Российской Федерации.
Ее профессиональный путь отмечен успешной реализацией множества проектов, стимулирующих социальное и экономическое развитие через туризм.
Специализируясь на создании горнолыжных курортов и управлении ими, автор внедряет в туристическую индустрию инновационные технологии и налаживает международное сотрудничество в целях укрепления туристического потенциала регионов. Она активно занимается анализом и разработкой стратегий, направленных на улучшение инфраструктуры курортов и привлечение инвестиций в экономические зоны, что способствует росту и устойчивому развитию туристических объектов.
Эта книга объединяет многолетний опыт автора и предлагает читателям комплексный подход к пониманию механизмов импортозамещения и развития туристической инфраструктуры. Основываясь на проверенных методах и успешных стратегиях, применяемых в разных уголках мира, книга представляет ценный ресурс для всех, кто интересуется вопросами развития горнолыжных курортов и эффективного управления ими.
Глава 1. Проектирование, эксплуатация и обеспечение безопасности трасс
При развитии горнолыжных курортов в России необходимо опираться на международный опыт и передовые практики и адаптировать их к местным условиям, включая культурные, политические и экологические аспекты. В России нужно не просто копировать существующие нормы и стандарты, а на их основе разрабатывать собственный подход. Для горнолыжных курортов РФ необходимо:
– Обеспечить управление землепользованием адекватными инструментами для развития горнолыжной территории.
– Внедрить природоохранные процедуры для обеспечения устойчивости горнолыжной территории.
– Обеспечить непрерывную реализацию согласованного долгосрочного стратегического плана.
1.1. Обеспечение управления землепользованием адекватными инструментами для развития горнолыжной территории
Землепользование – основной вопрос и обязательное условие для организации лыжной зоны. Как показал сопоставительный анализ, земельные законы варьируют в зависимости от страны. Например, во Франции создана четкая система организации горнолыжного курорта с подробными и специфичными государственными законами и процедурами. Совершенно другой подход используется в странах Северной Америки. Здесь отсутствуют конкретные процедуры государственного уровня, связанные с организацией горнолыжных курортов, если земли находятся не в пределах защищенной территории (например, территории провинциальных или национальных парков). В этом случае окружные или местные органы власти работают вместе с застройщиками для согласования планов использования земель под проекты.
В России, учитывая потенциал развития горных курортов в основных горных районах (например, Кавказа, Алтая, Камчатки), наделение властей соответствующими полномочиями для организации горнолыжных курортов и, в частности, для решения вопросов землепользования, является важным шагом.
Поэтому имущественные вопросы и вопросы по управлению землепользованием должны быть рассмотрены в рамках общей программы, разработанной на государственном уровне. В зависимости от типа собственности на землю в России применяются различные нормы и процедуры. Это означает необходимость в разработке одних правил для горнолыжных территорий, развиваемых в частных владениях, и других правил для земель, находящихся в государственной собственности.
Что позаимствовать у международных моделей
Французская модель кажется вполне приемлемой для расширения существующих лыжных курортов и создания новых на основе частной собственности, и в РФ можно взять ее за основу. Действительно, Горное законодательство Франции разрешает использование частной собственности в качестве горнолыжных склонов в зимнее время без затребования земельной собственности. Что касается новых проектов (в том числе развития территории или курорта), в законодательстве Франции предусмотрены механизмы приобретения земельных участков, где есть сильная заинтересованность общественности и можно продемонстрировать жизнеспособность проектов. Закон о горных массивах Франции в основном работает в отношении зимних видов деятельности, в то время как российская система должна учитывать всесезонную деятельность. Юридические процедуры включают переговоры о выделении земли и даже экспроприацию.
В России горные районы часто находятся на территории национальных парков или других государственных земель. Поэтому необходимы конкретные правила для таких областей. Североамериканская модель предоставляет интересные правовые инструменты в отношении национальных парков и лесов. На федеральной земле управление горнолыжными курортам может быть разрешено на платной основе в определенных условиях (экологических, экономических). Застройщики должны предоставить властям долгосрочную и обоснованную стратегию. Что касается парков Британской Колумбии в Канаде, то исходным стратегическим документа для начала переговоров с федеральными органами власти является мастер-план, включающий бизнес-план и общую оценку состояния окружающей среды.
В целях дальнейшего развития горнолыжных курортов в России правовые нормы могут быть хорошо сбалансированным сочетанием французской модели в отношении частной собственности (см. выше) и североамериканской модели в отношении земель, лежащих на территории парков. Эта структура, несомненно, поспособствует развитию проектов. Учитывая большие, еще не разработанные территории в горных регионах России, то риск избыточного использования земли очень мал.
Конкретная процедура позволит государству или местным органам власти развивать горнолыжные курорты на частных землях. Она поможет объединить три основные цели: развитие горных рекреационных мероприятий, уважение права собственности на землю и сохранение окружающей природной среды. Без изменения земель прокладка, развитие и оборудование горнолыжных трасс (или зон для безмоторных видов развлечений) разрешается на таких землях при выполнении следующих условий:
– Должен быть продемонстрирован общественный интерес к проекту. Досье по этому вопросу, включающее уведомление, обоснование проекта, характеристики сервитута, инвентаризацию земель, обсуждения с местными властями и анализ воздействий, представляется соответствующему агентству.
– Это разрешение касается зимних видов деятельности (катание на горных лыжах, лыжные гонки и катание на санях) и летних (катание на горных велосипедах, пешие прогулки, катание на санях).
– Разрешение будет действительно в течение определенного времени (зимний сезон для горнолыжных трасс).
– Эта процедура позволит проводить конструкторские работы на рассматриваемых земельных участках.
– Сервитут не может обременять земли, расположенные в 20 м от жилых или профессиональных зданий. В отношении земельных участков, располагающихся на расстоянии менее 20 м от зданий, демонстрация общественной полезности, проведение переговоров и экспроприации позволит изменить участок и разработать горнолыжный район.
– Этот нормативный инструмент может быть использован в секторах, ограниченных в местной градостроительной документации.
Рекомендации по развитию горнолыжных территорий
на государственных землях
Долгосрочное соглашение между органами государственной власти и застройщиками горнолыжной территории позволит развивать и эксплуатировать горнолыжные курорты на государственных землях. Государственный орган уполномочен выдавать разрешения на использование и размещение подходящих земель в пределах своей территории для катания на лыжах и других горных видов спорта и рекреационного использования. Необходимо рассмотреть ряд условий:
– Это соглашение должно быть основано на глобальном видении и плане застройки, представленном застройщиками соответствующему государственному агентству.
– Срок соглашения не должен превышать 50 лет.
– Соглашение является определением границ горнолыжной территории для будущих разработок.
– По соглашению будет взиматься сбор за выдачу разрешения на основе справедливой рыночной стоимости.
– Точный перечень развлекательных мероприятий должен быть четко определен.
– Некоторые мероприятия и объекты запрещены на территории национальных парков, включая парки развлечений, поля для гольфа, бассейны, аквапарки и теннисные корты.
– В отношении национальных парков более полная оценка воздействия предоставляется руководству национального парка на апробацию.
Внедрение природоохранных процедур для обеспечения устойчивости горнолыжной территории
Задача состоит в том, чтобы найти правильный баланс между экологическими соображениями и развитием туризма. Когда процедуры слишком строгие, ни один из проектов не будет одобрен властями, и экономическое развитие горных районов, безусловно, будет слабым. С другой стороны, отсутствие экологических нормативов может иметь значительные (возможно, необратимые) последствия для окружающей среды. В долгосрочной перспективе это может значительно ухудшить состояние ключевых активов горнолыжных курортов, а именно их естественную природную обстановку. Поэтому экологические рамки, специально разработанные для горных проектов, должны помочь разработчикам найти баланс в этом важном вопросе. Для того чтобы экологические нормы необоснованно не замедляли развитие проекта, процедуры следует адаптировать к проектам (например, в плане масштаба, времени, последствий).
Если за основу взята североамериканская модели, целесообразно рассмотреть два уровня экологической оценки. Первый охватывает всестороннее описание потенциального воздействия на окружающую среду. В конце этой первой стадии, и только если будут выявлены значительные последствия, власти могут потребовать проведения полной экологической оценки с наложением дальнейших нормативных требований.
Для России необходимо разработать многоэтапный подход. Владельцы проектов должны представить свою экологическую оценку соответствующему государственному органу по охране окружающей среды. Первая оценка будет гарантировать минимальную оценку воздействия на окружающую среду, и этой процедуре подлежат все проекты.
Данная процедура охватывает следующие аспекты:
– Первоначальную оценку окружающей среды до проекта (среда относится к биоразнообразию, водным ресурсам, пейзажу, социальным и экономическим вопросам).
– Описание проекта.
– Определение основных потенциальных воздействий.
– План действий по их снижению.
По завершении этой первой оценки и после рассмотрения файла природоохранный орган решает, возможна ли реализация проекта или требуется более полная оценка. Природоохранный орган должен принимать решение в соответствии со списком критериев, определенных для России. В частности, они могут быть основаны:
– на размере проекта;
– на объеме работ в рамках проекта;.
– на конкретных природоохранных проблемах, определенных во время первой оценки (например, воздействие на биоразнообразие, загрязнение воды, обезлесение);
Полная экологическая оценка включает:
– подробную первоначальную оценку среды до проекта, включая всесезонную инвентаризацию фауны и флоры;
– точное описание проекта, подчеркивающее меры по сокращению экологических издержек;
– отдельные главы об экологических проблемах, выявленных в первой оценке;
– план действий по снижению воздействия;
– план действий по компенсации последствий;
– план последующих действий.
Следует обеспечить централизованное решение всех экологических вопросов и воздействий проекта в одном документе. Однако, в зависимости от типа проекта, природоохранный орган может потребовать, чтобы владельцы проекта предоставили дополнительные данные и провели исследования по оценке особых вопросов. Например, если проект предусматривает производство снега, то особое внимание будет уделяться вопросам водных ресурсов. А если речь идет о расположении курорта на территории национального парка, потребуются детальные исследования биоразнообразия и ландшафта.
Принятие согласованного долгосрочного стратегического плана
В текущей системе нормативного регулирования проектов в России инструмент Planirovski является важным механизмам сбора информации о планировании и параметров в одном документе. Он определяет бюджет, планирование и стратегию развития проекта. Такой подход к планированию является необходимым условием для любого проекта района.
Другие страны включили в свою систему проектов собственные инструменты планирования. Например, в США нужно два разных плана для обоснования проекта горнолыжной зоны на территории национального парка:
– Генеральный план, или руководство для будущих разработок. Если принимается решение о расширении или постройке нового объекта в горнолыжной зоне, и оно уже утверждено в генеральном плане, то процесс утверждения становится автоматическим.
– Оперативный план, в отличие от генерального, регулирует ежедневную деятельность из года в год. Он направляется в орган, отвечающий за национальные заповедники, если застройщики обсуждают соглашение по использованию земли в течение 40 лет.
Во Франции существуют три типа обязательных планов застройки:
– Документы по градостроительству и процедуры, которые являются основными документами по управлению зонированием и стратегическим развитием территории. Они разрабатываются при участии всех заинтересованных сторон, включая различные государственные органы, местный совет, граждан, гражданские сообщества.
– Генеральный план проекта, если речь идет об определении нового проекта на горнолыжном курорте. Например, во время принятия процедуры в отношении нового туристического блока Закона о горных массивах владельцы проектов определяют специальный план проекта (например, расширение горнолыжной зоны).
– При подписании соглашения о передаче публичных функций местные власти подписывают оперативные планы оператора горнолыжной территории. В этом соглашении указываются бюджет и основные проекты, которые будут выполнены во время концессионного соглашения.
Все эти инструменты нацелены на обеспечение последовательного и устойчивого развития. Поэтому рекомендуется закрепить этап генерального планирования в России путем пересмотра и обновления Planirovski, для того чтобы:
– обеспечить всеобъемлющий, целостный процесс планирования, который может включать другие виды экономической деятельности, помимо туризма;
– проводить систематические публичные консультации с местными заинтересованными лицами. Это облегчит принятие проекта местным населением и позволит четко определить потенциальные местные ограничения;
– найти верный баланс между долгосрочным видением и возможностями обновления и совершенствования стратегического плана с учетом эволюции контекста проекта (экономика, технологии, экология и климат, политические и социальные проблемы).
В этих условиях наличие долгосрочного стратегического плана обеспечит устойчивое и последовательное развитие. Этот обязательный документ называют по-разному: «горнолыжный генеральный план», «горнолыжный план стратегического развития», «горнолыжный план устойчивого развития». Он обычно включает в себя:
– техническую оценку участка;
– стратегию туризма и видение проекта;
– генеральный план курорта (зонирование и правовая база);
– зимний генеральный план;
– летний генеральный план;
– бизнес-план и видение.
Профессиональные стандарты
Что касается профессиональных стандартов, то уже хорошо работает ряд международных практик, большинство из которых прошли подробное сравнение. На стадии планирования горнолыжного курорта в России (нового или расширения/реконструкции старого) профессионалы должны учитывать ряд важных параметров, как это принято во всем мире.
В начале процесса планирования необходимо оценивать указанные выше факторы окружающей среды, чтобы разработать наиболее привлекательный проект горнолыжного курорта, максимально адаптированный к местным условиям, согласно трем основным критериям.
Как и во всем мире, так и в России этот первый этап планирования является важнейшим шагом, который позволит будущим проектам удовлетворить экологические и технико-экономические требования, а также требования жизнеспособности, поэтому его следует выполнять.
Проектирование горнолыжных склонов
После подготовки подробного плана разрабатывается технический дизайн конкретных проектов, также основанный на международном опыте. Как и некоторые другие страны, например, Япония, российский рынок включает большое количество сноубордистов. Это следует принять во внимание при проектировании лыжных трасс, поскольку сноубордистам необходим уклон для скольжения не менее 10 – 12%. Российский рынок также требует больших зон катания для начинающих лыжников, учитывая, что большинство горнолыжных курортов мирового класса стараются предоставить легкие склоны для гостей.
Российские курорты обязательно должны применять методы, разработанные в самых популярных и передовых горнолыжных курортах за рубежом. В последние десятилетия появился ряд новейших процессов, позволяющих улучшать условия для лыжников и развивать горнолыжные курорты с учетом окружающей среды, ландшафта, рисков, требований гостей. Чтобы адаптировать зарубежный опыт к российским условиям (нормам проведения общественных работ, процессам управления проектами), следует привлечь комитет из российских и международных экспертов для проработки специфических подходов к горнотехническим работам в России. Здесь целесообразно бы применять подход «снизу-вверх» для определения передовых практик, которые уже применяются на горнолыжных курортах России (согласно результатам анализа, большинство инициатив основано на опыте сотрудников на местах и самостоятельно разрабатывается руководством лыжных курортов).
Сегодня существует множество стандартов в сфере проектирования горнолыжных склонов. Однако в проекте всегда следует учитывать особенности рельефа (топографию) и выполнять его с учетом долгосрочной перспективы. Основной принцип – не нарушать ландшафт и экологический баланс, основные ценности горнолыжного курорта.
Строительство горнолыжных склонов
Существует множество практических подходов к проектированию и строительству горнолыжных склонов. И вновь очень важной является эффективная интеграция горнолыжного курорта с территорией. Для этой цели в российских проектах следует применять существующие передовые практики строительства горнолыжных склонов, такие как закругление краев и оснований склонов, восстановление растительности после проведения земельных работ, перемещение камней в безопасные места, дренаж для ограничения воздействия на почву.
Очевидно, что качество работ, выполняемых строительными компаниями, способствовало значительному прогрессу в области строительства лыжных трасс в Европе. Российские разработчики должны разрабатывать строгие технические задания, чтобы российские компании повышали уровень своей компетенции в этой области.
1.2. Использование международного опыта для повышения эффективности управления горнолыжными курортами
Проекты по развитию и управлению горнолыжными курортами являются долгосрочными, окупаемость горнолыжных комплексов может составлять 10 лет и более. Подготовка и строительство осуществляются в труднопроходимой местности (на большой высоте, на склонах, иногда довольно крутых) и в неблагоприятных погодных условиях, которые создают значительные проблемы при их реализации. Специфические условия горной местности затрудняют разработку проектов и делают ее более дорогостоящей по сравнению с проектами на равнинах. Развитие основной инфраструктуры на первозданной местности зачастую оказывает значительное воздействие на экологию региона. Это важно учитывать и правильно оценивать перед запуском проекта. Кроме того, осуществление таких проектов затягивается на несколько лет или даже десятилетий. Условия могут изменяться с течением времени, при этом необходимо иметь средства для корректировки проектов, если это понадобится. Необходимо также учитывать неизбежность вовлечения в процесс местных или региональных органов власти, местного населения и других участников экономического рынка: отельеров, рестораторов, розничных торговцев, заказчиков и застройщиков, с которыми необходимо сотрудничать и согласовывать цель и задачи проекта. С точки зрения эксплуатации, необходимы конкретные навыки, такие как планирование развития горнолыжного курорта, рациональная эксплуатация горнолыжного оборудования (подъемников, систем искусственного оснежения, чистки поверхности, безопасности, управления рисками, устранения лавин), создание горнолыжных школ и прочее.
Строительство новых горнолыжных зон в России является решением, зависящим от стратегии и политики регионального экономического развития, направленных на предоставление тысяч рабочих мест, большинство из которых предназначены для местного населения. Помимо чисто экономических задач, проекты должны обеспечивать новые долгосрочные перспективы для социально незащищенных слоев населения. Именно поэтому критерии для принятия решения об эффективности таких проектов должны быть комплексными и с учетом долгосрочной перспективы.
В странах Западной Европы и Северной Америки горнолыжные курорты развивали в основном на территориях нового строительства. Из имеющегося зарубежного опыта можно извлечь много полезных уроков, которые необходимо адаптировать под местные российские условия.
Ключевыми бизнес-процессами Управляющей холдинговой компании (УХК) в сфере разработки и управления горнолыжным курортом являются:
1. Разработка бизнес-плана и финансовой модели. В нем определяются основные этапы реализации проекта, прогнозируемые затраты и доходы.
2. Подготовка инфраструктуры курорта. Строительство лыжных трасс, установка подъемников, создание гостиничного комплекса, ресторанов и других объектов.
3. Маркетинговая стратегия и продвижение курорта. Планирование рекламных кампаний, участие в туристических выставках, а также использование онлайн-платформ для продвижения.
4. Управление персоналом и обучение сотрудников. Найм сотрудников, их обучение и мотивация, создание команды специалистов, способных обеспечить качественное обслуживание посетителей.
5. Техническое обеспечение и безопасность. Работа системы подъемников, контроль состояния лыжных трасс, медицинская помощь и меры предотвращения чрезвычайных ситуаций.
6. Финансовое планирование и управление рисками. Оценка рисков и разработка стратегий управления ими, анализ финансовых показателей, прогнозирование доходов и расходов.
7. Цифровизация. Внедрение систем мониторинга погодных условий, функционала онлайн-бронирования, цифрового картографирования трасс и разработки мобильных приложений, направленных на улучшение клиентского сервиса.
Поскольку такой вид деятельности еще недостаточно развит в России, целесообразно создать Экспертную консалтинговую компанию (ЭКК), которая будет содействовать российским ключевым участникам в эффективном управлении горнолыжными курортами на основе имеющегося международного опыта. Разработка, эксплуатация, цифровизация и маркетинг относятся к сферам, где необходимо использовать этот опыт. Некоторые из указанных бизнес-процессов, в основном вспомогательные, не попадают в сферу компетенций ЭКК. Например, финансовое планирование УХК может самостоятельно выполнять в соответствии с российскими стандартами, при этом нет необходимости в применении зарубежного опыта.
Указанные выше бизнес-процессы целесообразно реализовывать силами следующих структурных подразделений УХК (условно названы отделами):
– отдел разработки, планирования и общего обслуживания;
– отдел по эксплуатации;
– отдел маркетинга.
Отдел разработки, планирования и общего обслуживания выполняет несколько функций:
– Выполнение подготовительных работ для оборудования всего курорта: горнолыжная зона (подъемники, спуски, системы оснежения), базы отдыха в горах и в долине, общественная инфраструктура (дороги, подача электроэнергии, воды, стоянки и т.д.) с соблюдением правил городского и горного планирования, включенных в планы зон освоения.