Книга Зеркало вечности - читать онлайн бесплатно, автор Александр Сафонов. Cтраница 4
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Зеркало вечности
Зеркало вечности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 4

Добавить отзывДобавить цитату

Зеркало вечности

В одну из зим в этом стойбище случилось то, что без такого голоса разорвало бы группу на части. Мороз пришел раньше обычного. Звери ушли к югу. Охоты не было уже много дней. Запасы мяса кончались. Те, кто обычно ел в последнюю очередь, теперь тоже оглядывались на общий котел с тем же голодным взглядом, что и дети.

В какой то вечер один из молодых охотников не выдержал. По дороге обратно он оторвался от группы, нашел в тайнике, где хранили сушеное мясо, связку, предназначенную для больной старухи, и съел ее один. Он не успел даже спрятать следы. В стойбище слишком хорошо знали, сколько кусков лежит в каждом уголке. Когда тайник проверили, все поняли, что произошло.

Атмосфера вокруг костра стала тяжелой, как мокрая шкура. Молодой не успел придумать ни одного убедительного объяснения. Его взгляд бегал. Руки дрожали. Старуха молчала, но ее дыхание стало громким. Внутри каждого поднималось привычное животное чувство: "отними то, что он взял". Некоторые уже вставали. Их пальцы сжимались в кулаки.

Старший поднял руку. Это было не приказом в привычном смысле. Просто все привыкли, что перед тем как сделать что то важное, полезно посмотреть, что скажет он. Он не стал говорить: "нельзя таскать у старых". Все знали это и так. Он не стал перечислять грехи и последствия. Вместо этого начал рассказывать о зиме, которая произошла еще до рождения большинства из них.

Он говорил о том, как тогда от стада отстали двое. Один был стар, другой молод. Молодой нашел тайник и тоже взял оттуда мясо, не оставив ничего тому, кто не мог уже ходить. Тогда никто не заметил. Старик умер ночью, тихо, не подняв шума. Стая выжила, но с тех пор в их лесу стало "меньше удачи". Звери будто бы чуяли, что в этих людях теперь есть что то, что не хотят видеть духи.

Люди слушали и понимали намек лучше любых прямых обвинений. Они смотрели на молодого, который сейчас сидел с опущенной головой, и на старуху, дыхание которой становилось все тише. Внутри каждого рождалась своя история про "тогда" и "сейчас". Старший не указывал пальцем. Он просто показывал, как похожие шаги приводят к похожим концам.

Потом он сказал вслух только одну вещь, которая не была мифом. Он напомнил всем, что в их стойбище едят старых в последнюю очередь не потому, что они важнее, а потому, что именно они помнят дороги. Если старики уйдут раньше времени, в следующую зиму некому будет вести всех по знакомым тропам. И тогда умрут не один и не два, а многие, в том числе и те, кто сейчас голоден, но молод.

Его голос добавил к стыду молодого еще одно чувство. Теперь это была не только личная вина, но и страх за то, во что он втянет остальных. Ему не пришлось слушать приговор. Он сам поднялся, подошел к старухе, назвал ее по имени так, как называют того, у кого просят прощения, положил перед ней то немногое, что еще можно было отнять у самого себя, и сел рядом. Остальные молча отодвинули от костра часть своей порции в общую миску.

Так голос старшего удержал стаю от раскола. Наутро они проснулись такими же голодными. Мир не изменился. Звери по прежнему ушли, мороз не отступил. Но внутри группы появилась новая связка: "делить последнее" стало не только правилом, но и частью их истории. Те, кто пережил ту зиму, будут еще долго рассказывать о ней детям, подмешивая в рассказ стыд, страх и странную гордость от того, что "мы тогда выстояли".

Слова старшего постепенно превращались в то, что ты бы назвал табу. Было нельзя есть в одиночку то, что принадлежит всем. Нельзя оставлять старых без пищи. Нельзя пересекать некоторые тропы ночью. Нельзя смотреть на определенную скалу, когда идешь мимо. Часть этих запретов рождалась из разовых случайностей. Но если они помогали стае выживать, голос закреплял их как "так делали всегда".

Важно было даже не содержание, а то, что все принимали это одновременно. Пока один считает место опасным, а другой нет, стая разделена. Когда голос, которому доверяют, говорит: "здесь живет то, что не любит смех", у всех возникает одинаковое ощущение. И тогда, даже если там нет никого, кроме ветра и камня, стая ведет себя согласованно. Общая картина мира становится важнее, чем частные сомнения.

Были вечера, когда голос использовал слова не для запрета, а для утешения. После болезни, которая унесла нескольких детей, много матерей перестали спать. Они сидели у входа, прислушиваясь к каждому вздоху. В их глазах застрял страх, который уже не умел отличать текущую угрозу от прошлой. Тогда старший начинал говорить о духе, который "забирает только тех, кому здесь стало слишком тяжело".

Эти слова не возвращали умерших. Но они давали тем, кто остался, более мягкую форму боли. Вместо хаотического ужаса "в любой момент все могут исчезнуть" возникало ощутимое чувство: "кто то наблюдает за нами и иногда решает иначе". Это было не совсем честно по отношению к реальности. Мир не делал различий. Но стае было легче дышать. А значит, легче вставать утром и снова идти за дичью, а не лежать неподвижно, глядя в пустоту.

Постепенно голос стал источником не только запретов и объяснений, но и решений. Когда в стойбище появлялся чужак, все смотрели сперва на старшего. Того, кто пришел, встречали настороженно, но не бросались сразу с копьями. Голос решал, считать ли его посланником чужого духа, возможным союзником или угрозой. Его слово могло подарить жизнь или лишить ее, и не потому, что в нем была магия, а потому что стая договорилась верить ему больше, чем своим отдельным страхам.

Иногда он ошибался. Принимал тех, кто потом приносил беду. Отгонял тех, кто мог бы стать поддержкой. Мир не давал готовых ответов, и никакой голос не мог всегда угадывать. Но даже в этих ошибках было кое что важное. Стая училась переживать последствия вместе. Не разбрасываться на множество обвинений, а возвращать взгляд к тому, что "мы решили так и теперь живем с этим".

Из таких вечеров и решений вырастут будущие "слова чести", "клятвы" и "законы". Пока это еще не высеченные знаки и не набранные параграфы. Это только набор историй, которые повторяют, когда хотят напомнить себе: "мы не делаем так". Голос, который держит стаю вместе, не владеет истиной. Он владеет общей версией событий, которую стая готова считать своей.

Ты привык жить в мире, где голосов много. Каждый день ты слышишь десятки мнений, лозунгов, историй, которые тянут тебя в разные стороны. Легко забыть, что когда то все начиналось с одного человека, который сидел у огня и звал по имени тех, кто боялся, и говорил так, чтобы никто не ушел в ночь один. Его задача была не в том, чтобы быть правым всегда. Его задача была в том, чтобы стая не распалась от того, что каждый носит в себе свой страх и свою правду.

Я видел, как в некоторых группах голоса становились жесткими, как камень. Любое отклонение от их слов каралось изгнанием или смертью. Там память застывала, превращалась в неподвижный монолит. Такие стаи выживали недолго. Мир менялся быстрее, чем их правила. Они гибли не от духов, а от неспособности услышать то, что звучит за пределами привычного.

В других местах голоса были слишком мягкими. Они все время подвергали сомнению сами себя. Любое решение можно было отменить, любую запретную тропу пройти, если очень захотелось. Там стая расползалась, не выдерживая множества частных желаний. Память не успевала закреплять удачные пути, потому что каждый раз все начиналось с нуля.

Самыми живучими оказались те, у кого голос держал форму, но не отказывался от изменений. Он мог сказать: "раньше мы обходили эту скалу, потому что там было опасно, теперь там стоят другие люди, и нам нужно понять, кто они". В его словах сохранялась связь с прошлым, но не было цепкого страха перед новым. Такие стаи могли уходить дальше, чем их предки, и все равно оставаться собой.

Голос, который держал стаю вместе, не был подарком свыше. Он был суммой множества маленьких выборов: кому вы верите, когда страшно, чей крик воспринимаете как команду, чей шепот считаете важнее собственного рычания, вокруг чьих слов собираетесь так же плотно, как вокруг костра. Он был первым черновиком того, что позже станет словами "мы" и "наши".

Мир уже готовился к следующему шагу. Скоро то, что сейчас держится в воздухе и в памяти одного человека, начнут класть на камень и глину. Потом на тонкие полоски кожи и ткани. Потом на листы и в эфир. Слова перестанут растворяться вместе с дыханием, и это изменит саму плотность времени. Голос одного станет голосом многих, переведенным в "так принято", "все говорят", "все знают".

Когда нибудь стаи будущего будут собираться уже не у костра, а у светящихся прямоугольников. Там будут жить голоса, которые кажутся безличными: "общественное мнение", "лента". Но в глубине каждого такого шепота по прежнему будет слышно то же самое движение: желание не остаться одному в темноте и найти слова, вокруг которых можно собраться хоть на одну ночь дольше.

Прежде чем это случится, людскому слуху нужно было привыкнуть к тому, что голос может быть опорой. Не только в бою, но и в том, как жить дальше после него. Здесь, у огня на склоне холма, мир репетировал это впервые.

Глава 7. Город, который не спит

Если бы ты шел к нему ночью, сначала увидел бы не стены. На темном горизонте загорелось бы странное свечение, не похоже на луну и звезды. Вначале – отдельные точки, потом – сплошной светящийся пояс. Мир, который привык к разрозненным кострам, вдруг сложил их в один узел. Так появился город.

Ты подходишь с дороги. Под ногами уже не голый грунт. Сначала утоптанная глина, потом камень, где в щелях застрял мусор дня: солома, уголь, обрывки ткани. Запахи густеют. Жареное зерно, кислое пиво, дым, навоз, пот, река, которая несет в себе все, от чего здесь решили избавиться. Воздух тяжелый, как плотное одеяло, которое накинули поверх ночи.

Город стоит в низине между двумя реками. Днем они блестят, как две длинные змеи. Ночью превращаются в темные полосы, по которым скользят отражения факелов. Сверху он похож на улей. От ворот к центру тянутся улицы-лучи. Между ними густо лепятся дома. Где-то выше остальных поднимаются храмы, склады, башни. По краю тянутся стены. Внутри них человек чувствует себя защищенным и одновременно запертым.

У ворот тебя встречает не просто створка. Здесь – первая граница того, как город делит тела. Страж смотрит не в глаза, а на знаки. На одежду, на повязку, на отметину на коже. Его интересует не то, кому ты когда-то спас жизнь, а есть ли у тебя право войти. Рядом висит деревянная дощечка с насечками. По ней страж сверяется с памятью города, как с голосом, который не перепутаешь.

За воротами шум перестраивается. Днем кричали торговцы, сейчас слышны голоса стражи, глухие удары молотов в мастерских, приглушенные ссоры за тонкими стенами. Город не знает настоящей тишины. Даже когда солнце ушло за холмы, звук не падает до нуля. Он просто меняет рисунок.

Если свернуть от ворот к площади, маршрут станет понятнее. Улица сужается, дома нависают, сверху свисают связки трав, ткани, чужая жизнь. Камня под ногами почти не видно – голые камни прикрыты настилами, досками, слоями мусора и пролитых жидкостей. Шаги множества людей накладываются друг на друга. В этом общем стуке трудно услышать собственное сердце.

Площадь – сердце города, которое гудит даже ночью. Днем оно гонит кровь торговли, ночью – держит ритм. Здесь сходятся потоки людей, грузов, приказов. Здесь же город впервые пробует управлять не только пространством, но и временем.

На одной стороне площади стоят столбы с зарубками. Днем тень от выступа на храмовой стене ползет по ним, показывая, когда пора открывать лавки и когда закрывать ворота. Вечером в определенный момент ударяет колокол. Один удар – пора тушить огни в лавках. Другой – выгонять с площади молчунов и любопытных. Крик стража коротко повторяет то, что уже сделала тяжесть металла. Звук задает телам режим.

Люди постепенно учатся жить по этим невидимым линиям. Кто-то начинает лепить хлеб только после первого удара. Кто-то обязан стоять у ворот, пока не раздастся второй. Кто-то имеет право спать, только когда отзвенит третий. Там, где у кочевой стоянки еще можно лечь, когда устал, город начинает приучать тела вставать и засыпать по сигналу.

От площади путь ведет к самому важному месту города. Не к дворцу и не к храму. К зданию без окон, чуть в стороне, ближе к священному двору. Там хранится его тяжелая память.

Внутри прохладно даже в самый жаркий день. На полу – ровные ряды глиняных табличек. На одних уже застыл рисунок, на других мягкая поверхность ждет, когда по ней проведут тростниковой палочкой. Здесь сидит человек, который снаружи ничем не похож на власть.

Его плечи узкие, спина сутулая, пальцы вечно испачканы глиной. Он плохо держит копье и быстро устает на солнце. Но от его насечек зависит больше, чем от криков на базаре. Сегодня он записывает, сколько мешков зерна привезли с дальних полей и кому их выдадут. Он не пахал землю, не нес мешки на спине, не охранял ворота. Но завтра кто-то будет есть, а кто-то нет, потому что его рука провела на мягкой глине нужное количество линий.

Там, где кочевая стая делила добычу по лицам и голосам, город делит ее по строкам. Каждый мешок, каждый кувшин, каждый человек становится частью списка. Память, которая раньше жила в голове одного старшего, разбирается на части и раскладывается по слоям.

Часть хранится в улицах: дети знают, где можно сбежать от стражи, а где тебя точно поймают. Часть живет в лавках: хозяин помнит, кому продать в долг, а кому никогда. Часть лежит в храмах: там записывают годы хороших и плохих урожаев, знаки в небе, сны властителей. Но именно здесь, среди табличек, память впервые перестает быть голосом и становится насечкой.

К писцу приходят разные люди. Купец, который хочет, чтобы его имя стояло рядом со словом "золото". Солдат, чье право на пай нужно подтвердить. Человек, чьи долги растут, как сорняки.

Тот, кто должен слишком много, однажды оказывается у двери склада. Он много сезонов брал зерно взаймы, надеясь, что следующий урожай будет лучше. Дожди срывались не вовремя, вредители съедали посевы, болели животные. Ему казалось, что он имеет дело со стихией. Но у стихии появились строки.

Страж держит перед ним табличку. На ней – вся его прошлая жизнь в виде аккуратных насечек. Рядом с именем слово "долг" повторяется слишком часто. Пока эти линии стоят, он не может взять ни зерна, ни соли. Спорить с голосом можно. Спорить с царапинами на высохшей глине сложнее. Они лежат так ровно, будто мир сам согласился с тем, что на них записано.

Город дает власти новый инструмент. Тот, кто умеет читать знаки, видит не лица, а ряды. У кого больше долгов, чем имущества. Кто чаще других не выполняет обещания. Кто приносит больше дохода, чем забирает. Для него люди становятся чем-то вроде счёта. С одной стороны, это убирает часть хаоса: можно планировать, сколько зерна нужно, сколько стражников поставить на стены, сколько рук должно выйти на стройку. С другой стороны, чья-то жизнь превращается в цифру, которую проще зачеркнуть, чем понять.

Так в городе рождается новый страх – страх быть вычеркнутым. Раньше самый сильный ужас был связан с тем, что тебя оставят одного в степи или лесу. Здесь одиночество выглядит иначе. Ты можешь жить среди людей и однажды узнать, что твоего имени больше нет в списке тех, кому положен хлеб из городских запасов. Или в списке тех, кто имеет право держать лавку. Или в списке тех, кому можно входить в храм.

Память пространства начинает управлять телами. Уже не только "сюда не ходи, там хищник", а "сюда не ходи, твое имя там не записано". Не только "встань, потому что солнце", а "встань, потому что прозвенел колокол". Не только "устал – сядь", а "сделай еще десять шагов, пока не закончился отмеренный срок на работе".

Если подняться из дома писца по узкой лестнице на одну из башен, город покажет тебе свою ночную сторону. Отсюда он похож на живое животное, которое само себя не отпускает спать.

Внизу тянутся улицы-артерии. Где-то гаснут огни, где-то загораются новые. В одних домах наконец ложатся, тяжело выдыхая. В других кто-то встает, чтобы месить тесто, которое должно быть готово к рассвету. В мастерских не гаснут печи, потому что остывшую печь разжигать дольше, чем подбрасывать уголь всю ночь. Стражи меняются у ворот по сигналу, а не по настроению. Ночные жрецы бормочут свои тексты, потому что "пришло время ночной службы", а не потому что кто-то вдруг захотел сказать богам лишние слова.

Среди стражников, обходящих стены, есть один человек с лишней привычкой – он слушает. Не только то, что снаружи, но и то, что внутри. У него грубый плащ, старый меч и характер, который поднимает лишние вопросы.

Он идет вдоль стены, вглядывается в темноту за пределами, проверяет, нет ли подозрительных огней в степи. Потом задерживает шаг и прислоняется к зубцу. Внизу в это время через ворота проводят караван. Факелы выхватывают из темноты чужие лица. Их одежда другая, голоса звучат иначе, чем у тех, кто здесь родился. Они говорят на ином языке, но с некоторыми все равно удается договориться через жесты и несколько общих слов.

Страж знает, что утром писец запишет, сколько чужих вошло, откуда они приехали, сколько привезли тканей, масел, металлов. С этого дня эти люди перестанут быть просто тенью за стеной. Они станут частью истории города. Их имена, пусть исковерканные, лягут рядом с именами тех, кто здесь живет давно. Город таким образом превращает случайные встречи в насечки, а насечки – в решения.

Ночью город дышит не только звуками, но и повторениями. Колокол бьет в одно и то же время. Страж делает один и тот же круг. Пекарь встает до рассвета, чтобы к первому удару колокола горячий хлеб уже лежал на прилавке. Раб в мастерской знает: после третьего удара его смена заканчивается, даже если тело кричит "хватит" задолго до этого.

Так появляется то, что позже ты назовешь расписанием. Внешний ритм, который постепенно заглушает внутренний. Там, где раньше каждый ориентировался по солнцу, своим силам и голосу старшего, теперь ориентируются по общему сигналу. Время перестает быть только ощущением, оно становится инструментом. Его делят, выдают, отнимают.

Город держится на тех, кто этому подчиняется. На писцах, которые продолжают выцарапывать чужие долги. На стражах, которые пропускают только тех, чьи имена есть в списках. На жрецах, которые читают истории о прошлых наводнениях и войнах, чтобы напоминать: "смотрите, мир всегда был таким". На ремесленниках, которые встают тогда, когда ударил металл, а не когда тело выспалось.

Я смотрел, как город учится использовать эту тяжелую память. Она приносит выгоду. Позволяет хранить больше, чем может удержать одна голова. Делает возможными большие постройки, сложные обмены, распределение труда. Кто-то может подняться на крышу храма, посмотреть на ряды домов и знать, сколько в них примерно людей, хлеба, оружия. Ни один шаман у костра не имел такой обзор.

Но вместе с этим растет невидимая усталость. Чем больше зависит от табличек и ударов, тем меньше остается места для случайного "я так решил". Не потому что почувствовал, а потому что "так записано" и "так положено". Память становится не только опорой, но и поводком. Она удерживает людей в привычных ролях, даже если внутри давно хочется свернуть в сторону.

Иногда ночному стражу на башне хочется сделать то, чего он никогда не сделает. Спуститься вниз, вынести к реке хотя бы одну табличку и бросить в воду. Посмотреть, изменится ли хоть немного рисунок города, если какая-то жизнь перестанет быть строкой. Это желание быстро гаснет. Вместе с рассветом приходит очередной удар колокола, и тела снова встают по сигналу.

Ты живешь гораздо дальше по спирали, но твой мир унаследовал от этого города больше, чем тебе нравится признавать. У тебя тоже есть места, где решают, чье имя останется в списке, а чье исчезнет. У тебя тоже есть здания без окон, где хранятся чужие долги, страхи и ошибки в виде аккуратных строк. У тебя тоже есть звуки, после которых нужно встать, выйти, начать, закончить. Разница только в том, что вместо глины у тебя стекло и свет.

Тогда, в первом городе, никто еще не знал слов "бюрократия", "система", "индустрия". Люди просто радовались тому, что можно пережить зиму, не уходя с насиженного места. Что стены удержат врага, а страж крикнет вовремя. Что можно лечь спать и услышать, как город дышит вокруг. Значит, ты не один.

Город, который не спит, был первым местом, где память перестала принадлежать только живым. Она стала собственностью пространства и ритма. Даже когда все те, кто впервые слушали истории у костра, исчезнут, стены, улицы, таблички и удары будут продолжать говорить: "здесь люди жили так".

И когда один конкретный человек, о котором мы еще поговорим, будет идти по другому городу, гораздо позже, его шаг все равно будет подстраиваться под старые, почти забытые ритмы. Даже если он никогда не слышал о них.

Мир не делает резких скачков. От костра до города и дальше, к фабрикам, станциям, лентам и будильникам, ведет тот же ряд шагов. Сегодня у огня появился голос. Завтра у голоса появилась табличка. Потом вокруг табличек выросли стены. Потом над стенами зазвенели часы, которые управляют телами.

Глава 8. Камни, на которых пишут законы

Город рос и тяжёлел. Там, где раньше хватало слова старшего и таблички с долгами, появилось то, что не хотелось оставлять на волю чужого настроения. У одних стало слишком много зерна, у других слишком много людей под началом, у третьих слишком много оружия. Чем больше становился город, тем опаснее было доверять все это одному голосу, даже если он звучал из храма.

Люди придумали новый способ удержать мир в форме. Они решили, что самое важное должно быть не только в памяти и не только в мягкой глине, которую можно разбить. Нужно было что то, что не так легко сломать, что простоит дольше, чем любой человек. Так в центре города появились камни, на которых начали писать законы.

Их вытаскивали из земли далеко за стенами. Каменотесы неделями обтёсывали глыбы до прямых граней. Сначала это были просто стелы, грубые и тяжёлые, как сама идея справедливости, к которой пытались подобраться. Потом на них начали наносить строки. Мастер с острым зубилом выбивал знаки, которые придумали писцы. Каждый удар отзывался громким звоном, словно сам город прислушивался к тому, что на нем пишут.

Перед храмом, на площади, где обычно шла торговля, поставили первую такую плиту. Ее обмыли водой из обеих рек, окурили дымом смолы, обмазали кровью жертвенного животного. Жрецы говорили, что теперь не только город, но и боги видят эти знаки. Простые люди смотрели снизу вверх и чувствовали в груди странную смесь страха и надежды. Все, что раньше решалось шёпотом или криком, теперь вырастало до высоты человеческого роста.

В законах было много знакомого. Нельзя убивать соседа без причины. Нельзя красть у того, кто делит с тобой одну стену. Нельзя лгать в храме. Многие и так знали это, иначе просто не выжили бы. Но теперь рядом с "нельзя" появлялось "что будет, если". Размер кары вырезали так же тщательно, как сами буквы.

Око за око. Зуб за зуб. Рука за руку. Жизнь за жизнь. Слово, которое ты когда то бросил у костра, теперь могло обернуться против тебя не в виде злых взглядов, а в виде каменного приговора. То, что раньше зависело от настроения старшего или силы шамана, становилось предсказуемым. По крайней мере так казалось тем, кто стоял у подножия плиты, щурясь от бликов на гладкой поверхности.

Однажды к этой плите привели мужчину. Его руки были связаны, глаза смотрели чуть выше голов толпы. Его обвинили в том, что он ночью проник в чужой дом и забрал то, что там было спрятано. В стойбище люди искали бы того, кто видел его в ту ночь, вспоминали бы прошлые его поступки, шептались бы о его семье. В городе все было проще и жёстче. Был дом. Была вещь. Была табличка у писца, где значилось, кому она принадлежит.

Мужчина говорил, что в ту ночь его дети лежали без еды и ждали хоть какого то запаха пищи. Что хозяин дома годами прятал лишнее, пока соседи худели. Что он думал только о том, чтобы никто не умер до утра. Но его слова звучали тихо на фоне камня, на котором одно, гораздо более громкое "нельзя" уже было выбито насовсем. Страж огласил статью. Писец кивнул, сверяясь с копией. Жрец подтвердил, что так "угодно богам".

Приговор был прост. Человек, укравший у другого в ночи, должен лишиться руки, которой он взламывал дверь. Толпа смотрела, не отворачиваясь. Кому то было страшно, кому то интересно. Многие испытывали облегчение. Если такова цена, значит есть порядок. Есть линия, которую никто не имеет права пересекать без последствий. Даже если за этой линией голодный ребенок.

Законы на камне не были одинаковыми для всех. Для богатого, который случайно задавил чужого раба своей колесницей, можно было заплатить серебром. Для бедного, который толкнул сына богача, цена могла быть головой. Камень обещал порядок, но вписывали этот порядок люди. Там, где одна строка была жесткой, рядом всегда находилась другая, которая чуть сгибалась, давая пройти тому, у кого было чем платить.