Ум, рассудок, здравый смысл – нужны и полезны человеку, и в основе их лежит разум. Но разум, сверх того, позволяет человеку стремиться к мудрости. А мудрость несравнима с умом, рассудком или здравым смыслом: это как понимающий взгляд по сравнению с лекцией или нотацией.
О многих других интересных свойствах разума, которые встречались мне во внутренних путешествиях, хотелось бы мне ещё рассказать, друг мой. Но сразу обо всём не получится. Надеюсь, впереди нас с тобой ждут и другие встречи, посвящённые дружбе с жизнью и тем удивительным просторам, которые открываются при углублении в эту метафору.
Тогда я расскажу и о том, что разум – ключ ко многим дверям, хотя и не ко всем. Чувство веры, чувство любви или чувство призвания ведут к важнейшим для человека постижениям. Однако разум соединяет и согласовывает найденные ими смыслы друг с другом и с остальными смыслами, на которые устремлён этот зрячий свет.
Тогда я поделюсь своим крепнущим ощущением: разум – мост между сознанием и… чем-то всеобъемлющим, что пытается осознавать человек. Может быть, в то же время и оно, это всеобъемлющее, осознаёт себя через человека.
Тогда мы поговорим о мультивзгляде и мыслеприимстве, о сочетании сознательного в мышлении со стихийным, о взаимодействии мысли с языком. Можно будет взглянуть на разум как на особый дар, доставшийся человеку…
Пока же, прощаясь с тобой, друг мой, выскажу глубокую убеждённость, что наилучшая признательность за дар разума – полноценное пользование им. Всячески желаю этого нам с тобой, да и каждому человеку!..
Раздумчивые зеркала
Письмо о разворотах самовосприятия
В этот раз хочется рассказать тебе, друг мой, о тех задумчивых, раздумчивых зеркалах, которые встречаются во внутренних путешествиях. Ясное дело, что ты и сам с ними знаком, но я расскажу о тех встречах с ними и впечатлениях, с ними связанных, которые выпали на мою долю. Может быть, и ты когда-нибудь расскажешь о своём восприятии этой удивительной стороны нашего существования. Обмен опытом нужен нам всем – нам, путешественникам по жизни, по внешнему и внутреннему мирам.
Мощное свойство зрячего света разума – дать возможность человеку, своему обладателю, вглядеться в себя самого. Часто такой подход называют рефлексией, отражением, но это умаляет роль разума, который не только обеспечивает человеку зеркало (а точнее, как мы увидим, – зеркала), но и позволяет осмысливать увиденное, то есть формировать разностороннее самовосприятие.
Самовосприятие – это путешествие сквозь себя к жизни.
Чтобы опираться на разум, нужно представлять себе – кто же такой ты, который на него опирается. Иначе говоря, кто ты сам для себя и что значит для тебя разум.
Когда плывёшь на теплоходе, любуясь окружающими пейзажами, много ли внимания уделяешь самому пароходу – особому миру со своими внутренними подробностями?.. А ведь от этих особенностей и подробностей зависит судьба плавания… Или твой внутренний мир больше похож на поезд?.. или на космический корабль?.. или на летающий остров?.. Всё путешествие по жизни связано с тем, как себя воспринимаешь.
Самовосприятие – это не только рефлексия. Это и целеполагание, и воля, и любое другое устремление, потому что во всём этом Я осуществляет себя, проявляя или обретая в этом своё самосознание. Это не полусонное рассматривание своей физиономии в зеркале при бритье, не художественный взгляд на себя при нанесении макияжа, а путешествие сквозь себя к жизни.
Все наши способы самовосприятия относятся, прежде всего, к внутреннему миру. Однако, по сути, они охватывают и внутренний мир, и внешний – хотя бы потому, что внешний мир проявляется в восприятиях внутреннего. Собственно, в каждое мгновение мысль человека стоит на развилке между вниманием к внешнему миру и внутреннему. И чаще всего перескакивает на внешний. Но даже оставшихся импульсов внимания хватает для того, чтобы в человечестве складывалась культура самоосознания, а через него – преображённого отношения и к внешнему миру.
Развороты самовосприятия освобождают от застревания в стереотипах.
Вообще говоря, способов самовосприятия столько же, сколько людей. Но основных моделей, на которых оно основано, не так уже много. Среди них, к сожалению, лидирует главная – незадумчивость. То есть отсутствие потребности в каких бы то ни было собственных представлений о себе. Вместо этого человек использует некоторые клише, предложенные окружением. Но мне почему-то кажется, друг мой, что ты другой, что незадумчивый человек эти мои письма читать не будет…
Различные развороты самовосприятия – это спектр возможностей лучше познакомиться с самим собой. Придти к единственному способу самовосприятия невозможно, как невозможно придти к единственному способу поведения во всех ситуациях. Развороты самовосприятия освобождают от застревания в стереотипах. Мы вольны использовать разные ракурсы бытия для их взаимного уравновешивания.
Самовосприятие не только бывает разным (это зависит даже от настроения), но и должно бывать разным, чтобы овладевать теми или иными способами виденья своего внутреннего мира, чтобы учиться проникать за его пределы. Оно должно быть разворотчиво и для реального представления о себе, и для совмещение разных ракурсов, вплоть до взаимно полярных. Как у Державина: «Я царь – я раб, я червь – я Бог!..». Эти полярности делают свою работу, потому что человеку полезно быть и резко критичным к себе, и полностью уверенным в своих возможностях. Уметь и на время заострять себя в нужном направлении, и давать себе медитативную передышку. Знать своё ничтожество и своё величие. Как контрастный душ закаляет тело, так и контрасты восприятия себя помогают душе укреплять устойчивость сознания.
Не обязательно объявлять один из ракурсов самовосприятия наиболее верным.
Способы самовосприятия – как автопортреты личности. Их может быть немало, и они могут быть не похожи один на другой. Это автопортреты для внутренней работы. И дело не в том, чтобы выбрать из них наиболее подходящий. Они полезны все – чем их больше, тем лучше, – чтобы осмотреть себя с разных сторон и воспользоваться каждым из ракурсов для своего развития.
Тот или иной из разворотов самовосприятия может быть приоритетным на каком-то этапе становления личности, но они могут существовать и одновременно. Важно не заменять один из них другим, а сочетать, чтобы видеть разные ракурсы своего бытия. Это похоже на сосуществование метафор, которые не опровергают друг друга, как доказательства в сфере рационального мышления, а предлагают свои взгляды и ракурсы, расширяя мышление в целом.
Многие замечательные философы размышляли над вопросом, что такое человеческое «я». Так что выявленных ракурсов самовосприятия много, и вовсе не обязательно объявлять один-единственный из них наиболее верным. Можно чаще пользоваться одним, но время от времени прибегать и к другим взглядам на себя: полезная оздоровительная процедура.
Самовосприятие включает и отдельные элементы внутреннего мира, и представление о себе в целом. Поэтому оно само может быть раздробленным или цельным. Представления о себе, о своём «я» как о цельности (сознание, душа, личность) не исключают другое направление взгляда – на себя как на множественность (чувства, эмоции, ощущения, а также другие реалии внутреннего мира). Множественное представление о себе помогает внутренней работе. Цельное понимание себя усиливает устойчивость и сосредоточенность.
Человеку необходимы разные ракурсы представления о себе. Сквозь множественность внутреннего мира пусть просвечивает единство души, а душа пусть не страшится ни своей единичности, ни своей бескрайности.
Пусть то, как тебя воспринимают другие, помогает тебе, а не мешает.
Не каждому удаётся найти в сознании нужные зеркала, помогающие пониманию себя. Но некоторые люди готовы способствовать нам в этом. Это философы, осмысливающие способы самовосприятия, и психологи, содействующие их использованию. Впрочем, насколько их помощь окажется действенной зависит не только от них, но, в первую очередь, от меня самого, от желания что-то усвоить.
О том, как можно представлять себе своё собственное «я», о возможных моделях и образах своего внутреннего мира необходимо задумываться хотя бы время от времени. Ведь на таких представлениях основано и всё наше дальнейшее восприятие жизни. Каждый из разворотов самовосприятия добавляет новую сторону к пониманию себя и, отчасти, других людей. Так что не стоит прилепляться к фиксированному представлению о себе – ни к своему, ни к предложенному со стороны. У каждого из них есть свои пределы. Не давай им определять тебя.
То, как тебя воспринимают другие люди, тоже должно помогать тебе, а не мешать. Если чьё-то восприятие близко к твоему собственному представлению о себе, пусть это укрепляет. Если оно далеко от твоего самовосприятия, пусть тебя это тонизирует. Кому-то можешь помочь и ты. Делай это доброжелательно, а остальное – как получится.
Самовосприятие позволяет обнаружить узоры материи, из которой соткана человеческая жизнь.
Без необходимого углубления в самовосприятие человек остаётся, в некотором смысле, предопределённым существом, воспринимая информационные или раздражительные импульсы общепринятым образом и реагируя на них согласно сформированной в раннем возрасте исходной фокусировке или обретённым с годами дополнительным навыкам.
Наверное, первым уровнем самовосприятия можно считать телесные ощущения и сведение их воедино; этот уровень знаком каждому человеку. Он знаком и животным.
Следующий, ключевой этап – это осознание своего воспринимающего начала, своего «когито эрго сум». Увы, этот этап многие люди успешно проскакивают, не особо заморачиваясь: как-то всё ощущается, чувствуется, как-то думается – и ладно…
Дальше начинается самое интересное, и по-настоящему расцветает этот интерес, когда побываешь – урывками и скачками – на разных, более высоких уровнях осмысления своей жизни и жизни в целом. Когда обостряется потребность увязать свои впечатления друг с другом и обнаруживаешь удивительные узоры невероятной материи, из которой соткана человеческая жизнь.
Бессмысленно представлять себя в виде чего-то обычного и понятного.
Надеюсь, друг мой, что не очень разочарую тебя тем, что сейчас скажу. Невозможно в точности увидеть себя таким, какой ты есть. Хотя бы потому, что за время вглядывания ты уже изменился. Любое восприятие себя – лишь некий образ, зачастую смутный, наподобие размытой фотографии или отражения в стекле, в раздумчивом зеркале. Но всякое самовосприятие, даже смутное и одностороннее, помогает выяснять какую-то сторону своей индивидуальности в сопоставлении с представлением о прообразе личности, лежащем в её основе.
Область искусства даёт нам множество образов для мимолётного или устойчивого отождествления себя с избранным персонажем, для сравнения его свойств со своими, что немного похоже на размышления о своём прообразе. Ещё больший потенциал – в собственном творчестве, где свойства всех своих персонажей частично черпаешь в себе, и это помогает лучше понимать себя и глубже воспринимать.
Но какими бы ни были твои пути самоосознания, нельзя обестайнивать самовосприятие. Важно помнить, что многого о себе не знаешь, потому что оно принадлежит области Тайны. Бессмысленно представлять себя в виде чего-то обычного и понятного, да к тому же это вредно для духовного здоровья.
Каждый способ виденья себя по-своему содействует дружбе с жизнью.
Чтобы вспомнить, откуда мы пришли к теме разворотов самовосприятия, надо сказать, что с их помощью человек обретает различные точки опоры на разум. Каждый способ виденья себя по-своему содействует дружбе с жизнью, а эта метафора стала нашим отправным пунктом.
Углубляясь в теперешнюю тему дальше, мы в следующих письмах ещё приглядимся к представлениям человека о своём внутреннем мире и о структурных свойствах этого мира, приглядимся к различным способам представления о своём Я.
Между прочим, одним из особых разворотов сознания окажется удивительная и по-своему эффективная метафора парных миров. Путешествие в неё будет непростым, рискованным и увлекательным. Исследовать окрестности этой метафоры – всё равно что прорубать себе дорогу в джунглях.
Путь от самовосприятия до самопонимания далёк и самостоятелен. Тебе могут указать много направлений. Но выбрать своё и прошагать в нужную сторону – только тебе самому. И раздумчивые зеркала нужны не для самолюбования, а для этого внутреннего путешествия, в котором очень важно понять, кто ты и что с тобой происходит.
Узелковое письмо смысла
Письмо об увязывании
На этот раз, друг мой, мы отправимся взглянуть на необходимейшую деятельность разума, которую можно назвать увязыванием. Она основана на том, что разум не только позволяет нам видеть явления, стараться понять их сущность, но и увязывать их друг с другом, устанавливать смысловые связи того, с чем мы имеем дело. Соединительной работой увязывания по-своему занимается каждый человек. Когда эта работа идёт особенно успешно и становится интересной для многих, мы называем человека философом. Но, может быть, стоит считать философом каждого из нас. Ведь каждый занимается увязыванием хотя бы для себя самого.
На работе по увязыванию основаны и все остальные наши работы.
Когда жизнь только начинается, человек воспринимает её как цельную данность, хотя уже тогда ему приходится как-то согласовывать свои восприятия, увязывать внутреннее с внешним.
По мере расширения опыта и развития способности мыслить, мы обнаруживаем в себе и повсюду вокруг много разнообразных неувязок. Их можно не замечать или игнорировать. А можно пытаться увязывать непонятно болтающиеся кончики причин и следствий друг с другом, соединять отдельные постижения в единую картину, пользуясь при этом и выстраивающим мышлением, и улавливающим.
Не думаю, друг мой, что открываю тебе нечто новое. Ведь увязывать известные тебе факты, встреченные явления, согласовывать свои переживания и восприятия – главный инстинкт мышления. Увязывание внутреннего мира с внешним – постоянная работа человека. Наверное, из неё вытекают все остальные наши работы.
Умение вязать узлы – полезная штука.
Жизнь человеческую часто уподобляют морскому плаванию – причём не современному, пронизанному облегчающими технологиями, а парусному, рискованному и нелёгкому. И умение вязать узлы, заниматься увязыванием, здесь совершенно необходимо… Расскажу-ка об этом притчу.
Сошёл моряк на берег, когда судно встало в порту на стоянку. Решил прогуляться и набрёл на старика-мудреца, который беседовал со своими учениками. Постоял моряк, послушал, а когда ученики стали расходиться, подошёл к старику и говорит:
– Как у тебя так ловко слова складываются? Что ни скажешь – чувствую: так оно и есть. А вот самому до такого не додуматься.
Улыбнулся старик, протянул моряку верёвку и просит:
– Завяжи такой узел, чтобы я не смог развязать.
Моряк завязал. Попробовал старик – не развязывается.
– А теперь такой, – говорит, – чтобы легко развязался.
Моряк быстро распустил первый узел, завязал другой.
– А какие ещё узлы знаешь? – спросил старик.
Матрос ещё несколько показал.
– Да, – восхитился старик. – Ловко у тебя получается.
– Ещё бы! От этого на море жизнь зависит, – говорит матрос.
– Вот и я учу правильно мысли увязывать, – кивнул старик. – Ведь от этого жизнь на земле зависит… Да и на море тоже.
Увязывание – это действие, а не просто мысленное упражнение.
Увязывание – это внутреннее согласование того, что поначалу кажется рассогласованным. Разум занимается этим во всех своих проявлениях – и как рассудок, и как здравый смысл, и как ум, направленный на определённую сферу жизни. Но ни один из этих подходов не может стать окончательным или решающим. Ведь разум как осмысливающее зрение ведёт нас и дальше, к верхним уровням смысла.
Вместе с тем увязывание – это действие, а не просто мысленное упражнение. Это соединение друг с другом явлений, с которыми имеешь дело практически. И соединение их собой: сначала своей мыслью, а затем своим поведением.
Собственное понимание – лишь один из способов увязывания. Многие явления соединяются убедительностью чужих доказательств (даже без полного их освоения), мнением авторитетов, а иногда и просто мнением тех, кто рядом с тобой. В то же время человеку внутренне недостаточно того, что называют пониманием, подразумевая логическую согласованность утверждений. Необходимо также интуитивное и образное соединение представлений. В перекрестье интуиции и логики, анализа и образа разворачивается многочисленными сторонами то, что высветил зрячий свет разума в твоём внутреннем мире и в мире внешнем. Эти явления, их ракурсы и нужно согласовать друг с другом.
Увязывание вполне может быть невербальным. Искусство – не только создание образов восприятия жизни, но и внесловесное согласование этих образов с другими способами восприятия. Даже в словесном искусстве есть свои невербальные элементы. Цель увязывания не в том, чтобы всё делать ясным для себя. Жизненно необходимо также увязывать ясное – с неясным, смутным, бередящим…
Увязать всё со всем не под силу человеку. Увязывание начинается с выбора.
Что самое важное в жизни? Понять: что самое важное. Остальное – уже исходя из понятого. Поэтому необходимо выстраивать, а время от времени и перестраивать лестницу значимости, иерархию приоритетов. Иначе можно провести жизнь за увязыванием мелочей, так и не соизмерив их с главным. Поэтому правильнее говорить об ориентирующем увязывании, а не об увязывании вообще, всего со всем. Увязать всё со всем не под силу человеку, да и не нужно ему. Увязывание – это, прежде всего, выбор явлений для увязывания.
Кроме общежизненной работы по увязыванию, можно говорить также о главных проблемах на сегодняшний день, в сегодняшних обстоятельствах. Крупные приоритеты в основном сохраняются, но их значение на сегодня может быть разным.
Если заниматься классификацией, можно заметить, что ориентирующему увязыванию противостоит увязывание успокоительное, позволяющее примириться с существующим положением дел. И то, и другое обычно участвуют в согласовании эмоций, когда эмоции противоречат друг другу. С успокоительным увязыванием соседствует бытовое увязывание, которое называют обычно здравым смыслом. Познавательное увязывание располагает нас к восприятию самых различных наблюдений и поиску связей между ними, а целевое направлено на определённый круг явлений. Стоит различать свободное ориентирующее увязывание и идеологизированное, приводящее всё встреченное к предопределённым догматами интерпретациям. Мировоззренческое увязывание – совсем не то, что поведенческое. А помимо общего увязывания, существуют ещё разные частные его виды: например, логическое, этическое, эстетическое, веровательное, долженствующее, родственное, дружеское, любящее, социальное, личностное (основанное на представлении о своём призвании) … Но мы ведь не будем усердствовать в классификациях?..
Каждый человек – единственный специалист по своему увязыванию.
Увязывание начинается с побуждения к увязыванию. С расположения к нему. С осознания его необходимости. Ведь можно считать, что всё у тебя в порядке, по двум основаниям: либо от продумывания, либо от недодумывания. Второй способ легче и – увы – гораздо распространённее. Но хорошо бы нам с тобой, друг мой, не соблазняться этой лёгкостью. Поэтому давай размышлять и догадываться, строить модели и создавать образы, философствовать и стремиться к мудрости – заботясь об основе для дружбы с жизнью.
Всегда остаётся много неизвестного и непонятного. Увязывание похоже на сооружение плетёного мостика над пропастью. Он узок и зыбок, но идти можно.
В то же время есть же такие специальные люди – философы. Может быть, им и надо предоставить профессионально заниматься увязыванием? А мы, люди других специальностей, будем пользоваться результатами их усилий. Ведь прогресс ведёт к разделению труда. Так зачем каждому заниматься философией?..
Каждому заниматься философией не обязательно. Но каждый, сознательно или бессознательно, занимается увязыванием. Хорошо, что есть заповедник философии. В нём сохраняются важные генотипы мысли. Но это особая территория. Не каждый может позволить себе выбраться в заповедник. А увязывать важные вещи друг с другом нужно каждому.
Мудрость увязывания начинается с понимания того, что надо жить собственным разумом. Можно уверенно говорить о презумпции способности к увязыванию. О том, что каждый человек – единственный специалист по своему увязыванию. Ни одно учение, ни один мудрец не вручит тебе истину-панацею, которая действовала бы сама по себе, без необходимого тебе личного усвоения. А чем лучше занимаешься увязыванием, тем глубже потребность в развитии этого навыка. Увязывание – это твоё движение к мудрости.
Слово «увязывание» позволяет отличать сегодняшнюю традиционную философию от того практического ориентирования, философского по сути, которым по-своему занимается каждый человек.
Увязывание не отрицает философию, даже самую что ни на есть занудно-академическую. Хорошо, что есть такая область знаний, здесь можно найти большой и плодотворный материал для размышлений и пониманий. Но подлинная философия – это конкретные философы, занимавшиеся и занимающиеся, по сути, именно увязыванием. Каждому из них удалось сделать некоторые замечательные открытия, важные для любого человека. Ведь мыслитель преодолевает, увязывает в себе не только свои неувязки, но и чужие.
Культуру увязывания стоит развивать на всех уровнях, во всех возрастах.
Наше окружение с детства приучает к общепринятым приёмам увязывания. Но, вырастая, мы должны понимать, что эти общепринятые приёмы имеют свои ограничения и недостатки для кого-то одного, хотя те же их свойства могут годиться для кого-то другого. И твоё собственное саморазвитие, которое приходит постепенно на смену исходной фокусировке, должно учитывать, что тебе обязательно нужны свои подходы к увязыванию.
А существует ли вообще проблема увязывания в ранних возрастах? Или, по сути, это забота более позднего периода жизни, а поначалу человек зависит от чужих находок в этом деле, от умения старших передать ему представления об основных жизненных ориентирах?.. Но в каком бы возрасте он ни находился, увязывать вещи в себе самом, усваивать их связи приходится самостоятельно. Поэтому культуру увязывания стоит развивать на всех уровнях, во всех возрастах – чтобы она помогала формированию личной культуры человека.
Нужно ли учить детей философии? Конечно, нет! Нужно ли приучать их к навыкам увязывания? Конечно, да. И важно сделать это увлекательным занятием.
Невозможно осуществить увязывание за другого человека, но помочь можно.
Увязать раз и навсегда всё в своей жизни, а затем лишь пользоваться результатами проделанной работы, – нереально. Заниматься этим делом непрерывно, забыв про всё остальное, тоже проблематично. Поэтому нужно развивать умение выделять главные для увязывания вещи, обдумывать их и быть готовым к освоению встреченных суждений об этих вещах. Либо переводя эти суждения на свой язык, либо стремясь понять, почему перевод невозможен. Что-то принять, что-то оставить в стороне. И не пытаться осуществить увязывание за другого человека, ему можно лишь помочь в этом, постаравшись расположить к самостоятельному увязыванию.
Увязывание служит непосредственным практическим воплощением опоры на разум, необходимым и пригодным для каждого из нас. Это одно из важнейших средств обеспечения нашей дружбы с жизнью во всём её многообразии.
К использованию этого средства нас подталкивают обнаруживаемые неувязки в нашей жизни, и к этой теме мы ещё подойдём.
Усилить свои возможности в сфере увязывания может помочь обращение к философии. О том, что для этого нужно человеку и в чём должна пойти ему навстречу философская традиция, о той личностной философии, которой она должна уделить особое внимание, мы тоже когда-нибудь поговорим отдельно.
Но – с философией или без неё – нам многое даёт и та самобытность увязывания, которая свойственна каждому из нас, развивать которую можно разными путями. И об этом тоже… да-да, ты угадал, друг мой, когда-нибудь мы поговорим подробнее. Если я пройду эту часть писательской работы, а ты – читательской.