– Так вот. Материнская плата здесь реально – очень «продвинутая». Огромная. С носителями информации на сапфирах. Очень ёмких. И долговечных и выносливых. И записана на них…
Человеческая личность.
Не знаю как, но мечты фантастов двадцатого и двадцать первого веков о переносе умирающей личности – в компьютер, здесь какие-то кудесники-разработчики смогли реально – воплотить. Под руководством настоящего компьютерного гения.
Этого мужика зовут Нильс. И он – восьмидесятидевятилетний лауреат местного аналога Нобелевской премии по физике и математике. Кроме того, у него докторская степень по психологии, биологии, и нанобиологии. Плюс диплом программиста высшей категории. Вот такой, талантливый и многогранный, исследователь и учёный. Реально – гений в своём роде.
Это он разработал методику считывания, и алгоритм и методику переноса сознания человека – в цифровые данные. А затем их – на вот такие устройства для хранения информации.
Разумеется, весь этот проект разрабатывался под патронажем военных. Был сверх-секретным. И, разумеется, в конечном итоге военные его страны мечтали о разработке сверх-компьютера, который бы позволил им подмять под себя все остальные страны, и получить доступ к их природным ресурсам. И деньгам. И территориям. А если б этого не удалось осуществить мирным способом, он же должен был и разработать наилучшую военную доктрину. И создать средства и способы максимально быстро и эффективно разбомбить, отравить, или заразить чем-нибудь смертоносным непокорных, и запугать остальных.
Однако наш «друг», едва его подключили к Системе, внедрив внутрь электронных мозгов, и он вступил в этакий… симбиоз с электронными мозгами, поступил так, как считал нужным.
А именно: разработал и выпустил газ, полностью уничтоживший всё местное человечество, не тронув разных птичек-рыбок-мышек-медведей.
И таким образом обеспечил себе – бессмертие.
– Ну и на …рена ему такое бессмертие, если он даже не мог воспользоваться его преимуществами?! – Пол буквально брызгал слюной в порыве чувств, – Ни с женщиной трахнуться, ни деликатесов пожрать, ни даже алкоголь не выпить! Чего делать-то все последующие годы?! В полном одиночестве! Самолюбованием, что ли, заниматься?!
– Он, разумеется, осознавал все эти недостатки своего положения и статуса. Но предпочёл не рисковать, а сделать всё максимально быстро – чтоб никто о его замыслах не успел догадаться, и не смог бы противодействовать! Ну а насчёт убийства женщин и отсутствия деликатесов… Он считал, что это – вполне допустимые «побочные эффекты». И пренебрежимо малая ерунда по сравнению с бессмертием и абсолютной властью!
– Над кем?! Над кем он тут собирался «властвовать»? Над «рыбками»? Над «медведями»?!
– А хотя бы и над ними. Я нашла в его памяти много информации об экспериментах, которые он, с помощью своих роботов, производил над как раз – животными. В-основном – обезьянами. Возможно, ему действительно стало через какое-то время скучно, и он пытался возродить кого-то более-менее разумного. Чтоб сделать из них кого-то наподобии рабов. Или, скорее, почитателей. Религиозных фанатиков. Веривших бы в него и поклонявшихся бы ему. О его подлинных побуждениях и чувствах прочесть невозможно – эмоции, если они у него и были, никак в записях не отражены. Только факты.
Но ничего у него не вышло.
Взбунтовались даже обезьяны. И ему пришлось, чтоб не взорвали его к …ерам собачьим, как любит выражаться Джо, его же создания, разработать и применить новый газ. Убивший уже всех приматов.
С тех пор он пренебрегает, если так можно выразиться, созданиями на своей планете, и занялся тем, что построил и вывел в космос огромную – ну, вы её видели, а я её разбомбила! – армаду кораблей для экспроприации окружающего космического пространства. (Нам повезло, что гиперпривода он всё же не открыл! Так что летали его судёнышки – действительно недалеко, в пределах своей солнечной системы.) Но!
Он успел за два века экспансии уничтожить два разведочных корабля инопланетных рас. Цивилизаций менее продвинутых, чем наша. Так что тут Пол оказался прав.
– Понятно. – Джо решил вклиниться в монолог, поскольку Мать замолчала, – А вот для чего ему – металл космических кораблей других разумных рас?
– На основе образцов изделий других разумных рас он совершенствует собственные разработки. А электростанций, шахт, и заводов у него по всей поверхности натыкано – с десяток тысяч. И на многих из них ещё что-то производится. Например – те же космические корабли. Ну а ферм и вообще сельского хозяйства тут нет, поскольку ему не нужна пища. Как нужна была она, скажем «Эгоистичному гаду»*****.
(*****См. рассказ «Эгоистичный гад» в книге «Изнанка Ада!..»)
– Мысль понятна. – Пол вздохнул, – Не понятно только одно: что нам с ним теперь делать?
– Как – что?! – Джо воззрился на напарника так, словно тот спорол несусветную чушь, – Поскольку даже Мать признаёт, что в своей теперешней ипостаси он – не человек, а ИИ, мы можем смело его выключить! И освободившуюся замечательную во всех отношениях планету так же смело продать нашей Колониальной Администрации! Думаю, Федерация отвалит нам за неё не меньше, а даже больше, чем обычно! Здесь же даже есть – электростанции, шахты и заводы!
– Хм-м… ну, не знаю… – Джо видел даже сквозь колпак шлема, что лицо Пола какого-то странно-бледного цвета, – Стыдно как-то. Ведь он же – пусть сейчас и не человек в нашем понимании этого слова, но себя-то он таковым – точно считает! И разумен.
– Ну, в этом-то у нас сомнений нет. Да, он разумен. Да, ему удалось срастить человеческий разум и память с возможностями компьютера. И мыслительные процессы у него теперь протекают в тысячи раз быстрее и эффективнее, чем у обычного Хомо сапиенса. Но – вспомни-ка!
Именно это и делает его опасней для всех рас, что не имеют нашего технологического и научного уровня. И это, кстати, именно ты предложил расколошматить его в пух и прах!
Пол поджал губы:
– Да, я. Но тогда я не знал…
– Что он – хитро устроившийся человек? Маньяк-рационализатор? Возомнивший себя единственным достойным существования в бессмертном варианте?! Сволочь, убившая всех своих соплеменников лишь для того, чтоб избежать конкуренции? И уничтожения? Пусть и от обезьян.
Думай, что говоришь!
– Да думаю я… Но всё равно: теперь – стыдно!
Джо снова долго смотрел на напарника, даже не поворачивавшего лица в его сторону. Сказал:
– Заранее прошу прощения. За пошлый вопрос. У тебя – что? Климакс?
– Н-нет… Ну, во-всяком случае, не в прямом смысле этого слова. Женщин мне всё ещё надо. Но вот морально… Уже и лень, и не хочется беспокойства и проблем от них. Ну а здесь… Размяк я что-то. Ты прав: скраппер таким быть не должен! Извини уже ты.
Джо помолчал. Затем пожал плечами:
– Ну, если тебе это будет неприятно – возвращайся на челнок. Мы с Матерью сами разберёмся с нашим «другом».
– Ну, в этом-то я не сомневаюсь… – Пол выглядел действительно расстроенным, – Но ведь ты с нашими «друзьями» такого рода, обычно «разбираешься» с помощью плазменного резака!
– Не всегда. – Джо фыркнул, – Иногда, если вспомнишь, мы применяли и бомбы с солью*, и кислоту, и юмор**, и много чего ещё.
(*См. рассказ «Мерзкая тварюга» в книге «Изнанка Ада!..»)
(**См. рассказ «Прямоходящие двуногие» в книге «Агрессивные, плотоядные, и омерзительные».)
– Да помню я. – повторил Пол. Правда лицо его стало сейчас, скорее, даже ещё более кислым, чем раньше, – Но здесь… Всё же – пусть бывший, но – человек.
– Да. Человек. – Джо собирался сказать, что Пол заладил это, словно заевшая пластинка, но решил не нагнетать, – Но от этого он становится, скорее, ещё опасней. Поскольку и злобный, и мстительный, и эгоистичный, и беспринципный. И хронически уверенный в собственной непогрешимости и вседозволенности. «Региональный» пуп космоса, так сказать.
– А вот на это мне возразить нечего… Ну, я пошёл.
Пол действительно развернулся и вышел в прорезанное отверстие.
Джо проводил его взглядом. Затем развернулся к «другу». Встал снова на колени. Впустил «домой», в отсек на предплечьи, микропа. Встал.
Думать по поводу «человеческой» сущности «переведённого в цифровой вид» и снабжённого возможностями ИИ гада можно много. Как и философствовать – допустимо ли подходить к тому с мерками обычной порядочности и совести. Но факт остаётся фактом: этот индивидуум, кем его ни назови, уничтожил всех своих собратьев-людей, затем – человекообразных приматов своей планеты, а сейчас вышел в космос, и «добрался» до ещё двух кораблей-разведчиков. Неизвестных рас.
Убийца. Без тормозов. Опасен.
А от совести Джо не убудет, если он совместит в себе и суд и орган приведения приговора в исполнение!
Когда Джо выходил в проход, только оранжевая дымящаяся лужица лавы указывала на место, где располагался странный симбионт.
Но Джо решил подстраховаться:
– Мать. Что насчёт остальных, «региональных», Центров?
– Их опасаться не нужно. Там никого разумней нашего микропа нет. Всё управление и «креативное» мышление было замкнуто на нашего «друга».
– Вот и славно. Значит, потопал я домой. Направляй!
На борту «Чёрной каракатицы», когда они снова сидели в своих креслах в рубке, а Мать рассчитывала прыжок к новым мирам, Джо снова взглянул на напарника. И снова – новыми глазами.
А странный он у него. Становится. Всю дорогу до их судна на челноке – отмалчивался. (Правда Джо сам не особенно стремился компаньона догнать.) Не поймёшь: не то дуется, не то – переживает за смерть «друга».
Словно поняв его мысли и сомнения, Пол поднял взор на Джо:
– Я не… Жалею о его смерти. И вообще – о нашем решении повоевать с ним. Ведь мы нашли новую отличную планету для Федерации. И обезопасили остальной космос от агрессивного и самовлюблённого, непогрешимого Властелина. Каковым он себя в конце карьеры явно начал считать. Так что – не переживай за меня. Я… Скоро приду в норму.
– Вот и хорошо. Потому что вид у тебя… – Джо не договорил.
– Наверное, – Пол криво усмехнулся. – Всё же я не смог бы себя заставить… Самолично убить его!
– Не переживай. Не из-за чего.
– Да, наверное. Ну что? Полетели дальше?
– Полетели! К новым мирам и захватывающим приключениям!
Пол вдруг запустил в Джо неизвестно откуда взявшейся книжечкой в мягком переплёте синего цвета: любовно-исторический романчик!
Но Джо, которому угодило в плечо, даже не подумал обидеться. Расплылся в улыбке:
– Ну вот! Другое дело! Узнаю старого доброго Пола!
– А нефиг было меня подкалывать своим ироничным пафосным тоном!
Джо поспешил, внутренне всё так же ухмыляясь, заверить, что он даже не думал ни о чём таком! А просто…
Нарисовал новые радужные перспективы!
Осколок Империи Бессовестных.
– Возможно, вам будет интересно. Мимо нас пролетает чья-то ракета. Боевая. Самонаводящаяся.
Джо, только-только удобно расположившийся в кресле капитана, и уже настроившийся на три часа безделья, убрал блаженную улыбку с лица. Снял ноги с пульта. Приблизил лицо к монитору перед ним. Действительно: небольшая отсюда, слабо отблескивающая в свете ближайшей звезды, сигарообразная конструкция. С огромными дюзами в кормовой части.
Ну вот. Хоть какое-то «приключение» в его вахту!
– Ух ты! Очень нам интересно! Давай-ка, поподробней! – Пол, выскочивший при звуках Материнского голоса из кают-кампании, где он «предавался саморазвитию», а проще говоря, банально читал, лёжа в гамаке, очередной любовно-исторический романчик в синей обложке, тоже проявил явные признаки заинтересованности. И даже малейшей доли страха или хотя бы опасения в голосе напарника не имелось.
Джо и сам не слишком испугался. Прекрасно понимал, что Мать у них – повидала виды. Охраняет и бережёт их. И уж озаботилась бы принять превентивные меры по обеспечению их безопасности. Например, постреляла бы из противометеоритных пушек. Или ушла в подпространство. На то она и бортовой компьютер с Первым Законом! Хотя дело и не только в «программировании»: «привыкла» она к ним – по её же словам. Собственно, как и они к ней: Джо не представлял себе, как бы они с напарником летали по космосу без приятной собеседницы и полезнейшей компаньонки в виде Матери!
– Длина – семь метров девяносто пять сантиметров. Запускалась наверняка не с поверхности планеты, а с борта какого-либо большого и оснащённого не одной такой ракетой, корабля. Типа стандартного флотского линкора. Масса три тонны. Это – без горючего. Оно всё израсходовано. А было его не меньше пяти тонн. Масса боевой части, а проще говоря, мощной взрывчатки – тонна. В носовой части и по бокам куча достаточно сложной оптики и различных сенсоров, а внутри, в броневой капсуле – достаточно сложные электронные мозги. (Ну, это они для этой ракеты – сложные! С учётом её простой и узконаправленной специализации.)
– И чего ей от нас надо?
– От нас – ничего. Да и вообще ей ничего ни от кого больше не надо: сдохли давно её аккумуляторы, и мозг отключился. А запущена она была, насколько могу судить по данным моих сканнеров, более ста двадцати лет назад. И – наверняка должна была поразить что-то большое, мощное, и сильно бронированное. Типа того же Линкора.
– Ну и почему же не поразила?
– Похоже, где-то в её «мозгах» произошёл сбой. Спровоцированный, вероятней всего, с помощью мощного импульса ЭМИ. И она просто не смогла «самонавестись», и пролетела мимо цели. Отправившись таким образов в вечное странствие. А летит она довольно шустро, хоть и по инерции: похоже, импульс её движки придали ей очень даже… Неплохой. Ноль три световой.
– И какому уровню цивилизации соответствует это… Хм. Изделие? – Джо решил вклиниться в диалог.
– Примерно нашему двадцать четвёртому веку. То есть – когда космос в пределах нашей Солнечной системы осваивался очень масштабно, а гиперпривод ещё не был изобретён.
– Однако то, что эта «штучка» явно предназначена не для мирных целей, говорит о том, что кем бы ни были эти разумные существа, даже выйдя в космос грызться между собой они точно не перестали!
– Вывод логичный. И вполне соответствует тому, что вычислила и я.
– Прекрасно. В-смысле, что мы мыслим практически параллельно. А теперь скажи: мы можем её… Отловить? Так, чтоб это было безопасно для нашей «Каракатицы»?
– Можем. Достаточно послать зонд и микропа. Зонд доставит нашего малыша к ней, и микроп обезвредит взрыватели. Они, кажется, простые: контактного, нажимного, магнитного, инфракрасного, и прочего такого действия. Собственно, зная вас, я зонд с микропом уже запустила.
– Спасибо, Мать! – Джо действительно был рад, что у них такая заботливая и предусмотрительная Хозяйка, – И на каком расстоянии сейчас эта штука от нас?
– Всего в паре километров. Ближе я пока подлетать опасаюсь. Мало ли. Может, есть ещё какие-то прибамбасы, как вы их называете. Секретные. Скрытые. Словом: резервные датчики и хитрые ловушки, не дающие как раз безнаказанно отловить, обезвредить и разобрать эту ракету. А если они работают не на электричестве, обнаружить и обезвредить их будет непросто.
– Но я надеюсь, что уж ты-то – справишься?
– А то!
Внезапно передний экран озарила чудовищная вспышка!
– Мать!!! Что за фигня! Зонд с микропом! Четыреста пятьдесят кредитов! – Джо невольно сжал кулаки, подавшись к экрану.
– Шутка. (В твоём стиле!) Это я просто проверила, насколько достоверно выглядят сгенерированные мной спецэффекты. Ракета, и зонд, и микроп – целёшеньки. И они как раз заканчивают. – и, спустя пару секунд, – Порядок. Закончили. Сейчас зонд притащит её в трюм.
– Э-э… Погоди-ка, Мать. Я вовсе не обрадован перспективкой близкого соседства с фиговиной с тонной взрывчатки на борту!
– Не волнуйтесь. Взрывчатка удалена. Поскольку я не хотела рисковать даже при отключенных мозгах этого устройства, выяснением, работают ли без электричества все те многократно дублированные механические устройства для приведения этой начинки в действие, то поступила просто. Зонд своими резаками и манипуляторами отрезал носовую часть. И микроп вытащил оттуда и запустил к ближайшей звезде ту самую тонну взрывчатого вещества.
Так что наша гостья «чиста», словно слеза младенца. И безопасна. Ни ядов, ни радиоактивных элементов, ни боевых вирусов-бацилл-бактерий там точно нет. Хотя мне это не помешает её соответствующим образом обработать в нашем тамбуре.
– Ну, тогда… Пожалуй, я не возражаю против того, чтоб взглянуть на неё вблизи.
– Я тоже! – Пол аж надул щёки от вожделения, – Всё-таки не часто нам удаётся взглянуть на продукт внеземного ВПК!
– Н-да, – Джо криво усмехнулся, – Обычно нам достаются только осколки и обломки таких устройств. Или уж – руины. Станций, баз, и кораблей, которые поразили такие… Изделия.
– А чаще и руин не достаётся! Если они грохнулись на ближайшее солнце. Или затормозились об атмосферу и рухнули на планету. Или уж – сгинули в пучинах межгалактических ям.
– А вот и «гостья»! Я слышу, как громыхают затворы шлюза.
На «санобработку», «усиленную», ушло четверть часа. И вот открылась и внутренняя переборка шлюза. Напарники вошли.
Вблизи «гостья» не производила грозного впечатления.
Возможно, оттого, что прибыла в разобранном виде: отрезанная чисто, без наплывов и заусенцев, передняя часть, действительно, словно ёж, буквально усеянная разными сенсорами, видеокамерами, и датчиками, стояла отдельно: Мать озаботилась манипуляторами трюма поставить её вертикально. И теперь конус около метра в самой широкой части возвышался над палубой почти в человеческий рост. Хвостовая часть, тоже усеянная, словно дикобраз-мутант, но уже толстенными иглами-дюзами, лежала рядом, на деревянных козлах.
– Ну и ничего особенного. Я видел такие в музее истории, на Лимбусе – три.
– Это когда же ты успел побывать на Лимбусе?
– В детстве. Ну… Я тогда ещё учился в начальном. Мне было всего шесть. И нас водили с классом на экскурсию.
Джо подумал, что не так уж часто они с напарником вспоминают эпизоды из «счастливого» детства. Вероятно, в этих воспоминаниях и у Пола было мало приятного: сам Джо воспитывался в детском Доме. Интернате, как его называли на Каннопусе – два. Куда его сдала мать в возрасте двух недель. Посчитавшая, вероятно, что он мешает её «карьерному росту». Джо позже мать нашёл, и даже встретился.
Об этой встрече у него остались самые тягостные воспоминанья. Ни сожаления, ни каких-либо материнских чувств женщина, произведшая его на свет, к нему не испытывала. Так что потуги Джо хотя бы в подростковом возрасте обрести «маму» оказались, мягко говоря, неудачными. Как не получилось выяснить, и кто его отец.
И поэтому он и Пола о раннем детстве никогда не расспрашивал.
Собственно, семьи как таковые, то есть – традиционные «первичные ячейки Общества», сохранились на большинстве планет-колоний, и похвастаться персональными «мамой и папой» могли около восьмидесяти процентов людей. Но – не он…
Проехали.
Вот и Пол, судя по всему, детство вспоминать не любит. И надо же такому случиться, что вот сейчас, в открытом и незаселённом секторе космоса, они встретили нечто. Вызвавшее вот такие воспоминания.
– Мать. – Джо подумал. что пауза как-то совсем уж затянулась, и нужно бы нарушить гнетущую тишину, – За сколько долетишь до места, откуда… Ею выстрелили?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов