
Мотивация
Если вы только собираетесь создать своё первое приложение и сомневаетесь, то спешу поделиться с вами откровением. Программирование это восхитительный процесс созидания. Он наполняет жизнь смыслом, даёт возможность почувствовать свою причастность к развитию технологий, раскрыть свой потенциал и реализовать себя как личность. Подумать только, ведь вашим приложением будут пользоваться тысячи, миллионы людей. Оно сделает чью то жизнь лучше и счастливей. Не ради этого ли мы живём?!
Если вы уже сделали приложение и застряли в дальнейшем развитии, то ответьте лично себе на вопросы: «Когда создавали его, доставляло ли вам это удовольствие?», «Трепетали ли от выбора названия приложения?», «Волновались ли при публикации приложения?», «Были ли горды за себя когда все было сделано?» Всё это дорогого стоит.
Создание своего приложения это творчество и возможность прикоснуться к чему-то великому, стать соучастником прогресса и развития технологий. Один гениальный разработчик может поменять мир, как его изменили разработчики популярных игр и приложений. Для того, чтобы создавать такие приложения, необходимо тонко чувствовать рынок и отслеживать внедрение самых передовых технологий. Для этого необходимо быть гибким, мыслить остро и нестандартно.
Если ваша компания выросла и нужна мотивация сотрудников и разработка корпоративной культуры, то рекомендую прочитать ряд профильной литературы на эту тему. Это трудоёмкая и целенаправленная работа.
Моментум
Когда работаешь на острие цифровых технологий и выпускаешь по настоящему революционный продукт, важно не упустить Моментум. Это состояние, которое витает в воздухе. Это склад идей и мыслей, который даёт новый мощный виток для развития. Быть в теме, если сказать по другому. Это мощнейшее ощущение и потребность в жизни каждого человека. Такие моменты притягивают умнейших людей планеты в разные отрасли науки и творчества. Сам процесс созидания, работа над чем-то инновационным и революционным, может настолько сильно захватывать, что человек готов посвятить этому всю свою жизнь. Именно в такие моменты и появляется настоящее ощущение остроты жизни. Это лучшая мотивация, какая только может быть!
Как поймать Моментум?! Здесь нет простых и очевидных правил. Рассматривая такие моменты прошлых ключевых точек развития технологий, можно выделить определённые ориентиры через финансовые потоки банков и хедж-фондов, идущих на развитие определенных отраслей экономики. Бурно развиваются те отрасли, куда привлекаются инвестиции и для того, чтобы поймать такие моменты, нужно много общаться, практиковать нетворкинг и слушать топ менеджеров профильных направлений. Редко когда можно найти такую информацию в интернет, а вот членство в клубах и собственные наработки, опыт и профессионализм, могут здорово помочь.
Тайминги
Согласно данным о среднем времени пользования мобильным телефоном взрослым человеком – 4,5 часа в день, – на приложения приходится около 1,5–2 часов. Это комфортные временные рамки, которые не создают излишней нагрузки на пользователя. Наша главная цель состоит в том, чтобы занять время пользователя максимально комфортно.
Захват внимания.
Это то время, на которое необходимо моделировать первичный игровой контакт. К примеру, это 30 секунд. Столько времени у нас есть, чтобы заинтересовать нового пользователя игровым процессом. «Почему именно 30 секунд?», – спросите вы? Это относительная цифра и она динамична. 100 лет назад можно было заинтересовать человека, рассказывая ему часами. Сегодня, внимание человека и ритмы жизни сильно изменены средствами массовой информации, рекламой и общим ритмом жизни людей. Мы не можем поменять это, но обязаны брать во внимание если хотим создавать классные приложения и эффективно вовлекать в игровые процессы. Делать какие-то собственные выводы можно только обладая большим объёмом информации. Можно взять 30 секунд потому, что столько длятся шорты в YouTube, но этот параметр может меняться со временем.
После того как мы захватили внимание, у нас есть 30 секунд, чтобы вызвать у человека устойчивые рефлексы, привязанные к нашему игровому процессу. Далее, для формирования устойчивого рефлекса, желательно вызывать эмоции на какое-либо событие или действие несколько раз в течении 30-и секунд. Так возникает эмоциональная привязанность через позитивное прерывистое подтверждение.
Микрововлечение.
Ключевой тренд сегодня – это микро-вовлечения и короткие, но частые сессии по 5–10 минут, которые легко встраиваются в повседневную рутину.
В соцсетях это лента и короткие видео в TikTok или Reels. В играх это гиперказуальность с быстрыми раундами как в «Subway Surfers». Также это фитнес-тренировки по несколько минут и микрообучение в приложениях.
Идеальное взаимодействие достигается за счёт минимум трёх сессий, которые могут складываться, образуя получасовые сессии.
Пульс эмоций.
Если мы контролируем пульс человека, то можем сказать, спокоен он или возбуждён. По смене пульса мы можем определить, какой у него ритм жизни, как он принимает решения – обдуманно или спонтанно. Можно отследить наиболее активные часы и менее активные. Все это может быть использовано для моделирования взаимодействия с человеком, привлечения его внимания, вовлечения и убеждения. Мы уже говорили о полутора-двух часах как оптимальном времени взаимодействия с пользователем в день. Именно столько длится хороший фильм, в котором ритм сцен выверен как по метроному. Хороший фильм не просто так вызывает катарсис – глубокое эмоциональное очищение, которое порождает самые яркие и мощные эмоции. Именно оно побуждает человека говорить об этом фильме, рекомендовать его друзьям и пересматривать его снова. Если мы хотим сделать по-настоящему революционное приложение, то должны глубоко понимать эти принципы и активно использовать их в разработке.
Ограничение времени.
Как показали опросы, редко какие начинающие разработчики игр или приложений изначально задумываются об ограничении времени, проведённого в приложении. Так как книга ориентирована на широкий спектр разрабатываемых приложений, в некоторых сферах применения тайминги могут иметь критическое значение. Это может быть образование, например. К тому же, понимание принципов взаимодействия может помочь улучшить игровые механики или оптимизировать пользовательские интерфейсы.
А вот разработчики, накопившие большую базу игроков, уже больше озабочены не вовлечением в игровой процесс, а настройкой игровых ритмов так, чтобы игрок не выгорел и не бросил игру. Для этого важно проектировать игровые ритмы и тайминги так, чтобы не только мотивировать играть, но и позволять отложить или перенести игру на следующий день, сделав небольшую паузу.
Также, нишевые приложения выигрывают благодаря точечному удовлетворению потребностей, привязанному ко времени, будь то развлечение за кофе или обучение в метро. Это снижает цифровую усталость и повышает лояльность.
Вайб-кодинг
Вайб-кодинг это подход в разработке, при котором основную часть работы с кодом выполняют языковые модели, а пользователь управляет ими, излагая своё видение на естественном языке. Термин ввёл сооснователь OpenAI Андрей Карпатый, пошутив, что английский язык сам по себе теперь самый модный язык программирования. Замечу, что с развитием систем автоматического перевода русский также может стать модным языком программирования, специализирующимся, например, на использовании нестандартных подходов и выполнении творческих задач.
Вайб-кодинг может помочь автоматизировать работу с шаблонными задачами, но если конечный продукт должен быть качественным, то это потребует проверки человеком. Во всяком случае, на данном этапе его развития. Для работы вайб-кодера разработан свод правил:
1. Сгенерированный код нужно перепроверять, словно его писал недавно нанятый разработчик. Если времени на проверку нет, то и от вайб кодинга лучше отказаться.
2. Следует указать нейросети стандарты проекта через архитектурные паттерны, стиль, привычные для команды подходы. Как пример, к комментированию и тестам.
3. Лучше считать нейросеть ускорителем, а не системой автопилота. Она возьмёт на себя хорошо понятные задачи, но не должна думать за разработчика.
4. Код нужно тестировать, потому что за правильность нейросеть не отвечает. Часть тестов можно написать с её же помощью, но и про ручное тестирование лучше не забывать. Особенно если речь идёт о разработке пользовательских интерфейсов.
5. Принимать первую же генерацию за финальную не стоит, здесь важен итеративный подход. Можно давать команды самой модели или самостоятельно рефакторить её черновики.
6. Стоит помнить, что вайб-кодинг не универсален. Собрать таким образом прототип, чтобы быстро проверить концепцию это одно, а разрабатывать критически важный модуль безопасности или же закладывать за счёт нейросети фундамент кодовой базы это совсем другое.
7. Сгенерированному коду нужна документация. Если отдельные фрагменты могут вызвать вопросы у разработчиков, то необходимы ещё и сопроводительные комментарии к ним.
Использование нейросетей для подтягивания уровня начинающих разработчиков до уровня хороших середняков обостряет конкуренцию на рынке. Рост числа выпускаемых приложений неизбежно ведёт к тому, что качество продукта и лояльность пользователей становятся основными приоритетами в развитии. Возможность делегирования большей части рутинной работы нейросетям позволяет минимизировать штат сотрудников и оптимизировать затраты. При этом, ещё более ценными становятся такие личностные качества специалиста как самодисциплина, уровень образования и трудолюбие. Где-то нейросети могут здорово помогать, а где-то мешать, и при неумелом их использовании способны похоронить проект, подтолкнув его под фильтры и даже к банам. Мы детально разберём это в соответствующих главах.
Ещё отмечу, что само по себе слово вайб это модный сленговый тренд, описывающий человеческий фактор в виде эмоций, чувств и атмосферы. Он применяется повсеместно и в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности от спорта до путешествий. Позитивный вайб это место, где хорошо, где возникает полёт мысли и творчества. Введение этого термина в эпоху бурного развития нейросетей подчёркивает важность человеческого фактора в творческом процессе созидания и расставляет приоритеты в разработке и развитии.
Фреймворки
Поскольку это книга про разработку приложений, нужно что‑то сказать и про фреймворки. Тут всё очень сильно меняется. Если я буду перечислять плюсы и минусы текущих актуальных тем, делиться опытом и анализировать новые решения, то с большой долей вероятности всё это очень быстро устареет и станет неактуальным уже через какие-то месяцы.
Мы разрабатывали и портировали приложения с самым первым появлением урезанных версий Java и первых кнопочных смартфонов с маленькими, но уже цветными экранами. Уже тогда всё развивалось настолько стремительно, что каждый год были новые открытия и потрясения. Тогда не было ни документации, ни возможности тестирования и отлавливания багов. Сложные были времена. Уже тогда на первом месте были каналы распространения приложений. Сегодня это социальные сети и магазины приложений. С тех пор поменялись как методы разработки приложений, так и способы их продвижения и монетизации.
Современные языки программирования и готовые решения впечатляют и подталкивают к новым стремительным открытиям. Уверен, будут появляться новые, ещё более совершенные системы по разработке и продвижению. Возможно, уже очень скоро появятся новые системы на базе нейросетей для более совершенных устройств вроде очков, шлемов виртуальной и дополненной реальности, новых способов взаимодействия с роботами и модулями беспроводного управления транспортом. Новые способы взаимодействия базе персуазивных технологий могут помочь открыть новые направления. Важно держать руку на пульсе и уметь быстро адаптироваться, чтобы успеть запрыгнуть в один из первый вагон «локомотива новых технологий». Методы работы, представленные в данной книге, универсальны и могут использоваться во всех этих инновационных направлениях, чтобы оставаться на острие прогресса и развиваться синхронно с технологиями.
Творчество и рутина
Организации творческого пространства уделяется особое внимание во многих передовых корпорациях. Это и игровые комнаты и удобные мягкие кресла, стеклянные потолки для естественного освещения.
Баланс.
Расширение – яркие эмоции, впечатления, радость, походы в горы, купание в море, спорт, отдых, путешествия и другие развлечения.
Сужение – рутина, молитва, медитация, монотонная работа, отключающая мыслительные центры.
Творческий процесс не всегда требует стимуляции. Иногда, напротив, его необходимо сдерживать или переводить в русло рутины. Это требует самодисциплины, особенно при работе в одиночку или в малой команде. Сам процесс вряд ли получится ускорить. Его можно поддерживать и направлять, но не форсировать, так как у творчества свой ритм. Нарушение этого ритма либо тормозит, либо полностью разрушает процесс.
Кроме того, творчество заразительно. Чтобы его пробудить, достаточно погрузиться в соответствующую среду. Если же нужно переключиться на решение рутинных задач, поможет общение в более прагматичном кругу.
Творческий подъем состояние прекрасное, но рано или поздно приходится возвращаться к будничным делам, рассылкам, отчётам, счетам и ответам на письма. Ошибка многих это резкий «перескок» с одного режима на другой, что ведёт к выгоранию и потере мотивации.
Соберём простые, но эффективные правила, которые помогут совершить этот переход плавно, сохранив нервные клетки и креативный настрой на будущее. Все эти рекомендации не обязательны к выполнению и не являются панацеей успеха, но если вы возьмёте что-то для себя на заметку и сможете эффективно использовать, то сможете быстрее и эффективнее развиваться.
Правило первое. Создаём «ритуал завершённости».
Резкий обрыв творческого процесса – это мини-травма для психики. Мозгу нужен сигнал, что активная фаза закончена.
Что же делать? Выделяем 5–10 минут в конце творческой сессии, чтобы привести всё в порядок. Сохраняем все файлы, записываем главную мысль на которой остановились. Это физически ознаменует конец работы.
Правило второе. Используем «буферное» задание.
Не бросаемся сразу в самую неприятную рутину. Даём мозгу 15–20 минут на «остывание» с помощью простой механической задачи.
После того как приложение заработало, не начинаем сразу заполнять налоговую декларацию. Сначала делаем что-то нейтральное, вроде разгребания почты и составления плана задач на завтра. Это переведёт мозг в другой режим работы без лишнего стресса.
Мнение известного человека. Бизнес-тренер Дэвид Аллен, автор уникальной методики работы, утверждает, что мозг предназначен для генерации идей, а не для их хранения. «Запишите это. Разгрузите голову». Буферное задание как раз и служит для такой «разгрузки» и переключения контекста.
Правило третье. Визуализируем рутину как часть большого замысла.
Рутина кажется скучной, только если видеть в ней изолированное действие. Пробуем связать её с нашим глобальным проектом.
Посты в соцсетях, рассылки по почте и закачка видосов – это не просто скучная цифровая работа, а «финансовый фундамент нашего нового проекта». Ответы на письма – это не рутина, а «налаживание связей для будущей презентации». Такой взгляд превращает обязанность в осмысленный шаг.
Мнение известного человека! Основатель Apple Стив Джобс говорил: «Дизайн – это не только то, как вещь выглядит, но и то, как она работает». Бухгалтерия, планирование и административная работа – это «дизайн» функционирования нашей творческой жизни. Без этого прочного фундамента самое гениальное творение может рухнуть.
Правило четвёртое. Вводим «рутинные часы» в расписание.
Творчество любит свободу, а рутина – дисциплину. Пробуем договориться с собой, выделив для скучных задач строго определенное время.
Устанавливаем в календаре «рутинный час» или два. Например, с 10:00 до 12:00 вторника и четверга. В это время мы не позволяем себе творить, а занимаемся только административными вопросами. В остальное время чистое творчество, и мы не корим себя за неразобранные дела.
Мнение известного человека. Известный автор и блогер Кэл Ньюпорт, пропагандист концепции «Глубокая работа», настаивает на «расписании, а не спонтанности». Запланированная рутина не будет вторгаться в творческие часы и портить нам настроение.
Правило пятое. Вознаграждаем себя.
Самая простая, но невероятно действенная психология. Зная, что после рутины нас ждёт что-то приятное, мы будем выполнять её гораздо легче и быстрее.
Чётко определяем, чем мы себя порадуем после выполнения блока рутинных задач. Чашка изысканного кофе, серия любимого сериала, прогулка в парке. Главное, чтобы это было желанное и небольшое удовольствие.
Мнение известного человека. Хотя это правило кажется очевидным, его эффективность подтверждает бихевиоризм – направление в психологии, одним из основателей которого был Б. Ф. Скиннер. «Позитивное подтверждение» – мощнейший инструмент для формирования любой привычки, включая привычку справляться с рутиной.
Как показывает практика, одного лишь желания «взять и сделать» часто недостаточно. Следующие пять правил углубляют предыдущие и помогают выстроить целостную систему, где и творчеству, и административным задачам находится своё комфортное место.
Правило шестое. Применяем «метод помидора» к рутине.
Творчество может поглощать часами, но рутина выматывает за минуты. Чтобы не чувствовать себя заложником скучных задач, дробим их на короткие интенсивные спринты.
Ставим таймер на 25 минут. В это время занимаемся только рутиной и никакой почты, соцсетей и творческих мыслей. Как только время вышло, то обязательный 5-минутный перерыв. После четырёх таких «помидоров» делаем длинный перерыв в 20-30 минут. Этот метод не даст нам заскучать и переутомиться.
Мнение известного человека. Франческо Чирилло, автор этой методики, изначально создавал её для выполнения студенческих проектов. «Часы, проведённые за работой, не равны часам продуктивной работы». Короткие интервалы помогают поддерживать концентрацию на том, что не вызывает энтузиазма.
Правило седьмое. Создаём «физический триггер».
Наше сознание сильно зависит от физических ритуалов. Создание специального предмета-якоря может стать мощным сигналом для мозга: «Творчество закончено, начинается другой режим».
В этом может помочь что угодно. Надевание определенных наушников для прослушивания фоновой музыки во время рутины. Чашка чая из особой кружки «для административных дел». Перестановка стула или включение другой настольной лампы. Сам ритуал действия будет программировать нас на смену деятельности.
Мнение известного человека. Чарльз Дахигг в книге «Сила привычки» подробно описывает «петлю привычки»: Сигнал – рутина – награда. Создав чёткий «сигнал» в виде физического триггера, мы запускаете нужную «рутину» для выполнения задач и в итоге получаем «награду» в виде чувства выполненного долга.
Правило восемь. Практикуем «осознанное безразличие».
Это проблема большинства начинающих разработчиков. Самая большая ловушка при переходе это продолжающая мысленная «жвачка» о проекте. Мы заполняем отчёт или читаем блоги, но мозг все ещё решает проблему с разработкой приложения, из-за чего устаётся вдвойне.
Прямо говорим себе: «Сейчас я не думаю о своём приложении. Я вернусь к этому в конкретное время». Если навязчивая творческая идея все же приходит, быстро записываем её в специальный файл или блокнот и с чистой совестью отпускаем. Мы как бы «делегируем» хранение идеи внешнему носителю.
Правило девять. Используем «правило 80/20» для отсева.
Далеко не вся рутина одинаково важна. Творческие люди часто тонут в мелких задачах, потому что не проводят среди них «естественный отбор». Применяем к ним свой критический взгляд.
Анализируем свой список рутинных дел. Какие 20% задач дают 80% результата? Концентрируемся на них. Остальные 80% малозначимых дел можно либо делегировать, либо упростить или вовсе отменить. Это освободит огромное количество ментальной энергии.
Мнение известного человека. Итальянский экономист Вильфредо Парето, открывший этот принцип, вряд ли думал о креативном классе, но его закон универсален. Бизнес-гуру Тим Феррис, автор книги «Как работать по 4 часа в неделю», прямо заявляет: «Будьте безжалостны в устранении пустой занятости». Это касается и творческих людей.
Правило десятое. Заканчиваем день на «творческой ноте».
Если наш рабочий день заканчивается погружением в рутину, наутро мы можем проснуться с ощущением тяжести и нежелания подходить к проекту. Грамотно создаём мостик обратно к вдохновению.
Последние 15-20 минут рабочего дня посвящаем не отчётам, а чему-то лёгкому и приятному, связанному с нашим творчеством. Смотрим вдохновляющие материалы и читаем книги. Делаем быстрый эскиз или просто составляем план творческой работы на завтра.
Умение переключаться между разными режимами работы – это не просто навык тайм-менеджмента, а форма высокого искусства самоорганизации. Комбинируя эти правила, мы создаём для себя индивидуальный «сценарий перехода», который позволяет не разрываться между вдохновением и обязанностями, а гармонично жить в созидательном ритме, где одно дополняет другое. Творческих успехов, друзья!
Нестандартность мышления.
Это очень важная составляющая процесса созидания, но это совершенно не то, о чём вы подумали. Это когда на вопрос «Да или Нет!», – человек находит иной вариант ответа. Или на вопрос: «Чёрное или белое?», – он выбирает другой цвет. Это ответ на вопрос «Как достать семечки из яблока, не разрезая его?!» и ответ на вопрос «Если хлопок это звук двух ладоней, то как звучит одна ладонь?» Это умение видеть действие в бездействии и находить бездействие в действии. Это победа над насилием ненасильственными методами. Это ещё много всего, что отличает азиатские культуры и является основой их мышления. Побочной стороной этого может быть хаос, демотивация, отсутствие дисциплины, но это очень важная составляющая творчества в самых широких смыслах этого слова. В разные стадии развития, нужны разные подходы к нестандартности мышления. Дизайнер создаёт шедевр, программист оптимизирует код и находит красивое решение сложной задачи, менеджер находит новые способы мотивации сотрудников, оптимизирует процессы и сдаёт проекты раньше срока. Всё это творчество, но в очень разных его проявлениях и применениях, в основе которых лежит умение смотреть шире, видеть дальше, не зацикливаться на стереотипах, не вешать на всё ярлыки, не бояться, не стесняться и не ставить перед собой барьеры. Этому можно немного научиться, читая книги и перенимая опыт других людей, но некоторым вещам невозможно научиться без реального опыта.
Нейросети.
Всегда помните, что нейросети используют, хоть и особо триггерные материалы, но уже отработанные. Это значит, что с их помощью практически невозможно создать что-то революционное.
Если вы работаете на достижение результата в стадиях развития «Умножения» или «Сложения», то нейросети могут быть вашими лучшими помощниками. Если вы перешли в стадию «Экспоненты», то использование нейросетей должно быть очень обдуманным и ограниченным.
Лимиты.
Взять любую спортивную дисциплину, в которой есть стандарты и рекорды. Большинство людей придерживаются их, потому что считают нормальными. Рекорды могут очень долго время оставаться нетронутыми, пока один человек не побьёт его. Как только это происходит, все остальные спортсмены подтягиваются к новым стандартам и предыдущие рекорды становятся нормой. Такое часто прослеживается в спорте в самых разных дисциплинах.
Как многое заложено в человеческом сознании. Если мы будем ставить цели как у всех, то будем вариться в общей массе. Если же мы хотим достигнуть большего результата, то должны ставить задачи чуть-чуть выше стандарта. Это установки в своём сознании, основы созидательного труда, опыт, дисциплина и самоконтроль. Также, важно понимать, что ставить планку нужно планомерно и по чуть-чуть, чтобы не надорваться.
Трио
Сколько нужно точек опору стулу, чтобы не упасть?! Кто-то может балансировать и на одной. Только это циркачи и они тратят огромное количество усилий на то, чтобы научиться этому и удерживать равновесие. Это реально, но очень сложно. Сделать приложение одному, продумать игровую логику, дизайн, грамотно потратить бюджет на маркетинг и поддержку. Да реально, почему нет. Такой проект будет сложно развивать и, рано или поздно, если он выстрелит, то вокруг него начнёт формироваться команда. На двух ногах уже значительно легче удержаться, но всё ещё надо тратить усилия на то, чтобы не упасть. Дуэты программист/маркетолог, дизайнер/менеджер и многие другие сочетания могут быть очень эффективны и тому есть множество успешных примеров. И всё же, значительно легче удержаться на трёх ногах. Три ноги это минимум, который необходим стулу чтобы устойчиво стоять.