Книга Дружба с жизнью. Письма из внутренних путешествий - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Гаврилович Кротов. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дружба с жизнью. Письма из внутренних путешествий
Дружба с жизнью. Письма из внутренних путешествий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дружба с жизнью. Письма из внутренних путешествий


Разгадки Тайны приблизительны, но животворны.

Образ океана вокруг островка знания может пригодиться нам во многих отношениях. На нашем островке мы можем искать пути к нахождению общностей друг с другом. Пускаясь в плавание по океану Тайны, мы можем искать пути к представлениям о прообразах тех явлений жизни, которые нам особенно важны. И независимо от того, где мы находимся, – на островке или в океане – у нас всегда есть возможность ориентироваться вверх. И это лишь некоторые из направлений наших дальнейших путешествий.

Признать, что всё, во что мы верим, – из области Тайны, непросто. Ещё сложнее признать, что всё нам известное тоже уходит корнями в Тайну. Но только преодолев эти две ошибки самомнения, можно реально относиться к реальности. Тогда станет понятно, что знания – не исчерпывающие разгадки тайн мира, а лишь приблизительные догадки, прикосновения к Тайне. Причём именно в этом залог их животворности для нас, потому что жизнь не может быть исчерпана знанием.

Тайна наполняет мир всепримиряющим смыслом, но мы не всегда замечаем это, позволяя своим знаниям, которые во многом остаются незнаниями, ополчаться друг на друга. Кому нужна эта дикарская воинственность?..


Может порою показаться, что в прежние века, когда наша планета не была ещё основательно исследована, жить было интереснее и романтичнее. Но вот что я скажу тебе, друг мой. Эпоха великих географических открытий на Земле постепенно закончилась. Эпоха великих открытий в океане Тайны не закончится никогда.

Зацепиться за главное

Письмо о верхних уровнях смысла

Внимание к области Тайны приводит нас, друг мой, в загадочные края человеческого существования, и нам будет недостаточно метафоры великого океана. Надеюсь, ты простишь меня за обращение и к другим образам, которые помогут нам прикоснуться к очень важным, главнейшим для человека догадкам. В ход пойдут и глубины, и горные вершины (пожалуйста, не будь педантом, не спрашивай, откуда в океане горы), и звёзды, и всякое другое. Что ж, сфера Тайны подразумевает разнообразные подходы.


Верхние уровни смысла – смотровые площадки с духовной перспективой.

Если говорить о зрячем свете разума, то смысл – это вообще взгляд сверху. Взгляд на траекторию движения, на динамику развития. Но если обратиться к сущности смысла, можно назвать его тканью жизни. Или, опять же динамически, – пружиной, закрученной Замыслом в каждом явлении, к которому мы внимательно присматриваемся.

Верхние уровни смысла – то главное, на чём основано наше уважение к Тайне. То, что делает возможной нашу дружбу с жизнью. Ведь уважение к Тайне подразумевает уверенность в том, что она пронизана смыслом, а не хаосом. Это те уровни, которые позволяют человеку осмысливать высшее в себе и Высшее из области Тайны, а также связи между ними. Это небосвод догадок и призыв к путешествиям в надежду.

Говоря о верхних уровнях смысла, я не имею в виду высшие, то есть самые верхние уровни Замысла, они вряд ли доступны человеку. Но верхних уровней нам вполне хватило бы, чтобы научиться с их помощью как следует ориентироваться. Они доступны любой душе для прикосновения к ним, однако пути туда лежат не столько по мощёным дорогам рассуждений, сколько по интуитивным, образным, метафорическим, ассоциативным тропинкам. Тем более если чувствуешь: за этими уровнями, верхними для тебя, есть иные уровни, которые хотелось бы назвать высшими, но за ними могут идти ещё более высокие уровни, о которых мы не имеем даже смутного представления.

Можно верхние уровни смысла назвать и не верхними, а глубинными. В духовном измерении высота и глубина сходятся. Сочетание этих верхних (или глубинных) смыслов наполняет наше существование. Какое счастье зацепиться хотя бы за один из них! Его света хватит, чтобы озарить наш земной путь, одухотворяя все уровни смысла, лежащие ниже.


Альпинистские крюки догадок помогают подтягиваться вверх.

Верхние уровни смысла большей частью принадлежат Тайне. Но к ним ведут интуитивные, образные, метафорические пути. Это не всегда утоптанные тропинки. Нужно уметь перепрыгивать через трещины, пробираться по осыпям, карабкаться по скальным уступам. А иногда – взлетать…

Всё здесь – догадки. Но мы забрасываем свои догадки наверх, чтобы затем подтянуться туда, где удалось зацепиться. Нам это важно, потому что там таятся наши ориентиры для максимально подлинной жизни. Те, что помогают осмысливать жизнь через наиболее сущностные её свойства. Ведь бытие осмысленно как на простейших материальных уровнях, так и на более высоких, вплоть до верхних для человека.

Всего лишь догадки?.. Всего лишь надежды?.. Но то, о чём можно здесь догадываться и на что надеяться, важнее многих научных истин и привычных суждений. Необходимы прорывы мысли вверх, даже если наше привычное сознание не на всё может решиться.

Чтобы добраться до верхних уровней смысла, не нужен бобовый стебель, доросший до неба. Верхние уровни смысла достижимы во всём, с чем имеешь дело, если подготовить себя, расположить к этому. Смысл пустот не оставляет. Путешествие к верхним уровням смысла всегда может быть начато здесь и сейчас. В этом путешествии особенно ценны наши настоящие чувства – те, что способствуют духовно полноценной жизни, те, что прикасаются к нашей светящей сущности. Здесь особенно нужны и наше соображение, и воображение, и творчество. Ведь постижение на этих уровнях связано, прежде всего, с образно-метафорическими представлениями. Но творчество должно уходить от своеволия, быть напряжённо чутким к тем реальным смыслам, с которыми встречаешься или хотя бы соприкасаешься. И эти новые смыслы не отрицают то, что удалось постичь раньше. Просто начинаешь понимать всё вместе.

Научный подход вряд ли поможет нам обратиться к верхним уровням смысла. Проблема рациональной философии, которая старается быть научной, в том, что она не может признать верхние уровни смысла достаточно верхними, то есть выше себя. Ей необходимо оставить за собой возможность рассуждать о них, умозрительно смотреть на них сверху. Парадоксальность ситуации ещё и в том, что верхние уровни смысла различимы слабее нижних и средних, хотя значение их куда больше. Нам важно вглядываться, вживаться в них, а не стараться расклассифицировать по категориям. Даже сам термин «верхние уровни смысла» довольно условен.

Сколько существует уровней смысла? Какие из них следует считать верхними? Что именно относится к каждому из них?.. На эти строгие вопросы у меня нет ответов, ведь всё это – из области Тайны. Но есть представление о том, что верхние уровни смысла наверняка существуют и имеют огромное значение для нас. Можно назвать такое представление метафорическим или художественным, но это никак не повлияет на их существование. Да, верхние уровни смысла мало поддаются рационализации. Но выстраивающее мышление необходимо для их восприятия наряду с улавливающим. Ведь во всяком смысле всегда есть и рациональная составляющая.

Не будем представлять верхние уровни смысла в виде какой-то верхней полки, до которой дотянулся и достал что хочешь. С чем-то соприкоснёшься, а что-то ещё впереди. Точнее, вверху. И вместе с тем не будем думать, что надо туда долго и натужно карабкаться, чтобы когда-нибудь, в далёком будущем, достичь их. Верхние по значению возможности осмысления жизни всегда рядом с нами. Обратиться к ним можно безотносительно к силе своего интеллекта или глубине психического развития. Но желать обратиться – необходимо, без этого, в самом деле, добраться трудновато.

Стремление приведёт к догадкам, догадки приведут к зацепкам, зацепки приведут к постижениям.


Стоит понять, по сравнению с чем ты мал и благодаря чему велик.

Можно предполагать, друг мой, что верхние уровни смысла существуют в некотором многообразии. Но для каждого человека приоритетное значение имеют те из них, которые он усматривает, которые ощущает, с помощью которых ориентируется. Уровни, откуда лучше обзор своих владений – внутреннего и внешнего миров.

В поисках верхних уровней смысла начинаешь ощущать и свою малость, привыкая к новым масштабам мышления, и своё величие. Речь, конечно, не о величии, превозносящем тебя перед другими, а о возможности быть причастным к центральным смыслам мироустройства. Причастным своим пониманием, своей готовностью играть ту свою роль, которая этим смыслам соответствует.

Здесь находишь критерии качества становления личности, которые применяешь, прежде всего, к себе. Применять их к другому можно лишь с большой осторожностью и ни в коем случае не для осуждения. Прежде всего – для помощи тому, кому надо помочь и кто готов принять от тебя эту помощь.

Не хитрость отнести то или иное из своих представлений к верхнему уровню. Важно искать в этом общность с другими – чтобы избежать самообольщения. В то же время странно было бы изображать верхние уровни смысла чем-то безусловно общим для всех. Свои приоритеты видишь сам, и собственное представление о главном всегда кажется насыщенным и важным. Но точно так же и другой человек дорожит своими представлениями. Поэтому общность здесь стоит того, чтобы искать её всерьёз, а найденное ценить как возможность сближения.


Мореходам и мыслителям важно уметь ориентироваться по звёздам.

Ориентироваться по верхним уровням смысла – это не значит шагать по земле, задрав мысли к духовной сфере. Не значит прибавлять себе рост с помощью котурнов или просто подпрыгивая. Не значит забираться на пьедестал или на гору, стараясь приблизиться к небу. Это значит обнаруживать верхние уровни смысла в любой повседневности, на любой высоте и на любой глубине.

Свидетельствам ориентирования такого рода – нет числа. Самые яркие, в виде тех или иных притч, образов и метафор, встречаются в различных священных текстах. Приведу лишь один из наиболее близких мне мотивов: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе…» – говорит Христос. (Матф. 6:19—20).

Иудаизм, ислам, буддизм, даосизм и многие другие религиозные учения могут дать свои примеры. Но не только религия сосредоточена на этом. Многие люди ориентированы на служение своему роду, нации, стране, человечеству в целом. Об этом говорит стремление внести свой вклад в ту область культуры, к которой неравнодушен. Вклад в историю большого или малого сообщества, к которому принадлежишь. В формирование ноосферы. В планетарную жизнь… Всё зависит от того, какие уровни смысла считаешь верхними.

Если же говорить о религии, о вере, то представлением о Боге можно охватить все уровни смысла, не задаваясь вопросом, много ли их и какие они. Но, размышляя о конкретных путях конкретной жизни, особенно своей собственной жизни, приходится разбираться во многих смысловых ракурсах. Здесь для нас становится важным вопрос приоритетов, возникает желание отдавать первенство именно тем уровням смысла, которые для нас выше других.

Здесь мы приближаемся и к представлению об истине. Недостижимость верхних уровней смысла в полном охвате показывает, что истину можно угадывать, предчувствовать, но невозможно человеку обладать ею. Истина – не итоговое рациональное знание, а прежде всего знание, свободное от заблуждений и основанное как на выстраивающем, так и на улавливающем мышлении.


Смысл жизни в том, чтобы постараться его уловить и осуществить.

Вопрос о смысле жизни – это не просто риторика. Это один из важнейших практических вопросов для любого человека, хотя многие считают его абстрактным или вообще игнорируют. На него можно ответить многими способами. Каждый искренний ответ, обеспеченный собственной жизнью и собственным мировоззрением, будет одним из ракурсов общечеловеческого отвечания. А главное – каждый из ответов представляет собой не финишную черту, а стартовую.

Можно сказать, что смысл жизни в том, чтобы наполнять душу и мир любовью. Значит необходимо понять, что мы имеем в виду под душой, как она связана с внутренним миром и с внешним, что такое любовь и как её освоить.

Можно сказать, что смысл жизни в том, чтобы быть собой как можно лучше. Значит, придётся разгадывать, каким лучше быть человеку вообще и каким – конкретно тебе.

Главное в том, что смысл – не плоскостное понятие. Существуют уровни, этажи смысла, начиная с простейших – житейских или даже физиологических. Эти этажи уходят вверх, в Тайну. Развитие души подразумевает постепенное овладение более высокими уровнями смысла, каждый из которых преображает и предыдущие. Верхние уровни смысла таинственны и наполнены вдохновляющей энергией. Эта энергия помогает правильнее воспринимать и те уровней, что пониже. Хотя последние для нас привычнее, отчего может показаться, что они занимают более значительное место в нашей жизни. Однако это скорее количественная значимость, чем качественная.

Можно жить и не обращаясь к верхним уровням смысла. Дело лишь в качестве твоей жизни. Жить-существовать или жить-становиться? Жить-ожидая-исчезновения или жить-готовясь-к-переходу? Жить-теряя-высоту с возрастом или жить-набирая-высоту?.. Смысл жизни повсюду, надо лишь его замечать. Смысл жизни в тебе, надо лишь к нему прислушаться. Смысл жизни в каждом дне, надо лишь его освоить.

Смешно было бы меряться уровнями смысла: вот, у меня выше, чем у тебя!.. И чем выше уровни смысла, тем нелепее подобные сопоставления.

С верхних уровней смысла можно вглядеться в сущность любой жизненной мелочи, даже самой бытовой. Но движение вверх иное. Мелочи (а иногда и то, что вроде бы казалось значительным) осыпаются с души, отшелушиваются от неё на этом пути.


На верхних уровнях смысла конфронтация невозможна.

Если ты, друг мой, рассчитывал найти здесь точный перечень, инвентарный список всего, чем богаты верхние уровни смысла, вряд ли я смогу тебе такое предоставить. Надеюсь, ты уже понял, что забираться на эту глубинную высоту каждому приходится самостоятельно. Так что могу только кратко намекнуть на то, что замечаю сам. Правда, придётся пользоваться странными словами – или слишком общими, или, наоборот, слишком индивидуальными. Но тут, во внутренних путешествиях, всегда так.

Вот и верхние уровни смысла – это условное название для смысловых корней, уходящих в область Тайны. Высшее, Бог, Абсолют – так можно обозначить самый верхний из различаемых уровней. Тут мы уже касаемся вопросов веры, которая может казаться иногда нелогичной, абсурдной, но никогда не бывает бессмысленной: просто она относится к более верхним уровням смысла, чем логика и рационализм. Разумеется, эти уровни существуют и для религиозного, и для научного, и для свободного мышления. Но когда мы там оказываемся, конфронтация различных путей, подходов и конфессий неминуемо исчезает. Вместе с тем это не край отдохновенной идиллии, а область постоянной внутренней работы.

Если говорить о таких трёх основных началах мироздания как материя, энергия и смысл, то легче всего – увы! – отрицать смысл. Впрочем, это и всего бессмысленнее: ибо если нет смысла, то ни к чему и его отрицание.

К верхним уровням смысла, как мне представляется, можно отнести светящую сущность человека, которая связывает его с областью Тайны. С этих уровней протянут к человеку и Луч направляющий, который символизирует движение человека к прообразу своей личности. Однако самое главное, что верхние уровни смысла выводят нас к тому, в чём мы видим Высшее.


Конечно, друг мой, это слишком краткие прикосновения к важнейшим темам, но мы ещё вернёмся к ним в дальнейших письмах.

Представить непредставимое

Письмо о взгляде за пределы

Название этого письма, может быть, слишком парадоксально, и наводит на мысль о расположенности автора к ремеслу иллюзиониста или гипнотизёра. Но таких амбиций, друг мой, у меня нет. Просто хочу отправиться с тобой в удивительный край, где кишмя кишат предположения и фантазии. Но мы постараемся и здесь не расставаться с важнейшими реалиями человеческой жизни.


Взгляд за пределы – это духовная зоркость души.

Интересно, можем ли мы хоть в какой-то степени заглянуть за пределы земной жизни человека?.. Такой взгляд обращён к возможностям, скрытым в Тайне, но необходим прежде всего для реальной жизни. Главное средство здесь – улавливающее мышление человека, сосредоточенное не на познании Тайны, а на прикосновении к ней. Сосредоточенное не на конкретных иных мирах, а на принципиальном представлении об иномирье

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов