Книга Набег - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Григорьева. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Набег
Набег
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Набег

– Прочь.

Ей в лицо брызнули глиняные осколки, тень съежилась, забилась в угол, пискнула обычной дворовой мышью. Айша попыталась прихлопнуть мышь ладонью, но промахнулась, и та улизнула в щель под дверью, напоследок мазнув по руке болотницы тонким холодным хвостом. Откинувшись к стене, Айша закрыла глаза.

Лишь теперь она почувствовала, как устала. Больше всего на свете ей хотелось спать.

Айша просидела в заточении день и еще ночь, то погружаясь в странную тяжелую дремоту, то ненадолго выныривая из нее. Серая тень не возвращалась и к утру стала казаться лишь обрывком одного из снов. Глаза понемногу привыкли, в короткие мгновения бодрствования Айша могла разглядеть свою темницу. Она оказалась маленькой, совершенно круглой, даже пол был с круглым углублением в середине. Поутру пошел дождь, и сочащаяся из-под двери вода собралась в центре землянки грязной лужей. С потолка и стен свисали остатки каких-то кореньев, от земляных стен пахло сыростью и плесенью. Почти всю землянку занимали старые оглобли, на них, будто на телегу, были навалены всякие ненужные вещи – плетеные корзины с рваными дырами, обломки бочки, жердь для сена, две подковы, белый от плесени хомут, кувшин с отбитым горлышком, кусок старой рыбацкой сети.

Подбив под себя всю эту рухлядь, Айша кое-как устроила себе мягкое сиденье, залезла на него, подобрав ноги, и постаралась подумать о чем-нибудь хорошем.

«Ежели человеку худо, он обязательно должен думать о хорошем», – когда-то давно, когда она была еще маленькой и жила в Затони, в большом доме, советовал дед. Дед был из тех, кто умел разгадывать знаки богов. Иногда его советы помогали. Из детства Айша помнила, как бродила с дедом по болотам, тихие вечера в теплом доме и быстрые пальцы старой Букарицы, плетущей пряжу в дедовском подполе.

Сорвавшаяся с потолка капля пронзила холодом кожу, прервала теплые воспоминания, перенесла болотницу в самые их глубины. Перед глазами встали скользкие стены огромной ямы, в ушах зазвенели молящие голоса, стоны, рыдания. За нею накатила тишина – мертвая, ледяная, страшная. Тьма дотянулась до Айши влажными лапами, закутала ее в холодный саван…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

города, страны, реки, озера и т. д.

2

Речь идет о северной оконечности Скандинавского полуострова

3

Йоль – середина зимы

4

Кауганг – древний норвежский торговый город. В дальнейшем к некоторым названиям местности я не буду давать пояснении, читателю достаточно знать, что все упоминаемые в этой книге области города, озера, реки и т. п. реально существовали в древности, а многие еще сохранились под прежними названиями. Ни одно из них не было мной выдумано. При желании читатель может взглянуть на карту.

5

Хвити – мифологическое существо, персонификация смерти. Индентично Белой женщине на Руси, "хвити" в переводе "белая".

6

фьюльк – область (норвеж.).

7

Нидхегг – в скандинавской мифологии: дракон, живущий в подземном царстве и грызущий корни мирового дерева. К нему после смерти попадают самые закоренелые злодеи и вечно горят в пламени, вырывающемся из ноздрей дракона.

8

Херсир – господин, здесь: просто уважительное обращение к знатному человеку (др. сканд.).

9

Как правило, возле древних норвежских городов и деревень существовали тайные места, где жители могли бы укрыться в случае нападения врагов, – скалы, пещеры, каменные завалы и т. п.

10

Согласно историческим источникам, конунг Олав Гейрстадир умер спустя два года после описанных здесь событий от болезни ног.

11

Граут – жидкая каша (др. сканд.).

12

Здесь использованы кеннинги. Китовый путь – море, зверь снасти – корабль. В переводе все звучит просто: "В море во время бури запоет корабль…" и т. д.

13

Дорсук – вождь одного из древних приморских племен ободритов. Это племя обитало на побережье Балтийского моря, в районе нынешней Германии.

14

Древние считали, что избавить тело колдуна от оживления можно, лишь отрубив ему голову и воткнув в сердце осиновый кол

15

Гюда и Рюрик – реальные исторические личности. Историки спорят о происхождении Рюрика, но здесь автор склоняется к теории, утверждающей, что и Рюрик, и Гюда были детьми князя Гостомысла, правителя Ладоги.

16

Венды – славяне.

17

Тор – бог, сын Одина, громовержец, покровитель и защитник среднего мира, то есть мира людей.

18

Фернир – мифологическое чудовище, волк, который, согласно мифу, во время конца света должен освободиться от цепей и проглотить солнце.

19

Саксы – племя, населявшее в IX веке территорию нынешней Германии.

20

Один из способов изготовления обуви. В те времена обувь шили из одного или двух лоскутов кожи.

21

Карл Лысый – один из сыновей короля Людовика Благочестивого. После смерти Благочестивого его земли были поделены между его сыновьями. К Лотарю отошли земли от Италии до Фрисландии (Срединное королевство), Людовик Немецкий получил земли от Саксонии до Баварии, а Карл Лысый – Западно-Франкское королевство (Франция).

22

Эрулы – племя, которое впоследствии растворилось среди других шведских племен, но известно, что многие из эрулов были профессиональными наемниками.

23

Вступая в хирд, воины приносили клятву верности вожаку хирда – хевдингу. Свеаланд – область в Швеции.

24

Рэ – древнее название острова Рюген в Балтийском море. Там находилось одно из самых крупных капищ (храмов) балтийских славян.

25

Согласно справкам из исторических источников, описываемый здесь поход состоялся в марте-апреле. Обычно морские походы начинались позже.

26

Здесь перечислялись проливы, разделяющие Балтийское море и Северный Ледовитый океан. Остерс унн – пролив, ближний к Балтийскому морю.

27

На некоторых кораблях того времени мачты были съемными.

28

Здесь перечислены символы бога-громовержца – в его колесницу были запряжены козлы, а его волшебным оружием был молот Мьелльнир.

29

Внутреннее море – Балтийское море.

30

Свея, Эстфольд, Гаутланд – различные юго-восточные области Скандинавского полуострова.

31

Гаммабург – древнее название немецкого города Гамбурга. Меркленбургская бухта и река Бойца до сих пор сохранили свои названия.

32

Речь идет о Фризских островах, в то время принадлежавших Лотарю. Управлять ими он доверил бывшему конунгу Дании Харальду Клаку, изгнанному из Дании своим родичем – Хориком Датским.

33

Данвирк – знаменитый Датский вал.

34

Речь идет о реке Сене во Франции и о городе Париже.

35

Лаба – древнее название реки Эльбы.

36

Варги – здесь одно из племен прибалтийских славян. Многие историки считают, что варги – вымысел, другие говорят, что это одно из названий варягов. Если исходить из предположения, что правы вторые, то поселения варгов в IX веке находились именно на реке Бойце, а раскопки крепости на озере Шверинерзе подтверждают версию о варягах. Но автор склонен предполагать, что варги – отдельное славянское племя.

37

Здесь описан один из обычаев викингов – приносить клятву на оружии.

38

Позже подобную игру назвали игрой в кости.

39

Гривна могла служить как средством платежа, так и шейным украшением, говорящим о состоятельности своего владельца.

40

Небесные всадники – ветры.

41

В славянской мифологии: обмень – ребенок нечистого духа, обменянный на человеческое дитя; волколак – вампир; ерестун – мертвый колдун, покидающий свою могилу, чтоб вредить людям; блазень – тень, призрак; игоша – ребенок, утопленный матерью.

42

Древние перекрывали путь чужим кораблям к своим городам, крепостям или портам с помощью всяческих подсобных средств. Зачастую для этих целей в гаванях топили множество старых кораблей, насыпали камни и т. д. Только тот, кто хорошо знал о местонахождении подобных ловушек, мог провести через них корабль.

43

По мнению некоторых историков, подобное построение было малоэффективным, зато выглядело внушительно и говорило о намерении сражаться до конца. Это был скорее метод демонстрации своих намерений, чем обороны.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов